Научная статья на тему 'Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей'

Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1663
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Прохорова Мария Петровна

В статье дано описание сущности, критериев и показателей эффективности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей. Обоснована актуальность формирования совокупности критериев и показателей эффективности управленческой деятельности в соответствии с особенностями деятельности и стратегии развития учреждения дополнительного образования детей. Сделаны выводы о выделении трех основных групп критериев, связанных с развитием педагогического коллектива, развитием ресурсной базы учреждения и привлечением внебюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Прохорова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей»

УДК 364

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент

(e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: masha.proh@mail.ru)

В статье дано описание сущности, критериев и показателей эффективности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей. Обоснована актуальность формирования совокупности критериев и показателей эффективности управленческой деятельности в соответствии с особенностями деятельности и стратегии развития учреждения дополнительного образования детей. Сделаны выводы о выделении трех основных групп критериев, связанных сразвити-ем педагогического коллектива, развитием ресурсной базы учреждения и привлечением внебюджетных средств.

Ключевые слова: эффективность, управленческая деятельность, руководитель, учреждение, дополнительное образование детей.

Введение

Наличие условий жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг предъявляет повышенные требования к управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей [2, 5]. Его основной задачей становится обеспечение эффективного и долгосрочного функционирования учреждения за счет предоставления качественных образовательных услуг, наращивания потенциала образовательной организации, поиска способов адаптации учреждения к изменяющимся внешним условиям [7, 10].

В таких экономических условиях оценка эффективности деятельности руководителя предполагает четкую взаимосвязь его деятельности в экономическими, организационными, ресурсными показателями деятельности учреждения дополнительного образования, которые. В свою очередь, динамичны. Поэтому систематизация критериев оценки эффективности руководителя учреждения дополнительного образования детей является актуальной [9, 13].

Методика исследования

Целью работы является систематизация критериев оценки эффективности деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей. Результаты этой работы могут быть использованы на формирования

критериев эффективности работы руководителя на уровне организации, например, для формирования показателей эффективного контракта.

Систематизация критериев эффективности деятельности руководителя учреждения дополнительного образования была проведена с использованием теоретических методов (анализ источников, по проблеме, в т.ч. Интернет-источников), а также контент-анализа (анализ внутренней документации учреждений дополнительного образования детей).

Результаты и обсуждение

В основе оценки эффективности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей лежит принцип управления по результатам, в соответствие с которым управленческие действия и решения руководителя обеспечивает достижение совокупности конкретных измеряемых результатов, соотносимых, в свою очередь, с показателями развития муниципального и регионального уровня.

Оценивая эффективность управленческой деятельности в учреждении дополнительного образования детей, необходимо уточнить, что такая оценка должна включать, как минимум процессуальные и результативные критерии [3, 11, 14].

В качестве процессуальных критериев оценки эффективности выступают критерии целесообразности как соответствия целей социальному заказу, целостности как характеристика степени интеграции внутри системы управления, вариативности как наличие широких возможностей выбора вариантов и уровней деятельности учреждения, структурированности как использование разнообразных форм и структур осуществления управленческой деятельности, гибкости и адаптивности деятельности учреждения. Показателями, отражающими процессуальные критерии, могут выступать количество программ развития, количество проектов, реализуемых совместно с сетевыми партнерами, динамика заработной платы и качественных характеристик педагогического состава, качество образовательной среды (материально-технической базы, информационного и методического обеспечения образовательного процесса) и др.

Результативные критерии эффективности управленческой деятельности в дополнительном образовании включают критерии удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, управленцев), а также критерии, отражающие стабильность и системность деятельности учреждения. Показателями, отражающими результативные критерии, могут выступать показатели качества образовательной услуги (численность и динамика обучающихся, удовлетворенность всех участников образовательного процесса) и пр. [15].

Процессуальные и результативные критерии эффективности управления приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии и показатели эффективности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей

№ п/п Критерий эффективности Пример показателя эффективности

1. Наличие сформированной системы оценки эффективности деятельности педагогических работников (в форме эффективных контрактов) Количество/доля педагогических работников, оценка которых осуществляется по показателям эффективности их деятельности. Количество/доля педагогических работников, работающих на условиях эффективного контракта.

2. Увеличение заработной платы педагогических работников и перечень мероприятий, направленных на увеличение заработной платы работников образовательного учреждения Соотношение среднего размера заработной платы педагогических работников к средней заработной плате других категорий работников

3. Деятельность руководства по омоложению кадрового состава, привлечению специалистов из других областей, формированию кадрового резерва образовательного учреждения Количество/доля педагогических работников в возрасте до 30 лет образовательного учреждения Количество работников, составляющих кадровый резерв

4. Осуществление деятельности образовательного учреждения действующему законодательству в сфере образования, нормативным правовым документам программного характера Отсутствие или снижение количества предписаний надзорных органов в сфере образования, обоснованных жалоб со стороны потребителей Количество предписаний надзорных органов в сфере образования, исполненных за отчетный период Количество обоснованных жалоб потребителей, удовлетворенных за отчетный период

5. Деятельность по профессиональному совершенствованию педагогических кадров Разработка методического сопровождения образовательного процесса и его обновление (наличие действующей методической служ- Процент педагогических работников образовательного учреждения, имеющих методические разработки, от общего количества педагогических работников Количество публикаций по вопросам методического сопрово-

бы, проведение мероприятий методического характера, своевременное повышение квалификации педагогов) ждения образовательного процесса

6. Наличие в учреждении дополнительных образовательных программ на платной основе Организация работы по привлечению образовательным учреждением внебюджетных средств Количество реализуемых дополнительных образовательных программ на платной основе Количество мероприятий по привлечению внебюджетных средств Размер внебюджетных средств, привлеченных образовательным учреждением за отчетный период

7. Использование внебюджетных средств на развитие инфраструктуры образовательного учреждения (совершенствование материально-технической базы) и создание фонда стимулирования работников образовательного учреждения Привлечение организаций - сетевых партнеров к развитию материально-технической базы образовательного учреждения Объем внебюджетных средств, использованный на обновление материально-технической базы образовательного учреждения Доля средств фонда стимулирования педагогических работников от общей суммы средств, полученных учреждением из всех источников

Выводы и заключение

Таким образом, оценка эффективности управленческой деятельности руководителя учреждения дополнительного образования детей производится на критериях и показателях, отражающих:

1. Способность руководителя создать условия для эффективной деятельности педагогических работников, их профессионального развития, обеспечить достойный уровень оплаты труда;

2. Деятельность руководства по обновлению содержания и методического обеспечения дополнительных образовательных программ;

3. Способность организовать дополнительные способы получения внебюджетных средств, в том числе за счет платных образовательных услуг и сетевого взаимодействия.

Список литературы

1. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование в современной системе образования // Федеральный информационно-методический порта Дополнительное образование. URL: http://dopedu.ru/stati/i5i-20i2-05-23-i9-02-32.html.

2. Буйлова Л. Н. Стандартизация дополнительного образования детей: аргументы «за» и «против» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 4-10.

3. Гильмидинова Т.В. Педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в учреждении дополнительного образования детей. Автореф. ... канд.пед.н., Краснодар. 2015. 31 с.

4. Голубева О.В., Чайкина Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 48.

5. Ерещенко М.В. Актуальные проблемы реализации программ дополнительного образования детей // Современные исследования социальных проблем. 2016. №11-2 (67). С.98-102.

6. Закон «Об образовании в Российской Федерации (утвержден от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3) URL: http: / / dopedu.ru/ component/content/64-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-dop-obrazovaniya/ 249 zakonoproekt.html?Itemid=802.

7. Ильина Т. В. Типы образовательных процессов в УДО как фактор, определяющий показатели его результативности / / Внешкольник. Ярославль. 2001. №1. С. 7-13).

8. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Федеральный информационно-методический порта Дополнительное образование. URL: http://dopedu.ru.

9. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования // Вестник Мининского университета. 2014. №4.

10. Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей. URL: http://www.eduhmao.ru/info/i/3820/24433.

11. Петровский А.М., Прохорова М.П., Хамидулин А.М., Калинкина К.В. Факторы и показатели конкурентоспособности образовательной программы // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №11. Ч.5. С.648-651.

12. Прохорова М.П., Семченко А.А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 26.

13. Радионова Н. Ф., Катунова М. Р. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: методические рекомендации. СПб. : СПб ГДТЮ, 2005.

14. Скрипка Л.П. Развитие системы дополнительного образования детей: проблемы и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58484 (дата обращения: 23.09.2018).

15. Стрижаков П.В. Дополнительное образование сегодня// Дополнительное образование. 2016. No4.

16. Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании/ Лебедева Т.Е., Прохорова М.П.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 75-80.

17. Фандрайзинговая стратегия музея/ Прохорова М.П., Лебедева Т.Е.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 125130.

18. Карьерограмма как инструмент развития персонала компании/ Прохорова М.П., Шкунова А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 130-135.

19. Корпоративная культура образовательной организации: требования и тенденции/ Шкунова А.А., Прохорова М.П./ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5 (31). С. 178-181.

20. Исследование систем управления/ Прохорова М.П.// учебно-методическое пособие / Нижний Новгород, 2015.

21. Методическое обеспечение инновационнопроектной деятельности будущих педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.П., Седых Е.П.// Наука и школа. 2017. № 3. С. 77-83.

22. Организационно-педагогические предпосылки развития профессионально-педагогичского образования в структуре регионального кластера/ Прохорова М.П.// Наука Красноярья. 2012. Т. 1. № 5. С. 239-247.

23. Научные основания инновационно-ориентированного повышения квалификации педагогов профессионального обучения/ Прохорова М.// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 2 (11). С. 26-35.

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia EFFICIENCY OF MANAGEMENT ACTIVITIES LEADERS OF THE ADDITIONAL INSTITUTION CHILDREN'S EDUCATION

Abstract. The article describes the essence, criteria and indicators of the effectiveness of managerial activity of the head of the institution of additional education of children. The relevance of the formation of a set of criteria and indicators of the effectiveness of management activities in accordance with the characteristics of the activities and development strategy of the institution of additional education for children is substantiated. The conclusions are made on the allocation of three main groups of criteria related to the development of the teaching staff, the development of the resource base of the institution and the attraction of extra-budgetary funds.

Keywords: efficiency, management, leader, institution, additional education for children

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.