Научная статья на тему 'Отличительная особенность специального налогового режима самозанятых граждан'

Отличительная особенность специального налогового режима самозанятых граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
специальный налоговый режим / самозанятость / самозанятые граждане / налоговая система / special tax regime / self-employment / self-employed citizens / tax system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арман Восканович Нерсесян

В статье предпринята попытка обосновать наличие отличительных особенностей специального налогового режима самозанятых граждан, успешно апробированного в отечественной практике. Приводятся некоторые недостатки законодательной регламентации нового налогового режима. Даются авторские трактовки понимания выражения отличительных особенностей специального налогового режима самозанятых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арман Восканович Нерсесян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A distinctive feature of the special tax regime for self-employed citizens

The article attempts to substantiate the existence of distinctive features of a special tax regime for self-employed citizens, which has been successfully tested in domestic practice. Some disadvantages of the legislative regulation of the new tax regime are given. The author's interpretations of the understanding of the expression of the distinctive features of the special tax regime of self-employed citizens are given

Текст научной работы на тему «Отличительная особенность специального налогового режима самозанятых граждан»

Закон и право. 2024. № 2. С. 162-165. Law and legislation. 2024;(2):162-165.

Научная статья УДК 346.26

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-162-165 NIION: 1997-0063-2/24-093

EDN: https://elibrary.ru/OJDJPR MOSURED: 77/27-001-2024-2-293

Отличительная особенность специального налогового режима самозанятых граждан

Арман Восканович Нерсесян

Академия труда и социальных отношений, Москва, Россия, arman.nersesyan2017@yandex.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать наличие отличительных особенностей специального налогового режима самозанятых граждан, успешно апробированного в отечественной практике. Приводятся некоторые недостатки законодательной регламентации нового налогового режима. Даются авторские трактовки понимания выражения отличительных особенностей специального налогового режима самозанятых граждан.

Ключевые слова: специальный налоговый режим, самозанятость, самозанятые граждане, налоговая система.

Для цитирования: Нерсесян А.В. Отличительная особенность специального налогового режима самозанятых граждан // Закон и право. 2024. № 2. С. 162—165. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-162-165 EDN: https://elibrary.ru/OJDJPR

Original article

A distinctive feature of the special tax regime for self-employed citizens

Arman V. Nersesyan

Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russia, arman.nersesyan201 7@yandex.ru

Abstract. The article attempts to substantiate the existence of distinctive features of a special tax regime for self-employed citizens, which has been successfully tested in domestic practice. Some disadvantages of the legislative regulation of the new tax regime are given. The author's interpretations of the understanding of the expression of the distinctive features of the special tax regime of self-employed citizens are given Keywords: special tax regime, self-employment, self-employed citizens, tax system.

For citation: Nersesyan A.V. A distinctive feature of the special tax regime for self-employed citizens // Law and legislation. 2024; (2): 162 —165. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-162-165 EDN: https://elibrary.ru/OJDJPR

В правовых основах регулирования отношений с самозанятыми гражданами по российскому законодательству, а также об их статусе ключевое значение имеет установленный налоговый режим, который в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ [2] именуется налогом на профессиональный доход (НПД). Именно через установление нового налогового режима законодателем была осуществлена легализация деятельности самозаня-

© Нерсесян А.В. М., 2024.

тых граждан, к которым был проявлен один из самых либеральных подходов в истории отечественного налогообложения.

Как указывалось в Пояснительной записке к законопроекту об эксперименте с НПД, его принятие основывалось на поручении главы государства обеспечить благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

органы в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего страховые взносы [5]. То есть, согласно содержанию п. 13 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4].

Это позволяет утверждать, что государство не только присматривалось к самозанятым гражданам и искало пути их полноценной интеграции в национальную экономику, но и изначально ставило целью сделать это наиболее мягким способом, минимизировав административные процедуры таким образом, чтобы от самозанятых не требовалось предпринимать активных действий при контактировании с налоговыми органами.

Данная задача была выполнена полностью, что может подтвердить динамика регистрации граждан в качестве самозанятых в первые годы проведения эксперимента и расширение территории его проведения.

Так, согласно официальной статистике, на конец 2019 г. самозанятых граждан встало на учет в налоговые органы 338 тыс. человек. На конец 2020 г. уже 1,5 млн человек. Еще через год — 4 млн [9].

На середину 2023 г. самозанятых насчитывается уже 8,1 млн человек с совокупным доходом более 2,5 трлн руб. [8]. Как следствие, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 101-ФЗ [3] было внесено дополнение, окончательно распространившее применение нового налогового режима на все регионы страны. Законодатель отметил по этому поводу востребованность у граждан НПД вследствие возможности ведения предпринимательской деятельности с минимальными издержками в наиболее простом и необременительном режиме. В частности, благодаря отсутствию необходимости личного присутствия при регистрации, контрольно-кассовой техники, отчетности, а также минимального размера налоговых ставок (4 и 6%) [6]. Последние установлены исходя из того, кем является контрагент самозанятого гражданина: физическое лицо — 4% с выручки, полученной от реализации товаров, работ или услуг, включая имущественные права; юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — 6%, если последним товар, работа или услуга использовались при ведении предпринимательской деятельности (ст. 10 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ).

Как можно понять, в особенности налогового режима самозанятых была заложена не только минимизация обязательных к исполнению гражданами функций в качестве лиц, условно осуществляющих предпринимательскую деятельность. Новый налоговый режим сам по себе занял особое место в налоговой системе государства. Первое на что обращается внимание — новый налоговый режим обращен к физическим лицам, исчерпывающее определение признаков налогоплательщика которых в действующем налоговом законодательстве в целом не дано.

В Федеральном законе от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ такие налогоплательщики определены методом исключения. То есть, как физические лица, которые ведут определенную хозяйственную деятельность, исключающую те ее виды, доходы от которой подпадают под ранее установленное налогообложение, не привлекают наемных работников. Все исключающие признаки даны в ст. 4 приведенного Закона. При этом, какая именно деятельность ведется плательщиками НПД, что она в целом должна собой представлять, в Законе указывается не точно.

Из смысла ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ следует, что такая деятельность может быть любой, если не требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. А часть 7 той же статьи коснулась понятия профессионального дохода, понимаемого настолько широко, что совершенно логичным стали только требования не иметь работодателя и не привлекать наемных работников.

Если попытаться обратиться к положениям п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации [1], то под самозанятым гражданином вполне можно определить физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и оказывающее без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Однако и здесь есть нюанс, связанный с тем, что новый налоговый режим распространяется и на индивидуальных предпринимателей (за исключением применяющих патентную систему налогообложения), которые могут отделить в своей хозяйственной деятельности те ее виды, которые допустимо осуществлять как плательщику НПД.

Это наводит на мысль, что характерная отличительная особенность специального налогового режима самозанятых граждан проявляется в его направленности не на приоритетное урегу-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 02-2024

лирование деятельности физических лиц как налогоплательщиков, а только на тот доход, который последние могут извлечь по своему усмотрению при отсутствии всех исключающих из приведенных признаков. Об этом свидетельствует и простота налогового администрирования: законодатель не требует никаких лишних действий от самозанятого гражданина во взаимодействии с налоговыми органами или со своим заказчиком.

Такой подход может несколько не укладываться в концепцию регулирования налоговых правоотношений путем властных предписаний поведению налогоплательщика.

Как отмечал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. [7], способы воздействия в налоговых правоотношениях обусловлены самой природой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, носящих публичный характер. В этой деятельности публично-правовой характер налога, государственной казны и фискальный суверенитет государства находятся во взаимосвязи с законодательной формой учреждения налога, обязанности и принудительности его изъятия у налогоплательщика, односторонним характером налоговых обязательств.

Иными словами, регулированию налоговых правоотношений свойствен императивный характер взаимодействия между его субъектами — государством и налогоплательщиками, т.е. властное предписание, сужающее рамки свободы поведения обязанных уплачивать налоги и другие обязательные платежи лиц. Сопровождается такое взаимодействие наделением субъектов предпринимательской деятельности комплексом сопутствующих уплате налогов и сборов обязанностей по исчислению налоговых платежей, применению определенных налоговых режимов, составлению и подаче в налоговые органы по налоговой базе и совершенным хозяйственным операциям отчетных форм, применению контрольно-кассовой техники и др. Нетрудно заметить, что самозанятые полностью избавлены от всех сопутствующих обязанности уплаты НПД обязанностей административно-фискального характера.

Новый налоговый режим не введен в Налоговый кодекс, а урегулирован отдельным федеральным законом. На первый взгляд особенностей здесь никаких нет. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ принят в соответствии с п. 8 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающим ограниченное по

времени и территории проведение экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

На практике с принятием Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 101-ФЗ НПД уже несколько лет является по сути общефедеральным налоговым режимом, хотя и с оговоркой на необходимость принятия регионального закона об этом, сохранив только условие о времени проведения эксперимента (до 31 декабря 2028 г. включительно).

Таким образом, отличительная особенность специального налогового режима самозанятых граждан в отечественной практике выражается как в содержательном, так и формальном аспекте.

НПД является административно упрощенным режимом налогообложения свободно получаемых физическими лицами доходов от деятельности, которая может осуществляться только самостоятельно во всем цикле хозяйственных операций (от организации создания товара, работы, услуги до непосредственной реализации другим лицам).

НПД формально не включен в текущую систему налогообложения как один из видов налоговых режимов, применяемых в стране на основании действующего налогового законодательства. Это установленный отдельным законом экспериментальный налоговый режим, приоритетно направленный на временную легализацию самостоятельной хозяйственной деятельности физических лиц.

Список источников

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW

3. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 01.04.2020 № 101-ФЗ // СЗ РФ. 2020. № 14 (часть I). Ст. 2031.

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

5. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» // URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/551845-7 (Дата обращения: 17.01.2024)

6. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/ 933027-7 (Дата обращения: 17.01.2024)

7. По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 5.

8. В России зарегистрированы более 8 млн самозанятых. Раздел: Деятельность ФНС России // URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/13806994/ (Дата обращения: 17.01.2024)

9. Эксперт РАНХиГС: В России растет число зарегистрированных самозанятых граждан // URL: https: //www.alt.ranepa.ru/pressroom/news/ ekspeit_ranhigs_iossii_rastet_chislo_zaregistr:irova_8307.hlml (Дата обращения: 17.01.2024)

References

1. The Tax Code of the Russian Federation (Part One) of July 31, 1998 № 146-FZ (as amended on December 19, 2023) // // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Federal Law «On conducting an experiment to establish a special tax regime «Tax on professional income» dated 27.11.2018 № 422-FZ (as amended on 28.12.2022) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Federal Law «On Amendments to Article 1 of the Federal Law «On Conducting an experiment to establish a special tax regime «Tax on professional Income» dated 01.04.2020 № 101-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 14 (Part I). Art. 2031.

4. On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation dated May 07, 2018 № 204 (ed. dated July 21, 2020) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2018. № 20). Art. 2817.

5. Explanatory note to the draft federal law «On conducting an experiment to establish a special tax regime «Tax on professional income» in the federal city of Moscow, in the Moscow and Kaluga regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan)» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/551845-7 (Accessed: 17.01.2024)

6. Explanatory note to the draft federal law «On Amendments to Article 1 of the Federal Law «On conducting an experiment to establish a special tax regime «Tax on professional income» // URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/9 33 027-7 (Accessed: 17.01.2024)

7. In the case of checking the constitutionality of paragraphs 2 and 3 of Part One of Article 11 of the Law of the Russian Federation of June 24, 1993 «On Federal Tax Police Bodies»: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of December 17, 1996 № 20-P // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 1996. № 5.

8. More than 8 million self-employed people are registered in Russia. Section: Activities of the Federal Tax Service of Russia // URL: https:// www. nalog.gov .ru/rn77/news/activitie s_fts/1380 6994 / (Accessed: 17.01.2024)

9. RANEPA expert: The number of registered self-employed citizens is growing in Russia / / URL: https://www.alt.ranepa.ru/pressroom/news/ ekspeit_ranhigs_iossii_rastet_chislo_zaregistr:irova_8307.html (Accessed: 17.01.20244)

Информация об авторе

Нерсесян А.В. — аспирант

Статья поступила в редакцию 09.1 2.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the author

Nersesyan A.V. — graduate student

The article was submitted 09.1 2.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

LAW & LEGISLATION • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.