Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкин Д.Б., Новикова А.В., Мурашева М.В., Яковлев С.А.

Цель исследования - выявление педагогического потенциала кейс-технологии по формированию навыков здорового образа жизни у будущих инженеров. Методика и организация исследования. В опытно-экспериментальной работе по формированию навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) приняло участие более 200 будущих инженеров - студентов Горного университета (Санкт-Петербург). Обучение с применением кейс-технологии проходило в течение весеннего семестра 2020-2021 учебного года. В рамках экспериментального исследования были разработаны кейсы-инциденты по тематике здорового образа жизни. Результаты исследования и выводы. Полученные данные экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что применение кейс-технологии в образовательном процессе способствует повышению информированности, активности в реализации принципов ЗОЖ, удовлетворенности своим образом жизни и здоровьем в целом. Будущие инженеры с интересом воспринимают инновационные образовательные технологии. Число студентов, демонстрирующих неудовлетворительный (элементарный) уровень развития навыков ЗОЖ, снизился с 72% до 28%. Студенты, успешно освоившие кейс-инциденты, отличились лучшей посещаемостью занятий по дисциплине «Физическая культура» в течение семестра в сравнении с обучающимися учебных групп, в которых интерактивное обучение не проводилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE CULTIVATION CASE TECHNOLOGIES FOR ENGINEERING UNIVERSITY STUDENTS

Objective of the study was to test benefits of the healthy lifestyle cultivation case technologies for engineering university students. Methods and structure of the study. We sampled for the healthy lifestyle cultivation case technologies (of our own design) testing experiment the Mining University (St. Petersburg) students (n=200+) in the spring semester of 2020-2021. Results and conclusion. The healthy lifestyle cultivation case technologies testing experiment showed benefits of the new method as verified by progress in the learning activity, commitment for healthy lifestyle, wellbeing and self-rated health. The students showed high interest in the innovative educational technologies. The healthy-lifestyle-unaware and unskilled group was tested to contract from 72% to 28%. The students tested with good progress in the experiment demonstrated better academic progress in the Physical Education discipline for the semester versus the reference groups.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕйС-ТЕХНОЛОГИИ

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 20.01.2022 г.

Информация для связи с автором: gena391@mail.ru

Д.Б. Селюкин1 А.В. Новикова1 М.В. Мурашева1

C.А. Яковлев1

1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

HEALTHY LIFESTYLE CULTiVATiON CASE TECHNÜLÜGiES FÜR ENGINEERING UNiVERSiTY STUDENTS

D.B. Selyukin1 A.V. Novikova1 M.V. Murasheva1 S.A. Yakovlev1

1 St. Petersburg Mining University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявление педагогического потенциала кейс-технологии по формированию навыков здорового образа жизни у будущих инженеров.

Методика и организация исследования. В опытно-экспериментальной работе по формированию навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) приняло участие более 200 будущих инженеров - студентов Горного университета (Санкт-Петербург). Обучение с применением кейс-технологии проходило в течение весеннего семестра 2020-2021 учебного года. В рамках экспериментального исследования были разработаны кейсы-инциденты по тематике здорового образа жизни.

Результаты исследования и выводы. Полученные данные экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что применение кейс-технологии в образовательном процессе способствует повышению информированности, активности в реализации принципов ЗОЖ, удовлетворенности своим образом жизни и здоровьем в целом. Будущие инженеры с интересом воспринимают инновационные образовательные технологии. Число студентов, демонстрирующих неудовлетворительный (элементарный) уровень развития навыков ЗОЖ, снизился с 72% до 28%. Студенты, успешно освоившие кейс-инциденты, отличились лучшей посещаемостью занятий по дисциплине «Физическая культура» в течение семестра в сравнении с обучающимися учебных групп, в которых интерактивное обучение не проводилось.

Ключевые слова: кейс-технология, будущие инженеры, здоровый образ жизни.

Abstract

Objective of the study was to test benefits of the healthy lifestyle cultivation case technologies for engineering university students.

Methods and structure of the study. We sampled for the healthy lifestyle cultivation case technologies (of our own design) testing experiment the Mining University (St. Petersburg) students (n=200+) in the spring semester of 20202021.

Results and conclusion. The healthy lifestyle cultivation case technologies testing experiment showed benefits of the new method as verified by progress in the learning activity, commitment for healthy lifestyle, wellbeing and self-rated health. The students showed high interest in the innovative educational technologies. The healthy-lifestyle-unaware and unskilled group was tested to contract from 72% to 28%. The students tested with good progress in the experiment demonstrated better academic progress in the Physical Education discipline for the semester versus the reference groups.

Keywords: case technologies, future engineers, healthy lifestyle.

Введение. Наличие знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и необходимых навыков поведения выступают базисом, детерминирующим здоровье человека, что доказывают данные социологических исследований [1, 2]. Успешно развитые навыки ЗОЖ предписывают рациональное поведение человека в социуме [7]. Ученые отводят ключевую роль физической культуре в формировании навыков ЗОЖ будущих инженеров и указывают на то, что выпускник технического вуза должен обладать знаниями и умениями по организации ЗОЖ [3, 4].

Образовательная организация наделена полномочиями самостоятельно определять как формы занятий, так

и средства физического воспитания обучающихся [5, 6]. Анализ содержания рабочих программ по физической культуре и спорту показал, что они имеют основную направленность на развитие физических качеств студентов, при этом в незначительной степени способствуют приобретению опыта практической деятельности по формированию навыков ЗОЖ у будущих инженеров.

Как показывает образовательная практика, применение кейс-технологий в обучении позволяет сформировать и развивать соответствующие умения и навыки в условиях, приближенных к реальным.

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

Цель исследования - выявление педагогического потенциала кейс-технологии по формированию навыков здорового образа жизни будущих инженеров.

Методика и организация исследования. В Горном университете (Санкт-Петербург) по образовательным программам бакалавриата и специалитета реализуются две дисциплины: «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», «Физическая культура и спорт», изучаемые в 1-7 семестрах в общем объеме - 400 академических часов. Единая цель дисциплин заключается в формировании физической культуры личности, а также способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Педагогический эксперимент по формированию навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) проводился в рамках освоения дисциплин по физической культуре в течение весеннего семестра 2020-2021 учебного года. В опытно-экспериментальной работе приняли участие более 200 будущих инженеров. Ежемесячно студентам предлагалось решить один кейс (от англ. Case - «обстоятельства» - реальный случай), моделирующий жизненную ситуацию, в которой может оказаться будущий специалист. Для этого были разработаны кейсы-инциденты: «Диагноз ЗОЖ», «Спорт против вредных привычек», «Главные ценности», «Разрушители жизни (о вреде курения и алкоголя)». Каждый кейс направлен на самостоятельный поиск необходимой информации (сбор и систематизация) и ее анализ для принятия решения самими обучаемыми. Для этого студенту необходимо собрать информацию; разобраться в обстановке; определить, есть ли проблемы и в чем они состоят; подумать, что надо делать; выяснить, что нужно знать для принятия того или иного решения.

В ходе исследования проведено анкетирование участников эксперимента на выявление их отношения к здоровому образужизни.

Результаты исследования и их обсуждение. Интерпретация результатов проведенной опытно-экспериментальной работы позволила заключить, что организованное интерактивное обучение с применением кейс-технологии положительно повлияло на формирование навыков ЗОЖ у будущих инженеров. Число студентов, демонстрирующих неудовлетворительный (элементарный) уровень развития навыков ЗОЖ, снизился с 72 % до 28 %. Студенты, успешно освоившие кейс-инциденты, отличились лучшей посещаемостью занятий по дисциплине «Физическая культура» в течение семестра в сравнении с обучающимися учебных групп, в которых интерактивное обучение не проводилось.

Результаты проведенного опроса показали, что будущие инженеры: стали внимательнее следить за собственным здоровьем (79,4 %о); сократили потребления табака и алкоголя

(28,6 %о); стали следить за режимом дня (31,7 0%), правильно питаться (40,5 0%).

Выводы. Применение кейс-технологии в образовательном процессе способствует повышению информированности, активности в реализации принципов здорового образа жизни, удовлетворенности своим здоровьем в целом. Будущие инженеры с интересом воспринимают инновационные образовательные технологии.

Литература

1. Изотов Е.А., Солдатова Г.В., Филатов А.О. Отношение к занятиям по физической культуре студентов технических вузов // Теория и практика физ. культуры. 2018. № 4. С. 14-16.

2. Куванов В.А., Коростелев Е.Н. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 2017. № 5. С. 23-25.

3. Руденко Г.В., Панченко И.А., Дубровская Ю.А. Физическая культура как фактор сохранения и укрепления здоровья работников горной отрасли // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. 2018. № 2. С. 172-175.

4. Руденко Г.В., Костромин О.В., Дорофеев В.А. Физическая подготовка студентов полевых специальностей // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 3. С. 12-15.

5. Савельев Д.С., Григорьев В.И., Громов М.М. Императивы стандартизации физической культуры студентов // Теория и практика физ. культуры. 2018. № 4. С. 20-22.

6. Савельев Д.С., Жерлыгина Е.С., Куванов Я.В. Потребность студентов технического вуза в создании онлайн-курса по теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 3. С. 20-23.

7. Эльмурзаев М.А., Панченко И.А., Пахолкова Н.В. Социально-психологическая модель здоровья и физической рекреации // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 6. С. 44-47.

References

1. Izotov E.A., Soldatova G.V., Filatov A.O. Otnoshenie k zanyatiyam po fizicheskoy kulture studentov tekhnicheskikh vuzov [Attitudes to physical education at technical universities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 4. pp. 14-16.

2. Kuvanov V.A., Korostelev E.N. Zdorovy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017. No. 5. pp. 23-25.

3. Rudenko G.V., Panchenko I.A., DubrovskayaYu.A. Fizicheskaya kultura kak faktor sohranenie i ukreplenie zdorovya rabotnikov gornoy otrasli [Physical education as factor in protection and strengthening of health of mining industry workers]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauki o zemle. 2018. No. 2. pp. 172-175.

4. Rudenko G.V., Kostromin O.V., Dorofeev V.A. Fizicheskaya podgotovka studentov polevykh spetsialnostey [Academic physical training service for field specialists] Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. pp. 12-15.

5. Savelyev D.S., Grigoryev V.I., Gromov M.M. Imperativy standartizatsii fizicheskoy kultury studentov [Academic physical education standardization imperatives]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 20-22.

6. Savelyev D.S., Zherlygina E.S., Kuvanov Ya.A. Potrebnost studentov tekhnicheskogo vuza v sozdanii onlain- kursa po teorii fizicheskoy kultury [Demand for theory of physical education online course in technical university]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. pp. 20-23.

7. Elmurzaev M.A., Panchenko I.A., Paholkova N.V. Sotsialno-psikhologicheskaya model zdorovya i fizicheskoy rekreatsii [Socio-psychological health/ physical recreation model]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 6. pp. 44-47.

□ и

НОВЫЕ КНИГИ

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

губа д.в., дусенко с.В. социально-экономическая система туризма и гостеприимства: МЕТОДОЛОГИЯ исследования: монография / д.в. губа, с.В. дусенко. - м.: спортивная книга, 2021. - 204 с.

Монография посвящена социально-экономическим процессам в сфере туризма и гостеприимства, а именно тем изменениям в обществе, которые отражаются на благосостоянии населения, экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Социально-экономическая система туризма и гостеприимства представлена как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических субъектов (институтов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления услуг

56

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.