Science for Education Today
2019, том 9, № 5
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
© О. Г. Хрипунова, А. А. Поляруш, Е. В. Селиванова, Е. В. Лунева
DOI: 10.15293/2658-6762.1905.02
УДК 316.752+378
Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи
О. Г. Хрипунова, А. А. Поляруш, Е. В. Селиванова, Е. В. Лунева (Курган, Россия)
Проблема и цель. Ценностные ориентации современной молодежи определяют их ж^^из-ненные цели, задают определенный вектор действий и поступков современного молодого человека. От развития ценностных ориентаций студенческой молодежи будет зависеть их профессиональное развитие, формирование стратегий достижения целей, соблюдение социальных норм. Целью статьи стало определение особенностей развития ценностных ориентаций студентов в зависимости от принадлежности к социальному полу.
Методология. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций основано на экспресс-диагностике социальных ценностей личности, которая способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений студенческой молодежи. Объем выборочной совокупности, составленный путем сплошного исследования, составил 293 студента ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
Результаты. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об особенностях развития ценностных ориентаций студенческой молодежи в зависимости от принадлежности к социальному полу. Авторами выявлено, что интеллектуальные ценности занимают первое место в иерархии ценностей студенческой молодежи. Авторами обоснованы гендерные различия в развитии ценностных ориентаций студенческой молодежи: у молодых людей наиболее развиты финансовые и физические ценностные ориентации; у девушек высокие показатели получили семейные, социальные и общественные ценности.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии гендерных различий в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи, что определенным образом будет сказываться на их дальнейшем развитии. Эти данные могут быть использованы для организации учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных гендерных особенностей.
Хрипунова Ольга Георгиевна - старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и организации работы с молодёжью, Курганский государственный университет. Е-mail: [email protected]
Поляруш Анна Алексеевна - старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и организации работы с молодёжью, Курганский государственный университет. Е-mail: [email protected]
Селиванова Елизавета Владимировна - старший преподаватель кафедры социологии, социальной работы и организации работы с молодёжью, Курганский государственный университет. Е-mail: [email protected]
Лунева Елена Валерьевна - кандидат биологических наук, заведующая кафедрой социологии, социальной работы и организации работы с молодёжью, Курганский государственный университет.
Е-mail: [email protected] © 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены
2019, том 9, № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762
Ключевые слова: студенческая молодежь; ценностные ориентации; ценности молодежи; гендерные особенности; развитие ценностных ориентации; изменение ценностей молодежи.
Постановка проблемы
Проблема ценностных ориентаций приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной модернизации российского общества, сопровождающейся переоценкой политических и экономических ценностей [1].
Согласно классическим теориям социологии, молодежь относится к социально-демографической группе, имеющей особые социальные и психологические черты. Это связано прежде всего с тем, что к молодежи относятся люди в возрасте от 14 лет, их социальное становление, духовное развитие еще продолжается, а формирование ценностных установок, ориентаций не завершено [2].
Проблема развития ценностей молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования общества. Современная социкультурная ситуация характеризуется многообразием, противоречивостью, многовекторным характером развития общества и полистирольностью культуры [3]. Социальный переход и изменения в культурном контексте неизбежно диктуют необходимость пересмотра систем ценностей, которые находят свое отражение в частности в различиях в рамках многокультурного общества [4].
Ценностные ориентации выступают основополагающим стержнем в развитии личности молодого человека. Ценностям принадлежит особая роль в формировании поведения и деятельности молодежи; ценности оказывают существенное влияние на действия и поступки, совершаемые молодыми людьми; обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях.
Ценностные ориентации в значительной степени определяют направленность личности, поскольку они являются реальным отражением ее внутреннего мира, составной частью и базовой детерминантой ее формирования [5].
Ценностные ориентации - это оценочное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей группы. В настоящее время в молодежной среде произошла смена нравственных ориентиров. Уменьшилось количество молодых людей, высоко оценивающих такие ценности, как уважение к старшим, вежливость, любовь к Родине, любовь к искусству, чувство долга, верность, честность, искренность, милосердие. Сейчас у подрастающего поколения формируется новое представление и отношение к истинным ценностям. Для современной молодёжи более важным является материальное благополучие, а именно: деньги, образование и профессия, высокая заработная плата.
Ценностные ориентации и системы ценностей у разных людей различны. Они изменяются под влиянием внутренних установок, условий внешней среды, в том числе социокультурной среды вуза. Именно в период профессиональной подготовки происходит становление личности студента, совершенствуются его моральные и профессиональные качества, очерчивается круг его ценностей.
Многие социологические опросы последних лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер
© 2011-2019 Science for Education Today
Все права защищены
25
2019, том 9, № 5
переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко трактуются как нарушение преемственности и передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему [6]. Другие исследования показывают определяющую роль интернет-зависимости и социальные последствия ее влияния на систему ценностей современной моло-дежи1. Ряд авторов приводят доводы о нестабильности социально-политической системы и кризисе системы ценностей российского общества, указывают на то, что в первую очередь данному процессу подвержена молодежь. В этих условиях молодые люди близки к кризису идентичности, который может привести к ее социальной изоляции [7]. Кроме того, негативные тенденции в трансформации ценностей молодежи в российском обществе в эпоху господства потребительской идеологии способствуют стремительному распространению среди молодежи их духовной люмпенизации [8].
Исследуя условия формирования социокультурных ценностей современной студенческой молодежи, многие авторы выделяют такие значимые факторы, как «семья, ближний круг», «интернет-пространство», «социокультурная среда образовательной организации», «состояние общества», «личность молодого человека»; малозначимыми или незначимыми оказались процессы глобализации (экспансия
ISSN 2658-6762
Запада), религия и «государственные органы» [9-11].
К факторам, формирующим ценностные ориентации, относят материально-экономические; социально-психологические; социально-демографические (тендерные); воз-растно-демографические; амбивалентно-транзитивные; образовательные; девиантно-деликвитные и др.
В настоящее время существует целый ряд работ, посвященных изучению ценностей и ценностных ориентаций молодежи, как в России, так и за рубежом, свидетельствующих о серьезном интересе государства и общества к данной проблеме2 [12].
Ценности - это «устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личностной или социальной точки зрения, чем другой способ поведения, или конечная цель существования» (M. Rokeach)3.
В. Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свой-
4
ствами: значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком.
Студенческая молодежь как особая социально-демографическая группа представляет интерес для исследователей разных
http://sciforedu.ru
1 Lokova M. Y., Khanova M. N., Azamatova G. K., Vindi-zheva A. O., Reshetnikova N. N. Social consequences of the impact of information technologies on the values of modern youth in the conditions of the global financial and economic crisis // The future of the global financial system: downfall or harmony. - Cham, Switzerland: Springer, 2019. - P. 176-182.
2 Sinisalo P., Shvets L., Rusanova V. Value orientations of
Russian and Finnish young people // Youth in a Changing Karelia A Comparative Study of Everyday Life, Future
Orientations and Political Culture of Youth in NorthWest Russia and Eastern Finland / Eds. V. Puuronen, P. Sinisalo, I. Miljukova, L. Shvets. - London: Routledge, 2017. - P. 74-91. DOI https://doi.org/10.4324/9781315199337
3 Rokeach M. The nature of human values. - N. Y.: Free Press, 1973. - 597 p.
4 Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л.: Изд-во Ленин. ун-та, 1990. - 306 с.
© 2011-2019 Science for Education Today
Все права защищены
26
Science for Education Today
2019, том 9, № 5
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
направлений жизнедеятельности. Данный интерес прежде всего связан с тем, что именно студенческая молодежь является индикатором всех общественных изменений, остро реагирует и дает ответные реакции на глобальные вызовы. Студенческая молодежь как особая группа имеет отличительные признаки не только от взрослых, но и от других групп молодежи (старшеклассники, рабочая молодежь, молодые ученые или молодые спортсмены). Прежде всего, отличительной особенностью данной группы является их учебная деятельность, направленная на приобретение определенной профессии. Именно в этом наблюдаются различия между студентами (в установках, поведении, мотивах, ценностях) технических, гуманитарных, медицинских, экономических и других вузов. Другим существенным отличием студенческой молодежи является принадлежность к одному возрасту (18-23 года), что определяет схожее восприятие мира, мировоззренческие установки, психофизиологические особенности развития и другое. Социально-психологическое состояние студенческой молодежи определяется современными общественными реалиями, с которыми она сталкивается ежедневно, что обусловливает формирование ее поведения, отношения, деятельности. Молодежь, являясь субъектом общественного воспроизводства, не теряет своей зависимости от общества, динамики общественного развития, характера институциональной системы и тенденций ее трансформации, социокультурной специфики социума.
Ценности студенческой молодежи активно изучаются представителями различных областей наук в разных странах мира.
В. А. Науменко, И. Р. Пигалева, изучая систему жизненных ценностей современного студента, подчеркивают, что в связи с эконо-
мической и культурной глобализацией система жизненных ценностей молодежи претерпевает постоянные изменения. В современных условиях влияние различных групп факторов позволяет сделать вывод о неоднозначности становления и развития жизненных ценностей российского студенчества. С одной стороны, можно отметить выраженность индивидуального компонента и отношения к профессиональной деятельности как чрезвычайно значимой жизненной ценности, а с другой стороны, слабо выраженные общечеловеческие ценности, такие как самореализация, семья, здоровье, дружба, любовь [13].
И. П. Рязанцевым и соавторами предпринята попытка проанализировать ценности студенческой молодежи светских и религиозных учебных заведений. Авторами определены четыре группы факторов: самоутверждение, забота о людях, гедонизм, конформизм. В результате проведенного исследования среди 320 молодых людей были выявлены различия в ценностях студентов светских и религиозных вузов, обусловленные следующими обстоятельствами их жизни: учащиеся духовных вузов проводят больше времени вместе с соучениками, их личная жизнь не отделена от компании; «духовные» настроены менее эгоцентрично: они не так сильно, как «светские», связывают свои заслуги с личными достижениями; сама система духовного образования своими внешними факторами способствует сглаживанию индивидуальных различий (одинаковая форма, общий распорядок дня, всеобщее послушание); студенты духовных вузов менее склонны приписывать свои достижения себе, чем студенты светских вузов, объясняя все человеколюбием и волей Бога (судя по ответам на вопрос из методики Шварца, а также из замечаний респондентов); богатство и успех - ценности, которые в светской среде несут позитивный заряд, в духовной среде -
Science for Education Today
2019, том 9, № 5
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
негативную нагрузку. В православной среде богатство не является пропагандируемой ценностью, более того, к нему относятся с некоторой опаской, так как оно воспринимается как источник соблазнов [14].
На формировании и развитии ценностей студенческой молодежи сказывается гендер-ный аспект. Изучению гендерных особенностей формирования и развития ценностей посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей [15-17].
В исследовании авторов И. А. Галай, Р. И. Айзман, С. А. Богомаз показаны гендер-ные особенности оценки значимости базисных ценностей студентов педагогических направлений подготовки Новосибирской области. В ходе исследования было выявлено, что у девушек преобладают в иерархии значимости такие ценности, как «семья», «уважение», «безопасность», «смысл» и «самоутверждение»; у юношей - «цель», «полнота жизни», «профессия» и «карьера». Обнаружены также гендерные различия в субъективной оценке реализуемости в социокультурных условиях малого города таких ценностей, как «любовь», «самоутверждение», «материальная обеспеченность» [18].
Н. Е. Жданова, изучая ценностные ориентации студентов, подтвердила гипотезу о наличии различий ценностных ориентаций у студентов мужского и женского пола. Девушки демонстрируют большее стремление к саморазвитию, желание помогать другим, больше ценят любовь и уважение окружающих, а также здоровье. Кроме того, у девушек более выражено желание занять высокое положение и стремление к власти, что может служить иллюстрацией смещения гендерных стереотипов в современном обществе [19].
В связи с актуальностью проблемы целью исследования стало определение особенностей развития ценностных ориентаций студентов в
зависимости от принадлежности к социальному полу.
Методология исследования
В исследовании использована методика «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности». В качестве респондентов выступили студенты первого курса педагогического факультета (направления подготовки «Организация работы с молодежью», «Педагогическое образование», «Дизайн», «Психолого-педагогическое образование») ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
Результаты исследования
Результаты проведенного исследования показывают, что для современных студентов наиболее значимыми являются профессиональные, финансовые, социальные, семейные и интеллектуальные ценности (более 50 % опрошенных респондентов). Наименее значимыми для респондентов являются духовные ценности (более 30 % опрошенных).
Для современной российской молодежи существенными значимыми в жизни являются возможности для самореализации, обеспеченности и комфорта. Данная гипотеза подтверждена в ходе исследования.
Ценностные ориентации молодежи в области профессионального развития и самоопределения характеризует уровень самостоятельности молодого человека в принятии решений о своем будущем. В связи с этим у студентов профессиональные ценности занимают первое место по значимости у респондентов, как девушек (90 %), так и юношей (85,7 %). Вместе с тем необходимо отметить, что достаточно высокий уровень оценивания респондентами профессиональных качеств в иерархии собственных ценностей только тогда является истинным, когда подкреплен осознанием важности и целесообразности обладания
Science for Education Today
2019, том 9, № 5
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
соответствующими определенной профессии личностными качествами. Так, к примеру, для медицинских, социальных работников для успешной реализации профессиональной деятельности необходимо обязательное наличие эмпатии к различным группам населения (детям, пожилым людям, инвалидам и т. д.). Взаимосвязь данных показателей в уверенном значении положительной корреляции доказана в исследованиях зарубежных коллег [20]. Однако выявить данную взаимосвязь в рамках данного исследования достаточно проблематично, поскольку студенты первого курса еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии, но почти все из них осознают
значимость получения профессии для функционирования в современном социокультурном пространстве.
Доказана важность развития трудовых ценностей у испанской молодежи в работе V. Caggiano и соавторов [21].
Тесно связанными с профессиональными ценностями являются интеллектуальные ценности. Именно они позволят молодому человеку осуществить более привлекательный выбор профессионального пути, быть конкурентоспособным не только в образовательной, но и в других сферах жизни человека. Именно поэтому интеллектуальные ценности занимают высокое место в рейтинге ценностей студенческой молодежи (табл. 1).
Таблица 1
Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи
Table 1
Gender peculiarities of the development of value orientations of student youth
Группа ценностей Степень значимости ценностных ориентаций (%) Degree of significance of value orientations (%)
Value group Юноши Young men Девушки Young women
Профессиональные ценности / Professional values 90 85,7
Интеллектуальные ценности / Intellectual values 61,65 67,5
Финансовые ценности / Financial values 62,4 56,25
Социальные ценности / Social values 57,14 68,13
Семейные ценности / Family values 54,14 70
Общественные ценности / Community values 25,56 36,87
Физические ценности / Physical values 40,6 31,25
Духовные ценности / Spiritual values 7,52 10,63
Среди юношей 61,65 % респондентов признали высокую степень значимости для личности данной группы ценностей, среди девушек - 67,5 %.
Материальная самостоятельность и возможность финансового самообеспечения во все времена определяет уровень взрослости человека. Обладание некой финансовой независимостью расценивается молодыми людьми
как способность к самостоятельному принятию решений, независимости от окружения, возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Финансовые ценности занимают второе место по значимости для юношей (62,4 %) и пятое место для девушек (56,25 %).
Основой социальных норм и регулятором поведения, стремлений и поступков людей являются социальные ценности. Проведенное исследование подтверждает, что для
Science for Education Today
2019, том 9, № 5
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
большого количество опрошенных девушек (68,13 %) и юношей (57,14 %) данная группа ценностей является значимой в их жизни. Данные полученные по этой группе ценностных ориентаций не совпадают с данными зарубежных исследователей, сведения которых свидетельствуют о том, что социальная сплоченность меняется или ослабевает, особенно среди молодежи, вследствие социальных, экономических и культурных последствий глобализации и урбанизации [22-23].
Полученные данные свидетельствуют о том, что под влиянием профессиональных и социальных установок у современных молодых людей не снижается значимость ценности семьи. Для 70 % девушек данная группа ценностей является значимой, в то время как для юношей это значение намного ниже и составляет 54,14 %.
Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. составляют группу общественных ценностей. По данной группе наблюдается значительное гендерное различие в степени значимости. Если для девушек данная группа ценностей имеет особую значимость в 36,87 % случаев. То у юношей общественные ценности значимы в 25,56 % случаев. Вероятнее всего это связано с тем, что в условиях трансформации общественных представлений у молодых людей не полностью сформировано четкое понимание в отношении некоторых представлений, характеризующих данную группу ценностей.
Существенные различия по половому признаку выявлены также в отношении физических ценностей. Среди девушек только 31,25 % выделили эту ценность как значимую, в то время как среди юношей этот показатель достиг 40,6 %. Однако столь низкий процент значимости физических ценностей можно
объяснить отсутствием у молодых людей потребности в поддержании физического здоровья в силу молодого возраста и отсутствия существенных заболеваний.
Сформированность духовных ценностей позволяет судить о высшем уровне развития личности человека. Данные ценности формируют свободу личности. Духовные ценности складываются из трех основных групп: смыс-ложизненные ценности (индивидуальны для каждого человека и являются идеалом в его жизни); нравственные ценности (помогают регулировать отношения с другими людьми); эстетические ценности (привносят в жизнь человека гармонию). К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. д. Проведенное исследование выявило негативную тенденцию в определении значимости данной группы ценностей. Как среди девушек, так и среди юношей значимость данной группы занимает последнее место среди восьми групп ценностей и является значимой для 10,63 % девушек и только для 7,52 % юношей.
Заключение
В результате проведенного исследования ценностных установок личности молодого человека можно подвести итоги.
1. Наибольшую значимость для респондентов имеют профессиональные, интеллектуальные, семейные, социальные, финансовые ценности.
2. Существенные гендерные различия выявлены в общественных и физических ценностях по степени значимости. Для девушек
Science for Education Today
2019, том 9, № 5
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
наиболее значимыми являются общественные ценности, для юношей - физические.
3. Наименее значимыми в молодежной среде признаны духовные ценности. В связи с этим необходимо продолжить работу по:
- раскрытию в молодежной среде таких фундаментальных понятий, как духовные ценности, духовно-нравственное воспитание и развитие личности человека;
- социально-педагогической поддержке в становлении и духовном развитии личности студенческой молодежи;
- формированию информационных ресурсов, направленных на развитие ценностных ориентаций молодежи;
- взаимодействию с семьей в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
- использованию актуальных форм работы и привлечению к работе специалистов различных сфер.
Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, формируют наиболее важные векторы его дальнейшего социального развития.
Обобщив результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о выражен-
ных гендерных различиях в ценностных ори-ентациях студенческой молодежи. Гендерный фактор наряду с социальным окружением, экономической ситуацией, социально-психологическими особенностями личности выполняет существенную роль в развитии ценностных ориентаций студенческой молодежи. Ген-дерная принадлежность к мужскому полу определяет, в большей степени, развитие таких ценностных ориентаций, как интеллектуальные, физические и материальные. Гендер-ной особенностью студенток является выделение на первый план ценностей семьи, ценностей гуманизма, социальных ценностей. Социокультурная и образовательная среда современного вуза может в определенной степени содействовать развитию тех или иных ценностных ориентаций студенческой молодежи. Особое внимание необходимо уделить работе по развитию общественных и духовных ценностей среди юношей, духовных и физических ценностей среди девушек. Целенаправленная образовательно-воспитательная работа, построенная с учетом гендерных особенностей в развитии ценностных ориентаций студенческой молодежи, позволит скорректировать жизненные планы молодого человека для его личностного и общественного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пашин Л. А., Дорохова Ю. В., Никитина Н. В. Факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи (по материалам социологического исследования в г Орле) // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2 (32). - С. 64-73. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=21642752
2. Osipova N. G., Elishev S. O., Pronchev G. B., Monakhov D. N. Social and political processes, socialization institutions and youth policy subjects of modern Russia // Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2017. - Vol. 8, № 2. - P. 545-558. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=31089407
3. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 2. - С. 155-175. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=37057223
Science for Education Today
2019, том 9, № 5
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
4. Gajic O., Budic S., Lungulov B. Personal and socio-demographic characteristics as correlates of value orientations and interests of students in vojvodina // Zbornik Instituta za pedagoska istrazi-vanja. - 2011. - Vol. 43, № 1. - P. 139-159. DOI: http://dx.doi.org/10.2298/ZIPI1101139G
5. Щукина Е. В. Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, № 1 (78). - С. 30-36. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=23092334
6. Луков Вал. А., Луков В. А., Захаров Н. В. Ценностные ориентации российской молодежи в свете теории ценностей // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. -№ 2 (121). - С. 19-26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16031130
7. Деточенко Л. С., Магранов А. С. Гражданская идентичность современной студенческой молодежи: особенности и факторы трансформации // Социологические исследования. -2018. - № 8 (412). - C. 108-116. DOI: http://dx.doi.org/10.31857/S013216250000766-5 URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=35787320
8. Filyushkina D. V., Mulikova N. A., Popova N. A., Saprykina E. V., Sergodeeva E. A. Spirituality in Russian youth system of values in the context of consumer ideology escalation // Man in India. - 2017. - Vol. 97, № 15. - P. 405-420. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31049965
9. Виленский М. Я., Пиянзин А. М. Феномен ценности здоровья в развитии личности студента // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 4 (59). - С. 46-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27683566
10. Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Огавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8, № 1. - С. 7-22. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=32573583 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01
11. Рудакова О. В. Влияние социокультурной среды современного вуза на формирование ценностей студента // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2016. - № 1 (6). - С. 1315. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25497921
12. Heim E., Scholten S., Maercker A., Xiu D., Cai D., Gao Z. H., Lu S., Sang Z. Q., Wei J., Kochetkov Y., Margraf J. Students' Value Orientations in Contemporary China: Analysis of Measurement Invariance and Latent Mean Differences in Comparison With Students From Germany and Russia // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2017. - Vol. 48, Issue 4. - P. 511-531. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022117696800
13. Науменко В. А., Пигалева И. Р. К вопросу о системе жизненных ценностей современного студента // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - № 2-6 (22). -С. 160-163. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28786416
14. Рязанцев И. П., Подлесная М. А., Петрова А. А., Козлов И. И., Пахарь А. М. Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2016. - Т. 16, № 3. -С. 559-575. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26468334
15. Бадертдинов Р. Р. Взаимосвязь гендерных особенностей и отношения к своему здоровью в студенческой среде // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-3. - С. 617-619. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21362072
16. Марченко А. Ю. Гендерный аспект формирования ценностей физической культуры у студентов высших учебных заведений // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 9. - С. 50-54. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=20146744
© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены
Science for Education Today
2019, том 9, № 5
http://sciforedu.ru
ISSN 2658-6762
17. Моххамад Н. Е. Статус и динамика термальных ценностей студентов педагогических вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2010. - № 121. - С. 132-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15115213
18. Галай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенности субъективной оценки значимости базовых ценностей и возможности их реализации у студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 56. - С. 167-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23651487
19. Жданова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза // Образование и наука. - 2014. - № 7 (116). -С. 75-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22310770
20. Bahadir-Yilmaz E. The relationship between nursing students' professional values and their attitudes towards the elderly people: A cross-sectional study // Nurse Education Today. - 2018. -Vol. 70. - P. 8-12. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.nedt.2018.08.007
21. Caggiano V., Bellezza A., Belsaguy I. O., González Bernal J. Work values: A comparative research between Italian and Spanish youth // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. - 2017. - Vol. 15. - P. 95-106. DOI: http://dx.doi.org/10.7358/ecps-2017-015-cagg
22. Van Tran K. The Value of Community Cohesion Among Vietnamese Students in Era of Urbanisation and Globalisation // Social Indicators Research. - 2016. - Vol. 126, Issue 3. - P. 1225-1242. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11205-015-0935-4
23. Wang Y. Social stratification, materialism, post-materialism and consumption values: An empirical study of a Chinese sample // Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics. - 2016. - Vol. 28, № 4. - P. 580-593. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/APJML-10-2015-0149
© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены
2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
DOI: 10.15293/2658-6762.1905.02
Olga Georgievna Khripunova, Senior Teacher,
Department Sociology, Social Work and Work Organization with Youth, Kurgan State University, Kurgan, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6310-8604 E-mail: [email protected] Anna Alekseevna Polyarush, Senior Teacher,
Department Sociology, Social Work and Work Organization with Youth, Kurgan State University, Kurgan, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1635-0868 E-mail: [email protected] Elizaveta Vladimirovna Selivanova, Senior Teacher,
Department Sociology, Social Work and Work Organization with Youth, Kurgan State University, Kurgan, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1872-2541 E-mail: [email protected] Elena Valerevna Luneva,
Candidate of Biological Sciences, Head,
Department Sociology, Social Work and Work Organization with Youth, Kurgan State University, Kurgan, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-0915-0454 E-mail: [email protected]
Undergraduate students' value orientations: Gender characteristics
Introduction. Value orientations of modern youth determine various key aspects of their lives: their life goals, actions and behaviors, further professional development, as well as strategies they use to achieve their goals, and social norms they follow. The aim of this research is to identify the characteristics of undergraduate students' value orientations in accordance with their social gender.
Materials and Methods. For this study, the authors used express research methods to explore students' social values and reveal their personal, professional, social and psychological orientations and preferences. The study was conducted at Kurgan State University (Kurgan, The Russian Federation). The sample consisted of293 undergraduate students.
Results. The findings confirm the association between undergraduate students' value orientations and their social gender. The study indicates that intellectual values are at the top of students' value hierarchy. The authors have established the following gender differences in the development of students' value orientations: young men demonstrate more developed financial and physical values while young women show high indices of family, social and community ones.
Conclusions. The obtained results confirm gender differences in the development of students' social orientations which might influence their personal and professional development. The findings can be usedfor organizing educational process taking into account the revealed gender characteristics.
© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved
Abstract
34
2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762
Keywords
Students; Value orientations; Youth values; Gender peculiarities; Development of value
orientations; Change of youth value.
REFERENCES
1. Pashin L. A., Dorokhova Y. V., Nikitina N. V. Factors of formation of value orientations of students (On the materials of sociological research in Orel). Central Russian Journal of Social Sciences,
2014, no. 2, pp. 64-73. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21642752
2. Osipova N. G., Elishev S. O., Pronchev G. B., Monakhov D. N. Social and political processes, socialization institutions and youth policy subjects of modern Russia. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2017, vol. 8, no. 2, pp. 545-558. URL: https : //elibrary.ru/item .asp?id=31089407
3. Murzina I. Ya., Kazakova S. V. Perspective directions of patriotic education. Education and Science Journal, 2019, vol. 21, no. 2, pp. 155-175. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37057223
4. Gajic O., Budic S., Lungulov B. Personal and socio-demographic characteristics as correlates of value orientations and interests of students in Vojvodina. Zbornik Instituta za Pedagoska Istrazivanja, 2011, vol. 43, no. 1, pp. 139-159. DOI: http://dx.doi.org/10.2298/ZIPI1101139G
5. Shchukina E. V. Creation of a positive social orientation among students. Integration of Education,
2015, vol. 19, no. 1, pp. 30-36. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23092334
6. Lukov Val. A., Lukov V. A., Zakharov N. V. Value orientations of the Russian youth in the light of theory of values. Bulletin of the Orenburg State University, 2011, no. 2, pp. 19-26. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16031130
7. Detochenko L., Magranov A. Civil identity of modern students: Features and factors of transformation. Sociological Research, 2018, no. 8, pp. 108-116. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250000766-5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35787320
8. Filyushkina D. V., Mulikova N. A., Popova N. A., Saprykina E. V., Sergodeeva E. A. Spirituality in Russian youth system of values in the context of consumer ideology escalation. Man in India, 2017, vol. 97, no. 15, pp. 405-420. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31049965
9. Vilensky M. Y., Piyanzin A. N. The phenomenon of the value of health in the development of the individual student. Physical Culture and Health, 2016, no. 4, pp. 46-53. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27683566
10. Omelchenko E. A., Chesnokova G. S., Agavelyan R. O. Self-expression within the value system of prospective preschool educators. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, vol. 8, no. 1, pp. 7-22. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1801.01 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32573583
11. Rudakova O. V. Influence of the sociocultural environment of a modern university on the formation of student values. Spiritual Situation of Time. Russia XXI Century, 2016, no. 1, pp. 13-15. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25497921
12. Heim E., Scholten S., Maercker A., Xiu D., Cai D., Gao Z. H., Lu S., Sang Z. Q., Wei J., Kochetkov Y., Margraf J. Students' value orientations in contemporary China: Analysis of measurement invariance and latent mean differences in comparison with students from Germany and Russia. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2017, vol. 48, issue 4, pp. 511-531. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022117696800
2019, Vol. 9, No. 5 http://en.sciforedu.ru/
ISSN 2658-6762
13. Naumenko V. A., Pigaleva I. R. On the question of the system of life values of a modern student. Actual Scientific Research in the Modern World, 2017, no. 2-6, pp. 160-163. (In Russian) URL: https : //elibrary.ru/item .asp?id=28786416
14. Ryazantsev I. P., Podlesnaya M. A., Petrov A. A., Kozlov I. I., Pakhar A. M. Value orientations of the student youth in religious and secular universities. RUDN Journal of Sociology, 2016, vol. 16, no. 3, pp. 559-575. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26468334
15. Badertdinov R. R. Relationship of features and gender attitude to health among students. Fundamental Research, 2014, no. 3-3, pp. 617-619. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21362072
16. Marchenko O. I. The gender aspect of the formation of values of physical training of students in higher education. Pedagogics, Psychology, Medical-biological Problems of Physical Training and Sports, 2013, no. 9, pp. 50-54. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20146744
17. Mohammad N. E. State and dinamic of terminal values of pedagogical educational institutions' students. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences, 2010, no. 121, pp. 132135. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15115213
18. Galay I. A., Aizman R. I., Bogomaz S. A. Gender features of subjective evaluation of the basic values and possibilities of their implementing among the first year students of a pedagogical university. Siberian Journal of Psychology, 2015, no. 56, pp. 167-176. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23651487
19. Zhdanova N. Ye. Investigating the students' value orientation in the learning environment of the higher school. Education and Science Journal, 2014, no. 7, pp. 75-86. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22310770
20. Bahadir-Yilmaz E. The relationship between nursing students' professional values and their attitudes towards the elderly people: A cross-sectional study. Nurse Education Today, 2018, vol. 70, pp. 8-12. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.nedt.2018.08.007
21. Caggiano V., Bellezza A., Belsaguy I. O., González Bernal J. Work values: A comparative research between Italian and Spanish youth. Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies, 2017, vol. 15, pp. 95-106. DOI: https://doi.org/10.7358/ecps-2017-015-cagg
22. Van Tran K. The value of community cohesion among vietnamese students in era of urbanisation and globalisation. Social Indicators Research, 2016, vol. 126, issue 3, pp. 1225-1242. DOI: https://doi.org/10.1007/s11205-015-0935-4
23. Wang Y. Social stratification, materialism, post-materialism and consumption values: An empirical study of a Chinese sample. Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, 2016, vol. 28, no. 4, pp. 580-593. DOI: https://doi.org/10.1108/APJML-10-2015-0149
Submitted: 04 July 2019 Accepted: 09 September 2019 Published: 31 October 2019
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2019 Science for Education Today
All rights reserved