Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костов Ф. Ф., Волкова Н. Л., Родичкин П. В.

Цель исследования - выявить влияние дистанционного обучения на физическое и психологическое состояние студентов неспортивных направлений обучения. Методика и организация и исследования. Эксперимент был организован с помощью google-формы в июне 2020 г. В нем приняли участие 488 студентов НИУ ВШЭ СПб. Из них студентов 1-го курса - 242 человека (49,6 %), студентов 2-го курса - 165 человек (33,8 %) и студентов 3-го курса - 81 человек (16,6 %). Студенты 4-го курса участия в исследовании не принимали. Результаты исследования и выводы. Было выявлено, что организация занятий по физической культуре в дистанционном режиме не смогла восполнить необходимый уровень физической активности студентов; мотивация большинства студентов к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом оказалась на низком уровне; значительно снизился уровень физической подготовленности студентов, что вместе с повышением учебной нагрузки оказало негативное влияние как на функциональное, так и психологическое состояние обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костов Ф. Ф., Волкова Н. Л., Родичкин П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY AND PSYCHOLOGICAL AND ACADEMIC WORKLOAD OF STUDENTS IN TERMS OF DISTANCE LEARNING

Objective of the study was to determine the effects of distance learning on the physical and psychological state of students of non-sports specialization. Methods and structure and study. The experiment was conducted in June 2020 using Google forms. Subject to the experiment were 488 students of the National Research University "Higher School of Economics", St. Petersburg: 242 1st-year students (49.6%), 165 2nd-year students (33.8%), 81 3rd-year students (16.6%). The 4th-year students did not participate in the study. Results and conclusions. The second question offered by the questionnaire survey form concerned the lesson plan formats preceding the pandemic. The answers to this question showed that 294 students (60.2%) attended the university physical education lessons only, which indicates a good standard of the classroom hours and a great variety of the physical activity types offered. It was found that the physical education lessons in terms of distance learning did not provide the students with the required level of physical activity; the majority of students had low motivation for regular independent physical education and sports activities; the students’ physical fitness level significantly decreased.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

физическая Активность

и психолого-педагогическая нагрузка студентов в условиях дистанционного обучения

УДК/UDC 796.01:159:9

Поступила в редакцию 14.06.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат психологических наук Ф.Ф. Костов1, 2 Кандидат педагогических наук Н.Л. Волкова1 Доктор медицинских наук, профессор П.В. Родичкин1

1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

2 Высшая школа экономики, Санкт-Петербург

PHYSICAL ACTIVITY AND PSYCHOLOGICAL AND ACADEMIC wORKLOAD

of students in terms of distance learning

PhD F.F. Kostov1, 2 PhD N.L. Volkova1

Dr. Med., Professor P.V. Rodichkin1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

2 Higher School of Economics, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - выявить влияние дистанционного обучения на физическое и психологическое состояние студентов неспортивных направлений обучения.

Методика и организация и исследования. Эксперимент был организован с помощью доод1е-формы в июне 2020 г. В нем приняли участие 488 студентов НИУ ВШЭ СПб. Из них студентов 1-го курса - 242 человека (49,6 %), студентов 2-го курса - 165 человек (33,8 %%) и студентов 3-го курса - 81 человек (16,6 %%). Студенты 4-го курса участия в исследовании не принимали. Результаты исследования и выводы. Было выявлено, что организация занятий по физической культуре в дистанционном режиме не смогла восполнить необходимый уровень физической активности студентов; мотивация большинства студентов к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом оказалась на низком уровне; значительно снизился уровень физической подготовленности студентов, что вместе с повышением учебной нагрузки оказало негативное влияние как на функциональное, так и психологическое состояние обучающихся.

Ключевые слова: физическая активность, психологическое состояние, дистанционное обучение.

Abstract

Objective of the study was to determine the effects of distance learning on the physical and psychological state of students of non-sports specialization. Methods and structure and study. The experiment was conducted in June 2020 using Google forms. Subject to the experiment were 488 students of the National Research University "Higher School of Economics", St. Petersburg: 242 1st-year students (49.6%), 165 2nd-year students (33.8%), 81 3rd-year students (16.6%). The 4th-year students did not participate in the study. Results and conclusions. The second question offered by the questionnaire survey form concerned the lesson plan formats preceding the pandemic. The answers to this question showed that 294 students (60.2%) attended the university physical education lessons only, which indicates a good standard of the classroom hours and a great variety of the physical activity types offered. It was found that the physical education lessons in terms of distance learning did not provide the students with the required level of physical activity; the majority of students had low motivation for regular independent physical education and sports activities; the students' physical fitness level significantly decreased.

Keywords: physical activity, psychological state, distance learning.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Многие авторы уделяют значительное внимание вопросам усовершенствования процесса физического воспитания школьников и студентов, повышения и сохранения уровней физической и функциональной подготовленности у всего населения [1, 3, 5].

Переход на дистанционный режим обучения и длительное его сохранение в вузах существенно повлиял на организацию привычного уровня физической активности. Необходимо учитывать, что для студентов неспортивных специальностей поддержание уровня физической активности может находиться вне процесса произвольной саморегуляции, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей, как не относящейся к профессионально ориентированной ценности [2, 6].

В то же время следует отметить, что после открытия в Санкт-Петербурге фитнес-объектов 6 июля 2020 г количество студентов, посещающих их, значительно увеличилось. Если в период до пандемии количество студентов, имеющих

абонементы в сети Fitness House, составляло около 20 % от общего числа клиентов, то после снятия ограничений для фитнес-объектов их число увеличилось до 47 %.

Такая тенденция требует детального анализа влияния дистанционного обучения на удовлетворение потребности студентов в регулярных занятиях физической культурой.

Цель исследования - выявить влияние дистанционного обучения на физическое и психологическое состояние студентов неспортивных направлений обучения.

Методика и организация и исследования. Эксперимент был организован с помощью доод1е-формы в июне 2020 г В опросе приняли участие 488 студентов НИУ ВШЭ СПб. Из них студентов 1-го курса - 242 человека (49,6 %), студентов 2-го курса - 165 человек (33,8 0%) и студентов 3-го курса - 81 человек (16,6 %). Студенты 4-го курса участия в исследовании не принимали.

Результаты исследования и их обсуждение. На первый вопрос «В этом учебном году, до начала пандемии, как часто

70

http://www.teoriya.ru

№9^ 2021 Сентябрь | September

Вы занимались физкультурно-спортивной деятельностью?» были получены следующие результаты: 94 студента (19,3 %) занимались реже одного раза в неделю, 146 человек (29,9 %) занимались минимум раз в неделю, 215 человек (44,1 %) занимались два-три раза в неделю и 33 студента (6,8 %) занимались чаще двух-трех раз в неделю. Таким образом, до введения ограничений 80,7 % опрошенных студентов регулярно занимались физкультурно-спортивной деятельностью.

В ходе изучения ответов на второй вопрос о формах посещаемых занятий до начала пандемии было установлено, что 294 студента (60,2 %) посещали только занятия в ВУЗе, что говорит о хорошем уровне проводимых занятий и большом разнообразии предлагаемых видов физической активности. 165 человек (33,8 %), кроме занятий в вузе, дополнительно занимались самостоятельно и 29 студентов (5,9 %) занимались под руководством тренера или инструктора, что практически совпадает с количеством студентов, посещающих занятия чаще трех раз в неделю.

Третий вопрос рассматривал влияние пандемии на частоту занятий студентов физкультурно-спортивной деятельностью. В сравнении с данными до пандемии выявлено, что:

• реже одного раза в неделю стало заниматься 234 человека (48 %), на 28,7 % больше, нежели до введения ограничений;

• раз в неделю занимаются 83 студента (17 %), а два-три раза в неделю 91 студент (18,6 %), что ниже показателей до пандемии на 12,2 % и 25,5 % соответственно;

• чаще трех раз в неделю занимаются 83 человека (17 %), что больше на 10,2 %.

Таким образом, ряд студентов стал тренироваться чаще во время пандемии, чем до нее. Но подавляющее большинство студентов снизили свою физическую активность. Это утверждение подтверждается самооценкой студентами своей физической активности.

По полученным данным, 307 человек (62,9 %) отмечают снижение своей физической активности, 99 человек (20,3 %) считают, что их физическая активность осталась на прежнем уровне и 82 человека (16,8 %) уверены, что повысили свой уровень физической активности. В целом лишь 27,1% отмечают сохранение прежнего уровня физической активности или его увеличение, что говорит о негативном влиянии ограничительных мер на данный аспект жизнедеятельности студентов.

Нестандартная организация занятий и снижение физической активности откладывают свой отпечаток на общее самочувствие студентов, что, несомненно, влияет на успеваемость и здоровье обучающихся. Именно данным вопросам и посвящены следующие три представленные диаграммы.

В вопросе самооценки своего состояния во время дистанционного обучения 173 студента (35,5 %) не заметили изменений самочувствия, а 62 студента (12,7 %) отметили улучшение самочувствия, что в сумме составляет чуть менее полвины опрошенных (48,2 %). Однако, 111 человек (22,7) почувствовали себя хуже, а 142 человек (29,1 %) испытывали постоянную усталость. Таким образом, чуть более половины студентов (51,8 %) подверглись негативным последствиям дистанционной формы обучения, при этом стоит отметить, что постоянная усталость в дальнейшем может привести к астеническим расстройствам и иным психосоматическим заболеваниям [4].

В ухудшении самочувствия играет роль не только снижение физической активности, но и возрастание учебной нагрузки. Так, 273 студента (56 %) отметили повышение учебной нагрузки, 169 человек (34,6 %) не заметили различий и 46 человек (9,4 %) высказались о снижении учебной нагрузки.

Совокупность снижения физической активности и повышение учебной нагрузки негативно сказывается и на психологическом состоянии студентов: 322 студента (66 %) испытывали повышенную психологическую нагрузку, 93 человека (19 %) не заметили различий и 73 студента (15 %) стали чувствовать себя лучше.

Последним пунктом опроса было выяснение отношения студентов к дистанционному обучению. По полученным результатам, лишь 108 человек (24,2 %) оценивают дистанционное обучение хорошо или отлично, 141 человек (28,9 %) считают данную форму обучения приемлемой и 229 человек (46,9 %) высказались негативно.

Выводы. Организация занятий по физической культуре в дистанционном режиме недостаточна для восполнения необходимого уровня физической активности студентов. Мотивация большинства студентов к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом во время пандемии оказалась на низком уровне. За время пандемии значительно снизился уровень физической подготовленности студентов, что вместе с повышением учебной нагрузки оказало негативное влияние, как на функциональное, так и психологическое состояние обучающихся.

Литература

1. Волкова Н.Л. Подготовка учащихся с избыточной массой тела к выполнению нормативов ВФСК «готов к труду и обороне»/Н.Л. Волкова, Г. Н. Пономарев, Е. А. Федотова//Тео-рия и практика физ. культуры. - 2018. - № 8. - С. 42-44.

2. Вонсович К. А. Исследование саморегуляции произвольной активности у студентов института физической культуры/К. А. Вон-сович, Л.Н Рогалева//Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 2. - С. 89-95.

3. Костов Ф. Ф. Знания и соблюдения основ здорового образа жизни школьниками 13-15 лет/Ф. Ф. Костов, П.В, Родичкин//Ин-новационные формы развития, воспитания и культуры студентов: материалы Х научн.-практ. конф./под. общ. ред. Л. Г. Ру-бис. - Санкт-Петербург: СПбГУПТД, 2020. - С. 169-172.

4. Костов Ф. Ф. Коррекция самооценки здоровья в рамках профилактики реактивной астении у спортсменов 13-15 лет/Ф. Ф. Ко-стов, П. В. Родичкин, Г. Н. Пономарев//Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 8. - С. 9-12.

5. Пономарев Г. Н. Влияние тотальных размеров тела и содержание жира в организме на показатели физической подготовленности студенток/Г. Н. Пономарев, Л. Л. Цыпин, О. А. Богданов//Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 10. - С. 15-18.

6. Эльмурзаев М. А. Социокультупный потенциал физической рекреации/М.А. Эльмурзаев, Г. Н. Пономарев//Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.

References

1. Volkova N.L., Ponomarev G.N., Fedotova E.A. Podgotovka uchaschi-hsya s izbytochnoy massoy tela k vyipolneniyu normativov VFSK «go-tov k trudu i oborone» [Overweight students' training for GTO complex tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 8. pp. 42-44.

2. Vonsovich K.A., Rogaleva L.N. Issledovanie samoregulyatsii proiz-volnoy aktivnosti u studentov instituta fizicheskoy kultury [Study of self-regulation of voluntary activity among Physical Culture Institute students]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2014. No. 2. pp. 89-95.

3. Kostov F.F., Rodichkin P.V. Znaniya i soblyudeniya osnov zdorovogo obraza zhizni shkolnikami 13-15 let [Knowledge and observance of healthy lifestyle foundations by 13-15-year-olds]. Innovatsionnye formy razvitiya, vospitaniya i kultury studentov [Innovative forms of development, education and culture of students]. Proceedings X research-practical. conf.. Ed. L.G. Rubis. St. Petersburg: SPbGUPTD publ., 2020. pp. 169-172.

4. Kostov F.F., Ponomarev G.N., Rodichkin P.V. Korrektsiya samootsenki zdorovya v sisteme profilaktiki reaktivnoy astenii u sportsmenov 13 -15 let [Health self-rating process correction model to prevent reactive asthenia in 13-15 year-old athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury , 2018. No. 8. pp. 9-12.

5. Ponomarev G.N., Tsypin L.L., Bogdanov O.A. Vliyanie totalnykh razmerov tela i soderzhanie zhira v organizme na pokazateli fizicheskoy podgotovlennosti studentok [Influence of total body sizes and body fat content on physical fitness indicators of female students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 10. pp. 15-18.

6. Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokulturny potentsial fizicheskoy rekreatsii [Sociocultural Potential of Physical Recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 2. pp. 52-54.

№9 • 2021 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.