ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ
влияние САмоизоляции в условиях пандемии СйУШ-19 на качество жизни, связанное со здоровьем студентов
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 22.03.2021 г.
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Родионов1 Кандидат педагогических наук М.А. Родионова1
Сургутский государственный университет, Сургут
self-isolation DuRiNG coviD-19 pANDEMiO: uNivERsiTY students' HEALTH-RELATED LIFE quality variation survey
PhD, Associate Professor V.A. Rodionov1 PhD M.A. Rodionova1
1Surgut State University, Surgut
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - оценка изменения уровня физического и психического компонентов качества жизни, связанного со здоровьем студентов в условиях пандемии Covid-19.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Сургутского государственного университета. В опросе приняли участие 128 студентов 2-3-го курсов в возрасте от 18 до 20 лет (март-апрель 2014 г. - 66 студентов, контактные занятия; февраль-март 2021 г. - 62 студента, дистанционные занятия в период пандемии Covid-19). Все обучающиеся на момент проведения занятий имели 1-ю группу здоровья и были допущены к элективным курсам по физической культуре и спорту (ЭД по ФКиС). Анкетирование проводилось с помощью русскоязычной версии опросника качества жизни, связанного со здоровьем, «SF-36 Health Status Survey» (SF-36v.2). Достоверность различий определялась по параметрическому t-критерию Стьюдента.
Результаты исследования и выводы. Обе группы студентов склонны считать себя практически здоровыми и не находят причин, которые бы значительно ограничивали их физическое состояние, несмотря на снижение двигательной активности у группы студентов, занимающихся дистанционно в период пандемии Covid-19. Однако снижение социальной активности у группы студентов, находившихся на самоизоляции, ими тяжело переносится и отрицательно сказывается на таком показателе качества жизни, как психическое здоровье.
Ключевые слова: качество жизни, связанное со здоровьем, физическая культура в вузе, физический компонент здоровья, психический компонент здоровья, самоизоляция, пандемия Covid-19.
Abstract
Objective of the study was to rate and analyze the physical and mental health and life quality variations in the university student communities during the COVID-19 pandemic.
Methods and structure of the study. The study was run at Surgut State University. We sampled for the questionnaire survey the 2-3-year students (n=128) aged 18-20 years, including 66 full-time students sampled in March-April 2014 during public learning period [4]; and 62 students sampled in February-March 2021 in the distance learning period. The sample was qualified with Health Group 1 eligible for elective academic physical education and sports course. We used the Russian version of SF-36 Health Status Survey (SF-36v.2) with its unspecific life quality self-rating surveys and 8 health-related life quality tests. Every test question is scored by 0 to 100 points, with 100 points meaning excellent health [6]. The SF-36 survey form was translated into Russian and tested by the Institute of Clinical and Pharmacological Research in St. Petersburg. Meanings of differences in the test data arrays were rated by the parametric Student t-test. Results and discussion. The full-time and distance learning groups scored virtually equal on the physical health test scales due to the relatively young age as they tend to consider themselves healthy and see no limitations for their physical state, although the distance learning group was clearly limited in its physical activity during the pandemic. The latter group, however, was found stressed by limitations in the social contacts and activity in the self-isolation period with the associating falls in the mental health self-rates.
Keywords: health-related life quality, academic academic physical education, physical health, mental health, self-isolation, distance learning, COVID-19 pandemic.
Введение. Согласно результатам научных исследований установлено, что «... физическая активность существенно влияет на показатели здоровья человека, а рациональная ее организация благоприятно сказывается на здоровье» [1]. Однако в 2020 г. человечество столкнулось с вызовом, повлиявшим на образ жизни людей в целом и на их объем двигательной активности в частности. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила пандемию вследствие рас-
пространения коронавируса Covid-19. В условиях пандемии наиболее действенной карантинной мерой стало введение режима самоизоляции, который в Российской Федерации продлился с марта по июль 2020 г.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении, в условиях предупреждения распространения новой коронавирус-
№5 • 2021 Май | May
http://www.teoriya.ru
ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
ной инфекции на территории Российской Федерации» вузы перешли на работу в дистанционном формате в режиме самоизоляции. Строгий режим изоляции и требование соблюдать социальную дистанцию, введенные для сдерживания распространения Covid-19, могут оказывать значительное негативное влияние на психическое здоровье людей [4]. Актуальность проведенного исследования заключается в необходимости оценки влияния самоизоляции в период пандемии на качество жизни, связанное со здоровьем, поскольку трудности, связанные с адаптацией к изменившейся обстановке, к необходимости обучения и общения в дистанционном формате у студентов, не могли не повлиять на функциональное и психологическое состояние обучающихся.
Цель исследования - оценка изменения уровня физического и психического компонентов качества жизни, связанного со здоровьем, у студентов в условиях пандемии Covid-19.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Сургутского государственного университета. В опросе приняли участие 128 студентов 2-3-го курсов в возрасте от 18 до 20 лет (март-апрель 2014 г -66 студентов, контактные занятия [3]; февраль-март 2021 г -62 студента, дистанционные занятия в период пандемии Covid-19). Все обучающиеся на момент проведения занятий имели 1-ю группу здоровья и были допущены к элективным курсам по физической культуре и спорту (ЭД по ФКиС). Анкетирование проводилось с помощью русскоязычной версии опросника качества жизни, связанного со здоровьем, «SF-36 Health Status Survey» (SF-36 v.2). SF-36 относится к неспецифическим опросникам для самооценки качества жизни, включает в себя восемь показателей, представляющих собой компонентную структуру качества жизни, связанного со здоровьем. Балловые значения по каждому показателю могут варьироваться между 0 и 100 баллами, где 100 - полное здоровье [5]. Перевод на русский язык и апробация методики были проведены «Институтом клинико-фар-макологических исследований» (Санкт-Петербург).
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование качества жизни, связанного со здоровьем, является современным методом, позволяющим человеку самому оценить свое физическое, психологическое и социальное благополучие [2].
В ходе исследования было подтверждено, что показатель «физическая активность» у студентов, ведших активный образ жизни и посещавших элективный курс по физической культуре и спорту, в среднем выше, чем у студентов, обучавшихся на дистанционной основе, - 95±5,89 балла против 93±8,19 соответственно.
При этом студенты, обучающиеся в дистанционном формате, оценили свое физическое состояние, влияющее на выполнение будничной деятельности, выше, чем студенты, занимавшиеся физической культурой очно (69,0±9,4 и 77,42±4,91 соответственно; р<0,01). Это связано, прежде всего, с сокращением повседневных обязанностей, требующих приложения физических сил во время пандемии.
В целом по группам показателей, составляющих физический компонент здоровья, следует отметить наличие средних и высоких балловых значений в обеих группах. Однако студенты, обучающиеся дистанционно в период пандемии Covid-19, по показателю «общее состояние здоровья» также продемонстрировали результаты выше, чем группа студентов, занимавшихся очно. Это объясняется общим сокращением количества заболевших респираторными вирусными инфекциями и болезнями «грязных рук» в силу соблюдения дополнительных мер гигиены.
Если рассматривать группу показателей психического компонента здоровья, то необходимо отметить наличие раз-
личий в балловых значениях между группами студентов по показателю «социальная активность». Средний балл в группе студентов, находящихся на самоизоляции и обучающихся дистанционно в период пандемии Covid-19, оказался значительно ниже. Снижение балловых значений в показателе «социальная активность» свидетельствует о существенном ограничении студентами своих социальных контактов, снижении уровня общения, ухудшении в связи с этим эмоционального фона и психического состояния. По показателю «влияние эмоционального состояния на выполнение повседневной деятельности», несмотря на различия средних величин по группам студентов в несколько баллов (60,00 ±4,48 против 63,48±5,39 балла соответственно), результаты по t-критерию Стьюдента показывают статистически значимые различия.
Самооценка суммарного по четырем группам шкал показателя физического компонента здоровья в группе студентов, посещавших элективный курс по физической культуре, составил 48,87 балла, у обучающихся дистанционно - 51,28 балла.
Самооценка суммарного по четырем группам шкал показателя психического здоровья в группе составила 46,58 балла, в группе обучающихся дистанционно в период карантина - 45,95 балла.
Психический компонент качества жизни, связанного со здоровьем студентов, занимающихся дистанционно, находится на нижней границе «нормы», что свидетельствует о неблагоприятных последствиях пандемии Covid-19, оказавших влияние на эмоциональное состояние обучающихся.
Вывод. Пандемия Covid-19, воздействуя на здоровье студентов, оказывает непосредственное влияние на качество их жизни. Если по группе показателей физического здоровья обе группы студентов, в силу своего относительно молодого возраста, не отмечают отклонений, то самооценка показателя психического здоровья свидетельствует о «сдвиге», произошедшем в эмоциональном фоне и психическом состоянии обучающихся, находившихся на самоизоляции и обучавшихся дистанционно.
Литература
1. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физ. культуры. - 2003. -№ 11. - С. 20-23.
2. Кувалдин В.А. Анализ влияния физического и психического компонентов здоровья на качество жизни и образовательной деятельности студентов Тюменской государственной сельскохозяйственной академии и неучащейся молодежи / В.А. Кувалдин // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 10. - С. 19-23.
3. Родионова М.А. Влияние занятий физической культурой в вузе на качество жизни, связанное со здоровьем у студентов Среднего Приобья / М.А. Родионова, М.В. Шутова, В.А. Родионов // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 11. - С. 90-92.
References
1. lokhvidov V.V. Zdorovy obraz zhizni v usloviyakh sotsialno-karantin-nykh ogranicheniy: itogi i ozhidaniya [Healthy lifestyle under social quarantine restrictions: results and expectations]. Gumanitarnaya paradigma. 2020. No. 3 (14). pp. 8-15.
2. Kobyakov Y.P. Kontseptsiya norm dvigatelnoy aktivnosti cheloveka [Concept of norms of human motor activity]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2003. No. 11. pp. 20-23.
3. Kuvaldin V.A. Analiz vliyaniya fizicheskogo i psikhicheskogo kompo-nentov zdorovya na kachestvo zhizni i obrazovatelnoy deyatelnosti studentov Tyumenskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy ak-ademii i neuchashcheysya molodezhi [The Influence of Sports Classes on Quality of Life of Students of Tyumen State Agrarian University]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2010. No. 10. pp. 19-23.
4. Alradhawi M. Effects of the COVID-19 Pandemic on Mental Well-Being amongst Individuals in Society: A Letter to the Editor on 'The SocioEconomic Implications of the Coronavirus and COVID-19 Pandemic: A Review / M. Alradhawi, N. Shubber, J. Sheppard, Y. Ali // International Journal of Surgery. No 78 (2020). P. 147-148.
5. Ware J.E. SF-36 Physical and Mental Health Summary Scales: A User's Manual / J.E. Ware, M. Kosinski, S.D. Keller // The Health Institute, New England Medical Center: Boston, 1994.190 p.
98
http://www.teoriya.ru
№5^ 2021 Май | May