Научная статья на тему 'О значимости образовательного запроса семьи как инновации в деятельности педагога'

О значимости образовательного запроса семьи как инновации в деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРОС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС / EDUCATIONAL INQUIRY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС СЕМЬИ / ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАПРОСА / ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАПРОСА / TYPES OF EDUCATIONAL INQUIRY / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ / PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY / INQUIRY / EDUCATIONAL INQUIRY OF A FAMILY / FEATURES OF EDUCATIONAL INQUIRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Екатерина Александровна, Коваль Светлана Александровна

В статье представлено теоретическое обоснование понятий «запрос», «образовательный запрос», «образовательный запрос семьи», а также рассматривается необходимость изучения образовательного запроса и его видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Екатерина Александровна, Коваль Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SIGNIFICANCE OF EDUCATIONAL NEEDS OF THE FAMILY AS INNOVATIONS IN ACTIVITIES OF TEACHER

The article presents a theoretical justification of the concepts of "request", "educational request", "educational request of the family", as well as the need to study the educational request and its types.

Текст научной работы на тему «О значимости образовательного запроса семьи как инновации в деятельности педагога»

8. Рябцев, С. П. Применения средств рукопашного боя в физическом воспитании / С. П. Рябцев // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: материалы IV международной научной конференции. - Харьков-Белгород-Красноярск: Харьковская государственная академия дизайна и искусства, 2008. - С. 102-104.

9. Семенов, А. В. Развитие греко-римской борьбы в отечественном студенческом спорте и физическом воспитании: автореф. дисс. док. пед. наук / А. В. Семенов. - СПб., 2001 - 48 с.

10. Тверских, В. В. Программно-методическое обеспечение физического воспитания студентов ВУЗов на основе оздоровительного потенциала тхэквондо: автореф. дисс. канд. пед. наук / В. В. Тверских. - Тюмень, 2007. - 24 с.

11. Усков, С. В. Научный анализ вопросов формирования нравственности и гуманизма современной молодёжи посредством учебно-воспитательного процесса каратэ-до и дзю-до / С. В. Усков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сборник статей. - Орёл: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2017. - С. 200-206.

12. Чулуу А. Повышение эффективности физического воспитания в ВУЗе средствами психофизического тренинга у-шу: автореф. дисс. канд. пед. наук / А. Чулуу. - Улан-Удэ, 2007 - 21 с.

Педагогика

УДК:378.2

магистр первого курса факультета начальных классов Филатова Екатерина Александровна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск); доцент кафедры психологии и педагогики начального образования Коваль Светлана Александровна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

О ЗНАЧИМОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАПРОСА СЕМЬИ КАК ИННОВАЦИИ В

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование понятий «запрос», «образовательный запрос», «образовательный запрос семьи», а также рассматривается необходимость изучения образовательного запроса и его видов.

Ключевые слова: запрос, образовательный запрос, образовательный запрос семьи, особенности образовательного запроса, виды образовательного запроса, принципы развития образовательного потенциала семьи.

Annotation. The article presents a theoretical justification of the concepts of "request", "educational request", "educational request of the family", as well as the need to study the educational request and its types.

Keywords: inquiry, educational inquiry, educational inquiry of a family, features of educational inquiry, types of educational inquiry, principles of development of educational potential of a family.

Введение. «Личность, общество и государство - это трио заказчиков, определяющих цели, содержание и результаты образовательного процесса. В идеале следует стремиться к совмещению, а еще лучше - к совпадению и гармонии их интересов в социальном заказе системы образования. Однако в реальности мы сталкиваемся в этом плане с острыми противоречиями, мечемся из стороны в сторону и выбираем крайние позиции», - отмечает академик РАО В.И. Загвязинский [5:51].

Одним из субъектов образовательной среды является семья ребенка, характеризующаяся такими свойствами как динамичность и осознанность, предполагающая проявление некоторой активности и инициативности родителей.

Одним из проявлений такой активности могут быть их образовательные запросы. Оговоримся сразу: зачастую родители с большим трудом могут четко сформулировать свои пожелания (или требования) к системе образования или к конкретному образовательному учреждению (педагогу), однако в реальности такой запрос (пусть не вербализированный) всегда имеется.

Практика сегодняшнего дня показывает, что большинство конфликтов (скрытых или явных) между семьей и образовательным учреждением происходит именно от того, что деятельность учреждения (педагога) не соответствует ожиданиям родителей, а сами ожидания рождаются на почве дезориентации родителей в современном образовательном поле.

Однако сегодня, когда система образования все больше зависит от родителей, изучение образовательных запросов семьи становится не только важной частью всего педагогического процесса, но даже его фундаментом [8:6].

Формулировка цели статьи. Поэтому целью нашей статьи будет являться теоретическое обоснование образовательного запроса семьи, то есть родителей и детей.

Изложение основного материала статьи. Для успешного обучения и воспитания ребенка необходимо сотрудничество семьи с образовательным учреждением (педагогом). Чтобы достигнуть этого результата, необходимо понять, что именно хотят родители от учебного учреждения, завышены или занижены их пожелания и соответствуют ли они тем услугам, которые обязаны предоставляться данным образовательным учреждением. Для выяснения пожеланий родителей и их детей используются родительские запросы.

Прежде, чем мы раскроем сущность родительского запроса, рассмотрим такие понятия как «запрос», «образовательный запрос», «образовательный запрос семьи».

В толковом словаре Дмитриева даются следующие пояснения понятию «запрос»:

1. Если вы делаете запрос в какую-либо организацию, например, в газету или архив, значит, вы просите предоставить информацию, сведения о ком-либо или чём-либо.

2. Запросами являются чьи-либо или какие-либо требования, потребности, стремления [2].

Образовательные запросы - это ожидания и заказ родителей, учащихся, регионального рынка труда,

общественных институтов, высших и средних специальных учебных заведений, активных социальных групп системы образования [7].

Под образовательным запросом семьи (ОЗС) мы будем понимать ожидания родителей (членов семьи), связанные с образовательной деятельностью их ребенка и адресованные конкретному субъекту [8:6].

Таким субъектом может выступать как отдельный человек (педагог), так и образовательное учреждение, либо социальный институт, или СМИ, или (образовательная) система, или даже страна.

Итак, рассмотрим, что дает изучение образовательных запросов семьи самому образовательному учреждению или отдельному педагогу:

• возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ребенка;

• возможность выстраивать свою программу деятельности;

• способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательного процесса;

• позволяет откорректировать педагогические цели и способы их достижения;

• дает возможность учитывать семью как ресурс для совместного развития [6].

Современная семья является, как правило, нуклеарной. Однако, когда мы рассматриваем её как образовательную систему, из которой ребенок приходит к нам, необходимо знать не только ее состав, но и основные характеристики, а также качество внутрисемейных связей, существенно влияющих (или способных повлиять) на качество образовательного процесса [8:7].

При изучении членов семьи важно ответить на три главных вопроса:

1. Кто они? (Социально-педагогическая характеристика — уровень образования, профессия, материальное положение, жизненные ценности, способы взаимодействия с другими, основные проблемы и т. д., уровень психолого-педагогической компетентности).

2. Чего хотят? (Цели, запросы, отношение к образовательному учреждению (педагогу).

3. Что могут? (Какими ресурсами обладает каждый член семьи (материальными, интеллектуальными, временными, педагогическими, психологическими и т. д.).

Наряду с индивидуальным профилем семьи существуют и общие тенденции, характерные для большинства современных родителей. В контексте нашей темы к ним мы отнесем специфику их образовательных запросов, а также отношение к образованию и разным аспектам учебной деятельности детей.

Перечислим особенности образовательных запросов современной семьи:

• полярность образовательного запроса, связанная с разнообразием типов семьи и возможностями родителей;

• несогласованность (в семье), связанная с разницей педагогических взглядов взрослых членов семьи на воспитание и образование ребенка;

• несформированность образовательного запроса, связанная с недостатком информации и психолого-педагогической компетентности родителей, а также с их незрелостью и неуверенностью в себе;

• неадекватность образовательного запроса, связанная с дезориентацией в образовательной ситуации - родители иногда очень слабо представляют реальность выполнения ими педагогических требований;

• конъюнктурность образовательного запроса, связанная с ориентацией родителей на кратковременные задачи, либо с ориентацией на престиж или внешние (статусные) достижения ребенка;

• критичность, связанная с негативными установками по отношению к системе образования [8:9].

Образовательные запросы родителей можно рассматривать по двум основаниям: степени их

осознанности и степени их согласованности. В соответствии с этим выделяются следующие виды образовательных запросов [4]:

• осознанные образовательные запросы - вид образовательного запроса семьи, характеризующийся продуманностью целей с опорой на адекватное представление о возможностях семьи и образовательного учреждения;

• неосознанные (неосознаваемые) образовательные запросы - вид образовательного запроса семьи, характеризующийся спонтанными и кратковременными образовательными целями, ситуативностью выбора образовательного учреждения, отсутствием понимания и учета индивидуальных особенностей родителей и ребенка;

• консолидированные (согласованные) образовательные запросы - вид образовательного запроса семьи, при котором цели, принципы и способы реализации образовательного пути ребенка максимально согласованы между всеми субъектами семьи;

• несогласованные образовательные запросы характеризуются внутрисемейным разнообразием и непоследовательностью родительских ожиданий от системы образования и ребенка [1:3].

Очевидно, что идеальными для системы образования были бы осознанные консолидированные образовательные запросы семьи, однако для этого необходимо проделать специальную работу. Прежде всего, подобная работа должна строиться системно и включать 5 основных направлений:

• информирование - Делюсь знаниями! - Академический потенциал;

• просвещение - Делюсь пониманием! - Мотивационный потенциал;

• консультирование - Делюсь временем! - Психологический потенциал;

• обучение - Делюсь умениями! - Методический потенциал;

• совместная деятельность - Делюсь ответственностью! - Партнерский потенциал.

Для развития образовательного потенциала семьи является необходимым соблюдение следующих принципов развития:

• проективность (необходимо делать эту работу продуманной);

• открытость (включение всех субъектов образовательного процесса);

• инициативность образовательного учреждения (как более компетентного в этой сфере субъекта);

• мониторинг (отслеживание результатов и обратная связь);

• посильность нагрузки (адекватность требований, достижимость результатов);

• добровольность (исключение авторитарных способов взаимодействия с семьей);

• вариативность (возможность выбора образовательной траектории, форм и методов сотрудничества) [9:35].

Таким образом, регулярный мониторинг образовательных запросов семьи и их учет позволят образовательному учреждению (или отдельному педагогу) выстроить такой уровень сотрудничества, при котором могут быть максимально полно раскрыты все интересы и склонности ребенка и выстроен его индивидуальный образовательный маршрут.

Поскольку семья в настоящее время все больше становится автономной образовательной системой, необходимо своевременно определять ее специфику, способы функционирования и образовательный потенциал. Необходима разработка полного диагностического инструментария, способного изучить все стороны ее реальных и потенциальных возможностей. Необходимо рассматривать семью не только как среду, в которой развивается ребенок, но и как своеобразное педагогическое сообщество людей, заинтересованных в саморазвитии.

Все это позволяет говорить о том, что необходимо выстраивать не только индивидуальный образовательный маршрут ребенка, но и ввести в педагогику понятие индивидуального образовательного маршрута семьи. Данное направление научно-практической работы представляется нам крайне актуальным и перспективным.

Благодаря образовательному запросу можно не только увидеть положительное или отрицательное отношение к образованию, но и выявить, что хотят изменить родители в учебной жизни своего ребенка, а также определить направленность работы педагога.

И.А. Хоменко отмечает, что образовательные запросы родителей характеризуются:

• полярностью, которая связанна с разнообразием типов семьи и возможностями родителей;

• несогласованность, связанной с разницей педагогических взглядов взрослых членов семьи на воспитание и образование ребенка;

• несформированностью, которая зависит от недостатка информации и психолого-педагогической компетентности родителей, а также с их незрелостью и неуверенностью в себе;

• неадекватностью, связанной с дезориентацией родителей в выполнении их педагогических требований;

• конъюнктурностью, связанной с ориентацией родителей на кратковременные задачи, либо с ориентацией на престиж или внешние достижения ребенка;

• критичностью, связанной с негативными установками по отношению к системе образования [8:121.

Поэтому задача педагога - помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию как

величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание детей в учебном заведении и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс [3].

Чтобы данная цель была достигнута, необходимо воспользоваться методами анкетирования и опроса, что поможет выявить запросы родителей. Это позволит педагогу осуществить более эффективную работу с родителями и детьми, проводить консультации, беседы, родительские собрания.

При проведении такой образовательной деятельности является необходимым использование инновационных форм работы, при которых и родители, и дети будут активными субъектами, то есть будут принимать активное участие в образовательном и воспитательном процессе.

Педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма как при работе с родителями, так и при работе с детьми.

Выводы. Таким образом, в соответствии с вышесказанным, одним из инновационных требований является изучение образовательных запросов семьи. Проведение мониторинга образовательных запросов семьи позволит образовательному учреждению (педагогу) выстроить такой уровень сотрудничества с семьёй, то есть с родителями и детьми, при котором могут быть максимально раскрыты все интересы и склонности ребенка, а также сократится количество конфликтов (скрытых или явных) между семьей и образовательным учреждением благодаря инновационным методам работы с родителями.

Литература:

1. Директору школы о сотрудничестве с родителями / Под ред.А.С.Роботовой, И.А.Хоменко, И.Г.Шапошниковой. - М., 2001. - 78 с.

2. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д. В. Дмитриев. - М.: Астрель: АСТ, 2003. — 1578 с.

3. Ивлева Э. И. Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе // [Электронный ресурс]: Режим доступа: Ы{р://открытыйурок.рф/статьи/507827/ (дата обращения: 18.04.2016)

4. Ларионова Л. В. Образовательные запрос современной семьи [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/obrazovatelnie-zaprosi-sovremennoy-semi-276249.html (дата обращения: 12.05.2015).

5. Панкова Т.А. система школьного образования как образовательная полисфера // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 4. - С. 51-56.

6. Степанова Е. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одарёнными детьми в условиях дополнительного образования // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/05/26/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-kak-forma (дата обращения: 26.05.2017).

7. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://school41.edu.yar.ru/roditelyam/fgos.html

8. Хоменко И. А. Образовательные запросы современной семьи // Образование и семья: проблемы индивидуализации: Материалы Всерос. научно-практич. конф. 20-21 апреля 2005 г., Санкт-Петербург / Под общ. ред. и.а. хоменко. СПб., 2006. - С. 6-13.

9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 37"652":37.036

кандидат педагогических наук, доцент Фурсенко Татьяна Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); обучающаяся 2 курса магистратуры направленность программы «Музыкальная педагогика» Крутикова Татьяна Вадимовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В АНТИЧНОЙ

ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. В статье рассматривается теоретический аспект формирования образно-художественного мышления личности в древнегреческой и древнеримской педагогике, анализируются концептуальные положения педагогического наследия античности, раскрывается его продуктивное содержание, определяется прогностический потенциал. Выявлено влияние разных видов искусства на становление подрастающей личности, а также роль античных гуманистических ценностей образования для дальнейшего становления классической европейской педагогики.

Ключевые слова: образно-художественное мышление, античная педагогика, искусство, гуманистические ценности.

Annotation. The article deals with the theoretical aspect of the formation of the figurative and artistic thinking of the individual in ancient Greek and Roman pedagogy, analyzes the conceptual provisions of the pedagogical heritage of antiquity, reveals its productive content, determines the prognostic potential. The influence of different types of art on the emergence of a growing personality, as well as the role of ancient humanistic values of education for the further development of classical European pedagogy, is revealed.

Keywords: figurative and artistic thinking, ancient pedagogy, art, humanistic values.

Введение. История педагогики искусства является базисом для её современного и будущего развития, даёт импульс творческому развитию национальной культуры. В связи с этим осознание теоретического значения историко-педагогических исследований в области искусства связанных с формированием образно-художественного мышления в современных условиях требует определения новых, нетрадиционных путей развития, что обусловливает обращение к общечеловеческим и национальным ценностям, содержащим поучительный исторический опыт теории и практики обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим современная педагогическая теория и практика в области искусства требует освещения в историко-педагогических исследованиях процесса становления и развития образно-художественного мышления, мировоззренческих установок, на основе которых не только объясняются и объективно оцениваются педагогические реалии прошлого, но и устанавливается их продуктивное содержание, определяется прогностический потенциал. Непреходящее значение в становлении и развитии проблемы формирования образно-художественного мышления личности в истории европейской педагогики имеет античное наследие.

Формулировка цели статьи. Проследим эволюцию образно-художественного мышления в истории античной педагогики в области искусства.

Изложение основного материала статьи. Образно-художественное мышление является одним из основных способов познания мира человеком, оно прошло длительный эволюционный путь развития от синкретического мифологического до современного состояния. Процесс становления искусства является отражением процесса развития образно-художественного мышления личности, что наглядно прослеживается уже на самых первых ступенях развития античного общества. Искусство, развивая образно-художественное мышление, помогает человеку построить целостную картину мира, позволяющую принимать более эффективные решения в условиях его дальнейшей самореализации.

Вопросы формирования образно-художественного мышления личности рассматриваются в работах философов Аристотеля, Платона, Ксенофонта, В. Асмуса, А. Чанышева, психологов О. Ильченко, В. Медушевского, Е. Назайкинского, К. Тарасовой, Б. Теплова.

Путь дефиниции художественно-образного мышления многие исследователи видят в последовательном определении сущности мышления вообще, выявлении особенностей художественного мышления, уточнения специфики образно-художественного мышления и его структуры.

Образно-художественное мышление рассматривается в научной литературе как основа творческого развития личности (М. Бахтин, Л. Выготский, В. Зинченко). Ученые подчеркивают его значение для полноценного, целостного восприятия мира, формирования убеждений, взглядов и системы ценностей подрастающей личности.

Особая роль в развитии мировой цивилизации, мировой культуры и образования принадлежит Древней Греции и Древнему Риму. Образно-художественное мышление в период античности начиная с XV в. до н.э на протяжении двадцати веков развивается и формируется в процессе обучения подрастающего поколения различным видам искусства.

Греческое искусство V до н.э. отличается богатством и совершенством, которое было достигнуто благодаря внутреннему расцвету общества, его породившего. Характерными чертами произведений стали простота, изящество, монументальность и гармоничность форм. Личность, её потребности и общественные интересы стали главным объектом внимания в искусстве античности. В этот период времени получили распространение две образовательные модели в Спарте, Афинах и в Риме.

Спартанская модель образования была направлена на физическое воспитание граждан, их сплоченность, выносливость и мужественность, не считая необходимым уделять внимание интеллектуальному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.