Научная статья на тему 'Содержательно-технологические особенности формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся'

Содержательно-технологические особенности формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL CULTURE / МЕТОДИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHYSICAL QUALITIES AND FEATURES / ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PECULIARITIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / COMPONENTS OF PHYSICAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкурпит М.Н., Ефремова Т.Г., Верина Т.П.

В статье рассматриваются основные методические и содержательные аспекты формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся. Определены факторы и критерии, обусловливающие развитие профессионально-прикладной физической культуры личности; дано обоснование методологии разработки программ физического воспитания профессионально-прикладной направленности. Эффективность разработанной методики проверена в реальных условиях образовательного процесса. В исследовании проанализирована трудовая деятельность квалифицированных специалистов; выявлены наиболее характерные двигательные действия и основные операции, выполняемые в процессе работы; определены профессионально важные физические качества, причины рабочего утомления и факторы негативного влияния на организм в процессе профессиональной деятельности. Рассмотрены основные блоки авторской программы физического воспитания профессионально-прикладной направленности, приведены результаты уровня сформированности профессионально важных психофизических качеств обучающихся профессионального училища по специальности «Парикмахер». Разработанная методика формирования профессионально-прикладной физической культуры личности позволяет эффективно организовывать, планировать и оценивать процесс физического воспитания профессионально-прикладной направленности. Представленные в авторской программе теоретический, практический, контрольный модули и модуль самостоятельной работы позволяют сопряженно влиять на развитие всех компонентов личностной физической культуры: когнитивного, социально-психологического, собственно биологического (деятельностного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкурпит М.Н., Ефремова Т.Г., Верина Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательно-технологические особенности формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся»

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК/UDC 796.07-57

Информация для связи с автором: bmn-28@mail.ru

Поступила в редакцию 02.02.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Шкурпит1

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Г. Ефремова1

Кандидат медицинских наук, доцент Т.П. Верина1

1 Академия физической культуры и спорта Южного федерального университета, Ростов-на-Дону

CONCEPTUAL-TECHNOLOGICAL PECULIARITIES OF FORMATION OF STUDENTS' APPLIED PROFESSIONAL PHYSICAL CULTURE

Ph.D., Associate Professor M.N. Shkurpit1

Ph.D., Associate Professor T.G. Efremova1

Ph.D., Associate Professor T.P. Verina1

1 Academy of Physical Culture and Sport, Southern Federal University, Rostov-on-Don

и

га у

г. CL

ч—

. О ŒJ

CL

' "О С

га

^

О (U ■С

I—

Аннотация

В статье рассматриваются основные методические и содержательные аспекты формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся. Определены факторы и критерии, обусловливающие развитие профессионально-прикладной физической культуры личности; дано обоснование методологии разработки программ физического воспитания профессионально-прикладной направленности. Эффективность разработанной методики проверена в реальных условиях образовательного процесса. В исследовании проанализирована трудовая деятельность квалифицированных специалистов; выявлены наиболее характерные двигательные действия и основные операции, выполняемые в процессе работы; определены профессионально важные физические качества, причины рабочего утомления и факторы негативного влияния на организм в процессе профессиональной деятельности. Рассмотрены основные блоки авторской программы физического воспитания профессионально-прикладной направленности, приведены результаты уровня сформированности профессионально важных психофизических качеств обучающихся профессионального училища по специальности «Парикмахер». Разработанная методика формирования профессионально-прикладной физической культуры личности позволяет эффективно организовывать, планировать и оценивать процесс физического воспитания профессионально-прикладной направленности. Представленные в авторской программе теоретический, практический, контрольный модули и модуль самостоятельной работы позволяют сопряженно влиять на развитие всех компонентов личностной физической культуры: когнитивного, социально-психологического, собственно биологического (деятельностного).

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура, методика, профессионально важные физические качества, особенности трудовой деятельности, компоненты физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Annotation

The paper is dedicated to the basic methodological and conceptual aspects of formation of students' applied professional physical culture. The factors and criteria of formation of personal applied professional physical culture were provided; the technology of development of applied professional physical education programs was justified.

The effectiveness of the developed technology was tested in real conditions of the educational process. Professional performance of qualified specialists was analyzed; the most typical motor actions and basic operations performed at work and the causes of fatigue and negative factors affecting person's health at work were identified. The main units of the developed author applied professional physical education program were considered and the results of levels of development professionally significant psychophysical qualities of vocational school students of the specialiality "Barbers and hairdressers" were presented. The developed technology of formation of person's applied professional physical culture can be used to effectively organize, plan and evaluate the process of applied professional physical education.

Using the theoretical, practical, control modules and the module of students' independent activity provided in the author program teachers can affect the process of development of all components of personal physical culture: cognitive, sociopsychological and biological (activity).

Keywords: applied professional physical culture, technology, professionally significant physical qualities and features, peculiarities of professional activity, components of physical culture, applied professional physical training.

Введение. Рассматривая содержательные основы формирования профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), необходимо отметить многообразие подходов и технологических решений, с помощью которых реализуется физкультурная деятельность. Существенным фактором физического воспитания в контексте профессиональной направленности являются единство и взаимосвязь не только биологических (двигательных), социально-психологических,

интеллектуальных компонентов личностной физической культуры, но и высокий уровень развития прикладных психических, физических, специальных качеств, облегчающий адаптацию к будущей профессиональной деятельности, а также этапность процесса профессионально-прикладной подготовки, обусловливающая специфические критерии её оценки [1, 3, 5].

32

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | September

Методологические принципы формирования ППФК основываются на фундаментальных закономерностях теории и методики физической культуры и детерминируются особенностями профессиональной деятельности, факторами неблагоприятного влияния условий труда на состояние здоровья и специфическими требованиями к личностным характеристикам индивида. Важным аспектом при разработке программ профессионально-прикладной физической подготовки является профилактика профессионально обусловленных заболеваний, зависящая от возможностей и резервов специфической и неспецифической адаптации организма [4].

В настоящее время накоплен большой теоретический и эмпирический материал об использовании средств физической культуры для эффективной подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности [2]. Основываясь на имеющемся опыте прикладных и теоретических исследований, выявили, что проблема разработки содержания и четких критериев оценки ППФК обучающихся остается актуальной.

Цель исследования - определение методических и содержательных особенностей формирования ППФК обучающихся.

Методика и организация исследования. Анализ особенностей профессиональной деятельности и специфических требований к специалисту осуществляется с использованием следующих методов:

- анализа профессиограмм, профессиональных и образовательных стандартов, квалификационных характеристик, исследований гигиенической оценки факторов рабочей среды и трудового процесса, данных научно-методической литературы;

- опроса (анкетирования) квалифицированных специалистов;

- изучения заболеваемости работников;

- педагогического наблюдения в процессе трудовой деятельности.

Исследование проводилось в ГБОУ НПО РО «Профессиональное училище № 7». В нем участвовали будущие парикмахеры.

На основании результатов, полученных в процессе качественного анализа содержания и особенностей профессиональной деятельности, разработана методика формирования ППФК, включающая главные направления:

- целевые установки, основные задачи и ожидаемые образовательные результаты;

- содержательные особенности подготовки (теоретический и практический разделы), а также раздел самостоятельной работы обучающихся;

- технологические особенности реализации методики (основные документы планирования учебно-воспитательного процесса, основные формы и методы реализации);

- средства и методы контроля, критерии оценки результатов учащихся.

На основе изучения профессионально важных качеств будущего специалиста, исследования динамики работоспособности обучающихся, уровня их физического развития и физической подготовленности, функционального состояния организма была разработана авторская программа по физической культуре профессионально-прикладной направленности.

Содержательные особенности профессионально-прикладной физической подготовки отражены в авторской программе, состоящей из четырех модулей: теоретического, практического, контрольного и самостоятельной работы обучающихся (см. рисунок).

Задачи теоретического модуля направлены на развитие интеллектуального (когнитивного) компонента физической культуры личности. Сохраняя общий вектор обязательных тем теоретического блока программы, мы раскрыли их через призму профессиональной деятельности. В темах, связанных со спортом и особенностями спортивно-тренировочных занятий, акцент делался не столько на передаче знаний об особенностях их планирования, организации и контроля, сколько на значимости использования для профессионального здоровья. Теоретические занятия способствовали формированию у обучающихся ценностного отношения к здоровью, созданию ориентационных основ для дальнейшего изучения и использования физических упражнений в процессе обучения.

Задачи практического модуля, направленные на развитие деятельностного компонента ППФК личности, были ориентированы:

- на формирование у учащихся системы практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;

- на развитие психофизических способностей и качеств, умений и навыков, необходимых для овладения профессией;

- на повышение уровня физического развития, физической подготовленности и улучшение функционального состояния организма;

- на нормализацию психоэмоционального состояния, улучшение коммуникативных и личностных характеристик.

Нами были разработаны и внедрены в практику комплексы упражнений и заданий с профессионально-прикладной направленностью для каждого обязательного вида спорта, указанного в программе. Применяемые упражнения были классифицированы по группам в соответствии с профессионально значимыми качествами будущих парикмахеров: упражнения для развития и совершенствования общей вы-

Экспериментальная программа по физической культуре профессионально-прикладной направленности

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег http://www.teoriya.ru 33

носливости, быстроты, точности и координации движений, внимания, для укрепления мышц ног, спины и верхнего плечевого пояса.

Результаты исследования и их обсуждение. Предварительно проведенное исследование объема двигательной активности обучающихся и педагогическое наблюдение за трудовым процессом квалифицированных специалистов свидетельствуют о том, что большая часть обследуемого контингента находится в состоянии гипокинезии (в среднем 86 % обучающихся в течение учебного года испытывают дефицит в удовлетворении естественной потребности в движениях). С целью увеличения двигательной активности, улучшения деятельности основных систем жизнеобеспечения рекомендуется использовать многообразные физические упражнения аэробного характера. По мнению исследователей, физические упражнения, развивающие общую и статическую выносливость, формируют в организме занимающегося специфические механизмы, нивелирующие отрицательные последствия гиподинамии. Эти задачи успешно решались с помощью общеразвивающих упражнений с элементами спортивных игр.

Для развития мотивационно-ценностного компонента ППФК мы ориентировали процесс физического воспитания на создание условий, позволяющих формировать у обучающихся [4]:

- направленность на устойчивое использование средств физической культуры в профессиональной деятельности и в жизни;

- ценностные ориентации на физическую культуру и спорт;

- устойчивые внутренние мотивы к самостоятельным занятиям физической культурой и производственной физической культурой;

- интерес к спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности;

- установку на ведение здорового образа жизни;

- физкультурно-спортивную этику и культуру;

- чувство прекрасного.

Проанализировав трудовую деятельность и профессиональные заболевания парикмахеров, мы пришли к выводу, что одним из видов профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний может стать система упражнений по методу Д. Пилатеса. Она поможет будущим специалистам не только развить необходимые физические качества и предотвратить профессиональные заболевания, но и приобщить будущих специалистов к их самостоятельному использованию в дальнейшем. Поэтому модуль самостоятельной работы в качестве дополнительных (секционных) и самостоятельных занятий включает занятия по методу Д. Пилатеса и элементы йоги.

Для формирования навыков самостоятельной работы в области физического самовоспитания разработаны ком-

плексы упражнений, ориентированные на основные задачи ППФП:

- развитие профессионально важных физических качеств и двигательных способностей (общая и статическая выносливость, полноценное функционирование нижних и верхних конечностей, быстрая двигательная реакция, высокая степень координации движений);

- профилактика неблагоприятного влияния условий труда (снятие усталости, психоэмоционального напряжения, восстановление функции зрительного анализатора).

Одним из факторов, который обусловливает содержательные аспекты профессионально-прикладной физической подготовки, является построение учебного процесса и особенности изучения ведущих трудовых операций. Так, подбор средств физической культуры осуществлялся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обучающемуся в процессе выполнения трудовых операций (табл. 1).

Контрольный модуль включал средства оперативного, текущего и итогового контроля (педагогическое тестирование, выполнение контрольных упражнений, подготовка рефератов, докладов). Изменения мотивационных и ценностных характеристик обучающихся выявлялись с использованием показателей посещаемости аудиторных и внеаудиторных занятий физической культурой, участия в различных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. Для оценки достижений обучающихся в области общей и профессионально-прикладной физической подготовки использовались методы математической статистики, определяющие достоверность различий между показателями экспериментальной и контрольной групп в динамике, а также выявляющие индивидуальную оценку темпов прироста отдельных двигательных способностей. Сочетание указанных методов обеспечило получение дифференцированной информации о степени освоения теоретических и методических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной физической подготовленности каждого обучающегося.

Реализация экспериментальной методики формирования ППФК обучающихся свидетельствует о ее эффективности по следующим критериям:

- положительной динамике и достоверному приросту уровня развития профессионально значимых качеств занимающихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной (табл. 2);

- возрастанию интереса и мотивации обучающихся экспериментальной группы к собственному физическому совершенствованию, что выразилось в снижении количества пропусков занятий, увеличении числа занимающихся в секциях и самостоятельно.

У занимающихся, составивших контрольную группу, достоверно значимых изменений оцениваемых двигательных

си

V-□

. а

и

га у

г.

ч—

. О (и

га

V-

■ -О С

га

^

О (и .с Н

Таблица 1. Содержательные особенности профессионально-прикладной физической подготовки с учетом изучения трудовых операций

Курс обучения Основные трудовые операции Требования к подготовленности специалиста Упражнения профессионально-прикладной физической подготовки

1-й курс Стрижка волос различной длины Статическая выносливость мышц спины, хороший глазомер Упражнения для мышц спины по методу Пилатеса, упражнения для коррекции зрения и снятия усталости глаз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-й курс Плетение кос, окрашивание, стрижка мужская и женская Быстрота движений рук, ловкость, скорость двигательной реакции Упражнения для развития статической координации (методика Г.М. Давлетшина), упражнения на внимание, упражнения для развития ловкости рук, пальцев рук, точной координации движений

3-й курс Модельные стрижки, укладка волос, свадебные и вечерние прически Распределение внимания, хороший глазомер, координация движений рук и пальцев рук Общеразвивающие упражнения с элементами спортивных игр, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, «Пальчиковая гимнастика», упражнения по методу Пилатеса, элементы йоги

34

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | Бер1етЬег

Таблица 2. Динамика развития профессионально значимых качеств обучающихся, М±m

Профессионально значимые качества Исходные данные Конечные данные t р

Экспериментальная группа

Устойчивость внимания, % 48,9±1,4 53,8±1,5 2,39 <0,05

Ловкость рук, с 168,0±14,1 123,3±14,4 2,26 <0,05

Точность глазомера, % 75,3±2,5 84,2±3,1 2,23 <0,05

Быстрота движений, колич. точек 164,5±6,4 186,9±6,5 2,28 <0,05

Динамический тремор правой руки, колич. касаний 30,5±0,9 25,1±1,0 4,00 <0,01

Динамический тремор левой руки, колич. касаний 29,7±0,6 25,7±0,5 5,13 <0,01

Скорость реакции на свет, м/с 0,254±0,03 0,245±0,03 2,25 <0,05

Реакция на движущийся объект, колич. точных реакций 1,0±0,1 1,5±0,1 3,57 <0,05

Контрольная группа

Устойчивость внимания, % 50,8±2,4 51,5±2,0 0,22 >0,01

Ловкость рук, с 160,6±15,2 137,6±17,1 1,00 >0,05

Точность глазомера, % 77,5±4,7 80,0±5,1 0,36 >0,05

Быстрота движений, колич. точек 166,5±6,5 169,9±5,5 0,39 >0,01

Динамический тремор правой руки, колич. касаний 24,0±0,6 22,0±0,7 2,17 <0,05

Динамический тремор левой руки, колич. касаний 26,9±0,6 26,0±0,7 1,02 >0,05

Скорость реакции на свет, м/с 0,274±0,03 0,274±0,04 - -

Реакция на движущийся объект, колич. точных реакций 1,3±0,2 1,6±0,3 0,83 >0,05

характеристик не наблюдалось, за исключением теста, оценивающего динамический тремор правой руки.

Достоверная положительная динамика результатов общей физической подготовленности наблюдалась и в контрольной, и в экспериментальной группах, что, на наш взгляд, является закономерным результатом учебного процесса.

Выводы. Разработанные в настоящем исследовании методические и содержательные аспекты формирования ППФК личности обучающихся носят универсальный характер и позволяют применять их в образовательном процессе при подготовке обучающихся различных специальностей. Изложенные особенности организации физического воспитания профессионально-прикладной направленности не противоречат компетентностному подходу, одновременно способствуя формированию основных компонентов физической культуры личности (интеллектуального, социально-психологического, собственно биологического).

В ходе применения экспериментальной методики существенно повышается уровень развития профессионально важных психофизических качеств и характеристик обучающихся. Полученные результаты могут стать фактологической основой для изучения и разработки многих вопросов, в том числе определения взаимосвязи направлений профессионально-прикладной подготовки обучающихся специфическим особенностям профессиональной деятельности с помощью корреляционного анализа. Вместе с тем на основе полученных результатов при помощи разработанной методики возможны повышение эффективности формирования ППФК обучающихся и коррекция содержания процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.

Литература

1. Беляев А.П. Тенденции развития профессионального образования / А.П. Беляев // Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 21-27.

2. Курдюков Б.Ф. Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы / Б.Ф. Курдюков,

М.Б. Бойкова // Физическая культура, спорт - наука и практика. -Краснодар. - 2012. - № 2. - С. 30-32.

3. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности [Текст] / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 7. - С. 16-19 .

4. Хакунов Н.Х. От профессионально-прикладной физической подготовленности - к формированию профессионально-прикладной физической культуры / Н.Х. Хакунов, В.П. Шрам // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 3.

5. Чермит К.Д. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К.Д. Чермит, М.М. Эбзеев, Н.Х. Хакунов, Д.Е. Бахов // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 93-98.

References

1. Belyaev, A.P. Tendentsii razvitiya professional'nogo obrazovaniya (Professional education development tendencies) / A.P. Belyaev // Pedagogika. - 2003. №. 6. - P. 21-27.

2. Kurdyukov, B.F. Sovremennye kontseptual'nye vzglyady na protsess formirovaniya professional'no kompetentnostnoy lichnosti v usloviyakh preobrazovaniya vyisshey shkoly (Modern conceptual views on the process of professionally competent personality formation within higher education transformation) / B.F. Kurdyukov, M.B. Boykova // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. №. 2. - Krasnodar. -2012. - P. 30-32.

3. Pedagogicheskaya tekhnologiya ispol'zovaniya sredstv fizicheskoy kultury dlya adaptatsii studentov k budushchey professional'noy deyatel'nosti (Educational technology of using means of physical culture to adapt students to future professional activity) / A.E. Bolotin, V.A. Shchegolev, V.V. Bakaev // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2014.

- No. 7. - P. 16-19.

4. Khakunov, N.Kh. Ot professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovlennosti - k formirovaniyu professional'no-prikladnoy fizicheskoy kul'tury (From applied professional physical preparedness

- to formation of applied professional physical culture) / N.Kh. Khakunov, B.N. Shram // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2006. - № 3.

5. Chermit, K.D. Semantika i vzaimosvyaz' ponyatiy «fizicheskaya kul'tura lichnosti», «professional'no-prikladnaya fizicheskaya kul'tura lichnosti», «professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka» (Semantics and relationship of the concepts of "personal physical culture", "personal applied professional physical culture", "applied professional physical training" / K.D. Chermit, M.M. Ebzeev, N.Kh. Khakunov, D.E. Bakhov // Uch. zapiski un-ta im. P.F. Lesgafta. - 2007.

- № 6 (28). - P. 93-98.

№ 9 • 2015 Сентябрь | September http://www.teoriya.ru 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.