Научная статья на тему 'Комплексное сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе'

Комплексное сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3159
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / SUPPORT / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INDIVIDUAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Валерия Валерьевна, Кизима Александр Борисович

В статье рассмотрена структура и основные направления комплексного сопровождения детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения. Проанализированы условия необходимые для успешной адаптации детей данной категории в общеобразовательной школе. Определены основные задачи и содержание индивидуальной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершова Валерия Валерьевна, Кизима Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive support for children with hearing impairments in secondary school

The article describes the structure and main direc-tions of integrated support for children with hearing impairments in conditions of inclusive education. This article analyses the conditions necessary for successful adaptation of children in this category in secondary school. Defines the main objectives and content of individual programmes.

Текст научной работы на тему «Комплексное сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе»

УДК 371.3

Ершова Валерия Валерьевна

кандидат психологических наук Ставропольский государственный педагогический институт

Кизима Александр Борисович

средняя общеобразовательная школа № 21, г. Ставрополь ershovavalerya@yandex.ru, sch_21@stavadm.ru

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрена структура и основные направления комплексного сопровождения детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения. Проанализированы условия необходимые для успешной адаптации детей данной категории в общеобразовательной школе. Определены основные задачи и содержание индивидуальной программы.

Ключевые слова: сопровождение, инклюзивное обучение, дети с нарушениями слуха, специальные образовательные потребности, индивидуальная программа.

О бучение детей с нарушенным слухом в общеобразовательной школе дает им возможность на равных условиях получать образовательные услуги, но так же предполагает обязательное специальное психолого-педагогическое сопровождение.

Особенности инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха в настоящее время изучены такими исследователями как Т. С. Зыкова, И.М. Ги-левич, Л.И. Тигранова, Э. И. Леонгард, Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына и др. Ученые подчеркивают, что уровень развития поступающего в школу ребенка с нарушенным слухом может быть различным. Это зависит не только от состояния его слуха и умения им пользоваться, но и от всей истории обучения и воспитания.

По мнению Т. С. Зыковой, инклюзивный вариант обучения рекомендован детям с нарушениями слуха, которые достигают уровня развития, близкого или равного возрастной норме к моменту поступления в школу. Они должны: 1) понимать обращенную к ним устную речь; 2) уметь внятно, понятно для окружающих говорить; 3) иметь дошкольный положительный опыт общения с окружающими детьми [2].

Выбор инклюзивного образовательного маршрута означает, что ребенок с нарушениями слуха получит образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием слышащих сверстников, находясь во взаимодействии с ними и в тот же временной период. Он не будет исключен из общеобразовательного потока и по завершении обучения в школе сможет получить такой же документ об образовании, как и его слышащие сверстники.

Инклюзивное обучение детей с нарушенным слухом необходимо осуществлять в русле эффективного использования потенциала общеобразовательных учреждений, то есть осуществлять процесс сопровождения и мониторинга.

Именно поэтому систематическое психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в процессе обучения их в общеобразовательной школе является непременным условием

для реализации особых образовательных потребностей, формирования полноценных жизненных компетенций.

Комплексное сопровождение в общеобразовательной школе - это система профессиональной деятельности группы специалистов, направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его развития.

Система комплексного сопровождения характеризуется следующими особенностями:

- приоритетностью интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей;

- сопровождение осуществляется специально подготовленными специалистами разных профилей;

- преемственность при переходе ребенка с одной образовательной ступени на другую;

- независимость и автономность в работе каждого специалиста с соблюдением принципа последовательности и преемственности при осуществлении помощи ребенку.

Психолого-педагогическое сопровождение характеризуется принципами системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности [1].

Т.Л. Лещинская в своих исследованиях доказывает, что сопровождение содержательно должно быть личностно ориентированным. С определенной условностью оно может реализовываться в трех функциях: средовое, информационное, личностное [3].

Средовое сопровождение предполагает максимальное приспособление школьной среды к нуждам и потребностям детей. Создавая такую среду для ребенка можно сделать учебу комфортной, и позволить ему в наибольшей степени самоактуализироваться.

Суть информационного сопровождения в том, что необходимо тщательно изучать каждого ребенка, собирать информацию из различных источников, отслеживать динамику развития учеников. Так же важным является обеспечение информационной помощи детям, что требует соблюдения инди-

© Ершова В.В., Кизима А.Б., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

249

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

видуального подхода для повышения эффективности обучения и коррекционной помощи.

Суть личностного сопровождения в том, что необходимо акцентировать внимание на личности ученика, создать условия для того что бы им в полной мере осознавалась его личностная значимость, обеспечивалась возможность его самореализации и самоактуализации, проявились его потенциальные способности. В рамках данного вида сопровождения предполагается использование интерактивных методов обучения, целостных приемов, направленных на активизацию межличностного взаимодействия и сотрудничества в различных группах, содействие формированию целостной личности.

Эффективное сопровождение развития ребенка можно осуществлять только при активном участии семьи, негативные деформации которой могут становиться серьезным препятствием. Реализация сопровождения помогает всем субъектам образовательного процесса в разрешении имеющихся и вновь возникающих проблем.

Осуществление сопровождения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья является элементом инклюзивного обучения. Поэтому одной из приоритетных задач образовательных учреждений является забота о развитии системы комплексного сопровождения.

Изучение психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха Л.П. Назаровой, позволили ей выделить несколько аспектов этого процесса:

- сопровождение взаимодействия детей с нормальным слухом с детьми, имеющими нарушение слуха;

- сопровождение педагогов общеобразовательной школы;

- сопровождение процесса обучения детей с нарушением слуха по общеобразовательным дисциплинам;

- обеспечение специальных образовательных потребностей детей с нарушением слуха (развитие слухового восприятия, формирование произношения);

- сопровождение родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха [4].

Приступая к реализации сопровождения ребенка с нарушениями слуха важно определить его индивидуальный образовательный маршрут и разработать программу коррекционной помощи. При составлении программы должны учитываться: степень потери слуха, уровень развития произносительных навыков; уровень развития лексико-грамматической стороны речи; уровень развития коммуникативных навыков; способность усвоения ребенком учебного материала; уровень развития психических процессов.

Согласно исследованиям Н.Д. Шматко выделяют следующие обязательные направления коррек-

ционной работы, входящие в структуру индивидуальной программы, которая дополняет основную образовательную программу:

- развитие адекватной самооценки и уровня притязаний, представлений о тех возможностях и ограничениях, которые имеются;

- развитие коммуникативных навыков, необходимых при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- развитие социально-бытовой ориентировки, умений, используемых в повседневной жизни;

- помощь в осмыслении картины мира и ее временно-пространственной организации;

- развитие соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей, помощь в осмысление своего социального окружения [6].

В случае возникновения выраженных трудностей в освоении неслышащим ребенком того или иного раздела основной образовательной программы (ФГОС) специалисты могут оперативно дополнять структуру индивидуальной программы соответствующим направлением работы.

В процессе составления индивидуальной программы необходимо опираться на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, на связь с общеобразовательными предметами и усвоенным материалом в общеобразовательной школе. Программа должна иметь развивающий характер и должна быть направлена на облегчение овладением материалом по общеобразовательным предметам.

Задачи индивидуальной коррекционной программы:

- помощь в усвоении тех тем, которые вызывают затруднения в общеобразовательном процессе;

- коррекция звукопроизношения;

- развитие слухового восприятия речи и навыков использования его в коммуникации;

- коррекция вторично нарушенных психических функций слабослышащих детей.

Индивидуальное сопровождение ребенка с нарушениями слуха осуществляется поэтапно.

На первом этапе осуществляется сбор информации о ребенке и анализ полученной информации.

На втором проводится совместная выработка рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса и составляется план комплексной помощи для каждого конкретного ребенка.

На третьем проводится консультирование всех участников сопровождения о способах решения проблем ребенка.

На четвертом выполняются рекомендации всеми участниками сопровождения.

На пятом этапе анализируются результаты проделанной работы [5].

Разные ступени образования предполагают решение различных задач психолого-педагогического сопровождения.

250

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

В начальной школе основными задачами являются: выявление степени готовности ребенка к обучению в школе, помощь в адаптации его к школьным условиям, повышение мотивации учения, развитие самоконтроля и самоорганизации, развитие творческих способностей.

В основной школе основные задачи:

- обеспечение преемственности между этапами школьного обучения;

- адаптация к новым требованиям обучения;

- обеспечение поддержки в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

- оказание помощи в решении проблем личностной сферы, проблем социализации, и формирование жизненной компетентности;

- помощь в налаживании позитивных межличностных отношений с родителями и сверстниками;

- профилактика тревожности, нервозов, деви-антного поведения.

В старшей школе основными задачами являются: диагностика и консультирование по вопросам профильной ориентации и профессионального самоопределения, поддержка в решении экзистенциальных проблем, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

При этом, переходным этапам в развитии и образовании детей, следует уделять особое внимание, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса. Этот уровень характеризуется тем, что ведущую роль в обеспечении необходимой педагогической поддержки ребенка, в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, играют учителя и классный руководитель. Основной целью их деятельности является развитие умения самостоятельно решать проблемные ситуации, профилактика дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. Этот уровень реализуют педагоги-психологи и дефектологи, которые выявляют проблемы в развитии детей и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействуя с учителями, родителями, сверстниками. На этом уровне необходима реализация профилактических программ, осуществление экспертной, консультативной, просветительской работы с администрацией и учителями [6].

В процессе комплексного сопровождения дети с нарушениями слуха активно используют индивидуальную звукоусиливающую аппаратуру.

Решение задач комплексного сопровождения ребенка с нарушенным слухом в учебно-воспитательном процессе не может ограничиваться не-

посредственным взаимодействием специалистов сопровождения с ребенком, но предполагает организацию работы с педагогами и родителями как субъектами образовательного процесса.

Отдельным направлением работы является работа с родителями детей данной категории. Им нужно помочь в усвоении знаний об индивидуальных особенностях их ребенка, оптимальных формах детско-родительских взаимоотношений, обучить их наиболее эффективным методам обучения и воспитания. Родителям рекомендуют посещать коррекционно-развивающие занятия их ребенка с сурдопедагогом. Для обеспечения комплексности в сопровождении ребенка сурдопедагог совместно с психологом разрабатывают систему развивающих заданий в виде игр, которые родители будут реализовывать дома, как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее [1].

Таким образом, рассмотренные особенности реализации комплексного сопровождения дают основание утверждать, что оно является неотъемлемым звеном системы образования. Интенсивное развитие теории и практики комплексного сопровождения обуславливается расширением представлений о целях образования, в которые в настоящее время включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечение физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей.

Библиографический список

1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. - М.: Дрофа, 2008. - 210 с.

2. Зыкова Т.С., Соловьёва Т.А. Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2007. - № 5. - С. 5-12.

3. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития. - Минск: НИО, 2003. - 232 с.

4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

5. Соловьева Т.А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе // Дефектология. - 2005. -№ 5. - С. 44-48.

6. Шматко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России / Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: ООО «Аспект», 2005. -383 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

251

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.