Научная статья на тему 'Отношение к физкультурно-спортивной деятельности студентов i курса Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета'

Отношение к физкультурно-спортивной деятельности студентов i курса Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES / QUALITY OF EDUCATION / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PHYSICAL EDUCATION / SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев М. В., Студеникина С. А., Шишкина Т. И., Зауэр Н. Г.

Проблема качества образования стоит достаточно остро во всех странах. Много делается для повышения его качества, это и лицензирование со стороны государства, и система менеджмента качества со стороны самого образовательного учреждения, и различные рейтинги и многое другое. В сфере физической культуры так же имеется тренд на повышение качества образования, меняется система преподавания, средства физического воспитания, видоизменяются методы. Но не всегда эти изменения дают качественный скачок, очень часто ожидания студентов не совпадают с тем, что им предлагается в учебном заведении. В данной статье приводятся результаты социологического исследования направленные на выяснение отношения студентов I курса НФИ КемГУ к физкультурно-спортивной деятельности. Полученные данные помогут оптимизировать систему преподавания физической культуры, что повысит мотивацию студентов к занятиям и повлечёт за собой повышение качества образования по данной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев М. В., Студеникина С. А., Шишкина Т. И., Зауэр Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS OF THE NOVOKUZNETSK INSTITUTE (BRANCH) OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY

The problem of the quality of education is quite acute in all countries. Much is being done to improve its quality, this is licensing by the state, and the quality management system by the educational institution itself, and various ratings and much more. n the field of physical education, there is also a trend towards improving the quality of education, the teaching system and means of physical education are changing, and methods are changing. But these changes do not always give a quantum leap; very often, students' expectations do not coincide with what they are offered at the educational institution. This article presents the results of a sociological study aimed at elucidating the attitude of first-year students of the KemSU NFI to physical education and sports activities. The data obtained will help optimize the system of teaching physical education, which will increase students' motivation for classes and will entail an increase in the quality of education in this discipline.

Текст научной работы на тему «Отношение к физкультурно-спортивной деятельности студентов i курса Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета»

ОТНОШЕНИЕ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ I КУРСА НОВОКУЗНЕЦКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Звягинцев М.В.,

Кузбасский институт ФСИН России старший преподаватель, канд. пед. наук Студеникина С.А.,

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (НФИ КемГУ)

старший преподаватель Шишкина Т.И.,

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (НФИ КемГУ)

старший преподаватель Зауэр Н.Г.

Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (НФИ КемГУ)

старший преподаватель

ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES OF FIRST-YEAR STUDENTS

OF THE NOVOKUZNETSK INSTITUTE (BRANCH) OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY

Zvyagintsev M.,

Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service ofRussia

Senior Lecturer ped.science Studenikina S.,

Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University (NFI KemSU) Senior Lecturer

Shishkina T.,

Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University (NFI KemSU) Senior Lecturer

Zauer N.

Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University (NFI KemSU) Senior Lecturer

Аннотация

Проблема качества образования стоит достаточно остро во всех странах. Много делается для повышения его качества, это и лицензирование со стороны государства, и система менеджмента качества со стороны самого образовательного учреждения, и различные рейтинги и многое другое. В сфере физической культуры так же имеется тренд на повышение качества образования, меняется система преподавания, средства физического воспитания, видоизменяются методы. Но не всегда эти изменения дают качественный скачок, очень часто ожидания студентов не совпадают с тем, что им предлагается в учебном заведении. В данной статье приводятся результаты социологического исследования направленные на выяснение отношения студентов I курса НФИ КемГУ к физкультурно-спортивной деятельности. Полученные данные помогут оптимизировать систему преподавания физической культуры, что повысит мотивацию студентов к занятиям и повлечёт за собой повышение качества образования по данной дисциплине.

Abstract

The problem of the quality of education is quite acute in all countries. Much is being done to improve its quality, this is licensing by the state, and the quality management system by the educational institution itself, and various ratings and much more. n the field of physical education, there is also a trend towards improving the quality of education, the teaching system and means of physical education are changing, and methods are changing. But these changes do not always give a quantum leap; very often, students' expectations do not coincide with what they are offered at the educational institution. This article presents the results of a sociological study aimed at elucidating the attitude of first-year students of the KemSU NFI to physical education and sports activities. The data obtained will help optimize the system of teaching physical education, which will increase students' motivation for classes and will entail an increase in the quality of education in this discipline.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, качество образования, социологическое исследование, физическая культура, спорт.

Keywords: physical culture and sports activities, quality of education, sociological research, physical education, sport.

В современном образовании очень много усилий педагогов, администрации, направлено на повышение его качества. Не обошло это и образование в сфере физической культуры, предлагается множество разных подходов и способов, от изменения концепции преподавания физической культуры

до применения различных технологий обусловленных разнообразными средствами и методами (народные виды спорта, методы фитнесс-тренировки) и т.д. Ведь дисциплины «Физическая культура», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» способствуют укреплению здоровья, что очень важно для молодого специалиста

особенно в условиях неблагоприятной экологической обстановки Кемеровской области [1]. Также эта дисциплина помогает формировать жизненно важные умения и навыки, которые безусловно пригодятся в дальнейшей жизни [2]. Правда не всегда данные изменения помогают повысить качество образования в сфере физической культуры и спорта и связано это прежде всего с разными ожиданиями, у студентов это одни ожидания от занятий у преподавателей другие [1,2]. Чтобы выявить ожидание студентов, нами было проведено анкетирование студентов I курса НФИ КемГУ в период с сентября по октябрь 2019 года. Было опрошено 322 первокурсника педагогических, экономических, юридических и инженерных специальностей НФИ КемГУ. Тема опроса «Отношение к физкультурно-спортив-ной деятельности студентов I курса».

Цель исследования - выявить отношение к физкультурно-спортивной деятельности студентов I курса НФИ КемГУ и определить способы повышения эффективности организации процесса физкультурной деятельности в ВУЗе. Задачи: 1. Определить отношение студентов к физкультурно-спор-тивной деятельности; 2. Выявить интересы в области физкультурно-спортивной деятельности студентов; 3. Определить возможности повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов. Анкета состояла из 10 вопросов.

Результаты исследования.

На вопрос: «Нравиться ли Вам заниматься физической культурой и спортом?», были получены следующие ответы: «да» - 42,4%; «скорее да» -26,6%; «нет» - 15,7%; «затруднились ответить» -15,3%. Полученные данные свидетельствуют о том, что больше половины опрошенных студентов положительно относятся к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

Второй вопрос: «Часто ли Вы занимаетесь физической культурой и спортом?», респонденты ответили следующим образом: «более 4 раз в неделю» - 7,4%; «2 - 3 раза в неделю» - 42,2%; «1 раз в неделю» - 18,6%; «реже 1 раза в неделю» - 27,1%; «не занимаюсь вообще» 4,7%. Полученные данные говорят о том, что студенты занимаются физической культурой и спортом, но недостаточно регулярно. Большая группа студентов 27,1% студентов занимается физкультурой и спортом эпизодически в основном во время отдыха (катаются на лыжах, скейтборде, сноуборде, велосипеде, роликах, коньках, танцуют). Но всё-таки большая часть студентов занимается чаще 2 раз в неделю.

На вопрос: «Где Вы предпочитаете заниматься физической культурой и спортом?», были получены следующие данные: «в спортивной секции (ДЮСШ)» - 18,7%; «в тренажёрном зале» - 22,5%; «в фитнесс-центре» - 12,4%, «в бассейне» - 3,6%; «на открытом воздухе» - 14,6%, «в спортивном зале игровой направленности» - 21,8%; «в студиях йоги или танцев» - 6,4%. Полученные данные говорят о том, что у студентов I курса уже есть индивидуальные предпочтения, которые чрезвычайно разнообразны и сформированы они на предыдущей ступени образования и в семье.

Четвёртый вопрос: «Какие виды физических упражнений Вам нравятся больше всего? (можно выбрать несколько вариантов)», позволил уточнить предпочтения студентов. «Единоборства» выбрали 14,6%; «спортивные игры» - 32,6%; «йогу» - 12,4%; «экстремальные виды спорта» - 18,6%; «горные лыжи, сноуборд» - 21,4%; «плавание» - 7,4%; «фит-несс» - 18,6%, «бодибилдинг» - 4,3%, «лёгкую атлетику» - 6,2%; «танцы» - 18,8%; «велоспорт» -3,7%, «туризм» - 24,6%, «стрельба» - 5,6%. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод - студентам нравятся игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, теннис, бадминтон), а также туризм и катание на лыжах и сноуборде. Это говорит с одной стороны о «моде» на определённые виды занятий, с другой стороны студенты хорошо владеют теми видами, которые они изучали в школе и может быть занимались в школьной секции, а также физкультурную деятельность студенты рассматривают все-таки как некий отдых или её рекреационную функцию.

Следующий вопрос: «Откуда Вы получаете информацию об упражнениях, «трюках», методах тренировки?» позволил получить представление о грамотности подхода к организации занятий. К сожалению 68,6% студентов «черпают» информацию из «интернета»; от «преподавателей и учителе» -12,6%; 3,4% из «специальной литературы», а 15,4% от «тренеров из спортивных залов и фитнесс-клу-бов». Полученные ответы свидетельствуют о недостаточной информированности студентов, т.к. они предпочитают искать информацию в интернете, где она не всегда объективная и достоверная, за помощью к специалистам и специализированной литературе обращается менее 40% опрошенных студентов.

На вопрос: «Нужна ли физическая культура в школе, как учебные предмет?», были получены следующие ответы: «да» - 44,2%, «нет» - 18,6%, «затруднились ответить» - 8,8%, «да, но в другой форме» - 28,4%. Данные свидетельствуют о положительном отношении студентов к физкультурно-спортивной деятельности, которая осуществляется в школе, однако она требует некоторых изменений, чтобы стать более привлекательной.

Седьмой вопрос уточнил выводы из ответа на шестой вопрос: «Если бы Вам представилась возможность заниматься физической культурой не в учебном заведении, а в другом месте, где это могло бы быть?». «В спортивной школе» - 15,1%; в «фитнесс-центре» - 32,6%; «в спортивном комплексе» -24,3%; «на стадионе или манеже» - 15,2%; в «бассейне» - 9,4%; «затруднились ответить» - 3,4%. Из ответов можно сделать вывод, что большинство студентов хотели бы заниматься физкультурно-спортивной деятельностью не в стенах учебного заведения, а за его пределами в специализированных организациях и местах.

Восьмой вопрос: «Вы бы с большей охотой занимались физической культурой под руководством Вашего преподавателя или тренера и почему?». Были получены следующие результаты: «препода-

вателю» бы доверились 38,6% студентов с мотивировкой, что они знают уровень его компетенции и доверяют ему, 61,4% студентов, выбрали бы «профессионального тренера» т.к. считают, что он поможет им лучше развить свои физические качества и двигательные навыки.

Девятый вопрос: «Для чего Вам нужны занятия физической культурой?». 20,4% респондентов ответили, чтобы «развить физические качества»; 32,4% чтобы быть в «форме», т.е. физически привлекательными, 18,6% чтобы научиться выполнять «определённые двигательные действия», 28,6% чтобы быть «здоровыми». Данные ответы также свидетельствуют о недостаточных знаниях в области физической культуры и спорта, очень нереальные ожидания от занятий т.к. чтобы развить физические качества или стать привлекательным одних занятий физической культурой и спортом недостаточно.

На заключительный вопрос: «Нужен ли Вам высокий уровень физической подготовленности в Вашей будущей профессиональной деятельности?», мнения респондентов разделились следующим образом: «да» - 18,5%; «скорее да» - 23,4%; «скорее нет» - 18,3%; «нет» - 24,4%; «затруднились ответить» - 15,4%. Полученные данные можно объяснить тем, что не все студенты могут точно определить будущее место своей работы. Понятно, что учителям необходим определённый уровень физической подготовленности, но он может и не быть высоким, а вот юристам, которые возможно попадут на работу в «силовые ведомства» высокий уровень физической подготовленности просто необходим.

Исходя из проведённого анализа данных полученных в результате анкетирования можно сделать следующие выводы и дать практические рекомендации:

1. Занятия физкультурно-спортивной деятельностью у большинства студентов вызывают положительные эмоции, хотя многие занимаются этой деятельностью эпизодически. Скорее всего это связано с недавним прошлым, с подготовкой к экзаменам в школе, вернее с нехваткой свободного времени из-за подготовки к экзаменам. Но так как физкультурно-спортивная деятельность студентам интересна то этот мотив необходимо использовать для привлечения к занятиям физической культурой. Это могут быть занятия в рамках учебной дисциплины, а также вне учебной физкультурно-спор-тивной деятельности.

2. Студентам интересны «модные» виды физкультурно-спортивной деятельности, которые осуществляются в специализированных залах, а также спортивная деятельность игровой направленности. Это можно использовать в целях привлечения студентов к занятиям и повышения их физической подготовленности следующим образом, например, в спортивном комплексе «Олимп» принадлежащим НФИ КемГУ можно оставить только коммерческие группы, а студенческие спортивные объединения, кроме плавания, перенести в учебные корпуса. Правда, это потребует капиталовложений для оборудования соответствующих залов: тренажёрного, фитнесс-зала, зала единоборств, зала для танцев и хореографии и т.д.

3. Необходимо шире использовать теоретические занятия для формирования научных знаний и критического мышления в области физкультурно-спортивной деятельности. Это необходимо делать на лекциях, что предусмотрено ФГОСом, а также вводить групповые занятия, на которых студентам доводить информацию по интересующим их вопросам. Это должны быть теоретические занятия в форме семинаров.

4. Провести переподготовку преподавателей физической культуры на тренера по виду спорта и закрепить виды спорта за определёнными специалистами, чтобы студенты с ними работали в тесной взаимосвязи.

5. Пересмотреть подход к составлению учебного расписания, чтобы у студентов было время для занятий избранным видом физкультурно-спортив-ной деятельности.

Список литературы

1. Звягинцев М.В., Карпова Т.В., Зауэр Н.Г. Анализ физической подготовленности студентов 1 курса Новокузнецкого Филиала-Института Кемеровского государственного университета. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 143-148.

2. Хайбуллина Д.Р. К вопросу о ценностном потенциале физической культуры. Творчество и современность. Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. -2018. - № 2. - С. 130 - 135.

3. Хайбуллина Д.Р. Смыслообразующие мотивы физкультурно-спортивной деятельности будущих педагогов по физической культуре. Проблемы современного педагогического образования. Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского. - 2018. - №60-3 - С.348-351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.