Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зароднюк Г.В., Изотов Е.А., Селюкин Д.Б.

Цель исследования - определение и экспериментальное обоснование педагогических условий, способствующих эффективному формированию валеологической компетентности будущих инженеров. Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа по формированию валеологической компетентности проводилась с сентября 2019 г. по май 2020 г. на базе Санкт-Петербургского горного университета, участниками электронного обучения выступили 244 студента 1-го курса горного и электромеханического факультетов. На этапах исследования были проведены: опрос, анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных результатов. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования определены и эмпирически проверены педагогические условия эффективного формирования валеологической компетентности будущих инженеров. Реализации данных педагогических условий способствовало электронное обучение по разработанному нами курсу «Основы валеологии». По результатам опытно-экспериментальной работы зафиксирована положительная динамика развития компонентов валеологической компетентнции будущих инженеров. Студент должен находиться в ситуации «активного субъекта деятельности», при которой усиливались мыслительная и познавательная активность, ставились личностно значимые цели и принимались ответственные, самостоятельные решения. Важным условием развития субъектной позиции студента выступают соответствие, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, индивидуальным опытом и возможностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALEOLOGICAL COMPETENCY IN FUTURE ENGINEERS

Objective of the study was to define and experimentally substantiate the pedagogical conditions contributing to the effective formation of valeological competency in future engineers. Methods and structure of the study. The pilot work on the formation of valeological competency was carried out from September 2019 through May 2020 on the basis of Saint Petersburg Mining University. Sampled for the experiment were 244 first-year students of the mining and electromechanical departments. The methods applied were as follows: interview, questionnaire survey, testing, mathematical data processing. Results and conclusions. The study enabled to identify and verify empirically the pedagogical conditions for the effective formation of valeological competency in future engineers. The realization of these pedagogical conditions was facilitated by e-learning according to the developed course "Valeology Basics". The findings indicated positive dynamics in the development of the valeological competency components in future engineers. A student must be an "active actor", which would intensify his mental and cognitive activities, promote personal goal-setting and responsible, independent decision-making. An important condition for the development of the student’s subjective position is the conformity, coherence of the external pedagogical impacts with his intrapersonal potential, individual experience and possibilities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 29.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Зароднюк1 Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1 Д.Б. Селюкин1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

FORMATION OF VALEOLOGiOAL COMPETENCY iN FUTURE ENGiNEERS

PhD, Associate Professor G.V. Zarodnyuk1 PhD, Associate Professor E.A. Izotov1 D.B. Selyukin1

1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: zarodnyuk_GV@pers.spmi.ru

Аннотация

Цель исследования - определение и экспериментальное обоснование педагогических условий, способствующих эффективному формированию валеологической компетентности будущих инженеров. Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа по формированию валеологической компетентности проводилась с сентября 2019 г. по май 2020 г. на базе Санкт-Петербургского горного университета, участниками электронного обучения выступили 244 студента 1-го курса горного и электромеханического факультетов. На этапах исследования были проведены: опрос, анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных результатов.

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования определены и эмпирически проверены педагогические условия эффективного формирования ва-леологической компетентности будущих инженеров. Реализации данных педагогических условий способствовало электронное обучение по разработанному нами курсу «Основы валеологии». По результатам опытно-экспериментальной работы зафиксирована положительная динамика развития компонентов валео-логической компетентнции будущих инженеров. Студент должен находиться в ситуации «активного субъекта деятельности», при которой усиливались мыслительная и познавательная активность, ставились личностно значимые цели и принимались ответственные, самостоятельные решения. Важным условием развития субъектной позиции студента выступают соответствие, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, индивидуальным опытом и возможностями

Ключевые слова: будущие инженеры, электронное обучение, валеологиче-ская компетентность, педагогические условия.

Annotation

Objective of the study was to define and experimentally substantiate the pedagogical conditions contributing to the effective formation of valeological competency in future engineers.

Methods and structure of the study. The pilot work on the formation of valeological competency was carried out from September 2019 through May 2020 on the basis of Saint Petersburg Mining University. Sampled for the experiment were 244 first-year students of the mining and electromechanical departments. The methods applied were as follows: interview, questionnaire survey, testing, mathematical data processing.

Results and conclusions. The study enabled to identify and verify empirically the pedagogical conditions for the effective formation of valeological competency in future engineers. The realization of these pedagogical conditions was facilitated by e-learning according to the developed course "Valeology Basics". The findings indicated positive dynamics in the development of the valeological competency components in future engineers. A student must be an "active actor", which would intensify his mental and cognitive activities, promote personal goal-setting and responsible, independent decision-making. An important condition for the development of the student's subjective position is the conformity, coherence of the external pedagogical impacts with his intrapersonal potential, individual experience and possibilities.

Keywords: future engineers, e-learning, valeological competency, pedagogical conditions.

□ и

£ г. CL

ч—

о

OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Для студента технического вуза, а в будущем инженера на производстве физическая культура в процессе профессионального становления играет одну из ключевых ролей в поддержании высокого уровня физического здоровья, формировании навыков ведения здорового образа жизни, активного досуга, контроля питания, соблюдения режима труда и отдыха [1, 4]. Профессиональному становлению и развитию личности будущего инженера способствует сформированная валеологическая компетенция, следствием которой является стремление к социально и личностно ориентированному поведению по отношению к объектам окружающей действительности [3, 5, 6].

Ядром валеологии выступает осознание человеком здоровья в качестве личной и социальной ценности как главного

условия полноценного раскрытия и реализации социального потенциала личности. Тем самым валеология определяет понятие «здоровье человека» как социальный феномен.

Цель исследования - определение и экспериментальное обоснование педагогических условий, способствующих эффективному формированию валеологической компетентности, будущих инженеров.

Методика и организация исследования. Опытно-экспериментальная работа по формированию валеологиче-ской компетентности проводилась с сентября 2019 г по май 2020 г на базе Санкт-Петербургского горного университета. Участниками электронного обучения выступили 244 студента 1-го курса горного и электромеханического факультетов. На этапах исследования были проведены: опрос, анкетиро-

24

http://www.teoriya.ru

№3^ 2021 Март | March

Динамики показателей развития компонентов валеологической компетенции будущих инженеров на этапах экспериментальной работы,%

Уровень\Компоненты Элементарный Функциональный Технологичный Продвинутый

КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ

Когнитивный 61 29 28 50 11 16 0 5

Операционно-деятельностный 71 21 22 42 7 30 0 7

Мотивационно-ценностный 84 34 10 22 6 32 0 12

Интегративный показатель 72 28 20 38 8 26 0 8

Примечание. КЭ - констатирующий эксперимент, ФЭ - формирующий эксперимент.

вание, тестирование, математическая обработка полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Валеоло-гическая компетенция (ВК) будущего инженера представляет собой интегративный показатель, проявляющийся в обладании комплексом научно обоснованных знаний и умений о способах сохранения и укрепления собственного здоровья и готовности к ведению здорового образа жизни.

В состав валеологической компетенции входят: когнитивный, операционно-деятельностный, мотивационно-ценност-ный компоненты:

• когнитивный компонент определяется как обладание ва-леологическими знаниями, призванными к успешному осуществлению здоровьетворчества;

• операционно-деятельностный компонент охватывает практические умения по сохранению и укреплению собственного здоровья средствами физической культуры и спорта;

• мотивационно-ценностный компонент выражается в осознании будущими инженерами значения занятий физической культурой и спортом для формирования собственного здоровья и предполагает персональную ответственность за свое здоровье.

• В ходе исследования определены и эмпирически проверены педагогические условия эффективного формирования валеологических компетенций будущих инженеров:

- доступность информации (реализация информационной потребности);

- программа усложняющихся заданий;

- индивидуальный образовательный маршрут (принцип вариативности);

- становление и развитие субъектной позиции будущего инженера;

- реформированная позиция преподавателя. Реализации данных педагогических условий способствовало электронное обучение по разработанному нами курсу «Основы валеологии». Учебный материал имел следующую структуру: описание цели обучения, конкретизация задач, определение связи межу задачами, создание развивающей последовательности задач (от простого к сложному), распределение задач по времени выполнения. Оценка и анализ решения задач проводились по следующим критериям: уровень соответствия предложенного решения изложенной задаче, качество анализа всех условий задачи, число предложенных вариантов решения, степень обоснованности принятого решения. В основу модели принятия решений будущими инженерами была взята последовательность организации деятельности, предложенная А.В. Кирьяковой, поиск - оценка - выбор - проекция. Автор указывает, что благодаря действию именно такой связи компонентов происходит развитие личности во всем ее многообразии [2].

В процессе проведения эксперимента определены четыре уровня развития компонентов ВК. Интегративный показатель определяет уровень сформированности ВК будущих инженеров и указывает на объем знаний, умений и степень их применения в практической деятельности. Значительная

часть обучающихся на этапе констатирующего эксперимента имела элементарный уровень развития когнитивного (61%), мотивационно-ценностного (84%), операционно-деятельностного (71%) компонентов, что позволило сделать вывод о низком уровне сформированности ВК у будущих инженеров. Это связано с неглубокими, отрывистыми (фрагментарными) знаниями и умениями в области валеологии, отсутствием желания ликвидировать дефицит знаний и неправильной оценки результатов своей работы.

По результатам опытно-экспериментальной работы зафиксирована положительная динамика развития компонентов валеологической компетенции будущих инженеров.

Выводы. Важным условием развития субъектной позиции студента выступает соответствие, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, индивидуальным опытом и возможностями.

Литература

1. Вахнин Н.А. Валеолого-педагогическое сопровождение физического воспитания студентов технического вуза как фактор профессиональной подготовки и творческого развития личности / Н.А. Вахнин, Е.Г. Вахнина // Теория и практика физ. культуры. -2017. - № 5. - С. 15-16.

2. Кирьякова А.В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - М.: Дом педагогики, 2009. - 318 с.

3. Костромин О.В. Профессионально-прикладная подготовка студентов горных специальностей на основе выбранного вида спорта / О.В. Костромин, Г.В. Руденко, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 37-39.

4. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 21-22.

5. Михайловский С.П. Спортивное ориентирование в системе профессиональной подготовки студентов-геологов /С.П. Михайловский, М.М. Громов, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 4. - С. 38-39.

6. Руденко Г.В. Физическая подготовка студентов полевых специальностей / Г.В. Руденко, О.В. Костромин, В.А. Дорофеев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 15-16.

References

1. Vakhnin N.A., Vakhnina E.G. Valeologo-pedagogicheskoe soprovo-zhdenie fizicheskogo vospitaniya studentov tekhnicheskogo vuza kak faktor professionalnoy podgotovki i tvorcheskogo razvitiya lichnosti [Valeological and pedagogical support of academic physical education in technical college as a factor of professional training and creative development of personality]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 5, pp. 15-16.

2. Kiryakova A.V. Aksiologiya obrazovaniya: orientatsiya lichnosti v mire tsennostey [Axiology of education: orientation of individual in the world of values]. Moscow: Dom pedagogiki publ., 2009. 318 p.

3. Kostromin O.V., Rudenko G.V., Dorofeev V.A. Professionalno-priklad-naya podgotovka studentov gornykh spetsialnostey na osnove iz-brannogo vida sporta [Vocational-sports-driven professional training model for university students specialties based on chosen type of sport]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2018, no. 4, pp. 37-39.

4. Kuvanov V.A., Korostelev E.N. Zdorovy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 5. pp. 21-22.

5. Mikhaylovskiy S.P., Gromov M.M., Kovalenko A.I. Sportivnoe orientirovanie v sisteme professionalnoy podgotovki studentov-geologov [Sport orienteering in vocational training of geology students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 4. pp. 38-39.

6. Rudenko G.V., Kostromin O.V., Dorofeev V.A. Fizicheskaya podgotovka studentov polevykh spetsialnostey [Academic physical training service for field specialists]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. pp. 15-16.

№3 • 2021 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.