Научная статья на тему 'Пастырская деятельность преосвященного Афанасия, архиепископа Холмогорского'

Пастырская деятельность преосвященного Афанасия, архиепископа Холмогорского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пастырская деятельность преосвященного Афанасия, архиепископа Холмогорского»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.М. Верюжский

Пастырская деятельность преосвященного Афанасия, архиепископа Холмогорского

Опубликовано:

Христианское чтение. 1902. № 10. С. 467-489.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

АРХІЕПИСКОПА ХОЛМОГОРСКАГО.

РЕОСВЯЩЕННЫИ Аѳанасій принималъ дѣятельныя мѣры противъ раскольниковъ и иновѣрцевъ *),. чтобы устранить ихъ вредное вліяніе на свою паству. Но £ вліяніе это успѣло уже въ значительной степени про-I никнуть еще до прибытія его на епархію. Православные, подъ вліяніемъ сильно распространившагося раскола безпоповщины, нерѣдко совсѣмъ не считали нужнымъ исповѣдываться у своихъ отцовъ духовныхъ и принимать св. причастіе; неохотно посѣщали они также и богослуженіе. Иностранное вліяніе сказывалось тѣмъ, что въ населеніи въ значительной степени ослабѣла строгость соблюденія постовъ, прививались къ нему и другіе иностранные обычаи (напр., табакокуреніе).

Кромѣ того, въ жизни простаго народа было много и другихъ нравственныхъ недостатковъ, какъ показываютъ существовавшія тогда «трапевныя явки» *). Всевозможныя наси-

*) О иротивораскольнической дѣятельности Аѳанасія см. нашу статью въ „Христ, Чт “ 1900 г. сент.—октябрь, о борьбѣ его съ иновѣрнымъ вліяніемъ въ предѣлахъ своей епархіи см. пашу же статью въ „Арханг. Епарх. Вѣдом.“ 1900 г.

*) Явки Тарнажскаго городка—Акты Холмог. и Устюжек. еп , кн. 11. стр. 520—800; за время Аѳанасія — 786—800 стр. — Въ прежнее время церковныя трапезы были мѣстомъ, гдѣ рѣшались не только церковныя,

лія надъ чужою личностью, нобои, доходившіе почти до убійства, кражи 1), грабежи 8), оскорбленія *) были довольно обыкновеннымъ явленіемъ въ этой жизни. Особенно часты были жестокіе побои. Шпр., въ 1694 году (25 февраля) три крестьянина Шевденидкой^волости (КокшенскоЙ чети)—«дѣти Пѣшцойа* дриндеили. іаіто жалобу въ трапезѣ Тарнажскаго городка На * дѣтей Дйё^стева съ товарищи*. «Въ нынѣшнемъ въ 202 году въ ^изрбвнѣ Конушинской били они Василей Олексіёвъ- W'братьями и съ товарищы своими пасъ сиротъ кольемъ и палками, и полиньемъ', и уразинами, дубинами на смерть и влежачь. били жъ. и волосы драли, и ногами насъ сиротъ топтали; да Васка жъ Олексіѳвъ Меншей насъ сиротъ стегалъ невѣдомо за что, и отъ того мы сироты не мошны и увѣчвы, въ концы живота своего; и будетъ случитъ Богъ смерть, и они намъ у бойцы» 4).—Даже близкія родственныя связи не удерживали отъ насилія и побоевъ. Въ 1686 г., въ той же трапезѣ Тарнажскаго городка жаловался «міру»

во и мірскія дѣла прихода (Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. I, предисл., стр. XI). Въ концѣ XVII в. для мірскихъ дѣлъ отводилась уже особыя вемскія избы (строившіяся не въ далекомъ разстояніи отъ церкви). Въ трапезахъ же производились только церковныя дѣла (выборъ старосты, учетъ ѳго и т. п.—Ibid.) и читались „извѣтвыа челобитныя“, носившія еще названія „явокъ". Сущность „трапезвой явка“ заключалась въ томъ, что пострадавшіе отъ чужаго насиліи лица приносили въ вей свои жалобы на обидчикомъ церковному старостѣ и всему крестьянскому міру. „Явка“ всенародно прочитывалась въ трапезѣ и заносилась въ особыя книги съ помѣтой о времени еа подачи (дѣло это лежало на церковномъ дьячкѣ). (Акты Холы. и Уст. еп., вн. II, стр. 786—800). Какихъ-нл-будь карательныхъ мѣръ противъ насильщиковъ, повидимому, не принималось. Яо самое существованіе „явокъ“, имѣвшихъ цѣпію оповѣститъ о насиліи крестьянскому „міру“ („чтобъ наша бѣдность въ міру была вѣдома"), угрозы насильщиковъ отомщеніемъ за „явку“—доказываютъ, что одно осужденіе насилія міромъ было довольно дѣйствительнымъ наказаніемъ для виновныхъ (См. Акты Холм. и Уст. еп., кн. I, предисл., стр. XII). Так. обр., нужно замѣтить, что несмотря на многочисленность пороковъ въ крестьянской средѣ описываемаго вами времени, всевозможныхъ насилій и оскорбленій личности ближняго, пороки эти не оставались все-жѳ безъ противодѣйствія и встрѣчали себѣ довольно сильпую преграду нъ самомъ строѣ древвей церковно-приходской жизни, въ значительно развитомъ обществеиномъ мнѣніе крестьянскаго „міра“.

*) Акты Холм. и Уст. еп., км. II, стр. 787. 797 — 800.

2) Ibid., стр. 791—792, 796.

а) Стр. 7б6.

*) Стр. 793. Ср. стр. 794—795, 786

крестьянинъ (Шевдеввцкой волости) Дружина Суворовъ на своего родааго брата съ племянникомъ въ томъ, что они неоднократно покушались убить его вмѣстѣ съ женой и сыномъ, однажды «топоромъ» за нимъ «шыбали и засѣчь хотѣли», да и впереди угрожаютъ: «или де тебя или сына твоего убьемъ, или въ воду посадимъ» ').

Такимъ образомъ, нравы въ крестьянской средѣ были чрезвычайно грубы. Ко всѣмъ этимъ недостаткамъ прибавлялось еще почти полное религіозное невѣжество.

Лучшимъ средствомъ къ поднятію нравственнаго уровня въ своей паствѣ преосвящ. Аѳанасій считалъ церковное учительство.

Онъ самъ пеоднократно поучалъ народъ въ церкви за богослуженіемъ, о чемъ сохранились отрывочныя замѣчанія въ разныхъ современныхъ ему памятникахъ. По большей части его проповѣдь носила чисто книжный и несамостоятельный характеръ. Онъ просто читалъ * *) народу то или другое, подходящее къ данному случаю, поученіе изъ Пролога или Учительнаго Евангелія. Но иногда онъ н «ивустаѣ» бесѣдовалъ съ народомъ *), и его проповѣдь въ этихъ случаяхъ отличалась жизненностью и современностью. Не безъ основанія Аѳанасій заслужилъ отъ своихъ современниковъ названіе «проповѣдника слова Божія» *), «Божественнаго Писанія довольнаго сказателя», «рѣчевистаго по премногу» в).

’) Стр. 789—790.

*) Напр., по прибытія на епархію, „архіерей челъ поученія о благодаренія во У чвходномъ Евангелія сеіітеиврін въ 1 день“ — „Чиновникъ соборные великіе цервве... Преображенія... града Холмогоръ“ рукоп. Арханг.Сѳы., Л А18. я. 4; или: возвратившись наъ Москвы въ 1685 г., онъ, „челъ поучительное въ народу о пришествіи мара“ (Ibid., л. 64 об,).

') Такъ, напр., было въ 1696 году—по случаю взятія русскими Азова, когда Аѳанасій „о побѣдѣ вѳл. Государя на противныя... изустнѣ всѣмъ народамъ объявлялъ, возвѣщалъ4 (Лѣтоп. двин., изд. Титова, 1889 г., стр. 97).

*} Такое названіе усвоивается ему въ надписи ва рукоп. книгѣ „Еявстоли, сврѣчь посланіе Климента папы Римскаго н о житіи его“, J6 467 Арханг. сѳмвн. бибпіот.

*; Чиновникъ, ркп. Архавг, оем. бибд., М 413, л. 61 об. Ср. Лѣтоп. двин., изд. Титова, стр. 127.—Что устная проповѣдь не была рѣдкостью у преосвящ. Аѳанасія, это можно видѣть я ивъ его собственныхъ словъ въ поучительной грамотѣ въ духовенству холмогорской епархіи^тъ

Однако, устной проповѣди было недостаточно. Ее могли слышать только лида, жившія вблизи архіерея. Между тѣмъ, въ поученіи и духовномъ руководствѣ главнымъ образомъ нуждалось населеніе, жившее вдали отъ архіерейскаго пребыванія, .куда личный надзоръ архіерея не могъ простираться и гдѣ распространялся расколъ, не встрѣчая себѣ почти никакого разумнаго противодѣйствія. Аѳанасій прекрасно это понималъ и старался замѣнить личное присутствіе своими окружными посланіями къ паствѣ, разсылавшимися по разнымъ мѣстамъ холмогорской епархіи.

Еще до прибытія въ Холмогоры Аѳанасій, очевидно, имѣлъ возможность ознакомиться нѣсколько съ нравственнымъ состояніемъ своей паствы. Въ силу обстоятельствъ оставаясь пока въ Москвѣ, онъ отправилъ на имя сійсваго игумена Ѳеодосія (въ рукахъ котораго находилось до открытія епархіи церковное управленіе сѣвернымъ краемъ) двѣ окружныя грамоты: первую отъ 30 марта—объ обращеніи всѣхъ православныхъ христіанъ къ исповѣди и причастію * *); другую— отъ 1 августа, гдѣ «молилъ» свою паству «подвигомъ добрымъ подвизатися о Господѣ», «миръ имѣть» между собою, «тожде мудрствующе еже бѣ изначала» ’). Вѣроятно, въ первой изъ этихъ грамотъ Аѳанасій писалъ, между прочимъ, слѣдующее: «Вижу я, что нѣкоторые, вопреки закону, запо-вѣданію и преданію, вступаютъ въ чужестранные обычаи и въ прелести еретическія... Новые чужестранные обычаи мало по налу тайно вкрадываются въ нашу святую православную, восточную церковь, переходя отъ латинянъ, лютеранъ, каль-

16S7 года. Здѣсь онъ пишетъ между прочимъ: <Мы, пріѳышѳ чинъ свн-щѳнносяуженія, и сами не мохуще вся грады и вееи устномагольно научати: малымъ спмъ начертаніемъ-пишемъ, и данною вамъ властію отъ Пресвятаго Животворящаго Дуда, ано пастыреначальникъ заповѣдаемъ вамъ сыновомъ моимъ, и молимъ о имени Господа Іисуса Христа, да кіЙясдо васъ со всякимъ тщаніемъ прилежитъ дѣлу Господню, а да хранитъ чинъ священства беззазорнымъ своимъ жительствомъ, съ словомъ учительства“ („Арх. Еп. Вѣд.“ 1900 г., Л 18).

*) Опись архива Сійсваго монастыря I. М. Сибирцева (рукописная)—грамота Аоаяасія № 6; „Арханг, Еп. Вѣдом.“, 1897 г., №16 (статья свящ. Перовскаго: „ Антоніев#-Сійскій монастырь“), стр, 505. При разсмотрѣніи грамотъ Аѳанасія, хранящихся въ архивѣ Сійсваго монастыря, мы пѳ видѣли этой грамоты.

3) Архивъ Сійсваго монастыря.

винистовъ и другихъ раскольниковъ; входитъ все ученіе ихъ всякаго рода» 1).

Прибывши на епархію, Аѳанасій немедленно же, черезъ разспросы свѣдущихъ лицъ, постарался поближе ознакомиться, въ какомъ состояніи находилась его паства. Слѣдствіемъ этого ознакомленія было его окружное посланіе къ духовенству епархіи, разосланное въ мартѣ мѣсяцѣ 1683 года * *).

«Въ нынѣшнемъ во 191 году, писалъ здѣсь преосвящ. архіепископъ, доиде къ намъ гласъ плачевный и тодико скорбный... у васъ моея паствы нынѣ слышится сбысть, яко мнозіи именуеми христіане, прелестію вѣка сего соотведошася, во святую церковь сами не ходятъ и инѣнъ ходити возбраняютъ и у отцевъ духовныхъ не исповѣдываются лѣтъ по дватцати и по тритцати, и но четырѳдѳсяти, и по пятидесяти, а ивіи и отъ рожденія своего даже до смерти не бывали у отцевъ духовныхъ...» 8).

Въ виду этого преосвященный и отправляетъ свое посланіе, предлагая въ немъ въ поученіе православныхъ «правила св. апостолъ и си. отецъ, да вси раскольниковъ пагубы... убѣгнувше насытятся благочестиваго православнаго ученія и общимъ всѳя восточныя Церкви святыя смысломъ укрѣпятся» 4). Самыя правила приводятся изъ Кормчей и Номоканона (разныхъ изданій)—въ подтвержденіе той мысли, что всякому христіанину слѣдуетъ соблюдать посты (особенно великій постъ), исповѣдываться и причащаться св. тайнъ *).

Преосвященный приказываетъ разослать списки съ настоящей грамотой по всѣмъ церквамъ и вездѣ «многократно про-

*) Филаретъ, Обзоръ рус. дух. литературы. Изд. 3-е. Спб. 1884 г., стр. 258.

*) Духовенству холмогорскаго уѣзда (на има протопопа Петра) это посланіе было отправлено 10 марта, а духовенству Базиснаго уѣзда (на имя старосты поповскаго, Благовѣщенскаго священника—Стефана Иванова)—23 марта, 24 марта посланіе особо было отправлено въ Сійскій монастырь—въ церкви, подвѣдомьгя этому монастырю (См. Архивъ Сійск. мон.). Копія съ вѳго, адресованная протопопу Петру, напечатана въ „ Пт. Общ. Ист. и др. Росс.“, 1800 г., кн. 2, стр. 6—9. „Матеріаловъ для исторіи Арханг. епархіи“. Копія же, отправленная поповскому старостѣ Стефану, напечатана во 2-й кн. Актовъ Холыог. и Устюж. еп., № СХС1Ѵ, стр. 461—468.

9) Акты Холмог. и Устюже. еп., кн. II, стр. 462.

4) Ibid., стр. 468.

») Ст£, 463-464.

читать ее «во всенародное множество во дни воскресеньи» *)

Но онъ не ограничивается этимъ и привлекаетъ къ учительству все духовенство своей епархіи—«архимандритовъ, игуменовъ, протопресвитеровъ и всѣхъ пресвитеровъ*. Каждый священникъ долженъ въ церкви поучать своихъ прихожанъ о необходимости исновѣдываться и причащаться Ов. Таивъ какъ можно чаще, если не во всѣ четыре поста, то, по крайней мѣрѣ, въ великій постъ. Нерадивымъ въ поученіи паствы священникамъ Аѳанасій угрожаетъ запрещеніемъ и лишеніемъ сана *).

Настоящая грамота была отправлена какъ разъ предъ великимъ постомъ. Поэтому, преосвященный приказываетъ священникамъ «учинить крѣпкій заказъ» своимъ прихожанамъ, чтобы всѣ они, со своими семействами и прислугой, непремѣнно исповѣдались въ этотъ постъ и причастились Си. Таинъ. Имена не бывшихъ у исповѣди каждымъ священникомъ должны быть внесены въ особую «роспись» и немедленно представлены архіепископу. «И имъ нѳпокор-никомъ, заключаетъ свои наставленія объ исповѣди Аѳанасій, будетъ отъ насъ по правиламъ св. апостолъ и св. отецъ наказаніе и доправлена будетъ на нихъ пѣия, а пѣни что мы преосвященный архіепископъ уваженъ» *).

Указанные выше недостатки въ нравственной жизни православнаго населенія, помимо всего другаго, въ значительной степени проистекали ивъ проста го незнанія имъ своиѵъ христіанскихъ обязанностей. Незнаніе православными своей вѣры было почти полное: имъ неизвѣстны были самыя элементарныя христіанскія молитвы, не говоря уже о символѣ вѣры. Наученіе народа христіанской вѣрѣ не иначе было возможно, какъ только чрезъ посредство низшаго духовенства, и Аѳанасій неоднократно напоминаетъ послѣднему объ его учительскихъ обязанностяхъ. 1

Ключарю холмогорскаго собора, священнику Алексѣю, посланному въ 1687 г. на Вагу для сбора дани, велѣно было снова подтвердить приходскимъ священникамъ и настоятелямъ монастырей, чтобы они напоминали своимъ прихожанамъ о нѳоб-

Стр. 467-а) Стр. 466—466. ») Стр. 466—467.

ходимости исповѣдываться въ великій постъ и причащаться. Кромѣ того, на духовенство возлагались теперь и другія обязанности. Незвавшихъ грамоты прихожанъ отцы духовные должны были учить во время поста необходимымъ молитвамъ — «Отчѳ нашъ* * и «Богородице Дѣва, райдуйся», а если возможно, то и символу вѣры - «ради пользы всѣмъ христіанамъ» 1).

Наставленія приходскимъ священникамъ объ учительствѣ своихъ прихожанъ были даваемы Аѳанасіемъ и послѣ, вапр., въ 1695 году (тоже черезъ сборщика дани и въ Важскоиъ же уѣздѣ). Въ этотъ разъ, какъ и въ 1683 г., священникамъ опять вмѣнялось въ обязанность записывать имена не бывшихъ у исповѣди; списки велѣно было представлять де сягскимъ священникамъ, а эти послѣдніе уже отправляли ихъ къ архіерею *).

Стараясь показать всѣмъ православнымъ жителямъ своей епархіи, что таинства покаянія и св. причащенія необходимы для христіанина, преосвященный Аѳанасій принималъ мѣры также и къ тому, чтобы возвысить въ ихъ глазахъ таинство брака. Народныя понятія о бракѣ были въ то время еще чисто языческими; въ нихъ на первый гіданъ выступала чувственная сторона, что и выражалось въ разныхъ языческихъ обычаяхъ, обыкновенно соединявшихся со свадьбами *). Поэтому, народный взглядъ и на самое таинство брака не отличался возвышенностью.

Желая вызвысить его и сдѣлать болѣе христіанскимъ, Аѳанасій приказывалъ *), чтобы священники заставляли же-

1) Арханг. Губ.. Вѣдом. 1869 г., № 5—Сборникъ Хоревича (Навазъ, данный ключарю Алексѣю въ декабрѣ 1666 г.).—Самый способъ передачи указанныхъ распоряженій производился сващ. Алексѣемъ черезъ особые указы, раздаваемые и разсыпаемые настоятелемъ монастырей и дѳсятскимъ'свящевнивамъ—для всеобщаго освѣдомленія. Одинъ ивъ такихъ указовъ, данный игумену Богословскаго монастыря Варлааму, напечатанъ въ Akt. Хопмог. а Уа еп., хн. 2, J6 СХСѴ1, стр. 475—47“.

*) „Арханг. Губ. Вѣдом.“ 1869 г., Л& 5—Сборникъ Хоревича. Ср. Труды Арханг, Статист. Коыит. 1865 г., кн. 1, отд. ист., стр, 23. Ср. подобное же приказаніе, данное Спасскому (Архангельскому) протопопу Калиннику и сыну боярскому Ивану Андрееву, отправленнымъ дляс$ора дани „на Пѣнегу, въ Кевропь н на Мезевь въ 1694 г.“.(1702 г,—янв.). Арх. Арх.—ц, Арх. 14.

*) Ср. Стоглавъ, взд. Субботина, И. 1890, гл. 41, вопр. 16. стр. 181.

*) Вдѣ изложенныя ниже наставленія о бракѣ заключаются въ наказѣ,

ниха и невѣсту предварительно поститься и исповѣдываться у отца духовнаго, а за день до брака, «будѳ достойны будутъ», и причащаться Св. Таинъ. Вѣнчать вступавшихъ въ бракъ приказано было утромъ—«по литургіи или на часѣхъ вскорѣ не ядшихъ, сірѣчь въ постѣ пребывающихъ». Послѣ вечерни и вообще по вкушеніи пищи вѣнчать строго запре щалось, «понеже тайна сія велика есть». Относительно дней совершенія браковъ было приказано, чтобы «противъ Госу-дарскихъ праздниковъ і воскресныхъ дней и среды и пятка і царскихъ ангеловъ» вѣнчанія отнюдь не производилось. Священники должны были наблюдать, чтобы «при брадѣхъ отнюдь не было» «кличей безчинныхъ і укорныхъ нелѣпыхъ словъ», а сани они должны были совершать таинство «не пьяны со страхомъ Божіимъ». Въ тѣхъ же видахъ возвышенія въ народѣ взгляда на бракъ Аоанасій приказывалъ, чтобы священники «отрока со вдовою троебрачною и троѳбрачного вдовца со дѣвицею не вѣнчали». Вступавшихъ въ третій бракъ слѣдовало «молитвовать» чиномъ второбрачныхъ, не накладывая только на нихъ вѣнцовъ.

Нежѳлавшихъ слушать наставленія своихъ пастырей отно«^ сительно точнаго исполненія христіанскахъ обязанностей Аѳанасій приказывалъ лишатъ христіанскаго погребенія. Въ «уставной грамотѣ, писанной въ Соловецкій монастырь 5-го іюня 1685 г., между прочимъ, значится: «Да вамъ же архі-иандриту з братьею десятскому священнику іли дьякону ве-

данномъ судьѣ архіерейскаго дома, монаху Тихону, посланному на Вагу въ 1683 году.—Труды Арханг. Сгат. Комит., 1865 г., кн. I, стр. 19— 24, (Тѣ же самыя наставленія повторяются н въ „уставной“ грамотѣ преосв. Аѳанасія, данной Соловецкому монастырю—въ 1685 г. 5 іювн; Солов, рнзница, грам. архіеп. Аѳ. №537). Наставленія етв повторялись, какъ видно, въ подобныхъ же наказахъ и послѣдующихъ годовъ; исключеніе составляетъ только распоряженіе о невступленіи въ бракъ отрока со вдовой троебрачной, котораго въ другихъ наказахъ не встрѣчается. Труды АрзГанг. Стат. Комит, 1865 г., кн. I, стр. 26. Тѣмъ не менѣе, распоряженіе это имѣло силу и въ послѣдующее время, хотя исключенія изъ него дѣлались. Въ Пошл, книгѣ архіер. дома за 196 (1688) г., въ отдѣлѣ грамотъ и памятей по чѳлобитчиковымъ дѣламъ, подъ 30 декабря, записано: „Отпущена память Пустоозѳрскаго острога въ десяцкому священнику КупрІяну Герасимову по челобитью вопочаниаа Авраыиа Ильина велѣно ему священнику ево Аврамка вѣнчать первымъ бравомъ Пустоозерскаго острога со вдовою Ксеньицѳю Михайловою дочерью третьимъ бравой а иным таким жѳнихам і вдовам тот указ впрѳд не в образецъ и никому на тот укаа не оеылатца“. Рка. Арханг. Сем. библ., № 233.

лѣть учинить заказъ всѣхъ монастырскихъ вашихъ вотчинныхъ- церквей священникомъ, чтобъ они мертвыхъ, которые внезапною смертью умрутъ іли утонутъ іли виномъ завьются или от своихъ рукъ умрутъ бѳз ево десяцкого похоронныхъ памятей не погребали. А ему десяцкому велѣть давать похоронные памяти по челобитью с розыскомъ, а по розыску будѳ которые умершіе к церкви Божіи приходили і исповѣдывалися грѣховъ своихъ і святымъ тайвамъ причащалися і церковного расколу в нихъ не было і не от своих рукъ умре і не зашглися виномъ, таковыхъ велѣть погребать у церквей со отпѣваниемъ. А которые умершие по сыску и церкви Божіи не приходили і не исповѣдывалися грѣховъ своихъ і святымъ тайнамъ не причащались іли от своих рукъ умрѳ іли виномъ запилися, таковыхъ отпѣвать і у церквей погребать не велѣть, а погребать велѣть их на пустыхъ мѣстахъ без отпѣванія» 1).

Призывая духовенство своей епархіи въ учительству и вообще къ должному прохожденію пастырскаго служенія, преосвященный Аѳанасій уже подъ конецъ своей жизни обратился къ нему * *) съ «поучительною грамотой» (писанною во время послѣдняго его пребыванія въ Москвѣ и помѣченною датой/ отъ 7205 — 1697 г., іюня 19), въ которой подробно указывалъ, на что преимущественно слѣдовало обратить вниманіе при исполненіи вышеозначенныхъ обязанностей.

Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, такъ начинаетъ прѳо-священлый Аѳанасій свою «поучительную грамоту», но воскресеніи Своемъ сказалъ ап. Петру, «исправляя отреченіе его»: «ІІетре, аще любиши Мя, паси овцы Моя». «Въ семъ врученіи паствованія всѣмъ апостоломъ вручи Христосъ паст-

’) Ризница Соновѳц. монастыря, грамота архіеп. Аѳанасія № 537.

*) „Поучительная грамота“ адресована такимъ образомъ: „ЕІашея епархіи и области священнымъ протоіереемъ и іереемъ же и діакономъ и всѣмъ церковнымъ причетникомъ, во Христѣ Спасителѣ любезнымъ чадомъ“. Копія съ этой грамоты, отправленная на Вагу найма „Шенкур-сваго.острога заващива духовныхъ дѣлъ протопресвитера Прокопія, да старосты поповскаго того жъ собора ключаря священника Іова съ бра-тіею, и всего Важеского уѣзду в Усьянскихъ волостей священникомъ и діакономъ и церковнымъ причетникомъ“ (какъ значится въ приложенномъ къ грамотѣ указѣ), напечатана въ „Арханг. Епарх. Вѣд.к 1900 г., № 18. откуда мы и заимствуемъ ея содержаніе. Нѣтъ сомнѣнія, что означенная граната была отправлена- и въ другія мѣстности холмогорской епархіф, кромѣ Ваги.

вити овцы своя». Апостолы передали свое пастырское достоинство своимъ преемникамъ — епископамъ и пресвитерамъ. Черезъ епископовъ оно стало передаваться и въ дальнѣйшія времена. «Дойде убо и до насъ, продолжаетъ преосвященный, другопрееиствѳнно великій санъ архіерейства и попеченіе еже о паствѣ Христовы паствы вѣренныя намъ. Мы же приемше чинъ священнослуженія, и сами не могущѳ вся грады и веси устноглагольво научити: малымъ симъ начертаніемъ пишемъ и данною намъ властію отъ Пресвятаго и Животворящаго Духа, яко пастырѳвачальникъ заповѣдаемъ вамъ сыновомъ моимъ, и молимъ о имени Господа Іисуса Христа, да кійждо васъ со всякимъ тщаніемъ прилежитъ дѣлу Господню, и да хранитъ чинъ священства беззазорнымъ своимъ жительствомъ, съ словомъ учительства» ‘).

При исполненіи своихъ пастырскихъ обязанностей свя-щенно-служители прежде всего должны обратить вниманіе на правильное совершеніе «чина церковнаго»—«ежѳ пѣти бла-говрененно и единогласно».

Преимущественное вниманіе должно быть обращено на совершеніе св. таинствъ и особенно божественной литургіи. .Подробно разъясняя, что св. дары пресуществляются въ моментъ призыванія Св. Духа и произнесенія словъ: «И сотвори убо хлѣбъ сей»..., а не во время нроизнѳнія словъ: «Пріи-митѳ ядите»..., которыя на Тайной вечери отъ Христа реко-шася точію указателно, яко видимое хлѣбъ и вино Тѣло и Кровь есть Христова, нынѣ же отъ іереа воспонинатѳдно тайныя оныя вечери и на вей дѣйствованныхъ глаголются», преосвященный убѣждаетъ священно-служитѳлей имѣть «ума намѣреніе» въ теченіе совершительнаго момента. Ума же намѣреніе состоитъ въ тонъ, чтобы священникъ при произнесеніи молитвы: «Низпосли Духа Твоего Святаго»... и словъ: «И сотвори убо хлѣбъ сей»... имѣлъ умъ свой весь собранъ, еже бы приложитися хлѣбу въ Тѣло Христово, а вину въ Кровь Христову, нашествіемъ и дѣйствомъ Святаго Духа, т. е. чтобы онъ мыслилъ въ это время то же самое, чтб произноситъ, а не что-либо другое 2). *)

') „Арх. fin. Вѣд.„ 1900 г., .Ni 18, стр. 484—486.

*) Стр. 486. Въ 1700 г. Аѳанасіемъ была разослана духовеястьу своей епархіи книга Гердона, патр. Коистант.—Толкованіе Божеств. литургіи—въ цѣляхъ правильнаго пониманія этой службы. Означенная книга

Кронѣ таинства св. Евхаристіи, преосвященный говоритъ oco6q также о таинствѣ брака и покаянія. При бракѣ священно-служители должны обращать внинаніе на то, чтобы жениху было не менѣе 15-ти лѣтъ, а невѣстѣ не менѣе 12-ти лѣтъ, чтобы они вступали въ бракъ по обоюдному согласію и чтобы не находились между собою ни въ родствѣ, ни въ «сватовствѣ». Прежде вѣнчанія должно исповѣдывать брачу-щихся и потомъ уже вѣнчать «по утру до полудне». Позднѣе полудня и особенно ночью вѣнчанія нельзя производить ни въ какомъ случаѣ.

Въ таинствѣ покаянія священники должны обращать вниманіе на нравственное состояніе кающихся и недостойныхъ не должны допускать до св. причастія.

Священникамъ слѣдуетъ также нелѣностно посѣщать больныхъ для совершенія надъ ними таинствъ покаянія, причащенія и елеосвященія и стараться о томъ, чтобы ни одинъ христіанинъ не умеръ, не покаявшись и иѳ причастившись А).

Но особенно долго останавливается преосвящ. Аѳанасій собственно на учительскихъ обязанностяхъ духовенства. «Понеже должны естѳ, обращается онъ къ послѣднему, проповѣ-дати людемъ слово Божіе, на сіе бо дѣло и учинени есте, по реченному: вы есте соль земли и свѣтъ міра». При этомъ преосвященный указываетъ и тѣ пункты, которые особенно нужно имѣть въ виду при исполненіи духовенствомъ своихъ учительскихъ обязанностей. Прежде всего слѣдуетъ научать паству истинной вѣрѣ въ Пресв. Троицу и въ воплощеніе Сына Божія согласно вѣрованію святой каѳолической церкви. Всякій православный христіанинъ долженъ звать свою вѣру и долженъ быть готовымъ отвѣтить всякому вопрошающему о ней. Это особенно необходимо въ виду начавшихъ. проникать въ среду православныхъ разныхъ еретическихъ воззрѣній— «латинскихъ, луторскихъ, кальвиискахъ и иныхъ».—Послѣднее обстоятельство налагаетъ на духовенство обязанность увѣщать своихъ пасомыхъ «отбѣгати» этихъ еретическихъ «новогласій», «паче же отъ всякихъ еретиковъ, и съ ними всякихъ бесѣдъ и разглаголствъ удалятися и съ нимъ

Спеціально для указанной цѣли многократно переписывалась при дсмѣ архіерейскомъ въ Холмогорахъ (См. граы. Ао. въ Сійскій мон. отъ 7208 (1700) г., іюня. Архивъ Сійск. моя.),

С«£>. 487—488.

отнюдь нв въ чесомъ не съобщатися, ниже дружитися, но яко отъ враговъ Божіихъ ошаяватяся я отскакати» 1). Точно также духовенство должно научать своихъ пасомыхъ и «еретическихъ всякихъ книгъ, латинскихъ и лутерскихъ отнюдь не чести». Вмѣсто этого преосвященный рекомендуетъ вниманію какъ самого духовенства, такъ и его паствы, недавно изданныя книги: с Православное Исповѣданіе» и «Остенъ» а).

Научая своихъ пасомыхъ догматамъ православной вѣры, духовенство должно также учить ихъ и нравственнымъ христіанскимъ обязанностямъ, именно — заповѣдямъ, «ими же Христосъ Сынъ Божій во второе Свое пришествіе вся человѣки будетъ судити, си есть, еже алчнаго напитовати, жажд-наго напаявати, нагаго одѣвати, немощнаго посѣщати и при-зирати, въ темницѣ въ сущимъ приходите, страннаго въ домъ пріимати и упокоевати, за симъ и мертваго погрѳбати. Еще должнику и винному кому въ чесомъ либо долги и вины оставляти и иную всякую добродѣтель проходите >.—Необходимо также научать паству («наипаче же малыя дѣтищи») десяти Божіимъ заповѣдямъ, символу вѣры и главнымъ молитвамъ —«Отче нашъ* и «Богородице Дѣво, радуйся» («и коеиуждо велѣти на всякъ день сія прочитати безъотложно вечеръ и утро, или въ церкви сущу, или въ дому, или въ пути, или и дѣлая что-либо буди») *).

Съ нравственными обязанностями должно быть соединено и наученіе обязанностямъ «церковнымъ»: «еже въ воскресныя дни и въ праздники Господскія и Пресвятыя Богородицы, и великихъ нѣкіихъ святыхъ опредѣленныхъ отъ церкве, упражднятися отъ всякаго дѣла и приходити въ святую церковь, и слушати божественнаго всего пѣснопѣнія и поученія, наипаче же божественныя литургіи». Пасомые должны также соблюдать всѣ опредѣленные церковію посты, а особенно— великій, исповѣдываться въ это время (и особенно въ великій постъ) у отцовъ духовныхъ и, «по разсужденію» послѣднихъ, причащаться св. тайпъ 4).

Съ учительствомъ, понимаемомъ въ широкомъ смыслѣ и простирающемся на все вообще пастырское служеніе, должно

Стр. 488.

2) Стр. 489. а) Стр. 488—489. '

<) Стр. 489.

быть соединяемо и собственно церковное учительство. Какимъ характеромъ должно отличаться это послѣднее, преосвящ. Аѳанасій изображаетъ въ слѣдующихъ чертахъ: «Тѣмже, чада моя любезная, прочитайте божественная писанія людемъ въ слухи, по вся воскресныя дни и праздники Господскія, по литургіи, сс вниманіемъ, избирающе истинная разумѣнія отъ божественнаго писанія, якоже цѳрковніи свѣтвлницы и учи-теліѳ своими писаніями истолкована. И научайте люди собраній церковныхъ не отдучатися паче же въ воскресныя дни и праздники Господскія и Пресвятыя Богородицы и великихъ святыхъ, ихъ же памяти и торжества обыче церковь святая праздновать И имѣти въ сердцы страхъ Божій и любовь къ Богу и къ другъ другу. Удаіятися же отъ піанства, и блуда, и грабленія, и ненависти, и прочихъ злобъ, и приходити на исповѣданіе грѣховъ своихъ и милостынею грѣхи очищати» * *).

Учительство церковное есть существенная обязанность пастырей. «Нужду бо неотсрочну инате, продолжаетъ вышеприведенныя наставленія преосвящ. Аѳанасій, учити симъ люди сущыя подъ вами, по святому апостолу глаголящему: нужда мнѣ належитъ благовѣствовати: горе же мнѣ, аще неблаго вѣствую. Священный же Златоустъ глаголетъ: начальство церковное ввѣренное нмѣяй, аще не проповѣдуетъ людемъ подобающая дѣлати, половиненъ есть. Тѣмже вразумляимъ и учимъ, аще и досаждаютъ, аще и біюгь, аще и ничтожѳ совершаютъ, вся творимъ, вся терпимъ».

Но учительство нельзя ограничивать одними только теоретическими наставленіями. Сами пастыри въ жизни своей должны осуществлять то, чему они стараются научить своихъ пасомыхъ 2).

Никто изъ пастырей не можетъ отговариваться отъ исполненія обязанности учительства тѣмъ, что пасомые не будутъ его слушать. Если и дѣйствительно такъ, то по крайней мѣрѣ самъ пастырь будетъ чистъ предъ Богомъ, какъ исполнившій свой долгъ *).

Въ совнаніи этого долга и самъ преосвященный пишетъ настояшее поученіе подвѣдомственному ему духовенству. «И аще послушаете мене, обращается ояъ къ послѣднему, добрѣ

’) Стр. 489-490. *) Стр. 490.

*) Стр. 490—491.

сотворите, и меду пріимете. Аще же не послушаете мене, а не возъимате радѣти о словѣ ученія, вы . самыя свидѣтели представляю, яко чистъ азъ отъ крове всѣхъ васъ, не обинухся бо еже не сказатя вамъ волю Божію» *).

Но нерадивые священники должны знать, что за свое нерадѣніе въ наученіи паствы они и здѣсь на землѣ будутъ наказаны лишеніемъ сана, и въ будущемъ вѣкѣ имѣютъ услышать: «лукавый рабе и лѣнивый, чесо ради не далъ еси сребра моего торжникамъ и пришедъ азъ истязалъ быхъ тое съ лихвою» *).

Въ заключеніе своего поученія преосвященный Аѳанасій обращается къ духовенству со слѣдующими теплыми словами: «Прочее же чада моя любезная, кійждо васъ да внимаетъ себѣ всякъ, и да пасетъ паству свою, яко же коегождо васъ Духъ Святый наставитъ. Азъ же вамъ и вкратцѣ, обачѳ воз-вѣстихъ елико могохъ. Вы же иматѳ о ввѣреянѣй вамъ паствѣ слово въ день судный воздати. И каковъ кто Владыкѣ своему прикупъ принесетъ, такову и мзду пршмѳгь. Буди же вамъ къ Владыкѣ рещи дерзновенно: Господи, се азъ и дѣти моя, яжѳ ми далъ еси, и съ ними получити неизреченная благая обѣщанная намъ, благодатію Того Самаго Параклита Духа Святаго, иже избра и освяти вы въ дѣло сіе пресвитѳрства и Тому подобаетъ слава со Безначальнымъ Отцемъ и Единороднымъ Его Сыномъ нынѣ и въ дни вѣка, Аминь» 3).

Въ приложенномъ къ настоящей «поучительной грамотѣ» указу дреосвящ. Аѳанасій дѣлалъ распоряженіе разослать списки съ нея чре8ъ десятскихъ священниковъ во всѣ приходы («ко всѣмъ священникамъ съ причетники по списку»)4).

*) Стр. 491.

*) Стр. 491.

3) Стр. 492.

4) „И указали 'ми вамъ протопросвитеру и старостѣ поповскому, говорилось въ указѣ, приложенномъ къ поучительной грамотѣ, посланной иа Вагу, съ сея и со оные нашихъ посланныхъ къ вамь граммотъ списати списки въ иолдестоаыѳ тетради церковными дьячки и тѣ списки съ насущными грамматами справить и достовѣрно закрѣпить вашими руками, и послать тѣ списки во весь важѳскіё уѣздъ и къ усьапсвія волости къ десятскимъ священникамъ коѳмуждо по списку, а дѳсяц-кимъ священникамъ съ ?ѣхъ списковъ паки велѣть списать списки и исправя съ посланными къ намъ списки закрѣшхть имъ своими руками и послать ко ежу ж до десяцкоыу десятка своего ко всѣмъ священники

Духовенство должно было «оную поучительную... граммату часто проча тати и написанная въ ней въ памяти имѣти»... «Простому жъ народу, говорилось въ томъ же указѣ, оная граммата во увѣденіе да не прочитается никогда же».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Призывая духовенство своей епархіи къ учительству, преосвящ. Аѳанасій и самъ непосредственно не прекращалъ обращаться къ подвѣдомственной ему паствѣ съ письменными поученіями. Лучшимъ образчикомъ этого рода служитъ ею окружное посланіе отъ 1696 года, т. е. писанное га годъ передъ вышеизложеной грам нотой его къ приходскому духовенству. Окружное посланіе состоитъ изъ 12 посланій и заключенія («надсловія») и направлено ко всѣмъ лидамъ, входившимъ въ составъ паствы Аѳанасія —людямъ священнаго а монашескаго чина, начальникамъ и подчиненнымъ, господамъ и рабамъ. Здѣсь указываются особенно крупные недостатки въ нравственной жизни населенія и предлагаются увѣщанія «въ духѣ кротости» къ исправленію ихъ ').

Прежде всего имѣется въ виду расколъ: къ нему Аѳанасій чаще всего возвращается и болѣе всего отъ него предостерегаетъ * *).—Въ своихъ разсужденіяхъ онъ выходятъ ивъ мы(іди объ единствѣ церкви, сущность котораго заключается въ единствѣ вѣры, во взаимной любви и единомысліи 8).

Единство вѣры и взаимная любовь между христіанами поддерживается послушаніемъ богоучрѳжденной іерархіи: «священство бо есть всѣхъ благъ въ человѣцѣхъ вносите л ьно» 4).

съ причетники по списку“ (Указъ напечатанъ вмѣстѣ съ самой поучительной грамотой въ Арх. Еп. Вѣд., 1900 г., Л* 18).

') „Въ йенъ (т. е. окруж. носа.), пишетъ преосвященный Ае&аасіЙ въ грамотѣ, вмѣстѣ съ этимъ посланіемъ разосланной, всякая прелесть и бдазны, злоба же и безумство времена сего обнажися: и покаяніе и обращеніе отъ злыхъ дѣлъ воспроповѣдася, имжѳ увѣщеваемъ вся люди Божія духомъ крѣпости достойно званію благовѣствованія Христова ходити“... Грамота Соловецкаго монастыря (хранящаяся въ мов. ризницѣ), „Ns 574—отъ 27 марта; Сійскаго монастыря—отъ 17 марта 1696 г. (Архивъ СіЙск. мов.).

*) Раскольническая пропаганда въ средѣ православныхъ собственно и послужила главнымъ побужденіемъ въ написанію посланія—Предвсл., стр. 23. Это же видно и изъ вышѳупонянутой грамоты, разосланной при посланіи.

*) Предисл., 25.

*) Подож. 5, стр. 29—30.

Раскольники, отказавшіеся отъ послушанія іерархіи, 'оказались вмѣстѣ съ тѣмъ нарушителями единенія и любви, цѳрковпыми еретиками и раздорниками ‘), а потому всякому истинному христіанину слѣдуетъ ихъ чуждаться. «Бѣгайте убо, пишетъ АоанасіЙ, злыхъ ухищреній и ловленій духа, нынѣ дѣйствующаго въ сынѣхъ вѣка сего противная мудрствующихъ и глаголющихъ: да не когда оскорбленный любве залогъ въ васъ изнемогати оставите. Но вси вкупѣ бывайте въ нераздѣлимомъ сердцы любви Христовой и души изволитель-ной, единодушно о Господѣ..., единомудрствующе всегда въ единомъ упованіи каѳолическія Христовы Церкве... Аще кто расколившемуся общается, сидевый Христа есть чуждъ, лесть и неистовство проповѣдуя на погибель человѣкомъ, и сицевый нищъ умомъ, и неискусенъ въ вѣрѣ, вселена имать въ себѣ змія отступника..., приглаголя и сіе: яко идѣже разстояніе изволенія и гнѣвъ, и ненависть, тамо Богъ не вселяется. Всѣмъ же кающимся прощаетъ Богъ, аще стекутся во единство вѣры съ нами о Христѣ и въ послушаніе архіерея и пресвитѳрства 8).

Православные должны только молиться о раскольникахъ: «еда како покаются и обратятся ко святой церкви 8). При случаѣ, «аще возможно», надо и научать ихъ *). Но такіе случаи могутъ представляться рѣдко, такъ какъ раскольники по большей части «недугъ неуврачииъ имутъ» * 4 5). Общее же правило должно быть то, чтобы избѣгать ихъ всѣми мѣрами, хотя бы въ числѣ ихъ оказались даже самые близкія родственники 6).

Непосредственная обязанность увѣщанія раскольниковъ должна лежать на лицахъ священнаго сана. «Непокаряю-щихся упорниковъ» послѣдніе должны «но первомъ и второмъ наказаніи объявляти и ради .мздопріятія или человѣко-угодія таковыхъ не таити, но возвѣщати» о нихъ саМому преосвященному 7).

«Согласіе церковное» и единомысліе нарушается также

*) Надсловіе, стр. 40.

9) Полож. 11, стр, 37—88. а) Надсловіѳ, стр. 4].

4) Предисп., стр. 25.

5j Надсловіѳ, 40.

Нредисл., 25.

7) ХІолож. 8, стр. 27.

«при пововводнымъ чужестраннымъ обычаямъ», «по малу вкрадывающимся» въ среду православныхъ «охъ еретиковъ латинъ, и лютеровъ. и калвиновъ» 1). Этихъ обычаевъ православнымъ должно такъ же «весьма не пріимати». какъ и раскольническихъ ученій, «но яко скверны гнушатися ихъ и отвращатися» 2).

«Удаляясь всякихъ еретическихъ примѣшеній и общеній», «повинуясь архіерейству и священству во всемъ», православные могутъ проводить «тихое и безмолвное и безбѣдное житіе въ единомысліи святыя православныя вѣры» 3).

Основными правилами этого житія служатъ соблюденіе заповѣдей Господнихъ и послѣдованіе «отцепреданнымъ святыя восточная церквѳ догматомъ» 4).

Поэтому, всѣ православные христіане прежде всего должны знать десять заповѣдей Божіихъ и «изучати я изустно»; должны также энать и «церковныя заповѣди» и «право мудр-ствовати» «о святыхъ семи тайнахъ церковныхъ».

Соблюденіе же заповѣдей должно выражаться прежде всего въ устраненіи отъ «грѣховъ смертныхъ», къ которымъ относятся: «вольное человѣкоубійство, паче естества грѣхъ содомскій, озлобленіе и вдовъ стѣсненіе и порабощеніе сиротъ, лишеніе мзды и нѳсамосовѳршенное мздоотданіе къ дѣлателемъ» 5).

Слѣдуетъ беречься также и другихъ пороковъ, а особенно пьянства и табакокуренія. Преосвященный горячо вооружается противъ этихъ пороковъ. Обычно спокойный и любвеобильный тонъ его эдѣсь вдругъ измѣняется, становится рѣзкимъ и раздражительнымъ: «Всякаго чина и возраста обще всѣхъ молю и яавѣщаваю именемъ Господа вашего Іисуса Христа, удаляйтеся, православніи, отъ проклятаго, душѳпагуб-наго піянства, убивающаго, душу и тѣло. Невипно убо вино во славу Божію пріемлемо, но ненавистно и проклято піян-ство и опивство чрезмѣрное. Аще бо язйчницы нѳвѣрніп своихъ винопіицъ и табакопіецъ ненавидятъ и гнушаются, и вельми наказу ютъ: кольни паче намъ христіанамъ подобаетъ отъ проклятаго піянства ишкаредомерзкаго и злосмраднаготабакопій-

') ІІолож. 1, стр. 261 Првдасл., 24

*) Лолож. 6, стр, 30—81.

3) Надсловіе, 42; ІІолож. 6, стр. 31-

4) ІІрѳдисл., 24; Пояож. 6, стр. 30.

*) Пояож. 4, стр. 28-

стаа гнушатися и отбѣгати я иныя піянствующія и не хотящій трезвы быти.в08держати, и накааывати узами и ранами, ииныниъ томленьми»... *)—Причина того, что преосвященный такъ горячо вооружается противъ пьянства, заключается въ сильной распространенности и гибельномъ вліяніи его на народную нравственность: «премнози, говоритъ онъ, окр&чени отъ діавола, не тако въ Божію церковь, яко въ корчмы и на кабаки цририщугь» 3). Преосвященный совѣтуетъ побѣждать привычку къ пьянству и возбуждать себя къ доброй дѣятельности воздержаніемъ, молитвою и постояннымъ памятованіемъ смерти, суда, геенны и царства небеснаго 3).—Далѣе, онъ предостерегаетъ свою паству отъ лихоимства и пріобрѣтенія должностей чрезъ деньги, а также отъ общихъ пороковъ— гордости, ненависти и сребролюбія

Всѣ православные должны соблюдать посты, «убогимъ раздающе избыточество требъ своихъ» 5), исповѣдываться во время постовъ (всѣхъ 4-хъ) и причащаться св. тайнъ 6); праздники должны проводить не въ безчестіи, а какъ слѣдуетъ христіанамъ т).

Всѣ обязаны также почитать царя православнаго: «отъ еже бо еже боятися царя, раждается и еже боятися Бога и творити волю Его святую. Воля же Божія раждаетъ еже коемуждо жити трудолюбно, пищу и одежду, и прочія потребы стажавати отъ своихъ трудовъ... отъ нихъ же и даръ Богу приносити, и милостыню творити по силѣ» 8).

Отъ тѣхъ же трудовъ православные должны содержать и священнослужителей, молящихся за нихъ Богу.

Всякое присвоеніе себѣ чужой собственности противозаконно, въ чемъ бы оно ни выражалось, тѣмъ болѣе грѣшно посягать на церковную собственность—церковныя и монастырскія земли: «понеже освящены суть Господеви» 9), Помимо указанныхъ наставленій, обращенныхъ ко всей

!) Поло», 9, стр. 85.

*) Полож- 9, стр, 85.

*ѴПолож. 10, стр. 37. Ср. поло». 11, стр. S9; полож. 12, стр 39— 40. *) Полож. 10, стр. 36.

5) Пояож. fi, сгр. 31.

*) Полож. 11, стр. 37.

Полож. 6, стр. 31.

®) Полож. 7, стр. S2.

9) Полож. 7, стр. 32—33.

вообще паствѣ, преосвященный дѣлаетъ еще особыя увѣщанія—примѣнительно къ разнымъ званіямъ и состояніямъ послѣдней* Мужей онъ увѣщаетъ любить своихъ женъ, дѣтей— быть послушными родителямъ; дѣвъ, посвятившихъ себя безбрачной жизни,—пребывать въ чистотѣ; отцовъ—воспитывать своихъ дѣтей «въ наказаніи», научать ихъ божѳсгвѳяному писанію и разнымъ «художествамъ» *). О воспитаніи дѣтей Аѳанасій, между проч., замѣчаетъ: «Самовольства имъ отъ юности не давайте, но склоняйте выю ихъ мягку еще сущу, да не когда ожесточаете, не покорятся вамъ. Любяй бо сына своего, учащаетъ ему раны, глаголетъ мудрецъ»... * 2 *). Воиновъ Аѳанасій увѣщеваетъ вѣрно служить царю; чиноначальниковъ и полководцевъ—любить своихъ подчиненныхъ8); рабовъ—быть покорными и почитать господъ своихъ 4 * *); господъ—уважать человѣческое достоинство подвластныхъ имъ лицъ и не притѣснять ихъ s). «И подданные вамъ земледѣлатели, обращается Аѳанасій, къ сословію господъ, безмѣрными оброки и великими нодатьми и трудами не отягощайте, и налоговъ излишнихъ не налагайте, якожѳ нѣцыи жестокосердіи и нѳнаказанніи творятъ: сами нѳмилостивно хищающѳ и отягощающѳ, и рабы своя на тоеждо попу* щаютъ» в).

Въ своемъ окружномъ посланіи преосвященный даетъ соотвѣтствующія наставленія также лицамъ священнаго и священномонашескаго чина. Тѣмъ и другимъ вмѣстѣ онъ совѣтуетъ «часто прочитати священные каноны святыхъ Апостолъ, и соборы святыхъ отецъ, и каноны ихъ» («не меньше бо Евангелія Церковь Божія почитаетъ я, понеже черевъ дѣйство Духа Ов... составишася»); совѣтуетъ также читать и другія «божественныя писанія», кромѣ «отреченныхъ еретическихъ книгъ» 7).—Архимандритовъ и игуменовъ преосвя-

*) Полож. 6, стр. 31— 32

2) ІІолож. В, стр. 33—34.—Такія педагогическія правила были общераспространенными на Руси XVII в.; они высказывались, напрвм., къ разныхъ букваряхъ, издаваемыхъ въ это время (1621, 1679, 1701 гг.— см. Пекарскаго, „Наука и литература при Петрѣ I“, т. I, стр. 168 171, 176).

*) Яолож. 8, стр. 38.

4) ІІолож. 6, стр. 32; Поло». 8, стр. 84.

*) Попож. 6, стр. 52; Подо». 8, стр. 33—34.

в) Полож. 8, стр. 34.

7) Полож. 3, стр. 27.

щевлый особо наставляетъ—имѣть одинаковую съ братіей пищу и одежду; не дозволять монахамъ «внѣ монастыря скитатпся по градамъ и весѳмъ, притворствомъ лицемѣрнаго убожества, и въ мірскихъ домѣхъ не попущати прѳбывати». Монахи должны быть послушны своимъ настоятелямъ и въ своей жизни обязаны хранить чистоту ').

Излагая всѣ вышеуказанныя наставленія къ исправленію нравственныхъ недостатковъ своей паствы, преосвященный выражается про себя: «Сія не яко Апостолъ завѣщаваю, кто бо есмь азъ мній всѣхъ: но яко собратъ вашъ, подгласитѳля чинъ имущъ, утверждаю васъ, не азъ же, но мною Господь Іисусъ Христосъ» ').

Въ заключеніе своего посланія преосвященный совѣтуетъ всѣмъ своимъ «духовнымъ чадамъ» «часто лрочитати» наставленія, въ немъ изложенныя и «на скриж&лѣхъ сердецъ» своихъ «написати», чтобы «на всякъ день» поучаться заповѣдямъ Господнимъ и творить волю Его святую 3).

Настоящее посланіе для повсемѣстной распространенности было разослано по монастырямъ, по соборнымъ городскимъ церквамъ и по селамъ —десятскимъ священникамъ, съ особыми грамотами 4).

Проникнутое духомъ христіанской любви г сочувствія къ паствѣ, посланіе это тѣмъ болѣе было полезно для ней, что приходское духовенство, вслѣдствіе своей неподготовленности, было почти вовсе неспособно къ проповѣди слова Божія.

Такимъ образомъ, въ качествѣ средства къ исправленію своей паствы преосвящ. Аоавасій главнымъ образомъ употреблялъ пастырское наставленіи и увѣщаніе.

Но нерѣдко онъ прибѣгалъ и въ внѣшнему наказанію за тѣ или другіе проступки. Особенно часто въ качествѣ исправительнаго средства употреблялась денежная пеня; въ нѣкоторыхъ случаяхъ провинившіеся были подвергаемы также на- *)

*) Поло». 2, стр. 27.

*) Долож. 7, стр. 32.

*) Надсловіе, 41.

*) Грамота, находящаяся въ разницѣ Соловецкаго монастыря (отъ 27 марта 1696 г.), ЛѴ 574.—Подобная же грамота была послана (17 марта 1696 г.) и въ СіЙсвіЙ монастырь (Архивъ Сійекаго мон,), а также и ва Вагу (см. „Арханг., Губ. Вѣдом.“ 1846 г., № 19— »Объ актахъ, хранящихся въ архявѣ Шенкурскаго собора, гл. Ш).

Казанію посредствомъ плетей и временной ссылкѣ въ монастырь.

Въ наказѣ судьѣ архіерейскаго дома Тихону (1683 г.), между проч., говорилось: «А буде дѣвка или вдова или черница родитъ дѣтище...., на тѣхъ людехъ, съ кѣмъ они прижили, имать пени по 2 руб. по 8 алт. по 2 деньги...., а дѣвокъ і вдовъ і черницъ бивъ нещадно отсылать подъ начало в дѣвичи монастыри—недѣль на 5, па 6, для исправленія J).

Въ нѣкоторыхъ случаяхъ проводившія нечистую жизнь «вдовы и дѣвки» послѣ «нещаднаго смиренія» плетъмп выдавались замужъ. Такъ, наприм., было поступлено въ 1700 г. со вдовой г. Архангельска Овдотьицею Барабанскихъ. И послѣ того, какъ опа была выдана замужъ, архангельскому протопопу Калиннику было приказано «накрѣпко» слѣдить за нравственностью ея жизни. Въ дѣлѣ относительно этой вдовы сказано, что еслибы женихъ для нея не сыскался, то еѳ приказано было «зъ города збить» 2).

Ссылка за безнравственную жизнь въ монастырь иногда была довольно продолжительною—на годъ, а то и больше («до архангельскаго указа»), пока сосланный не подавалъ признаковъ исправленія. Такъ, наприм., въ 1695 году (въ *)

*) Труды Архапг. Стат. Комит. 1865 г., тш. I, стр, 23- —Тѣ же почти наставленія, только съ нѣкоторыми дополнительными подробностями, повторяются и въ „уставной“ грамотѣ Аѳанасія въ Соловецкій монастырь отъ 5 іюня 1635 года: „А буде въ вашихъ... монастырский вотчинахъ дѣвка или вдова ила черница родитъ робенка, а в роспросѣ они скажутъ с кѣмъ они прижили, і на тѣхъ людехъ с кѣмъ они прижили указала мы Ирѳосвящ, Архіепископъ імать пени по два рубли по осми алтынъ по двѳ денги. А дѣвокъ і вдовъ і черницъ 'за ихъ безчинно смирять внѣшнимъ наказаниемъ і отсылать для ісправлевія ко отцемъ ихъ духовнымъ і велѣть имъ наказывать от Божественнаго Писанія, чтобъ опи впред от такова злаго начинания і беззакония престали. А у кого в домѣ они дѣвки іли вдовы іли черницы родятъ, 1 тѣ домы велѣть священникомъ молитвою очищать, а младѳпцовъ крестить безиевно“ (Ризница Соповѳц. ыон., грам. Аѳ. № 537). — Взысканіе пени „за блудное воровство“ продолжалось и въ послѣдующее время, о чемъ свидѣтельствуютъ пошлинныя книги архіерейскаго дома въ отдѣлѣ--„зборъ пѳшшхъ денегъ“—за 1687, 1691 и 1692 гг. (ркп. библіот. Арханг. Сем., J« 283), 1695 и 1697 гг. (ркп. холмог. ІІрѳображ. Соб., № 1463). Иногда пеня бралась кѳ съ мужчины, а съ женщины, виновной въ „блудномъ воровствѣ“ (см. наприм., запись за 16 іюня 1687 г., 1 января 1692 г, и 4 сѳнт. 1695 г. въ пошлин. книгахъ).

2> Акты Ходмог. и Устюж. еш, кн. И, № ССѴІ, стр. 518—Ö2Q.

августѣ мѣсяцѣ) былъ сославъ въ Соловецкій монастырь нѣкій архангелогородецъ Ивашко—«по челобитью Архангѳлсково города жителя Дмитрея Ѳилатова і по свидѣтельству брата ево родного Івашка» — «за ево Івашково многопьнственноѳ и зазорное житіе». При отсылкѣ Ивашка въ своей грамотѣ въ монастырь (на имя архим. Ѳирса съ братіей) Аѳанасій дѣлалъ слѣдующее распоряженіе: «I быть ему (Ивашкуѵ) у васъ год, і приводитъ ево в церкви Божіи ко всякому пѣнію, а межъ пѣніемъ быть ему у васъ в монастырѣ в трудѣх в какмх годитца, і из монастыря ево никуда не выпускать и смотрить над нимъ накрѣпко, чтобъ онъ не бражничалъ і вина б к нему нихто не привозилъ. 'А какъ ему в мона> стырѣ годъ минетъ і каковъ онъ в жизни явитца, о томъ к намъ Преосвящ. Архіепископу писать». Въ Соловецкій монастырь Ивашко быль отправленъ «скованъ в ножные желѣза», со стрѣльцами Сумскаго острога *).

Въ 1696 году былъ сосланъ въ Сійскій монастырь нѣкто Ивашко Шабунинъ, житель холмагорскаго Курцовскаго посада— «за его мяогоаьянственное житіе и за иные вины». Относительно его Аѳанасій приказывалъ: і быть ему у' васъ (въ монастырѣ) в подаачадьствѣ до нашего архіерейскаго указу в трудѣхъ, велѣть ему восковые свѣчи скать. А когда такихъ трудовъ не будетъ, і ему быть в ыныхъ вашихъ мона-стырских трудѣхъ в какихъ годвтца. А изъ монастыря его отнюд никуда не отпущать і смотрить вад нимъ с Подкрѣпленіемъ, чтобъ онъ не бражничалъ і никакого зазору не чинилъ» 2).

Въ нѣкоторыхъ случаяхъ въ качествѣ наказанія за бѳз-л&равствеаную жизнь* практиковалась и вѣчная ссылка въ монаст&р№съ ' приказаніемъ постричь сосланнаго въ мона-{рдатвои,., въ 1699 году былъ посланъ въСій-свій монастырь «щд началъ на покаяніе Пингишской волости крестьянину Івашко Залотиловъ за его правильные великіе вины"! Смертный грѣхи». Этого приказано было постричь въ монастырѣ «въ монашескій чинъ» и велѣно было «быть ему... в монастырѣ в покаяніи до кончины жизни его из монастыря никуды неисходно в трудѣхъ монастырскихъ в хлѣбяе іпи в поварие или въ какихъ трудѣхъ онъ годитца* 3).

5) Раавяца Соаовѳц. монастыря. Грамота Аѳанасія, № &71.

3) Архивъ Сійскаго мои., грамота Аѳавасіл отъ 7205 г., ноября iß. а) Архивъ Сійскаго мои., грамота Аѳ. отъ 7208 г., декабря 18.

Мѣры Аѳанасія къ искорененію недостатковъ въ нравственно# жизни своей паствы, какъ видно, не оставались безрезультатными. Вскорѣ же по прибытіи на епархію онъ извѣщалъ правительницу царевну Софью Алексѣевну, что «присутственные жители его епархіи вси отдаютъ послушаніе Святой Церкви, и яко по малу і далніе во исправленіе пріидутъ» *).

В. Верюжсній.

БИБЛЙОТЕКЛ

Яи-Л^мм, Дд. ДЯдмм т- №_____________

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.