гражданско-правового договора, но имеет свои характерные черты, которые позволяют нам определить его природу как гражданско-правовую.
Следовательно требуется глубокое осмысление вопроса правовой сущности отношений по платному оказанию образовательных услуг, доработка понятийного аппарата и закрепления его в законодательстве.
Библиографический список
1. Комментарий к Закону Россиийской Федерации «Об образовании» / отв. ред. В.И. Шкатулла. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2001. 635 с.
2. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М.: Готика, 2002. 400 с.
References
1. Comment to the Law of the Russian Federation «On Education» / resp. edited by V.I. Shkatulla. 2-e Izd., pererab. I DOP. M.: Lawyer, 2001. 635 c.
2. Syrykh V.M. Introduction to the Theory of Educational Law. M.: Gothic, 2002. 400 p.
УДК 347.1
А.Н. Калинин
ОТЛИЧИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ОТ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Введение: институт частной собственности шире представлен в нормативно-правовой базе, нежели институт муниципальной собственности. На наш взгляд, необходимо обратить внимание законодателей на данную проблему, следствием которой становятся многочисленные случаи нарушения частных прав граждан и участившиеся случаи злоупотребления гражданскими правами со стороны органов местного самоуправления. Цель: изучить и раскрыть понятие муниципальной собственности в различных ее аспектах: характерные правомочия применительно к управлению муниципальной собственностью; ограничение применения права хозяйственного ведения и оперативного управления казенных предприятий; отличия содержания права муниципальной собственности от частной. Методологическая основа: автором использовались различные общенаучные (анализ, синтез и др.) и специально-юридические методы. Результаты: научно-ориентационные выводы, полезные для области российской цивилистики. Выводы: главная особенность муниципальной собственности состоит в том, что она находится на балансе у государства, а значит и все вопросы, касающиеся ее имущества, решают ее учредители, однако они наделяют правом хозяйственного ведения и оперативного управления представителей муниципальных образований; в частной же собственности вопросы владения, распоряжения, использования решает собственник лично.
Ключевые слова: гражданское право, осуществление гражданских прав, механизм осуществления прав, вещное право, муниципальное образование, собственность.
© Калинин Александр Николаевич, 2019
Аспирант кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); email: [email protected]
© ^limn Aleksander Nikolaevich, 2019
Post-graduate student of the Civil law department (Saratov State Law Academy) 147
A.N. Kalinin
DIFFERENCES IN THE CONTENT OF MUNICIPAL PROPERTY RIGHTS FROM PRIVATE PROPERTY
Background: the institute of private property is more widely represented in the legal framework than the institute of municipal property. In our view, it is necessary to draw the attention of legislators to this problem, which has resulted in numerous cases of violation of private rights of citizens and the frequent cases of abuse of civil rights by local authorities. Objective: to study and reveal the content of municipal property in its various aspects: the characteristic powers in relation to the management of municipal property, restriction of the use of the right of economic management and operational management of state-owned enterprises, differences in the content of the right of municipal property from private one. Methodology: the author uses various general scientific and special legal methods. Results: scientific-orientation conclusions useful for the field of Russian civilization. Conclusions: the main feature of municipal property is that it is on the balance sheet of the state, and therefore all issues relating to its property, are settles by its founders, but they grant the right of economic management and operational management to the representatives of municipalities, and as for the private ownership of the issues of ownership, disposal, use are decided by the owner personally.
Key-words: civil law, civil rights implementation, mechanism of rights implementation, real law, municipal education, property.
Правомочие владения — юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Вопросы собственности на муниципальное имущество решаются иначе, чем в праве частной собственности. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 18 апреля 2018 г.)1 осуществлять права собственника от имени муниципального образования могут органы местного самоуправления. Собственник по своему усмотрению вправе совершать любые действия, если они не противоречат федеральным законам, законам субъектов и иным нормативно-правовым актам. Муниципальные образования не могут являться субъектами непосредственного владения и в полной мере осуществлять права собственника имущества [1, с. 108]. Однако существуют некоторые исключения. Так, например, в небольших поселениях, численность которых не превышает 100 человек, решением граждан могут регулироваться вопросы о наделении органов муниципального образования полномочиями владения. Прямого закрепления данной нормы нет, однако нет и запрета. И жители населенного пункта, будучи по закону собственниками, имеют право решения вопросов владения, пользования и распоряжения имуществом.
Правомочия пользования — юридически закрепленная возможность извлечения каких-либо выгод, осуществляемая путем ее производственного или личного потребления. Собственником муниципальной собственности являются органы местного самоуправления, именно этот уполномоченный орган имеет право на получение части прибыли от работы соответствующего муниципального предприятия. Именно эта прибыль поступает в местную казну и впоследствии
148
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2018. № 17, ст. 2432.
используется для решения вопросов местного значения. Также ярким примером такого употребления выступает использование зданий, сооружений для осуществления деятельности органов муниципальной власти.
Правомочия распоряжения — юридически закрепленная возможность совершать любые сделки с принадлежащим собственнику имуществом, не противоречащие нормативно-правовым актам. Однако муниципальное предприятие не может продавать [2, с. 38] недвижимое имущество, заключать договор аренды, отдавать имущество под залог без согласия собственника муниципального предприятия, для муниципальных казенных предприятий [3, с. 38] требуется согласие уполномоченного органа местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается исключительно на возмездной основе органами местного самоуправления2.
Муниципальная собственность отличается от частной, следовательно различаются и правомочия. В соответствии со ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» собственность муниципальных образований составляет имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и т.д. Сами же виды муниципальной собственности закреплены в ч. 3 ст. 215 ГК РФ, а именно это муниципальные предприятия и учреждения с различными режимами функционирования, а также средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Сама собственность служит определенным целям и задачам, и ее использование не по назначению может привести к отрицательным последствиям. Собственником (субъектом) муниципальной собственности выступает население, однако от его имени права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления в форме управления данной собственностью. Именно управление муниципальной собственностью является основной задачей органов местного самоуправления, которые должны осуществлять данное правомочие эффективно — это проявляется в использовании современных методов управления, в распоряжении наиболее оптимальным способом (сдача в аренду, приватизация и др.). Правильная расстановка приоритетов, проявляется во владении, пользовании и распоряжении данным имуществом, а именно в управлении по назначению. Это говорит о том, что у муниципальных образований в собственности должно находиться только то имущество, которое служит интересам населения: необходимое для решение вопросов местного значения, для осуществления государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности самих органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих и т.д. В том случае, если данное имущество используется не по назначению, оно может быть перепрофилировано либо отчуждено.
Таким образом, отчуждение муниципальной собственности может существенно отразиться на положении муниципалитета. С лишением муниципальной собственности органы местного самоуправления лишаются всех прав на
2 См.: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. от 1 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 4, ст. 251; 2017. № 27, ст. 3952. 149
нее, а именно: правом на владение, пользование, распоряжение, управление. Как следствие создаются финансовые проблемы: муниципальное образование лишается определенной части местного бюджета, которая формировалась за счет прибыли от использования муниципальных предприятий и учреждений, а следовательно, теряет возможность реализовать задачи органов местного самоуправления, направленные на решение вопросов местного значения. Поэтому во избежание данной проблемы необходимо не только эффективное управление собственностью, но и контроль за ее использованием со стороны как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Ведь само право контролировать процессы, связанные с управлением муниципальным имуществом, обеспечивает возможность правомерного владения, пользования, распоряжения и управления на местном уровне.
Таким образом, существующая триада правомочий: владение, пользование и распоряжение — является основополагающей и характерной для всех видов собственности. Но, как у всех видов собственности, у муниципальной собственности есть свои особенности, а именно правомочия собственника, способствующие ее нормальному функционированию — это управление и контроль.
Библиографический список
1. Смертин А.Н., Грешных АА. Юридический анализ права хозяйственного ведения и права оперативного управления // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2012. С. 103-108.
2. Беляева ОА. О продаже муниципального имущества посредством публичного предложения // Закон. 2010. № 3. С. 38-45.
3. Васильев А.М., Точилин В.В. Некоторые проблемные аспекты правового положения казенных предприятий в РФ // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 222-226.
References
1. SmertinA.N., GreshnykhАА. The Legal Analysis of the Right of Economic Management and the Right of Operational Management of the St. Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia. 2012. P. 103-108.
2. Belyaeva О.А. On the Sale of Municipal Property through a Public Offer // Law. 2010. No. 3. P. 38-45.
3. Vasiliev A.M., Tochilin V.V. Some Problematic Aspects of Legal Provisions of State-owned Enterprises in Russia // Theory and practice of social development». 2011. No. 7. P. 222-226.