Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ИНЖЕНЕРНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев А.В., Попова Н.В., Осипчукова Е.В., Ладыгина О.В.

Цель исследования - выявить отношение студентов инженерного профиля к физической культуре как фактору высокой конкурентоспособности. Методика и организация исследования. В июне 2021 г. проведен опрос 352 студентов Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Для достижения поставленной цели были изучены: мнение студентов о конкурентоспособности; роль физической культуры в воспитании необходимых качеств для будущей профессиональной деятельности инженера; оценка уровня своей физической активности и здоровья. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что большинство студентов считают, что занятия физкультурой и конкурентоспособность выпускника вуза взаимосвязаны. Абсолютное большинство студентов в той или иной степени регулярно занимаются физкультурой, считая здоровье основной ценностью в жизни. Вместе с тем, выявлены проблемы, препятствующие более интенсивному проявлению активностей, среди которых - отсутствие свободного времени, личная недисциплинированность и лень, отсутствие привычки и семейных традиций. Результаты данного исследования могут быть применены при организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в вузах России, а также при подготовке студентов по специальности «Организация работы с молодежью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев А.В., Попова Н.В., Осипчукова Е.В., Ладыгина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION BENEFITS FOR COMPETITIVE POSITIONING: ENGINEERING STUDENTS’ SURVEY

Objective of the study was to survey attitudes of engineering students to academic physical education service versus its benefits for their future competitive positioning. Methods and structure of the study. We run a questionnaire survey using Google template in June 2021 on a sample of the Yeltsin Federal University (Ufa) students (n= 352) from the following institutes and departments: new materials and technologies, radio electronics and information technology, construction and architecture, energy, physics and technology and chemical technology. The sample included specialty course students (9.1%), bachelors (86.6%) and masters (4.3%), with a gender split of 50.6%/ 49.4% (men/ women). The sample was 10.5% 19-minus years old, 87.2% 20-24 years old, and 1.3% 25-35 years old. Results and conclusion. Academic studies are the period most beneficial for formation of the qualities and skills needed for excellent health, high working capacity and, hence, professional success and longevity in an engineering service. Physical education heavily contributes to competitiveness of an engineering university graduate, since universities play the key role in the professional formation and personality progress agenda formation of a future specialist.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ВЫСОКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

УДК/UDC 796:658

Поступила в редакцию 03.12.2021 г.

Информация для связи с автором: a.v.ponomarev@urfu.ru

Доктор педагогических наук, доцент А.В. Пономарев1

Кандидат философских наук, доцент Н.В. Попова1

Кандидат педагогических наук Е.В. Осипчукова1

Доктор философских наук О.В. Ладыгина2

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

2Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Таджикистан

ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION BENEFITS FOR COMPETITIVE POSITIONING: ENGINEERING STUDENTS' SURVEY

Dr. Hab. Associate Professor A.V. Ponomarev1 PhD, Associate Professor N.V. Popova1 PhD E.V. Osipchukova1 Dr. Sc. Phil. O.V. Ladygina2

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

2 Russian-Tajik (Slavonic) University, Dushanbe, Tajikistan

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявить отношение студентов инженерного профиля к физической культуре как фактору высокой конкурентоспособности. Методика и организация исследования. В июне 2021 г. проведен опрос 352 студентов Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Для достижения поставленной цели были изучены: мнение студентов о конкурентоспособности; роль физической культуры в воспитании необходимых качеств для будущей профессиональной деятельности инженера; оценка уровня своей физической активности и здоровья. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что большинство студентов считают, что занятия физкультурой и конкурентоспособность выпускника вуза взаимосвязаны. Абсолютное большинство студентов в той или иной степени регулярно занимаются физкультурой, считая здоровье основной ценностью в жизни. Вместе с тем, выявлены проблемы, препятствующие более интенсивному проявлению активностей, среди которых - отсутствие свободного времени, личная недисциплинированность и лень, отсутствие привычки и семейных традиций. Результаты данного исследования могут быть применены при организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в вузах России, а также при подготовке студентов по специальности «Организация работы с молодежью».

Ключевые слова: физическая культура, студенты, инженерная специальность, конкурентоспособность, здоровый образ жизни.

Abstract

Objective of the study was to survey attitudes of engineering students to academic physical education service versus its benefits for their future competitive positioning.

Methods and structure of the study. We run a questionnaire survey using Google template in June 2021 on a sample of the Yeltsin Federal University (Ufa) students (n= 352) from the following institutes and departments: new materials and technologies, radio electronics and information technology, construction and architecture, energy, physics and technology and chemical technology. The sample included specialty course students (9.1%), bachelors (86.6%) and masters (4.3%), with a gender split of 50.6%/ 49.4% (men/ women). The sample was 10.5% 19-minus years old, 87.2% 20-24 years old, and 1.3% 25-35 years old.

Results and conclusion. Academic studies are the period most beneficial for formation of the qualities and skills needed for excellent health, high working capacity and, hence, professional success and longevity in an engineering service. Physical education heavily contributes to competitiveness of an engineering university graduate, since universities play the key role in the professional formation and personality progress agenda formation of a future specialist.

Keywords: physical education, students, engineering specialization, competitiveness, healthy lifestyle.

Введение. Работа инженера требует не только теоретических знаний, но и внутренней культуры человека, его психофизиологической подготовленности. Формирование личностных качеств, необходимых в будущей профессии и востребованных на рынке труда в целом, осуществляется в вузе. Сложно переоценить роль физической культуры в становлении будущего инженера. К сожалению, современное студенчество зачастую недооценивает значимость физической культуры, здорового образа жизни.

Цель исследования - выявить отношение студентов инженерного профиля к физической культуре как фактору высокой конкурентоспособности.

Методика и организация исследования. В июне 2021 г через доод/е-форму проведен опрос 352 студентов Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (далее УрФУ), обучающихся в институтах: новых материалов и технологий (30,0 %), радиоэлектроники и информационных технологий (11,4 %%), строительства и архитектуры (17,3 %%), энергетического

52

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

(20,2 %), физико-технологического (13,6 %), химико-технологического (12,5 %); обучающихся по программе специали-тета - 9,1 %, бакалавриата - 86,6 %, магистратуры - 4,3 %; 50,6 %о мужчин, 49,4 0% женщин; 10,5 0% - в возрасте до 19 лет, 87,2 0% - от 20 до 24 лет, 1,3 0% - от 25 до 35 лет. Обработка полученных данных произведена с использованием программы обработки и анализа социологической информации Vortex.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования позволили выстроить рейтинг жизненных ценностей студентов. Основной ценностью в жизни студенты считают здоровье (67,9 %), возможность реализовать свои способности (61,6 0%), самостоятельность, независимость и свободу (48,3 0/0), общение с друзьями (47,7 00), деньги, богатство (39,5 00), семью, детей (38,6 00), образование, профессионализм (30,100), красоту и физическое совершенство (26,1 0), возможность иметь свое дело, заниматься бизнесом, коммерцией (24,100), конкурентоспособность (12,5 0).

Вместе с тем, 65,6 00 студентов считают, что занятия физкультурой и конкурентоспособность выпускника вуза взаимосвязаны, а более половины респондентов (56,8 0) говорят о высокой степени положительного влияния физической культуры на формирование конкурентоспособности будущего инженера. Абсолютное большинство (88,4 00) в той или иной степени регулярно занимаются физкультурой, при этом 17,3 00 в неделю тратят на занятия до часа, 33,5 00 -от 1 до 3-х часов.

Чуть более чем половине респондентов (53,4 0) мешает больше внимания уделять занятиям физической культурой отсутствие свободного времени, а 40,3 0 респондентов -личная недисциплинированность и лень. С той или иной степенью регулярности студенты занимаются физкультурой дома (77,0 00), посещают занятия по физкультуре в вузе (58,2 0), делают утреннюю зарядку (55,7 00). Побуждает студентов заниматься физкультурой стремление укрепить здоровье (67,9 00), улучшить фигуру (55,7 00), отдохнуть, снять напряжение и переключиться на другой вид деятельности (54,8 0). Отметим, что только 9,8 00 студентов считают, что на предприятиях и в организациях при прочих равных условиях предпочтение отдается тем, кто занимается спортом или физической культурой.

Физическая культура для студентов - это, прежде всего, укрепление здоровья (67,9 0), сохранение привлекательной фигуры (47,7 00), составная часть ЗОЖ (40,4 00). Отметим, что лишь немного более половины (53,100) оценивают свое здоровье как отличное, а 57,1 00 студентов - свою физическую форму как соответствующую всем показателям здорового человека.

Нельзя не отметить тот факт, что студенты рассматривают физическую культуру в аспекте формирования таких личностных качеств, как дисциплинированность, ответственность и работа над своими недостатками (32,4 00), образ жизни, путь к самореализации и саморазвитию (30,7 00), умение ставить цели и рациональное распределять свое время для их достижения (16,8 00).

Сравнительный анализ результатов анкетирования в зависимости от параметров «пол», «возраст», «институт» и «уровень образовательной программы» показал некоторые различия в отношении студентов к физической культуре. В частности, мужчины по сравнению с женщинами чаще посещают спортивные площадки по месту жительства (соответственно, 56,2 00 и 39,100), спортивные секции (36,5 00 и 28,2 0), тренажерные залы (50,0 00 и 35,6 00). Среди мотиваторов занятий физической культурой у мужчин на первом месте - стремление отдохнуть, снять напряжение и переключиться на другой вид деятельности, у женщин - стремление улучшить фигуру. С целью повышения конкурентоспособности занимаются физкультурой 14,6 00 мужчин и 11,5 00

женщин, для такого же количества студентов конкурентоспособность наиболее значима в жизни (соответственно, 14,0 и 10,9 %).

Каждый четвертый студент в возрасте старше 30 лет (25,0 %) отмечает, что на предприятиях и в организациях при прочих равных условиях предпочтение отдается тем, кто занимается спортом или физической культурой. Очевидно, что такое мнение основано на собственном опыте, поскольку половина студентов (50,0 %) в этой возрастной группе совмещают обучение в вузе и работу. Столько же респондентов считают, что физическое здоровье и физическая подготовка влияют на конкурентоспособность выпускников вузов, прежде всего, инженерной подготовки. Для каждого четвертого студента в возрасте от 25 до 30 лет и старше 30 лет конкурентоспособность является ценностью в жизни. Вместе с тем, конкурентоспособность как качество личности, важное для профессиональной деятельности инженера, в большей степени отмечают студенты в возрасте до 19 лет (40,0 %), а по мере взросления количество считающих уменьшается (22-24 года - 33,6 %, 25-30 лет и старше 30 лет - по 25,0 %).

Вывод. Большинство студентов планируют работать по специальности после окончания вуза и считают, что занятия физкультурой и конкурентоспособность выпускника вуза взаимосвязаны. Абсолютное большинство в той или иной степени регулярно занимаются физкультурой, считая здоровье основной ценностью в жизни.

Вместе с тем, выявлены проблемы, препятствующие более интенсивному проявлению активностей, среди которых - отсутствие свободного времени, личная недисциплинированность и лень, отсутствие привычки и семейных традиций, а также собраны предложения студентов для решения этих проблем.

Результаты данного исследования могут быть применены при организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в вузах России, а также при подготовке студентов по специальности «Организация работы с молодежью».

Использованная литература

1. Дементьев К.Н. Особенности организации самостоятельной подготовки по физической культуре студентов инженерно-технического вуза // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 6. С. 44-45.

2. Коробцов А.С. Обоснование профессиональных профильных компетенций в инженерном образовании // Инженерное образование. 2019. № 26. С. 28-34.

3. Курамшин Ю.Ф., Люйк Л.В., Дьяченко Г.Б. Отношение студенческой молодежи к физической культуре и спорту в аспекте теоретического анализа // Теория и практика физ. культуры. 2020. № 5. С. 42-44.

4. Развитие физической культуры студентов в цифровом социокультурном пространстве / Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова, Е.С. Кириллов и др. // Теория и практика физ. культуры. 2021. № 2. С. 65-67.

References

1. Dementyev K.N. Osobennosti organizatsii samostoyatelnoy podgoto-vki po fizicheskoy kulture studentov inzhenerno-tekhnicheskogo vuza [Organization of independent physical educational activity (training) of architecture and civil engineering students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 6. pp. 44-45.

2. Korobtsov A.S. Obosnovanie professionalnykh profilnykh kompeten-tsiy v inzhenernom obrazovanii [Substantiation of professional specialized competences in engineering education]. Inzhenernoe obra-zovanie. 2019. No. 26. pp. 28-34.

3. Kuramshin Yu.F., Luik L.V., Dyachenko G.B. Otnoshenie stu-dencheskoy molodezhi k fizicheskoy kulture i sportu v aspekte teo-reticheskogo analiza [Formation of conscious attitude of student youth to physical culture and sports: problems and solutions]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 5. pp. 42-44.

4. Narkhov D.Yu., Narkhova E.N., Kirillov E.S. et al. Razvitie fizicheskoy kultury studentov v tsifrovom sotsiokulturnom prostranstve [Formation of students' personal physical culture in digital socio-cultural environment]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 2. pp. 65-67.

№2 • 2022 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.