Научная статья на тему 'Статистическая обработка результатов тестирования студентов бизнес-колледжа на готовность к самореализации в предпринимательской деятельности'

Статистическая обработка результатов тестирования студентов бизнес-колледжа на готовность к самореализации в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистическая обработка результатов тестирования студентов бизнес-колледжа на готовность к самореализации в предпринимательской деятельности»

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖА НА ГОТОВНОСТЬ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. Н. Борисова

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия

Современная семья, выступившая в роли социально-хозяйственной единицы, потребовала раскрытия личностного потенциала каждого из ее членов в семейном бизнесе, способствуя социальной адаптации личности к новым социально-экономическим условиям. Параллельно сложилось новое отношение к каждому члену семьи как субъекту данной деятельности, что породило, по существу, новую важнейшую функцию семьи - персо-налитарную, подразумевающую формирование такого типа семьи, где высшей ценностью выступают индивидуальность личности, ее права и свободы, где созданы условия для творческого развития и самопроявления каждого члена семьи на основе уважения достоинства личности, любви и согласия.

Выполнение персоналитарной функции ориентирует сознание и стремления современных родителей на воспитание ребенка как потенциально актуализирующейся личности, в том числе в бизнес-деятельности. Как показали исследования отечественных ученых, для успешной организации и функционирования в собственном или совместном предпринимательском деле, бизнесмен должен обладать рядом личностных качеств и способностей: деловитость, инициативность, самостоятельность, рискованность, предприимчивость, практичность, конкурентоспособность, ответственность, решительность, смелость, активность (Е. В. Андриенко, Г. Я. Киперман, О. В. Кобяк, С. А. Кузнецов, О. Е. Кутафина, Е. Б. Стародубцев, Б. С. Сурганов). Но как формируются эти качества, когда зарождаются и как преобразуются, практически не исследовано. В связи с чем нами была определена проблема исследования - изучение отношения юношества к возможной самореализации в сфере бизнеса.

Мы полагаем, что на выбор профессии подростком оказывает влияние множество факторов, в том числе статус родителей. В связи с чем считаем необходимым провести исследование в рамках данной проблемы. Нами была разработана анкета-опросник

«Хочу ли я стать бизнесменом?», включающая 17 вопросов, 8 из которых открытые, 9 -закрытые. Вопросы изучают профессиональные предпочтения, отношение к бизнес-карьере, отношение к материальной составляющей бизнес-деятельности, способам использования доходов и т. п. Диагностическое обследование носило комплексный характер, направленный также на оценку качеств, необходимых для предпринимательской деятельности. Эмпирический пакет включал тесты: «Мотивация достижения» (А. Мехра-биан), «Личностная готовность к риску» («PSK» Шуберт) и «Личностная конкурентоспособность». Для обработки анкетных данных использовались программы SPSS v11.50 и Microsoft Excel.

В исследовании приняли участие студенты первого курса (17-18 лет) бизнес-колледжа в количестве 31 человека. По результатам анкетных данных были выделены две группы студентов: первая - чьи родители занимаются бизнесом (I), вторая - чьи родители не имеют бизнес-статуса (II). В каждой группе, в свою очередь, были выделены подгруппы, исходя из критерия субъективной потребности в самореализации в бизнес-деятельности или предпочтения работы в государственных структурах. В I группе 100 % студентов, имеющих родителей бизнесменов, выразили желание продолжить семейный бизнес или организовать собственный. Вторая группа студентов (родители не имеют бизнес-статуса) состоит из двух подгрупп: 1-я (82 % респондентов) объединяет студентов, планирующих в дальнейшем заниматься бизнес-деятельностью, 2-я (12 %) - студенты, стремящиеся профессионально реализовать себя в государственных структурах.

Анализируя результаты диагностики, мы сконцентрировали внимание на трех вопросах, выявляющих отношение студентов к способам использования денежных средств, средствам и способам повышения материальной обеспеченности, а также личностной готовности к риску.

Гипотетически планируя повышение уровня доходов, студенты I группы отдали предпочтение бизнес-деятельности как надежному способу получения прибыли (38 %), поиску высокооплачиваемой работы (31 %), приобретению ценных бумаг (23 %), сдаче в аренду недвижимости (8 %). Респонденты II группы (1-я подгруппа) иерархизируют способы достижения материального благосостояния в следующей последовательности: высокооплачиваемая работа - 78 %, собственный бизнес - 17 %, сдача в аренду недвижимости - 3,3 %. Студенты II группы (2-я подгруппа) рассчитывают повысить свои доходы, прежде всего, за счет трудоустройства на высокооплачиваемую работу. На рисунке

1 графически представлены результаты исследования: по оси абсцисс представлены варианты ответов: 1 - «начну собственный бизнес», 2 - «буду искать высокооплачиваемую работу», 3 - «приобрету ценные бумаги», 4 -«сдам в аренду недвижимость»; по оси ординат количественные показатели качественных предпочтений всех трех групп студентов.

Оценивая отношение студентов к предпочитаемым направлениям использования

денег, приходим к выводу о том, что студенты наиболее отчетливо демонстрировали как уровень уже достигнутого материального благополучия, так и знание о закономерностях развития бизнеса. II группа предполагает, в первую очередь, направить денежные потоки на «приобретение недвижимости» -29 %, расширение бизнеса - 25 %, «помощь близким» - 14 %, «приобретение ценных бумаг» -11 %, открытие «счета в банке», «путешествия» и «покупку золота» - по 7 %. Респонденты II группы 2-й подгруппы направят деньги на: приобретение «недвижимости» - 40 %; «помощь близким» - 30 %; создание «бизнеса», «приобретение модной машины, мебели, одежды и т. д.» и «путешествия» - по 10 %. Студенты I группы предпочитают направить деньги на создание и раскрутку «бизнеса» и «приобретение ценных бумаг» - по 22 %, приобретение «недвижимости» и открытие «счета в банке» -по 14 %, «помощь близким» - 10 %, «общественные нужды» - 8 %, «приобретение модной машины, мебели, одежды и т. д.» - 4 %, «путешествия» и «покупку золота» - по 2 %.

Рис. 1. Групповые предпочтения студентов бизнес-колледжа в способах повышения благосостояния

Таким образом, респонденты II группы 2-й подгруппы распределили способы использования денег по 3 местам: 1) приобретение «недвижимости» - 40 %; 2) «помощь

близким» - 30 %; 3) создание «бизнеса», «приобретение модной машины, мебели, одежды и т. д.» и «путешествия» - по 10 %.

1) недвижимость;

2) бизнес;

3) помощь близким людям;

4) приобретение ценных бумаг;

5) счет в банке;

6) путешествия;

7) покупка золота;

8) направить на общественные нужды;

9) приобретение дорогой одежды

Рис. 2. Предпочитаемые направления использования денег студентами бизнес-колледжа

В диагностике уровня личностной готовности к риску (<ДОК» Шуберта) студенты I и II групп (2-я подгруппа) имеют средний и ближе к низкому уровни склонности к риску (I группа 22 % и 78 % (рис. 3а); II - 25 % и 75 % соответственно (рис. 3в); студенты

II группы 1-й подгруппы имеют низкий уровень (5 %), средний, ближе к низкому (39 %) и средний уровень (56 %) склонности к рис-

ку (рис. 3б). Студенты не готовы рисковать ради достижения цели и риск воспринимают не как действие наудачу в надежде на счастливый исход, а скорее, как возможную опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности [1, с. 55]. Показатели качественно лучше у студентов I группы, имеющих родителей предпринимателей.

а — I группа

б — II группа 1 подгруппа Рис. 3. Склонность к риску

в — II группа 2 подгруппа

Проведенное анкетирование является первым этапом общего исследования проблемы. Анализ результатов показал, что дети бизнесменов имеют представления о необходимых качествах для самореализации в предпринимательской деятельности, более реалистичны во взглядах на материальные блага и средства их достижения, в большей степени готовы к работе в данной сфере, чем их сверстники, чьи родители не имеют бизнес-статуса. На данном этапе эмпирического исследования полученные результаты не отражают в полной мере картины психологической готовности юношества к предпринимательской деятельности, а потому требует-

ся дальнейшее углубленное исследование проблемы, в том числе, в подростковой группе школьников, чья профессиональная идентификация определяется и сферой деятельности родителей.

Литература

1. Борисова О. Н., Вязовова Н. В. Бизнес-статус как ценность и детерминанта самореализации ребенка // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы Девятой Междунар. конф. (заочной). 5 июня 2010 г. / отв. ред. Е. А. Уваров, В. Н. Косырев. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.