Научная статья на тему 'Северно-русское приходское духовенство в конце XVII века'

Северно-русское приходское духовенство в конце XVII века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северно-русское приходское духовенство в конце XVII века»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.М. Верюжский

Северно-русское приходское духовенство в конце XVII века

Опубликовано:

Христианское чтение. 1906. № 7. С. 79-98.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Сѣверно-русское приходское духовенство въ концѣ

XVII вѣка.

і.

"ПЪ 1682 ГОДУ, главнымъ образомъ въ цѣляхъ противо-PJ дѣйствія усиливавшемуся на сѣверѣ расколу, была открыта холмогорская епархія. Первый холмогорскій архіепископъ Т Аѳанасій, ревностный борецъ противъ раскола, не огра-) ничивался въ борьбѣ съ нимъ однѣми только внѣшними мѣрами, но заботился по мѣрѣ возможности и о возвышеніи умственнаго и нравственнаго уровня своей паствы, чтобы сдѣлать послѣднюю менѣе воспріимчивой къ проповѣди раскола 1). При этомъ онъ обратилъ особенное вниманіе на приходское духовенство, въ которомъ ему хотѣлось видѣть учителей народныхъ.

Но духовенство выходило изъ среды того же народа и мало чѣмъ отъ него отличалось. Оно было только грамотнымъ, но почти такъ же невѣжественнымъ въ истинахъ христіанской вѣры, какъ и простая народная масса. Между священниками встрѣчались лица, незнавшія даже, какъ надо совершать богослуженіе, не говоря уже о прочемъ. «А литургіи Божіи, доносилъ преосвященному одинъ десятскій священникъ про своего подчиненнаго, онъ священникъ Иванъ служить не умѣетъ, и

‘) О собственно противораскольнической дѣятельности Аѳанасія см. Христ. Чт. 1900 г., ч. 1 и 2, о пастырской его дѣятельности—Христ. Чт. 1902 г., ч. 2.

младенцевъ крещаетъ безъ мира и безъ масла, и въ томъ, что ты, преосвященный архіепископъ, укажешь» 2).

Въ нравственномъ отношеніи духовенство стояло тоже не выше своихъ прихожанъ. Пьянство, этотъ общераспространенный порокъ русской жизни, господствовало среди него въ полной мѣрѣ. «Вѣдомо тебѣ Государю буди, писалъ архіерейскому казначею Авксентію тотъ же десятскій священникъ, слова котораго мы привели выше (Коврольскій Петръ Игнатьевъ): по указу преосвящ. архіепископа и по памяти велѣно мнѣ... смотритъ тоя-жъ церкви (т. е. Кеврольской) надъ священникомъ Васильемъ Антоніевымъ, чтобъ не пилъ и не бражничалъ и церковную службу хранилъ. И я нищей пособить ничего не могу; и естли ваша милость не накажете и не смирите, и онъ самъ себѣ лособить не можетъ, а мнѣ выслать его невозможно ради свойства. Да нашего десятка... Воскресенской церкви священникъ Трофимъ Кириловъ бражничаетъ на кабакѣ по многія времена, и церковь Божія безъ пѣнія бываетъ, а смирить мнѣ безъ указу невозможно» 3 4). Такую жизнь проводили священники. Конечно, не лучше ихъ были й церковнослужители—дьячки и пономари. «Живетъ онъ... у церкви, говорится въ современномъ памятникѣ про одного дьячка, и всегда пребываетъ въ безвременномъ пьянствѣ и проклятую табаку пьетъ-же...» і).

Среди вдоваго духовенства нерѣдкимъ явленіемъ была также и нечистая жизнь. Такъ, напр., въ 1700 г. было возбуждено дѣло о вдовомъ священникѣ Воскресенской церкви г. Архангельска Васильѣ Евдокимовѣ, жившемъ въ незаконной связи съ тещей своего сына 5 6).

'-) Арханг. Губ. Вѣдом. 1869 г. № 2, сборникъ Хоревича.

3) Ibid., Ср. грамоту Аѳанасія отъ 1700 г., окт. 16, въ Сійскій мон.: дьяконъ Кольскаго острога Воскресенской церкви Степанъ былъ лишеаъ сана „на пьянство и зазорное житіе“ (Архивъ Сійскаго мон.).

4) „Книга преосвящ. Аѳанасія... казенного приказу пошлинному збору... съ новоявленныхъ памятей (запись за И ноября) на 204 (1696) г.“

Рукоп. Холмог. соб. № 1463. Ср. такую же книгу за 199 (1691) г., отд. сбора съ грамотъ и памятей по челобитчиковымъ дѣламъ, стопка 59, л. 1 об., рукоп. Арханг. дух. семин. № 233.

6) Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. 2-я. № ССѴІ, стр. 504—520. Ср. грамоту Аѳанасія въ Сійскій мон. отъ 1702 г. 18 марта. Въ указанномъ году, по указу преосвящ. Аѳанасія, бывшій Паниловской волобти попъ Елисей былъ лишенъ сана и отправленъ для наказанія въ Сійскій мон, „за нрелюбодѣйство и за душегубство и за иныя его правильныя великія вины и смертные грѣхи“ (Арх. Сійскаго мон.).

Преосвящ. Аѳанасій, конечно, не могъ равнодушно выносить, чтобы духовенство находилось въ такомъ низкомъ состояніи, и употреблялъ къ поднятію его различныя мѣры.

Прежде всего онъ старался подвергнуть жизнь и поведеніе духовенства строгому контролю. Лица, ежегодно посылавшіяся въ епархію для сбора дани, были вмѣстѣ съ тѣмъ и ревизорами, обязанными слѣдить за исполненіемъ со стороны духовенства его обязанностей и за его поведеніемъ. Они должны были заставлять священниковъ и дьяконовъ служить въ своемъ присутствіи литургію в) и другія службы; неумѣвшихъ служить имъ велѣно было отдавать въ наученіе другимъ священникамъ, болѣе свѣдущимъ въ церковной службѣ, или высылать на Холмогоры ’).

Вмѣстѣ съ тѣмъ посланнымъ архіерейскимъ поручалось освѣдомляться о степени грамотности священниковъ и объ ихъ жизни. «И которые священники, говорится въ наказѣ казначею, іеромонаху Авксентію 6 * 8) 1702 г. (26 февр.), по свидѣтельству, явятца грамоты малоумѣющи, таковыхъ священниковъ ему казначею наказывать съ потвержденіемъ, чтобъ они читали Священнаго Писанія книги и навыкали умѣнію грамоты

6) При этомъ посланнымъ поручалось наблюдать, чтобы священники ,служили священную литургію ,надъ пятью просфорами, отъ чистыя пшеницы печеными и печатанными крестомъ четвероконечнымъ по преданію святыхъ апостолъ и святыхъ отцѳвъ, и вино бы имѣли къ Божественной службѣ доброе и всецѣлое“. (Наказъ ключарю Холмогор. собора, свящ. Алексѣю (1687 г.), посылавшемуся на Вагу. Арханг. Губ. Вѣдом. 1869 г., № 5).

’) Арханг. Губ. Вѣдом. 1869 г., >6 5—наказъ 1687 г. ключарю, свящ. Алексѣю,—Согласно этому наказу и поступалъ свящ. Алексѣй. Напр., новопоставленяый священникъ Усьянскихъ сохъ Устьменской волости Романъ, не умѣвшій служить утрени, былъ отданъ „въ ученіе“ Волюской волости священнику Аѳанасію, „дондеже изучится“. Объ этомъ свящ. Алексѣй и сообщалъ (13 янв.) 1687 г.) преосвящ. Аѳанасію. (Память Аѳанасія свящ. Алексѣю отъ 16 янв. 7195 г,—изъ рукоп. собр. I. М. Сибирцева). Но, очевидно, священниковъ, способныхъ быть учителями другихъ, было немного. Въ наказѣ, данномъ въ 1695 г. архіерейскому казначею, іеромонаху Авксентію, ѣхавшему тоже на Вагу, незнавшихъ церковной службы священниковъ велѣно было уже „высылать за поруками“, непосредственно къ самому преосвященному. (Арханг. Губ. Вѣд. 1869 г., 5—сборникъ Хоревича. Ср. Стран. 1883 г. т. I, стр. 15). Тоже

поручалось дѣлать и протопопу Калиннику, ѣхавшему въ 1694 г. въ Ііинегу, Кевроль и Мезень. (Наказъ см. въ архивѣ Архангельск. Епарх. Древвехранилища).

8) Отправлявшемуся тоже на Вагу.

6

прилежно. А священниковъ пьяницъ наказывать, чтобъ они отъ пьянства престали и жили бъ трезвенно и въ священнической своей службѣ радѣтельно» 9). При этомъ казначею велѣно было предупреждать священниковъ, что если они не исправятся, то «взяты будутъ къ преосвящ. архіепископу на Холмогоры и... наказаны они будутъ правильно и внѣшнимъ наказаніемъ, безъ пощады» 10).

Испытаніе грамотности священно- и церковно-служителей производилось иногда непосредственно самимъ преосвящ. архіепископомъ—на Холмогорахъ. Успѣшно выдержавшіе испытаніе удостоивалйсь иногда денежной награды 11).

Непосредственный надзоръ за духовенствомъ былъ возложенъ на десятскихъ священниковъ. Непослушныхъ и не желавшихъ исправиться священнослужителей послѣдніе должны были высылать на Холмогоры—къ архіепископу 12 3).

На Холмогорахъ провинившіеся, какъ замѣчено выше, были смиряемы «внѣшнимъ наказаніемъ безъ пощады» is). Въ

9) Арханг. Губ. Вѣдом. 1869 г., №■ 7, сборникъ Хоревича,—Наказъ относительно пьянства—въ примѣненіи ко всѣмъ вообще „церковнымъ причетникамъ“ былъ сдѣланъ также и ключарю Алексѣю въ 1687 году. Ibid.j.iN» 5.

l9i Ibid., №7.

u) Въ „Книгахъ преосвящ. Аѳанасія... приходныхъ и расходныхъ домовой его денежной казнѣ“ 204 (1695) г., въ сентябрѣ мѣсяцѣ, находится, между прочимъ, такая запись: „По имянному преосвящ. архіепископа указу Соловецкаго монастыря вотчины Унежемскому дьячку, которой иманъ по ево архіерейскому указу къ слушанью грамотѣ и голоса ево дано ему въ милость при отпускѣ ево въ домъ ево гривна;“. (Рукоп. Арханг. Епарх. Древнехранилища, № 883. Ср. рукоп. Археограф. Коми., по Охранному катал. № 140 (по опис. Барсукова, 108), л. 4 об. Подобная же запись находится и въ приходо-расход. кн. архіер. дома за 203 г., л. 103 об.: „Въ нынѣшнемъ 203-мъ году, говорится здѣсь въ апрѣлѣ мѣсяцѣ, по указу преосвящ. архіепископа иманъ на Холмогоры Важѳ-ского уѣзду Подвинской четверти Пучужской волости Петровской церкви дьячекъ Ѳедоръ Михайловъ къ нему преосвящ. архіепископу для слушанья умѣнія ево во чтеніи грамотѣ и пѣнія. И Апрѣля въ 24 день по его архіерейскому указу онъ Ѳедоръ съ Холмогоръ къ той церкви отпущенъ по прежнему, и дано ему Ѳедору на дорогу и въ милость 3 алт. 2 деньги“. Рукоп. Археограф. Komm., по Охр. катал. Мг 145, по опис. Барсукова—107).

11) Арханг. Губерн. Вѣдом. 1869 г., № 7—наказъ казначею Авксен-

тію 1702 г.

І3) Священнослужители вотчинныхъ церквей Сійскаго монастыря „за безчинство и за пьянство“ безъ высылки въ Холмогоры были „смиряемы

нѣкоторыхъ случаяхъ, для лучшаго исправленія, они ссылались еще въ монастыри. Такъ, напр., въ 1687 г. (24 октября) въ Николаевскій Корельскій монастырь былъ отправленъ архангельскій соборный попъ Стефанъ «за ево безмѣрное піанство». Тамъ ему приказано было находиться «во всякихъ монастырскихъ трудѣхъ съ прочими монастырскими работники до... архіерейскаго указу неисходно..., а священная ничтоже... не дѣйствовать» *4). Въ 1694 г. въ тотъ-же Николаевскій Корельскій монастырь былъ сосланъ дьяконъ Рождественской церкви г. Архангельска Иванъ и тоже «за безмѣрное пьянство» 15). Нѣсколько ранѣе въ Николаевскій же монастырь былъ сосланъ (причина неизвѣстна) «съ Мезени Кузнецовы слободки Неруко-твореннаго Спаса Христа священникъ Симеонъ»—«до архіерейской) указу». Въ 1694 г. уже велѣно было его «изъ подъ начала свободить» 16).

Священнослужители,.провинившіеся въ особенно крупныхъ проступкахъ, предварительно разстригались и потомъ уже ссылались въ монастырь. Въ монастырѣ на нихъ налагалось осо * 7

по монастырскому уставу“. Это было позволено дѣлать монастырскому начальству особою грамотой архіеп. Аѳанасія отъ декабря .1685 года. (Пошлинныя книги архіер. дома, отд. сбора съ грамотъ и памятей по челобитч. дѣл., рукоп. Арханг. дух. семин. №233). Однако, сохранилось свидѣтельство отъ 1688 г., показывающее, что и въ это время священнослужители, находившіеся въ вѣдѣніи сійскаго игумена, были вызываемы въ нѣкоторыхъ случаяхъ для суда и наказанія на Холмогоры—къ преосвящ. архіепископу. Именно, въ указанномъ году были вызваны къ преосвященному священникъ Емецкаго Покровскаго женскаго монастыря (находившагося въ вѣдѣніи сійскаго игумена) Елеазаръ, обвиненный въ томъ, что онъ »укорялъ“ игуменію Емецкаго монастыря „духовными великими {винами“, а также—сынъ Елеазара Оська, обвинявшійся въ пьянствѣ и бражничествѣ. По разборѣ дѣла Елеазаръ и Оська были въ архіепискомъ домѣ „въ смиреніи немалое время“, а Оська даже „смиряеъ, битъ плетьми нещадно“ (Грамота Аѳанасія въ Сійскій монастырь на имя игумена Варѳоломея, отъ 7197 (1688) г., декабря. Архивъ Сійскаго мон).

и) Акты Холмог. и Устюж. еп., кн. 2, № CXCYIII, стр. 477—488.— Подъ началомъ въ монастырѣ свящ. Стефанъ находился недолго, до

7 декабря;: освобожденъ былъ по просьбѣ .воеводы Кондратія Ѳомича Нарышкина. Ibid., стр. 478— 479.

16) Указъ изъ архіер. суднаго приказа въ Никол. мон. отъ 7203 (1694) г., сент. 5 (Архивъ Никол. Корея, монастыря—въ Арханг. Епарх. Дре внехр ани лищѣ).

'*) Архіерейская память въ Никол. Корел. мон. отъ 7202 г., марта— изъ рукоп. собранія Игн. Кл. Зинченко. ,

6*

бенно жестокое наказаніе. Такъ, напр., бывшаго попа Даниловской волости Елисея, обвиненнаго въ «прелюбодѣйствѣ, душегубствѣ и иныхъ правильныхъ великихъ винахъ» и по разстриженіи отправленнаго въ Сійскій монастырь скованнымъ въ кандалахъ, приказано было держать здѣсь «въ трудѣхъ въ хлѣбнѣ и въ поварнѣ до конца живота его никуды неисходно и приводити его къ церкви Божіи ко всякому пѣнію, а стоять ему въ притворѣ церковномъ и каятца о своемъ согрѣшеніи, а между пѣніемъ ему въ тѣхъ службахъ въ хлѣбнѣ и въ поварнѣ работать всякая работа съ протчими монахи тоя службы и за монастырь его ни для чего не выпущать и никакой ослабы не давать, и изъ кандалъ не росковывать» 17).

Менѣе тяжкому наказанію былъ подвергнутъ въ 1688 году священникъ Койдокурской волости Яковъ, лишенный священства «за его правильныя великія вины и смертные грѣхи» и сосланный въ Николаевскій Корельскій монастырь. Ему приказано было только быть «въ Николаевскомъ монастырѣ въ крылосѣ до архіерейского указу»... Въ наказѣ относительно его, посланномъ Николаевскому игумену и братіи, было сказано: «И вы бъ... смотрили надъ нимъ накрѣпко, чтобъ онъ священна^ отнюдь ничего не дѣйствовалъ и народовъ бы рукою не благословлялъ, понеже онъ за вышеупомянутыя ево вины чрезъ насъ, преосвящ; архіепископа, священства отлученъ, а буде онъ роспопъ похочетъ постричься въ монашескій чинъ, и вы-бъ ево по челобитью ево постригли въ монашескій чинъ по уставу церковному и по чину монастырьскому» 18).

Запрещеніе (навсегда) священнослуженія и права благословлять рукою сосланнымъ въ монастырь священнослужителямъ не всегда соединялось съ лишеніемъ сана. Въ 1696 г. Аѳанасій писалъ слѣдующее въ Николаевскій Корельскій монастырь относительно одного священника: «...И мы, преосвящ. архіепископъ, слушавъ ево вдового священника Ивана челобитья, указали вамъ, игумену Василиску з братьею, ево вдового священника постричи у васъ въ Николаевскомъ Корель-скомъ монастырѣ по чину святыя Церкве и отдать ево въ наученіе монашеского житья старцу доброжительну и держать вамъ ево въ монастырскихъ брацкихъ трудѣхъ неослабно подъ

17) Грамота Аѳанасія въ Сійскій мон. отъ 1702 г. 18 марта. Архивъ Сійскаго мон.

1в) Указъ отъ 7196 г. Августа 2—изъ собр. И. Кл. Зинченко.

крѣпкимъ началомъ, изъ монастыря неисходно, и смотритъ надъ нимъ накрѣпко, чтобъ онъ не пьянствовалъ, и къ Архангельскому городу и въ волости ево отнюдь не отпущать, для того что онъ къ пьянству пристрастенъ, а буде онъ явится въ пьянствѣ и ево смирять вамъ монастырскимъ смиреніемъ по разсмотрѣнію... А іерейского служенія ничего дѣйствовать ему въ монашествѣ, ниже рукою благословлять безъ нашего указу отнюдь не велѣть, хотя онъ въ мірѣ былъ и священникъ. Писася во градѣ Холмогорахъ въ дому нашемъ мірозданія 7204-го года Апрѣля въ 5 день». (Скрѣпа дьяка Данила Лебедева) 19).

Такое наказаніе полагалось для священниковъ и дьяконовъ. Низшіе церковники—дьячки и пономари—подвергались не меньшему наказанію за проступки. За пьянство, наприм., они обыкновенно были лишаемы мѣста. Въ записяхъ новоявленныхъ памятей, дававшихся низшимъ клирикамъ при назначеніи на мѣсто, довольно часто встрѣчаются замѣчанія: такой-то назначенъ «на мѣсто упьянчиваго дьячка», или: «а прежнему дьячку (или пономарю) за ево пьянство отказано» 20). За болѣе крупныя и болѣе выдающіяся изъ ряду обыкновенныхъ преступленія низшіе церковники, какъ и священнослужители, подвергались, какъ видно, еще и тягчайшему наказанію.

Чтобы избѣжать тяжкаго архіерейскаго наказанія, провинившіеся священно- и церковно-служители предпочитали иногда явкѣ на Холмогоры бѣгство. Въ 1689 г. крестьяне Вельскаго стана, Троицкаго прихода, выбиравшіе себѣ новаго священника, писали Аѳанасію:

«Государю преосвящ. Аѳанасію, архіеп. Колмогорскому и важескому, бьютъ челомъ великихъ Государей и твои святительскіе сироты Вельского стану Троицкого приходу церковной приказщикъ Сенька Ѳедосіевъ, земской судейка Сенька Ивановъ, судейской цѣловальникъ Гришка Крысановъ и во всѣхъ крестьянъ вмѣсто того Вельского стану Троицкого приходу. Въ нынѣшнемъ, Государь, во 197-мъ году по твоему, Государь, архіерейскому указу послана память за приписью дьяка Карпа Андреева Верховажского стану десятцкому Успенской церкви * 202

19) Отрывокъ изъ. собр. И. Кл. Зинченко.

г0) Пошл. кн. архіер. дома 196 г. (запись за 2 іюля), 200 (18 марта),

202 (14 марта), 204 (11 ноября), ,206 (27 мая) годовъ, рукоп. Арх. сем. № 233 и Холм. соб. № 1463.

священнику Григорью Осипову, и велѣно по той памяти твоей архіерейской выслать на Колмогоры Вельского стану Троиц-кого попа Петра Савина скована за приставомъ въ духовныхъ правильныхъ ево винахъ для исправленія и на евб мѣсто выбрать во священники человѣка добра и грамотѣ умѣюща и житіемъ искусна, а не пьяницу, и тотъ попъ Петръ Савинъ збѣжалъ» 21)...

Въ октябрѣ 1684 года, въ бытность Аѳанасія въ Москвѣ, былъ пойманъ тамъ бѣжавшій ранѣе дьячекъ Ухтостровской волости Дорошка Оманихинъ, обвинявшійся въ какомъ-то «духовномъ дѣлѣ». По архіерейскому указу онъ былъ доставленъ на Новгородское подворье—мѣсто жительства архіерея—и посаженъ здѣсь на цѣпь. Но и съ цѣпью онъ сбѣжалъ съ Новгородскаго подворья и, пойманный, былъ представленъ сначала въ Стрѣлецкій, а потомъ—въ Новгородскій приказъ, оттуда былъ отпущенъ на свободу. Сдѣлано это было, какъ видно, противъ архіерейскаго желанія 22).

Особенно зазорную жизнь вело вдовое духовенство, и но отношенію къ нему преосвящ. Аѳанасій принималъ особыя мѣры.

Лучшимъ исходомъ для овдовѣвшихъ священнослужителей Аѳанасій считалъ постриженіе въ монашество. Эта практика изстари утвердилась въ русской церкви. Такъ, что въ народномъ сознаніи мысль о вдовствѣ священника всегда соединялась съ представленіемъ о невозможности продолжать ему священнослуженіе. Въ крестьянскихъ челобитныхъ архіерею встрѣчаются, напр., такія выраженія: «Служилъ у насъ такой-то священникъ, и судомъ Божіимъ у него жена преставилась, и нынѣ, Государь, у тое церкви священника нѣтъ...» 2з).

Однако, требованіе, чтобы всѣ вдовые священнослужители принимали монашество, въ примѣненіи на практикѣ очень часто встрѣчало большія неудобства. На рукахъ вдовца—свя-

21) На оборотѣ подписи. Изъ собр. I. М Сибирцева.

2,J Черновая расходная книга архіер. дома за 193 (1685) г.—изъ собр. I. М. Сибирцева, № 15, л. 64.

”) См., напр., челобитную крестьянъ Ребольскихъ волостей Кольскаго уѣзда, отъ 12 марта 194 года—о выборѣ у нихъ новаго священника, Семена Ѳедорова (Изъ собр. I. М. Сибирцева); челобитную крестьянъ Веркольскаго прихода, отъ 28 мая 200 г. о постановленіи имъ въ священники Юрія Прокофьева чакольца—на мѣсто овдовѣвшаго Герасима Иванова (Архивъ Арханг. Бпарх. Древнехранилища).

щенника очень часто оставалась многочисленная семья, имѣвшая въ отцѣ единственную поддержку 2і * * *). Въ этихъ случаяхъ Аѳанасій не требовалъ немедленнаго постриженія и давалъ отстрочку—обыкновенно на годъ (иногда только на полгода), рѣдко—на два года или больше. Священники вдовцы получали въ этихъ случаяхъ отъ архіерея т. н. епитрахильную грамоту (діаконы—стихарную), дававшую имъ право на свя-щеннослуженіе 2S).

Въ незначительное, назначенное имъ, время Аѳанасій давалъ, такъ сказать, возможность вдовцу—священнослужителю размыслить, какъ пристроить свою семью, изыскать средства для ея су-

гі) Въ „Книгѣ пошлиннаго сбору“ за 1688 г., въ отдѣлѣ: сборъ съ

іеромонашескихъ и епитрахильныхъ грамотъ, между прочимъ, записано:

„Іюля въ 28 день билъ челомъ преосвященному архіепископу Матигор-

ской волости священникъ Василій Аверкіевъ: въ нынѣшнемъ во 196 году Іюля въ 20 день онъ священникъ овдовѣлъ, а дѣтей у него отъ жены осталось малыхъ безпомощныхъ младенцевъ четверо, и нынѣ онъ съ тѣми дѣтьми въ самомъ безпріютствѣ живетъ и сердоболей никого нѣтъ, и чтобъ преосвящ. архіепископъ пожаловалъ ево для малыхъ дѣтей, указалъ у той церкви впредь служить до его архіерейского указу. И преосвящ. архіепископъ, слушавъ ево челобитья, указалъ ему у той церкви священная дѣйствовать до ево архіерейского указа...“ Рукоп. библіот. Арханг. дух. семин. № 233.

25) Грамота эта давалась обыкновенно на одинъ годъ. По истеченіи года (въ нужныхъ случаяхъ) она давалась снова. Каждый разъ она оплачивалась опредѣленной пошлиной — эпитрахильная въ размѣрѣ 13 алт. 2 д.; стихарная—2 гривенъ (вдвое менѣе). Изъ пошл. книгъ архіер. дома видно, что епитрахильныя грамоты выдавались каждогодно все новымъ лицамъ; во второй, третій и т. д. разы выдача очень рѣдко производилась. На протяженіи 1686—1692 гг. дважды епитрахильная грамота была выдана только одному лицу, именно священнику Емѳцкаго Покровскаго дѣвичьяго монастыря Елизару — въ 1691 к 1692 годахъ. См. запись за эти года въ отдѣлѣ епитрахильныхъ грамотъ—подъ 25 апрѣля и подъ 12 апрѣля (рукоп. библіот. Арханг. дух. сем. № 233).—Въ послѣдующіе за тѣмъ годы (1693—1698) епитрахильная грамота нѣсколько лѣтъ подъ' рядъ давалась, кажется, только одному поповскому старостѣ г. Архангельска, Успенскому священнику Ивану Исакіеву (рукоп. Холмогор. соб. № 1463). Епитрахильныя грамоты въ разные годы выдавались въ такомъ количествѣ: въ 1686 г. ихъ было выдано 2; въ 1687 г.—2; 1688—5; въ 1689 г. совсѣмъ не было выдано; въ 1690—2, 1691—5, 1692—5, 1693—1, 1694—11, 1695—6, 1696—7 (и 1 стихарная), 1697—4 (въ томъ числѣ одна—на полгода), 1698—4. (Пошл. книги означенныхъ годовъ, отдѣлъ: сборъ съ іеромонашескихъ, епитрахильныхъ и др. грамотъ, рукоп. Арханг. дух. семин. JsS 233 и Холмог. соб. № 1463).

ществованія. По истеченіи назначеннаго срока онъ требовалъ уже немедленнаго постриженія, и въ этомъ случаѣ не помогали ни просьбы вдовца—священнослужителя и указанія на безпомощность его положенія 2в), ни ходатайства за него со

2в) Характерны въ этомъ отношеніи слѣдующія челобитныя, поданныя Аѳанасію, и резолюціи, сдѣланныя на нихъ: 1) Государю преосвящ. Аѳанасію, архіепископу Холмогорскому и Важескому, бьетъ челомъ богомолецъ твой Подвинской четверти Топецкой волости Рождественской церкви вдовой священникъ Ѳедоръ. По твоему, Государь, архіерейскому благословенію служилъ я, богомолецъ твой, при той церкви- вдовымъ два года, и нынѣ, Государь, по грамотѣ срокъ прошелъ. А имѣю я, богомолецъ твой, у себя ребятишекъ невозрастныхъ, сынишко десяти годовъ, другой на третьемъ году, дочеришко двѣнадцати годовъ, въ сиротствѣ и безпріютствѣ, а свойственныхъ людей и пріятелей никого надежныхъ нѣтъ и покинуть ихъ не на кого, и о нихъ я, богомолецъ твой, пребываю въ повседневномъ крушеніи. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій, архіеп. Холмогор. и Важ., пожалуй меня, богомольца своего, ради конечнаго моего о дѣтишкахъ крушенія и ради ихъ конечнаго въ невозрастѣ сиротства, призри, Государь, милостивно, яко Богъ, благослови, Государь, мнѣ, богомольцу, впредь при той церкви служить и священная дѣйствовать до твоего архіерейского указа, и о томъ вели, Государь, дать мнѣ, богомольцу, свою архіерейскую благословенную епитрахильную грамоту со службою. Государь святятель, смллуйся“. На оборотѣ челобитной помѣта дьяка Данила Лебедева: „207-го Февраля въ г9 д. преосвящ. архіепископъ, слушавъ сей челобитной, указалъ ево допросить, въ которомъ монастырѣ хочетъ онъ постритчись во иночество“.—И далѣе въ дѣлѣ продолжается- „И по сему ево преосвящ. архіепископа указу въ его архіерейскомъ казенномъ приказѣ священникъ Ѳедоръ допрашиванъ. А въ допросѣ онъ сказалъ: Буде преосвящ. архіепископъ повелитъ ево Ѳедора постричь, и ему де намѣреніе есть пристритца на подвиньи въ Севтренскомъ монастырѣ, и проситъ онъ ево архіерейской мѣлости, чтобъ ему еще ради безпріютныхъ и невозрастныхь дѣтей ево благословилъ при той церкви іерейская дѣйствовать, на колико время онъ, преосвящ. архіепископъ, благословитъ. А дѣти де у него два сына, одинъ десяти лѣтъ, а другой на третьемъ году, дочь двѣнадцати лѣтъ. (На оборотѣ подпись священника). Снизу помѣта дьяка Данила Лебедева „207-го Февраля въ 15 День преосвящ. архіепископъ, слушавъ сей скаски, указалъ его постритчи въ монашескій чинъ въ Сетренскомъ монастырѣ по чину св. Христовы Церкви и отдать ево въ наученіе монашескаго доброжительства монаху житіемъ искусному и въ монашествѣ нѳмалолѣтну, а для управленія дамовного быть ему въ Топецкой волости и священствовать въ сей великій постъ до крестопоклонной недѣли, а потомъ ему не священствовать нималого времени и итти въ Сетренскій монастырь къ строителю, а къ Устьважскому десяцкому священнику о священствѣ ево послать памяти. 2) Государю преосвящ. Аѳанасію, архіепископу Холмогорскому и Важескому, бьетъ челомъ богомолецъ твой съ Пинеги

стороны другихъ лицъ и свидѣтельства о безпорочности его

Вонской волости церкви Рождества Іисусъ Христова вдовой священникъ Іеремій. Въ прошломъ, Государь, 206-мъ году я убогой овдовѣлъ и по твоему, Государь, архіерейскому указу по епитрахильной грамотѣ служилъ я убогой годъ, и нынѣ дошелъ срокъ, и живу я убогой въ великой скудости, имѣю у себя матерь престарѣлую дряхлую семидесяти лѣтъ, да дѣтишекъ четверо: сынишко семнадцати лѣтъ и грамотѣ ученъ, другой девяти годовъ, третій шести годовъ, дочеришко двѣнадцати годовъ, всѣ въ послѣдней нищетѣ и въ безпріютствѣ. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій..., пожалуй меня, богомольца твоего, ради конечной моей скудости и послѣдней нищеты и ради престарѣлой матери моей и малыхъ невозрастныхъ дѣтишекъ, чтобы имъ бѣднымъ овсе не разоритца и межъ дворъ скитаючись голодною смертью не помереть, благослови, Государь, Владыко святый, и повели мнѣ убогому впредь при той церкви священная дѣйствовать до твоего архіерейского указу и вели, Государь, дать мнѣ свой архіерейскій указъ епитрахильную грамоту со службою. Государь святитель, смилуйся“. На оборотѣ: „Вдовой священникъ Іеремій руку приложилъ“. Также помѣта: „207 г. Марта въ 8 д. преосвящ. архіепископъ, слушавъ сей челобитной, указалъ ево постричь въ монашескій чинъ, а въ которомъ монастырѣ похочетъ по-стритчись, о томъ взять у него скаека“ (Изъ собр. I. М. Сибирцева).— 3) „Государю преосвящ. Аѳанасію бьетъ челомъ нищей богомолецъ твой съ Мезени Лампоженской слободки Троицкой церкви вдовой священникъ Иванъ. По твоему, Государь, архіерейскому указу по епитрахильнымъ грамотахъ служилъ я, богомолецъ твой, при той же церкви два года, и нынѣ мнѣ дошелъ срокъ. А имѣю я богомолецъ сынишка въ возрастѣ и грамотѣ ученъ, только въ безпріютствѣ, да два дѣвоченка, да сынишко невозрастные, а вотчиннаго деревенскаго участка своего нѣтъ и покинуть ихъ въ безпріютствѣ не на кого. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій..., пожалуй меня, нищаго богомольца своего, благослови, Государь, мнѣ впредь при той же церкви священная дѣйствовать до твоего архіерейского указу для прекормленія невозрастныхъ ребятишекъ моихъ и вели, государь, дать мнѣ свой архіерейской указъ епитрахильную грамоту со службою. Государь, преосвящ. архіепископъ смилуйся“. На челобитной помѣта (дьяка Данила Лебедева): „207 г. Апрѣля въ 24 день преосвящ. архіепископъ, слушавъ сей челобитной, указалъ ево постричи въ монашескій чинъ, а въ которой монастырь похо'четъ онъ постричись, о томъ взять у нело скаска“.—4) „Государю преосвящ. Аѳанасію... бьетъ челомъ твой, Государь, богомолецъ Костогорскій волости Егорьевской священникъ Григорій Семеновъ, жилъ я богомолецъ у той церкви по твоему, Государь, святительскому указу, жилъ годъ по грамотѣ, и житью моему мнѣ годъ дошелъ, и мнѣ богомольцу есть дачи займовъ моихъ долгу въ церковную въ Николаевскую казну хлѣба, и мнѣ бѣдному теперь за скудостью и за нищетою платить нечимъ и съ семьиш-кой въ мірѣ скитаюсь и помираю з голоду. А въ прошлые годы, Государь, на деревни хлѣбъ былъ въ недоходѣ, и на выпашкѣ платить было хлѣба нечимъ, и въ пожарѣ погорѣлъ, и отъ того обдолжалъ

жизни 2Т). У вдоваго священнослужителя въ этомъ случаѣ обыкновенно спрашивали только (въ архіерейскомъ казенномъ приказѣ), въ какомъ монастырѣ желаетъ онъ постричься, и потомъ отправляли его туда—съ архіерейскимъ указомъ (изъ каз. приказа), предписывавшимъ принять присланное лицо, постричь его въ монашескій чинъ и «отдать въ наученіе монашескаго доброжительства монаху житіемъ доброму и провести ево чиномъ новоначальныхъ монаховъ въ монастырскихъ тру-дѣхъ неотложно» 28).

долги и раззорился до конца. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій..., пожалуй меня, богомольца своего, нищеты моей ради, вели, Государь, мнѣ богомольцу у той церкви впредь жити какъ ты, Государь-святитель, благословишь, и заемные свои долги учну въ церковную казну платить, чтобъ мнѣ съ семьишкой въ нынѣшней скудости не разоритца и въ конецъ не погибнуть. Государь-святитель, смилуйся“. Помѣта: „1700 г. Ноября въ 25 д. преосвящ. архіепископъ, слушавъ сей челобитной, указалъ ево постричь въ монашескій чинъ, а въ которомъ монастырѣ хочетъ онъ постричись, о томъ ево допросить“.—(Архивъ Арханг. Епарх. Древнехранилшца)—Ср. грамоту Аѳанасія въ Сійскій мон. отъ 7202 (1694) г.—относительно вдоваго священника Емецкаго Покровскаго монастыря. Елизара (Архивъ Сійскаго мон.).

,:) Государю преосвящ. Аѳанасію..., говорится въ одной челобитной, бьетъ челомъ сирота твой Юромской волости мірской поеылыцикъ Ге-раска Давыдовъ Овдушевыхъ и всѣ тое Юромской волости крестьяне. Въ прошломъ, Государь, 207-мъ году тое нашей волости у церкви Архистратига Михаила священникъ Иванъ Михайловъ овдовѣлъ и по твоему святительскому указу и епитрахильной грамотѣ по ево свяшенника Ивана челобитью служилъ у насъ при тое церкви, годъ, и нынѣ по той грамотѣ священнослуженія ему священнику Ивану срокъ дошелъ, а мы, сироты твои, ему дѣти духовны/, и человѣкъ онъ доброй, и пьянства за нимъ нѣтъ. Милостивый Государь, преосвящ. Аѳанасій..., пожалуй насъ, сиротъ твоихъ, благослови, Государь архіерей Божій, у насъ въ тое Юромской волости при церкви Архистратига Михаила впредь ему, священнику—отцу нашему духовному, служить и священная дѣйствовать ради доброго его житія беззазорнаго до твоего святительского указу и о томъ ему дать свою святительскую епитрахильную грамоту. Государь-святитель, смилуйся“. И самъ священникъ обращался также къ Аѳанасію съ просьбой оставить за нимъ мѣсто („ради наслѣдія мнѣ, какъ выражался онъ. и доучки дѣтишекъ моихъ“). Однако, всѣ эти просьбы остались безплодными. На челобитной мірского посылыцика сдѣлана слѣдующая помѣта: „1700 г, Іюня въ 13 день преосвящ. архіепископъ, выслушавъ сей челобитной, указалъ ево священника постричь въ монашескій чинъ тотчасъ“. (Архивъ Арханг. Епарх. Древ-нехранилища).

2в) См. напр., указъ (отъ 1700 г. 14 іюня) въ Красногорскій монастырь относительно вдоваго священника Юромской волости Ивана, а

Доведенный до крайности священнослужитель пускался иногда на хитрости, чтобы хотя нѣсколько отстрочить время постриженія въ монашество и такимъ образомъ получить хотя бы нѣкоторую возможность пристроить свою семью. Любопытна въ этомъ отношеніи исторія постриженія вдоваго священника Ненокоцкаго усолья Севастіана (1699 — 1700 г.). Священникъ этотъ въ 1699 году овдовѣлъ и получилъ епи-трахильную грамоту, дававшую ему право на священнослуже-ніе до 23 января слѣдующаго 1700 года. Но въ концѣ 1699 года онъ имѣлъ неосторожность напомнить въ архіерейскомъ приказѣ, что еще 1698 г. онъ подавалъ челобитную объ ' уменьшеніи церковной дани. На этой повторительной челобитной была положена такая архіерейская резолюція: «208 г. Декабря въ 12 д. преосвящ. архіепископъ, слушавъ сей челобитной, указалъ сего челобитчика вдового священника Севастьяна допросить, въ который монастырь въ монашескій чинъ хочетъ онъ постритчись». Однако, Севастіану удалось упросить архіерея, чтобы ему было позволено священнослуженіе до назначеннаго прежде срока—«для того, какъ значится въ дѣлѣ, что онъ имѣетъ у себя безпріютныхъ дѣтей: сынъ только полуторыхъ годовъ, да трое дочерей— первая на девятнадцатомъ, другая на четырнадцатомъ, третья на одиннадцатомъ годѣхъ, и чтобъ ему во грядущее промежго-вейно ту большую дочерь, буде женихъ будетъ, отдать въ супружество и ту бъ печаль ему излишную избыть, для того что де ему такую возрастную: дѣвку покинуть не на кого, свойственныхъ людей въ близости нѣтъ, а братъ де родной у него въ Солоской слободки священникъ и есть, да человѣкъ самой скуднойj самъ скитается межъ дворъ христолюбцовъ». По истеченіи урочнаго времени Севастіану приказано было «быть на Холмогоры и явитца въ казенномъ приказѣ». Однако, и послѣ этого Севастіану удалось кое какъ упросить архіерея еще позволить ему священнослуженіе до праздниковъ св. ап. Петра и Павла. Пошлины за это на немъ не велѣно было брать — «за «убожество». Когда миновалъ положенный срокъ, Севасті-анъ снова началъ подавать челобитныя архіерею, чтобы на

также увѣдомленіе игумена Архангельскаго монастыря Товіи (отъ 1700 г.) объ исполненіи архіерейскаго указа относительно вдоваго священника Костогорской волости Григорія и др. (Архивъ Арханг. Епарх. Древнѳхравилища).

время было отложено его постриженіе. Но и на первой, и на второй его челобитной была положена резолюція: «постричь ево въ монашескій чинъ неотложно». И, наконецъ, только послѣ третьей челобитной ему было позволено (21 іюня 1700 г.) отложить постриженіе до Успеньева поста—«ради домашней ево нужды». «Преосвящ. архіепископъ, говорится въ дѣлѣ, ми-лосердуя о немъ, указалъ ему, Севастіану, въ постриганіи до того времени дать сроку, только ему Севастіану въ то срочное время освященная ничего не дѣствовать и рукою людей и трапезы не благословлять и епитрахиля на себя отнюдъ не накладывать. А какъ тотъ Успенской постъ минетца, и ему Севастіану явитца съ его архіерейскопомъ казенномъ приказѣ не мѣшкавъ». Немного спустя Севастіанъ еще попытался подать архіерею челобитную о позволеніи ему священнослуженія на годъ. При этомъ оказалось, что у него, кромѣ маленькаго сына и дочерей, есть еще одинъ сынъ—взрослый, состоявшій дьячкомъ въ томъ же Ненокоцкомъ усольѣ. Севастіанъ умал-чиваль объ этомъ раньше, очевидно, боясь, что ого сразу заставятъ принять монашество, а между тѣмъ въ одно изъ ближайшихъ «промежговеній» онъ надѣялся выдать замужъ свою старшую дочь. Теперь ему, очевидно, уже нельзя было скрыть, что у него есть сынъ дьячекъ. Но, всетаки, онъ попытался еще разъ подать челобитную архіерею, такъ какъ дочь его осталась непристроенной, да и сына ему хотѣлось женить. На челобитной этой была положена такая резолюція: «1700 г. Іюля въ 4 д. Преосвященный архіепископъ, слушавъ сей челобитной, указалъ ево Севастьяна за ослушаніе прежняго своего архіерейскаго о томъ указу держать въ домовыхъ трудѣхъ до указу». Отъ «домовыхъ трудовъ» Севастіанъ. (по его челобитнымъ) вскорѣ былъ освобожденъ. 1-го августа онъ былъ отправленъ въ избранный имъ самимъ Сійскій монастырь, а 8-го августа уже и постриженъ тамъ съ именемъ Сильвестра 2Э).

Оставшаяся отъ священнослужителя, иногда многочисленная, семья находила себѣ пріютъ прежде, всего, конечно, у родственниковъ, если они были. Иногда же между ушедшимъ въ монастырь и порядившимся на его мѣсто священнослужителемъ заключался своего рода контрактъ, по которому послѣдній обязывался прокормить несовершеннолѣтнихъ дѣтей 39

39) Дѣло о Севастіанѣ—въ Архивѣ Архангельскаго Епархіальнаго Древнехранилища.

перваго до ихъ возраста 30). Но все это дѣлалось, какъ видно, совершенно самостоятельно, безъ какого бы ни было вмѣшательства со стороны архіерея.

Большинство вдовыхъ священнослужителей должны были мириться со своимъ положеніемъ, т. е. должны были, хотя, бы и противъ своей воли, принимать монашество. Чтобы только, не отдѣлить себя окончательно отъ семьи, они обыкновенно, избирали для своего постриженія монастырь, находившійся по близости отъ мѣста ихъ прежняго священнослуженія. Но бывали случаи, что вдовецъ священникъ предпочиталъ подневольному постриженію даже «безвѣстное бѣгство». Объ этомъ

30) Доказательствомъ этого служитъ слѣдующаго рода документъ: „Се азъ Николаевскихъ Матигоръ священникъ Евдокимъ Алексѣевъ сынъ далъ есми сіе письмо тѣхъ Николаевскихъ Матигоръ вдовому священнику Василыо .... въ томъ, въ нынѣшнемъ 205-мъ году но лю-

бовному нашему съ нимъ договору били челомъ мы обще преосвященному Аѳанасію, архіепископу Холмогорскому и важскому, по священіи меня Евдокима во священника на ево Васильево мѣсто къ Николаевской церкви и подали мы обще челобитную и въ томъ челобитьи обѣщался Евдокимъ дѣтей ево сына Алексѣя да дочерь Ирину поить и кормить до возраста, и нынѣ онъ священникъ Василей волею своею дѣтей своихъ сына Алексѣя и дочерь Ирину изъ дому у меня священника Евдокима взялъ и оставляетъ ихъ въ снабдительство у зятя своего дому архіерейскаго у пѣвчего у Ивана Васильева сына Попова и у жены ево а у ихъ тетки сродной у Евдокіи Козмины дочери,, и мнѣ священнику Евдокиму по сему письму давать ево. Васильевымъ дѣтемъ въ прекормленіе жита по десяти мѣръ на годъ въ таможенную мѣру, каковъ хлѣбъ на который годъ уродится безволокитно и безубыточно до ихъ возраста, а давать тотъ хлѣбъ съ предбудущаго двѣсте шестаго года съ Покрова .Пресвятыя Богородицы и впредь по вся годы на тотъ же срокъ, а имъ давать ко мнѣ въ пріемѣ хлѣба отписи, а буде мнѣ, Евдокиму волею Божіею или попадьи моей въ тѣ ихъ возрастные годы случитъ Богъ смерть и съ торо времени ему вдовому священнику Ва-, силью и дѣтемъ ево по сему письму Хлѣба не спрашивать, а буде дѣтемъ ево сыну Алексѣю .или дочери Иринѣ случитъ Богъ смерть до возраста и по сему письму хлѣба де спрашивать на мнѣ Евдокимѣ, а буде изъ нихъ одинъ умретъ и хлѣбъ по сему письму имать другому въ полы по пяти мѣръ на годъ, въ томъ сіе полюбовное письмо далъ, на то послухъ подьякъ Григорѳй Семеновъ Монаковъ. Подленно письмо писалъ по ево священника Евдокима велѣнію архіерейской площадной подъячей Андрей Чермного. Лѣта 7205-го Апрѣля въ 15 день. У под-леннаго письма священникъ Евдокимъ руку приложилъ. Послухъ подьякъ Григорій Семеновъ руку приложилъ“. (Архивъ Архангельской Духовной Семинаріи. См. Ев. Бурцева—«Изъ документовъ Арханг, Дух. Семинаріи. М, 1900, № 23). г.

свидѣтельствуетъ слѣдующая характерная запись въ книгѣ пенйыхъ пошлинъ за 1687 (195) г.: «Марта въ 5 д. Кокшен-ской чети Спасской волости на Тимошкѣ Васильевѣ довелось по поручной записи, что не поставилъ, онъ на Благовѣщенскую ярмонку (гдѣ, очевидно, находился въ это время архіерейскій десятинникъ-ключарь Алексѣй Венедиктовъ) тестя своего, вдоваго попа Василья, и тотъ попъ изъ-за поруки ево бѣжалъ безвѣстно, взять пени 2 руб. 8 алт. 2 д., и въ тѣхъ деньгахъ по челобитью ево дано ему сроку Апрѣля до 20 числа нынѣшняго 195 году ради скудости ево, а послѣ того сроку велѣно тѣ деньги на немъ доправить десяцкому Ромашевской волости священнику Алексѣю и прислать тѣ деньги на Колмо-горы ключарю Алексѣю, взято» 31).

Постригавшіеся въ монашество получали отъ архіерея разъ навсегда іеромонашескую (или іеродіаконскую) грамоту, которая давала имъ право на священнослуженіе въ томъ или другомъ монастырѣ 32). Ставленая грамота теперь у нихъ отбиралась 33).

3|) Изъ докум. Арханг. Дух. Семинаріи.

3S) Въ „Книгѣ пошлинного сбору“ 200 (1692) года въ отдѣлѣ іеромон. и ѳпитрах. грамотъ, между прочимъ, есть такая запись: „Маіа въ (проп.) день дана Іеромонашеская благословенная грамота Верколской пустыни постриженику іеромонаху Герману что въ мірѣ былъ въ Вѳркольской волости священникъ Герасимъ велѣно іеромонашеская дѣйствовать въ той пустыни“. Рукоп. библ. Арханг. дух. семин. № 233, стопка 77, л. 3 об. Въ 1691 году веркольскому священнику Герасиму Иванову была дана эпитрахильяая грамота (см. завись за этотъ годъ подъ 4 апрѣля; въ томъ же году онъ, очевидно, и овдовѣлъ.

Іеромонашеская грамота постриженнымъ въ монашество вдовымъ священникамъ давалась, какъ видно, не сразу, а черезъ нѣкоторый промежутокъ времени—по особому прошенію братіи монастыря (а можетъ быть, и самого священиослужителя)послѣ предварительнаго испытанія новопостриженнаго. Въ 1689 (7197) году игуменъ и братія Никольскаго Корельскаго монастыря обратились къ преосвящ. Аѳанасію (когда онъ находился въ Москвѣ) съ просьбою—позволить священнослуженіе вдовому попу (Ненокоцкаго усолья) Прокопію, по указу архіепископа постриженному въ Никольскомъ Корельскомъ монастырѣ въ монашество и нареченному Провомъ. Преосвященный Аѳанасій, отвѣчая на просьбу игумена и братіи Никольскаго Корельскаго монастыря, дѣлаетъ слѣдующее распоряженіе: „И вы бъ новоностриженого монаха Прова у васъ въ мона-настырѣ велѣли отцу ево духовному о достоинствѣ іеромовашества исповѣдать и по исповѣди о томъ у отца ево духовнаго взять сказку за рукою и буде онъ монахъ Провъ по исповѣди отца ево духовнаго іѳро-монашества достоинъ н ему у васъ въ монастырѣ во святѣй церкви

Служившіе по епитрахильнымъ грамотамъ священники въ томъ случаѣ, когда они были уличаемы въ нечистой жизни, подвергались строгому наказанію. Напр., вышеупомянутый священникъ Воскресенской церкви г. Архангельска Василій Евдокимовъ, подавшій послѣ обнаруженія его нечистой жизни челобитную о постриженіи, былъ отправленъ въ Соловецкій монастырь со слѣдующимъ наказомъ преосвященнаго Аѳанасія мо-

іеромонашеская дѣйствовать а вышѳписанную отца ево духовнаго скаску послать вамъ въ нашъ домъ на Колмогоры къ судьѣ духовныхъ дѣлъ ко іеромонаху Аврамію Митусову да къ дьяку нашему къ' Ивану Ро-стегаеву... А іеромонашеская грамота ему Прову, добавляетъ преосвя-щевный, дана будетъ въ то время какъ по волѣ Божіей будемъ мы съ Москвы на Колмогоры“ (Грамота отъ 25 іюня 7197 (1689) года—Архивъ Никольскаго-Козельскаго монастыря, хранящійся въ Архангельскомъ Епархіальномъ Древнехранилищѣ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Въ грамотѣ въ Соловецкій монастырь отъ 1686 (7194) г., Августа 29, Аѳанасій писалъ, между прочимъ, слѣдующее: „Въ нынѣшнемъ во 194-мъ году августа въ 25 день писали вы къ намъ Преосвященному Архіепископу и прислали отъ себя монаховъ Терентія да Боголѣпа для посвященія во діаконы, да что монаху Спиридону что въ мірѣ былъ священникъ Сава дать намъ ему о священнослуженіи благословеная іеромонашеская грамота. А о достоинствѣ ево священнослуженія свидѣтельства отца ево духовнаго къ намъ не прислали. И мы Преосвященный Архіепископъ указали отца ево Спиридинова духовнаго о достоинствѣ ево Спиридоновѣ священнослуженія прислать вамъ къ намъ скаску за рукою“. (Ризница Соловецкаго монастыря, грам. Аѳанасія № 539. Ср. также грамоту .N» 535).

Обыкновенно же испытаніе вдовыхъ священнослужителей, посвященныхъ въ монашество, производилось, какъ видно въ Холмогорахъ— при Архіерейскомъ домѣ. Въ ноябрѣ 1700 г. архимандритъ' (Никодимъ) и братія Сійскаго монастыря просили Преосвященнаго Аѳанасія дозволить священнослуженіе бывшему вдовому священнику (Ненокоцкаго усолья Климентовской церкви) Севастіану, въ монашествѣ—Сильвестру. „И мы преосвященный Архіепископъ, отвѣчалъ Аѳанасій въ своей грамотѣ въ Сійскій монастырь (1700—7209 г. декабря 3), слушавъ того вашего челобитья и по исповѣди ево Сильвестра свидѣтельства дому нашего крестоваго іеромонаха Евѳимія указали ему Сильвестру у васъ въ Сійскомъ монастырѣ іеромонашеская дѣйствовать невозбранно, и съ Холмогоръ отъ насъ къ вамъ въ монастырь онъ отпущенъ при сей нашей грамотѣ, а благословеная о немъ іеромонашеская наша грамота послана къ вамъ отъ насъ впредь будетъ“. (Архивъ Сійскаго мон.).

На челобитной братіи Троицкаго Печенгскаго монастыря 1696 г.—о позволеніи священнодѣйствія бывшему священнику Воскресенской церкви Петру, въ монашествѣ Павлу (постригшемуся въ 1695 г.) и выдачѣ ему іеромонашеской грамоты Аѳанасій положилъ слѣдующую резолюцію: „7205 г. Сентеврія въ 15 д. дать благословеная іеромонашеская граммата

настырскому начальству: «Провести его новоначальныхъ монаховъ въ жестокихъ трудѣхъ, въ хлѣбнѣ, въ поварнѣ, въ муко-сѣйнѣ, въ свитошной и въ прочихъ тѣмъ подобныхъ службахъ долговременно, и потомъ быть ему въ монастырскихъ трудѣхъ, въ какихъ годитца, изъ монастыря безвыходно, безъ празд-

со службою: а прежде велѣть исповѣдать и послать ко свидѣтельству службы“ (Архивъ Арханг. Епарх. Древнехр.).

Ср. также дѣло о постриженіи вдоваго дьякона Борисоглѣбскихъ Матигоръ Макарія (въ монашествѣ Мартирія) въ Никольскомъ Корель-скомъ монастырѣ—въ 1698—1699 г. (Собр. I. М. Сибирцева).

Такимъ образомъ, вдовымъ священнослужителямъ по принятіи монашества священнослуженіе нѣкоторое время не позволялось. Не могли они также служить въ монастырѣ и въ періодъ времени до своего постриженія. Въ декабрѣ 1685 г. игуменъ и братія Николаевскаго Корель-скаго монастыря просили Аѳанасія позволить священнослуженіе желающему у нихъ постричься вдовому дьякону Троицкой церкви Ненокоц-каго усолья Григорію. Именно, они просили позволенія служить указанному дьякону только на опредѣленные дни—праздники Рождества Христова и Богоявленія. Отвѣчая имъ, Аѳанасій писалъ: „И мы преосвященный Архіепископъ, слушавъ отписки вашей и словеснаго челобитья стряпчего вашего, указали того дьякона Григорія исповѣдать отцу духовному, и буде онъ достоинъ, и ему на праздникъ Рожества Христова и Богоявленія постричь ево въ монашескій чинъ“... (Указъ отъ 26 декабря 7194 г.—изъ собр. И. К. Зинченко).

33) Въ февралѣ 1699 г. десяткій священникъ, Устьважской Успенской церкви Іовъ писалъ Аѳанасію: »Бел. Господину нашему, Государю Преосвященному Аѳанасію Архіепископу... нищій богомолецъ твоей Устьважской волости Успенской церкви десяцкій попъ Іовъ челомъ бьетъ. Но твоему Государь архіерейскому« указу и по памяти казеннаго приказу за приписью дьяка Даніила Лебедева велѣно мнѣ богомольцу твоему Тог пецкой волости вдоваго священника Ѳедора въ Сетренскій монастырь ради монашескаго постриженія послать послѣ Крестопоклонной недѣли, а ставленную его грамоту взявъ прислать на Холмогоры и отдать въ твой архіерейской Казенной приказъ казначею іеромонаху Авксентію да діаку Даніилу Лебедеву, и я нищій богомолецъ твой тое грамоту у ево вдового священника взявъ и послалъ съ сею отпискою Топецкой волости съ бывшимъ церковнымъ дьячкомъ съ Ѳедоромъ Евтихіевымъ, да съ сею же отпискою послалъ снимъ же дьячкомъ мирскую челобитную да излюбъ, что его Ѳедора излюбили къ тѣмъ церквамъ, во священника на мѣсто вдового священника Ѳедора, и какъ ему Ѳедору по твоему архіерейскому указу урѳченныя числа дойдутъ, и я нищей богомолецъ твой по твоему архіерейскому указу ево священника Ѳеодора въ Сетренской монастырь ради постриженія въ монашескій чинъ вышлю къ строителю“.—На оборотѣ помѣта: „207 г. Ѳевраля въ 27 д. Преосвященный Архіепископъ слушавъ сей отписки указалъ взять къ отпуску“ (изъ собр. I. М. Сибирцеву).

ности, а священная ничего ему не дѣйствовати и рукою не благословлять до кончины жизни его» 34).

Для предупрежденія безнравственной жизни церковниковъ-дьячковъ и пономарей Аѳанасій требовалъ, чтобы они непремѣнно были женатыми 35). Овдовѣвшіе обыкновенно были лишаемы мѣста 36 37 38). Исключеніе изъ этого правила были очень рѣдки. Они допускались только тогда, когда чистота жизни вдоваго церковника не подлежала никакому.сомнѣнію :п). Оставленные при мѣстѣ вдовые дьячки и пономари должны были снова получать новоявленныя памяти 3S).

Прилагая заботы о томъ, чтобы приходскіе священники поучали своихъ прихожанъ въ истинахъ христіанской вѣры и сами пріобрѣтали для этой цѣли необходимыя религіозныя познанія, преосвященный Аѳанасій обратилъ особенное вниманіе на обученіе дѣтей священнослужителей. Архіерейскому казначею Авксентію въ наказѣ 1702 года было поручено, между прочимъ, освѣдомляться у важскихъ священниковъ, «которой

341 Акты Холмогор. и Уетюж. ея., ки. 2, iNI ССѴІ, стр. 514—515.

35) гМарта въ 18 день отпущена память Мезенской десятины Юром-ской волости Архангельской церкви къ священнику Ивану да къ церковному приказщику Ивашку Мартемьянову по челобитью тое жъ волости Евдокимка Степанова сына Попова велѣно ему у той Архангельской церкви быть понамаремъ буде пономарь Гришка Кондратьевѣ живетъ пономаремъ не женатъ и ему велѣно отказать. „Книга пошл. збору“ за 200 (1692) г. Отдѣлъ: „сборъ съ грамотъ и памятей по челобитч. дѣламъ“. Рукой, библ. Арханг. дух. семин. № 233.

36) См. пошл. книги въ отдѣлѣ новоявл. памятей за 1689 г. (запись подъ 6 ноября), 1690 (2 записи подъ 15 марта), 1691 (6 сент.), 1692 (19 октября и 28 января), 1693 (13 августа), 1694 (6 мая), 1696 (6 мая). Дьячковъ, лишенныхъ мѣста вслѣдствіе вдовства, въ указанныхъ записяхъ числится 3 человѣка; пономарей—6. Рукописи библ. Арханг. дух. семин., № 233 и Холмогор. собора, № 1463.

37) Въ пошлинной книгѣ 204 (1696) г. отдѣлъ: сборъ съ грамотъ и памятей по челебит. д. подъ 2 ноября записано: „Отпущена память Нижмозерской волости къ священнику Петру Миронову, велѣно въ тое волости прежнему вдовому дьячку Максимку Ѳомину быть при церкви Дьячкомъ попрѳжнему, а новому дьячку Степки Миронову отъ дьячковской службы отказать для того, что въ розыску его Степку тѣхъ волостей крестьяне опорочили, а о {Максимкѣ Ѳоминѣ пороку никакова не явилось въ розыску“. Рукоп. Холм. Соб. № 1463.

38) Пошл. кн. 195 (1687) г., запись въ отдѣлѣ новоявленныхъ памятей подъ 9 октября. Рукоп. Арх. семин. № 233. Другихъ упоминаній, кромѣ этого и вышеуказаннаго, объ оставленіи вдовыхъ церковниковъ при мѣстѣ въ пошлинныхъ книгахъ нѣп.

сколько дѣтей своихъ роженыхъ сыновей имѣетъ; и какъ которыхъ имены зовутъ, и сколько которой лѣтъ отъ рожденія, и грамоты ученыхъ, и сколько кто умѣетъ;—и тѣхъ ихъ сыновъ записать въ... тетради подъ именами отцовъ ихъ подлинно. И которыя дѣти ихъ грамоты мало учены и имъ, священникамъ, велѣть грамоты и доброжительству учить прилежно, чтобъ они во священнической церковной чинъ были годны безъ порока» 39) * *).

В. Верюжскій.

39) Архангельскія Губернскія Вѣдомости 1869 г., JSs 7 (сборн. Коровина).

*) Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.