Издательство Юраит, 2013.
3. Муталимова З.Ш. О сущности и последствиях безработицы // «Актуальные вопросы современной экономики» - 2014
4. Табольская В.В., Герасимов В.О. Экономические последствия безработицы в Россиискои Федерации // «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» - 2015
Довгань Д.И. курсант 4 курса специальность «Право и организация социального обеспечения» Лебедева Е.В. аспирант
кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ
преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции» Россия, г. Москва ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация Рассмотрено влияние ценностных ориентаций на отношение личности к проблеме смертной казни. Представленные в статье результаты пилотажного эмпирического исследования демонстрируют наличие связи между отношением к проблеме смертной казни и ценностной ориентацией личности. Авторами отмечается, что данная проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом значении и требует дополнительных исследований.
Ключевые слова: ценностная ориентация, смертная казнь, юношеский возраст.
Dovgan' D.I.
Cadet GBPOU "Police College" 4 course, specialty "The law and the social security organization "
Lebedeva E. V.
Postgraduate student of the general psychology and history of psychology
MosGU,
Teacher GBPOU "Police College" ATTITUDE TO THE PROBLEM OF DEATH AS INDICATOR VALUE ORIENTATIONS
Annotation The influence of value orientations on the individual attitude towards the death penalty. Presented in the article of a flight of empirical research demonstrate a relationship between attitude towards the death penalty and the value orientation of the individual. The authors noted that this issue is
relevant in both the theoretical and practical significance, and requires further research.
Keywords: value orientation, the death penalty, juvenile age.
Для современной России особо актуальна проблема формирования ценностных ориентаций у молодых людей, которая становится очевидной на фоне социокультурных изменений, экономической, политической нестабильности общества, отсутствия четко обозначенных духовных и нравственных ориентиров, многообразия разнонаправленных моделей поведения, которые провоцируют юношей и девушек к самостоятельному поиску тех ценностных норм, на которые в дальнейшем они будут опираться в принятии решений, совершать поступки, от которых может зависеть не только качество их жизни, но и стабильность развития, и благополучие общества в целом.
Отсутствие четко обозначенной системы общественных ценностей само по себе выступает сильнейшим дестабилизирующим фактором личностного развития, особенно, для такого возрастного периода как «юношество», в котором происходит осознанное принятие определенной личностной позиции молодых людей относительно основных вопросов в духовной, социальной, политической и прочих сферах.
Исследование обозначенной проблемы позволит не только выявить уровень интереса среди молодежи к проблеме смертной казни, но и оценить степень влияния ценностей юношей и девушек, из исследуемой выборки, на их отношение к проблеме смертной казни.
Ценностная ориентация личности отражает отношение человека не только к себе, но и к другим объектам социальной реальности.
Можно заметить, что те люди, которые согласно статистическим данным, высказывается против применения смертной казни, чаще обладают сложным моральным мышлением, способны аргументировать свою позицию [6]. Таким образом, мы можем предположить, что юноши и девушки исследуемой выборки в большинстве своем не обладают сложным моральным сознанием.
Исследование проводилось в 2016 году, испытуемыми являлись учащиеся в возрасте 17-18 лет, студенты юридического колледжа. Общий объем выборки составил 182 человека. Все испытуемые являются учащимися 2-х и 3-х курсов юридического колледжа. В процентном соотношении выборку составили 49% юноши и 51% девушки.
Обратимся к описанию методов исследования. Во-первых, был разработан опросник, включающий в себя 43 вопроса, которые ориентированы на выяснение позиции учащегося к проблеме смертной казни. Мы подошли к этому вопросу с разных сторон, были, например, такие варианты вопросов как, - (каково ваше отношение к исполнителю смертной казни?: положительное/отрицательное/затрудняюсь ответить), (вправе ли жертва выбирать меру наказания для преступника: да/нет/затрудняюсь
ответить), (смогли ли бы вы исполнить смертный приговор в отношении преступника?: да/нет/затрудняюсь ответить) и другие вопросы, ответы на которые направлены на выявление отношения испытуемого к проблеме смертной казни. Также опросник включал в себя вопрос о ценностях, например такой как: (Расставьте для вас приоритетные ценности в порядке убывания (от большей ценности к меньшей): - здоровье, - материальное благополучие, - душевное спокойствие, - карьера, - семья, - друзья, - любовь, - личные желания, - мир во всем мире, - благополучная окружающая среда, -любимый питомец). Опросник разрабатывался с учетом возрастных особенностей выборки [2, 3, 4].
Во-вторых, нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции. Мы подобрали из данного опросника наиболее значимый для нашего исследования набор ценностей, их количество составило 11, которые могут тем или иным образом повлиять на отношение учащегося к проблеме смертной казни.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства [5].
Опрашиваемым был представлен список ценностей. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, в порядке убывания значимости (от большей по значимости ценности к меньшей по значимости). Учащемуся было необходимо внимательно изучить список и, выбрав ту ценность, которая для него наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выбрав вторую по значимости ценность и поместив ее вслед за первой. Затем проделав то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная ценность останется последней и займет 11 место. Привлечение данной методики было обусловлено необходимостью выявления ценностной ориентации юношей и девушек из представленной выборки.
Обратимся к анализу эмпирического материала. Во-первых, мы определили, каковы ценности наиболее важны для учащихся, во-вторых, какие ценности имеют статистически значимые корреляции с отношением к проблеме смертной казни.
Итак, по результатам нашего исследования, определилась следующая иерархия ценностей внутри выборки: 1 -семья, 2-здоровье, 3-друзья, 4-
любовь, 5-душевный покой, 6-материальное благополучие, 7-карьера, 8-мир во всем мире, 9-личные желания, 10-благоприятная окружающая среда, 11-любимый питомец, все эти ценности относятся к категории «терминальные ценности».
Также в ходе исследования ценностной сферы учитывались дополнительные позиции, отражающие те или иные ценностные ориентации, например, «Относитесь ли вы к категории верующих?», «Является ли человек высшей ценностью?», поскольку ответы косвенно могут свидетельствовать о наличии некоторых ценностных структур.
Обратимся к описанию полученных данных. Мнения испытуемых разделились следующим образом: (44%) за применение смертной казни в отношении преступников (при этом, кто за смертную казнь, положительно относится к исполнителю), (22%) за отмену смертной казни (те, кто отрицательно относятся к смертной казни, исследование показало, что те негативно настроены по отношению к исполнителю смертной казни) и (9%) за сохранения моратория. Исходя из полученных данных, мы делаем вывод, что опрошенные учащиеся в большинстве своем за применение смертной казни, остальные опрошенные (25%) затрудняются ответить. Решения испытуемых были обдуманны, так ка исследование показало, что (58%) задумывались над данной проблемой до участия в опросе.
Как мы отмечали ранее, что люди, кто, согласно статистическим данным, высказывается против применения смертной казни, чаще обладают сложным моральным мышлением, способны аргументировать свою позицию. Таким образом, мы можем предположить, что юноши и девушки исследуемой выборки в большинстве своем не обладают сложным моральным сознанием, что обозначает перспективы для воспитательной, просветительской деятельности в рамках образовательного процесса при подготовке специалистов в различных направлениях профессиональной деятельности, особенно, в области юриспруденции. Поскольку данное направление профессиональной деятельности связано с защитой прав и свобод отдельного человека так и отстаивание интересов общества в целом.
Мы выявили статистические значимые связи с отношением к проблеме смертной казни и некоторыми ценностями личности, а именно с такими ценностями как: «душевное спокойствие» и «материальное благополучие». Ценность «Душевное спокойствие» имеет положительную корреляционную связь с мнением, что «смертная казнь снизит преступность», а ценность «Материальное благополучие» положительно связано с ценностью «Карьера» и мнением, что применение смертной казни допустимо к террористам. Из этого мы можем предположить, что материальное благополучие является неким гарантом стабильности и безопасности.
Исследование показывает, что учащиеся, выбравшие одной из важных ценностей «душевное спокойствие» считают, что смертную казнь необходимо применять. Следуя из этого мы можем сделать вывод, что с
точки зрения опрошенных, применение смертной казни будет обеспечивать реализацию такой ценности как «душевное спокойствие».
Также хотелось бы отметить, что испытуемые считают «материальное благополучие» значимой для себя ценностью, склонны к одобрению смертной казни в отношении терроризма. Мы можем предположить, что материальное благополучие является неким гарантом стабильности и безопасности.
Также, чем старше испытуемые, тем больше они уверены в том, что демократия допускает такой вид наказания как смертная казнь.
Из полученных данных мы видим, что большинство опрашиваемых относятся к категории «верующие» (78%) и считает, что человек является высшей ценностью, а смертную казнь считает не гуманной. А учащиеся, отнесшие себя к группе «атеист» (1%), затрудняются ответить на вопрос высшая ли человек ценность, у них нет концептуальной религиозной основы для формирования своей позиции к ценности человека. Также те учащиеся, которые отнесли себя к категории «верующий», считают допустимым применение смертной казни за сексуальное преступление против несовершеннолетних. При этом большинство верующих (78%) против применения смертной казни, исходя из этого, можно сделать вывод, что опрошенные категория «верующие» в целом гуманно настроены относительно преступных элементов, избирательно выделяют преступные деяния, за которое применение смертной казни допустимо.
Также немаловажным является тот факт, что в отношении к смертной казни играет гендерный фактор, а именно, большинство опрошенных девушек (42,5%) одобряют применение смертной казни, более того выделяют две группы преступных действий - это изнасилование и распространение наркотиков. Анализируя эти данные, мы можем сделать вывод, что те ценности, которые свойственны для гендера в частности для девушек, сохранение безопасности в сексуальных отношениях, также влияет на отношение к смертной казни.
Мы отмечаем, юноши и девушки считают, что жертва вправе выбирать меру наказания в отношении преступника, если в отношении нее было совершены такие преступления как изнасилование и крупная кража.
Большинство испытуемых, то есть (58%) считают нужным применить смертный приговор в отношении преступника сразу после решения суда, и (12%) испытуемых считают нужным казнить осужденного после 20 и более лет заключения в тюрьме. То есть, те опрошенные, кто считают, что приговор необходимо привести в исполнение сразу после решения суда игнорируют опыт судебных ошибок. Также (15%) испытуемых считают нужным привлекать суд за допущенную ошибку, (7%) считают не нужным, а большинство (77%) затрудняются ответить на данный вопрос.
Как выяснилось, девушки, которые положительно относятся к смертной казни, положительно относятся и к исполнителю смертного
приговора. При этом те учащиеся, которые положительно относятся к исполнителю смертного приговора и также девушки, положительно относятся к возможности быть в роли исполнителя.
Таким образом, мы можем заключить, основываясь на результатах анализа и обобщения эмпирических данных, что выявлены некоторые статистически значимые связи между отношением к проблеме смертной казни у юношей и девушек нашей выборки и показателями ценностных ориентаций личности. Так же важно отметить, что нами обозначены только некоторые аспекты поставленной нами научной проблемы, которая, безусловно, актуальна для психологической науки и требует дополнительных исследований.
Использованные источники:
1. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 387 с.
2. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. № 3. С. 16-25.
3. Обуховский К. Возрастная психология. М.: Мысль, 2002.-215 с.
4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. -СПб. : Питер, 2000. - 385 с.
5. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. -Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496 с.
6. Электронная библиотека ГБУ. Философия и социальные науки: Научный журнал. - 2009. - № 1/2. - с. 68-73.
Долгунова А.В. студент 2 курса факультет «Экономико-математический»
Чижова И.А. студент 2 курса факультет «Экономико-математический»
Бенько Е.В. научный руководитель Ульяновский государственный технический университет
Россия, г. Ульяновск СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ Данная статья повествует о том, как изменилась индустрия туризма с 2014 по настоящее время, а также что явилось причинами резкого спада на спросы туристических услуг. Проведен прогноз, отражающий рост туристических выездов за период с 2011 по 2017 года. Если сохранится существующая тенденция роста, выездные поездки заграницу могут достигнуть высоких значений в отношении количества человек. Также в статье представлены города, которые будут являться несомненными