Научная статья на тему 'Отношение педагогов к интегрированному обучению дошкольников с нарушенным слухом'

Отношение педагогов к интегрированному обучению дошкольников с нарушенным слухом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карынбаева О. В.

В статье освещена проблема отношения педагогов к интегрированному обучению дошкольников с нарушенным слухом. Изучены преимущества и недостатки процесса организации совместного обучения детей с сохранным и нарушенным слухом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карынбаева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение педагогов к интегрированному обучению дошкольников с нарушенным слухом»

96

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

© Карынбаева О.В.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В статье освещена проблема отношения педагогов к интегрированному обучению дошкольников с нарушенным слухом. Изучены преимущества и недостатки процесса организации совместного обучения детей с сохранным и нарушенным слухом.

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось.

Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Исследования специалистов (Д.В. Зайцев, H.H. Малофеев, М.Н. Назарова, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.) показывают, что успешность интеграции детей с проблемами развития во многом зависит от системы отношений к ним со стороны социального окружения и, прежде со стороны педагогов.

С целью изучения отношения к интегрированному обучению дошкольников с нарушенным слухом нами было проведено анкетирование 30 педагогов Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха и речи» «ВЕРБОТОН» г. Хабаровска.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Педагоги учреждения достаточно осведомлены о сущности интегрированного обучения детей с нарушенным слухом. Все респонденты отметили, что под этим понимается совместное воспитание и обучение детей с проблемами в развитии и нормально-развивающихся в условиях образовательного учреждения. Также 100 % положительный результат был полу-

* Старший преподаватель кафедры Логопедии.

Педагогическая и коррекционная психология

97

чен при ответе на вопрос, отражающий их отношение к организации интегрированного обучения.

Однако, следует указать на то, что мнения педагогов разошлись в вопросе выбора модели интеграции. В большей степени (63 % педагогов) они поддержали модель полной интеграции. Остальные педагоги (37 %) отдали преимущество комбинированной модели интегрированного обучения.

При анализе ответов на вопрос о том, в чем видится смысл интегрированного обучения дошкольников с нарушенным слухом, респонденты выделили положительные и отрицательные стороны данного процесса.

В качестве положительных сторон обучения 16 % педагогов указывали на дальнейшую интеграцию детей с нарушением слуха в среду нормально-развивающихся, общение со сверстниками и возможность их обучения в образовательных учреждениях общего назначения.

Также 23 % педагогов подчеркивали, что преимуществом совместного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом является их социальная адаптация. Они указали, что при такой организации воспитания и обучения они приспосабливаются к жизни в обществе, учатся жить в среде слышащих. По мнению 17 % педагогов при такой форме организации воспитательно-образовательной работы дети данной категории приобретают умения и навыки общения со слышащими сверстниками, учатся находить с ними контакты.

Педагоги (14 %) отмечали, что такой опыт общения оказывает положительное влияние на воспитание милосердия, развитие эмпатии к ближнему у неслышащих детей и развитию толерантности у слышащих. Респонденты указали на то, что у детей с сохранным слухом развиваются сочувствие, сопереживание, милосердие, они проявляют доброту, взаимопомощь, отзывчивость и толерантность. Они отметили, что это большой опыт в жизни детей, который дает возможность понять, что люди бывают разные.

Многие педагоги (30 %) подчеркнули, что такая форма воспитания и обучения благотворно будет влиять на развитие слабослышащих детей (на развитие речи, познавательной активности, на социальное и психическое развитие).

При оценке отрицательных сторон в организации интегрированного обучения часть педагогов (36 %) воздержались от ответа на данный вопрос.

Другие педагоги (23 %) указывали на негативное отношение части родителей слышащих детей к совместному пребыванию. Также они отметили, что такая ситуация приводит к непониманию слышащими детьми данной проблемы, к непринятию таких сверстников в коллективе, нежеланию оказать им помощь и поддержку. Это, по мнению педагогов, затрудняет организацию воспитательно-образовательного процесса.

Отрицательное отношение к интегрированному воспитанию и обучению аргументировалось (20 % педагогов) недостаточной готовностью учителей - дефектологов и воспитателей к проведению совместных занятий.

Также они указывали на проблемы во взаимодействии и преемственности между учреждением с интегрированным обучением и другими общеобразовательными учреждениями (школы, ПТХ техникумы и т.д.).

98

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Свое недовольство по поводу интегрированного воспитания выразили 7 % педагогов, указав на то, что нормально-развивающиеся дети перенимают привычки у детей с нарушенным слухом (писк; сопровождение своей речи жестами; делают вид, что не слышат).

Небольшая часть педагогов (3 %) посчитали, что в процессе совместного воспитания и обучения увеличивается нагрузка на неслышащих детей, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на их состоянии. Другие 3 % педагогов отметили, что при таком обучении уделяется меньше времени нормально - развивающимся детям. С другой стороны, 8 % сделали вывод о том, что недостаточно адекватное поведение некоторых детей с ограниченными возможностями здоровья мешает проведению режимных моментов, отвлекает внимание слышащих детей.

Таким образом, результаты исследования показали достаточно высокую осведомленность педагогов о сущности образовательной интеграции, а также продемонстрировали неоднородность их позиций по вопросу организации интегрированного воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным слухом.

Список литературы:

1. Зайцев, Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев - Саратов, 2003. - 255 с.

2. Малофеев, H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / H.H. Малофеев // Дефектология. - 1997. -№ 4. - С. 3-17.

3. Малофеев, H.H. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен/ H.H. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 2. - С. 86-94.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2000. - 400 с.

5. Шипицына, Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России. / Л.М. Шипицына // Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М., 2001. - С. 56-60.

6. Шматко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушением слуха в России. / Н.Д. Шматко // Хрестоматия Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., 2001. - С. 92-98.

7. Шматко, Н.Д. Для кого может быть интегрированное обучение? / Н.Д. Шматко // Хрестоматия Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. - М., 2001. - С. 98-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.