Keywords: innovation, digital economy, innovation development index, non-profit organizations. information technologies, information society, international experience, social networks, Informatization
УДК 364
ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент
(e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Сульдина Валерия Вячеславовна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В статье описаны результаты анкетирования педагогов дополнительного образования детей по отношению их к инновационной деятельности. Описаны виды инновационной деятельности в дополнительном образовании, частота участия в них, описаны основные мотивы инновационной активности и причины, препятствующие вовлечению педагогов в инновационную деятельность. Сделаны выводы о необходимости совершенствования социально-психологического климата учреждений дополнительного образования детей в аспекте отношения к инновационной деятельности.
Ключевые слова: педагог, дополнительное образование, инноваицонная деятельность.
Введение
Инновационная деятельность для современных образовательных организаций выступает одним из важнейших условий их стратегического развития [1, 6]. Посредством инновационной деятельности происходит развитие образовательных организаций, которое выражается не только в освоении новых методов, способов, форм предоставления образовательных услуг, обновлении содержания образования, но и во внедрении новых организационных и управленческих инструментов [3, 12].
Вовлечение в инновационную деятельность в учреждении дополнительного образования представляет сегодня одну из задач руководителя, требующую целенаправленной психолого-педагогической и управленческой поддержки работников образовательного учреждения, которые тем или иным образом осуществляют все процессы инновационного цикла, начиная с поиска и формулировки идеи и заканчивая диффузией инновации [2,
7-11]. В связи с этим интерес представляет мониторинг и оценка готовности педагогов дополнительного образования к осуществлению инновационной деятельности.
Методика исследования
Оценка готовности педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности проводилось с использованием социологических методов - анкетирования и беседы. Целью исследования выступало выявление оценки педагогами дополнительного образования их готовности к осуществлениям различных видов инновационной деятельности. Всего в анкетировании приняло участие 43 работников учреждений дополнительного образования детей.
Результаты и обсуждение
На первом этапе анкетирования участникам были предложены виды инновационной деятельности, в которых могли принимать участие педагогические работники. К ним были отнесены разработка инновационного содержания дополнительного образования, разработка новой образовательной услуги, использование новых форм проведения занятий, участие во внутренних проектах, участие во внешних проектах, в т.ч. сетевых. Ответы опрошенных представлены на рисунке 1.
Полученные результаты демонстрируют, что практически все педагогические работники занимаются обновление содержания реализуемых ими программ, осваивают новые формы занятий и мероприятий. При этом только небольшая часть (40%) из них имели опыт создания новой образовательной услуги, и еще меньшее количество принимают участие во внешних и внутренних инновационных проектах (27% и 37% соответственно).
Внутренние проекты Внешние проекты Новые формы занятий Разработка новой услуги Разработка содержания
12
16
18
31
39
0 5 10 15 20 25 30 35 Количество принимавших участие, чел.
40
45
Рисунок 1 - Количество педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности
Затем определялась частота участия в мероприятиях инновационного характера. Результаты показатели, что в отдельных мероприятиях в качестве участника принимают участие 78% опрошенных, регулярно (раз в полгода) в инновационной деятельности участвуют 37 %, регулярно (раз в год) принимают участие 68%, и постоянно участвуют в инновационной работе лишь 12% опрошенных, в основном это педагоги, занимающие адми-
нистративные должности в учреждениях дополнительного образования детей. Следовательно, наиболее часто педагоги принимают участие в разовых мероприятиях инновационного характера, которые не имеют постоянной основы.
Далее интерес представляли мотивы участия в различных видах инновационной активности, в качестве них педагоги оценивали профессиональное развитие, желание улучшить качество образовательных услуг, возможность дополнительного заработка, новые карьерные перспективы, чувство коллективизма и желание помочь коллективу, давление со стороны руководства и коллег. Ответы опрошенных представлены на рисунке 2.
Давление руководства Коллективизм Карьерные перспективы
Возможность дополнительного заработка Улучшение качества образовательных услуг Профессиональное развитие
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Доля опрошенных, %
Рисунок 2 - Мотивы участия педагогов в инновационной деятельности
Основными мотивами участия в инновационной деятельности для педагогов дополнительного образования стали материальные мотивы - возможность дополнительного заработка (87%) и указание со стороны руководства (82%). На наш взгляд, это снижает интерес и эффективность результатов инновационной работы. Следующим по значимости мотивом выступает желание поддержать инновационные начинания коллектива (78%), стремление улучшить качество образовательных услуг и профессионально развиваться указали соответственно 65% и 64% педагогов.
В конце исследования выявлялись причины, мешающие педагогам дополнительного образования в осуществлении инновационной деятельности, результаты которого представлены на рисунке 3.
Отсутствие материальной компенсации I Позиция руководства I Отсутсвие интереса I Дефицит времени Отсутствие необходимой подготовки
0
Доля опрошенных, %
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рисунок 3 - Мотивы участия педагогов в инновационной деятельности
Превалирование материальной мотивации педагогов дополнительного образования объясняется такими причинами как дефицит времени (85%), отсутствие необходимой подготовки (78%) и отсутствие необходимой материальной компенсации (59%). При этом менее половины опрошенных (45%) указывают на отсутствие интереса к инновационной активности и отмечают недостаточно четко сформулированную позицию руководства (25%).
Выводы и заключение
На основании проведенного исследования могут быть сделаны выводы, позволяющие усовершенствовать работу руководителей по вовлечению педагогов дополнительного образования в инновационную деятельность:
1. У значительной части педагогических работников не сформировано представление о взаимосвязи инновационной деятельности и результатов труда, в т. ч. материальных.
2. Условием вовлечения педагогов дополнительного образования в инновационную деятельность выступает особый социально-психологический климат в коллективе, при котором последняя воспринимается как не как временное мероприятие, а как полноценный вид деятельности.
Список литературы
1. Арламов А. А. Изучение опыта инновационной деятельности в сфере образования (подходы и технологии) : пособие для учителей и организаторов инновационной деятельности. - Краснодар : Краснодар. эксперимент. центр развития образования, 1995. -48 с.
2. Бондаревская Р. С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. № 4. 2009. С. 94-96.
3. Вильданова Ф. З. Инновационная среда как фактор обеспечения инновационной деятельности будущих педагогов (на примере среднего профессионально-педагогического образования): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2000. - 198 с.
4. Гильмидинова Т.В. Педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в учреждении дополнительного образования детей. Автореф. ... канд.пед.н., Краснодар. 2015. 31 с.
5. Голубева О.В., Чайкина Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 48.
6. Иваненко Т.А. Взаимосвязь педагогической культуры и педагогического мастерства // Глобальный научный потенциал. 2017. №10(79). С.12-16.
7. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Мининского университета. 2014. №4.
8. Михалева Н.В., Бодунова Н.В. Инновационная деятельность как одно из условий развития учреждения дополнительного образования детей: хронология инноваций // Сгеёе experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. №1. С. 281-290.
9. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 140-146.
10. Прохорова М.П., Седых Е.П. Методическое обеспечение инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения // Наука и школа. 2017. №3. С.77-84.
11. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 164.
12. Фильченкова И. Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (33). С. 43-50.
13. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений [Текст] / А.В. Хуторской. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.
14. Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании/ Лебедева Т.Е., Прохорова М.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 75-80.
15. Фандрайзинговая стратегия музея/ Прохорова М.П., Лебедева Т.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 125130.
16. Карьерограмма как инструмент развития персонала компании/ Прохорова М. П., Шкунова А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 130-135.
17. Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции/ Шкунова А.А., Прохорова М.П./ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 178-181.
18. Исследование систем управления/ Прохорова М.П.// учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2015.
19. Методическое обеспечение инновационнопроектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.П., Седых Е.П.// Наука и школа. 2017. № 3. С. 77-83.
20. Организационно-педагогические предпосылки развития профессионально-педагогичского образования в структуре регионального кластера/ Прохорова М.П.// Наука Красноярья. 2012. Т. 1. № 5. С. 239-247.
21. Научные основания инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 2 (11). С. 26-35.
Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Bulganina Svetlana Viktorovna, Cand. tech.Sci., associate professor Bulganina Anastasia Evgenievna , student Suldina Valery Vyacheslavovna , student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia ATTITUDE RELATIONSHIPS OF ADDITIONAL EDUCATION TO INNOVATIVE ACTIVITIES
Abstract. The article describes the results of a survey of teachers of additional education of children in relation to their innovative activities. The types of innovation activity in additional education, the frequency of participation in them are described, the main motives of innovation activity and the reasons that prevent teachers from engaging in innovation activity are described. Conclusions about the need to improve the socio-psychological climate of institutions of additional education of children in terms of attitudes towards innovation are made.
Key words: teacher, additional education, innovation activities