5. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева Ф.Р., Асадулаева С.А., Белоцерковец Н.И., Гасанова С.Х., Овсянников Г.И., Каневская Ж.О., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Феталиева Л.П., Умалатова З.М., Урмина И.А., Шкурко Н.М., Шутько Д.В. ПЕДАГОГИКА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА - Коллективная монография / Москва, 2016.
6. Умаев А.У., Алиева Р.Р. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 14. С. 127-131.
7. Умаев А.У., Салахбеков А.П., Алиева Р.Р. Способы и методы развития творческой активности учащихся в учебно-воспитательном процессе. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-4. С. 277-283.
Педагогика
УДК 37.046:001.08
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки и спорта Усков Сергей Валерьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта Бокий Александр Николаевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Петренко Сергей Иванович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Учебно-методические комплексы дисциплины «Физическое воспитание (физическая культура)» в настоящее время базируются на классических видах спорта (спортивная гимнастика, лёгкая атлетика и спортивные игры). Данные учебно-воспитательные системы чаще всего уже не отвечают всем желанием и мотивам современных школьников и студентов, которые часто хотят тренироваться абсолютно другими видами физкультурно-спортивной подготовки. Как психофизиологическое качество, мотивация представляет собой доминирующую составляющую как учебного процесса в образовательных организациях, так и тренировочного процесса в спортивных школах (секциях, клубах и т.д.). Мотив также как и цель, - это сильный, иннервирующий деятельность, психологический аспект.
Ключевые слова: физическое воспитание, образование.
Annotation. Educational and methodical complexes of discipline " Physical education (physical culture)" are currently based on classical sports (gymnastics, athletics and sports games). These educational systems often do not meet all the desires and motives of modern students and students who often want to train completely different types of sports training. As a psychophysiological quality, motivation is the dominant component of both the educational process in educational institutions and the training process in sports schools (sections, clubs, etc.). The motive as well as the goal is a strong, innervating activity, psychological aspect.
Keywords: physical education, education.
Введение. Иннервирующая мощь мотива определяется тем, что он действует на волевые качества. В свой черёд воля - это активная составляющая интеллекта и нравственности, контролирующая действия и поступки. Контролирующая мощь мотива определяется его иннервирующем воздействием, помогающем и мотивирующим интеллектуальные, нравственные, психологические и физиологические старания, взаимосвязанные со стремлением к целевой установки.
В научной психологии [5] базовые составляющие мотивации представляют собой предмет деятельности, потребности и способности. Каждое деятельностей действие предполагает собственный предмет, каковым определяют то, к чему активно стремится личность. Потребностями обуславливают ощущаемую личностью необходимость в чем-либо. Таланты и способности - это интеллектуальный и функциональный потенциал, генетически предопределённый в личности или сформированный, который даёт возможность приобрести знания, умения и навыки конкретном виде деятельностного действия.
Потребность в спортивных и физкультурных занятиях - основная мотивационная составляющая, ведущая и контролирующая концепция поведения личности человека. Она определяется большим диапазоном: в двигательных действиях и функциональных нагрузках; в потребности человека, как социального субъекта, в коллективе; в рекреации, играх, развлечениях, психологической разрядке; в личностно-ориентированном утверждении; в интеллектуальном совершенстве; в акмеологическом удовольствие и пр.
В процессе совершенствования человека как личности потребности перманентно видоизменяются и определяются базовой основой изменений в жизнедеятельности. Потребности напрямую взаимосвязаны с чувствами ответственности, осознаниями хорошего и плохого, удовлетворения или неудовлетворения. Решения потребностей происходит на фоне позитивных эмоций, а не решение - негативных. Контроль формирования потребностей необходимо проводить в однозначно эластичной, корректной, отвечающей задачам и целям. Другими словами, потребности не должны идти через приказ. Как педагогические априори они должны основываться на личностно-ориентированном подходе и субъект-субъектных отношениях.
Изложение основного материала статьи. Понимание человеком потребности переводит её в заинтересованность, которая в дальнейшем определяется выборочной концепцией. Увлечения как правило появляются на базе тех мотиваций и задач спортивной и физкультурной деятельности, которые в свою очередь взаимосвязаны: с удовольствие от самого учебно-воспитательного процесса (динамика, чувственность, вариативность, коллективизм и др.); с итогами учебно-тренировочных и соревновательных занятий (формирование более широкого интеллектуального кругозора (оперативно-тактический интеллект), развитие специальных умений и совершенствование навыков различных двигательных действий, улучшение функциональных показателей, проверка себя «на прочность» (повышение соревновательного результата и
пр.); с перспективностью тренировок и занятий (гармоническое здоровье формирование, укрепление психологических качеств, рост спортивной компетенции и др.).
Заинтересованность обуславливает желание функционировать, создаёт мотивацию поведения, задачи и цель. Мотивация стоит за целью, активизирует её достижение. Осуществление мотивации в деятельности проходит по технологии: план операции (осознание того, что необходимо сделать, чтобы мотивация была исполнена); быстрая подготовка к операциям (существование генетических задатков, знаний, умений и навыков для реализации деятельности); присутствие возвратной связи (сведение об результативности действия).
Одним из составляющих мотива является стимул, который часто играет роль естественной причины операции. Не смотря на то, что действие стимула часто определяется кратковременными временными показателями, но именно благодаря ему, перманентные желания в своём формировании приобретают установку к стабилизации. К результативным стимулам в спортивном и физкультурном направлении можно отнести: пропаганду и агитацию, развитие материальной (инвентарь, пособия, объекты и т.д.) базы, дидактически грамотно сформированный (без резких перепадов от статики к динамики и на оборот) график занятий, увеличение возможностей для личностно-ориентированного избрания направления спортивной тренировки, рост свободно-ориентированного времени, преподавательское мастерство тренеров и учителей, истинное здоровье формирование и т.д.
Вышесказанное аргументирует, что формирование устойчивой мотивации к спортивной тренировке и физической культуре - это достаточно вариативный и в месте с тем целеопределяющий учебно-воспитательный процесс, сориентированный на систему осмысленных, позитивно замотивированных тренировок и занятий студентов и школьников с задачами их психофизиологического, интеллектуального и нравственного совершенствования, на воспитание у них заинтересованности к спорту и физической культуре.
Однако несмотря на многочисленные научные исследования и правительственные декларации, до настоящего времени достичь реальных изменений в решении вопроса роста мотивации к учебным занятиям физической культурой (физическим воспитанием) в образовательных заведениях, не получилось. Не дали ожидаемых позитивных сдвигов в физическом воспитании (физической культуре) и «грандиозные» программы его реорганизаций в США, Англии, Германии и других «цивилизованных» странах.
В России также не приобрели положительных последований технократические по своей базе планы увеличения результативности занятий физической культурой (физическим воспитанием) посредством повышения количества учебных часов. Это и каждодневные «часы здоровья», и «самостоятельные тренировки» во внеурочное время, и спортивно-массовая работа по месту проживания. У подавляющего большинства молодёжи не очень много шансов проявить свои личностные физические качества и приобрести вероятность обучаться в спортивных школах, клубах или секциях, так как эти заведения в большинстве случаев запрограммированы на поиск «штучных» спортивных дарований, тем более в тех видах спорта, которые у них преподаются.
Учитывая сложное внешнеполитическое положение нашего государства, (жизненно необходимые траты бюджета на оборону), средняя заработная плата граждан Российской Федерации находится на невысоком уровне. В связи с этим не всем доступны и занятия во всевозможных коммерческих организациях, оказывающим спортивные и рекреационные услуги богатым представителям нашего общества.
Всё вышесказанное обуславливает необходимость научных разработок и внедрения таких технологий физической культуры в образовательных заведениях, которые дадут возможность решать сформировавшуюся проблематику учебно-воспитательного процесса.
В 80-х и 90-х годах XX века В.К. Бальсевичем, Л.И. Лубышевой [1; 6] и другими отечественными исследователями была предложена инновационная теория физической культуры спроецированной на методологии спортивной тренировки. Данные педагогические технологии предполагают конверсию составляющих спортивной тренировки в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций различного уровня. Учёными проводились исследования современной физической культуры (физического воспитания), базирующейся на стандартном уроке (занятие), как ключевой форме реализации учебных и воспитательных задач, и было аргументировано, что классическая схема рассчитана на ограниченный эффект и не отвечает современным целям и задачам гармонического и здоровье формирующего развития учебных занятий.
Инновационные программы формировались на основе прекрасно зарекомендовавших себя учебно-методических комплексах детско-юношеских спортивных школах, а также школах олимпийского резерва. Данные системы предлагали вынесение уроков (занятий) за границы академического расписания, доведения их до 8 часов в неделю, распределения на четыре урока (занятия), а также за счёт отказа от распределения по стандартным классам (группам) и проведения их в спортивно-тренировочных группах (классах) по интересам.
Подведение результатов сравнительного анализа функциональных показателей и физической подготовки показало, что экспериментальные группы значительно опережают представителей контрольных групп, которые занимались по классической программе.
Позитивный эффект предложенных технологий, по мнению учёных определяется в первую очередь именно в отношении молодёжи к физической культуре (физическому воспитанию), как к учебной дисциплине, их значительно выросшая двигательная активность на уроках (занятиях) и показатели дисциплины.
Всё выше приведённое обосновывает, что конверсионное внедрение составляющих культуры спортивной тренировки в физическую культуру (физическое воспитание), формирует объективные обстоятельства для совершенствования психофизиологической подготовленности. При этом специализированный методологический смысл имеет задача на формирование физических и психологических качеств, отвечающих мотивам, стремлениям, генетическим потенциалам школьников и студентов.
Продолжая данные научно-инновационные идеи, мы предлагаем применение в педагогической практике физической культуры (физического воспитания) учебных заведений России, такого учебно-воспитательного вида спортивной тренировки, как различные виды единоборств. Их базовой составляющей, как было научно-обоснованно в наших предыдущих исследованиях [2; 7; 11], являются образовательно-оздоровительные и гармонично-развивающе упражнения, выделяющиеся большой динамикой и эмоциональностью, дающие
возможность развитию опыта двигательных действий, формированию специальных физических, психологических, интеллектуальных и нравственных качеств.
Исследование научных работ показывает, что ряд учёных касались вопросов проблематики оптимизации учебных занятий физической культурой (физическим воспитанием) посредством различных видов спортивных и прикладных единоборств, но несомненно этого мало, учитывая большие оздоровительные и гармонично развивающие возможности, которым располагают данные виды педагогических технологий.
Например бурятский исследователь Алтан Чулуу [12] обосновал усовершенствование процесса физического воспитания средствами психофизического тренинга китайского единоборства ушу. Учёным был проведён всесторонний анализа психофизиологического тренинга ушу как нравственно-философской системы, средства укрепления здоровья и боевого искусства. В процессе научных исследований была аргументирована необходимость применения в физическом воспитании учебных заведений дифференцированных методик ушу, обладающих различными уровнями подготовки.
В.В. Тверских [10] разработана и апрабированна на практике модель физического воспитания на основе оздоровительных возможностей тхэквон-до. Данная педагогическая система формируется из проектно-целевой состовляющей, процессуально-содержательного компонента и оценивающе-критериальной организации. Итоги экспериментально-исследовательской работы свидетельствуют об эффективности использования методологии оздоровительных занятий тхэквон-до, основанных на личностно-ориентированных и дифферентцированных подходах в обучении, на интеграции тхэквон-до в направлении формирования, укрепления и сохранения здоровья.
0.В. Долгановым [4], доказана результативность спортизации физической культуры на основе методов и средств, используемых в спортивной тренеровке дзюдоистов. Полученные и обработанные автором данные подтверждают, что способ организации физического воспитания на базе учебно-воспитательного процесса дзюдоистов позволяет повысить физическую активность, дают потенциал обретения знаний в области спорта, физической культуры и здорового образа жизни, нужных для поддержания необходимого уровня физического развития и здоровья.
А.В. Семеновым [9], проанализирована концептуальная методология усовершенствования эффективности физической культуры средствами и методами классической (греко-римской) борьбы. Теоретически обоснованны и экспериментально доказанны дидактические условия, обеспечивающие эффективность занятий греко-римской борьбой в учебных заведениях.
По результатам экспериментальных исследований В.А. Вихор [3] показывает преимущество использования средств бокса для совершенствования физической подготовки, сравнительно со стандартными учебными занятиями по физическому воспитанию согласно учебной программе. Выигрышное положение бокса относительно других видов спорта, по мнению исследователя, для этих целей заключается в комплексном развитии двигательных качеств. Если в циклических видах спорта, как правило, основным является одно физическое качество (например, у бегуна-марафонца или у велосипедиста - выносливость), то у боксеров все физические качества должны быть достаточно развитыми и взаимосвязанными.
Технологию использования методов и средств рукопашного боя в физическом воспитании и их результативность в усовершенствование уровня физической подготовленности подвергнуть анализу в научных роботах С.П. Рябцева [8]. Было установлено, что технические и тактические действия единоборцев-рукопашников представляют собой эффективные средства и способы воспитания координационных качеств. Существенным дидактическим условием данного учебно-воспитательного процесса является потребность создания нестандартных обстоятельств, в которых участник должен целесообразно применять кумулятивный арсенал двигательных действий в экстремальных и непредсказуемых ситуациях боестолкновения.
Но, несмотря на большой диапазон поиска оптимизации физической культуры (физического воспитания) за счёт внедрения методологии учебно-воспитательного процесса единоборств, системного похода к формированию и апробации универсальной гармонично развивающей и здоровье формирующей педагогической системы (технологии) для урочных форм занятий в образовательных организациях нам найти не получилось.
Выводы. Применение большого педагогического опыта, сформированного практикой спортивной тренировки, технологических и научных результатов в направлении подготовки спортсменов, образование инновационных организационных, методических, социальных и психологических условий для энергичного постижения гуманитарных ценностей спортивной и физической культуры определяется перспективным путём формирования положительных изменений в структуре и составе физической культуры (физического воспитания) учебных организаций Российской Федерации. Данные реорганизации возможно проводить, на базе конверсии подходящих для задач физического воспитания (физической культуры) составляющих педагогических технологий спортивной тренировки в целях увеличения качества учебного процесса.
Литература:
1. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ / В. К. Бальсевич. - СПб: НИИФК, 2006. - 70 с.
2. Бокий, А. Н. Усовершенствование психофизиологических показателей курсантов на занятиях рукопашной подготовкой в ВУЗах МВД России / А. Н. Бокий, С. В. Усков, С. И. Петренко // Проблемы современного педагогического образования : научный журнал. - Ялта : ГПА КФУ им. В.И. Вернадского, 2017. - Вып. 56. - Ч.2. - С. 257-263.
3. Вихор, В. А. Усовершенствование физической подготовки студентов средствами бокса / В. А. Вихор // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: сборник научных трудов. -Луцк: ВНУ им. Леси Украинки, 2011. - № 1. - С. 27-31.
4. Долганов, О. В. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов в процессе занятий борьбой дзюдо: автореф. дисс. канд. пед. наук / О. В. Долганов. - Екатеринбург, 2006. - 22 с.
5. Ильин, Е. И. Психология спорта / Е. И. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с.
6. Лубышева, Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. докт. пед. наук / Л. И. Лубышева. - М., 1992. - 58 с.
7. Плиско, В. И. Методология развития интеллекта у студентов ВУЗов посредством учебно-воспитательного процесса единоборств / В. И. Плиско, С. В. Усков // Вестник ЧНПУ: сборник научных трудов. - Чернигов: ЧНПУ им. Т.Г. Шевченко, 2012. - Серия: Педагогические науки. Физическое воспитание и спорт. - Вып. 102 (Т.1). - С. 383-388.
8. Рябцев, С. П. Применения средств рукопашного боя в физическом воспитании / С. П. Рябцев // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: материалы IV международной научной конференции. - Харьков-Белгород-Красноярск: Харьковская государственная академия дизайна и искусства, 2008. - С. 102-104.
9. Семенов, А. В. Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании: автореф. дисс. док. пед. наук / А. В. Семенов. - СПб., 2001 - 48 с.
10. Тверских, В. В. Программно-методическое обеспечение физического воспитания студентов ВУЗов на основе оздоровительного потенциала тхэквондо: автореф. дисс. канд. пед. наук / В. В. Тверских. - Тюмень, 2007. - 24 с.
11. Усков, С. В. Научный анализ вопросов формирования нравственности и гуманизма современной молодёжи посредством учебно-воспитательного процесса каратэ-до и дзю-до / С. В. Усков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сборник статей. - Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2017. - С. 200-206.
12. Чулуу А. Повышение эффективности физического воспитания в ВУЗе средствами психофизического тренинга у-шу: автореф. дисс. канд. пед. наук / А. Чулуу. - Улан-Удэ, 2007 - 21 с.
Педагогика
УДК:378.2
магистр первого курса факультета начальных классов Филатова Екатерина Александровна
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск); доцент кафедры психологии и педагогики начального образования Коваль Светлана Александровна
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)
О ЗНАЧИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАПРОСА СЕМЬИ КАК ИННОВАЦИИ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование понятий «запрос», «образовательный запрос», «образовательный запрос семьи», а также рассматривается необходимость изучения образовательного запроса и его видов.
Ключевые слова: запрос, образовательный запрос, образовательный запрос семьи, особенности образовательного запроса, виды образовательного запроса, принципы развития образовательного потенциала семьи.
Annotation. The article presents a theoretical justification of the concepts of "request", "educational request", "educational request of the family", as well as the need to study the educational request and its types.
Keywords: inquiry, educational inquiry, educational inquiry of a family, features of educational inquiry, types of educational inquiry, principles of development of educational potential of a family.
Введение. «Личность, общество и государство - это трио заказчиков, определяющих цели, содержание и результаты образовательного процесса. В идеале следует стремиться к совмещению, а еще лучше - к совпадению и гармонии их интересов в социальном заказе системы образования. Однако в реальности мы сталкиваемся в этом плане с острыми противоречиями, мечемся из стороны в сторону и выбираем крайние позиции», - отмечает академик РАО В.И. Загвязинский [5:51].
Одним из субъектов образовательной среды является семья ребенка, характеризующаяся такими свойствами как динамичность и осознанность, предполагающая проявление некоторой активности и инициативности родителей.
Одним из проявлений такой активности могут быть их образовательные запросы. Оговоримся сразу: зачастую родители с большим трудом могут четко сформулировать свои пожелания (или требования) к системе образования или к конкретному образовательному учреждению (педагогу), однако в реальности такой запрос (пусть не вербализированный) всегда имеется.
Практика сегодняшнего дня показывает, что большинство конфликтов (скрытых или явных) между семьей и образовательным учреждением происходит именно от того, что деятельность учреждения (педагога) не соответствует ожиданиям родителей, а сами ожидания рождаются на почве дезориентации родителей в современном образовательном поле.
Однако сегодня, когда система образования все больше зависит от родителей, изучение образовательных запросов семьи становится не только важной частью всего педагогического процесса, но даже его фундаментом [8:6].
Формулировка цели статьи. Поэтому целью нашей статьи будет являться теоретическое обоснование образовательного запроса семьи, то есть родителей и детей.
Изложение основного материала статьи. Для успешного обучения и воспитания ребенка необходимо сотрудничество семьи с образовательным учреждением (педагогом). Чтобы достигнуть этого результата, необходимо понять, что именно хотят родители от учебного учреждения, завышены или занижены их пожелания и соответствуют ли они тем услугам, которые обязаны предоставляться данным образовательным учреждением. Для выяснения пожеланий родителей и их детей используются родительские запросы.
Прежде, чем мы раскроем сущность родительского запроса, рассмотрим такие понятия как «запрос», «образовательный запрос», «образовательный запрос семьи».
В толковом словаре Дмитриева даются следующие пояснения понятию «запрос»:
1. Если вы делаете запрос в какую-либо организацию, например, в газету или архив, значит, вы просите предоставить информацию, сведения о ком-либо или чём-либо.
2. Запросами являются чьи-либо или какие-либо требования, потребности, стремления [2].
Образовательные запросы - это ожидания и заказ родителей, учащихся, регионального рынка труда,
общественных институтов, высших и средних специальных учебных заведений, активных социальных групп системы образования [7].
Под образовательным запросом семьи (ОЗС) мы будем понимать ожидания родителей (членов семьи), связанные с образовательной деятельностью их ребенка и адресованные конкретному субъекту [8:6].