Научная статья на тему 'О принятии православия иноземцами в ХVII веке'

О принятии православия иноземцами в ХVII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТПИСКА / ЧЕЛОБИТНАЯ / ПРИЗЫВ / ОБРАЩЕНИЕ / АРХИЕРЕЙСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифорова В. Н., Пугачев С. С.

Изученные нами исторические документы (благословенные грамоты, отписки, челобитные, дела и др.) свидетельствуют, что принятие христианства в ХVII веке было явлением, связанным с волеизъявлением самого человека, а также носило массовый характер, когда на территории проживания язычников приезжала благословенная миссия для призыва и обращения тех в новую веру. Заметим, что в обоих случаях решение о принятии христианства было добровольным, чтобы православную веру потом «хранили твердо». На новых землях строились храмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О принятии православия иноземцами в ХVII веке»

УДК: 801

Никифорова В. Н.

студент гр. ЮРП-м-о-161 Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Пугачев С. С.

студент гр. ЮРП-м-о-161 Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

Научный руководитель: Лебединская В.Г.

доктор филологических наук, профессор Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский университет»

О ПРИНЯТИИ ПРАВОСЛАВИЯ ИНОЗЕМЦАМИ В ХУП ВЕКЕ

Изученные нами исторические документы (благословенные грамоты, отписки, челобитные, дела и др.) свидетельствуют, что принятие христианства в ХУ11 веке было явлением, связанным с волеизъявлением самого человека, а также носило массовый характер, когда на территории проживания язычников приезжала благословенная миссия для призыва и обращения тех в новую веру. Заметим, что в обоих случаях решение о принятии христианства было добровольным, чтобы православную веру потом «хранили твердо». На новых землях строились храмы.

Ключевые слова: отписка, челобитная, призыв, обращение, архиерейское благословение.

Собрания исторических актов и другие источники [3] содержат сведения, связанные с принятием христианства иностранцами, а также язычниками, проживающими в Сибири и на других территориях в XVII веке. Подобные факты фиксировались документально и являлись официальными документами того времени.

Исторические документы свидетельствуют, что принятие христианства было в тот период как явлением, связанным с волеизъявлением самого человека, так и носило массовый характер. В последнем случае мы имеем в виду миссии, которые приезжали на территории компактного проживания язычников, призывали их к христианской вере и производили над ними обряд святого крещения.

В «Благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла игумену Феодосию, на строение Троицкого Селенгинского монастыря, и Наказ ему же, о обращении язычников в православную веру» (1681 год) находим сведения об одной из таких миссий: «...по указу де Великого Государя Царя и Великого князя Феодора АлексЪевича, всеа Велик1я и Малыя и БЪлыя Росш Самодержца, и по благословению святЪйшаго 1оакима Патр1арха Московского и всея Росш, посланы они съ Москвы въ Сибирь, въ нашу епарх1ю, для призыву и крещешя въ православную хриспанскую вЪру иноземцов, и строити монастырь во имя Живоначалныя Троицы.» [АИ, т.5, №69]. Сам процесс обращения в православную веру был добровольным, так как основывался на беседах, «призывах», поучениях: «.. .иновЪрцовъ всякихъ вЪръ отъ невЪрстая къ истиннЪй православной хриспянстЪй вЪрЪ призывати, поучая отъ божественныхъ писанш со всякимъ тщашемъ и прилежашемъ, безъ тчеслав1я и гордости, со благоучителнымъ намЪрешемъ, безъ всякого озлоблешя; и отъ такого святого дЪла никакимъ озлоблешемъ не отрЪшати, но по благодати даннЪй имъ отъ пресвятаго и животворящаго Духа, чрезъ наше арх1ерейское благословеше, ко истиннЪй православной

хриспянстЪй вЪрЪ отъ невЪр1я призывати и отъ тмы во свЪтъ обращати, чтобъ отъ какихъ словъ строптивыхъ иноземцовъ чЪмъ не отлучити, а отъ святого дЪла не отвратити, и о томъ къ намъ въ Тоболескъ не отписываясь» [1].

Давалось также указание всячески помогать таким людям после крещения словом и делом, чтобы свою новую веру они хранили твердо: «А по крещенш иноземцомъ велЪти житии, гдЪ они похотятъ, въ службЪ, или въ монастырехъ, или у всякихъ чиновъ Рускихъ людей, и надъ ними самимъ и воспр1емникомъ ихъ смотрЪть, чтобъ они преданную православную хриспянскую вЪру хранили твердо, и къ церквамъ Божшмъ и на покаяше ко отцемъ духовнымъ приходили, и на прижше бЪсовские и темнообразные прелести не обращались; а кто въ такихъ прелестяхъ объявится, и такихъ имати въ монастырь и держати въ подначалствЪ, и наказывати и учити со всякимъ тщашемъ, пока они истинное покаяше принесутъ и впредъ отъ таких прелестей отстанутъ [1].

Акты содержат также сведения о принятии православия какими-то конкретными людьми. Нам встретилось много таких случаев. Так, в 1688 году «бухарский выходец» Агаз Маметка, побывав во многих странах, решил принять христианство: «... Агазъ Маметкою зовутъ, абызъ Хозяевъ сынъ; родиною де онъ Бухарского города, и отецъ его въ БухарЪхъ абызомъ, и изъ Бухаръ де ушелъ онъ въ Кизылбашскую землю тому лЪтъ съ десять, и въ Кизылбашской замлЪ жилъ въ городЪ БадатЪ съ годъ; а пошелъ де онъ изъ Бухаръ помолитца по своей вЪрЪ къ Бахметевой пропасти, и бывъ у пропасти, пришелъ въ Кизылбашскую жъ землю, а изъ Кизилбашск1е земли ходилъ въ Турецкую землю, и жилъ въ городЪ ЦаревЪ шесть лЪтъ, а изъ Турецкой земли вышелъ въ Крымъ, и былъ въ Крыму въ кородЪ КапЪ денъ съ десять... А изъ Крыму де на Казыевъ улусъ вышелъ на Терекъ, и на ТеркЪ не явясь, пришелъ въ Астрахань, и жилъ въ юртахъ у Казы мурзы Урусова, и Казы де мурза отъ себя отпустилъ, и отъ него де пришелъ въ Калмыки, и жилъ у Нанайского Ясы мурзы недЪль съ пять, а тотъ мурза Аюкаева владЪнья; и изъ Калмыцкихъ де улусовъ вышелъ на Саратовъ и явился въ приказной избЪ столнику и воеводЪ Максиму Кологривову, и по его де челобитью съ Саратова отпущенъ къ МосквЪ съ Астраханскимъ дворцовымъ промышленникомъ съ Григорьемъ Струговщиковымъ, для крещешя православные хриспянские вЪры...» [2].

В 1687 году с челобитной о предоставлении ему жалованья обратился иноземец Степан Матвеев, до этого принявший крещение в православную веру: «...бьетъ челомъ иностранной иноземецъ, Тезницюе породы, новокрещенъ Стенка МатвЪевъ...» [5].

Вагулетин Табайка Черемкулов, до этого принявший крещение, обратился к тобольскому воеводе с просьбой принять его в казачью службу и совершить обряд крещения над его женою и детьми [4] и т.д.

Итак, в исторических документах XVII века содержатся сведения о принятии православия иноземцами. Эти данные указывают, что процесс касался как отдельных лиц, изъявивших такое желание, так и был связан с миссиями людей от церкви на языческие территории государства. Такие миссии, бесспорно, поощрялись царской властью, так как имели позитивный характер.

Литература

1. Благословенная грамота Сибирского Митрополита Павла игумену Феодосию, на строение Троицкого Селенгинского монастыря, и Наказ ему же, о обращении язычников в православную веру. 1681 г. № 69 // Акты исторические. — № 5. — СПб.: типография 11-го Отделения Собственной Её Императорского Величества Канцелярии, 1842. — С.101-102.

2. Дело о бухарском выходце, прибывшем в Москву для принятия св. крещения. 1688 г. №51 // Дополнения к Актам историческим (ДАИ). — СПб.: типография В. В. Пратцъ, 1872. — Т.12. — С.353.

3. Лебединская, В. Г. Источники изучения древнерусской метрологической системы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — №3. — С.119-125.

4. Отписка Тобольского воеводы Петра Прозоровского Верхотурскому воеводе Григорию Нарышкину, о поверстании в казачью службу ясачного вагулетина Табайка Черемкулова, принявшего христианскую веру, и о совершении обряда св.крещения над женою его и детьми. 1685. №6 // Дополнения к Актам историческим (ДАИ). — СПб.: типография В.В.Пратцъ, 1872. — Т.12. — С. 95-96.

5. Челобитная иноземца Степана Матвеева, о даче ему жалованья по случаю принятия им св. крещения. 1687 г. №41 // Дополнения к Актам историческим (ДАИ). — СПб.: типография В. В. Пратцъ, 1872. — Т.12. — №48. — С. 319-320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.