УДК 331.101
Окунева Нина Ивановна Nina Okuneva
Лига Марина Борисовна Marina Liga
Гомбоева Маргарита Ивановна Margarita Gomboyeva
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
THE INTENSIFICATION OF TEACHERS' LABOUR IN TRANSBAIKALIE: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
В условиях трансформации политических, экономических и социальных отношений в современной России особое значение приобретают вопросы подготовки инновационных кадров, обладающих знаниями, умениями и навыками, готовых и способных применять эти знания, умения и навыки в быстро меняющейся ситуации. Эффективность решения поставленных задач во многом зависит от профессионализма, интеллектуального уровня педагогического корпуса, состояния всей системы образования, ее умения активно реагировать на вызовы времени. Одним из направлений развития современного образования становится модернизация деятельности самого учителя как главного субъекта инновационных преобразований. Значимым моментом в решении данного вопроса является оценка учительством своей профессиональной деятельности. В социологическом исследовании «Интенсификация труда учителя Забайкальского края» все показатели, отражающие оценку учительством своей деятельности, объединены в следующие группы: показатели, характеризующие интенсивность труда учителя в различных видах педагогической деятельности; показатели, выражающие отношения учителей к условиям труда и отдыха; показатели, оценивающие
In terms of transformation of political, economic and social relations in modern Russia the issues of training of new innovative personnel with the knowledge, skills and abilities, willing and able the knowledge, skills and experience in a fast- changing situation are particularly important. The effectiveness of tasks' decision depends on professionalism, intellectual level of teaching corps, state of the entire education system, its ability to respond actively to the challenges of the time. One of the directions of modern education development is modernization of teacher's activity as the main subject of innovation. A significant factor in addressing this issue is estimation by the teachers of their professional activities. In the sociological study «The intensification of teacher's labour in Transbaikalie» all the indicators reflecting teachers' estimation of their activities have been grouped into the following groups: indicators of a teacher's intensity in a variety of educational activities, indicators expressing the teachers' attitudes to conditions of work and leisure; indicators evaluating the teachers' satisfaction of different areas of their life. The results can be used to create social programs aimed at providing a decent quality of teacher's life in the region, development of measures to optimize the municipal educational policy planning and conduct-
удовлетворенность педагогов различными сферами своей жизнедеятельности. Полученные результаты могут быть использованы для формирования социальных программ, направленных на обеспечение достойного качества жизни учителей края; разработки мероприятий по оптимизации муниципальной образовательной политики; дальнейшего планирования и проведения эмпирических социологических исследований; определения критериев «эффективного контракта»
Ключевые слова: материальный достаток, удовлетворенность, сфера жизнедеятельности, уровень жизни, образование, здравоохранение, интенсификация
ing further empirical sociological studies, the definition of criteria for «efficient contract»
Key words: material well-being, satisfaction, sphere of life, standard of living, education, health, intensification
Работа выполнена в рамках реализации мероприятий 1.1.-1. 5 федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Соглашение № 14.В39.21.09811
В приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сформулированы основные направления изменения общего образования в Российской Федерации как одного из ресурсов инновационного развития России. «Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать поставленных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Решение задач, стоящих перед системой общего образования, связано с деятельностью учителя, его совершенствованием» [3]. «Новой» школе нужен новый учитель, способный реагировать на изменение окружающего социального пространства, умеющий создавать условия для творческого становления личности ребенка, владеющий новыми образовательными технологиями, методами, приемами, средствами освоения новых
программ. Реформа образования должна начинаться с модернизации деятельности самого учителя как главного субъекта инновационных преобразований. Не случайно к числу приоритетных механизмов модернизации образования отнесены внедрение системы моральных и материальных стимулов поддержки российского учительства, аттестация педагогических кадров, реализация инновационных образовательных программ, модернизация региональных систем образования, распространение опыта лучших учителей, повышение квалификации учителей в институтах повышения квалификации, университетах, педагогических институтах и т.д.
Социологическое исследование «Интенсификация труда учителя Забайкальского края» проведено лабораторией «Социология качества жизни» Забайкальского государственного университета в мае 2013 г. по заказу Забайкальского краевого комитета профсоюза работников народного образования.
Показателем, определяющим интенсивность труда учителя, является время, затраченное, в среднем, в неделю на различные виды деятельности. Поэтому в анкету включены вопросы, фиксирующие количество часов, затраченных на подготовку к урокам, факультативам, проведение внеклассных мероприятий, оформление классных журналов; проводимые администрацией школы совещания, работу с родителями и т.д. (табл. 1...4).
Таблица 1
Затраты времени на различные виды педагогической деятельности учителя-предметника, отмеченные большинством респондентов
№ п/п Количество часов Вид педагогической деятельности Процент от числа опрошенных респондентов
1 10 Подготовка к урокам 22,4
2 2 Подготовка к проведению факультативов, кружков, спецкурсов 28,2
3 2 Подготовка к проведению внеклассных мероприятий по предмету 23,7
4 1 Оформление классных журналов, в том числе электронных 23,0
5 1 Подготовка отчетов по предмету 33,7
6 2 Участие в административных совещаниях в школе 37,4
7 1 Консультативная помощь родителям (законным представителям) школьников 39,1
8 3 Проверка тетрадей 16,7
9 2 Проверка контрольно-диагностических материалов, их анализ 25,0
10 2 Проведение индивидуально - групповых занятий с учащимися, имеющими трудности в обучении 26,4
11 2 Подготовка обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам (сверх тарификации) 23, 0
12 1 Подготовка лабораторного, демонстрационного, компьютерного и другого оборудования для проведения уроков, практических работ 25,8
13 1 Дополнительные образовательные услуги 3,7
14 1 Замена уроков 8,4
15 1 Проведение экспериментальной работы по предмету 15,6
16 1 Заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, музеями, учебно-опытными участками 30,8
17 1 Дежурство по школе 25,0
Таблица 2
Рейтинг среднего количества часов в неделю, затрачиваемых на отдельные виды педагогической деятельности учителем-предметником
№ п/п Вид деятельности Количество часов Место
1 Подготовка к урокам 7,8 I
2 Проверка тетрадей 4,65 II
3 Индивидуальное дежурство по школе 3,66 III
4 Дополнительные платные образовательные услуги 3,51 IV
5 Замена уроков 3,48 V
6 Проверка контрольно-диагностических материалов, их анализ 3,41 VI
7 Оформление классных журналов, в т. ч. электронных 3,34 VII
8 Подготовка обучающихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам (сверх тарификации) 3,28 VIII
9 Подготовка к проведению внеклассных мероприятий по предмету 3,07 IX
10 Подготовка к проведению факультативов, кружков, спецкурсов 2,86 X
11 Проведение индивидуально-групповых занятий для обучающихся, имеющих трудности в обучении (сверх тарификации) 2,85 XI
12 Подготовка лабораторного, демонстрационного, компьютерного и другого оборудования 2,83 XII
13 Заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, музеями, учебно-опытными участками и т.д. 2,82 XIII
14 Проведение экспериментальной работы по обучению (по предмету) 2,59 XIV
15 Подготовка отчетов по предмету 2,26 XV
16 Консультативная помощь родителям (законным представителям) школьников 2,06 XVII
17 Участие в административных совещаниях при директоре, заместителе директора 2,02 XVII
Таблица 4
Рейтинг среднего количества часов в неделю, затрачиваемых на отдельные виды педагогической деятельности учителем - классным руководителем
Таблица 3
Затраты времени на различные виды педагогической деятельности учителя как классного руководителя, отмеченные большинством респондентов
№ п/п Количество часов Вид педагогической деятельности Процент от числа опрошенных респондентов
1 2 Подготовка планов, отчетов и других документов 20,9
2 2 Проверка дневников обучающихся, в том числе и электронных 24,1
3 1 Индивидуальная работа с родителями (законным представителям) школьников 29,8
4 1 Подготовка и проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета 28,7
5 1 Участие в организации питания обучающихся 35,7
6 2 Подготовка и проведение внеклассных мероприятий для обучающихся 21,9
7 1 Взаимодействие с другими педагогическими работниками, социальным педагогом по воспитанию и социальной защите обучающихся 34,0
8 1 Дежурство по школе с классом 17,2
9 1 Проведение экспериментальной работы по вопросам воспитания 15,1
№ п/п Вид деятельности Количество часов Место
1 Дежурство с классом по школе 4,64 I
2 Подготовка планов, отчетов и других документов 3,65 II
3 Проверка дневников обучающихся, в т.ч. заполнение электронных 3,12 III
4 Подготовка и проведение внеклассных мероприятий для обучающихся 2,99 IV
5 Подготовка и проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета 2,26 V
6 Индивидуальная работа с родителями (законными представителями школьника) 2,24 VI
7 Проведение экспериментальной работы по вопросам воспитания 2,23 VII
8 Взаимодействие с другими педагогическими работниками, социальным педагогом по воспитанию и социальной защите обучающихся 2,21 VIII
9 Участие в организации питания обучающихся 2,15 IX
В современных условиях основной движущей силой развития общества являются знания, которые как новый вид капитала определяют все процессы, происходящие в обществе. Под влиянием знаний происходят изменения в экономике, социальной структуре общества, парадигме управления. В этих условиях актуализируется значимость деятельности педагога как носителя интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал — это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы. Интеллектуальный капитал учителя во многом определяет будущие успе-
хи его учеников. Кроме того, введение этой группы вопросов связано с эффективным контрактом, о котором идет речь в принятой программе поэтапного повышения оплаты труда работников образования на 2012-2018 гг. Согласно этому документу, оплата труда учителей будет поставлена в зависимость от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. В настоящее время среди ученых, общественных деятелей, практиков идет активное обсуждение индикаторов эффективного контракта.
В связи с этим в анкету включены вопросы, отражающие отношение учитель-
ского корпуса к повышению уровня своей квалификации, самообразованию: участие в работе педагогического, методического совета; методического объединения, временного творческого коллектива или другого профессионального сообщества в школе;
самообразование, знакомство с новой литературой, в том числе в сети Интернет; обобщение собственного педагогического опыта (составление портфолио, описание своего опыта); ведение собственного сайта, блога в сети Интернет (табл. 5).
Таблица 5
Затраты учителей на самообразование, повышение квалификации, отмеченные большинством респондентов
№ п/п Количество часов Самообразование, повышение квалификации Процент от числа опрошенных респондентов
1 2 Участие в работе педагогического, методического совета 30,8
2 1 Участие в работе методического объединения, временного творческого коллектива или другого профессионального сообщества в школе 37,4
3 3 Самообразование, знакомство с новой литературой, в том числе в сети Интернет 23,3
4 1 Обобщение собственного педагогического опыта (составление портфолио, описание своего опыта) 29,7
5 1 Ведение собственного сайта, блога в сети Интернет 12,6
Таблица 6
Рейтинг среднего количества часов в неделю, затрачиваемых на самообразование,
повышение квалификации
№ п/п Вид деятельности Количество часов Место
1 Самообразование, знакомство с новой литературой, в т.ч. в сети Интернет и т.д. 4,08 I
2 Обобщение собственного педагогического опыта (составление портфолио, описание своего опыта и т.д.) 2,52 II
3 Ведение собственного сайта, блога в сети Интернет 2,43 III
4 Участие в работе методического объединения, временного творческого коллектива или другого профессионального сообщества в школе, в т. ч. в работе городского (районного) объединения 2,01 IV
5 Участие в работе методического объединения, временного творческого коллектива или другого профессионального сообщества в школе, в т. ч. в работе городского (районного) объединения 1,97 V
Отношение учителя к своей деятельности во многом зависит от его жизненного уровня, удовлетворенности сферами своей жизнедеятельности. Стремление к самореализации, самовыражению, согласно концепции А. Маслоу, зависит от реализации, в первую очередь, витальных потребностей.
Интегральным индикатором, детерминирующим общую оценку жизнедеятельности, является материальное благополучие и уровень жизни.
Уровень жизни — это категория, отражающая уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения, а также условия, созданные обществом для их реализации.
Уровень жизни определяется уровнем экономического развития, доходов, состоянием здоровья, качеством дошкольного и дополнительного образования детей, общего образования, физической культуры и спорта, деятельностью жилищно-комму-
нального хозяйства, доступностью жилья, организацией муниципального управления [1].
Для оценки условий жизни учителей муниципальных образований в анкете представлены вопросы, касающиеся удовлетворенности респондентов своим благополучием, работой, профессией, жизнью в целом, общей ситуацией в населенном пункте, социально-экономической ситуацией в Забайкальском крае.
Оцените, уровень своего материального достатка — как Вы живете?
Большая часть респондентов (66,2 %) оценивает уровень своей жизни как средний; 4 % — как очень бедный; 20,1 % — бедный; 0,5 % оценивают материальный
достаток как очень хороший; 7,1 % — как обеспеченный; 3,2 % затруднились дать оценку своему благополучию либо оставили вопрос без ответа.
В зависимости от субъективной оценки респондентами своего материального благополучия выделено пять социальных групп, имеющих разный уровень жизни (рис. 1):
— группа с достаточно высоким уровнем жизни (2,6 %);
— группа, имеющая нормальный уровень жизни (83,1 %);
— группа, имеющая низкий уровень жизни (10,7 %);
— группа с нищенским уровнем жизни (1,9 %).
Рис. 1. Оценка уровня своего материального достатка
Удовлетворенность условиями жизни — сложное, комплексное понятие, аккумулирующее множество факторов и аспектов, каждый из которых является в значительной степени самостоятельным явлением. Удовлетворенность (неудовлетворенность) условиями жизни складывается из удовлетворенности (неудовлетворенности) различ-
ными сферами жизни: профессией, жильем, отношениями в семье, состоянием здоровья, ситуацией в территориальном образовании, в стране и др. Эта удовлетворенность формируется как самим субъектом, его жизненной позицией, ценностными и духовными ори-ентациями, уровнем жизни, так и политикой государства и местных органов власти.
Одним из индикаторов, характеризующих удовлетворенность, является отношение личности к своей профессии, работе (табл. 7). Удовлетворенность профессией — субъективная оценка профессиональной позиции индивида с точки зрения его уважения в обществе, дохода, шансов на продвижение по службе и т.д. Удовлетворенность личностью своей работой выступает критерием качества профессиональной деятельности. Основой такой удовлетворённости является соответствие или несоответствие результатов деятельности ожиданиям. Среди наиболее важных факторов, или условий, определяющих удовлетворенность профессией, следует назвать уровень интеллектуальных задач, с которыми человек может успешно справиться; личностный интерес к работе как таковой; работу, которая не ведет к чрезмерному физическому утомлению; вознаграждение за труд, соответствующее персональным ожиданиям; условия тру-
да, которые сравнимы с индивидуальными физическими потребностями и облегчают решение поставленных задач; высокую самооценку сотрудника; взаимодействие с коллегами по работе, которые могут помочь в освоении сотрудником ценностей данной сферы деятельности.
В ходе социологического исследования 14,4 % опрошенных оценивали свой уровень удовлетворенности профессией как очень высокий; как высокий 36,6 %, т.е. уровень ожиданий соответствует результатам деятельности. Таким образом, около 50 % респондентов полностью удовлетворены своей профессией, работой; 19,6 % участников анкетирования определяют уровень удовлетворенности как средний; 6,6 и 3,7 % соответственно оценивают свою удовлетворенность как «ниже среднего» и «низкую»; 19,0 % участников анкетирования не дали ответа на этот вопрос.
Таблица 7
Соотношение между удовлетворенностью работой и профессией, % от общего числа респондентов
Вариант ответа Удовлетворенность профессией Удовлетворенность работой
Низкая 3,7 4,4
Ниже среднего 6,6 13,8
Средняя 19,6 38,7
Высокая 36,6 31,4
Очень высокая 14,4 7,9
Нет ответа 19,0 3,7
Удовлетворительные жилищные условия являются одним из важнейших аспектов человеческой жизни, поскольку жилище определяет материальные условия существования человека и создает основу для удовлетворения всех его потребностей: наличие крова, место отдыха, безопасности и уединения, обладание личным пространством, место для создания семьи.
В распределении, характеризующем удовлетворенность учительского корпуса Забайкальского края жильем, преобладают очень высокий (15,2 %) и высокий (27,7 %) уровни удовлетворенности; 23,3 %
оценивают свой уровень удовлетворенности как средний. Доля негативных оценок составила 16,2 % (ниже среднего); как низкую оценили свою удовлетворенность 14,1 %. Остальные респонденты (3,4 %) не дали ответа на этот вопрос.
Одним из индикаторов, влияющих на удовлетворенность качеством жизни, всегда были и остаются отношения в семье (табл. 8).
Отношения в семье оказывают влияние на воспитание детей, их здоровье, репродуктивное поведение. Удовлетворенность отношениями в семье зависит от множес-
тва факторов ( мотивы вступления в брак, стаж семейной жизни, количество и возраст детей, личностные особенности партнеров и их совместимость, семейный доход и т.д.) , которые дифференцируются по различным основаниям, например, семейные и внесемейные, брачные и добрачные, объективные и субъективные, что требует отдельного анализа. Кроме того, интересно проследить корреляционную зависимость между жилищными условиями и отношениями в семье, между удовлетворенностью профессией и отношениями в семье и т.д.
Результаты эмпирического исследования показывают, что степень удовлетворенности отношениями в семье оценивают как очень высокую 41,3 % респондентов; высокую — 36,6 %; среднюю — 12,5 %; ниже средней — 3,6 %; низкую — 1,3 %.
Среди индикаторов, характеризующих удовлетворенность личности своей жизнью, особое место принадлежит здоровью. Одной из сфер инвестирования в человеческий капитал является система здравоохранения, а состояние здоровья выступает как «базовый потенциал», позволяющий человеку полноценно функционировать. От состояния этого потенциала зависит жизнедеятельность конкретного человека, степень реализации его потребностей, мера его участие в жизни социума. Инвестирование в здоровье особенно важно в современных условиях, когда в обществе доминирующими стали тенденции старения и депопуляции населения, а человеческий ресурс становится самым дефицитным ресурсом [2]. Право граждан на медицинскую помощь подразумевает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Этому праву корреспондирует обязанность государства принимать общие меры по охране и укреплению здоровья населения, по развитию системы здравоохранения всех видов и медицинского страхования; содействию развития физической культуры и спорта, обеспечению экологического и санитарно-
эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проведенного исследования можно отметить, что 33,7 % опрошенных оценивают уровень удовлетворенности состоянием своего здоровья как очень высокой и высокий; 39,2 % оценивают уровень удовлетворенности как средний; 14,6 % — ниже среднего; 8,4 % — как низкий; 4,1 % затруднились ответить на этот вопрос.
Позитивную оценку своей жизни дает большинство учителей. Так, больше половины респондентов (50,2 % от числа опрошенных) оценивают свою удовлетворенность как очень высокую и высокую. В то же время удельный вес учителей, неудовлетворенных своей жизни составляет 13,1 %; 32,4 % участников исследования оценивают свою удовлетворенность как среднюю.
Однако данный показатель относителен и детерминирован совокупностью ря-доположенных факторов, носящих субъективный характер:
— большинство людей психологически предрасположено сравнивать собственные условия жизни с условиями жизни людей, имеющих более высокий уровень;
— большинство людей под воздействием социального окружения склонны к подавлению ощущения неудовлетворенности;
— ожидания и цели обычно значительно корректируются обстоятельствами жизни;
— выражение неудовлетворенности в определенной степени не зависит от жизненного опыта человека;
— жизнь в предпочтительных условиях располагает к формированию новых оценочных стандартов и более благоприятна для выражения критики и неудовлетворенности (табл. 8).
В исследовании наряду с внутренними индикаторами, детерминирующими удовлетворенность жизни, выделены внешние показатели, к числу которых отнесены удовлетворенность общей ситуацией в проживаемом населенном пункте, удовлетворенность ситуацией в Забайкальском крае, удовлетворенность ситуацией в стране.
Таблица 8
Удовлетворенность здоровьем, жильем, профессией, работой, отношениями в семье, жизнью в целом, % от общего числа респондентов
Уровень удовлетворенности Здоровье Жилье Профессия Отношения в семье Работа Жизнь в целом
Низкий 8,4 14,1 3,7 1,3 4,4 3,9
Ниже среднего 14,6 16,2 6,6 3,6 13,8 9,2
Средний 39,2 23,3 19,6 12,5 38,7 32,4
Высокий 27,7 27,7 36,6 36,6 31,4 41,0
Очень высокий 6,0 15,2 14,4 41,3 7,9 9,2
Нет ответа 4,1 3,4 19,0 4,7 3,7 4,2
Оценка уровня удовлетворенности по объектам оценки совпадает. Основная часть респондентов оценивает свою удовлетворенность как среднюю. Только небольшой процент опрошенных измеряет свою удовлетворенность в оценках «высокая» и «очень высокая». Полученные результаты, в большей части, за отдельными исключениями, не коррелируют с общей оценкой удовлетворенностью жизнью. Это свидетельствует о том, что в своей жизни часть учителей, которая оценивает удовлетворенность жизнью как «высокую» и «очень высокую», скорей всего, ориентирована на самостоятельное улучшение условий своей жизни. В то же время, учителя, дающие оценку своей удовлетворенностью жизнью как «низкой» и «ниже средней», в
большей степени удовлетворены ситуаций в населенном пункте, крае, стране.
Таким образом, результаты проведенного социологического опроса по оценке условий его жизнедеятельности показали, что по-прежнему существует процент учителей, испытывающих значительные материальные трудности, неудовлетворенных жильем, работой, здоровьем, отношениями в семье. Анализ индикаторов, характеризующих удовлетворенность учителей различными сферами жизнедеятельности, свидетельствует о противоречивой ситуации: с одной стороны, существует высокий и очень высокий уровень удовлетворенности, с другой стороны, вызывает тревогу низкая оценка удовлетворенности ситуацией в стране, крае, населенном пункте (рис. 2, табл. 9).
| низкая ■ ниже среднего I средняя ■ высокая иочень зысокгя ■1101010013
Рис. 2. Оценка учителями своей удовлетворенности, %
Таблица 9
Соотношение удовлетворенности различными сферами жизнедеятельности и жизнью в целом, % от общего числа респондентов
Уровень удовлетворенности Ситуацией в населенном пункте Ситуацией в Забайкальском крае Ситуацией в России Жизнью в целом
Низкий 19,1 24,5 19,0 3,9
Ниже среднего 28,5 31,3 26,9 9,2
Средний 32,7 35,5 42,9 32,4
Высокий 13,6 5,0 7,8 41,0
Очень высокий 2,1 0,3 - 9,2
Нет ответа 3,9 3,4 4,2
Большое влияние на эффективность работы учителя оказывают условия труда.
Эффективность любого вида человеческих усилий возникает лишь тогда, когда то, что создается — ценности, блага, услуги — действительно удовлетворяют личные и общественные потребности, обеспечивая жизнедеятельность людей в основных сферах. В понятии «эффективность» содержится то, какую пользу приносит продукт при его потреблении. Эффективность является оценочной характеристикой именно такой человеческой деятельности, вследствие ко-
торой создается и потребляется результат, обеспечивающий сохранение и будущее развитие отдельного человека, коллектива, общества и страны в целом.
В связи с этим были заданы вопросы с целью получения оценок относительно условий труда.
На вопрос: «Имеется ли у Вас рабочее место?» учителя ответили: 85,9 % имеют собственный учебный кабинет; 1 ,6 % — лаборантскую; 2,8 % — стол в учительской; 7,5 % — не имеют рабочего места; 2,3 % не дали ответа на вопрос (рис. 3).
Рис. 3. Наличие рабочего места в школе
На вопрос: «Где Вы чаще всего проверяете тетради, дневники?» ответы следующие: в учебном кабинете — 48,6 %; дома — 38,2 %; в учительской — 11,2 %; не дали ответ 1,9 % респондентов.
Вызывает беспокойство оценка учителями возможности доступа к Интернету на рабочем месте: 51,9 % учителей не имеют доступа. Только у 46,5 % такой доступ есть; 1,6 % не дали ответа на вопрос (рис. 4).
1,6 %
I
51,9 %
Н да
%
I нет
и не 1 01 вс1а
Рис. 4. Наличие доступа к Интернету на рабочем месте
Для организации учебного процесса в соответствии с современными требованиями большое значение имеет учебно-материальная база. Однако только 11,8 % учителей считает, что в их образовательном учреждении условия отвечают требованиям времени. Больше половины отмечают несоответствие или не полное соответствие (83,8 %) (рис. 5). Лишь 30,0 % учителей считают, что библиотека их школы в полной мере обеспечена учебно-методической
литературой. Значительный процент учителей (47,8 %) отмечают отсутствие нужной литературы, а 20,3 % вообще затруднялись с ответом на этот вопрос. Данная группа учителей либо не посещает школьную библиотеку, либо не ориентируется в современной методической литературе, либо пополняет свои знания из других источников. Не дали ответа вообще 1,9 % из числа опрошенных (рис. 6).
Рис. 5. Оценка учителями учебно-материальной базы школы
47,8%
I ис1 01СС1а затрудняюсьответить I 1101 да
0 10 20 30 40 50
Рис. 6. Наличие в библиотеке образовательного учреждения необходимой методической литературы по преподаваемым предметам и воспитанию
По мнению учителей, им приходится тратить личные материальные средства для обеспечения учебного процесса необходимыми материалами. Так, 89,0 % приобретают бумагу для работы самостоятельно,
3,2 % просят у родителей (92,2 % респондентов школьная администрация не обеспечивает бумагой), только 3,9 % руководство школы обеспечивает бумагой (рис. 7).
Рис. 7. Приобретение бумаги для учебных материалов для обучающихся, отчетов вышестоящему администратору, планов работы и т.д.
Часть учителей отметила возможность распечатки учебных материалов в школе (28,0 %). Однако большинство учителей решают эту задачу самостоятельно, пользуясь услугами частных компаний (11,2 %)
и домашней техникой (60,0 %) (рис. 8). То же относится и к использованию телефонной связи. Телефон школы и домашний используют только 28,3 % респондентов, личный мобильный телефон — 69,9 %
Рис. 8. Распечатка необходимых для работы материалов
Большинство учителей питается в школьной столовой (62,2 %), дома только 15,2 %; 5,5 % — в лаборантской; 4,4 % не дали ответа (рис. 9).
Одним из обязательных показателей эффективности проводимой образовательной политики государства является уровень удовлетворенности учительского корпуса заработной платой, что сегодня активно обсуждается на всех уровнях государственной
власти. Большинство учительского корпуса Забайкальского края не удовлетворено размером заработной платы (66,9 %). В полной мере заработной платой удовлетворены лишь 3,7 % опрошенных, не в полной мере удовлетворены 28,0 % (рис. 10).
Ответы на вопрос «Как изменилась Ваша заработная плата?» представлены в табл. 10.
О 10 20 30 40 50 60 Рис. 9. Организация питания учителей в течение рабочего дня
О 20 40 60 80
Рис. 10. Удовлетворенность учителей заработной платой
Оценка учительским корпусом изменения заработной платы
Таблица 10
Вариант ответа Количество опрошенных респондентов Процент
Повысилась значительно 10 1,6
Повысилась, но незначительно 257 41,7
Не изменилась 326 52,8
Уменьшилась 15 2,4
Нет ответа 9 1,5
Итого 617 100,0
Особый интерес при оценке условий деятельности учителей имеет их позиция по поводу размера оплаты труда. Эта проблема активно обсуждается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти. Однако мнения учителей по поводу размера оплаты их труда весьма противоречивы (одна ставка): 10000... 100000 тыс. руб., что говорит или о незнании реальной
оценки своего труда, или о несерьёзном подходе к вопросам анкеты. Большинство учителей желают работать только на одну ставку (58,7 %), 0,5 ставки — 1,8 %, 0,7 ставки — 1,1 %, 1, 25 ставки — 9,2 %, 1,5 ставки — 18,5 %, 1,75 ставки — 2,1 %, 2 ставки — 5,5 %, не дали ответа 3,1 %.
Респондентам предложено назвать то, что им не нравится в их работе (рис. 11).
Рис. 11. Позиции, которые учителям не нравятся в их работе
Видно, что большего всего учителя не удовлетворены размером заработной платы. Данный индикатор коррелирует с такими показателями, как оценка изменения заработной платы учительским корпусом, уровень материального благополучия, желаемый размер заработной платы, удовлетворенность/неудовлетворенность заработной платой, влияние ежемесячных надбавок на результативность труда. Так, уровень материального благополучия как «средний» оценивает 83,1 % учителей, низкая заработная плата беспокоит 77,0 % респондентов, не удовлетворены заработной платой 66,9 % респондентов.
Ответы на вопросы, касающиеся материального благополучия, свидетельствуют о том, что уровень жизни большинства учителей Забайкальского края недостаточный. Это тревожный сигнал, ибо за последние 15 лет изменения в оплате труда произошли,
пусть пока не дотягивает заработная плата учителей до средней заработной платы в регионе, положение учителей не изменилось.
На вопрос о видах работ, которые приносят дополнительный доход, учителя выделили работу по совместительству (3,1 %), репетиторство (8,4 %), платные курсы (0,8 %). Большая часть учителей (66,0 %) не имеет дополнительных доходов.
Более половины респондентов (72,0 %) отметила, что администрация школы обращается к ним с просьбой о выполнении отдельных видов работ во время отпуска (рис. 12).
Только 30,6 % опрошенных удовлетворены оценкой своего труда со стороны администрации образовательного учреждения, при этом 46,2 % испытали трудность при ответе на этот вопрос, а 20,4 % выразили неудовлетворенность (рис. 13).
Рис. 12. Обращение администрации школы к учителям с целью выполнения некоторых видов работ в период отпуска
Рис. 13. Удовлетворенность учителей оценкой качества труда администрацией школы
Современное образование предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя. В работе учителя много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением, которое развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Синдром эмоционального напряжения связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным межличностным общением.
Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности учителя и его профессиональным качествам, а
также необходимостью поиска оптимальных методов коррекции эмоционального напряжения. В системе учитель-ученик происходит постоянный обмен знаниями, а также обмен эмоциями. Учитель постоянно вынужден эмоционально реагировать, давать обратную связь ученику; 28,5 % респондентов испытывают нервное напряжение ежедневно, 53,6 % — один раз в неделю. Только 6,3 % не испытывают данного напряжения; 10,0 % затруднились с ответом на вопрос, 2,9 % не дали ответа на вопрос (рис. 14).
Рис. 14. Нервно-эмоциональное напряжение, которое испытывают учителя
49,3 % ответили, что все зависит от об- что часть респондентов (79,1 %) тратит на стоятельств, 36,3 % отрицательно ответили сон 6...7 часов, лишь 8,1 % респондентов на этот вопрос (рис. 15). Несмотря на то, удается восстановиться во время сна.
Рис. 15. Показатели восстановления силы после психологического напряжения
В последние годы особую актуальность и значимость приобретает анализ здоровья населения как интегрального показателя социального благополучия общества и социальных групп, в том числе и учительского корпуса. В вопросе об отношении к собственному здоровью учителя демонстрируют равнодушие, что детерминировано, на наш взгляд, финансовыми возможностями, ориентацией на помощь со стороны государства, принципами бесплатности медицинских услуг; 27,6 % респондентов
в случае болезни занимаются самолечением; 44,4 % обращаются к врачу 1...2 раза в год; 14,9 % — 1.2 раза в полугодие. Только 3,2 % обращаются к услугам здравоохранения 1.2 раза в месяц (рис. 16); 33,7 % опрошенных оценивают уровень удовлетворенности состоянием своего здоровья как «очень высокой» и «высокий»; 39,2 % оценивают уровень удовлетворенности здоровьем как «средний»; 78,9 % учителей никогда не пользовались путевкой на санаторно-курортное лечение (рис 17, 18).
Рис. 16. Обращение к врачам с целью получения консультации или оказания
медицинской помощи
в этом году ■ нет ответа ■ 2-3 года назад ■ более 5 лет назад ■ никогда Рис. 17. Последнее пользование путевкой на санитарно-курортное лечение
7,6 % , %
12,8 %
да I 1101
затрудняюсьответить I И01 01В01а
%
Рис. 18. Желание посетить санаторий или пансионат в ближайшее время
Досуг — часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечениях и т.д. В связи с этим в ходе исследования сформулированы вопросы, позволяющие дать оценку компенсаторных механизмов, используемых для снятия эмоционального напряжения.
Большинство учителей (62,2 %) имеют хобби. Спортом еженедельно занимается лишь 5,7 % респондентов, 2.3 раза в неделю — 8,8 %, один раз в месяц — 2,8 %, эпизодически — 36,1 %; 38,7 % спортом не занимаются. Часть респондентов (33,5 %) не посещают и учреждения культуры, а 42,3 % посещают их только 1.2 раза в год.
Таким образом, результаты социологического опроса «Интенсификация труда учителя Забайкальского края» позволили сделать следующие основные выводы.
Одной из наиболее животрепещущих тем, связанных с реформами образования, является положение педагога в обществе: его материальный достаток, условия работы, социальная защищенность.
Следует отметить, что уровень интенсивности труда учителя в последние годы вырос, что связано с социально-экономическим развитием России конца XX — начала XXI вв., процессами модернизации образования, успех которой во многом будет зависеть от отношения государства к учительскому корпусу. Введение новых механизмов стимулирования трудовой деятельности учителя должно ориентироваться не только на количественные индикаторы, но и на индивидуальные особенности личности учителя.
Данное исследование лишь обозначило спектр существующих проблем учительства, его общие оценки удовлетворенности/ неудовлетворенности различными сферами своей жизнедеятельности.
Следует выделить ряд проблемных точек, требующих своей оптимизации и более глубокого исследования условий и причин: оснащенность компьютерной техникой, модернизация учебно-материальной базы, улучшение условий труда и отдыха учителей, загруженность, выполнение несвойственных функций, отсутствие времени на элементарное восстановление сил к новому рабочему дню, неадекватная материальная и моральная оценка труда педагога.
В дальнейшем необходимо более глубокое исследование интенсивности труда учителя в муниципальных образованиях Забайкальского края, что позволит выделить проблемы каждого муниципалитета в сфере образования и наметить конкретные пути их решения. При этом необходимо иметь в виду, что количественные индикаторы оценки интенсивности труда учителя должны быть сориентированы на выполнение нескольких одновременных миссий. С одной стороны, они должны давать исчерпывающий материал для оценки интенсивности труда учителя в муниципальном образовании, а с другой — составлять информационный каркас для последующих интегративных оценок интенсивности труда учителя более высоких иерархических уровней — региона, различных региональных ассоциаций. В этом смысле показатели должны классифицироваться в две большие группы:
1) унифицированные показатели, позволяющие определять интенсивность труда учителя, независимо от территории компактного проживания людей (блок «универсальных показателей»);
2) специальные показатели, которые отражали бы местные региональные особенности, проблемность территории (блок «региональных показателей»).
Литература_
1. Лига М.Б., Щеткина И. А. Методология и методика оценки качества жизни. Чита: ЗабГПУ, 2011.
2. Лига М.Б., Щеткина И.А. Качество жизни: организационно-управленческий аспект. Новосибирск: Наука, 2011.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (Дата обращения 10.06.2013 г.).
Коротко об авторах_
Окунева Н.И., канд. социол. наук, Председатель Забайкальской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: социология образования, проблемы учительства, модернизации образования
Лига М.Б., д-р социол. наук, профессор, декан социологического факультета, Институт социальных наук, психологии и педагогики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: социология качества жизни, социология образования, социальное познание, социальная безопасность, социология молодежи
_References
1. Liga M.B., Schetkina I.A. Metodologiya i metodika otsenki kachestva zhizni. (Methodology and the methodics of life quality evaluation). Chita: Zab-GPU, 2011.
2. Liga M.B., Schetkina I.A. Kachestvo zhizni: organizatsionno-upravlencheskiy aspekt. (Quality of life: organizational and managerial aspect). Novosibirsk: Nauka, 2011.
3. Natsionalnaya obrazovatelnaya initsiativa «Nasha novaya shkola» Elektronny resurs]. Aviable at: (National educational initiative «Our new school»): http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (Date of access 10.06.2013,).
_Briefly about the authors
N. Okuneva, candidate of sociological sciences, chairman of the trade union workers'organization of national education and science of the Russian Federation in Zabaikalsky Kray
Scientific interests: sociology of education, problems of teaching, education modernization
M. Liga, doctor of sociological sciences, professor, dean of Social faculty, Transbaikal State University Chita, Russia
Scientific interests: sociology of youth
Гомбоева М.И., д-р культурологии, профессор, зав. каф. «Теория и история культуры, искусств и дизайна», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия
Научные интересы: культурная политика, стратегии сохранения культурного и природного наследия, межкультурная коммуникация
M. Gomboeva, doctor of culturological sciences, professor, Theory and History of Culture department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: cultural politics, strategy of preserving cultural and natural heritage, intercultural communication