Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьев К.Н.

Цель исследования - теоретическое обобщение особенностей содержательно-операционного компонента организации самостоятельной подготовки по физической культуре студентов инженерно-технического вуза. Методика и организация исследования. Для определения особенностей организации самостоятельной подготовки по физической культуре будущих инженеров в рамках исследования учитываются критерии профессиограмм основных специальностей, характеризующих специфику трудовой деятельности. Результаты исследования и выводы. Учитывая большую роль самостоятельной физической подготовки в формировании и совершенствовании профессионально важных способностей, авторы разделяют самостоятельные тренировочные занятия на специальные тренировочные занятия по индивидуальным программам физических упражнений, имеющим профессионально-прикладную направленность; самостоятельные занятия профилированными видами спорта; любительские и профессиональные тренировочные занятия, имеющие спортивную направленность на совершенствование профессионально важных качеств. Ключевым аспектом эффективного использования самостоятельной физической подготовки студентов может стать разработка авторских методик, обеспечивающих формирование профессиональной физической культуры личности студентов с учетом степени их двигательной активности и мотивационной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьев К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL EDUCATIONAL ACTIVITY (TRAINING) OF ARCHITECTURE AND CIVIL ENGINEERING STUDENTS

Objective of the study was to theoretically generalize the specific features of the content-related and operational components of independent physical education activity of architecture and civil engineering students. Methods and structure of the study. The peculiarities of organization of independent physical education activity of the future engineering students were determined based on the professiograms of the major specialties characterizing the specifics of work activities. Results and conclusions. Given the meaningful role of independent physical training in the formation and improvement of the professionally important motor abilities, the authors divide independent trainings into special training sessions under individual physical training programs of professional-applied orientation; independent physical training in the vocation-related sports discipline; amateur and professional trainings aimed at improving professionally important qualities. A key aspect of effective independent physical training of students may be the development of the author’s methods that ensure the formation of personal professional physical culture of students taking into account the level of their motor activity and motivation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ подготовки ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 20.03.2021 г.

Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

ORGANIZATION OF iNDEPENDENT PHYSICAL EDUOATiONAL ACTiViTY (TRAINING) OF ARCHiTECTURE AND CiViL ENGiNEERiNG STUDENTS

PhD, Professor K.N. Dementyev

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: dementevkn2013@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - теоретическое обобщение особенностей содержательно-операционного компонента организации самостоятельной подготовки по физической культуре студентов инженерно-технического вуза. Методика и организация исследования. Для определения особенностей организации самостоятельной подготовки по физической культуре будущих инженеров в рамках исследования учитываются критерии профессиограмм основных специальностей, характеризующих специфику трудовой деятельности. Результаты исследования и выводы. Учитывая большую роль самостоятельной физической подготовки в формировании и совершенствовании профессионально важных способностей, авторы разделяют самостоятельные тренировочные занятия на специальные тренировочные занятия по индивидуальным программам физических упражнений, имеющим профессионально-прикладную направленность; самостоятельные занятия профилированными видами спорта; любительские и профессиональные тренировочные занятия, имеющие спортивную направленность на совершенствование профессионально важных качеств. Ключевым аспектом эффективного использования самостоятельной физической подготовки студентов может стать разработка авторских методик, обеспечивающих формирование профессиональной физической культуры личности студентов с учетом степени их двигательной активности и мотива-ционной направленности.

Ключевые слова: самостоятельная подготовка, профессиональная готовность, профессионально важные двигательные способности, профессионально важные психофизиологические качества.

Abstract

Objective of the study was to theoretically generalize the specific features of the content-related and operational components of independent physical education activity of architecture and civil engineering students. Methods and structure of the study. The peculiarities of organization of independent physical education activity of the future engineering students were determined based on the professiograms of the major specialties characterizing the specifics of work activities.

Results and conclusions. Given the meaningful role of independent physical training in the formation and improvement of the professionally important motor abilities, the authors divide independent trainings into special training sessions under individual physical training programs of professional-applied orientation; independent physical training in the vocation-related sports discipline; amateur and professional trainings aimed at improving professionally important qualities. A key aspect of effective independent physical training of students may be the development of the author's methods that ensure the formation of personal professional physical culture of students taking into account the level of their motor activity and motivation.

Keywords: independent training, professional competency, professionally important motor abilities, professionally important psychophysiological qualities.

□ и

£ г. CL

4—

О ш и

CL ' -о с га

Ii

О ш

■С

Н

Введение. Компонентами самостоятельной деятельности принято считать: мотивационный (побуждающий человека к деятельности и обуславливающий достижение целей); содержательно-операционный (включающий владение обучающимися системой знаний и методикой обучения); волевой (связанный с проявлением стремления получить необходимый результат, ответственностью за результат своей деятельности).

Актуальность исследуемой проблемы для формирования, в первую очередь, профессионально важных двигательных качеств определяется важным значением самостоятельных занятий физической культурой, требующих определенного уровня знаний и организационных умений студента.

Основу построения методики самостоятельных занятий физической культурой специалиста составляют факторы, определяющие его профессиональную готовность. При этом одним из главных пунктов построения методики является определение целей и задач, а также выбор форм организации занятия [1].

Цель исследования - теоретическое обобщение особенностей содержательно-операционного компонента организации самостоятельной подготовки по физической культуре студентов инженерно-технического вуза.

Методика и организация исследования. Актуальные на сегодняшний день основы организации самостоятельной физической подготовки студентов как одной из форм реали-

44

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | June

зации целей и задач учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» можно условно разделить на следующие группы по направлениям:

- приоритетное направление отведено тренировочным занятиям;

- содержательная основа занятий строится на межпредметных связях дисциплины «Физическая культура и спорт» с другими учебными дисциплинами;

- особое место занимает оздоровительная направленность занятий.

При этом сохраняется тенденция к переходу от конкретных задач, направленных на улучшение уровня физической подготовленности студентов, совершенствование двигательных умений и навыков, к формированию навыков здорового образа жизни, повышению адаптационных возможностей организма в условиях реформирования вузовской образовательной среды.

Для определения особенностей организации самостоятельной подготовки по физической культуре будущих инженеров в первую очередь необходимо учитывать критерии профессиограмм основных специальностей, характеризующих специфику трудовой деятельности, и руководствоваться следующими правилами:

- соблюдение принципа оптимизации (оперативное приведение средств и методов физического воспитания в соответствие целям и задачам профессиональной деятельности);

- сохранение последовательности в занятиях физическими упражнениями и постепенности повышения физической и психологической нагрузки, чередования нагрузки на отдельные системы, органы и мышечные группы, задействованные в ходе трудового дня специалистов;

- особое внимание уделять гармоничному развитию основных двигательных способностей.

Эффективность труда инженера во многом зависит от его индивидуальных способностей к профессиональной деятельности, степени работоспособности и восстанавливаемости организма, стрессоустойчивости и т. д.

Многие требования являются общими для всех представителей инженерных профессий. Однако есть и специальные требования, определяемые спецификой трудовой деятельности, т. е. профессиональной пригодностью. Работа инженера требует развивать профессионально важные психофизиологические функции и физические качества, способствующие формированию эффективной профессиональной готовности, которая обусловлена объективными факторами его трудовой деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя содержание учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузах, ряд авторов подчеркивает оздоровительный аспект в обучении, воспитании [2, 3].

Однако, учитывая требования, предъявляемые к профессиональной готовности специалиста, можно утверждать, что применение средств и методов физической культуры для формирования, совершенствования и поддержания на необходимом уровне развития профессионально важных психофизиологических качеств личности и психофизических качеств организма у специалистов инженерно-технического профиля напрямую связано с профессионально-прикладной направленностью физического воспитания студентов в вузе.

При решении этих задач необходимо использовать значительный объем специальных средств и методических приемов, подбор которых следует осуществлять с учетом специфики будущей специальности и уровня индивидуального развития профессионально важных качеств занимающегося.

Содержательная часть и методические основы самостоятельной подготовки достаточно обоснованы и успешно реализуются в образовательном процессе.

Вместе с тем, требуют своего научного обоснования организационно-управленческие аспекты физического самосовершенствования студентов, т. к. эффективность самостоятельных занятий в значительной мере зависит от качества ее организации.

Основной целью самостоятельных занятий студентов по физическому воспитанию является коррекция индивидуального уровня физической подготовленности с учетом общих и специальных требований будущей профессии. Главной задачей физического самовоспитания будущих специалистов является совершенствование профессионально важных для будущей трудовой деятельности психофизических качеств и двигательных способностей.

К частным задачам самосовершенствования можно отнести: разностороннюю физическую подготовленность на основе комплексирования разделов программы учебной дисциплины «Физическая культура и спорт», сохранение и укрепление здоровья, коррекцию и профилактику профессиональных заболеваний, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности, выработку устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Выводы. Учитывая большую роль самостоятельной физической подготовки в формировании и совершенствовании профессионально важных способностей, мы предлагаем разделить самостоятельные тренировочные занятия на:

- специальные тренировочные занятия по индивидуальным программам физических упражнений, имеющим профессионально-прикладную направленность;

- самостоятельные занятия профилированными видами спорта;

- любительские и профессиональные тренировочные занятия, имеющие спортивную направленность на совершенствование профессионально важных качеств.

Ключевым аспектом эффективного использования самостоятельной физической подготовки студентов может стать разработка авторских методик, обеспечивающих формирование профессиональной физической культуры личности студентов с учетом степени их двигательной активности и мотивационной направленности.

Литература

1. Караван А.В. Организация самостоятельных занятий физической культурой студентов строительного вуза в современных условиях / А.В. Караван, К.Н. Дементьев // Материалы Международного науч.-практ. конгресса «Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта», посвященного 100-летию ГЦОЛИФК. - М: РГУФКСМиТ, 2018. - С. 420-427.

2. Эльмурзаев М.А. Построение моделей физической рекреации: инновационный вектор развития / М.А. Эльмурзаев, И.А. Панчен-ко, Н.В. Пахолкова // Теория и практика физ. культуры. - 2019.

- № 3. - С. 47-48.

3. Панченко И.А. Гуманистическая модель организации физкуль-турно-рекреационной деятельности / И.А. Панченко, М.А. Эльмурзаев, И.В. Бобров // Теория и практика физ. культуры. - 2020.

- № 3. - С. 75-77.

References

1. Karavan A.V., Dementyev K.N. Organizatsiya samostoyatelnykh zan-yatiy fizicheskoy kulturoy studentov stroitelnogo vuza v sovremennykh usloviyakh [Organization of independent physical education classes for students of civil engineering university in modern conditions]. Proceedings International research-practical congress "Scientific pedagogical schools in physical education and sports", dedicated to the 100th anniversary of SCOLIPE. Moscow: Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism publ., 2018. pp. 420427.

2. Elmurzaev M.A., Panchenko I.A., Pakholkova N.V. Postroenie mod-eley fizicheskoy rekreatsii: innovatsionny vektor razvitiya [Physical recreation service model design options: innovative development vector]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2019. No. 3. pp. 47-48.

3. Panchenko I.A., Elmurzaev M.A., Bobrov I.V. Gumanisticheskaya model organizatsii fizkulturno-rekreatsionnoy deyatelnosti [Humanistic model of organization of recreational physical education practices]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 3. pp. 75-77.

№6 • 2021 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.