Научная статья на тему 'Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ'

Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2410
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ / YOUNG TEACHER / EDUCATION / TEACHING PROFESSION / SOCIO-DEMOGRAPHIC AND PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF YOUNG TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеткина Ирина Анатольевна, Захарова Елена Юрьевна, Окунева Нина Ивановна

Социологическое исследование «Как живёшь, молодой педагог?» было проведено Лабораторией качества жизни Забайкальского государственного университета в октябре-ноябре 2014 г по заказу Забайкальского краевого комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. В ходе выполнения эмпирического исследования была определена выборочная совокупность респондентов, выбран методический инструментарий для проведения социологического исследования, обработаны результаты проведённого исследования. Опрошено 347 молодых педагогов из числа педагогов, воспитателей, работников системы дополнительного образования Забайкальского края в соответствии с процедурой выборочного исследования (доверительная вероятность (точность) составила 95 %, доверительный интервал (погрешность) в пределах ±5 %). Проведённое социологическое исследование позволило составить социально-демографический портрет молодых педагогов Забайкальского края, работающих в образовательных организациях. По гендерному признаку среди молодых педагогов преобладают женщины (83,0 % от общего количества опрошенных), молодые педагоги-мужчины составили 17,0 % от общего количества опрошенных. Основной возрастной группой молодых педагогов являются учителя в возрасте от 18 до 24 лет (49,9 % от общего числа опрошенных). Лица в возрасте от 24 до 30 лет, работающие в школе, составили 39,9%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеткина Ирина Анатольевна, Захарова Елена Юрьевна, Окунева Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young Teachers Attitude to the Teaching Profession: Sociological Analysis

Case study «How are you, young teacher?» was held by the Laboratory of life quality of Transbaikal State University in October November 2014, within the task of Zabaikalsky Regional Committee of the Trade Union of Public Education and Science of the Russian Federation. In the course of empirical research the selective totality of respondents was defined, methodological tools to conduct sociological research was selected, results of the study were processed. 347 young teachers among the teachers, educators, workers of additional education of Zabaikalsky Krai were interviewed in accordance with the procedure of selective research (confidence level (accuracy) was 95 %, confidence interval (error) within ±5 %). The sociological study made young teachers' socio-demographic portrait of Zabaikalsky Krai, working in educational institutions. According to the gender feature, women are dominated among young teachers (83,0 % of total respondents), young male teachers 17,0 % of the total number of respondents. The main age group of young teachers are teachers aged 18 to 24 years (49,9 % of total respondents). The percentage of persons aged between 24 and 30 years, working in the school, was 39,9 %.

Текст научной работы на тему «Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ»

Ирина Анатольевна Щеткина1,

кандидат социологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г.Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected] Елена Юрьевна Захарова, доктор философских наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: [email protected] Нина Ивановна Окунева, кандидат социологических наук, Забайкальская краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ (672000, Россия, г. Чита, ул. Ленина, 90), e-mail: [email protected]

Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ2

Социологическое исследование «Как живёшь, молодой педагог?» было проведено Лабораторией качества жизни Забайкальского государственного университета в октябре-ноябре 2014 г по заказу Забайкальского краевого комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. В ходе выполнения эмпирического исследования была определена выборочная совокупность респондентов, выбран методический инструментарий для проведения социологического исследования, обработаны результаты проведённого исследования. Опрошено 347 молодых педагогов из числа педагогов, воспитателей, работников системы дополнительного образования Забайкальского края в соответствии с процедурой выборочного исследования (доверительная вероятность (точность) составила 95 %, доверительный интервал (погрешность) в пределах ±5 %). Проведённое социологическое исследование позволило составить социально-демографический портрет молодых педагогов Забайкальского края, работающих в образовательных организациях. По гендерному признаку среди молодых педагогов преобладают женщины (83,0 % от общего количества опрошенных), молодые педагоги-мужчины составили 17,0 % от общего количества опрошенных. Основной возрастной группой молодых педагогов являются учителя в возрасте от 18 до 24 лет (49,9 % от общего числа опрошенных). Лица в возрасте от 24 до 30 лет, работающие в школе, составили 39,9%.

Ключевые слова: молодой педагог, образование, профессия учителя, социально-демографические, профессиональные характеристики молодых педагогов.

УДК159.9 ББК 88.4

1 Щеткина И. А. - основной исполнитель проекта.

2 Статья выполнена в рамках Государственного задания вузу по теме «Фундаментальные проблемы современного социального знания: культурные смыслы в экологических дискурсах».

© И. А. Щеткина, Е. Ю. Захарова, Н. И. Окунева, 2015

191

Irina Anatolevna Shchetkina1,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039),

e-mail:[email protected] Elena Yurevna Zakharova, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039), e-mail: [email protected] Nina Ivanovna Okuneva, Candidate of Sociology, Chairman of the Regional Organization of the Trade Union Of National Education and Science (90 Lenina St., Chita, Russia, 672000), e-mail: [email protected]

Young Teachers Attitude to the Teaching Profession: Sociological Analysis2

Case study «How are you, young teacher?» was held by the Laboratory of life quality of Transbaikal State University in October - November 2014, within the task of Zabaikalsky Regional Committee of the Trade Union of Public Education and Science of the Russian Federation. In the course of empirical research the selective totality of respondents was defined, methodological tools to conduct sociological research was selected, results of the study were processed. 347 young teachers among the teachers, educators, workers of additional education of Zabaikalsky Krai were interviewed in accordance with the procedure of selective research (confidence level (accuracy) was 95 %, confidence interval (error) within ±5 %). The sociological study made young teachers' socio-demographic portrait of Zabaikalsky Krai, working in educational institutions. According to the gender feature, women are dominated among young teachers (83,0 % of total respondents), young male teachers - 17,0 % of the total number of respondents. The main age group of young teachers are teachers aged 18 to 24 years (49,9 % of total respondents). The percentage of persons aged between 24 and 30 years, working in the school, was 39,9 %.

Keywords: young teacher, education, teaching profession, socio-demographic and professional characteristics of young teachers.

В условиях трансформации политических, экономических и социальных отношений в современной России особое значение приобретают вопросы подготовки креативных, интеллектуальных, инновационных кадров. Эту проблему неоднократно озвучивал Президент Российской Федерации В. В. Путин в важнейших стратегических документах, определяющих приоритетные направления развития страны.

Социально-экономические процессы, происходящие в современном российском обществе, предъявляют повышенные требования к профессионализму специалистов всех уровней, в том числе и к педагогу, как ключевой фигуре всех происходящих инновационных изменений в образовании. На современном этапе возрастает потребность в подготовке педагогических кадров,

владеющих профессиональными знаниями в области педагогики, психологии, обладающих определёнными умениями и навыками и готовых использовать их на практике, способных адаптироваться к изменяющемуся миру, при этом умея не только адаптироваться, но и изменять окружающий мир. Это возможно только в том случае, если будет сформирована творческая личность, ставящая перед собой цели совершенствования своих способностей. Эффективность решения поставленных задач в значительной мере зависит от компетентности, профессионализма, организационной культуры молодых педагогов.

С целью изучения положения молодых педагогов в образовательных организациях Забайкальского края Забайкальской краевой организацией Профсоюза работников

1 Shchetkina I. A. - chief executive of the project.

2 The article is performed within the State task to the Institution of higher education on the topic "Fundamental Problems of Contemporary Social Knowledge: Cultural Senses in Ecological Discourses"

народного образования и науки РФ и Лабораторией качества жизни Забайкальского государственного университета было проведено социологическое исследование «Как живёшь, молодой педагог?».

Социально-демографические и профессиональные характеристики молодых педагогов

Проведённое социологическое исследование позволило составить социально-демографический портрет молодых педагогов Забайкальского края, работающих в образовательных организациях.

По гендерному признаку среди молодых педагогов преобладают женщины (83,0 % от общего количества опрошенных), молодые педагоги-мужчины составили 17,0 % от общего количества опрошенных.

Эти данные отражают общую тенденцию - высокую степень феминизации профессии «педагог». Полученные данные соответствуют статистическим данным, отражающим процесс феминизации учительской профессии в России. В целом по России во всех возрастных группах эта ситуация выглядит следующим образом: женщины - 87,4 %, мужчины - 12,6 % [3].

Данные о семейном положении молодых педагогов отражены в табл. 1.

Таблица 1

Семейное положение молодых педагогов

Вариант Процент

Не женат/не замужем 47,3

Женат/замужем 45,8

Женат/замужем и у меня педагогическая семья (оба супруга работают в области образования) 2,9

Нет ответа 4,0

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что около половины педагогов создали семьи (45,8 %). В то же время значительная часть респондентов (47,3 %) не женаты/не замужем; 51,3 % молодых педагогов не имеют детей; 28,0 % имеют только одного ребёнка; 13,3 % - двух детей; 2,3 % -трёх детей; более трёх всего 0,6 %; не дали ответа - 4,6 %. Следует отметить, что такое положение отражает современную социально-демографическую ситуацию.

Основной возрастной группой молодых педагогов являются учителя в возрасте от 18 до 24 лет (49,9 % от общего числа опрошенных). Лица в возрасте от 24 до 30 лет, работающие в школе, составили 39,9 %.

Таким образом, педагоги в возрасте от 18 до 30 лет - 89,4 % от общего количества респондентов. В целом ситуация выглядит весьма оптимистичной. При этом педагоги в возрасте от 31 до 35 лет составили всего 7,5 %. Всё это свидетельствует о том, что учителя, проработав определённое количество лет, имея педагогический опыт, по разным причинам уходят из сферы образования. Полученные данные коррелируют с общероссийскими данными. В России за последние пять лет доля молодых педагогов со стажем до 2 лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет - сократилась [1].

В рамках проведённого исследования осуществлялась оценка профессиональной деятельности молодых педагогов. Были использованы такие индикаторы, как уровень и тип образования, педагогический стаж, квалификационная категория, преподаваемый предмет, учебная нагрузка.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что среди молодых педагогов преобладают специалисты, имеющие высшее педагогическое образование - 52,7 %. Высшее непедагогическое образование имеет 6,9 % респондентов, среднее профессиональное (педагогическое) - 27,7 %; обучаются в вузе - 5,8 %; среднее полное общее - 1,2 %; 5,8 % респондентов не дали ответа на вопрос. Таким образом, большая часть респондентов имеет педагогическое образование (80,4 %).

В зависимости от педагогического стажа респонденты распределись следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение респондентов по стажу работы в образовательной организации

До 1 года 2 года 3 года 4 года 5 лет Нет ответа

31,1 % 32,6 % 17,3 % 9,2 % 7,5 % 2,3

Полученные результаты свидетельствуют о том, что более 60 % участников анкетирования имеют стаж работы от года до двух лет. Количество лиц, имеющих стаж работы в образовательном учреждении 4-5 лет, значительно меньше. Всё это даёт основания для вывода о том, что количество молодых педагогов имеет тенденцию к сокращению при увеличении стажа работы.

По данным опроса аттестацию прошли 9,5 % педагогов, получив при этом следующие категории: вторая квалификационная категория - 6,3 %; первая квалификационная категория - 2,6 %; высшая квалификация - 0,6 %. Большинство респондентов (86,2 %) не имеют категории, поскольку у них небольшой стаж работы. При этом 4,3 % респондентов не дали ответа на вопрос.

Анализ данных относительно преподаваемых предметов показал, что большую часть молодых педагогов, принявших участие в опросе, составляют учителя начальных классов (см. табл. 3).

Таблица 3

Распределение респондентов в зависимости от преподаваемых предметов

Предмет Процент

Педагог начальных классов 17,3

Иностранный язык 13,3

Физкультура, ОБЖ 13,0

Русский язык и литература 11,0

История 9,2

Математика (алгебра, геометрия) 8,4

Физика 3,7

Информатика 2,9

Технология 2,6

Химия 2,3

ИЗО 2,0

География 2,0

Музыка 1,7

Биология 1,4

Обществознание 1,2

Нет ответа 8,1

Большую роль в профессиональном становлении молодого педагога как предметника имеет объём учебной нагрузки. По полученным данным, 21,0 % педагогов имеют нагрузку 25 ч в неделю; 18-20 ч - 26,8 %; 20-22 ч - 19,3 %; менее 17 ч - 17,3 %; 2225 ч - 13,5 %.

Учебная нагрузка молодого преподавателя должна составлять не более 18 ч в неделю, что позволит ему более продуктивно готовиться к урокам, использовать современные методики преподавания, заниматься самообразованием. Но возникает противоречие: молодой педагог стремится к увеличению числа часов, что ведёт к повышению заработной платы.

Анализ социально-демографических и профессиональных характеристик молодых педагогов Забайкальского края позволяет сделать вывод о том, что молодой педагог - педагог, имеющий высшее или среднее профессиональное педагогическое образование, работающий в течение пяти лет после трудоустройства непосредственно в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Молодёжь, занятая в сфере общего образования, представляет собой одну из специфических профессиональных групп. Ей присущи признаки и характеристики, с одной стороны, молодёжи в целом, как одной из социальных групп, с другой - профессионального сообщества учителей образовательных организаций. В настоящее время потребность общества в творческих, интеллектуальных молодых педагогах и невозможность решения на практике социальных, материальных проблем данной группы населения России актуализирует проблемы, связанные с формированием мотивации к осознанному выбору профессии учителя школы, которая является важнейшим фактором любой деятельности и представляет собой совокупность различных мотивов, побуждающих человека к деятельности, реализации её цели. Целью любой мотивации является удовлетворение потребностей личности. При анализе ответов на вопрос «что должно способствовать формированию системы мотивации к закреплению в образовании молодых профессиональных кадров?» -на первом месте оказалось повышение заработной платы (71,2 %); предоставление жилья выбрали 13,3 %; 8,4 % респондентов в качестве одного из мотивационных факторов назвали поддержку педагогическим коллективом; 4,9 % - возможность повышения квалификации.

Важным мотивационным фактором является отношение общества к профессии учителя. Анализ результатов многих социологических исследований позволяет выявить общую тенденцию: профессия учителя не является престижной. По результатам, полученным Институтом комплексных исследований МГУ, общественная оценка профессии учителя на сегодняшний день остаётся низкой.

Сегодня становится значимым внедрение в практику технологий, обеспечивающих формирование устойчивой мотивации

к образовательной деятельности среди молодых педагогов и выпускников педагогических вузов. Необходимо более активно и целенаправленно использовать применяемые в современном менеджменте способы вознаграждения: деньги, одобрение, действия, вознаграждение свободным временем, взаимопонимание и проявление интереса к работнику, продвижение по служебной лестнице, предоставление самостоятельности, призы [4].

В рамках исследования отношение молодых педагогов к профессиональной деятельности было определено посредством выявления причин того, что их не устраивает в профессии учителя сегодня, хотели бы они что-то изменить в своей жизни, что им нравится в педагогической профессии, что в наибольшей мере повлияло на выбор профессии.

Так, на вопрос «что из перечисленного Вас не устраивает в профессии учителя?» - были получены следующие ответы: плохое материальное положение учреждения (32,9 %); неадекватная оплата за труд (21,3 %); нежелание детей учиться (21,0 %); рост профессиональных требований (10,4 %); проблемы качества профессиональной переподготовки (6,9 %); несовершенство критериев новой системы оплаты труда (2,0 %); отсутствие научно-обоснованных критериев эффективности и качества труда педагога (1,4 %); нет ответа (4,0 %).

Одним из индикаторов, характеризующих отношение молодых педагогов к избранной профессии, их удовлетворённость работой, условиями жизни, является желание/нежелание сменить свою профессию, место жительства, семейное положение, место своей работы. В табл. 4 представлены ответы на эти вопросы.

Таблица 4

Желание молодых педагогов изменить условия своей жизни

Вариант ответа Место работы Профессия Семейное положение Место жительства

Да 17,6% 16,4% 27,7% 35,2%

Нет 43,8% 45,8% 39,8% 31,4%

Трудно сказать 19,6% 13,8% 7,8% 11,5%

Нет ответа 19,0% 23,9% 24,8% 21,9%

Сегодня 16,4 % молодых педагогов готовы сменить профессию; 17,6 % - место работы, 27,7 % - семейное положение, 32,5 % - место жительства. В то же время большой процент молодых педагогов не собирается менять место работы (43,8 %), место жительства (35,2 %), семейное положение (39,8 %) и, что очень важно, - профессию (45,8 %). Однако следует обратить внимание на процент респондентов, для которых трудно было ответить на вопрос (место работы -19,6 %; профессию - 13,8 %; семейное положение - 7,8 %; место жительства - 11,5 %), и тех, которые не дали ответа на поставленный вопрос (место работы -19,0 %; профессию - 23,9 %; семейное положение - 24,8 %; место жительства - 21,9 %). Скорее всего, эти респонденты в ближайшее время могут принять решение о смене основных условий своей жизнедеятельности.

В 2008 г. сменить профессию были готовы 13,8 % молодых педагогов, у 1,7 % вообще пропало желание работать в школе, у 21,5 % оно несколько уменьшилось. Таким образом, 37,0 % не планировали в 2008 г. связывать свою трудовую деятельность со школой [2].

Судя по результатам исследования 2014 г., процент молодых педагогов, готовых сменить профессию, уменьшился. Скорее всего, причиной такого положения стали реализация ПНП «Образование», Указов Президента РФ, включающих материальные и моральные меры государственной поддержки молодых педагогов.

Вопросом, который отражает отношение молодых педагогов к своей профессии, был вопрос о том, что им нравится в педагогической работе. Анализ полученных данных позволил отметить, что наиболее всего в профессии учителя молодым педагогам нравится учить и воспитывать детей. Такой ответ дали 57,3 % опрошенных респондентов. Другими популярными ответами выступили (в % от числа опрошенных): любимый предмет - 22,5 %; творческий характер труда - 9,5 %; большой отпуск - 4,6 %; возможность работать близко от дома - 3,7 %.

К сожалению, только 0,3 % респондентов увидели в профессии учителя перспективу творческого и профессионального роста. Учить и воспитывать детей, не развивая свой творческий, интеллектуальный потенциал, в современной школе просто невозможно. Этому аспекту деятельности

молодых педагогов следует уделять внимание и во время учёбы будущих педагогов в учебных заведениях, и (что особенно важно) в первые годы работы в образовательных организациях.

Интересными являются ответы на вопрос «что в большей степени повлияло на выбор Вами профессии учителя?». В российском обществе престиж профессии учителя всегда был не высок. Так, по данным, полученным Институтом комплексных исследований МГУ, 48,9 % педагогов, работающих в школе, не станут рекомендовать профессию учителя своим детям. Учитывая это, выбор профессии учителя должен был предопределён случайностью. Однако, несмотря на то, что в настоящее время в школах практически отсутствует целенаправленная профориентация на профессию учителя, не функционируют педагогические классы, 56,5 % молодых педагогов пришли в профессию по собственному желанию (см. табл. 5).

Таблица 5 Факторы, повлиявшие на выбор профессии учителя

Вариант 2008 г. 2014 г.

Собственное желание 46,7 % 56,5 %

Совет родителей 16,3 % 15,3 %

Пример любимого учителя 8,6 % 3,5 %

Пример родителей-педагогов 8,2 % 2,6 %

Мнение друзей 1,5 % 1,2 %

«Лёгкость» поступления в вуз на педагогическую специальность 9,6 % 4,9 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гарантированная оплата труда 4,2 % 2,0 %

Престиж профессии учителя 5,6 % 1,7 %

Возможность гарантированного трудоустройства 9,6 % 1,4 %

Случайные обстоятельства 11,9 % 9,8 %

Нет ответа 1,3 % 1,2 %

Результаты исследования свидетельствуют о том, что произошли изменения в оценке факторов, повлиявших на выбор профессии. Так, увеличилось количество педагогов, пришедших в профессию по собственному желанию. Уменьшилось количество лиц, которые поступили на педагогические специальности по примеру любимого учителя, родителей-педагогов и др. Значительно уменьшилось количество лиц, для которых фактором, повлиявшим на выбор профессии, стал престиж профессии учителя (в 2008 г. - 5,6 %, в 2014 г. - 1,7 %). Таким образом, необходи-

мо обратить особое внимание на организацию профессиональной ориентации будущих выпускников школ в целях выбора ими профессии педагога. В то же время, в последние годы отмечается достаточное количество заявлений на педагогические направления подготовки, например, в Забайкальском государственном университете. Это свидетельствует о востребованности профессии учителя (см. табл. 6).

Таблица 6

Количество заявлений, поданных в 2014 г. в Забайкальский государственный университет на педагогические направления подготовки

Наименование образовательной программы Количество бюджетных мест Количество поданных заявлений

Физкультурное образование 40 136

Начальное образование 25 123

Историческое образование 40 119

Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства 15 38

Музыкальное образование 15 30

Психология образования 20 104

Математика и информатика 20 47

Биология и химия 20 55

Иностранные языки 29 39

Информатика и физика 20 42

Безопасность жизнедеятельности и география 20 66

Технология и экономика 20 66

Русский язык и литература 21 39

Родной (бурятский) язык и иностранный (английский) язык 16 28

Современная система образования должна обеспечить формирование постиндустриального, инновационного общества, глобальной информационной экономики. Основная задача российского образования - формировать творческих, компетентных, готовых к преобразованию молодых специалистов, умеющих обучаться в течение всей жизни. Решение этой задачи во многом зависит от профессиональной подготовки молодых педагогов.

Молодые педагоги, работающие в системе образования Забайкальского края, выбрали профессию педагога самостоятельно, осознанно. Однако реалии современного образования не способствуют закреплению в

школах молодых педагогов. По результатам исследования, большинство молодых педагогов Забайкальского края (89,4 %) относятся к возрастной категории от 18 до 30 лет. В целом данная ситуация выглядит весьма оптимистичной. В то же время педагоги в возрасте от 31 до 35 лет составили всего 7,5 %.

Всё это актуализирует внедрение в практику высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогов, а также органов образования, механизмов, направленных на привлечение и сохранение в образовании молодых педагогов.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г № 792-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2015).

2. Молодой педагог - 2008: проблемы и адаптация. Чита, 2009. 36 с.

3. Образование в России - 2012: стат. бюл. М., 2013.

4. Ребрин Ю.И. Управление качеством. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.

References

1. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 20132020 gody: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 15 maya 2013 g. № 792-r [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 20.03.2015).

2. Molodoi pedagog - 2008: problemy i adaptatsiya. Chita, 2009. 36 s.

3. Obrazovanie v Rossii - 2012: stat. byul. M., 2013.

4. Rebrin Yu.I. Upravlenie kachestvom. Taganrog: Izd-vo TRTU, 2004. 174 s.

Статья поступила в редакцию 06.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.