изменения соответствуют признакам гипоксии и гипертрофии левого желудочка обследованных спортсменов.
2. Более значительные отклонения от нормальных показателей функционального состояния сердца выявляются в группе юношей, испытывающих нагрузки смешанного характера, и у девушек с аэробными нагрузками. Такие спортсмены должны проходить дополнительное медицинское обследование с целью уточнения диагноза и оптимизации или ограничения режима тренировочных нагрузок.
Литература:
1. Бобкова С.Н., Зверева М.В., Искакова Ж.Т. Мониторинг гармоничности физического развития студентов-спортсменов и его значение // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Биологические науки. 2017. Т. 12, №1, С. 148- 153.
2. Гаврилова Е.А. Спортивное сердце. Стрессорная кардиомиопатия. М.: Советский спорт. 2007. 22 с.
3. Дембо А.Г., Земцовский Э.В. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. Л. 1989. 463 с.
4. Култышкин И.Ю., Зверева М.В. Применение метода дисперсионного картирования ЭКГ для выявления изменений функциональных показателей сердечной деятельности у юных спортсменов различных специализаций // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». - 2015. - №3(19). - С. S6 - 4S.
5. Павлов В.И., Орджоникидзе Е.Г., Дружинин А.Е., Иванова Ю.М. Особенности ЭКГ спортсмена // Функциональная диагностика. - 2005. № 4. - С. 65- 74.
6. Полянская О.В. Особенности изменений электрокардиограммы у спортсменов при занятии различными видами спорта / О.В. Полянская // Материалы Первого Всероссийского конгресса «Медицина для спорта». Москва. 2011. - С.43-45.
7. Рябыкина Г.В., Сула А.С. Использование прибора КардиоВизор-06с для скрининговых обследований. Метод дисперсионного картирования. Пособие для врачей. М.: Российский кардиологический научно-производственный комплекс. 2004. 78 с.
8. Halawa В. Cardiovascular diseases as a cause of sudden death in athletes / Pol Merkur LekarskL - 2004. -Jan; 16 (91): 5 -7.
Педагогика
УДК 372.879.6
кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич
Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России (г. Новокузнецк); старший преподаватель Красильникова Елена Владимировна
Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк)
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В настоящее время в обществе назрела парадоксальная ситуация. Правительство Российской Федерации, администрации краёв и областей прилагают огромные усилия, для улучшения физической подготовленности учащейся молодёжи. Открываются спортивные площадки, внедряется комплекс ГТО, увеличивается количество занятий физической культурой, средства массовой информации пропагандируют занятия физической культурой и спортом и вместе с тем уровень физической подготовленности молодёжи оставляет желать лучшего. В данной статье рассматривается развитие физической культуры, для того чтобы повысить отдачу от занятий у студенческой молодёжи.
Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, физическая культура, физическая подготовленность студентов, развитие системы физического воспитания.
Annotation. At present, a paradoxical situation has arisen in the society. The Government of the Russian Federation, the administration of the regions and regions make enormous efforts to improve the physical preparedness of the students. Sports grounds are being opened, the TRP complex is being introduced, the number of physical training classes is increasing, the mass media are propagandizing physical culture and sports and at the same time the level of physical preparedness of the young leaves much to be desired. This article examines the development of physical culture, in order to increase the impact of the student youth.
Keywords: person-oriented education, physical education, physical readiness of students, development of the system of physical education.
Введение. Высокий уровень здоровья, высокий уровень адаптационных возможностей необходимы современному человеку для успешной жизнедеятельности. Хорошее здоровье будет способствовать успешному несению службы, например в армии, успешному овладению профессиональными программами, наконец меньшими финансовыми затратами в случае заболевания. При высоком уровне развития адаптационных способностей, человек будет переносить заболевание гораздо легче, а риск заражения вирусными инфекциями значительно снижается.
Повысить уровень здоровья человека и его адаптационных способностей можно разными средствами. Одним из них является систематическое занятие физическими упражнениями, для повышения уровня физической подготовленности человека. Этот уровень необходимо повышать и связано прежде всего с недостаточным развитием физических качеств современной молодёжи, что проявляется хоть и косвенно в снижении показателей здоровья. Действительно, заболевания которые раньше встречались в зрелом возрасте, сейчас встречаются у студентов и даже старшеклассников, они конечно же успешно лечатся медикаментозно. Но многие специалисты говорят о том, что этим заболеванием можно эффективно противостоять, а вернее проводить профилактику с помощью средств физического воспитания. Солнце, чистый воздух, водные процедуры и физические упражнения, правильно подобранные и чётко дозированные позволяют эффективно влиять н6а уровень физической подготовленности и как следствие на здоровье человека.
В настоящее время вопросу повышения уровня физической подготовленности молодёжи в Российской Федерации уделяется большое внимание. Это выражается в изменении социального отношения к занятиям физической культурой и спортом. Заниматься физической культурой и спортом сейчас престижно и модно. Строится много разных плоскостных сооружений, под «открытым» небом, которые позволяют заниматься
футболом, баскетболом, волейболом, теннисом, воркаутом, хоккеем и т.д. Проводится множество турниров различного ранга по этим видам. Набирает обороты корпоративная физическая культура, это не ограничивается только проведением «дней здоровья» сейчас это скорее трансформируется в спартакиаду по различным массовым видам спорта: футбол, пейнтбол, лыжные гонки, горнолыжный спорт, хоккей, волейбол, гиревой спорт и т.д.
В социальных сетях становятся модными различные группы, относящиеся к фитнесс и велнесс индустрии. В этих группах обсуждается не только как правильно выполнять те или иные упражнения, но и как правильно тренироваться, питаться, сколько необходимо спать, и выкладываются фотографии, которые демонстрируют прогресс участников этих групп в физической подготовке.
Активно развиваются различные виды спорта в занятия, которыми втягиваются различные массы населения, в том числе и дети. В Кемеровской области активно развиваются горнолыжный спорт, фигурное катание, хоккей с шайбой и с мячом, художественная гимнастика, теннис, регби, смешанные единоборства, рукопашный бой и различные направления восточных единоборств. Хотя большинство из этих видов ни как не поддерживаются со стороны администрации Кемеровской области и выведены на самофинансирование, это не мешает им развиваться и вносить свою лепту в развитие физической подготовленности различных слоёв населения.
В образовательных учреждениях так же меняется отношение к предмету физическая культура и физическое воспитание. На общеобразовательном уровне давно введён 3 час занятий физической культурой, правда в разных образовательных учреждениях пошли разными путями, где то дополнительный час введён в расписание учебных занятий расширив программу, где то ввели лекционные занятия, где то вынесли за расписание учебных занятий, организовав секционные занятия по различным видам спорта (спортивные игры, единоборства, спортивное ориентирование, туризм). В учреждениях высшего образования физическую культуру разделили на два блока один теоретический который оценивается в зачётных единицах (ЗЕТ) и элективные дисциплины по физической культуре которые предлагают выбор студентами средства физической активности. Средства предоставляются образовательными учреждениями исходя из собственных возможностей.
Для оценки всей осуществляемой деятельности государство предлагает комплекс ГТО с выдачей значков и организацией финального этапа в Крыму.
Однако, все эти действия не приносят ожидаемого результата, т.к. уровень заболеваемости современной молодёжи не снижается, а показатели физической подготовленности оставляют желать лучшего особенно в развитии общей выносливости.
Формулировка цели статьи. Цель: теоретически обозначить направление развития физической культуры для улучшения физической подготовленности студентов.
Задачи:
1. Выявить предпосылки для развития физической культуры в современном обществе;
2. Обозначить основные направления развития физической культуры;
3. Теоретически разработать направление разфития физической культуры.
Изложение основного материала статьи. Предпосылками для развития физической культуры в современном обществе являются: социальный заказ общества, индивидуальные потребности конкретного человека, мода на занятия физической культурой, успехи отдельных спортсменов и команд, спортивное и Олимпийское движение, развитие новых видов физической активности (новых видов спорта), развитие профессионального спорта.
Социальный заказ общества - существовал практически всегда, всегда любому обществу были необходимы здоровые, физически крепкие граждане, которые могли нести службу или выполнять различную работу. В современном обществе так же существует социальный заказ на таких людей, они должны быть здоровыми и эффективно выполнять свои трудовые обязанности. Это обуславливает развитие физической культуры, в плане сохранения здоровья и развития физических качеств необходимых для трудовой деятельности.
Индивидуальные потребности конкретного человека. В современном обществе средства массовой информации доносят до каждого человека ценность здоровья, ценность физического совершенства. Эта пропаганда влияет на человека, сначала он начинает искать средства физического развития которые интересны ему, а потом пытается реализовать их на практике. Это обуславливает развитие физической культуры через широкий спектр средств и методов, чтобы быть индивидуальным для каждого конкретного человека.
Мода на занятия физической культурой и спортом. Сейчас, заниматься физической культурой модно и престижно. Моду рождают определённые виды спорта, например, модно заниматься фигурным катанием, художественной гимнастикой, хоккеем. Данная мода зависит от региональных особенностей. Моду могут порождать и определённые личности, это могут быть спортсмены, политики, актёры, субкультуры и др. Данная мода может меняться, но основные тенденции остаются практически неизменными. Это обуславливает развитие физической культуры, как продукта культуры, потребителями которого становятся широкие слои населения.
Успехи отдельных спортсменов и команд. Личность каждого великого спортсмена обладает такими качествами как харизма, умение замотивировать людей, увлечь их, донести красоту спорта. Известно множество примеров когда спортсмены являлись лучшими популяризаторами своего вида спорта, которые могли агитировать заниматься спортом широкие массы людей, в том числе и детей. Это такие велики спортсмены: Л. Яшин, А. Карелин, А. Кабаева, Д.Марадона, Пеле, М. Лемье и др. Это обуславливает развитие физической культуры, как средства достижения успеха в жизни, через регулярные нагрузки.
Спортивное движение вообще и Олимпийское движение в частности показывают всему миру великое единение людей для достижения определённых целей. Это объединение является мощнейшей формой пропаганды и способно очень сильно мотивировать людей на занятия физической культурой и спортом. Это обуславливает развитие физической культуры как яркого, красочного явления имеющего свою цель и средства её достижения, которые понятны широкому кругу простых обывателей.
Развитие новых видов физической активности (новых видов спорта). В настоящее время бурно развиваются различные виды физической активности часть из которых определяется в самостоятельные виды спорта. Эти виды спорта могут вливаться в Олимпийскую семью, а могут оставаться как самостоятельные
направления. Как правило эти виды спорта формируются на базе уже сложившихся. Например, ВМХ - на базе велоспорта, ски-кросс на базе горнолыжного спорта и т.д., либо объединяются какие-либо виды спорта, например, шахбокс, фридайвинг. Это обуславливает развитие физической культуры, через привнесение новых, необычных условий в знакомые виды физической активности, или новых видов физкультурной деятельности для человека.
Развитие профессионального спорта, позволяет показать пределы развития тела человека, пределы развития физических качеств, которые позволяют замотивировать людей которые хотели бы приблизиться к таким же кондициям, как у профессиональных спортсменов. Важным фактором становится и материальная заинтересованность. Проводится множество турниров, в которых есть призовой фонд и это позволяет зарабатывать деньги. Это обуславливает развитие физической культуры через профессиональный подход к системе занятий, т.е. система должна носить тренировочный характер.
Основными направлениями развития физической культуры являются оздоровительное, образовательное и спортивное.
В оздоровительном направлении все средства и методы физического воспитания направлены на решение основной задачи укрепление здоровья, компенсация каких либо заболеваний или увечий. Использование практически любых физкультурных упражнений в различной дозировке в большей или меньшей степени способствует укреплению здоровья. Многие люди особенно зрелого и старшего возраста занимаются: йогой, различными видами оздоровительных гимнастик, скандинавской ходьбой, бегом, дыхательными гимнастиками. Цель этих упражнений снять нервное напряжение, помочь в укреплении здоровья, содействовать хорошему настроению.
В образовательном направлении основной целью является привитие определённы знаний, умений и навыков людям. Это могут быть знания по истории физической культуры, информация по каким-то культурным аспектам, знания по способам выполнения каких-либо действий которые необходимы для выполнения трудовых обязанностей.
В спортивном направлении основной целью является подготовка и участие в соревнованиях. Соревнования могут быть как официальными так и не официальными или даже просто какими-нибудь состязаниями между командами или определёнными людьми. Соревновательная деятельность предъявляет высокие требования ко всем составляющим, это и высокий уровень физической подготовленности, высокое техническое мастерство, психологическая устойчивость.
Несмотря на то, что эти направления отличаются друг от друга целями, задачами и главное формой реализации, необходимо понимать, что они дополняют друг друга. Как уже было сказано выше, практически любые физические упражнения положительно влияют на здоровье человека, так же в организации занятия мы можем использовать и спортивную и оздоровительную и образовательную составляющую.
Выявив предпосылки и обозначив основные направления развития физической культуры необходимо теоретически разработать направление развития физической культуры. Для того чтобы говорить о развитии физической культуры необходимо определиться с целью такого развития. Основной целью которая нам видеться является повышение эффективности процесса физического воспитания. Для того чтобы процесс был действительно эффективным необходимо чтобы он был: 1. Непрерывным; 2. Всеохватывающим; 3. Отвечал интересам и потребностям личности; 4. Опирался на достижения современной науки. Эти педагогические условия эффективности позволяют сделать вывод о том, что процесс физического воспитания должен быть личностно-ориентированным. В педагогической науке очень подробно разработан вопрос личностно-ориентированного обучения. Имеется масса трактовок данного термина, рассмотрены различные аспекты данного обучения. Однако здесь мы говорим не об обучении, где личность «включается» в процесс образования, а о «включении» личности в процесс физического воспитания. Мы предлагаем не строить процесс физического воспитания вокруг потребностей и желаний личности, а организовать процесс так, чтобы личность была в него вовлечена постоянно. Постоянно это значит, что личность будет посещать не только тренировочные или учебные занятия, а использовать весь спектр форм организации физического воспитания. Это и утренняя гигиеническая гимнастика и физкультурные паузы, тренировочные занятия различной направленности, закаливающие процедуры, рациональное питание, чередование режимов труда и отдыха, отдых, качественный сон и т.д. Это позволяет говорить о личностно-ориентированной физической культуре, т.е. о физической культуре которая ориентирована на возможности личности исходя из личностных предпочтений.
Личностно-ориентированная физическая культура направлена прежде всего на повышение уровня физической подготовки, укреплении здоровья. Это будет реализовано за счёт адекватно подобранных физических нагрузок, рационального режима дня, чередования труда и отдыха.
Особенно актуальна личностно-ориентированная физическая культура в процессе повышения уровня физической подготовки у студенческой молодёжи. В этом возрасте практически заканчивается физиологическое развитие, наряду с этим происходит изменение в жизнедеятельности студентов в сравнении со школьниками. У студентов изменяются приоритеты, появляется широкий спектр межличностных контактов, появляются интересы в области физической культуры. Много студентов помимо занятий физической культурой в учебном заведении начинают посещать тренажёрные залы, фитнесс-центры, танцевальные студии, секции единоборств. Это, конечно же, благотворно сказывается на их здоровье и физической подготовленности. Остаётся одно, придать этим занятиям необходимую личную заинтересованность, а так же научность, чтобы сделать эти занятия более эффективными. Если предоставить студентам выбор в средствах и методах физической культуры, обеспечить их надлежащим инвентарём и местом организации занятий то можно добиться значительного повышения в уровне физической подготовленности. Однако, эффект этой работы может быть сведён к минимуму из-за недостаточного контроля, поэтому контроль за физкультурно-спортивной деятельностью студентов является составной частью личностно-ориентированной физической культуры.
Выводы. Для того чтобы повысить уровень физической подготовленности студентов необходимо сделать процесс занятий личностно-ориентированным. Для этого необходимо выполнить ряд условий:
1. Создать достаточно широкий спектр средств физического воспитания для их использования студентами.
2. Оптимизировать педагогический процесс, для выделения времени на занятия малыми формами физического воспитания.
3. Обучить необходимым умениям и навыкам для самоорганизации студентов для занятий физическим воспитанием.
4. Разработать программу воспитательных мероприятий для пропаганды занятий физической культурой, спортом и ведению здорового образа жизни.
5. Разработать систему контроля за деятельностью студентов и оценки уровня их результатов в области физическая культура.
Педагогика
УДК 37.01/.09
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Ивинская Марина Сергеевна
Одинцовский гуманитарный институт (г. Одинцово)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ И ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Электронная образовательная среда все чаще признается жизненно важной с точки зрения приобретения высококачественного образования. Выявленное отсутствие единого мнения в параметрах измерения качества образования в целом [8, С. 145], обусловленного отсутствием консенсуса в рассматриваемом вопросе, позволили нам определить степень актуальности проведенного исследования, целью которого стало выявление адекватных инструментов для измерения качества электронной образовательной среды. В ходе исследования решалась задача определение основных понятий и критерий, характеризующих устанавливаемые понятия. С этой целью автором исследования был выбран альтернативный подход, а именно методика «снежного кома», позволившая привести, проведенное им исследование, к соответствующим результатам путь достижения которых осуществлялся из-за пределов электронной образовательной области. Осуществленная в рамках темы исследования работа позволила: 1) обнаружить структуру, объединяющая три области, охватывающая ряд элементов, выступающих в качестве ключевых компонентов человеческой среды (направление цели, систему отношений, трансформацию системы), которая ранее была рассмотрена в разнообразных контекстах; 2) выявить из 94% компонентов, предложенных Р. Мусом, принадлежность 68%, к одной области и 25% компонентов, которые можно отнести к более чем одной области жизнедеятельности человека. В ходе исследования, автором были установлены три основных сферы критериальных показателей, а именно, ориентация целей образования, взаимоотношения субъектов и непосредственно организация (регулирование) образовательного процесса. Результаты проведенного исследования, позволили автору сделать вывод о том, что предложенная в данной статье структура оценки качества электронной образовательной среды применима ко всем сферам образовательной деятельности, что в свою очередь позволяет использовать её в качестве теоретического обоснования критериев её качества.
Ключевые слова: электронная образовательная среда, разработка инструмента, инструментарий, критерии, образовательная среда, теоретические основы.
Annotation. The electronic educational environment even more often is recognized as vital from the point of view of acquisition of high-quality education. The revealed lack of a consensus in parameters of measurement of quality of education in general [8, S. 145], the consensus caused by absence in a case in point, have allowed us to define degree of relevance of the conducted research which purpose was an identification of adequate tools for measurement of quality of the electronic educational environment. During the research the problem definition of the basic concepts and criterion characterizing the established concepts was solved. For this purpose the author of a research has chosen alternative approach, namely the technique of "snowball" which has allowed to bring, the research conducted by him, to the corresponding results the way of achievement of which was carried out because of borders of the electronic educational area. The work which is carried out within a research subject has allowed: 1) to find structure, uniting three areas, covering a number of the elements acting as key components of the human environment (the direction of the purpose, the system of the relations, transformation of system) which has been considered in various contexts earlier; 2) to reveal from 94% of the components offered by R. Mus, accessory of 68% to one area and 25% of components which can be carried to more than one area of activity of the person. During the research, the author has established three main spheres of criteria indicators, namely, orientation is more whole than education, relationship of subjects and directly the organization (regulation) of educational process. Results of the conducted research, have allowed the author to draw a conclusion that the structure of assessment of quality of the electronic educational environment offered in this article is applicable to all spheres of educational activity that in turn allows to use her as theoretical justification of criteria of her quality.
Keywords: electronic educational environment, development of the tool, tools, criteria, educational environment, theoretical bases.
Введение. В настоящее время электронное обучение (е-Learning), основанное на использовании современных методах коммуникации, используемых как асинхронно, так и синхронно информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, Всемирную паутину (WWW - англ. World Wide Web) для онлайновых лекций, групп новостей для совместных обсуждений и анонсов, переписки по электронной почте, интерактивного видео для дистанционного участия в дискуссиях, разнообразные аудиовизуальные материалы, электронные библиотеки, стало наиболее популярным способом приобретения знаний, объём использования которого с каждым днем растет в геометрической прогрессии. Ценность электронной образовательной среды (ЭОС) с точки зрения качества образования заключается в степени удовлетворенности студентов учебными успехами, базируемая на уровне мотивации в процессе их достижения [1, с. 87].
ЭОС все чаще признается жизненно важной для высококачественного образования, что послужило проведению ряда исследования, целью которых была разработка инструментов для непосредственного измерения качества образовательной среды [9]. Однако, проведенный теоретический анализ разнообразных источников по теме исследования, позволил нам готовить о том, что до сих пор не существует единого