Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов вуза в контексте исследования психологической культуры личности'

Ценностные ориентации студентов вуза в контексте исследования психологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова К. А.

Раскрывается понятие и сущность психологической культуры личности, роль ценностных ориентации в структуре психологической культуры. Приводятся результаты изучения ценностных ориентаций студентов. Определяется их значение в развитии психологической культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов вуза в контексте исследования психологической культуры личности»

молодежи и в совокупности с другими факторами (увеличение числа вузов наряду с уменьшением количества потенциальных студентов; отсутствие обязательного трудоустройства выпускников вузов; большое влияние социальных сетей при устройстве на работу и т.д.) является причиной формализации самой идеи получения образования. Это приводит к тому, что в определенных случаях речь идет не о получении образования как такового, а о получении лишь диплома. То есть, в современных условиях проявляется проблема противоречия между ценностью образования, в том числе и высшего, для общества и индивида и его формализацией, ведущей за собой снижение его качества, отставание от требований времени.

Таким образом, в жизненных планах молодежи образование занимает важное место и является одним из приоритетов. Представители всех статусно-возрастных групп считают образования одной из главных ценностей.

С образованием молодежь связывает свои представления о жизненном успехе, самореализации и востребованности в жизни. Молодежь достаточно четко формулирует то, что она хотела бы получить от образования как социального института.

Однако в современных условиях существует опасность формализации образования и снижения его качества. Поэтому одной из важнейших задач всего российского общества является поддержание высокого уровня образования, его актуализация и тесная связь с потребностями современной социокультурной и социально-экономической реальности.

Список литературы:

1. Кон И.С. Молодежь // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. - М.: Academia, 2008. - 608 с.

2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-ва Институт психологии РАН, 2006. - 335 с.

3. www.gks.ru/bgd/regl/b08_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-44.htm.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

© Куликова К.А.*

Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Нижний Новгород

Раскрывается понятие и сущность психологической культуры личности, роль ценностных ориентации в структуре психологической культу-

* Аспирант.

ры. Приводятся результаты изучения ценностных ориентаций студентов. Определяется их значение в развитии психологической культуры студентов.

Проблема повышения психологической культуры молодых людей современного общества - одна из актуальных и обсуждаемых проблем в психологической науке в последнее десятилетие. И это не случайно. Быстро меняющийся характер профессиональной деятельности уже в процессе профессиональной подготовки ставит молодых людей в ситуацию профессиональной неопределенности, что актуализирует проблему готовности специалиста к профессиональной адаптации и саморазвитию. Деформация ценностных ориентаций ведет к снижению уровня гуманизма во взаимоотношениях между людьми, ответственности за свои поведенческие и профессиональные действия. Возникает необходимость овладения не только профессиональными технологиями, но и способами профессионального саморазвития, культурного взаимодействия между людьми, что многими учеными связывается с таким емким понятием, как психологическая культура человека [2, 4, 7, 8].

Несмотря на разные подходы к определению психологической культуры, многие авторы подчеркивают в ее структурных характеристиках ценностный компонент, мотивирующий человека к психологически культурным способам жизнедеятельности и отражающий способность человека к нравственным, «экологичным» способам взаимодействия с окружающим миром [2, 8]. В этом заключена ее культурологическая (духовная, нравственно-этическая) составляющая. Психотехническая составляющая представляется совокупностью «культурно-исторических способов человеческой деятельности по восприятию и произвольной регуляции (целенаправленному изменению) индивидом осуществляемых и переживаемых им психических процессов, эмоциональных состояний и состояний сознания, включая поведенческие акты» [2, с. 94]. Именно в единстве этих двух составляющих порождается и развивается психологическая культура человека.

Развитие психологической культуры идет по пути присвоения человеком культурно-исторического опыта людей, что и определяет его как представителя своего этнического сообщества [6]. Целенаправленное становление психологической культуры значительно повышает качество жизнедеятельности человека на всех его уровнях [4, 7, 8].

Результаты развития психологической культуры человека проявляются в системе ценностных ориентаций человека. Ценности тогда выступают побуждающими мотивами, когда они исходят от личности, когда раскрывается для личности их смысл, и они сами становится источником смыслов [5]. Сам внутренний процесс преобразования ценностей в смыслы, и их эксте-риоризации во внешне предметный план включен в функциональный механизм психологической культуры человека [2]. Тогда психологическую куль-

туру можно определить как культуру психической деятельности человека, сопровождающуюся метакогнитивными (рефлексивными) процессами [3], выполняющую роль «внутреннего свидетеля», отделяющего нравственное от безнравственного. Мерка в этом внутреннем процессе - высшие ценности человека, в числе которых ценностное отношение человека к себе и окружающему миру [1]. Значит, развитие психологической культуры следует за развитием системы ценностных ориентаций человека. В таком случае ценностные ориентации в психологической культуре человека могут выступать как: а) условие ее функционирования (системообразующий ее компонент [2]); б) стимулирующий фактор ее развития (источни расширения ее психологического содержания); в) диагностическое средство уровня ее развития; г) источник информации о приоритетных сферах ее применения и ее востребованности; д) объект рефлексии человека (его «внутренний свидетель»).

Наше экспериментальное исследование ценностных ориентаций студентов включало ряд этапов. Пилотажное исследование осуществлялось в целях выявления доминирующих ценностей и смыслов молодых людей, способных выступать в качестве стимулирующего фактора повышения психологической культуры будущих специалистов, а также определения степени эффективности создаваемых в вузе условий (образовательной среды) становления психологической культуры будущих специалистов.

Опираясь на такие известные методы исследования ценностных ориентаций как экспресс-методика «Доминанта» (В. Ясвин и С. Дерябо), (модифицированный вариант методики М. Рокича), тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, нами был разработан свой вариант анкетного опросника и дизайн исследования. Выявлялись приоритеты инструментальных и терминальных ценностей, жизненные цели в разных сферах жизнедеятельности человека (социальной, профессиональной, личностной), исследовались духовно-нравственные ориентации, уровень смыслового содержания отдельных терминальных ценностей. Ряд вопросов были направлены на выявление приоритетных форм повышения психологической культуры.

В исследовании приняли участие студенты Волго-Вятской академии государственной службы от 18 до 21 года (второй курс обучения). Общая выборка составила 45 человек, из них - 76 % девушки, 24 % - юноши. Выборка обусловлена логикой построения самого образовательного процесса в вузе. Именно в этот период студенты наиболее интенсивно усваивают предметы гуманитарного и психологического циклов, что дает основание для определения эффективности созданных в вузе условий повышения психологической культуры будущих специалистов.

В ходе исследования приоритетов терминальных ценностей было установлено, что на первом месте в системе ценностей у молодых людей стоит «семья» (муж. - 36 %, жен. - 44 %), на втором месте у девушек «здоровье» (21 %), а у юношей «самореализация» (18 %), на третье место женская по-

ловина поставила материальное благополучие («деньги») (18 %), и «любовь» (18 %), а юноши - «здоровье» (9 %). Тенденция разделения институтов брака и семьи, многообразие моделей брачно-семейной организации порождает стремление женщины к материальному благополучию, как возможности быть независимой и материально защищенной.

Среди достоинств, которые респонденты больше всего ценят в людях, на первом месте «честность» (муж. - 45 %, жен. - 38 %). На втором месте у мужчин - «преданность» (18 %), а у девушек - «искренность» (24 %). На третье место все участники поставили «доброту».

Для исследования целей жизни было предложено 8 вариантов ответа, включая свой вариант. Выбор юношей преимущественно лежал в пространстве общественных отношений: «иметь хорошую профессию» (45 %), «открыть свое дело, свое предприятие» (45 %). У большинства девушек выбор был в пространстве межличностных отношений: 65 % девушек пожелали «иметь семью, детей», «встретить большую любовь».

Как мы видим ценности студентов, и их смысловое значение во многих позициях не подкрепляется побуждениями и целями молодых людей, а значит преимущественно остаются на уровне декларируемых ценностей, не имеющих подкрепления в их чувственной сфере, а возможно и в их моральных качествах.

Наше предположение подтверждается результатами оценки морально-нравственной сферы личности студентов. Например, на вопрос: «Готовы ли Вы переступить через моральные нормы ради достижения своей цели», 46 % испытуемых показали утвердительный ответ, и 53 % ответило - нет.

Хотя студенты и отмечают, что не оправдывают ни при каких обстоятельствах употребление наркотиков (муж. - 82 %, жен. - 88 %), «проституцию» (муж. - 55 %, жен. - 65 %), а в качестве других аморальных действий называют супружескую измену, измену половому партнеру, управление транспортом в нетрезвом виде, это еще не говорит об их моральном облике. В сознании многих молодых людей эти моральные нормы не отнесены к самому себе, отсутствуют нравственные убеждения в качестве их принципа жизнедеятельности, поскольку эти же студенты выражают готовность переступить моральные нормы, ради достижения своих личных целей. Это может говорить о слабо развитом рефлексивном компоненте в структуре психологической культуры студентов, что в целом может стать основным препятствием личностного и профессионального саморазвития.

Полученные данные говорят о недостаточном объеме в системе ценностных ориентациях студентов тех важных ценностных ориентаций, которые бы стимулировали развитие у них психологической культуры способной проявляться в их гражданской позиции, экологической и социальной ответственности, ответственности за свою жизнь и свое будущее, в активном стремлении к профессиональному и личностному росту. В качестве пози-

тивного фактора следует отметить наличие у студентов внимания к своему психофизическому развитию, позитивный взгляд на будущее («с чувством надежды и оптимизма» в будущее смотрят 79 % девушек и 73 % юношей).

Исследование духовно-нравственной сферы личности студентов показало их неравнодушное отношение к религии. В группе испытуемых 67 % студентов отнесли себя к верующим, 29 % затруднились ответить и только 4 % посчитали себя неверующими. Приобщение к вере способствует развитию психологической культуры человека, но при условии активной его деятельности по отношению к своему внутреннему миру. Овладение духовными практикам, изобилующими в религиозной культуре, позволяет изменять уровень отношения человека к себе и окружающему миру в сторону принятия его самоценности.

Данные нашего экспериментального исследования позволили констатировать низкий уровень психологической культуры студентов поступающих в вуз, и недостаточное ее развитие в течение первых лет обучения, несмотря на прохождение ими предметов культурологического и психологического цикла. Этот факт говорит о необходимости поиска в образовательном пространстве вуза резервов целенаправленного повышения психологической культуры студентов, который может заключаться не только в пересмотре содержания и технологии психологической и культурологической подготовки студентов, но поиске новых форм работы со студентами.

Выявленные ценностные ориентации сегодняшних молодых людей, можно рассмотреть в качестве стимулирующего фактора развития психологической культуры. Опора на такие терминальные ценности, как здоровье, семья, любовь, материальное благополучие, и такие значимые личностные качества, как открытость, доброта, дружелюбие, искренность позволяют видеть точки опоры в процессе становления психологической культуры будущего специалиста.

Проведенное исследование убеждает в особой роли ценностных ориен-таций в самой структуре психологической культуры и ее развитии как значимой характеристики личности. Мониторинг ценностных ориентаций позволяет прогнозировать вектор развития психологической культуры студентов вуза, что может служить выбору адекватных форм, методов и средств работы со студентами, обеспечивая им соответствующий уровень профессиональной и социальной подготовки.

Список литературы:

1. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М. 1988. - 301 с.

2. Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления: монография / Т.Е. Егорова. - Н.Новгород, 2006. -286 с.

3. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. - М. 2005. - 352 с.

4. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника / Л.С. Колмогорова // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 86-91.

5. Леонтьев Д.А. Природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Лонтьев. - М., 2003 - 487 с.

6. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. - СПб., 2002. -416 с.

7. Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: дисс. ... д-ра психол. наук / Н.Т. Селезнева. - М., 1997. - 565 с.

8. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: монография / В.В. Семикин. - СПб., 2002. - 155 с.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

© Марокова М.В.*, Бисинова З.Е.*

Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

г. Волгоград

Данная работа посвящена изучению роли социальных сетей в социализации молодежи - аудитории, составляющей значительную часть пользователей Интернета. Обращение к проблематике исследования вызвано значительным влиянием социальных сетей на процесс социализации современной молодёжи, социализирующая роль которых несёт негативный характер.

Актуальность и практическая значимость темы обусловлены высоким уровнем развития информационных технологий, способствующих выходу общества на совершенно иной уровень развития, при котором обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, отдых и т.п. переходят из реального мира в мир виртуальный и, как следствие, возникновению виртуальной компьютерной социализации или киберсоциализации человека.

Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной аудиторией пользователей социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: ин-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

* Студент Естественно-географического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.