ОТНОШЕНИЕ Будущих ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
УДК/UDC 796.01:316
Поступила в редакцию 21.04.2021 г.
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1
Доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Радионова1
Кандидат педагогических наук С.В. Ривкина1
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
ATTITUDES OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TOWARDS TEACHER-STUDENT INTERACTION IN UNIVERSITY ENVIRONMENTS
Dr. Hab., Professor G.N. Ponomarev1 Dr. Hab., Professor N.F. Radionova1 PhD S.V. Rivkina1
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Информация для связи с автором: g-ponomarev@ inbox.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
Аннотация
Цель исследования - выявить отношение будущих педагогов в области физической культуры к взаимодействию с преподавателями в образовательном процессе и предложить возможные способы учета этого отношения в профессиональной подготовке студентов.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе института физической культуры и спорта РГПУ им. А. И. Герцена. В него были включены студенты 1-4-го курсов, в опыте которых был целый год дистанционного обучения в условиях пандемии (всего 80 человек). Для изучения отношения будущих педагогов в области физической культуры к взаимодействию с преподавателями в образовательном процессе вуза была разработана программа, которая включала в себя несколько групп вопросов, направленных на выявление различных аспектов взаимодействия с преподавателями.
Результаты исследования и выводы. Студенты, будущие педагоги физической культуры, весьма положительно относятся к взаимодействию с преподавателями в образовательном процессе. Студенты достаточно удовлетворены характером делового и межличностного взаимодействия с преподавателями, однако взаимопонимание оказывается для них актуальной проблемой. Отношение студентов к взаимодействию существенно дифференцируется по курсам: меняются предпочтения, степень удовлетворенности, значимость проблем. Все это обуславливает необходимость систематического изучения отношения студентов к различным аспектам их профессиональной подготовки и дифференцированного подхода к построению образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональная подготовка будущих педагогов в вузе, образовательный процесс в вузе, педагогическое взаимодействие, взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе, отношение студентов к взаимодействию с преподавателями.
Abstract
Objective of the study was to identify the attitudes of future physical education teachers towards teacher-student interaction in the academic educational process and offer possible ways to consider these attitudes in the vocational training of students.
Methods and structure of the study. The experiment was run at the premises of the Institute of Physical Culture and Sports of Herzen State Pedagogical University of Russia. Subject to the experiment were the 1st-4th-year students, who had been previously trained remotely due to the pandemic (n=80). The attitudes of the future physical education teachers to teacher-student interaction in university environments were determined using a specially developed program, which included several groups of questions aimed to identify various aspects of teacher-student interaction.
Results and conclusions. The students, future physical education teachers, were found to be very positive about the teacher-student interaction in the educational process in the university. The students were quite satisfied with the nature of the business and interpersonal interaction, but mutual understanding turned out to be a pressing issue for them. The students' attitudes towards teacher-student interaction varied considerably from course to course: preferences, degree of satisfaction, and the importance of problems varied. This necessitates a systematic study of students' attitudes towards various aspects of their vocational training and a differentiated approach to the construction of the educational process.
Keywords: vocational training of future university teachers, academic educational process, pedagogical interaction, teacher-student interaction in educational process, students' attitudes towards teacher-student interaction.
CL
■
с га
Ii
О (U .с Н
Введение. Актуальность проблемы изучения отношения будущих педагогов в области физической культуры к взаимодействию с преподавателями обусловлена потребностью образовательной практики и педагогической науки в современ-
ном знании об изменении ценностных ориентаций студентов в образовании под влиянием объективных (информатизация и цифровизация общества, эпидемиологическая ситуации в мире и др.) и субъективных (ранее приобретенный личный
опыт взаимодействия, особенности организации педагогического процесса и др.) факторов. Эти знания позволяют строить профессиональную подготовку будущих педагогов сообразно постоянно развивающейся образовательной ситуации, с учетом реальных особенностей педагогического взаимодействия.
Цель исследования - выявить отношение будущих педагогов в области физической культуры к взаимодействию с преподавателями в образовательном процессе и предложить возможные способы учета этого отношения в профессиональной подготовке студентов.
Методика и организация исследования. Педагогическое образование является сегодня объектом многих научных исследований [1, 3, 6], в которых в центр внимания попадают и ценностно-целевые основы профессиональной подготовки будущих педагогов, и ее содержание, и образовательный процесс, и оценка его результатов.
В данном исследовании образовательный процесс вуза рассматривается в качестве важнейшего фактора профессиональной подготовки будущих педагогов. Сущностной характеристикой этого процесса выступает специально организованное субъект-субъектное взаимодействие всех его участников, направленное на профессиональное становление студентов [2, 3].
Это взаимодействие может быть непосредственным или опосредованным, информационным или практическим, деловым или межличностным. Оно может осуществляться как взаимосвязь деятельности преподавателей и студентов, как их взаимосвязанная деятельность, как совместная деятельность и, наконец, как их сотрудничество. Важнейшими условиями успешности педагогического взаимодействия, а значит и образовательного процесса, выступают взаимопонимание, сопереживание и взаимная поддержка участников этого взаимодействия. В свою очередь, все эти характеристики формируются в процессе педагогического взаимодействия, которое построено с учетом отношения к нему его субъектов (преподавателей и студентов).
Исследование проводилось на базе института физической культуры и спорта РГПУ им. А. И. Герцена. В него были включены студенты 1-4-го курсов, в опыте которых был целый год дистанционного обучения в условиях пандемии (всего 80 человек). Для изучения отношения будущих педагогов в области физической культуры к взаимодействию с преподавателями в образовательном процессе вуза была разработана программа, которая включала в себя несколько групп вопросов. Первая группа вопросов была связана с выявлением привлекательных и непривлекательных для студентов сторон во взаимодействии с преподавателями. Вторая группа вопросов была обращена к выявлению характера включения студентов в организацию взаимодействия с преподавателями. Третья группа была направлена на изучение степени удовлетворенности студентами взаимодействием с преподавателями. Четвертая группа вопросов касалась исследования предпочтений студентов в выборе форм взаимодействия с преподавателями. И, наконец, пятая группа была обращена к анализу проблем взаимодействия с преподавателями с точки зрения студентов. Разработанная программа была согласована с программами исследования на прошлых этапах [4, 5].
Результаты исследования и их обсуждение. Первая группа результатов. В ходе исследования было выявлено, что будущих педагогов в области физической культуры многое привлекает во взаимодействии с преподавателями. Чаще всего студенты выделяют «возможность получать накопленные преподавателями знания, умения, профессиональный опыт» (31,97 % от общего числа ответов), значительно реже
(всего 19,73 % от общего числа ответов) «возможность «обмена» с преподавателями профессиональной информацией, интересами, ценностными ориентациями». Привлекательными для студентов являются «возможность установить взаимопонимание с преподавателями, доброжелательные отношения, организовать взаимную поддержку» (25,85 % от общего числа ответов) и «возможность увидеть пример деятельности профессионала по обучению и воспитанию» (22,45 % от общего числа ответов).
Характерно, что от 1-го курса к четвертому картина фактически не меняется: на первом месте оказывается «возможность получать накопленные преподавателями знания, умения, профессиональный опыт» (30,19 %, 32,35 %, 28,57 %, 37,5 % - соответственно по курсам), а на последнем - «возможность «обмена» с преподавателями профессиональной информацией, интересами, ценностными ориентациями» (18,87 %, 26,47 %, 25 %, 9,38 % соответственно по курсам).
Анализ полученных данных показал, что студентов огорчает во взаимодействии с преподавателями, прежде всего, их «излишне высокие требования» (21,22 % от общего числа ответов).
Кроме того, студентов огорчают «затруднения в установлении необходимых контактов с преподавателями» (18,18 % от общего числа ответов), «незнание преподавателями в полной мере студентов» (16,36 % от общего числа ответов), «не всегда ответственное отношение преподавателей к своим обязанностям» (11,52 % от общего числа ответов), «недостаточное владение преподавателями современными информационными технологиями» (10,3 % от общего числа ответов).
От 1-го к 4-му курсу снижается доля ответов, характеризующих огорчения студентов по поводу «излишне высоких требований преподавателей» (от 23,91% до 16,95 % соответственно), «незнания преподавателями в полной мере современных студентов» (от 21,74 % до 15,25 %). Повышается доля ответов, связанных с «отсутствием взаимопонимания с преподавателями» (от 17,39 % до 22,03 % соответственно) и «недостаточным владением преподавателями современными информационными технологиями» (от 8,7 % до 13,56 % соответственно).
Вторая группа результатов. В ходе исследования было установлено, что, по мнению студентов, преподаватели включают их «в процесс оценки деятельности товарищей на занятиях» (27,21 % от общего числа ответов), «в обсуждение хода занятий и в высказывание предложений по их улучшению» (25,17 % от общего числа ответов), «в процесс самооценки своей деятельности на занятиях» (17,69 % от общего числа ответов), «в выбор заданий для самостоятельной работы» (14,97 % от общего числа ответов), «в осмысление целей занятия и планирование его хода» (13,61 % от общего числа ответов).
При этом оказалось, что независимо от курса, чаще всего преподаватели включают студентов «в процесс оценки деятельности товарищей на занятиях» (22,92 %, 25,71 %, 22,22 % и 40 % соответственно) и «в обсуждение хода занятий» (29,17 %, 20 %, 22,22 %, 28,57 % соответственно). Значительно реже студенты включаются «в осмысление целей занятия и планирование его хода» (14,58 %, 20 %, 18,52 % и 2,86 % соответственно по курсам).
Третья группа результатов. В ходе исследования было обнаружено, что студенты считают, что им удается установить с преподавателями отношения взаимопонимания, ответственности и взаимной поддержки. При этом от 1-го курса к 4-му ситуация меняется: на 1-м курсе «достаточно часто» выделяют 70,83 % студентов, а на 4-м - только 38,89 %.
№9 • 2021 Сентябрь | September
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
о
0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Студенты в определенной степени удовлетворены характером делового взаимодействия. Картина меняется от 1-го курса к 4-му: почти в два раза снижается количество студентов, удовлетворенных характером делового взаимодействия с преподавателями (с 58,33 % до 27,78 %) и повышается количество студентов, полностью неудовлетворенных этим взаимодействием (с 0 % до 27,78 %).
Достаточно выраженным оказалось и отношение студентов к характеру межличностного взаимодействия с преподавателями. Это отношение существенно дифференцируется по курсам: более чем в три раза снижается количество студентов, полностью удовлетворенных этим взаимодействием от 1-го к 4-му курсу (от 29,17 % до 9,09 % соответственно), повышается количество тех, кого это взаимодействие не удовлетворяет полностью (от 0 % до 27,27 % соответственно).
Четвертая группа результатов. Исследование показало, что студенты, прежде всего, предпочитают «групповые очные формы взаимодействия с преподавателями (36,72 % от общего числа ответов) и «групповые дистанционные формы» (30,47 % от общего числа ответов). В два раза реже студенты отдают предпочтения «индивидуальным очным формам» (16,41 %) и «индивидуальным дистанционным формам» (16,41%).
Оказалось, что ситуация меняется от курса к курсу. На 1 -м курсе групповые формы составляют 73,81 % от всех выбранных форм, а на 4-м на их долю приходится только 58,98 %. Зато индивидуальные формы на 1-м курсе составляют только 26,19 %, а на 4-м - 41,13 %. Дистанционные формы (индивидуальные и групповые) и на 1-м курсе, и на 4-м составляют более половины от всех выбранных форм (52,39 % и 52,29 % соответственно).
Пятая группа результатов. Анализ исследовательских данных показал, что студенты считают актуальными для себя такие проблемы взаимодействия с преподавателями, как: учет возможностей и особенностей каждой стороны (35,88 % от общего числа ответов), нахождение взаимопонимания (25,95 % от общего числа ответов), организация сотрудничества (19,85 % от общего числа ответов), недооценка преподавателями образовательных достижений студентов (17,56 % от общего числа ответов).
Проблема сотрудничества на 1-м курсе выделяется в два раза реже, чем на 4-м (17,95 % и 31,58 % соответственно), а проблема учета возможностей и особенностей взаимодействующих наиболее актуальна на 1-м курсе (43,59 % на первом курсе, 23,68 % - на четвертом). К 4-му курсу актуализируется проблема установления взаимопонимания (26,32 % на 4-м курсе вместо 17,95 % на первом).
Выводы. Студенты, будущие педагоги физической культуры, достаточно положительно относятся к взаимодействию с преподавателями в образовательном процессе: их многое привлекает в этом взаимодействии; они чувствуют себя включенными в процесс его организации; считают, что с преподавателями можно устанавливать доброжелательные отношения и взаимопонимание; их в целом удовлетворяет характер делового и межличностного взаимодействия с преподавателями. Такое отношение студентов свидетельствует, во-первых, о том, что в их ценностных ориентациях, даже в условиях пандемии, приведшей к массовому дистанционному обучению, достаточно ярко просматривается ориентация на взаимодействие с преподавателями, на взаимопонимание с ними. А, во-вторых, зафиксированное отношение говорит о том, что преподаватели института физической культуры в сложившейся непростой ситуации нашли адекватные формы взаимодействия со студентами.
Отношение студентов к взаимодействию с преподавателями является достаточно противоречивым. Их привлекает возможность установления взаимопонимания с преподавателями, но одновременно они считают, что это для них актуальная проблема. Они выделяют проблему сотрудничества с преподавателями как актуальную, однако в своих предпочтениях «обмен» (диалог) с преподавателями профессиональной информацией, интересами, ценностными ориен-тациями ставят на последнее место. Студенты достаточно удовлетворены характером делового и межличностного взаимодействия с преподавателями, однако взаимопонимание оказывается для них актуальной проблемой. Разрешение всех этих противоречий требует совместных усилий студентов и преподавателей по осмыслению этих противоречий, по выявлению причин их возникновения, по поиску возможных путей их снятия.
Отношение студентов к взаимодействию существенно дифференцируется по курсам: меняются предпочтения, степень удовлетворенности, значимость проблем. Все это обуславливает необходимость систематического изучения отношения студентов к различным аспектам их профессиональной подготовки и дифференцированного подхода к построению образовательного процесса.
Литература
1. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. -612 с.
2. Витвицкая Л.А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01/Л. А. Витвицкая. - Оренбург, 2012. - 421 с.
3. Радионова Н. Ф. Педагогический процесс в контексте гуманитарного подхода/Н. Ф. Радионова//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - Волгоград, 2013. - № 7 (82). - С. 18-23.
4. Пономарев Г. Н. Отношение будущих педагогов по физической культуре к своей профессиональной подготовке/Г. Н. Пономарев, Н. Ф. Радионова, С. В. Ривкина//Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 102-104.
5. Пономарев Г. Н. Отношение преподавателей вуза к профессиональной подготовке будущих педагогов по физической/Г. Н. Пономарев, Н. Ф. Радионова, С. В. Ривкина//Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 11. - С. 55-57.
6. Эльмурзаев М. А. Социокультупный потенциал физической рекреации / М. А. Эльмурзаев, Г. Н. Пономарев//Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.
References
1. Pedagogicheskoe obrazovanie v sovremennoy Rossii: strategicheskie orientiry razvitiya [Pedagogical education in modern Russia: strategic guidelines for development]. Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University publ., 2020. 612 p.
2. Vitvitskaya L.A. Razvitie vzaimodeystviya subjektov obrazovatelnogo protsessa universiteta [Development of interaction between subjects of university educational process]. Doct. Diss (Hab.): 13.00.01. Orenburg, 2012. 421 p.
3. Radionova N.F. Pedagogicheskiy protsess v kontekste gumanitarnogo podkhoda [Educational process in context of humanitarian approach]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Volgograd, 2013. No. 7 (82). pp. 18-23.
4. Ponomarev G.N., Radionova N.F., Rivkina S.V. Otnoshenie budushchikh pedagogov po fizicheskoy kulture k svoey professionalnoy podgotovke [Bachelors of physical education: attitudes to vocational training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 10. pp. 102-104.
5. Ponomarev G.N., Radionova N.F., Rivkina S.V. Otnoshenie prepodavateley vuza k professionalnoy podgotovke budushchikh pedagogov po fizicheskoy [Attitudes of university teachers to vocational training of future physical education specialists]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 11. pp. 55-57.
6. Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokultupny potentsial fizicheskoy rekreatsii [Sociocultural Potential of Physical Recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014. No. 2. pp. 52-54.