Robert I. V. In: Vestnik MGPU. Ser.: Informatika i informatizaciya obrazovaniya [Bulletin of Moscow Pedagogical University. Issues on Informatics and informatization of education]. Vol. 5 (2005): 19-27. (In Russian).
Sysoev P. V. In: Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. Vol. 2 (2012): 2-9. (In Russian).
Sysoev P. V., Evstigneev M.N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispolzovaniem novyh informacion-no-kommunikacionnyh Internet-tehnologiy [English language teaching methodology with the use of ICT]. Rostov on Don: Feniks; Moscow: Glossa-Press, 2010. (In Russian).
Sysoev P. V., Evstigneev M.N. In: Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. Vol. 6 (2011): 16-20. (In Russian).
Titova, S. V. Resursy i sluzhby Interneta v prepodavanii inostrannyh yazykov [Internet resources in language teaching]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 2004. (In Russian).
Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart dlya vysshey shkoly [Federal state educational standard for higher education]. Available at: // http://www.akvobr.ru/fgos_dla_vysshei_shkoly.html (Accessed on 2017. 18 Jan. 2017). (In Russian).
Shishkovskaya Yu.V. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University]. Vol. 6 (2011): 14—16. (In Russian).
E. A. Pavlova
Nizhnevartovsk, Russia
ON-LINE RESOURSES IN DEVELOPING FOREIGH LANGUAGE TRACHERS' ICT COMPETENCE
Abstract. The Federal Education Standards in higher school define a competency-based approach as the leading one in modern education. The teacher's task is to organize the educational process so that students can receive, evaluate and use in their practice a large amount of useful information, i.e. more hours are given to independent work of students.
The article considers the ways to develop the foreign language teachers' ICT competence thanks to the active introduction of the informational and communication technologies.
The author shares his own experience how to teach students independently acquire and develop skills while practicing some free on-line instrumental programs. Students become more autonomous in the creation of educational content and interaction with the other members of the learning process. The teacher acts as the moderator of all training activities, he provides 'feedback'.
The article presents a wide range of ICT technologies using on-line resources to help future teachers learn important computer programs for planning English lessons at various levels: creating 'clouds of words', mind maps, interactive exercises and language tests, making up thematic crosswords and multimedia presentations, etc. The use of on-line resources in the process of solving the professionally-oriented teaching tasks ensures the formation of students' ICT competence, they improve their skills and creative self-development.
Key words: ICT competence; blended education; independent work; information technologies; educational network tools.
About the author: Elena Alexandrovna Pavlova, Associate Professor Department of Linguistics and Translation Studies.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University
Павлова E. А. Использование онлайн-ресурсов для формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей английского языка // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. №2. С. 43-48.
Pavlova Е. A. On-line resourses in developing foreigh language teachers' ict competence // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 43-48.
УДК 378.1 М. П. Прохорова, С. В. Булганина
Нижний Новгород, Россия
ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ АБИТУРИЕНТАМИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию инноваций в профессиональном образовании и оценке влияния внедренных образовательных инноваций на выбор образовательного учреждения абитуриентами. Предмет исследования - восприятие образовательных инноваций абитуриентами педагогического вуза. Целью исследования выступало определение степени влияния знаний абитуриентов об образовательных инновациях, используемых в образовательной организации, на их выбор образовательного учреждения. Задачами исследования являлись определение осведомленности абитуриентов об образовательных инновациях, определение места образовательных инноваций среди критериев выбора вуза абитуриентами, определение готовности абитуриентов к обучению с использованием образовательных инноваций.
Исследование было проведено с использованием анкетирования в марте 2016 г. Выборка респондентов составила 142 школьников Нижнего Новгорода в возрасте от 13 до 18 лет. Анкеты обрабатывались статистическими методами, формировались сводные таблицы и проводилась графическая интерпретация резуль-
татов. В ходе исследования выявлялись критерии выбора образовательного учреждения, осведомленность школьников о целях, содержании и возможных видах инноваций в профессиональном образовании, мнение абитуриентов о необходимости обновления образовательных программ вуза, отношение школьников к уровневым заданиями и индивидуальным образовательным траектория обучения, заинтересованность абитуриентов в использовании инновационных образовательных технологий, а также инновационные образовательные технологии, которые в наибольшей степени интересны для будущих студентов.
По итогам исследования были получены следующие результаты: в целом школьники адекватно понимают сущность и необходимость образовательных инноваций в образовательном процессе (что связано с активным внедрением инноваций и в современной школе); образовательные инновации не рассматриваются абитуриентами как важный критерий выбора образовательной организации для дальнейшего образования; абитуриентам интересны возможности электронного/дистанционного обучения, выбора содержания образования и построения индивидуальных образовательных траекторий, применения активных методов обучения, участия в проектной и научно-исследовательской деятельности.
На основании результатов проведенного исследования сформулированы рекомендации по продвижению образовательных инноваций на рынке образовательных услуг. Образовательные инновации целесообразно позиционировать как способы эффективной организации образовательного процесса, которые позволяют повышать качество профессиональной подготовки. В статье представлены конкретные рекомендации по позиционированию образовательных инноваций вузом для продвижения его на рынке образовательных услуг. Материалы исследования могут представлять интерес для исследователей, которые занимаются изучением проблем внедрения инноваций в образовательный процесс вуза, позиционирования и продвижения инновационных образовательных услуг.
Ключевые слова: инновации; профессиональное образование; восприятие; абитуриент; образовательные технологии; образовательное учреждение.
Сведения об авторах: Мария Петровна Прохорова1, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента; Светлана Викторовна Булганина2, кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента.
Место работы: '^Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина.
Контактная информация: 603083, г. Нижний Новгород, ул. Прыгунова, д. 25, e-mail: masha.prohi®,mail.ru ; 603115, г. Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, д. 23, e-mail: [email protected].
Способность к созданию и успешному применению в образовательном процессе разнообразных инноваций является в настоящее время важнейшим конкурентным преимуществом образовательных организаций, обеспечивающим востребованность основных и дополнительных образовательных программ.
Образовательные инновации представляют собой процесс и результат целенаправленных, эффективных изменений на основе новшеств, обеспечивающих качественное обновление и развитие отдельных компонентов и целостной системы профессионального образования. Основой образовательной инновации выступает новшество, т.е. идея, результат прикладных и фундаментальных исследований, экспериментальных и теоретических разработок в сфере профессионального образования, воспитания, управления, технологий, которое обеспечивает высокую эффективность и развитие системы профессионального образования (Прохорова, Шкунова 2016).
Такие инновации повышают качество профессионального образования посредством создания таких педагогических систем, которые отвечают потребностям общества, позволяют эффективно воспроизводить научный, производственный, интеллектуальный потенциал. Главным критерием определения образовательной инновации является получение дополнительного эффекта от ее реализации, который проявляется в повышении качества образования, оптимизации расходов различных видов ресурсов, повышении управляемости образовательного процесса. При этом новизна
образовательных инноваций может варьироваться от локальной до абсолютной (Прохорова, Сем-ченко 2015).
Высокая значимость образовательных инноваций в работе современных образовательных организаций обуславливает необходимость использования их в качестве инструментов продвижения образовательных организаций на рынке образовательных услуг.
Маркетинговая деятельность образовательной организации выступает как философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействия с потребителями услуг, способ обеспечения свободного выбора приоритетов, ценностей и действий всех участников рынка. Это отношения и взаимодействия, позволяющие удовлетворить потребности: индивида - в образовании, образовательной организации - в существовании и развитии, общества - в воспроизводстве кадрового потенциала (Литвинова 1995; Цверов, Булганина 2007).
В свою очередь, маркетинг образовательных услуг представляет собой исследование, планирование, осуществление и контроль за тщательно сформулированными программами, предназначенными для добровольного обмена ценностями между образовательными заведениями и их клиентами с целью достижения стремлений образовательных организаций (Прохорова 2015).
В рамках маркетинга образовательных услуг образовательные организации исследуют потребности потенциальных потребителей и партнеров, формулируют имеющиеся конкурентные
преимущества, позиционируют инновационные образовательные услуги на рынке, формируют новые ценности образовательного процесса для всех заинтересованных сторон.
Одним из вопросов, связанных с использованием образовательных инноваций как инструментов маркетинга, выступает вопрос о восприятии образовательных инноваций абитуриентами как потенциальными потребителями образовательных услуг. Решение поставленного вопроса имеет принципиальное значение для определения способов позиционирования и продвижения образовательных инноваций с целью повышения конкурентоспособности образовательной организации (Булганина и др. 2015а; Булганина и др. 2015Ь).
Для получения ответа на этот вопрос было проведено исследование восприятия абитуриентами образовательных инноваций.
Исследование проводилось методом анкетирования в марте 2016 г. Выборка респондентов составила 142 школьника Нижнего Новгорода в возрасте от 13 до 18 лет.
Цель социологического исследования - определение степени влияния знаний абитуриентов об образовательных инновациях, используемых в образовательной организации, на их выбор образовательного учреждения.
Значимость критериев выбора образовательного
Задачи исследования:
- определение осведомленности абитуриентов об образовательных инновациях;
- определение места образовательных инноваций среди критериев выбора вуза абитуриентами;
- определение готовности абитуриентов к обучению с использованием образовательных инноваций.
Анкеты обрабатывались статистическими методами, формировались сводные таблицы и проводилась графическая интерпретация результатов (Булганина 2014а). Анализ проводился в целом по респондентам и с выделением целевых групп абитуриентов - старшеклассники (75 человек - 53% от выборки в возрасте от 16 до 18 лет) и учащиеся среднего звена школы (67 человек -47% от выборки в возрасте от 13 до 15 лет). Опишем результаты исследования более подробно.
Абитуриенты Нижнего Новгорода руководствуются следующими критериями выбора образовательного учреждения - это профилизация, учитывающая интерес к будущей профессии, престижность и стоимость обучения, что показано в таблице 1 и на рисунке 1. Высокий процент использования образовательных инноваций в процессе обучения не является лидирующим в выборе вузов абитуриентами.
Таблица 1
учреждения абитуриентами Нижнего Новгорода
Критерии Количество ответов Место значимости
Специализация, учитывающая интерес к будущей профессии 101 1
Престижность 73 2
Стоимость обучения 54 3
Месторасположение 35 4
Советы друзей / знакомых / родственников 30 5
Высокий процент использования образовательных инноваций в процессе обучения 27 6
Наличие базы практик 27 7
месторасположение
наличие базы практик
высокий процент использования образовательных инноваций в процессе обучения
советы друзей / знакомых / родственников
специализация, учитывающая интерес к будущей профессии
среднее звено | старшеклассники общий итог
стоимость обучения престижность
50
100
150
Рис. 1. Критерии выбора образовательного учреждения абитуриентами Нижнего Новгорода
Более половины абитуриентов (73%) имеют представление о том, что такое образовательные инновации. 44% опрошенных смогли пояснить, какие именно образовательные инновации они знают, однако 10% из них знают только об инновациях, которые реализуются в школе (были названы интерактивное обучение - онлайн-уроки и тесты, вебинары и чаты, НОУ, творческие проекты, тренинги, доклады с презентациями, дискуссии, оснащение классов компьютерами, проекторами и электронными досками, поступление в вуз по результатам ЕГЭ, наличие электронного дневника) (Шкунова, Бурлакова 2015).
89% школьников согласны с утверждением, что «образовательные инновации направлены на повышение качества профессиональной подготовки обучающегося» (рис. 2). 79% абитуриентов считают, что внедрение образовательных инноваций направлено на наиболее полное удовлетворение потребностей всех участников образователь-
ного процесса, что является более справедливым с точки зрения маркетинга образовательных услуг (рис. 3).
36% школьников (51 человек) считают, что необходимо ежегодно обновлять образовательные программы, 28% (40 человек) - раз в два года, по 18% абитуриентов - раз в три года и реже (рис. 4). Нужно отметить, что старшеклассники считают необходимым пересмотр программы через более долгий период - до трех лет, а ученики среднего звена полагают, что это необходимо делать раз в два-три года.
Большинство опрошенных абитуриентов (74%) оценивают уровень своих знаний как средний (рис. 5), при этом половине респондентов (52%), как старшеклассникам, так и ученикам среднего звена школы, интересно выполнять научно-исследовательские (НОУ) и творческие проекты (рис. 6).
да
| нет
общий итог
старшеклассники
среднее звено
Рис. 2. Распределение ответов абитуриентов, считающих, что образовательные инновации направлены на повышение качества профессиональной подготовки обучающегося
100% 80% 60% 40% 20% 0%
|2 5
23 14 9
112 59 53
преподавателей / педагогов / учителей
обучающихся
I всех участников образовательного процесса
✓
сЯ
Рис. 3. Участники образовательного процесса, за счет которых достигается внедрение образовательных инноваций
реже, чем раз в 3 года раз в 3 года раз в 2 года ежегодно
О 20 40 60
Рис. 4. Оценка периодичности пересмотра образовательных программ
среднее звено I старшеклассники общий итог
150
100
I низкии средний |высокий
общий итог старшеклассники среднее звено
Рис. 5. Самооценка школьниками уровня своих знаний
среднее звено старшеклассники общий итог
| нет
0
50
100
150
Рис. 6. Интерес школьников к выполнению научно-исследовательских работ и творческих проектов
Мнения школьников на то, что все практические задания по изучаемым предметам должны быть уровневыми, т.е. рассчитанными на высокий, средний и низкий уровни знаний, разделились. Только 10% респондентов считают, что «должны быть единые задания для всех, рассчитанные на средний уровень знаний», по 40% проголосовали за варианты «да, должны учитываться способности обучающегося» и «частично (50/50%), в рамках изучаемых предметов могут быть и сложные, и легкие темы» (рис. 7). Если бы ученики стали выполнять уровневые задания, то большинство (70% респондентов) выбирали бы в соответствии со своим уровнем знаний, что показано в таблице 2.
При ответе на вопрос о предпочтительной форме обучения (традиционной или инновационной) мнения абитуриентов разделились почти поровну, что отражено на рисунке 8. Около 87% опрошенных считают, что часть практикумов и лабораторных работ должны проходить в реальных условиях (в организациях и на производственных предприятиях).
Оценивая образовательные технологии, которые вызывают наибольший интерес, школьники всем видам поставили оценки выше средней (оценивали по 5-балльной системе, где 1 - минимальный балл, 5 - максимальный), при этом наибольший интерес вызвали дискуссии, тренинги, электронное и проектное обучение (табл. 3, рис. 9).
среднее звено
старшеклассники
общий итог
■ да, должны учитываться способности обучающегося
| частично (50/50 %), в рамках изучаемых предметов могут быть более сложные и легкие темы
| нет, должны быть единые задания для всех, рассчитанные на средний уровень знаний
0
50
100
150
Рис. 7. Оценка абитуриентами необходимости использования в образовательном процессе уровневых заданий
Таблица 2
Предпочтения школьников в выборе уровневых заданий
Выбор заданий для выполнения Общий итог, человек Старшеклассники, человек Среднее звено, человек
в соответствии со своим уровнем знаний 104 60 44
выше своего уровня знаний (решать задания повышенной сложности, олимпиадные и т.п.) 30 12 18
ниже своего уровня знаний (те, что являются наиболее простыми) 8 3 5
0 )
70 42 28
72 33 39
сЯ
инновационная традиционная
Рис. 8. Предпочтения школьников в выборе формы обучения
Таблица 3
Оценка заинтересованности абитуриентов в использовании инновационных образовательных технологий
Образовательные технологии Общий итог Старшеклассники Среднее звено
электронное обучение 3,8 3,8 3,9
проблемное обучение 3,3 3,2 3,4
дискуссии 3,9 4,0 3,8
тренинги 3,9 4,1 3,8
работа в малых группах 3,5 3,7 3,4
проектное обучение 3,8 3,9 3,8
деловые игры 3,7 3,8 3,6
кейс-ста ди 3,6 3,9 3,3
4,0 3,8 3,6 3,4 3,2
3,0
¿Г
/ У 9
•г
••о"
З»1
У
Ж
г»
<8
I общий итог
Рис. 9. Предпочтения школьников в использовании инновационных образовательных технологий
Абитуриенты считают, что для адекватного оценивания выполняемых заданий должны применяться следующие оценочные технологии (проранжированы в порядке убывания ответов респондентов):
1. четырехбалльная шкала (75%);
2. тестирование (43%);
3. портфолио (31%);
4. рейтинговая система (27%);
5. самоанализ / рефлексия (27%);
6. экспертные оценки (17%).
Оценивая готовность самостоятельного выбора образовательной траектории, можно отметить, что половина абитуриентов (50%) готовы выбирать дисциплины и модули в соответствии со своими интересами, 18% - готовы выбирать уровень сложности заданий в рамках конкретных тем, треть (33%) затруднились ответить и 5% не готовы (рис. 10).
затрудняюсь ответить
готов выбирать уровень сложности заданий в рамках конкретных тем
готов выбирать дисциплины и модули в соответствии со своими интересами
не готов
1
общий итог старшеклассники среднее звено
0 20 40 60 80 100 120 140 160
Рис. 10. Оценка готовности самостоятельного выбора образовательной траектории абитуриентами Нижнего Новгорода
При ответе на открытый вопрос о том, какие инновации необходимо внедрять в учебный процесс в образовательном учреждении, были получены такие формулировки:
- «улучшение программы образования»;
- «инновационные программы, которые сильнее вовлекают учеников в образовательный процесс»;
- «стиль обучения должен меняться»;
- «акцент на самообразование»;
- «система дистанционного обучения»;
- «электронная библиотека»;
- «проектное обучение, деловые игры, тренинги»;
- «кейс-стади»;
- «электронное / онлайн-обучение»;
- «оснащение оргтехникой, оснащение лабораторных по физике и химии»;
- «переход на электронные учебники / планшеты и электронные книги вместо учебников»;
- «возможность выбора для обучения определенных предметов»;
- «прохождение занятий на предприятиях / практикумы в реальных условиях / экскурсии в лаборатории и в музеи "занимательных наук" / ЗБ-экскурсии по вузу»;
- «рейтинговая система оценки знаний».
Подводя итоги социологического исследования, нужно отметить следующее:
1. В целом школьники адекватно понимают сущность и необходимость образовательных инноваций в образовательном процессе. Это связано с тем, что в современной школе образовательные инновации также активно внедряются.
2. Образовательные инновации не рассматриваются ими как важный критерий выбора образовательной организации для дальнейшего образования. Это связано с тем, что абитуриенты недооценивают важность образовательных инноваций в обеспечении качества образования.
3. Школьникам интересны возможности, которые обеспечиваются образовательными инновациями - возможности электронного/дистанционного обучения, возможность выбора содержания образования и построения индивидуальных образовательных траекторий, возможности активных методов обучения, возможности проектной и научно-исследовательской деятельности.
На основании результатов проведенного исследования можно сформулировать рекомендации по продвижению образовательных инноваций на рынке образовательных услуг.
Образовательные инновации целесообразно позиционировать как способы эффективной организации образовательного процесса, которые позволяют абстрактно «повышать качество образования», а именно:
- оптимально использовать учебное время за счет удаленного доступа к образовательным услугам и необходимым ресурсам;
- оптимально планировать собственный образовательный маршрут;
- обеспечивать освоение необходимых профессиональных компетенций на реальных базах практик;
- принимать участие в реальных исследовательских и производственных проектах.
ЛИТЕРАТУРА
Булганина С. В. 2014а. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации 12-3 (44), 161-164.
Булганина С. В. 2014b. Учебно-методический комплекс «Маркетинговые исследования» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». Т. 1. № 12(67), 78-80.
Булганина С. В., Лебедева Т. Е., Егоров Е. Е. 2015а. Исследование предпочтений абитуриентами маркетинговых коммуникационных инструментов при проведении профориентационной работы в вузе // Лебедева Т. Е. (отв. ред.) Инновационные технологии управления: Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. К.Минина, 69-72.
Булганина С. В., Лебедева Т. Е., Урбанова A. M. 2015b. Исследование практики применения методов маркетинговых коммуникаций вуза при привлечении абитуриентов // Вестник Мининского университета 4 (12), 2-5.
Литвинова 77. Н. 1995. Маркетинг образовательных услуг / Литвинова П. Н., Пилипенко В. И., Шереме-това В. В., Андреев В. И. 3-е изд., перераб. Санкт-Петербург: Респекс.
Прохорова М. П. 2015. Маркетинг инноваций в профессиональном образовании // Лебедева Т. Е. (отв. ред.) Инновационные технологии управления: Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. К.Минина, 109-111.
Прохорова М. П., Семченко А. А. 2015. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования // Вестник Мининского университета 4 (12), 12-16.
Прохорова М. П., Шкунова А. А. 2016.Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования 1, 106-109.
Цверов В. В., Булганина С. В. 2007. Маркетинговое исследование конкуренции на нижегородском рынке образовательных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта 21, 142-149.
Шкунова А. А., Бурлакова Ю. В. 2015. Анализ информационной насыщенности сайтов вузов // Наука, техника и образование 9 (15), 46-49.
Egorov Е. Е., Lebedeva Т. Е., Bulganina S. V., Vasilyeva L. I. 2015. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies T. 8. № 5, 191-204.
REFERENCES
Bulganina S. V. In: Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Current research and innovations]. Vol. 12-3 (44) (2014a): 161-164. no. 12-3 (44). (In Russian).
Bulganina S. V. In: Hroniki obedinennogo fonda jelektronnyh resursov Nauka i obrazovanie [Chronicles of joint resource fund for science and education] Vol. 1 No. 12(67) (2014b): 78. (In Russian).
Bulganina S. V., Lebedeva T.E., Egorov E.E. In: Innovacionnye tehnologii upravlenija sbornik statej po materia-lam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative management: Proceedings of the II National research conference]. Nizhny Novgorod: NGPU im. Minina, 2015a. p. 69-72. (In Russian).
Bulganina S. V., Lebedeva T.E., Urbanova A.M. In: Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University]. Vol. 4 (12) (2015b): 2. (In Russian).
Litvinova P. N. Marketing obrazovatel'nyh uslug [Marketing of educational services]. Saint Petersburg: Respeks, 1995. (In Russian).
Prohorova M. P. In: Innovacionnye tehnologii upravlenija sbornik statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative management: Proceedings of the II National research conference]. Nizhny Novgorod: NGPU im. Minina, 2015. p. 109-111 (In Russian).
Prohorova M. P., Semchenko A. A. In: Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University], Vol. 4(12) (2015): 12-16 (In Russian).
Prohorova M. P., Shkunova A. A. In: Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International journal of experimentl education]. Vol. 1 (2016): 106-109. (In Russian).
Cverov V. V., Bulganina S.V. In: Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta [Bulletin of Volga state University of Volga Transport]. Vol. 21 (2007): 142-149. (In Russian).
Shkunova A. A., Burlakova Ju. V. In: Nauka, tehnika i obrazovanie [Science, technology and education]. Vol. 9(15) (2015): 46-49. (In Russian).
Egorov E. E., Lebedeva T. E., Bulganina S. V., Vasilveva L. I. In: International Education Studies. Vol. 8. No. 5 (2015): 191-204.
M. P. Prokhorova, S. V. Bulganina
N. Novgorod, Russia
PERCEPTION OF EDUCATIONAL INNOVATIONS BY PROSPECTIVE STUDENTS
Abstract. Article is devoted to research of innovations in professional education and an assessment of influence of the introduced educational innovations at choice of educational institution by prospective students. Object of the research - perception of educational innovations by prospective students of pedagogical higher education institution. As a research objective definition of extent of influence of knowledge of prospective students of the educational innovations used in the educational organization at their choice of educational institution acted. Research problems were definition of awareness of prospective students on educational innovations; definition of the place of educational innovations among criteria of the choice of higher education institution by entrants; determination of readiness of prospective students for training with use of educational innovations.
Research has been conducted with use of questioning in March, 2016. Selection of respondents has made 142 school students of Nizhny Novgorod aged from 13 till 18 years. Questionnaires were processed by statistical methods, summary tables were formed and graphic interpretation of results was carried out. During research criteria of the choice of educational institution, awareness of school students on the purposes, contents and possible types of innovations in professional education, opinion of prospective students on need of updating of educational programs of higher education institution, the relation of school students to-level tasks and individual educational a training trajectory, interest of entrants in use of innovative educational technologies, and also innovative educational technologies which are most interesting to future students came to light.
Following the results of research the following results have been received: in general school students adequately understand essence and need of educational innovations for educational process (that it is connected with active introduction of innovations and at modern school); educational innovations aren't considered by prospective students as important criterion of the choice of the educational organization for further education; possibilities of electronic/distance learning, the choice of content of education and creation of individual educational trajectories, applications of active methods of training, participation in design and research activity are interesting to entrants.
On the basis of results of the conducted research recommendations about advance of educational innovations in education market are formulated. It is expedient to position educational innovations as ways of the effective organization of educational process which allow to increase quality of vocational training. Concrete recommendations about positioning of educational innovations by higher education institution for his advance in education market are presented in article. Materials of research can be of interest to researchers who are engaged in studying of problems of introduction of innovations in educational
Key words: innovations; professional education; perception; prospective students; educational technologies; educational institution.
About the authors: Maria Petrovna Prokhorova1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Innovative Technologies of Management; Svetlana Viktorovna Bulganina2, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Innovative Technologies of Management.
Place of employment: Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University1'2
Прохорова M. П., Булганина С.В. Восприятие образовательных инноваций абитуриентами // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 48-56.
Prokhorova М. P., Bulganina S. V. Perception of educational innovations by prospective students // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2017. No. 3. P. 48-56.