Научная статья на тему 'Факторы выбора стратегии учреждения дополнительного образования детей'

Факторы выбора стратегии учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

В статье представлено описание особенностей выбора стратегии развития для учреждения дополнительного образования детей. Приведено описание содержания стратегии, видов стратегий для учреждений дополнительного образования. Перечислены факторы, влияющие на выбора стратегии таких учреждений. Сделаны выводы о целесообразности разработки нескольких стратегий развития учреждений дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы выбора стратегии учреждения дополнительного образования детей»

УДК 658

ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: losalgiris@mail.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: masha.proh@mail.ru)

В статье представлено описание особенностей выбора стратегии развития для учреждения дополнительного образования детей. Приведено описание содержания стратегии, видов стратегий для учреждений дополнительного образования. Перечислены факторы, влияющие на выбора стратегии таких учреждений. Сделаны выводы о целесообразности разработки нескольких стратегий развития учреждений дополнительного образования детей.

Ключевые слова: стратегия, учреждение, дополнительное образование детей.

Введение

Современные учреждения дополнительного образования детей существуют в условиях ужесточающийся конкуренции на рынке образовательных услуг, что обуславливает повышение интереса к грамотному стратегическому управлению их развитием. Руководители учреждений дополнительного образования, ориентированные на долгосрочное эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, должны иметь корректное представление о его имеющемся потенциале, направлениях и степени использования разнообразных ресурсов, способности учреждения адаптироваться к изменениям внешней среды. Поэтому сформированная стратегия развития образовательного учреждения выступает условием завоевания устойчивой конкурентной позиции на рынке образовательных услуг [1, 3,

4, 11].

Несмотря на высокую потребность в применении современных методов и технологий менеджмента в практике управления образовательными организациями, лишь небольшая доля учреждений дополнительного образования детей разрабатывают долгосрочную стратегию развития, разработанную с использованием исследований факторов внешней и внутренней среды, предпочтений потребителей образовательных услуг и пр. Это обуславливает интерес к уточнению факторов выбора стратегии развития для учреждений дополнительного образования детей [16, 18, 19].

Методика исследования

Предлагаемый порядок разработки стратегии учреждения дополнительного образования детей составлен на основе анализа публикаций теоретического и практического характера, в т.ч. Интернет-источников.

Результаты и обсуждение

Понимая под стратегией долгосрочное качественно определенное направление развития учреждения, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, внешней и внутренней среды, обеспечивающее достижение поставленных целей, отметим, что для учреждения дополнительного образования детей стратегическое планирование имеет ряд особенностей, связанных со спецификой деятельности и образовательных услуг учреждения. Зачастую стратегические ориентиры, воплощенные в программе развития учреждения, сформированы на основе внутренних возможностей образовательной организации, и практически не учитывают изменения факторов внешней среды. Кроме того, существует проблема выбора методов и инструментов стратегического анализа, подходящих для образовательных организаций, с которой сталкивается руководитель, поскольку большинство методов ориентированы на коммерческие организации [16, 18, 19].

Разрабатывая стратегию развития учреждения дополнительного образования детей, необходимо ориентироваться на приоритеты стратегии социально-экономического развития в сфере дополнительного образования детей до 2030 года, в число которых включено создание равных «стартовых» возможностей каждому ребёнку для самореализации, создание социальной ситуации развития детей, повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования, интеграция дополнительного и общего образования, развитие инфраструктуры дополнительного образования, увеличение его роли в системе профилактики социально-негативных явлений, безнадзорности и правонарушений.

В соответствии со стратегическими задачами на государственном уровне учреждение дополнительного образования детей может выбрать следующие типы стратегии: наступления, обороны, фокусирования и ликвидации [5, 7, 9].

Стратегии наступательного типа выбирают лидеры регионального рынка услуг дополнительного образования, а также относительно новые учреждения. Основной целью этих стратегий становится завоевание рыночной доли и её расширение. Частными видами этой стратегии являются стратегия лидерства по качеству (продвижение за счет предоставления уникальных образовательных услуг и демонстрации высоких достижений обучающихся), стратегия захвата незанятых пространств (при ориентации образовательного учреждения на новые географические территории и использование новых образовательных технологий), стратегия опережающего удара (выбор уникальной позиции на рынке, исключающей копирование конкурентами). Часто выбор наступательных стратегий сопровождается использованием принципа дифференциации образовательных услуг.

Оборонительные стратегии учреждений дополнительного образования предполагают укрепление позиций, по которым учреждение не способно конкурировать с лидерами регионального рынка или затраты на конкуренцию слишком высоки. Потребность в этой стратегии появляется, когда позиция организации на рынке удовлетворительная или у нее ощущается дефицит средств, для того, чтобы провести агрессивную политику. Для крупных учреждений дополнительного образования такая стратегия применяется для затруднения входа на рынок новых конкурентов, для небольших - означает попытки сохранить достигнутую долю рынка [6].

Стратегии фокусирования предназначены для концентрации на одном или нескольких сегментах рынка и удовлетворении потребностей данной категории потребителей на более высоком уровне, чем у конкурентов. Такой тип стратегии используют такие учреждения дополнительного образования как детские клубы, студии, спортивные школы и пр. [12, 15].

Ликвидационные стратегии используются организациями дополнительного образования, находящимися в кризисных ситуациях (низкий уровень прибыли, слабый педагогический коллектив и др.). В этом случае происходит сокращение количества образовательных услуг, уменьшение рыночной доли, которые часто сопровождаются реструктуризацией учреждения.

При выборе руководителем учреждения дополнительного образования стратегии развития учитываются следующие факторы:

1. Особенности образовательных услуг, их уникальность;

2. Динамика изменения факторов внешней среды: предпочтений обучающихся и их родителей, меры государственной поддержки дополнительного образования, региональные программы и пр.;

3. Ориентации руководства учреждения дополнительного образования детей, выраженные в целях, ценностях;

4. Особенности внутренней структуры и среды учреждения дополнительного образования, которые характеризуют способность учреждения использовать новые возможности;

5. Опыт деятельности учреждения, который формирует отношение к изменениям, развитию, ошибкам при выборе стратегических целей [2, 17].

Выводы и заключение

Таким образом, можно заключить, что стратегия для учреждения дополнительного образования детей является определяющим условием его эффективного функционирования на рынке образовательных услуг. Выбор стратегии характеризуется многофакторностью, поэтому целесообразно разрабатывать несколько альтернативных стратегических решений, позволяющих сделать окончательный выбор.

Список литературы

1. Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление. СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

2. Абраухова В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1997. 279 с.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.

4. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999. - 703 с.

5. Ефремов В. С. Классические модели стратегического анализа и планирования // Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №1-3. - URL: http://www.cfin.ru/press/management.

6. Иванова М. Н. Стратегии развития образовательных организаций // Молодой ученый. 2016. №28. С. 421-423. URL https://moluch.ru/archive/132/36831/ (дата обращения: 08.11.2018).

7. Койн К., Субраманьям С. Как упорядочить процесс разработки стратегии. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy_process.shtml.

8. Костерин А. Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

9. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2007. -800 с.

10. Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей: монография. М.: АПКиПРО, 2003. 132 с.

11. Маракулина И. В., Анфертьева Н. И. Применение методов стратегического анализа при обосновании конкурентной стратегии организации // Концепт. - 2013. - № 08 (август).

12. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 453 с.

13. Прохорова М. П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании // Наука и школа. 2011. № 5. С. 4-6.

14. Смерек В. Я. Как правильно работать с конкурентами. - URL: http://www.iteam.ru/ publications/marketing/section_23/article_3663.

15. Соколова Н. А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей // Модернизация образования: (Проблемы и перспективы): мат-лы регион. науч.-прак. конф. (Оренбург, 28-29 ноября 2002 г.). Ч. 4. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. С. 480-485.

16. Строилова А. С. Формирование конкурентоспособности воспитанника учреждения дополнительного образования детей средствами маркетинговой технологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. №10. Ч.1. С. 116-122

17. Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М.: ИД Вильямс, 2006. 928 с.

18. Туманова К.Р. Проблема оценки качества дополнительного образования детей // Сибирский педагогический журнал. 2012. №1. С.95-98.

19. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2005. 541 с.

20. Хорин А. Н., Керимов В. Э. Стратегический анализ. М.: Эксмо, 2009. 480 с.

21. Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании/ Лебедева Т.Е., Прохорова М.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 75-80.

22. Фандрайзинговая стратегия музея/ Прохорова М.П., Лебедева Т.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 125130.

23. Карьерограмма как инструмент развития персонала компании/ Прохорова М.П., Шкунова А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 130-135.

24. Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции/ Шкунова А.А., Прохорова М.П./ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 178-181.

25. Исследование систем управления/ Прохорова М.П.// учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2015.

26. Методическое обеспечение инновационнопроектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.П., Седых Е.П.// Наука и школа. 2017. № 3. С. 77-83.

27. Организационно-педагогические предпосылки развития профессионально-педагогичского образования в структуре регионального кластера/ Прохорова М.П.// Наука Красноярья. 2012. Т. 1. № 5. С. 239-247.

28. Научные основания инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 2 (11). С. 26-35.

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Shkunova Anzhelika Arkadevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

FACTORS OF CHOOSING A STRATEGY OF INSTITUTION OF ADDITIONAL

EDUCATION OF CHILDREN

Abstract. The article describes the features of the choice of development strategy for the institution of additional education for children. A description of the content of the strategy, types of strategies for institutions of additional education. The factors affecting the choice of strategy of such institutions are listed. The conclusions about the feasibility of developing several strategies for the development of institutions of additional education of children.

Key words: strategy, institution, additional education for children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.