ГЛАВНАЯ ТЕМА / Контроль качества и безопасности
Отменили обязательную
сертификацию. Осталось «отменить»
фальсификацию
М.И. Савельева
ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
Ш>евраля 2010 года вступило в силу Постановление Правительства оссийской Федерации № 982, которое отменило подтверждение соответствия всей пищевой продукции в форме обязательной сертификации. О том, какие принципиальные отличия имеет новый порядок, как изменились функции надзорных органов и органов сертификации нашему журналу рассказал главный специалист по связям с общественностью ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии Б.Е. Гутник.
? Борис Ефимович, в прессе молено встретить разные суждения об отмене обязательной сертификации продуктов питания. Но большинство комментаторов называют новый порядок подтверждения соответствия продукции чуть ли не полной анархией. Подобные сравнения по-хожеи на правду? ^ Многие говорят, что перестала существовать обязательная сертификация, но это совершенно неправильно. Перестала существовать одна из форм обязательного подтверждения соответствия — обязательная сертификация, осталась другая — принятие декларации о соответствии. Но сказать, что мы (я говорю от имени органа по сертификации) в новых условиях ничего не требуем от заявителя, тоже нельзя. Мы, как и прежде, рассматриваем комплект документов — доказательную базу, которую формирует сам заявитель.
В качестве основного документа для принятия декларации о соответствии, используют протоколы испытаний. Получить протоколы можно в Испытательном центре ВНИИМПа.*
После сбора всех документов изготовителю необходимо заполнить декларацию.
Принятая изготовителем декларация о соответствии подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке.
? Этот порядок действовал в прежних условиях, а что нового приносит указанное постановление правительства и какие нужные положения, на ваш взгляд, отсутствуют в нем? ^ Процедура регистрации декларации о соответствии существовала и до выхода постановления № 982, не изменилась она и сейчас. Декларация о соответствии принимается на срок, установленный изготовителем. В новых условиях правильно было бы установить следующий порядок: если предприятию был выдан сертификат соответствия на 2 года, то и регистрировать декларацию надо на такой же срок. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что у предприятия за время действия сертификата не было выявлено никаких нарушений. А вот к новым предприятиям, которые подтверж-
дают соответствие продукции в первый раз, надо отнестись внимательнее. И проверять их надо чаще, особенно санитарное состояние предприятия. Для недобросовестных производителей, принявших декларацию, должна быть введена жесткая ответственность за несоответствие выпускаемой продукции показателям безопасности и качества. При старой системе, действовавшей около двадцати лет, за предприятием осуществлялся постоянный контроль третьей стороной, и существовала двойная ответственность за выпуск продукции. Ответственность производителя и органа сертификации. Эксперты органа по сертификации выезжали на предприятие для проведения анализа состояния производства (если это было предусмотрено схемой сертификации) сертифицируемой продукции, проводили инспекционный контроль сертифицированной продукции, и срок, на который выдавался сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию составлял максимум 3 года. Это было предусмотрено правилами проведения сертификации пищевых продук-
* Испытательный экспертный центр ВНИИ мясной промышленности им. В.М. Горбатова функционирует с 1992 года Основное направление его работы — контроль качества и безопасности пищевой продукции, продовольственного сырья, кормов для животных и питьевой воды. Также Центр занимается апробацией и внедрением быстрых методов контроля по всем видам исследований, включая микробиологические и физико-химические, а так же методы выявления фальсификации продукции. Центр оснащен современными аттестованными контрольно-аналитическими приборами и лабораторным оборудованием. В его подразделениях работают квалифицированные специалисты, имеющие высшее образование, ученые степени и большой опыт работы в данной сфере деятельности.
10
ВСё 0 МЯСЕ №2 апрель 2010
Контроль качества и безопасности / ГЛАВНАЯ ТЕМА
тов. Теперь орган сертификации не участвует в проверке предприятий, не контролирует условия производства продукции, а только регистрирует декларацию о соответствии.
? Что может служить стимулом добросовестной работы для предприятий отрасли в новых условиях? Какие санкции и поощрения на ваш взгляд могут быть действенными? ^ Ответственность производителя перед надзорными органами новое постановление отменило, оставив только ответственность перед потребителем. Но пока мера этой ответственности слишком мала, чтобы реально служить сдерживающим фактором для недобросовестных и просто халатных производителей мясопродуктов. Госдума только рассматривает поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым штрафы предприятиям-нарушителям могут увеличиться до 500 тысяч рублей. Не самая строгая мера, скажем прямо. В настоящее время опасная для здоровья продукция и уж тем более та, которая не соответствует ГОСТу или ТУ по каким-то показателям, может стоить виновнику и того меньше — не более 50 тысяч рублей.
Это очень большой изъян. Надо, чтобы предприятие знало, что выпуск некачественной продукции будет очень жестко штрафоваться при несоответствии ингредиентов и несоответствии заявленного состава. Например, выпустили Докторскую колбасу, написали на ней ГОСТ, при этом, вместо одного вида сырья использован другой и соотношение жир-влага-белок неверное. Тогда мы точно можем сказать на основании лабораторного анализа, что предприятие получило незаконную выгоду. И штрафовать производство надо строго — большущими штрафами, равновеликими полученной выгоде или превышающими её. Если и во второй, и в третий раз было выявлено нарушение, то надо увеличивать сумму штрафа. А затем вообще надо останавливать предприятие. А в идеале его следует забрать у нарушителя по остаточной стоимости и продать другому собственнику. Но
для этого должны быть правила, а их нет.
Мера ответственности за выпуск некачественной продукции, за выпуск продукции не соответствующей требованиям нормативной документации отсутствует. Вот это основное, что мешает уверенности в надежной защите потребителя от фальсифицированной и опасной продукции. Если будет мера ответственности адекватная прибыли, полученной обманным путем, адекватная тяжести проступка, то система декларирования будет работать эффективно.
Всех контролировать одинаково нет необходимости. Нужен дифференцированный подход. Например, надо давать льготы предприятиям, которые внедрили у себя систему управления качеством продукции. И последнее: предприятия, заслужившие устойчивую репутацию, должны поощряться государством субсидиями на расходы, которые оно несет при установлении должного порядка. Ведь система управления качеством продукции включает все этапы: входной контроль сырья и материалов, контроль производства по всем статьям, выявление нарушений и увязывание их с причиной. Эта самосовершенствующаяся система методично исключает все факторы риска. Поэтому, если предприятие потратилось на внедрение системы менеджмента качества, то надо чтобы государство возместило его расходы хотя бы на 50 %. Добросовестным производителям должны предоставляться преимущества. К таким преимуществам надо отнести эффективное внедрение и функционирование систем обеспечения качества и безопасности, основанные на стандартах ИСО 001, ИСО 22000 и принципах ХАССП. Работа системы добровольной сертификации ХАССП МЯСО свидетельствует, что таких предприятий с каждым годом становится все больше, так как осуществляемый на них контроль и прослеживае-мость процессов позволяют выпускать продукцию с подтвержденными показателями безопасности и качества.
Необходимо разными способами поощрять добросовестных
производителей. Так, например, в соответствии с программой развития и поддержки малого предпринимательства со стороны правительства Москвы затраты на подготовку и сертификацию систем менеджмента в размере 50 % стоимости, но не более 250 тысяч рублей компенсирует правительство города. Необходимо данную практику распространить на все субъекты федерации.
? Какова будет судьба независимых испытательных центров, аккредитованных Роспотребнад-зором, в создавшихся условиях? ^ Мы, как Всероссийский отраслевой научно-исследовательский институт, не можем не прокомментировать ситуацию, сложившуюся в настоящее время с Испытательным центром, базирующимся на исследовательских лабораториях нашего института. Наш испытательный центр аккредитован в системе Росетхрегулирования и Роспотребнадзора.
Однако, в письме Роспотребнадзора от 31.12.2009 г. №01/20428-9-23 «О реализации постановления правительства Российской Федерации от 02.12.2009 № 984» сказано, что исследования для целей выдачи санитарно-эпидемиологических заключений осуществляют только Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ и их филиалы, а также иные подведомственные Роспо-требнадзору организации. При этом владельцу продукции (изготовителям, поставщикам, продавцам) не представляется возможным право выбора лабораторий, исчезает принцип независимости, поскольку и проведение испытаний и надзорные функции сосредоточены в одном органе исполнительной власти — Роспотребнадзоре.
Это искусственно созданная монополия. Приходится констатировать, что будет утерян потенциал ныне действующих испытательных центров отраслевых институтов Россельхозакадемии, работа которых направлена на защиту прав потребителей. И восстановить его, как и впоследствии все разрушенное, быстро вряд ли удастся. Надо срочно эту ошибку исправлять, внеся соответствующие изменения в постановление.
№2 апрель 2010 ВСЁ О МЯСЕ
11