Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTHY LIFESTYLE / SCHOOL STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / PSYCHOMOTOR SKILLS / SKILLS / ABILITIES / ЗОЖ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОМОТОРНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марков К.К., Кудрявцев М.Д., Лампетова Т.Д.

Цель исследования - оценить уровень навыков ведения здорового образа жизни учащимися младших классов по результатам обучения на уроках физической культуры в образовательной школе. Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, ряда других образовательных учреждений г. Красноярска. В педагогическом эксперименте приняло участие 1096 учащихся начальной школы. Структура содержания оздоровительной деятельности, способствующей формированию навыков ЗОЖ и совершенствованию психомоторной компетентности у учащихся начальной школы, состояла из оздоровительных мероприятий, акцентированных на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, профилактику простудных заболеваний, особенно в опасные периоды года. В контрольной группе использовалась традиционная методика проведения учебных занятий по физической культуре, в экспериментальной - методики освоения оздоровительных составляющих физической культуры на основе авторских работ. Результаты исследования и выводы. Результаты тестирования выявили существенные различия между всеми исследованными показателями использования элементов ЗОЖ между учащимися контрольной и экспериментальной групп. Умение использовать приемы закаливания, избегание вредных привычек, значительное снижение гриппозных заболеваний и ориентация на здоровую личную жизнедеятельность имеют также достоверные (р<0,05) различия, при этом школьники экспериментальной группы по этим критериям имеют преимущество перед учащимися контрольной группы. По большинству других критериев школьники в экспериментальной группе тоже статистически достоверно (р<0,01) имеют преимущество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марков К.К., Кудрявцев М.Д., Лампетова Т.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy Lifestyle and Psychomotor Skills Building in Elementary School Students

In the setting of a busy and fast paced life of modern society, the problem of formation of health values in the younger generation, especially at an early age, during the first years of study and growing up, is of particular importance. Objective of the study was to determine how significant the values of a healthy lifestyle are for elementary school students in the process of physical education. Structure and methods of the study. The study was conducted at the premises of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Municipal Educational Institution Lyceum No. 2 and a number of other educational institutions of Krasnoyarsk. A total of 1096 elementary school students took part in the educational experiment. The structure and content of recreational activities that contribute to the formation of healthy lifestyle skills and improvement of psychomotor competence of elementary schoolchildren consisted of recreational measures focused on the prevention and correction of health disorders, prevention of colds, especially in dangerous periods of the year. The Control Group subjects were trained according to the traditional physical education program; while the Experimental Group subjects - using the techniques of mastering of health-improving components of physical education process based on the author's works. The attention of the school students and teachers was constantly directed to activity, process, rather than the final result or a qualifying standard. Conclusion. The three-year educational experiment revealed a significant advantage of the Experimental Group school students over their peers from the Control Group in terms of the levels of physical and psychomotor development and mastery of healthy lifestyle skills in younger school students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 14.10.2019 г.

Информация для связи с автором: k markov@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор К.К. Марков1 Доктор педагогических наук, доцент М.Д. Кудрявцев2, 4 5 Т.Д. Лампетова3

1 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

2 Сибирский федеральный университет, Красноярск

3 Лицей № 2, Красноярск

4 Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

5 Сибирский юридический институт МВД РФ, Красноярск

HEALTHY LIFESTYLE AND PSYCHOMOTOR SKILLS BUILDING IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Dr.Hab., Professor K.K. Markov1

Dr.Hab. , Associate Professor M.D. Kudryavtsev2, 4 5

T.D. Lampetova3

1 National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk

2 Siberian Federal University, Krasnoyarsk

3 Lyceum number 2, Krasnoyarsk

4 Siberian State University of Science and Technology n.a. Academician M.F. Reshetnev, Krasnoyarsk

5 Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnoyarsk

Аннотация

Цель исследования - оценить уровень навыков ведения здорового образа жизни учащимися младших классов по результатам обучения на уроках физической культуры в образовательной школе.

Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, ряда других образовательных учреждений г. Красноярска. В педагогическом эксперименте приняло участие 1096 учащихся начальной школы. Структура содержания оздоровительной деятельности, способствующей формированию навыков ЗОЖ и совершенствованию психомоторной компетентности у учащихся начальной школы, состояла из оздоровительных мероприятий, акцентированных на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, профилактику простудных заболеваний, особенно в опасные периоды года. В контрольной группе использовалась традиционная методика проведения учебных занятий по физической культуре, в экспериментальной - методики освоения оздоровительных составляющих физической культуры на основе авторских работ.

Результаты исследования и выводы. Результаты тестирования выявили существенные различия между всеми исследованными показателями использования элементов ЗОЖ между учащимися контрольной и экспериментальной групп. Умение использовать приемы закаливания, избегание вредных привычек, значительное снижение гриппозных заболеваний и ориентация на здоровую личную жизнедеятельность имеют также достоверные (р<0,05) различия, при этом школьники экспериментальной группы по этим критериям имеют преимущество перед учащимися контрольной группы. По большинству других критериев школьники в экспериментальной группе тоже статистически достоверно (р<0,01) имеют преимущество.

Annotation

Objective of the study. In the setting of a busy and fast paced life of modern society, the problem of formation of health values in the younger generation, especially at an early age, during the first years of study and growing up, is of particular importance.

Methods and structure of research. Objective of the study was to determine how significant the values of a healthy lifestyle are for elementary school students in the process of physical education. The study was conducted at the premises of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Municipal Educational Institution Lyceum No. 2 and a number of other educational institutions of Krasnoyarsk. A total of 1096 elementary school students took part in the educational experiment. The structure and content of recreational activities that contribute to the formation of healthy lifestyle skills and improvement of psychomotor competence of elementary schoolchildren consisted of recreational measures focused on the prevention and correction of health disorders, prevention of colds, especially in dangerous periods of the year. Results of the study. The Control Group subjects were trained according to the traditional physical education program; while the Experimental Group subjects -using the techniques of mastering of health-improving components of physical education process based on the author's works. The attention of the school students and teachers was constantly directed to activity, process, rather than the final result or a qualifying standard.

The three-year educational experiment revealed a significant advantage of the Experimental Group school students over their peers from the Control Group in terms of the levels of physical and psychomotor development and mastery of healthy lifestyle skills in younger school students.

Ключевые слова: ЗОЖ, школьники, физическая культура, психомоторные Keywords: healthy lifestyle, school students, physical education, psychomotor знания, умения, навыки. skills, skills, abilities.

Введение. Отсутствие прочных привычек к ЗОЖ приводит к ряду негативных последствий: недостаточной мотивации к ЗОЖ, отсутствию прочно сформированных навыков в этой области, низкому уровню навыков контроля над своим организмом, неумению управлять своим физическим и эмоциональным состоянием, низкому уровню психомоторного развития [1, 3, 6-10]. Для формирования навыков ведения ЗОЖ следует основываться на современных концепциях физического воспитания школьников, способствующих формированию навыков здоровой жизнедеятельности и направленной на психическое, моторное и нравственное воспитание. На современном этапе развития российское образование ориентировано на решение социального заказа общества - воспитание здоровой личности, максимально сохраняя индивидуальное здоровье школьников, ведущих здоровый, активный, спортивный образ жизни.

Для решения проблем развития школьников младших классов требуются специальные методики для более глубокого изучения педагогических явлений при теоретическом и методологическом обосновании основ физической культуры развивающей и образовательной направленности на базе современных инновационных технологий.

Цель исследования - оценить уровень навыков ведения ЗОЖ учащимися младших классов по результатам обучения физической культуре в школе.

Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, МБОУ Лицей № 2 и ряда других образовательных учреждений г. Красноярска. В педагогическом эксперименте приняло участие 1096 учащихся начальной школы. Предполагалось, что процесс формирования знаний, умений и навыков ведения ЗОЖ у младших школьников будет успешным при целенаправленном использовании в начальной школе современных инновационных технологий оздоровительной и образовательной направленности, взаимодействуя с детьми и применяя основополагающие положения работ В. В. Давыдова [2].

Структура содержания оздоровительной деятельности, способствующей формированию навыков ЗОЖ и совершенствованию психомоторной компетентности у учащихся начальной школы, состояла из оздоровительных мероприятий, акцентированных на профилактику и коррекцию нарушений

здоровья, профилактику простудных заболеваний, особенно в опасные периоды года.

В учебные и внеучебные занятия для повышения уровня двигательной активности и физического воспитания включались упражнения, направленные на развитие двигательных и психомоторных качеств, общей выносливости, мышечной силы и гибкости, на совершенствование различительной чувствительности основных параметров двигательной деятельности. Для формирования устойчивых привычек к здоровому образу жизни вне школы широко использовались рекреационные игры.

В контрольной группе использовалась традиционная методика проведения учебных занятий по физической культуре, в экспериментальной - методики освоения оздоровительных составляющих физической культуры на основе работ [2, 4, 5]. Внимание учащихся и педагогов постоянно направлялось на деятельность, на процесс, а не на конечный результат или какой-либо норматив. Для создания благоприятного психологического климата в учебном процессе исключались различные внушения о пользе здорового образа жизни, способствовании ему средств и методов физического воспитания. Это значительно помогало проникновению в сознание школьников значимости норм и привычек, связанных со ЗОЖ.

Результаты исследования и их обсуждение. На исходном этапе эксперимента в овладении навыками ЗОЖ в контрольной и экспериментальной группах не установлено статистически достоверных различий (см. таблицу).

Как следует из представленных данных (см. таблицу), в течение трехгодичных педагогических исследований установлено существенное, статистически достоверное преимущество школьников в экспериментальной группе над учащимися контрольной группы по степени овладения навыками ЗОЖ.

Результаты итогового тестирования выявили существенные различия между всеми исследованными показателями использования элементов ЗОЖ между учащимися контрольной и экспериментальной групп. Умение использовать приемы закаливания, избегание вредных привычек, значительное снижение гриппозных заболеваний и ориентация на здоровую личную жизнедеятельность имеют также достоверные (р<0,05) различия, при этом школьники экспериментальной группы по этим критериям имеют преимущество перед учащимися контрольной группы.

Уровни владения учащимися контрольной и экспериментальной групп навыками ЗОЖ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Показатель Контрольная группа Экспериментальная, группа Достоверность различий

до после до после t р

Физкультурно-образовательные знания 30,2 + 2,2 31,1 + 4,3 25,7 + 3,1 55,2 + 5,9 2,98 < 0,01

Навыки применения средств физической культуры 16,9 + 1,8 20,8 + 3,9 20,1 + 2,9 49,8 + 4,9 3,85 < 0,01

Умения организовать занятия физической подготовкой 12,8 + 1,5 14,8 + 2,9 12,8 + 1,5 40,1 + 3,9 3,95 < 0,01

Владение оценкой уровня знаний и практических умений 22,7 + 3,9 24,8 + 6,1 23,1 + 5,2 49,3 + 4,8 2,97 < 0,01

Умение применять закаливание 11,7 + 1,1 14,9 + 1,6 12,3 + 1,2 19,9 + 2,1 2,53 < 0,05

Избегание вредных привычек 69,4 + 5,9 71,1 + 3,8 70,6 + 5,6 84,9 + 3,8 2,23 < 0,05

Избегание гриппозных заболеваний 57,1 + 5,8 55,3 + 5,9 59,7 + 7,6 76,3 + 7,7 2,35 < 0,05

Владение навыками ЗОЖ 36,3 + 6,8 37,9 + 9,8 37,1 + 8,7 121,1 + 8,7 3,96 <0,01

Владение способами ходьбы 2,3 + 0,7 2,5 + 0,6 2,6 + 0,4 3,9 + 0,6 2,31 < 0,01

Дыхание на занятиях физической подготовкой 2,8 + 0,7 2,9 + 0,5 2,7 + 0,5 3,9 + 0,7 3,51 < 0,05

Физические качества 2,3 + 0,7 2,6 + 0,5 2,4 + 0,6 4,1 + 0,8 2,28 < 0,05

Владение основами личной гигиены 2,7 + 0,5 2,9 + 0,8 2,9 + 0,6 4,2 + 0,7 2,38 < 0,05

Умение избегать травм 2,6 + 0,5 2,7 + 0,6 2,9 + 0,7 3,5 + 0,7 2,43 < 0,05

Навыки самонаблюдения за физическим состоянием 2,5 + 0,6 2,7 + 0,7 3,1 + 0,5 4,3 + 0,6 2,28 < 0,05

Использование утренней гимнастики 2,5 + 0,6 2,7 + 0,8 2,9 + 0,5 3,9 + 0,8 2,15 < 0,05

18 http //www.teoriya.ru —- http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2020 Январь | Yanuary

По большинству других критериев школьники в экспериментальной группе тоже статистически достоверно (р< 0,01) имеют преимущество. Анализ показал, что разработанная методика организации учебного процесса по физической культуре дает возможность существенно повысить степень овладения младшими школьниками общеобразовательной школы навыками ЗОЖ.

При оценке уровня их сформированности у учащихся конт-рольной и экспериментальной групп установлено, что ее динамика у учащихся обеих групп существенно достоверно различается. Выявлено, что изменения сформированности исследованных навыков в контрольной группе незначительны и достоверных различий не имеют.

Это свидетельствует о том, что без целенаправленных педагогических воздействий добиваться формирования устойчивых навыков ЗОЖ невозможно и надежды педагогов на их самопроизвольное формирование у детей фактическими данными не подтверждаются, что особенно важно для построения стратегии освоения учащимися младших классов физкультурно-образовательными и оздоровительными знаниями. В то же время динамика формирования навыков ведения ЗОЖ в экспериментальной группе имеет поступательную направленность, что свидетельствует о том, что педагогические воздействия по формированию у младших школьников навыков ведения ЗОЖ дают статистически достоверные (р<0,05) сдвиги указанных показателей.

Выводы. Подготовленная и использованная в условиях общеобразовательных школ на учебных занятиях по физической культуре методика значительно влияет на исследуемые показатели овладения ЗОЖ. Оздоровительная направленность учебных занятий по физической культуре способствует улучшению в процессе обучения в начальной школе использования знаний о здоровом образе жизни и умений применять средства физической культуры и процедуры закаливания.

Литература

1. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, В.Г. Большенков, Ф.П. Рябинцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 2. - С. 13-18.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

3. Копылов Ю.А. Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры / Ю.А. Копылов // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 123-249.

4. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М.Д. Кудрявцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 3. - С. 40-44.

5. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 1. - С. 12.

6. Марков К.К. Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы / К.К. Марков , В.Ю. Лебединский // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 6. - С. 52-54.

7. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников / В.П. Озеров. - Кишинев: Лумина, 1989. - 112 с.

8. Рабочая программа по физической культуре. 4-й класс / Сост. А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2013. - 56 с. - (Рабочие программы).

References

1. Bal'sevich V.K., Bolshenkov V.G., Ryabintsev F.P. Kontseptsiya fizicheskogo vospitaniya s ozdorovitelnoy napravlennostyu uchaschihsya nachalnyih klassov obscheobrazovatelnyih shkol [The concept of health promoting physical education in primary school]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1996. no. 2. pp. 1318.

2. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya [Theory of Developmental Learning]. M .: INTOR publ., 1996.554 p.

3. Kopylov Yu.A. Kak uskorit privyikanie pervoklassnikov k obucheniyu v shkole sredstvami fizicheskoy kultury [Physical education for first graders to adapt to school studies faster]. Nachalnaya shkola. 2004. no.3. pp. 123249.

4. Kudryavtsev M.D. Osobennosti primeneniya metodiki obucheniya mladshih shkolnikov dvigatelnyim deystviyam na osnove teorii uchebnoy deyatelnosti [Specifics of application of teaching methods for elementary school students in motor actions based on theory of educational activity]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2004. no. 3. pp. 4044.

5. Lubysheva L.I. Sotsialnoe i biologicheskoe v fizicheskoy kulture cheloveka v aspekte metodologicheskogo analiza [Social and biological aspects in human physical culture in context of methodological analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 1996. no. 1. p. 12.

6. Markov K.K., Lebedinsky V.Yu. Formirovanie psihomotornyih kachestv v sovremennom sporte: teoreticheskie i metodologicheskie problemy [Formation of psychomotor qualities in modern sport: theoretical and methodological problems]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014.no. 6. pp. 5254.

7. Ozerov V.P. Formirovanie psihomotornyih sposobnostey u shkolnikov [Building psychomotor abilities in schoolchildren]. Chisinau: Lumina publ., 1989.112 p.

8. Patrikeev A.Yu. Rabochaya programma po fizicheskoy kulture. 4y klass [Physical education. Work program. 4th grade]. M.: VAKO publ., 2013.56 p. (Work programs).

9. Buczuhazy K., Semela M. (2017). Case study: Reaction time of children according to age. Procedia Engineering, 187 (2017), 408413.

10. Hornikova H., Dolezalova L., Krasnanova, I., Lednicky, A. (2019). Differences in reaction time and agility time in 11 to 14 years old schoolboys. Journal of Physical Education and Sport, 19(4), (2019), 13551360.

ЮБИЛЕИ УЧЕНОГО

к 85-ЛЕТИЮ со дня РОЖДЕНИЯ б.А. ВЯТКИНА

Бронислав Александрович Вяткин родился 13 января 1935 г. в с. Каракулино Удмуртской АССР в учительской семье. После окончания средней школы поступил на факультет физического воспитания Пермского пединститута, который окончил с отличием в 1958 г. После службы в армии и работы учителем физической культуры в школе был принят в аспирантуру ПГПИ по специальности «Психология» к профессору В. С. Мерлину.

Начиная с 1967 г. после успешной защиты кандидатской диссертации в ЛГУ в течение 12 лет руководил кафедрой теоретических основ физического воспитания на спортивном факультете ПГПИ. В 1978 г. Б. А. Вяткин был приглашен на работу во вновь создаваемый в Перми государственный институт культуры, где основал кафедру психологии и педагогики и организовал лабораторию экспериментальной психологии.

Дальнейшая научная деятельность Б. А. Вяткина связана с разработкой концепции психического стресса, вызванного участием в спортивных соревнованиях. Работал в качестве психолога сборной олимпийской команды СССР по гребле

на байдарках и каноэ в период ее подготовки к Олимпийским играм (Мюнхен, 1972 г.; Монреаль, 1976 г; Москва, 1980 г).

В 1981 г. им была успешно защищена докторская диссертация на тему «Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности».

Б. А. Вяткин является одним из основателей отечественной дифференциальной спортивной психологии. Им опубликовано свыше 300 работ как в России, так и за рубежом.

За многолетнюю научно-педагогическую деятельность отмечен званием «Заслуженный деятель науки России», награжден медалью «Ветеран труда», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, множеством наград федерального и регионального значения.

Редакция журнала «Теория и практика физической культуры», ученики и коллеги сердечно поздравляют Бронислава Александровича со знаменательным юбилеем и от всей души желают здоровья, бодрости духа, активного долголетия и еще много творческих успехов!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.