Для более детальной научной оценки необходимо большее количество поединков, которые российские спортсмены провели на международной арене, а для этого им необходимо более активно выступать на международных соревнованиях. К тому же складывается некоторое субъективной мнение, что у иностранных спортсменов манера выступления отличается от выступления россиян, они лучше «чувствуют» дистанцию, быстрее атакуют, лучше двигаются.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.01.2020
УДК 796.011.1
ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА
Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний, г. Новокузнецк; Светлана Александровна Студеникина, старший преподаватель, Татьяна Иосифовна Шишкина, старший преподаватель, Наталья Геннадиевна Зауэр, старший преподаватель, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного
университета
Аннотация
Популярность занятий физической культурой и спортом неуклонно возрастает. Этому способствует информационная политика государства, социальные сети, эти занятия одобряются обществом. Считается, что достаточно большое количество молодёжи вовлечено в регулярные занятия спортом, что будет способствовать их здоровью и развитию физических качеств. В данной статье рассматривается отношение старшеклассников к физической культуре и спорту, ищутся пути повышения эффективности школьного физического воспитания.
Ключевые слова: физическая культура, ученики старших классов, общеобразовательная школа, отношение к физической культуре, здоровье.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p151-154
ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF SENIOR CLASSES OF THE CITY OF NOVOKUZNETSK
Maxim Valerievich Zvyagintsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuzbass Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments, Novokuznetsk; Svet-lana Aleksandrovna Studenikina, the senior teacher, Tatyana Iosifovna Shishkina, the senior teacher, Natalya Gennadievna Zauer, the senior teacher, Novokuznetsk Branch-Institute of the
Kemerovo State University
Abstract
The popularity of physical education and sports is steadily increasing. This is facilitated by the state's information policy, social networks, these classes are approved by society. It is believed that a fairly large number of the young people are involved in regular sports, which will contribute to their health and development of the physical qualities. This article discusses the attitude of the senior school students to physical education and sports, it looks for ways to improve the effectiveness of the school physical education.
Keywords: physical culture, high school students, comprehensive school, attitude to physical education, health.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время государственная политика в сфере физической культуры и спорта претерпела качественные изменения. Заниматься физической культурой и спортом
становиться модно, престижно. Вводятся различные поощрительные меры, возрождён комплекс ГТО, проведено множество спортивных мероприятий в том числе и мирового уровня, на телевидении созданы спортивные каналы, которые демонстрируют не только спортивные мероприятия, но и различные художественные и научные передачи. В социальных сетях множится количество пабликов физкультурной направленности. Все это можно только приветствовать. Возникает закономерный вопрос, а каков реальный охват молодёжи занятиями физической культурой и спортом и как молодёжь относиться к физической культуре.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ноябре 2019 нами было проведено социологическое исследование на тему отношения учащихся старших классов к физической культуре. Исследование проводилось на базе лицея № 111, гимназии № 32, гимназия № 73, гимназия 62 г. Новокузнецка, лицея № 20 г. Междуреченска. В исследовании приняло участие 234 школьника 10-11 классов. Была предложена анкета из 15 вопросов, направленных на выявления личного отношения к физической культуре, как образовательному предмету, анкета также содержала вопросы о физической подготовленности и здоровье респондентов. Были получены следующие результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первый вопрос: «Нравиться ли Вам физическая культура, как образовательная дисциплина?» 60.4% ответили утвердительно, 24.3% ответили отрицательно и 15.3% респондентов затруднились ответить. При индивидуальных беседах были получены замечания от респондентов о том, что они не видят взаимосвязи, между физической культурой которой они занимаются в школе и образованием. Можно сказать, что в современных условиях образовательный потенциал данной дисциплины не раскрывается в процессе занятий, а сводится лишь к физической тренировке.
На второй вопрос: «Ходите ли Вы на занятия по физической культуре?» были получены следующие ответы. 39.6% ходит постоянно, 24.2% время от времени, 19.4% иногда, 16.8% не ходят. Данные свидетельствуют о низкой мотивированности к занятиям физической культурой, и в индивидуальных беседах мы нашли этому подтверждение. Главная мотивация старшеклассников — это сдача ЕГЭ и, если можно пропустить занятия физической культурой для подготовки к ЕГЭ они это и делают.
Третий вопрос был уточняющий ко второму: «Если Вы не ходите, то объясните причины». Были получены следующие ответы: 62.3% не интересно, 26.4% не справляюсь с нагрузками, 11.3% указали на плохую организацию. Данные ответы подтверждают мысль о том, что многим старшеклассникам физическая культура на данном этапе жизни не интересна, им ближе подготовка к ЕГЭ.
Четвёртый вопрос: «Чем Вы больше всего любите заниматься на уроках физической культуры?» были получены следующие ответы 53.2% любят спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), 21.6% силовые упражнения (на перекладине, брусьях, скамейках), 12.3% любят лыжи и бег, 6.1% любят плавать, 5.2% гимнастику, 1.6% затруднились ответить. Полученные ответы демонстрируют индивидуальные предпочтения к занятиям. В данных учебных заведениях, как правило созданы условия для занятий разнообразными видами физических упражнений, есть зал и не один, стадион на котором есть и футбольное поле, и многофункциональная площадка на которой можно играть и в баскетбол, и в хоккей и инвентарь для таких занятий присутствует. Мы видим, что старшеклассники любят играть, это хорошо, настораживает то, что очень мало старшеклассников любят упражнения на выносливость. Всего 13% любят ходить на лыжах и бегать на длинные дистанции, что не является положительным моментом в вопросе профилактики кардио-респираторных заболеваний, смертность от которых в Российской Федерации очень высока.
На пятый вопрос: «Удовлетворены ли Вы уровнем своей физической подготовленности?» 73.2% респондентов дали утвердительный ответ, 15.4% отрицательный ответ и 11.4% затруднились ответить. Данные результаты можно соотнести только с психологическими особенностями данного возраста, юношеский максимализм не позволяет объективно оценить себя.
На вопрос: «Занимаетесь ли Вы дополнительно физической культурой и спортом?» 23.2% ответили, что занимаются постоянно, 38.4% эпизодически, 14.2% редко, 24.2% ответили, что не занимаются. Эти результаты подтверждают ответы, полученные на 2 и 3 вопросы, у многих старшеклассников при положительном отношении к физической культуре и спорту все-таки другие приоритеты в данный момент времени.
Седьмой вопрос, который является уточняющим к предыдущему: «Если занимаетесь, то где?» были получены следующие ответы. В Спортивных школах и клубах - 30.6%, самостоятельно дома - 25.2%, самостоятельно с друзьями на площадках - 36.5%, в тренажёрном зале или фитнесс-центре - 11.3%, в бассейне - 8.4%. На данный вопрос можно было выбрать 1-2 варианта ответа. Из ответов видно, что старшеклассники предпочитают заниматься самостоятельно или в компании с друзьями, очень мало занимается в специализированных группах в учреждениях дополнительного образования.
На вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своего здоровья?» были получены следующие ответы: 12.4% высокий уровень здоровья, 24.5% выше среднего, 43.5% средний уровень здоровья, 19.6% ниже среднего, т.к. есть хронические заболевания. Анализируя полученные ответы, мы можем сказать, что ответы данные респондентами не всегда адекватны реальному положению дел, но цифра в 19.6% старшеклассников, которые знают о наличии у себя реального заболевания очень настораживает.
Девятый вопрос: «Если ты мог выбирать то, сколько занятий физической культурой в неделю ты бы выбрал?» 4 и более - 10.4% респондентов, 3 занятия - 13.2%, 2 занятия -37.4%, 1 - 30.6%, не занимался бы вообще - 8.4%. Полученные данные говорят о том, что большинство старшеклассников свели бы к минимуму занятия физической культурой в школе, опять же из-за того, что им необходимо готовиться к ЕГЭ.
На вопрос: «Какие чувства Вы испытываете, посещая занятия по физической культуре?» респонденты ответили, что радость испытывают 27.2%, интерес - 15.4%, чувство отдыха - 23.6%, веселье - 12.2%, безразличие - 21.6%. Это говорит о том, что при посещении занятий по физической культуре большинство учеников испытывают положительные эмоции, что можно использовать в создании мотивации на занятия.
Вопрос одиннадцать: «Физическая культура и спорт для меня это?», 41.4% ответили, что, что это способ быть в хорошей физической форме, 26.3% указали на то, что это способ улучшения здоровья, 12.7% указали на возможность приобретения жизненно важных умений и навыков, 10.6% указали, что это форма отдыха и 9% ответили, что для них это ничто, пустой звук. Исходя из полученных ответов можно сделать вывод о том, что старшеклассники понимают ценность занятий физической культурой и спортом, однако не уделяют этому достаточно внимания из-за своего возраста.
На вопрос: «Нравиться ли Вам существующая форма занятий физической культурой в Вашей школе?» 26.4% ответили нравиться, 29.6% ответили, что скорее нравиться, 31.2% респондентов ответили «пойдёт» и 12.8% ответили, что не нравиться. На уточняющий вопрос, что не нравиться ответили, что сама форма урока не нравиться. Высказывались мнения о необходимости организовывать занятия по типу спортивной тренировки или групповых занятий как в фитнесс-центрах.
На тринадцатый вопрос «Принимали ли Вы когда-нибудь участие в спортивных соревнованиях?» 46.4% респондентов ответили, что принимали участие, 53.6% ответили, что не принимали. Из тех, кто принимал участие, лишь 10.4% принимали участие в соревнованиях вне школьного масштаба, остальные принимали участие в школьных спортивных соревнованиях.
Вопрос четырнадцать: «Нужен ли Вам здоровый образ жизни (ЗОЖ)?» 13.2% ответили, что нужен, 25.4% ответили, что будет нужен после того как они повзрослеют, 34.7% ответили, что не задумывались над этим вопросом, 26.7% ответили, что не нужен. Эти данные говорят о том, что знания о ЗОЖ у старшеклассников конечно сформированы, но у них нет потребности следовать этому образу жизни. Они считаю, что эти знания им пригодятся в дальнейшем в их взрослой жизни.
Пятнадцатый вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы Вы захотели заниматься физической культурой?», это был открытый вопрос со свободной формой ответа, можно было предлагать несколько вариантов. 56.2% ответили, что необходимо на их взгляд поменять способ организации занятий. Занятия проводить не в школе, а где-нибудь в фитнесс-цен-тре, спортивной школе, стадионе, легкоатлетическом манеже, 37.3% респондентов высказались за возможность выбора физической активности. Предлагает делать выбор из стандартного перечня физкультурных занятий, например, баскетбол, волейбол, фитнесс, йога, пауэрлифтинг или занятия в тренажёрном зале атлетической направленности, единоборства, борьба, настольный теннис и др. Важно, что занятия можно было бы выбирать не на постоянной основе, а по желанию в зависимости от настроения сегодня йога, завтра тренажёрный зал и т. д. 11.6% ответили, что хотели бы заниматься не с учителями, а с тренерами по видам спорта. 4.2% отметили необходимость отмены отметок по физической культуре. 12.8% высказались за возможность посещать спортивные секции вне школы и на основании их спортивных успехов им бы и выставлялась окончательная отметка. 5.1% высказались за введение в программу новых видов таких как скейтборд, велоспорт, сноуборд и др.
ВЫВОДЫ
1. Физическая культура большинством учащихся старших классов не рассматривается как полноценная образовательная дисциплина. Образовательный потенциал данной дисциплины не раскрыт, большинство школьников расценивают физическую культуру, как предмет, на котором они отдыхают от умственной нагрузки или тренируют своё тело, улучшая физические кондиции.
2. Учащиеся посещают физическую культуру только из-за того чтобы получить хорошую отметку в аттестат и многие пренебрегают её для подготовки к ЕГЭ.
3. Старшеклассники любят играть в спортивные игры на уроках физической культуры или выполнять силовые упражнения. Это связано с модой, которая насаждается средствами массовой информации. Учащиеся не любят выполнять работу, связанную со значительными циклическими физическими нагрузками развивающую выносливость.
4. В целом учащиеся старших классов оценивают своё физическое состояние и уровень здоровье в целом как хорошее и удовлетворительное.
5. В старших классах ученики очень мало занимаются физической культурой и спортом самостоятельно или в спортивных секциях, это связано с недостатком времени, которое необходимо для подготовки к ЕГЭ.
6. У учеников старших классов присутствует потребность в изменении форм организации и проведения занятий по физической культуре в школе, они хотя заниматься в специализированных местах, под руководством спортивных тренеров и такими видами физической активности, которая им нравиться или считается модной. Также предлагается изменение формы оценки знаний по данной дисциплине.
7. Ценность ведения здорового образа жизни ими понимается, но они ему не следуют, т.к. считают, что ещё молоды, ЗОЖ им обязательно понадобиться в будущей «взрослой» жизни.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2020