Научная статья на тему 'Отношение к расколу и раскольникам (по письменным памятникам ХVII века)'

Отношение к расколу и раскольникам (по письменным памятникам ХVII века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСКОЛ / РАСКОЛЬНИК / ПЛЕВОСЕЯТЕЛИ / ИСПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бенько А.В., Князев А.В.

Изученные нами письменные источникиXVII века свидетельствуют о преследовании людей, имеющих какие-либо связи с раскольниками, о суровом отношении властей к любым проявлениям, связанным с расколом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к расколу и раскольникам (по письменным памятникам ХVII века)»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.8с1епсе

№ 1 (18) — январь 2017

Исторические науки и археология

УДК: 801

Бенько А. В.

студент гр. ЮРП-м-о-161 Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет»

Князев А. В.

студент гр. ЮРП-м-о-161 Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет»

Научный руководитель: Лебединская В. Г.

доктор филологических наук, профессор Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет»

ОТНОШЕНИЕ К РАСКОЛУ И РАСКОЛЬНИКАМ (ПО ПИСЬМЕННЫМ ПАМЯТНИКАМ ХУН ВЕКА)

Изученные нами письменные источники XVII века свидетельствуют о преследовании людей, имеющих какие-либо связи с раскольниками, о суровом отношении властей к любым проявлениям, связанным с расколом.

Ключевые слова: раскол, раскольник, плевосеятели, исправление.

Исторические документы XVII века содержат большое количество дел, связанных с церковным расколом, преследованием раскольников и их наказанием. Случаи, когда замечалась приверженность к расколу или хотя бы терпимость к нему, не оставлялись без внимания церкви и власти. По каждому случаю проводилась проверка и предписывалось дальнейшее наблюдение, чтобы впредь такое не повторялось. По изученным нами источникам (как приведенным в данной статье, так и другим подобным, содержащимся в собраниях исторических документов) можно сложить правдивое представление о расколе в 80-ые года XVII века. Подобным индуктивным методом происходит научное изучение других явлений и систем [2].

В грамотах Новгородского митрополита Корнилия Оштинского стана Шентозерской волости священнику Иоанну (1683 г.) говорится о том, чтобы прихожане церквей говели в наступающем великом посте, а также о наблюдении, чтобы духовенство и миряне крестились тремя перстами. Обратимся к грамоте: «...вЪдомо намъ преосвященному митрополиту учинилось, что священники крестъ на себя полагаютъ не по новоисправному изложенш, крестятся двЪмы персты, а не тремя, и приходцкихъ людей не поучаютъ. — И какъ къ тебЪ ся наша преосвященнаго митрополита грамота придетъ, и ты бъ въ Оштинском стану въ заказЪ своемъ попомъ учинилъ заказъ крЪпкой, чтобъ онЪ попы на себя крестъ полагали тремя болшими персты десныя руки, сложенными вмЪстЪ; да въ приходЪхъ своихъ прихожанъ такожде учили, чтобъ онЪ на себя крестное знамеше полагали тремя персты болшими, а не двЪмя; и о томъ тебЪ о всемъ самому надъ ними надсматривать съ великимъ подкрЪплешемъ, стобъ троеперстному кресту никакого противника не было» [ 1].

Из «Наказа капитану Михаилу Шпанееву» (1683 г.) следует, что капитан Михаил Шпанеев был послан в Нижний Новгород и в Нижегородский уезд «для того, что въ прошломъ во 1682 году был на МосквЪ того Павлова Перевозу уроженецъ Савка Яковлевъ сынъ, прозвище ГрЪшной, и приставалъ на МосквЪ въ Басманной слободЪ у тяглеца у

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.8с1епсе

№ 1 (18) — январь 2017

Васки Симонова, и писалъ мнопе воровсюе письма, и, составя так1е воровсюе писма, бЪжалъ съ Москвы въ Нижегородцкой уЪздъ въ село Павловъ Перевозъ. А объ отпускЪ его МихайловЪ изъ Нижнева Новагорода на Павловъ Перевозъ и о дачЪ ему Нижегородцкихъ стрЪлцовъ 10 чЪловекъ и подводъ и провожатыхъ великихъ государей грамота къ столнику и воеводЪ Михайлу Измайлову да къ дьяку къ ЛукЪ Нестерову изъ государственного Посолского Приказу послана съ нимъ же Михайломъ. И Михайлу Ъхать съ Москвы въ Нижней Новгородъ, а изъ Нижнего Новагорода въ Павловъ Перевозъ днемъ и ночью наскоро, не мЪшкавъ нигдЪ дня ни часу; а пр1Ъхавъ въ Нижней Новгородъ и взявъ, по грамотЪ великихъ государей, у столника и воеводы Михайла Измайлова и у дьяка у Луки Нестерова стрЪлцовъ 10 человЪкъ и подводы и провожатыхъ, Ъхать изъ Нижнего въ Павловъ Перевозъ потомужъ наскоро, а пр1Ъхавъ, велЪть къ себЪ быть того села прикащику и старостамъ и цЪловалникомъ и выборнымъ крестьяномъ, и сказать имъ великихъ государей указъ подъ смертною казнью, чтобъ они того вора Савку Яковлева сына ГрЪшнова въ ПавловЪ ПеревозЪ или въ иныхъ селехъ и деревняхъ сыскали тотчасъ безо всякого отговору и поворовки, а сыскавъ, отдали его ему МихайлЪ» [3]. Обращение с арестованным раскольником было очень суровым: «оковавъ руки и ноги, Ъхать къ великимъ государемъ къ МосквЪ наскоро жъ».

Определенный интерес представляет также «Память Нижегородского и Алатырского митрополита Павла, Нижегородского Печерского монастыря архимандриту Епифанию, о принятии под начало и для исправления крестьянина, оговоренного в расколе» (1688 г.): «... преосвященнЪйшш митрополитъ слушавъ памяти, указалъ его Митку отослать къ вамъ въ монастырь; и какъ къ вамъ въ монастырь того Митку Сапожника приставъ Ивашко приведетъ, и вамъ бы его велЪть принять и отдать подъ началъ въ хлЪбню, старцу искусну, и держать въ чЪпи и въ желЪзахъ, и смотрить того накрЪпко, чтобъ онъ съ монастыря не ушелъ, и приводить его въ церковь Бож1ю ко всякому церковному пЪшю и къ келейному правилу, и чтобъ онъ церковнаго расколу и сообщешя съ расколщики не имЪлъ, и учешя такихъ плевосЪятелей и хулниковъ на святую церковь не слушалъ [4].

Итак, в исторических документах XVII века содержится много информации о преследовании раскольников. Обращение с ними было достаточно суровым. В источниках раскольник часто по степени своего деяния приравнивался к вору.

Литература

1. Две грамоты Новгородского митрополита Корнилия Оштинского стана Шентозерской волости священнику Иоанну: 1) о том, чтобы прихожане церквей, находящихся в означенном стане говели в наступающем великом посте, и 2) о наблюдении, чтобы духовенство и миряне крестились троеперстным сложением. 1683 г. // Дополнения к Актам историческим (ДАИ). — СПб.: типография Э. Праца, 1867. — Т. 10. — № 76 — С. 321-322.

2. Лебединская, В. Г. О некоторых вопросах истории изучения метрологической лексики в контексте изучения истории метрологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. — 2008. — №1. — С. 11-14.

3. Наказ капитану Михайле Шпанееву, посланному в Нижегородский уезд для поимки бежавшего из Москвы раскольника Савелья Грешного. 1683 г. // Дополнения к Актам историческим (ДАИ). — СПб.: типография Э.Праца, 1867. — Т. 10. — №100. — С. 444-445.

4. Память Нижегородского и Алатырского митрополита Павла Нижегородского Печерского монастыря архимандриту Епифанию, о принятии под начало и для исправления крестьянина, оговоренного в расколе. 1688 г. // Дополнения к Актам историческим (ДАИ). — СПб.: типография В. В. Пратцъ, 1872. — Т. 12. — №50. — С. 353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.