ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ИГРОВОИ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 28.05.2020 г.
Информация для связи с автором: olya_stepchenkov@mail.ru
Аннотация
Доктор медицинских наук, профессор П.В. Родичкин1 О.П. Степченкова2
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Фокин1
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург
APPLiCATiON OF COMPETiTiVE GAME METHODOLOGY iN ACADEMIC PHYSiOAL TRAiNiNG
Dr.Med., Professor P.V. Rodichkin1 O.P. Stepchenkova2
PhD, Associate Professor A.M. Fokin1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
2 Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications, St. Petersburg
Цель исследования - разработать и доказать эффективное влияние методики соревновательно-игровой направленности на повышение уровня физической подготовленности студентов вуза.
Методика и организация исследования. В ходе эксперимента сформированы две группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), численностью по 30 студентов, регулярно посещающих занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт». КГ занималась по рабочей программе дисциплины «Физическая культура и спорт» вуза, ЭГ - по экспериментальной программе, которая включала три основных блока, отличающихся по преимущественной направленности, содержанию, средствам и методам организации учебного процесса: базово-формирующий, образовательно-тренировочный и физкультурно-спортивного совершенствования. Результаты исследования и выводы. Полученные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о значительном приросте показателей функционального состояния организма и уровня физической подготовленности обучающихся в ЭГ (р<0,01). Методика соревновательно-игровой направленности, включающая в себя разнообразные формы организации занятий, учитывающая интересы и потребности обучающихся, способствовала повышению уровня физической подготовленности обучающихся, увеличению их двигательной активности, изменению отношения к дисциплине «Физическая культура и спорт» и развитию устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, соревновательно-игровая направленность, физическая культура.
Annotation
Objective of the study was to develop and prove by experiment the effectiveness of the competitive game methodology in application to university students to increase the level of their physical fitness.
Methods and structure of the study. In the course of the experiment, two groups were formed: Experimental and Control, 30 students each, who were regularly involved in the physical education classes in the Physical Education and Sports discipline. The Control Group was involved in the work program of the academic Physical Education and Sports discipline at the university, while the Experimental Group was rained according to the experimental program, which included three main blocks which differed in their direction, content, means and methods of organization of the educational process: base-forming, educational-training, and physical education and sports specialist advancement. Results and conclusions. The data obtained during the educational experiment indicate a significant increase in the functional state indicators and physical fitness level of the Experimental Group students (p<0.01). The competitive game methodology, which included various forms of organization of the physical education classes taking into account the students' interests and needs, contributed to the improvement of their physical fitness level, increasing their motor activity, changing their attitude towards the Physical Education and Sports discipline, and promoting the development of a sustained interest in independent physical education and sports activities.
Keywords: physical fitness, students, competitive game orientation, physical education.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Физическая культура в высших учебных заведениях представляет собой сложный и рационально организованный процесс, отражающий совокупность материальных и духовных ценностей определенной социальной группы - студентов [4]. Основными приоритетными направлениями физической культуры в вузе являются: приобщение к здоровому образу жизни, повышение уровня двигательной активности и физической подготовленности обучающихся, формирование двигательных умений и навыков для подготовки к будущей профессиональной деятельности, привитие потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями [1].
Игровая деятельность является средством физической активности, посредством которой студент может улучшить функциональное состояние организма, укрепить мышечный корсет, раскрепоститься и впоследствии укрепить здоровье [3]. В связи с этим особую актуальность в настоящее время приобретает проблема разработки содержательно-инновационных программ и методик физического воспитания обучающихся вузов с применением соревновательно-игровой направленности учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» [2].
Цель исследования - разработать и доказать эффективность влияния методики соревновательно-игровой направ-
ленности на повышение уровня физической подготовленности студентов вуза.
Методика и организация исследования. В начале педагогического эксперимента было проведено анкетирование студентов и преподавателей с целью определения роли физической культуры в жизни студентов. Полученные ответы свидетельствовали о низком интересе к традиционным формам проведения занятий по физической культуре у обучающихся и малом объёме использования средств соревновательно-игровой направленности преподавателями.
После проведенного анкетирования были сформированы две группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) численностью по 30 человек, составленные из обучающихся, регулярно посещающих занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт». КГ занималась по рабочей программе дисциплины «Физическая культура и спорт» вуза, ЭГ - по экспериментальной программе.
Экспериментальная программа включала в себя три основных блока, отличающихся по преимущественной направленности, содержанию, средствам и методам организации учебного процесса.
1-й блок «Базово-формирующий» (сентябрь-ноябрь). Основными задачами данного этапа являлись: определение исходного уровня физической подготовленности обучающихся; создание представлений об изучаемом действии; овладение основами игровой деятельности; развитие физических качеств и способностей (ОФП в игровой форме), выявление мотивов и потребностей обучающихся в различных видах спорта и систем физических упражнений. Средствами являлись: подготовительные игры с бегом, прыжками, метаниями и приемами техники передвижения, игры с обязательными приемами игры (ловля, передачи, остановки, удары и др.), которые вначале использовались изолированно, а затем как способ решения игровой ситуации, подвижные игры с облегченными меняющимися условиями. Результатом данного этапа являлось формирование мотивации обучающихся к занятиям и формирование первичного навыка владения игровыми двигательными действиями.
2-й блок «Образовательно-тренировочный» (декабрь-март). Основные задачи блока: овладение усложненными вариантами двигательных действий и их закрепление; расширение арсенала технико-тактических приемов спортивных игр; совершенствование технико-тактических действий в различных игровых условиях. Средствами являлись игры, игровые формы, эстафеты для освоения индивидуальных и групповых приемов и действий, для которых характерно противоборство с ограниченными зонами перемещения, учебные игры. Результатом данного этапа являлось формирование у занимающихся игрового двигательного навыка.
3-й блок «Физкультурно-спортивного совершенствования» (апрель-июнь). Основной задачей блока является совершенствование приемов спортивных и подвижных игр в соревновательно-игровых условиях для обеспечения полно-
ценной социально-профессиональной деятельности; совершенствование двигательных действий в усложненных условиях. Средствами являлись игры, направленные на освоение основных приемов в типичных для изучаемой игры условиях. При этом используется принцип постепенного расширения игрового пространства, увеличения количества играющих. Использовались игры в формате мини-баскетбола, волейбола, гандбола. Завершался этап в формате учебных игр по основным правилам. Результатом блока являлось формирование игрового умения высшего порядка.
Экспериментальная методика предполагала увеличение средств соревновательно-игровой направленности до 70-80 % времени на занятии. Подбор используемых средств и методов на учебных занятиях по физической культуре менялся в зависимости от поставленных задач и с учетом разделов программы.
Для оценки функционального состояния организма обучающихся использовались: проба Руфье (Индекс Руфье-ИР) и коэффициент выносливости Кваса (КВ).
Для оценки уровня физической подготовленности обучающихся были использованы следующие тесты: «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа»; «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами»; «Прыжок в длину с места»; «Поднимание туловища из положения лежа на спине»; «Гребля 2 км на гребном тренажере Консепт-2»; «Челночный бег 4х15 м»; «Полоса препятствий».
Результаты исследования и их обсуждение. Представленные данные за период эксперимента у обучающихся ЭГ свидетельствуют о качественных положительных изменениях в показателях функциональных проб ИР и КВ. Показатели ИР в КГ после эксперимента не изменились, а в ЭГ существенно улучшились (38 %.) Показатели коэффициента выносливости Кваса в ЭГ после эксперимента улучшились на 18 %, а в КГ - на 4 %.
Анализ полученных результатов позволил выявить положительную динамику физической подготовленности участников ЭГ (см. таблицу). Так, в упражнении «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» наблюдался самый большой прирост показателей как в КГ, так и в ЭГ, что на наш взгляд, связано с сенситивным периодом развития мышечной силы в этом возрасте (р<0,01).
В упражнении «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами» был выявлен значительный прирост в ЭГ, который составил 22,3 %, при этом в КГ наблюдается ухудшение результатов у обучающихся, что связано, на наш взгляд, с недостаточным количеством времени, отводимым на занятиях развитию гибкости.
Исследование скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) показало положительную динамику, так, прирост в ЭГ составил 5 % (р<0,01), в КГ - 3,6 % (р>0,05).
В упражнении «Поднимание туловища из положения лежа на спине» результаты в КГ улучшились на 2 % (р>0,05), в ЭГ была зафиксирована статистически положительная динамика (р<0,01) и улучшение показателей на 18 %.
Динамика показателей уровня физической подготовленности обучающихся до и после эксперимента в КГ и ЭГ
' —-—^^^^ Группа Тест ' -—-—____ КГ до ЭГ до КГ после ЭГ после
Отжимания 7,97±5,46 9,47±4,45 11,56±3,72 16,50±5,19*
Гибкость 13,03±6,28 13,26±5,74 12,80±5,69 16,60±4,68*
Прыжок в длину 171,83±22,60 167±19,14 165,73±11,01 175,53±14,18*
Пресс 34,10±6,38 37,50±7,76 34,80±4,94 44,10±7,89*
Гребля 12,19±1,21 12,40±1,36 11,32±0,89 10,44±0,89*
Челночный бег 10,02±1,32 10,54±1,43 9,84±0,99 9,20±0,90*
Координация 30,21±2,29 30,29±2,34 29,96±1,96 28,62±1,55*
Примечание. * - р<0.01 между экспериментальной и контрольной группами.
№ 11 • 2020 Ноябрь | November
http://www.teoriya.ru
Выносливость студентов оценивалась по результатам прохождения дистанции 2 км на гребном тренажере Консепт-2, в ЭГ время улучшилось на 16 % (р<0,01). В КГ результаты улучшились на 7 % (р>0,05).
Показатели результатов теста «Челночный бег 4х15 м» статистически улучшились в ЭГ на 13 % (р<0,01), а в КГ - на 2 % (р>0,05).
Постоянная смена игровых ситуаций, направления движения, частые ускорения, многообразия вариантов действий -все это позволяет студентам улучшать скоростно-силовые и координационные способности, о чем также свидетельствуют результаты показателей прохождения полосы препятствий. Обучающиеся ЭГ на 6 % улучшили свои показатели (р<0,01), КГ же - лишь на 1 % (р>0,05).
Выводы. Экспериментальная методика соревновательно-игровой направленности, включающая в себя разнообразные формы организации занятий, учитывающая интересы и потребности обучающихся, способствовала повышению уровня физической подготовленности обучающихся, увеличению их двигательной активности, изменению отношения к дисциплине «Физическая культура и спорт» и развитию устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.
Литература
1. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании
- важная составляющая подготовки будущих специалистов /
Г.Н. Пономарев, Я.В. Куванов, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3 - С. 12-14.
2. Портных Ю.И. Спортивные игры в физическом воспитании: учеб. пособие / Ю.И. Портных, С.Л. Фетисова, Е.А. Митин и др. / под общ.ред. проф. Ю.И. Портных. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 459 с.
3. Родичкин П.В. Повышение функционального состояния студентов посредством использования игровой деятельности на занятиях по физической культуре в вузе / П.В. Родичкин, А.М. Фокин, О.П. Степченкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 372-375.
4. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.
References
1. Ponomarev G.N., Kuvanov Ya.V., Selyukin D.B. Fizicheskaya kultura v vysshem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayushchaya podgotovki budushchikh spetsialistov [Role of academic physical education in higher education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2019. No. 3, pp. 12-14.
2. Portnykh Yu.I., Fetisova S.L., Mitin E.A. et al. Sportivnye igry v fiz-icheskom vospitanii [Sports games in physical education]. Study guide. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia publ., 2008. 459 p.
3. Rodichkin P.V., Fokin A.M., Stepchenkova O.P. Povyshenie funkt-sionalnogo sostoyaniya studentov posredstvom ispolzovaniya igrovoy deyatelnosti na zanyatiyakh po fizicheskoy kulture v vuze [Game activities at physical education lessons to improve students' functional state]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. no.3 (181). pp. 372-375.
4. Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokulturny potentsial fiz-icheskoy rekreatsii [Sociocultural Potential of Physical Recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 2. pp. 52-54.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
влияние развития силовых способностей на технику выполнения соревновательного упражнения метателей диска
Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Ушакова1 Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Батырь1 Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Мартюшев1 Н.А. Пономарева1 волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
УДМ^С 796.42
Ключевые слова: метатели диска, техническая подготовка, физическая подготовленность, физические качества, силовые способности, быстрота.
Введение. В метании диска, как в любом легкоатлетическом метании, имеются основные условия, при соблюдении которых удается воздействовать на снаряд с наибольшей силой.
Цель исследования - определить влияние развития силы на техническую подготовленность метателей диска.
Методика исследования. Проведены анализ дневников спортсменов, педагогическое наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение и совершенствование движений броска проходит через содержание всех тренировочных занятий в виде технически подводящих и специальных силовых упражнений.
Первые способствуют совершенствованию формы и ритма движений, вторые - совершенствованию силовых качеств - «бросковой силы».
Подводящие технические упражнения заключаются в выполнении отдельных фаз метания в различных условиях, с различными снарядами и даже без. Самыми распространенными из них необходимо считать варианты выполнения заключительной части метания - броска. Для дальнейшего совершенствования броска кроме стандартного диска применяют утяжеленные диски нормального размера, диски
Discus thrower's strength ABiLiTiEs versus
coMpETiTivE ExERciSE TEcHNiQuE
PhD, Associate Professor O.E. Ushakova1
PhD, Associate Professor I.N. Batyr1 PhD, Associate Professor A.S. Martyushev1 N.A. Ponomareva1 Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd
Поступила в редакцию 17.09.2020 г.
от штанги (2,5-5 кг), ядра (4-5 кг), камни (от 100 г до 1 кг) и т. д. Все утяжеленные снаряды можно метать и в помещении зимой, если есть места для падения снаряда (сетка, яма с песком).
Выводы. Специальные упражнения могут быть условно разделены на группы по признаку их преимущественного воздействия на мышцы основных частей тела: 1) для мышц, участвующих в сведении и разведении рук; 2) для мышц, участвующих в сгибании, разгибании и вращении туловища; 3) для мышц, участвующих в сгибании, разгибании, вращении, сведении и разведении ног. В дальнейшем мы будем группировать специальные силовые, скоростно-силовые и технические подводящие упражнения в определенном количестве, для того чтобы получить ряд тренировочных занятий, специфичных для подготовки дискоболов, и определять влияние упражнений силовой направленности на технику выполнения соревновательного упражнения.
Использованная литература
1. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
2. Самсонова А.В. Изменение механических свойств скелетных мышц под влиянием физической нагрузки / А.В. Самсонова, М.А. Борисевич, И.Э Барникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - 221-225.
Информация для связи с автором: evgenevna72@mail.ru