Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭТАЛОННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭТАЛОННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IDEAL IMAGE / PHYSICAL EDUCATION TEACHERS / STUDENTS / EXPERTISE / COMMUNICATION / ЭТАЛОННЫЙ ОБРАЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотов Е.А., Солдатова Г.В., Селюкин Д.Б.

Цель исследования - изучение социальных представлений студентов о характеристиках идеального преподавателя физической культуры вуза. Методика и организация исследования включали в себя проведение опроса среди студентов (n=109), а также самих преподавателей физической культуры (n=22) и их обработку методом контент-анализа. В качестве основного метода исследования использовалась анкета открытого типа, в которой респондентам предлагалось написать 10 наиболее важных характеристик преподавателя физической культуры. Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ образов эталонного преподавателя физической культуры у студентов и самих преподавателей свидетельствует о наличии как общих, так и специфичных черт. Преподаватели в большей степени акцентируются на профессиональных характеристиках, а ожидания студентов связаны с комфортным взаимодействием и гуманным отношением со стороны преподавателя. Выявлена некоторая гендерная специфика эталонного образа преподавателя физической культуры (юноши ориентированы на более строгий, тогда как девушки, напротив, на мягкий имидж), которая может иметь значение в организации образовательного процесса. Образ идеального преподавателя может использоваться как модель специалиста данного профиля как в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в данной сфере, так и непосредственно в процессе профессиональной деятельности преподавателя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотов Е.А., Солдатова Г.В., Селюкин Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social image of ideal physical education teacher

Objective of the study was to analyze the ideal physical education teacher image characteristics in minds of university students. Methods and structure of the study. During the study, we applied such methods as: questionnaire survey of the students (n=109) and physical education teachers (n=22), and processing of the survey data by means of a content analysis. An open-type questionnaire survey was used as the main research method, in which the respondents were asked to write down 10 most important characteristics of the ideal physical education teacher. Results of the study and conclusions. The comparative analysis of the ideal physical education teacher image characteristics in the minds of the university students and teachers indicated the presence of both common and specific features. The teachers were more focused on professional characteristics, while the students' expectations were associated with comfortable interaction and a humane attitude on the part of the teacher. We identified some gender-specific characteristics of the ideal image of a physical education teacher (the young males’ views reflected a more strict image, while the females, on the contrary, emphasized a soft one), which may be important for organization of the educational process. The ideal physical education teacher image can be used as a model one both in the process of vocational training and advanced training of specialists in this field, and directly in the process of professional activity of physical education teachers.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭТАЛОННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭТАЛОННОГО ОБРАЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 19.12.2019 г.

Информация для связи с автором: m.a08@mail.ru

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1 Кандидат психологических наук, доцент Г.В. Солдатова2 Д.Б. Селюкин1

1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

SOCIAL iMAGE OF iDEAL PHYSiCAL EDUCATiON TEACHER

PhD, Associate Professor E.A. Izotov1 PhD, Associate Professor G.V. Soldatova2 D.B. Selyukin1

1 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg

2 St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - изучение социальных представлений студентов о характеристиках идеального преподавателя физической культуры вуза. Методика и организация исследования включали в себя проведение опроса среди студентов (п=109), а также самих преподавателей физической культуры (п=22) и их обработку методом контент-анализа. В качестве основного метода исследования использовалась анкета открытого типа, в которой респондентам предлагалось написать 10 наиболее важных характеристик преподавателя физической культуры.

Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ образов эталонного преподавателя физической культуры у студентов и самих преподавателей свидетельствует о наличии как общих, так и специфичных черт. Преподаватели в большей степени акцентируются на профессиональных характеристиках, а ожидания студентов связаны с комфортным взаимодействием и гуманным отношением со стороны преподавателя. Выявлена некоторая гендерная специфика эталонного образа преподавателя физической культуры (юноши ориентированы на более строгий, тогда как девушки, напротив, на мягкий имидж), которая может иметь значение в организации образовательного процесса. Образ идеального преподавателя может использоваться как модель специалиста данного профиля как в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в данной сфере, так и непосредственно в процессе профессиональной деятельности преподавателя физической культуры.

Ключевые слова: эталонный образ, преподаватели физической культуры, студенты, профессионализм, коммуникация.

Annotation

Objective of the study was to analyze the ideal physical education teacher image characteristics in minds of university students.

Methods and structure of the study. During the study, we applied such methods as: questionnaire survey of the students (n=109) and physical education teachers (n=22), and processing of the survey data by means of a content analysis. An open-type questionnaire survey was used as the main research method, in which the respondents were asked to write down 10 most important characteristics of the ideal physical education teacher.

Results of the study and conclusions. The comparative analysis of the ideal physical education teacher image characteristics in the minds of the university students and teachers indicated the presence of both common and specific features. The teachers were more focused on professional characteristics, while the students' expectations were associated with comfortable interaction and a humane attitude on the part of the teacher. We identified some gender-specific characteristics of the ideal image of a physical education teacher (the young males' views reflected a more strict image, while the females, on the contrary, emphasized a soft one), which may be important for organization of the educational process. The ideal physical education teacher image can be used as a model one both in the process of vocational training and advanced training of specialists in this field, and directly in the process of professional activity of physical education teachers.

Keywords: ideal image, physical education teachers, students, expertise, communication.

Введение. Проблема образа преподавателя обладает высоким социальным значением, так как отношение к преподавателю может быть напрямую связано с отношением учащихся к его предмету и выступать в качестве фактора достижения высоких учебных результатов [4]. Специалисты отмечают, что только профессиональные навыки без учета имиджевой составляющей уже не могут обеспечить успешное осуществление профессиональной педагогической деятельности [1-3].

Анализ данных научной литературы свидетельствует, что образ преподавателя физической культуры вуза не относится к числу хорошо разработанных проблем.

Цель исследования - выявление социальных представлений о характеристиках идеального преподавателя физической культуры вуза.

Методика и организация исследования. В научной работе приняло участие 109 студентов (разных специальностей и курсов обучения) и 22 преподавателя физической культуры (различного возраста и педагогического стажа) Санкт-Петербургского горного университета. Респондентам предлагалось написать 10 характеристик «идеального» преподавателя физической культуры и оценить их значимость методом ранжирования. Обработка результатов осуществлялась посредством определения частоты упоминания характеристик по отношению к объему выборки (в %).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал достаточно большой разброс представлений всех испытуемых относительно характеристик идеального преподавателя физической культуры (следовательно, он характеризуется достаточно высокой степенью

№ 3 • 2020 Март | March

http://www.teoriya.ru

Таблица 1. Образ эталонного преподавателя физической культуры у студентов разного пола, %

Таблица 2. Образ эталонного преподавателя физической культуры у студентов и преподавателей, %

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

G CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Юноши Девушки

1. Профессионализм - 72,9 1. Профессионализм - 72,5

2. Спортивность - 68,1 2. Спортивность - 54,5

3. Доброта - 45,6 3. Доброта - 45,3

4. Чувство юмора - 40,9 4. Внимательность - 38,5

5. Строгость, требовательность - 36,3 5. Понимание - 35,2

6. Отзывчивость - 32,8 6. Позитивность - 31,9

7. Понимание - 31,3 7. Коммуникабельность -30,7

8. Позитивность - 30,6 8. Тактичность - 30,0

9. Ответственность - 29,8 9. Чувство юмора - 29,4

Преподаватели Студенты

1. Профессионализм - 89,6 1. Профессионализм - 72,7

2. Внешняя презентабельность -82,7 2. Спортивность - 61,3

3. Коммуникабельность - 75,4 3. Доброта - 45,4

4. Ответственность - 48,4 4. Чувство юмора - 39,7

5. Позитивность - 36,5 5. Понимание - 33,3

6. Чувство юмора - 30,7 6. Позитивность - 31,5

субъективности). В каждой из выборок было зафиксировано более 50 характеристик (большинство из них - повторяющиеся, уникальных черт - относительно немного), для анализа были отобраны лишь наиболее часто встречающиеся. В область «субъективных предпочтений» попадает до 50 % характеристик, которые условно можно разделить на несколько групп, самый большой объем отмечается у коммуникативных и сугубо профессиональных черт, раскрывающих отдельные профессиональные компетенции преподавателя.

В рейтинг наиболее важных характеристик эталонного преподавателя физической культуры, с точки зрения самих преподавателей, вошли: профессионализм (89,6 %); внешняя презентабельность (82,7 %), коммуникабельность (75,4 %), ответственное отношение к делу (48,4 %), позитивность (36,5 %), чувство юмора (30,7 %), широкий кругозор (29,2 %), культура речи (27,0 %), «современность» (23,8 %). К числу также довольно часто встречающихся характеристик относятся: тактичность и вежливость, готовность помочь, отзывчивость, способность увлечь своим предметом.

Таким образом, эталонный образ преподавателя физической культуры у представителей данной профессии содержит большой объем профессиональных характеристик (профессионализм, ответственное отношение к работе, широкий кругозор, «современность» как выраженная ориентация на актуальную информацию) и коммуникативных характеристик личности (общительность, позитивность, культура речи, чувство юмора).

Студенты в образе преподавателя физической культуры главными считают такие характеристики, как профессионализм, «спортивность» (физическая форма) и доброта. Далее образ обретает некую гендерную специфику. И юноши, и девушки высоко оценивают значимость коммуникативных характеристик. Однако юноши в большей степени ориентированы на некоторую «строгость», тогда как девушки, напротив, на мягкость в поведении преподавателя. Некоторые характеристики являются сугубо гендерно-специфичными, т. е. практически не упоминаются представителями другого пола. Например, для девушек не очень значимы требовательность и ответственность преподавателя, а для юношей - степень его внимательности и тактичности. Эти различия можно использовать в рамках применения дифференцированного подхода при организации учебного процесса студентов (табл. 1).

Среди прочих (не вошедших в таблицу) важных для студентов качеств следует отметить: для всех - физическая ат-трактивность (красота телосложения), адекватность, стрес-соустойчивость, дисциплинированность, справедливость; для юношей - коммуникабельность, тактичность, лояльность, терпеливость, способность замотивировать, трудолюбие; для девушек - современность, ответственность.

Сравнительный анализ образов эталонного преподавателя физической культуры у студентов и самих преподавателей свидетельствует о наличии как общих, так и специфичных черт (табл. 2).

Так, они одинаково высоко оценивают значимость высокого профессионализма и хорошей физической формы преподавателя физической культуры (хотя требования студентов несколько выше - вместо внешней презентабельности они требуют ярко выраженной спортивности). В обеих выборках большое значение имеют коммуникативные характеристики личности. Все испытуемые придают большое значение способности преподавателя «заряжать» студентов позитивными эмоциями (т. е. занятия физической культурой должны иметь ярко выраженную «психологическую» составляющую). Из специфичных черт следует отметить акцент на коммуникабельности и ответственности у преподавателей и на доброте и способности к понимаю - у студентов. Следовательно, образ преподавателя физической культуры у студентов является более «гуманистическим».

Вывод. Эталонный образ преподавателя физической культуры у студентов и преподавателей во многом совпадает и включает в себя как профессиональные, так и коммуникативные характеристики. Студенты предъявляют более высокие требования к физическим характеристикам преподавателей и гуманному отношению к обучающимся, запрос на которое более выражен в женской части выборки. Таким образом, преподаватели должны стремиться к физическому и профессиональному совершенствованию.

Литература

1. Аронова Т.В. Структура и содержание профессионального имиджа педагога физической культуры / Т.В. Аронова, И.А. Спицына // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2019. - № 3 (38). - С. 15-19

2. Кузьмин М.А. Дифференциальная спортивная психология / М.А. Кузьмин, М.Н. Ларионова, М.В. Мурашева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 5-7.

3. Лях В.И. Физическая культура, 11-й кл.: Базовый уровень: метод. пособие / В.И. Лях, А.А. Зданевич / под общ. ред. В.И. Ляха. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 240 с.

4. Степанова О.Н. Профессиональный имидж учителя физической культуры и пути его совершенствования / О.Н. Степанова, В.А. Шарый // Наука и школа. - 2016. - № - С. 68-76.

References

1. Aronova T.V., Spitsyna I.A. Struktura i soderzhanie professional-nogo imidzha pedagoga fizicheskoy kulturyi [Structure and content of professional image of physical education teacher]. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta.2019. # 3 (38). pp. 15-19

2. Kuzmin M.A., Larionova M.N., Murasheva M.V. Differentsialnaya sportivnaya psihologiya [Differential sport psychology]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. # 4. pp. 5-7.

3. Lyakh V.l., Zdanevich A.A. Fizicheskaya kultura, 11-y kl.: Bazovy uroven [Physical education, 11th grade.: Basic level]. Teaching aid. 7th ed. M.: Prosveshchenie publ., 2010. 240 p.

4. Stepanova O.N., Shary V.A. Professionalny imidzh uchitelya fiz-icheskoy kulturyi i puti ego sovershenstvovaniya [Professional image of physical education teacher and ways to improve it]. Nauka i shkola. 2016. no. pp. 68-76.

56

http://www.teoriya.ru

№3 • 2020 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.