Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ПЕДАГОГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITIES / VOCATIONAL TRAINING AT UNIVERSITY / PHYSICAL EDUCATION TEACHER / CONTENT AND ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Г.Н., Радионова Н.Ф., Ривкина С.В.

Цель исследования - выявить отношение преподавателей вуза к профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре и на основе этого предложить возможные пути ценностного согласования позиций субъектов этой подготовки. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе института физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена. В него были включены 27 преподавателей. Для изучения отношения преподавателей была разработана программа, которая включала 3 группы вопросов, связанных: с выявлением представлений преподавателей об ориентации студентов на профессиональную педагогическую деятельность; с выявлением приоритетов преподавателей в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре и факторах ее определяющих; с оценкой преподавателями содержания, способов и форм организации образовательного процесса вуза. Результаты исследования и выводы. Полученные в ходе исследования данные позволили определить, что позиции студентов и преподавателей по целому ряду вопросов, касающихся профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре, являются достаточно согласованными и наметить некоторые пути ценностного согласования этих позиций. К ним авторы относят: налаживание системы изучения мотивов поступления абитуриентов в педагогический университет и знакомство всех преподавателей с результатами этого изучения; обсуждение среди преподавателей и студентов на различных этапах подготовки будущих педагогов по физической культуре современных задач профессиональной педагогической деятельности и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Г.Н., Радионова Н.Ф., Ривкина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDES OF UNIVERSITY TEACHERS TO VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION SPECIALISTS

Objective of the study was to identify the attitudes of university teachers to the vocational training of future physical education specialists and, from this, propose possible ways of the value-based attitudes alignment. Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of the Institute of Physical Culture of Herzen State Pedagogical University of Russia. Sampled for the study were 27 teachers. To analyze their attitudes, we developed a program that offered 3 blocks of questions related to the identification of the teachers' perceptions of the students’ orientation towards professional pedagogical activities; identification of the teachers' priorities in the vocational training of future physical education specialists and its determinants; teachers’ evaluation of the content, methods, and forms of organization of the educational process at the university. Results and conclusions. The findings indicated that the students and teachers agreed on a range of issues related to the vocational training of future physical education specialists and enabled to map several paths to the value-based alignment of their attitudes. These included the establishment of a system for studying the motives for admission to the pedagogical university and presentation of the data obtained to all teachers; discussions among the teachers and students at various stages of training of future physical education specialists on the current tasks of professional pedagogical activities, etc.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

отношение преподавателей вуза к профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 08.09.2020 г.

Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1

Доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Радионова1

Кандидат педагогических наук С.В. Ривкина1

1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

ATTiTuDEs ÜF uNivERsiTY TEAOHERs TÜ vocATioNAL TRAiNiNG ÜF FuTuRE pHYsiOAL EDuCATiÜN SPECiALiSTS

Dr.Hab., Professor G.N. Ponomarev1 Dr. Hab., Professor N.F. Radionova1 PhD S.V. Rivkina1

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Информация для связи с автором: g-ponomarev@ inbox.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить отношение преподавателей вуза к профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре и на основе этого предложить возможные пути ценностного согласования позиций субъектов этой подготовки.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе института физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена. В него были включены 27 преподавателей. Для изучения отношения преподавателей была разработана программа, которая включала 3 группы вопросов, связанных: с выявлением представлений преподавателей об ориентации студентов на профессиональную педагогическую деятельность; с выявлением приоритетов преподавателей в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре и факторах ее определяющих; с оценкой преподавателями содержания, способов и форм организации образовательного процесса вуза.

Результаты исследования и выводы. Полученные в ходе исследования данные позволили определить, что позиции студентов и преподавателей по целому ряду вопросов, касающихся профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре, являются достаточно согласованными и наметить некоторые пути ценностного согласования этих позиций. К ним авторы относят: налаживание системы изучения мотивов поступления абитуриентов в педагогический университет и знакомство всех преподавателей с результатами этого изучения; обсуждение среди преподавателей и студентов на различных этапах подготовки будущих педагогов по физической культуре современных задач профессиональной педагогической деятельности и т.д.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, профессиональная подготовка в вузе, педагог по физической культуре, содержание и организация образовательного процесса в вузе.

Annotation

Objective of the study was to identify the attitudes of university teachers to the vocational training of future physical education specialists and, from this, propose possible ways of the value-based attitudes alignment. Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of the Institute of Physical Culture of Herzen State Pedagogical University of Russia. Sampled for the study were 27 teachers. To analyze their attitudes, we developed a program that offered 3 blocks of questions related to the identification of the teachers' perceptions of the students' orientation towards professional pedagogical activities; identification of the teachers' priorities in the vocational training of future physical education specialists and its determinants; teachers' evaluation of the content, methods, and forms of organization of the educational process at the university.

Results and conclusions. The findings indicated that the students and teachers agreed on a range of issues related to the vocational training of future physical education specialists and enabled to map several paths to the value-based alignment of their attitudes. These included the establishment of a system for studying the motives for admission to the pedagogical university and presentation of the data obtained to all teachers; discussions among the teachers and students at various stages of training of future physical education specialists on the current tasks of professional pedagogical activities, etc.

Keywords: professional pedagogical activities, vocational training at university, physical education teacher, content and organization of the educational process at university.

Введение. Поиск путей ценностного согласования позиций преподавателей и студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе в настоящее время является актуаль-

ной, но пока еще недостаточно разработанной проблемой, которая обусловлена потребностью образовательной практики и педагогической науки в современном эмпирическом

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

знании об отношении субъектов образовательного процесса в вузе к содержанию, способам и формам организации профессиональной подготовки.

Цель исследования - выявить отношение преподавателей вуза к профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре и на основе этого предложить возможные пути ценностного согласования позиций субъектов этой подготовки.

Методика и организация исследования. В основу исследования положена концепция развивающего и развивающегося взаимодействия преподавателей и студентов [1, 4, 5], в соответствии с которой педагогическое взаимодействие в образовательном процессе как «обмен» (духовный и практический, деятельностный и личностный) обладает богатыми возможностями влияния на профессиональное становление будущих педагогов. Однако эти возможности реализуются только при определенных условиях, среди которых особе место занимает ценностное согласование позиций преподавателей и студентов по отношению к содержанию и организации профессиональной подготовки.

Исследование проводилось на базе института физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена. В него были включены 27 преподавателей. Для изучения отношения преподавателей была разработана программа, которая включала 3 группы вопросов, связанных: 1) с выявлением представлений преподавателей об ориентации студентов на профессиональную педагогическую деятельность; 2) с выявлением приоритетов преподавателей в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре и факторах ее определяющих; 3) с оценкой преподавателями содержания, способов и форм организации образовательного процесса вуза.

Разработанная программа была согласована с программой изучения отношения студентов, будущих педагогов по физической культуре, к их профессиональной подготовке, которая была реализована на предшествующих этапах исследования [3], что позволило проводить сравнительный анализ полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Первая группа результатов. Исследование показало, что преподаватели считают, что их студенты при поступлении в вуз имеют достаточно выраженные ориентации на профессиональную педагогическую деятельность. По их мнению, среди причины по которым абитуриенты приходят в педагогический университет, на первом-третьем местах (как и у студентов по данным ранее проведенного исследования) оказываются «интерес к предметной области», «желание работать с детьми» и «стремление получить качественное высшее образование» (доля каждой из этих мотивировок соответственно 19 %, 17 % и 11,5 %).

Достаточно часто преподаватели выделяют и такие причины, как «легко поступить и легко учиться», «пример любимого учителя», «совет родителей и друзей» и «семейная традиция» (соответственно 10,5 %, 10,5 %, 9,6 % и 9,6 %). Однако эти мотивировки у студентов выделяются значительно реже (в три-четыре раза) и фактически занимают последние места в общем ряду. Преподаватели считают, что их студенты ориентированы на педагогическую деятельность в будущем. Они полагают, что студенты планируют заниматься «профессиональной педагогической деятельностью в системе дополнительного образования», «профессиональной деятельностью в школе» и «профессиональной деятельностью в других сферах» (доля каждой мотивировки соответственно 33 %, 26,7 % и 31,1%). Другим словами, по мнению препо-

давателей, доля тех, кто будет заниматься педагогической деятельностью, составляет 60 %. По мнению самих студентов, педагогическая деятельность в общем перечне также занимает первое место, хотя доля ее несколько ниже - 53 %, а доля занятий в других сферах - 38 %.

Вторая группа результатов. Исследование показало, что преподаватели вуза достаточно дифференцированно относятся к задачам современной профессиональной педагогической деятельности и факторам, которые способствуют обеспечению готовности студентов к их решению. Было выявлено, что преподаватели в качестве приоритетных выделяют следующие задачи: «овладение способами и формами реализации процесса обучения», «овладение способами профессионального и личностного самосовершенствования» и «овладение способами организации взаимодействия с обучающимися». Эти приоритеты созвучны студенческим: «овладение способами и формами реализации процесса обучения», «овладение способами организации взаимодействия с обучающимися» и «овладение способами и формами процесса воспитания». На последних местах и у преподавателей, и у студентов оказываются задачи «овладения методиками изучения возможностей проблем достижений своих подопечных» и «овладения средствами создания развивающей образовательной среды».

По мнению преподавателей, слабо влияет процесс обучения на овладение задачами, связанными со «способами взаимодействия с родителями, коллегами, администрацией», со «способами профессионального и личностного самосовершенствования», со «способами и формами организации внеурочной деятельности обучающихся, их дополнительного образования», соответственно 66 %, 33 % и 15 % опрошенных.

В ходе исследования установлено, что, по мнению абсолютного числа преподавателей (100 %), на уровень подготовки к профессиональной деятельности влияет прежде всего «практика», менее - «занятия по специальным дисциплинам» и «занятия по психолого-педагогическим дисциплинам». Студенты также ставят практику на первое место по значимости для профессиональной подготовки.

Третья группа результатов. Исследование показало, что большинство преподавателей (68,5 %) удовлетворены образовательной деятельностью, мало удовлетворены - 21 % и не удовлетворены 10,5 %. Схожая тенденция обнаруживается и у студентов (соответственно 62 %, 21,5 % и 15,2 %).

используются преподавателями Диаграмма 1. Формы организации образовательной деятельности

56

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

Между формами образовательного процесса и теми формами, которые предпочитают студенты, существуют определенные диспропорции. Преподаватели используют прежде всего «практические занятия», «лекции», «выпускные квалификационные работы». Используют реже «индивидуальные консультации», «самостоятельную работу студентов» и «научно-исследовательскую работу». Студенты же почти в два раза чаще предпочитают «практические занятия» и чаще хотят «индивидуальных консультаций (рис. 1).

Было установлено, что существуют диспропорции между используемыми преподавателями технологиями организации образовательного процесса и тем, которые предпочитают студенты. Преподаватели чаще всего применяют «групповое взаимодействие», «выступление студентов на занятии с презентацией», «работу студентов с учебными материалами и пособиями», а студенты предпочитают «дискуссии» и «игры» (рис. 2).

Исследование показало, что большая часть преподавателей удовлетворена организацией самостоятельной работы (47,4 %), а 5,3 % удовлетворены полностью. Однако более 47 % преподавателей не удовлетворены этой организацией. Студенты в большей степени удовлетворены организацией самостоятельной работы. Хотя и среди них 23 % не удовлетворены.

В ходе исследования было зафиксировано, что существует определенная диспропорция между формами организации самостоятельной работы, которые используются преподавателями и которые предпочитают студенты. Преподаватели используют чаще всего фронтальную работу, а студенты хотят выбирать и работать в микрогруппах, что в меньшей степени используется преподавателями.

Преподаватели включают студентов в исследовательскую деятельность: систематически - 15,8 %, иногда - 63,2 %, не включают - 21 %. При этом удовлетворенность участием студентов в исследовательской деятельности у преподавателей невысокая (только 31,6 % преподавателей удовлетворены, а остальные почти 70 % не удовлетворены). У студентов зафиксирована другая тенденция. Они отмечают, что они мало включены в исследовательскую деятельность (только 28 % включены). Однако таким состоянием они вполне удовлетворены (полностью удовлетворены 11,4 %, удовлетворены почти 47 %).

Преподаватели высказывают предложения по организации образовательного процесса, но в основном они свя-

используются преподавателями Диаграмма 2. Технологии организации образовательного процесса

заны с достаточно внешними характеристиками, такими как «улучшение оборудования аудиторий», «сокращение объема необходимой документации», «рационализация учебной нагрузки». В содержании они предлагают усилить практическую направленность подготовки. Студенты же, кроме этого, хотят «расширения общения с преподавателями во внеучебное время» и «построения индивидуальных маршрутов».

Преподаватели достаточно строги в оценке готовности выпускников к профессиональной педагогической деятельности. По их мнению, полностью готовы 10,5 %, частично готовы 78,9 %. Студенты же считают себя более готовыми к профессиональной педагогической деятельности (полностью готовы 25,3 %, частично - 62 %).

Выводы. Полученные в ходе исследования данные позволили определить, что позиции студентов и преподавателей по целому ряду вопросов, касающихся профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре, являются достаточно согласованными и наметить некоторые пути ценностного согласования этих позиций. К таким путям можно отнести: налаживание системы изучения мотивов поступления абитуриентов в педагогический университет и знакомство всех преподавателей с результатами этого изучения; обсуждение среди преподавателей и студентов на различных этапах подготовки будущих педагогов по физической культуре современных задач профессиональной педагогической деятельности; систематическое включение студентов и преподавателей в оценку содержания, способов и форм организации различных видов деятельности в образовательном процессе и, наконец, расширение круга общения студентов и преподавателей по вопросам профессиональной подготовки и ее обновлению.

Литература

Особенности взаимодействия преподавателей и студентов в многоуровневом высшем педагогическом образовании: коллективная монография. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 198 с. Пономарев Г.Н. Физическая культура в высшем образовании - важная составляющая подготовки будущих специалистов / Г.Н. Пономарев, Я.В. Куванов, Д.В. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 12-14.

Пономарев Г.Н. Отношение будущих педагогов по физической культуре к своей профессиональной подготовке. / Г.Н. Пономарев, Н.Ф. Радионова С.В. Ривкина // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 10. - С. 102-104.

Радионова Н.Ф. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления / Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина // Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 4-9. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.

References

Osobennosti vzaimodeystviya prepodavateley i studentov v mnogourovnevom vysshem pedagogicheskom obrazovanii [Features of teacher-students interaction in multilevel higher pedagogical education]. St. Petersburg: SOYuZ publ., 2001. 198 p. Ponomarev G.N., Kuvanov Ya.V., Selyukin D.V. Fizicheskaya kultura v vyisshem obrazovanii - vazhnaya sostavlyayuschaya podgotovki budushchikh spetsialistov [Role of academic physical education in higher education system]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. Pp. 12-14.

Ponomarev G.N., Radionova N.F., Rivkina S.V. Otnoshenie budu-shchikh pedagogov po fizicheskoy kulture k svoey professionalnoy podgotovke [Bachelors of physical education: attitudes to vocational training]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2019. no. 10. pp. 102-104. Radionova N.F., Rivkina S.V. Vzaimodeystvie sub'ektov pedagog-icheskogo protsessa kak istochnik ego obnovleniya [Interaction of subjects of educational process as a source of its renewal]. Chelovek i obrazovanie. No. 2. 2012. pp. 4-9.

Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokulturny potentsial fiz-icheskoy rekreatsii [Sociocultural Potential of Physical Recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014.no. 2. pp. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.