Научная статья на тему 'Проблематика гармонично развивающего физического воспитания в современных образовательных учреждениях'

Проблематика гармонично развивающего физического воспитания в современных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧЕСКИЙ / ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РАЗВИТИЕ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / HARMONIC / PEDAGOGICS / PROFESSIONAL PREPARATION / SPORT / DEVELOPMENT / PHYSICAL EDUCATION / FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Гладников Алексей Вячеславович

Все современные учебные программы дисциплины физическая культура (физическое воспитание) формировались на основе методологий профессиональной спортивной тренировки базовых олимпийских видов спорта. Эта взаимосвязь общепедагогических подходов современной системы образования и целеполагания спорта высших достижений привела к тому, что в основу системы физического воспитания (физической культуры) молодёжи положен нормативный подход, сущность которого сводится к выполнению обязательных и единых для всех сверху спущенных требований и нормативов. Все это способствует погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности гармоническое и вместе с тем сугубо индивидуальное развитие человека, с его чувствами, мыслями и потребностями. Естественно, что и профессиональное обучение преподавателей физической культуры в высших учебных заведениях, также имеет показанную выше проблематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков Сергей Валерьевич, Бокий Александр Николаевич, Гладников Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS HARMONIOUSLY DEVELOPING PHYSICAL EDUCATION IN MODERN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

All modern educational programs of the discipline of physical culture (physical education) were formed on the basis of the methodologies of professional sports training of basic Olympic sports. This relationship between general pedagogical approaches of the modern education system and the goal-setting of sport of higher achievements has led to the fact that the system of physical education (physical culture) of young people is based on a normative approach, the essence of which is to fulfill mandatory and unified requirements and standards for all. All this contributes to the pursuit of quantitative indicators and to the fact that the main object of their activity has fallen out of the field of view of the teachers (system) the harmonious and at the same time individual development of the individual, with his feelings, thoughts and needs. Naturally, the professional training of teachers of physical culture in higher educational institutions also has the problems shown above.

Текст научной работы на тему «Проблематика гармонично развивающего физического воспитания в современных образовательных учреждениях»

8. Шилакин Б. В., Захаров А. В., Калиненко А. Д. Координационные способности, как основа освоения и совершенствования умений и навыков боевых приемов борьбы курсантами вузов МВД России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. №5 (159). С. 303-307.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент Бокий Александр Николаевич Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гладников Алексей Вячеславович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПРОБЛЕМАТИКА ГАРМОНИЧНО РАЗВИВАЮЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. Все современные учебные программы дисциплины физическая культура (физическое воспитание) формировались на основе методологий профессиональной спортивной тренировки базовых олимпийских видов спорта. Эта взаимосвязь общепедагогических подходов современной системы образования и целеполагания спорта высших достижений привела к тому, что в основу системы физического воспитания (физической культуры) молодёжи положен нормативный подход, сущность которого сводится к выполнению обязательных и единых для всех сверху спущенных требований и нормативов. Все это способствует погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности - гармоническое и вместе с тем сугубо индивидуальное развитие человека, с его чувствами, мыслями и потребностями. Естественно, что и профессиональное обучение преподавателей физической культуры в высших учебных заведениях, также имеет показанную выше проблематику.

Ключевые слова: гармонический, педагогика, профессиональная подготовка, развитие, спорт, физическое воспитание, формирование.

Annоtation. All modern educational programs of the discipline of physical culture (physical education) were formed on the basis of the methodologies of professional sports training of basic Olympic sports. This relationship between general pedagogical approaches of the modern education system and the goal-setting of sport of higher achievements has led to the fact that the system of physical education (physical culture) of young people is based on a normative approach, the essence of which is to fulfill mandatory and unified requirements and standards for all. All this contributes to the pursuit of quantitative indicators and to the fact that the main object of their activity has fallen out of the field of view of the teachers (system) - the harmonious and at the same time individual development of the individual, with his feelings, thoughts and needs. Naturally, the professional training of teachers of physical culture in higher educational institutions also has the problems shown above.

Keywords: harmonic, pedagogics, professional preparation, sport, development, physical education, forming.

Введение. Большинство классиков мировой педагогики [5; 9] в основу целей и задач дидактики и воспитания ставили развитие детей и молодёжи именно в контексте гармонически взаимосвязанного учебно-воспитательного процесса. Данная концептуальная парадигма прослеживается и во всех современных исследованиях учёных. И в первую очередь это касается именно такого учебного предмета, как физическое воспитание (физическая культура).

Это объясняется тем, что данное направление научной педагогики исследует принципы и законы формирования не только физических качеств, но и напрямую связанных с ними психологических свойств человека. В спортивной педагогике существует такое понятие как психофизиология, что уже само по себе говорит о полной взаимосвязи физиологических и психологических процессов в проекции теории и методики физического воспитания.

Вместе с тем спортивная физиология и спортивная психология очень часто оперируют таким понятием, как тактический интеллект (в первую очередь в исследованиях видов спорта ациклического характера двигательных действий).

Что касается вопросов этики, эстетики, культурологии, акмеологии, синергетики, нравственности и прочих научно-философских критериев диалектики, то несомненно, что данные доктрины также интересуют исследователей, особенно это касается восточных единоборств.

Всё вышесказанное и определило актуальность проблематики данного исследования, так как именно обучение, воспитание и развитие в гармонии всех составляющих качеств человеческой личности (физических, психологических, интеллектуальных и нравственных) является акмеологической вершиной научной педагогики.

Изложение основного материала статьи. Если проанализировать, с позиции гармоничного развития основной компонент учебных программ по физическому воспитанию (физической культуре) в образовательных учреждениях Российской Федерации, то можно предположить следующее.

Во первых, все учебно-методические системы данных программ формировались на основе методологии спортивной тренировки. И хотя со временем они были в той или иной степени спроецированы на специфику учебно-воспитательного процесса учебных заведений, изначальная целевая тенденция на спортивный результат не была отменена. Эта взаимосвязь общепедагогических подходов современной системы образования и целеполагания спорта высших достижений привела к тому, что в основу системы физического воспитания (физической культуры) молодёжи положен нормативный подход, сущность которого сводится к выполнению обязательных и единых для всех сверху спущенных требований и нормативов. Все это способствует погоне за количественными показателями и тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности - гармоническое и вместе с тем сугубо индивидуальное развитие человека, с его чувствами, мыслями и потребностями. Существующая на сегодняшний момент практика преподавания физического воспитания (физической культуры), фактически сведена к утилитарной

физической тренировке, направленной на развитие заданных физических качеств, двигательных умений и навыков.

Во вторых, представленные в учебной программе учебно-методические системы изначально не в полной мере способствовали именно всестороннему и гармоническому формированию не только физических показателей и двигательных навыков, но и развитию позитивных психологических, интеллектуальных, эстетических и нравственных качеств. Даже физические качества в основном развиваются однобоко. Здесь опять сказывается узкоспециализированная направленность спортивной тренировки.

Сразу необходимо обозначить, что данная проблематика не относится к ведомственным учебным заведениям МО, ФСБ, МВД и МЧС, где физическая культура имеет целенаправленный профессиональный характер подготовки.

Итак, если проанализировать конкретно базовые спортивные системы, на которых основывается обязательный компонент современных учебной программы (лёгкая атлетика, спортивная гимнастика, спортивные игры, плавание и туризм), то можно прийти к определённым выводам.

Лёгкая атлетика - базовый вид олимпийского спорта, имеющий огромную научную основу и хороший методический потенциал для дальнейшего совершенствования как учебно-методической системы спорта высших достижений. Определённые направления, например бег в аэробных режимах, неплохо зарекомендовали себя и как оздоровительно-рекреационные системы. С позиции формирования функциональных здоровье формирующих качеств - основа в развитии кардиореспираторной системе организма.

Тем не менее, процесс воспитания физических качеств в учебном процессе, как спортивной тренировки, так и на занятиях в учебных заведениях однобок. Развивается в первую очередь общая выносливость и скоростно-силовые качества. Что касается статической силы, то здесь явно виден пробел. Тактический интеллект (сенсомоторика) отсутствует практически полностью. Эстетическое развитие, как и в любом другом олимпийском виде спорта, на достаточно высоком уровне, а вот вопросы по формированию нравственных качеств у спортсменов - легкоатлетов в научной и методической литературе нам обнаружить не удалось.

Спортивная гимнастика, как и лёгкая атлетика - фундаментальный вид современных олимпийских спортивных систем. Подготовительная часть во всех спортивных (за исключением восточных единоборств) видах - это физические упражнения из методологии спортивной гимнастики. Исторически доказанная основа формирования современной системы физического воспитания для учебных заведений (немецкая, шведская, сокольская и пр.). Методическая база реабилитационных систем, как в медицинских, так и в учебных заведениях (специальная медицинская группа). Как процесс воспитания здоровье формирующих функциональных качеств - основа развития скелетно-мышечной системы организма.

Но воспитание физических качеств, как и в методологии лёгкой атлетики, имеет однобокую направленность. Капитально разработан процесс формирования гибкости, силы и координации. А вот общая выносливость и скоростные качества у спортсменов-гимнастов развиты гораздо слабее. Упорство и храбрость, посредством монотонных и часто связанных с определённым риском физических упражнений, особенно на спортивных снарядах воспитываются на достаточно высоком уровне. Из-за специфики учебно-воспитательного и соревновательного процесса, как строго регламентированных физических упражнений, процесс воспитания оперативного мышления отсутствует. Гимнастика, как ещё учебно-воспитательная система Античных Афин, основывается на синергетическом подходе, а вот вопросы воспитания нравственности в процессе обучения и воспитания не рассматриваются.

Спортивные игры. В большей степени, наряду с туризмом, из всех учебно-воспитательных систем, отвечают именно оздоровительному и гармоническому развитию молодёжи на занятиях физическим воспитанием (физической культурой) в учебных заведениях. Также имеет глобальную научно-методическую базу спортивной подготовки. Наиболее популярны (особенно футбол), как виды массового спорта, в масштабах мирового сообщества. Отсюда высокий процент мотивации. Процесс спортивной тренировки наиболее интегрален (много методов подводящего упражнения - упрощённых видов игры), что даёт педагогическую возможность для занятий со слабо технико-тактически подготовленным контингентом. Прекрасный вид рекреации.

Но, хоть и не в такой степени, как в лёгкой атлетики, гимнастике и плавании, данная учебно-воспитательная система имеет всё же определённую однобокость в развитии основных, гармонично формирующих физических и личностных качеств. Отлично развита сенсомоторная координация (особенно волейбол), и за счёт этого оперативный интеллект. Неплохие показатели скоростной выносливости (баскетбол и футбол). А вот целенаправленное воспитание силовых качеств и гибкость в методологии спортивной тренировки не предусмотрено. Упорство в достижении высоких спортивных результатов, присуще как и в любом другом виде спорта, но храбрость (особенно в волейболе) менее развита, чем к примеру у гимнастов. Красивая техника передачи или удара по воротам - является концептуальным моментом всего игрового процесса. Нравственность - как личностное качество, в первую очередь в контактных направлениях (баскетбол и футбол), приобретает скорее деградирующие формы - хорошо развито чувство коллективизма, но отношение к соперникам в процессе игры часто вызывает тревогу у профессиональных врачей-психиатров.

Ещё две учебно-воспитательные системы входят в основной компонент учебных программ по физическому воспитанию (физической культуре), но в связи со спецификой их проведения (туризм) и не возможностью материального обеспечения (плавание), занятия по данным системам практически не проводятся.

Плавание. Сразу необходимо отметить, что данный вид системы физического воспитания (физической культуры) молодёжи крайне ограничен в связи с небольшим процентом учебных заведений в России, имеющих в своём распоряжении плавательные бассейны. К сожалению, данную объективную проблему, в связи с перманентно сложной внешнеполитической ситуацией, а отсюда и определёнными экономическими трудностями в нашем государстве (обоснованные затраты на оборону), невозможно решить в ближайшие годы.

К специальным физическим качествам, подвергнутых целенаправленному физическому воспитанию на занятиях по плаванию, в первую очередь относятся такие взаимосвязанные виды, как специальная выносливость и скорость. Что касается воспитания силовых качеств, то данный аспект методологии учебно-

воспитательного процесса плавания имеет скорее вспомогательно-фундаментальный характер. Методики воспитания координации и гибкости на занятиях по плаванию не предусмотрена.

Упорство в достижении результата (норматива) в плавании, как и в любом другой спортивной системе развито на высоком профессионально-психологическом уровне. Что касается храбрости, то данная специальная психологическая подготовка, за ненадобностью, отсутствует в процессе спортивной тренировки данного вида спорта.

Оперативно-тактический интеллект, как и в любом другом циклическом виде спорта, как составляющая данной педагогической системы не предусмотрен. Эстетическое воспитание предполагает совершенствование технических двигательных действий. Закон олимпийских систем - красиво, значит хорошо. Нравственное воспитание, как часть учебно-воспитательного процесса - отсутствует.

Туризм. По нашему мнению, система - наиболее, наряду со спортивными играми, отвечающая современным задачам гармонического развития. Но, в данном учебно-воспитательном направлении существует проблема учебного времени, или педагогического принципа прочности, результаты которого достигаются в процессе систематического повторения, закрепления и совершенствования учебного материала. На это есть ряд объективных причин: во первых туристические походы возможны в основном только в осеннем и весеннем периоде обучения. Во вторых, и в этот период, максимально возможно - это 1 раз в учебной неделе, по форме построения учебного процесса, как день здоровья, и то при наличии благоприятных погодных условий. При перегрузке современного учебного процесса, позитивно решать данную проблему практически невозможно.

Вариативный компонент физического воспитания (физической культуры) довольно популярен в последние годы в Российской Федерации. Но учебные программы данных педагогических систем (в основном это различные направления фитнес-аэробики и атлетической гимнастики) для физического воспитания (физической культуры) учебных заведений разработаны на недостаточном, а зачастую просто безграмотном научно-дидактическом уровне.

Атлетическая гимнастика. Все учебно-воспитательные направления атлетической гимнастики (культуризм, паулифтинг и пр.) формировались на основе тяжёлой атлетики, как олимпийской спортивной системы. Отсюда естественно, что в данных методологиях предполагается целенаправленное формирование именно силовых качеств и силовой выносливости.

Тяжёлая атлетика занимает одно из лидирующих мест в олимпийском спорте по воспитанию терпения и упорства. Храбрость имеет скорее вспомогательный характер. Воспитание оперативного интеллекта, как и нравственных качеств не предусмотрено, а вот культурологический аспект, особенно в культуризме, присутствует на достаточно высоком уровне.

Фитнес-аэробика. Только аэробный режим развития физических качеств, что само по себе уже не может отвечать общефизическому гармоническому развитию.

Хорошо зарекомендовали себя как оздоровительно-рекреационные системы, как воспитание эстетических качеств. Но формирование специальных психологических составляющих личности (упорство, храбрость и пр.), оперативного интеллекта, а также нравственности - отсутствует. Тем более, что это всё таки сугубо женская учебно-воспитательная система. Для мальчиков и юношей она практически не подходит.

В третьих. Учитывая, что все учебно-методические системы, представленные в учебных программах по физическому воспитанию (физической культуре), предполагают целевое формирование в большей степени различных физических качеств, а также то, что функциональные нагрузки проходят в разных режимах - вся система физического воспитания не может быть в полной мере гармонически взаимосвязана.

Помимо того, что весь учебный процесс в образовательных организациях, в связи с резкими перепадами от статического состояния организма к высокой двигательной активности на занятиях физическим воспитанием (физической культурой), спланирован дидактически безграмотно [6], но и сам процесс физического воспитания (физической культуры) в течение учебного года предполагает резкие перепады от одного функционального режима двигательной активности к другому. Занятия лёгкой атлетикой, смешенного аэробно-анаэробного режима при субмаксимальной и максимальной физической нагрузке по учебному плану проводятся в начале (необходимо заметить: сразу после каникулярного отдыха) и в конце учебного года. Затем происходит резкий переход к упражнениям гимнастики, причём преимущественно в анаэробных режимах, с нагрузкой средней мощности. Далее опять быстрый перепад: спортивные игры, в основном анаэробного режима, большой мощности (баскетбол и футбол) функциональной нагрузки.

Авторы исследования на протяжении ряда последних лет изучают [2; 7; 8] вопросы организации интегральных педагогических технологий гармонично развивающей и здоровье формирующей физической культуры. Основой решения данной научной проблематики, по мнению авторов, является оптимизация систем спортивной тренировки единоборств, с последующей их апробацией в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций Российской Федерации.

Что касается единоборств, то и здесь не всё идеально в вопросах гармонического развития и совершенствования различных навыков и качеств. Например классический английский бокс, а также его разновидности (кикбоксинг, муай-тай и пр.). Полноконтактный вид ударных направлений единоборств. На лидирующих позициях по массовости в мировом масштабе олимпийского и профессионального спорта. Прекрасная педагогическая система спортивного направления, с огромным научно-методическим багажом. Классическая методология формирования как специальных психологических качеств (храбрость, умение «держать удар», стрессоустойчивость), так и функциональных показателей скоростно-силовой выносливости. Но существует явный пробел в педагогической установке формирования прикладных навыков боестолкновения («грязный» уличный бой с использованием подручного и холодного оружия), а также в воспитании нравственности.

Другая крайность - японское айкидо или бразильское капаэйро. В первом случае перекос в сторону мистицизма, приводящий к подмене понятия стрессоустойчивости и высоконравственности на обыкновенную трусость. Ошибочность концепции «Не противления злу насилием» однозначно обоснована всеми основными мировыми религиозно-философскими учениями. Во втором направлении - артистизм, экзотика, эстетика, дидактически грамотная методология формирования специально-координационных качеств. Но, также как и айкидо, в связи с «принципиальным» игнорированием соревновательного метода спортивной тренировки, очень далеко от реалиев боестолкновения.

В предыдущих исследованиях [1; 4; 7] авторы научно обосновывали, что в настоящий момент существуют только две педагогические системы единоборств, в определённой степени отвечающие гармоническому развитию физических, психологических, интеллектуальных, нравственных и культурологических качеств. Это каратэ-до и дзю-до во всех трёх направлениях целеполагания подготовки (боевые искусства, спортивные единоборства и физкультурно-оздоровительные направления).

Дидактические основы данных единоборств разрабатывались в начале прошлого столетия педагогом Г.Фунакоши [3] (каратэ-до) и врачом Д.Кано [3] (дзю-до). И хотя на протяжении последних ста лет методологии, созданные великими мастерами, претерпели значительные дополнения, основная педагогическая идея гармонического совершенствования личности осталась кардинальной основой учебно-воспитательного процесса этих систем.

Выводы. На основе изучения процесса и обобщения опыта развития и совершенствования каратэ-до и дзю-до, как педагогических систем методами историографии можно утверждать, что педагогика данных систем накопила огромный и самодостаточный педагогический потенциал, эмпирически апробированный в течении своего формирования, который может позволить сформировать абсолютно новую теорию и методологию как отечественного профессионального образования так и всей системы физического воспитания в учебных организациях всех уровней подготовки.

В заключении хотелось бы отметить, что авторы с уважением относятся к любым видам спорта, считая каждый из них частью общей культуры всего человечества. То же относится и к существующим в настоящий момент учебным программам физического воспитания, прекрасно зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет развития отечественной физической культуры. В данном исследовании, учитывая, что развитие нашего общества - это перманентный и достаточно динамичный процесс, происходит поиск путей усовершенствования и оптимизации теоретико-методических основ этого, по своему уникального, учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным тенденциям гармоничного и здоровье формирующего развития молодёжи.

Литература:

1. Бокий, А. Н. Историко-философские аспекты формирования педагогических систем единоборств / А. Н. Бокий, С. В. Усков // Alma mater (Вестник высшей школы): научно-теоретический журнал. - М.: ООО «ИНОИЦ «АЛМАВЕСТ»», 2015. - № 12. - С. 110-114.

2. Бокий, А. Н. Теория интегральной тренировки, как квинтэссенция спортивной дидактики / А. Н. Бокий, С. В. Усков // Физическая культура, спорт - теория и практика: научно-методический журнал. -Краснодар: КГУ ФКСиТ, 2016. - №1. - С. 14-18.

3. Гагонин, С. Г. Развитие теории и практики физической культуры путём обобщения опыта боевых искусств востока: дисс. док. пед. наук / С. Г. Гагонин. - СПб., 1998. - 432 с.

4. Коваленко, Ю. А. Вопросы проблематики современной системы физического воспитания в учебных заведениях Российской Федерации / Ю. А. Коваленко, С. В. Усков // Проблемы физкультурного образования: концептуальные основы и научные инновации: сборник материалов 5 Международного научного конгресса «Проблемы физкультурного образования: концептуальные основы научные инновации». - Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 28-30.05.2018. - С. 67-72.

5. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания: произведения в 7 т. / А. С. Макаренко. - К.: Радянська школа, 1954.

6. Сикура, А. И. Использование теории проводимости волновых колебаний при выполнении физических упражнений / А. И. Сикура // Педагогика, психология и методико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: сборник научных трудов. - Харьков: ХГАДИИ, 2010. - № 8. - С. 83-85.

7. Усков, С. В. Научно-педагогический анализ интеграции единоборств Японии от боевых искусств к системам здоровьеформирующего физического воспитания / С. В. Усков // Проблемы трудовой и профессиональной подготовки: научный журнал. - Киев: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2012. - Вып. 20 -Серия 13. - С. 156-165.

8. Усков, С. В. Возможности оптимизации систем спортивной тренировки каратэ-до и дзю-до в целостную педагогическую технологию / С. В. Усков // Современные проблемы науки и образования: научный журнал РАН. - 2015. - № 4; URL: www.science-education.ru/127-20510.

9. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 11-ти томах / К. Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1949.

Педагогика

УДК 37.046:001.08

кандидат педагогических наук, доцент Усков Сергей Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

преподаватель кафедры теории и методики физической культуры Коваленко Юрий Анатольевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Гринёв Валерий Валерьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

КАТЕГОРИЯ «ЗДОРОВЬЕ» И ЕЁ ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ - КАК НАУЧНО ОБОСНОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ

ТРЕНИРОВКИ

Аннотация. Главным аспектом предложенного исследования является категория «здоровье». Но на данный момент можно говорить об отсутствие единой интерпретации данного понятия, так как в научной литературе встречаются разноплановые трактовки этого определения. Разнообразие мнений вызвано тем, что здоровье достаточно неоднозначное и сложное явление, специфические стороны которого нелегко однозначно конкретизировать. Но грамотное и научно обоснованное определение значения здоровья и его основных составляющих крайне необходимо, в первую очередь, для установления размеров данной научной проблематики.

Ключевые слова: здоровье, педагогика, профессиональная подготовка, факторы влияния, физическое воспитание, формирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.