Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН № 422-ФЗ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / НПД / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / "САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ" / НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / "ТЕНЕВОЙ" ДОХОД / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савостьянова Светлана Александровна

В статье содержится краткий анализ налога на профессиональный доход, рассматриваются существующие правовые преимущества для граждан, зарегистрированных в качестве самозанятых, анализируются проблемы вывода самозанятых граждан «из тени» и сложности внедрения налога на профессиональный доход на практике, предлагаются пути решения данной проблемы. Автор приходит к выводу, что Федеральный закон № 422-ФЗ нуждается в существенной доработке, поскольку налог на профессиональный доход как специальный налоговый режим не полностью соответствует критериям реализации государственной политики по развитию малого бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL INCOME TAX AS A SPECIAL TAX REGIME FOR INDIVIDUALS

The article contains a brief analysis of the tax on professional income, examines the existing legal advantages for citizens registered as self-employed, analyzes the problems of withdrawal of self-employed citizens «from the shadows» and the complexity of the introduction of the tax on professional income in practice, offers solutions to this problem. The author comes to the conclusion that the Federal law № 422-FZ needs significant improvement, since the tax on professional income as a special tax regime does not fully meet the criteria for the implementation of the state policy on the development of small business in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

5. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)

5.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

©Савостьянова Светлана Александровна, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности

Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ

sarudenko@inbox.ru

Аннотация: в статье содержится краткий анализ налога на профессиональный доход, рассматриваются существующие правовые преимущества для граждан, зарегистрированных в качестве самозанятых, анализируются проблемы вывода самозанятых граждан «из тени» и сложности внедрения налога на профессиональный доход на практике, предлагаются пути решения данной проблемы. Автор приходит к выводу, что Федеральный закон № 422-ФЗ нуждается в существенной доработке, поскольку налог на профессиональный доход как специальный налоговый режим не полностью соответствует критериям реализации государственной политики по развитию малого бизнеса в России.

Ключевые слова: Закон № 422-ФЗ, налог на профессиональный доход, НПД, специальный налоговый режим, «самозанятые граждане», не зарегистрированные граждане, «теневой» доход, налоговый контроль.

В январе 2018 года Международный валютный фонд (далее - МВФ) опубликовал результаты оценки размеров теневой экономики 158 стран. Работа МВФ была проведена с использованием новых методов оценки, учитывающих, в том числе, незаконную предпринимательскую деятельность и ряд других направлений, не анализируемых при использовании других методов. Необходимо отметить, что доля теневой экономики Российской Федерации по оценке МВФ на начало 2018 года составила около 34% ВВП1, хотя данные Росста-та на ту же дату существенно расходятся с данными МВФ и составляют - не более 16% от ВВП2. Тем не менее, и приведенные Росстатом цифры, безусловно, говорят о значительности проблемы. При этом еще в 2017 году глава Счетной палаты РФ сообщила, что около 14,4 млн граждан Российской Федерации не платят налоги и находятся для государства «в тени»3.

Как известно, в мае 2018 года в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была поставлена задача реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего бизнеса, а также поддержки инициативы индивидуального предпринимательства, в том числе, обеспечения благоприятных условий для самозанятых граждан. Новый режим налогообложения профессиональных доходов самозанятых граждан предусматривает автоматическую передачу информации в налоговые органы, отсутствие обязанности предоставлять в налоговые органы отчет-

1 Medina L. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? [Электронный ресурс] / L. Medina, F. Schneider // International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/publications/wp/issues/2018/01/25/ shadow-economies-around-the-world-what-did-we-learn-over-the-last-20-years-45583/

2. Росстат: Теневая экономика в России составляет 15% ВВП: [Электронный ресурс] // Агентство Бизнес Новостей. Дата обновления: 27.02.2018. URL: https://abnews.ru/ 2018/02/27/rosstat-tenevaya-ekonomika/

3. Григорьева И. Каждый десятый укрылся в тени: [Электронный

ресурс] / И. Григорьева // Известия. 07.03.2017. URL:

https://iz.ru/news/669063/

ность, а также фактическую уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы4.

Во исполнение майского Указа Президента РФ в ноябре 2018 года был принят Федеральный закон № 422-ФЗ5 (далее - Закон № 422-ФЗ), которым, в порядке эксперимента, вводился новый специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход (далее - НПД). Данный закон предусматривал, что эксперимент будет проводиться в ряде регионов Российской Федерации до 2028 года и позволит сделать вывод о целесообразности введения этого вида налогового режима в других регионах.

Для выявления сущности этого налогового режима необходимо исходить из основных начал законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, закрепленных в статье 3 НК РФ. Данные положения основываются на принципах налогообложения, разработанных еще в 18 веке известным экономистом Адамом Смитом. Названные принципы интерпретировались в дальнейшем учеными как принципы справедливости, определенности, удобства и эффективности.

Итак, налог на профессиональный доход могут применять физические лица и ИП, ведущие деятельность в регионе, где проводится эксперимент. При этом физическим лицам для перехода на данный налоговый режим не требуется дополнительная регистрация в качестве ИП, законом предусмотрен заявительный порядок постановки на учет, что является положительным моментом.

Важно отметить, что в соответствии с Законом № 422-ФЗ существуют ограничения по применению данного

4 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства РФ. -2018. - № 20. - Ст. 2817 // СПС КонсультантПлюс.

5 Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 49 (часть I). - Ст. 7494 // СПС КонсультантПлюс.

вида налога. Они касаются физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, у налогоплательщика не должно быть нанятых работников (ограничение не распространяется на привлечение рабочей силы по гражданско-правовым договорам); доходы лица за календарный год не должны превышать 2,4 млн рублей; налогоплательщик не должен заниматься определенными видами деятельности, в частности, реализовать подакцизные и маркированные товары, заниматься перепродажей товаров и имущественных прав, добывать или реализовать полезные ископаемые, вести посредническую деятельность и другое.

Ограничения также касаются налогообложения отдельных видов доходов. Так, данным налогом не облагается доход от продажи недвижимости и транспорта; от передачи имущественных прав на недвижимость (за исключением аренды и найма жилья); от реализации долей в уставном капитале, паев, ценных бумаг и других финансовых инструментов; доход от выполнения работ и оказания услуг по гражданско-правовому договору.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новый налоговый режим рассчитан преимущественно на тех лиц, которые в настоящий момент не заявили о себе в налоговые органы и получают именно «теневой» доход.

Какие же преимущества получат «самозанятые граждане», вышедшие из «тени»? После перехода их на новый специальный налоговый режим им не нужно будет платить:

- НДФЛ с доходов, которые в соответствии с Законом № 422-ФЗ облагаются налогом на профессиональный доход;

- НДС (за исключением «ввозного»);

- страховые взносы.

Важно иметь в виду, что данный период деятельности «самозанятого гражданина» не будет включен в страховой стаж, который учитывается при определении права на трудовую пенсию. Тем не менее, они, как плательщики налога на профессиональный доход, могут добровольно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, тем самым пополняя бюджет Пенсионного фонда РФ. Кстати говоря, согласно бюджетному законодательству Российской Федерации доход от уплаты налога на профессиональный доход подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 63% (ст. 56 БК РФ), и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 37% (ст. 146 БК РФ).

Так же «самозанятые граждане»» освобождаются от обязанности сдавать декларацию о доходах и применения онлайн-кассы. При этом, фактически, вместо он-лайн-кассы используется мобильное приложение «Мой налог», которое в настоящее время в соответствии с сервисом Google Play Маркет, реализует доступную и простую автоматическую передачу информации в налоговые органы6 Кроме того, «самозанятый гражданин» может воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика через сеть Интернет, услугами кредитной организации, уполномоченными налоговыми органами на передачу данной информации. Так, например, Сбербанк России предлагает своим клиентам выбрать карту, поступления на которую будут по умолчанию считаться получением дохода от профессиональной деятельно-

6 Приложение «Мой налог»: [Электронный ресурс] // Google Play. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.gnivts. selfemployed/

сти, и настроить автоплатеж налога7

И хотя, казалось бы, что Законом № 422-ФЗ предусмотрены, на первый взгляд, понятные способы реализации передачи данных в налоговые органы, тем не менее, они требуют определенного уровня технических знаний и наличия доступа к сети Интернет. Это условие, без сомнения, не может не сказаться на части граждан определенного возраста и уровня жизни, которые по указанной причине предпочтут остаться в «тени».

Постановка на учет, как отмечалось ранее, носит заявительный характер и происходит без прямого посещения налогового органа - через кабинет налогоплательщика (требуется заполнить заявление с указанием паспортных данных) или приложение «Мой налог» (либо подобные приложения кредитных организаций). Физическое лицо в любой момент может отказаться от применения данного налогового режима - повторно обратившись в налоговый орган любым удобным ему способом. Налоговый орган самостоятельно может снять со спецрежима физическое лицо, если оно по указанным в законе причинам перестало удовлетворять соответствующим требованиям применения НПД.

Датой получения дохода по общему правилу считается дата получения соответствующих денежных средств. Налоговая база устанавливается в денежном выражении дохода. При этом налогоплательщику доступна корректировка ранее переданных в налоговый орган данных о своих доходах, в частности, при фактическом некорректном вводе информации ранее. Таким образом, законодатель допускает возможность ошибки и не привлекает за них к ответственности «самозанятых граждан».

Интересно отметить, что налоговым периодом при уплате налога на профессиональный доход признается всего лишь один месяц. По нашему мнению, это слишком короткий промежуток времени, по сравнению с налоговым периодом в один год, например, при уплате НДФЛ. С одной стороны, такой непродолжительный налоговый период вполне обоснован для налоговых органов и будет способствовать эффективному контролю деятельности «самозанятых граждан». Но с точки зрения «самозанятого гражданина» этот налоговый период кажется слишком малым. И хотя налоговая инспекция самостоятельно рассчитает сумму налога и доводит ее до сведения налогоплательщика через приложение «Мой налог», в случае несвоевременной уплаты этого налога будут начислены пени. Считаем, что оптимальной продолжительностью налогового периода при уплате налога на профессиональный доход должен быть хотя бы квартал.

В настоящее время проблемным и обсуждаемым вопросом в рамках проведения эксперимента по налогу на профессиональный доход является размер ставок налога. В соответствии с Законом № 422-ФЗ действующие ставки НПД следующие:

4% с дохода от реализации товаров, работ, услуг физическим лицам;

6% с дохода от реализации юридическим лицам и ИП для последующего использования в их предпринимательской деятельности.

Поэтому налогоплательщику НПД немаловажно знать, в каком качестве выступает потребитель его товаров, работ и услуг - юридическое лицо, ИП или

7 Специальный налоговый режим для своего дела: [Электрон-

ный ресурс] // ПАО Сбербанк. 1997-2019. URL: https://www.sberbank.ru/ru/svoedelo

физическое лицо.

Стоит также обратить внимание на то, что в статье 1 Закона № 422-ФЗ установлена своего рода дополнительная гарантия защиты прав «самозанятых граждан» - запрет на увеличение налоговых ставок, а также на уменьшение предельного размера доходов «самозанятого гражданина» для возможности применения налога на профессиональный доход в течение проведения эксперимента.

Еще одним положительным моментом данного налогового режима можно считать возможность применения «самозанятым гражданином» налогового вычета. При этом, налоговый вычет в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, налоговый орган самостоятельно применяет при расчете налога на профессиональный доход. Законодатель, видимо, таким образом хочет стимулировать граждан выходить из «тени». Однако, они совсем не торопятся легализовать свою деятельность, работают «сами на себя» и не желают афишировать свои доходы. Находясь «в тени», работая нелегально, они вполне комфортно себя чувствуют, их совершенно не интересуют меры поддержки, которые оказывает государство. Интересно, где заканчиваются эти границы беспечности?

С вступлением в силу Закона № 422-ФЗ важным стал вопрос поиска и фактического налогообложения «теневых» доходов физических лиц, в противном случае данный налоговый эксперимент едва ли можно будет признать удачным. Каким же образом можно выявить не зарегистрированных «самозанятых граждан»? Этому процессу, в частности, мог бы поспособствовать анализ информации с площадок-агрегаторов (HeadHunter), SuperJob, Rabota.ru, PROFI.RU, YouDo и др.; интернет-досок объявлений («Авито», «Юла», «Из рук в руки» и т.д.). Уже в сентябре 2018 года ФНС России провела несколько совещаний с рядом крупнейших агрегаторов заказов для фрилансеров и таксистов. Большинство из них согласилось начать сотрудничество с налоговой службой, также был рассмотрен вопрос о том, чтобы предоставлять доступ к таким площадкам только зарегистрированным самозанятым гражданам8. Важно иметь в виду, что не вся информация о потенциальном «самозанятом гражданине» проходит через такие агрегаторы, даже если он активно их использует: например, при регистрации PROFI.RU требует предоставления фотографии и скан паспорта, заказы принимаются и распределяются через колл-центр (то есть по каждой заявке остается история). Но, как признаются сами исполнители, в большинстве случаев по договоренности с заказчиком все последующее взаимодействие (если стороны в нем заинтересованы) проходит уже по личной договоренности, без участия третьего лица в виде представителя агрегато-ра. Таким образом, с помощью подобных площадок «самозанятые граждане» находят себе постоянных клиентов, а информация о последующих доходах таких постоянных клиентов остается на «совести» самого «самозанятого гражданина».

Анализ информации в сети Интернет, в социальных сетях, на форумах, блогах также способствует поиску интересующей информации, некоторые фрилансеры

8 Смертина П. Как агрегаторы помогут ФНС вывести самозанятых из тени: [Электронный ресурс] / П. Смертина, М. Подцероб // Ведомости. Дата обновления: 28.09.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/09/28/782245-agregatori-pomog ut-fns

действительно часто сами размещают информацию как положительную, так и отрицательную, в частности, как не платить налоги.

Налоговые органы могут проводить контрольные «закупки» через подставных лиц, как например, это было в Твери в апреле 2018 года9 и др.

С интересной законодательной инициативой, направленной на вывод из «тени» доходов физических лиц, выступил в 2017 году Минстрой РФ, разработав законопроект о налоговом вычете для арендаторов квартир10, в соответствии с которым было предложено реализовывать имущественный вычет, в том числе и на расходы по аренде жилой недвижимости. Для получения имущественного вычета по заявлению физического лица должны были соблюдаться следующие условия: лицо ранее не использовало право на имущественный вычет, договор аренды должен был быть заключен на срок более 11 месяцев и зарегистрирован в Росреестре, платежи за аренду должны были обязательно идентифицированы (например, распиской в получении или комментарием к банковскому переводу и т.д.). Таким образом, арендатор, желая получить вычет, будет заинтересован сам сообщить налоговым органам о факте сдачи квартиры, подтвердив это документально. Безусловно, этот законопроект направлен на вывод арендодателя из тени. Но при этом, он не содержит норм, стимулирующих собственников регистрировать договоры аренды. В любом случае налоговые органы могли бы использовать полученную информацию для проведения налогового контроля.

При рассмотрении особенностей проведения налогового контроля доходов физических лиц нельзя не упомянуть о том, что в 2018 году ФНС России начала активно добиваться разрешения у банков на получение информации по счетам физических лиц вне проведения налоговых проверок. В июне 2018 года в своем письме ФНС11 напомнила, что физические лица, фактически ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве ИП в нарушение норм законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не имеют права ссылаться на то, что они не являются ИП. В подобных случаях налоговые органы могут запросить, а банк обязан выдать справки о наличии счетов и вкладов таких лиц, об остатках средств на таких счетах, выписки по операциям, в том числе по переводу электронных денежных средств. Важно отметить, что подобный запрос выполняется в рамках налоговой проверки и требует согласия руководителя вышестоящего налогового органа. Данным письмом ФНС России предоставляла право налоговым органам истребовать информацию по банковским счетам физических лиц вне рамок проведения налоговых

9. По итогам рейда предоставлены декларации о доходах: [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. Дата обновления: 10.05.2018. URL: https://www.nalog.ru/ rn69/ifns/ifns69_10/7430860/

10. Жандарова И. Вычтут за аренду: нанимателям квартир вернут уплаченные налоги: [Электронный ресурс] / И. Жандарова // Российская газета. Дата обновления: 28.01.2018. URL: https://rg.ru/2018/01/28/nanimateliam-kvartir-vernut-uplachennye-nalogi.html

11 Письмо ФНС России «О предоставлении банком справок (выписок) по счетам клиентов (физических лиц, ИП) по запросам налоговых органов» от 28 июня 2018 г. № ЕД-4-2/12467@ // Бухгалтерское приложение (приложение к «Экономика и жизнь»). -2018. - № 27 // СПС КонсультантПлюс.

проверок. Представляется, что основным аргументом ФНС России были значительные масштабы «теневых» практик на рынке труда, а также наличие обращений в налоговые органы от лиц, которым продавец товаров или исполнитель работ предлагал переводить денежные средства на счета физических лиц, не имеющих статуса ИП. Считаем, что едва ли данное обстоятельство будет способствовать легализоваться «самозанятым гражданам». Скорее всего, они еще больше будут стремиться производить расчеты в наличной форме.

Таким образом, государственные органы при реализации мероприятий налогового контроля доходов физических лиц, имеют, по сравнению с контролем юридических лиц, ограниченный спектр допустимых контрольных действий, что затрудняет процесс вывода из «тени» доходов физических лиц, ставший сейчас наиболее актуальным в соответствии с вступлением в силу Закона № 422-ФЗ. При этом, на наш взгляд, проверка физических лиц требует существенных ресурсов, которые едва ли сопоставимы с размером легализованных доходов граждан, которые могли бы пополнить бюджет.

По мнению автор настоящей статьи, эксперимент, проводимый в рамках Закона № 422-ФЗ, требует некоторых доработок, а именно:

- более масштабного информирования граждан, проживающих на территориях, относящихся к месту проведения эксперимента, о введении нового режима НПД, так как многие граждане слышали про новый Закон, но пока не поняли его сути и не планируют вставать на налоговый учет в ближайшее время,

- само приложение «Мой налог», созданное для учета доходов и исчисления налога, не позволяет просто установить его на телефоне и посмотреть, как оно будет работать (например, удобен и понятен ли вам интерфейс), так как после установки оно сразу требует регистрации физического лица как «самозанятого гражданина» и передает информацию в налоговый орган,

- государству, налоговым органам необходимо оказывать юридическую поддержку гражданам, вставшим на учет в качестве «самозанятых граждан» - давать разъяснения, проводить бесплатные консультации, семинары.

Важно донести до граждан особенности применения данного налогового режима:

- в частности, роль добровольных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- о невозможности применения на НПД налоговых вычетов, представленных в рамках налогообложения НДФЛ;

- каким образом идентифицировать статус потребителей своих товаров, работ или услуг и по какой ставке будет облагаться такой доход;

- об ответственности за нарушение порядка или срока передачи сведений о расчетах, за неуплату или несвоевременную уплату налога и другое.

Необходимо расширить способы передачи информации о получении дохода «самозанятым гражданином». Как отмечалось выше, в настоящий момент передача данных осуществляется через приложение «Мой налог» (доступ через смартфон или личный кабинет налогоплательщика в Интернете), кредитную организацию или оператора электронной площадки (последние два способа в подавляющем большинстве случаев также требуют определенных ресурсов от физического лица - доступа в Интернет или наличия банковской карты). Таким образом, остается определенный слой самозанятого населения, которому затруднительно осуществлять передачу информации о своих доходах в рамках нового спецрежима, т.е. такие граждане вынуждены применять НДФЛ по основному

месту работы, а дополнительные доходы их так и останутся в «тени».

Законодателю, как отмечалось ранее, необходимо увеличить налоговый период до 3 месяцев, т.к. ежемесячная обязанность по предоставлению отчетности (по общему правилу, приложение «Мой налог» формирует чек и направляет информацию о расчете в налоговый орган, но если налогоплательщик использует в расчетах посредников, то сведения (либо по каждой операции, либо сводные данные за месяц) ему необходимо передавать дополнительно) и уплате налогов могут являться отталкивающим фактором - особенно на фоне годового налогового периода по НДФЛ.

Стоит отметить, что летом 2018 года ФНС России направила для практического применения Обзор судебной практики, в котором отмечается, что Верховный Суд РФ разъяснил, что установление специальных налоговых режимов используется прежде всего для реализации государственной политики в целях развития малого и среднего предпринимательства12. Налоговый период для таких спецрежимов, например, как УСН и ПСН составляет календарный год (статьи 346.19 и 346.49 НК РФ), в таком случае налог на профессиональный доход как специальный налоговый режим в части продолжительности налогового периода не соответствует критериям реализации государственной политики по развитию малого бизнеса.

Кроме всего прочего, необходимо усилить меры по борьбе с распространением недостоверной информации о НПД в сети Интернет с призывами не вставать на налоговый учет и переходить исключительно на наличный расчет в рамках своей деятельности. Подобные публикации, источниками которых могут быть блоги пользователей, некоторые интернет-издания, конечно, оказывают негативное воздействие на граждан и не могут не отразиться на результатах проводимого эксперимента.

Для повышения эффективности налогового контроля следует, по нашему мнению, более активно информировать налогоплательщиков о работе и ее результатах по борьбе с пресечением деятельности физических лиц по уходу от налогообложения. Упомянутая ранее в настоящей статье контрольная закупка кондитерских изделий в Твери, по мнению автора, единственное «громкое дело» 2018 года, о котором было проинформировано достаточно большой количество граждан России.

Полагаем, что работу по формированию добросовестных налогоплательщиков следует начинать со школьниками и студентами, проводя, например, занятия по финансовой грамотности.

Автор настоящей статьи полагает также полезным введение предварительного налогового контроля для доходов физических лиц. В 2015 году на своем сайте Минфин РФ опубликовал «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016

12 Письмо ФНС России «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК» от 30 июля 2018 г. № КЧ-4-7/14643 (вместе с «Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.) // Официальные документы (приложение к газете «Учет, налоги, право»). - 2018. - № 31 // СПС КонсультантПлюс.

год и плановый период 2017 и 2018 годов»13 (далее -Основные направления). В целях реализации данных Основных направлений с 2015 года был введен институт налогового мониторинга как новая форма налогового контроля крупных организаций (раздел V.2 НК РФ). Пункт 7 Основных направлений содержал предложение о введении еще одного института налогового контроля для целей совершенствования налогового администрирования - предварительного контроля, который заключался бы в возможности налогоплательщика (какой именно налогоплательщик - организация, ИП или физическое лицо в Основных направлениях не уточняется) получить информацию о налоговых последствиях планируемой им сделки. Обоснованиями ввода новой формы контроля были:

- опыт зарубежных стран (например, в Швеции существует обязательный к исполнению для налоговых органов институт «фискальный рескрипт», представляющий из себя выдачу предварительного заключения о налоговых последствиях определенной сделки комиссией по налоговому праву по заявлению налогоплательщика14);

- возможность снизить налоговые риски, повысить стабильность применения и определенность правового регулирования налогообложения, а значит, и стимулировать деловую активность;

- сокращение временных издержек налогового органа при реализации последующих налоговых контрольных мероприятий;

- реализация дополнительного метода борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Однако, институт предварительного налогового контроля для физических лиц в нашей стране так и не был введен. В настоящий момент и ФНС России, и Минфин России отказывают в предоставлении сведений о налоговых последствиях планируемых сделок: ФНС России указывает, что налоговые органы не несут обязанности разъяснять налоговое законодательство на примере смоделированных ситуаций, так как в таком случае лицо, направившее запрос, фактически не является участником ситуации (так как она гипотетическая), а значит не признается налогоплательщиком и не является участником правоотношений, которые регулирует НК РФ15. Минфин России же вообще считает, что круг вопросов, о которых налоговый орган имеет обязанность информировать налогоплательщика ограничен, в том числе в этот список не входит обязанность информирования о налоговых последствиях16.

Как считают специалисты, вероятность того, что после внедрения предварительного налогового контроля все налогоплательщики обязательно воспользуются таким правом, и, следовательно, существенно увеличат административную нагрузку на налоговые органы, достаточно мала (можно, в крайнем случае, ввести ограничение на количество обращений в год от одного лица). Но у налогоплательщиков (особенно у физических лиц) появится реальная возможность получить

13. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» // Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс.

14. Горкина Т. Новые способы налогового контроля государства. К чему готовиться налогоплательщикам / Т. Горкина // Финансовая газета. - 2017. - № 6. - С. 5, 7.

15. Решение ФНС России от 27 декабря 2017 г. № АС-3-9/8743@ // Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс.

16. Письмо Минфина России «Об информировании налоговыми органами налогоплательщика, применяющего УСН, о налоговых последствиях несоответствия требованиям» от 22 января 2018 г. № 03-11-11/3052 // Малая бухгалтерия. - 2018. - № 1 // СПС КонсультантПлюс.

бесплатную высококвалифицированную консультацию по своей ситуации, что позволит им более грамотно применять законодательство о налогах и сборах. Как отмечалось в средствах массовой информации, часть самозанятых граждан не планировало вставать на учет в ближайшее время именно по причине того, что, хотя они и знали о вступлении в силу Закона № 422-ФЗ, но не понимали какие последствия для них повлечет выход из «тени» и какие последствия их ожидают, если они окажутся нелегализованными.

Таким образом, с целью решения проблемы вывода части самозанятого населения Российской Федерации из «тени», по мнению автора, необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия в рамках проводимого эксперимента:

- более масштабное информирование граждан о введении нового налогового режима - НПД;

- оказание юридической поддержки физическим лицам, вставшим на учет в качестве самозанятых;

- создание дополнительных способов передачи информации о получении дохода в рамках деятельности «самозанятого гражданина»;

- увеличение налогового периода по НПД до 3 месяцев;

- противодействие распространению недостоверной информации о НПД в сети Интернет.

В рамках реализации налогового контроля следует проводить активное информирование налогоплательщиков о работе и ее результатах по борьбе с пресечением деятельности физических лиц по уходу от налогообложения; формирование добросовестных налогоплательщиков; внедрение института предварительного налогового контроля для физических лиц.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,23%.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 49 (часть I). - Ст. 7494 // СПС КонсультантПлюс.

2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817 // СПС КонсультантПлюс.

3. Письмо Минфина России «Об информировании налоговыми органами налогоплательщика, применяющего УСН, о налоговых последствиях несоответствия требованиям» от 22 января 2018 г. № 03-11-11/3052 // Малая бухгалтерия. - 2018. - № 1 // СПС КонсультантПлюс.

4. Письмо ФНС России «О предоставлении банком справок (выписок) по счетам клиентов (физических лиц, ИП) по запросам налоговых органов» от 28 июня 2018 г. № ЕД-4-2/12467@ // Бухгалтерское приложение (приложение к «Экономика и жизнь»). - 2018. - № 27 // СПС КонсультантПлюс.

5. Письмо ФНС России «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК» от 30 июля 2018 г. № КЧ-4-7/14643 (вместе с «Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г.) // Официальные документы (приложение к газете «Учет, налоги, право»). -2018. - № 31 // СПС КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Решение ФНС России от 27 декабря 2017 г. № АС-3-9/8743@ // Документ опубликован не был // СПС Консуль-тантПлюс.

7. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» // Документ опубликован не был // СПС Кон-сультантПлюс.

8. Горкина Т. Новые способы налогового контроля государства. К чему готовиться налогоплательщикам / Т. Горкина // Финансовая газета. - 2017. - № 6. - С. 5, 7.

9. Григорьева И. Каждый десятый укрылся в тени: [Электронный ресурс] / И. Григорьева // Известия.

07.03.2017. URL: https://iz.ru/news/669063/

10. Жандарова И. Вычтут за аренду: нанимателям квартир вернут уплаченные налоги: [Электронный ресурс] / И. Жандарова // Российская газета. Дата обновления:

28.01.2018. URL: https://rg.ru/2018/01/28/nanimateliam-kvartir-vernut-uplachennye-nalogi.html

11. Росстат: Теневая экономика в России составляет 15% ВВП: [Электронный ресурс] // Агентство Бизнес Новостей. Дата обновления: 27.02.2018. URL: https://abnews.ru/ 2018/02/27/rosstat- tenevaya-ekonomika/

12. Смертина П. Как агрегаторы помогут ФНС вывести самозанятых из тени: [Электронный ресурс] / П. Смертина, М. Подцероб // Ведомости. Дата обновления: 28.09.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/management /articles/2018/09/28/782245-agregatori-pomogut-fns

13. Специальный налоговый режим для своего дела: [Электронный ресурс] // ПАО Сбербанк. 1997-2019. URL: https://www.sberbank.ru/ru/svoedelo

14. Medina L. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? [Электронный ресурс] / L. Medina, F. Schneider // International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/publications/wp/issues /2018/01/25/ shadow-economies-around-the-world-what-did-we-learn-over-the-last-20-years-45583/

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доцента Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового регулирования при Правительстве Российской Федерации канд. юрид. наук Савостьяновой С.А. на тему «Правовое регулирование налога на профессиональный доход

как специального налогового режима для физических лиц» Рецензируемая статья канд. юрид. наук Савостьяновой С.А. посвящена достаточно актуальной проблеме российской юриспруденции, в том числе и финансово-правовой науки. Проблема выхода или точнее вывода «самозанятых граждан из тени» представляет не только интерес для российской юриспруденции, но требует своего скорейшего практического разрешения. Как известно, на начало 2018 года доля теневой экономики России по оценке МВФ составила около 34% ВВП. И хотя по данным Росстата доля теневой экономики в Российской Федерации соответствовала не более 16% ВВП, однако и эти данные свидетельствуют о серьезности рассматриваемой проблемы. Во исполнение майского 2018 года Указа Президента РФ 27 ноября того же года был принят Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».

Рецензируемая статья канд. юрид. наук Савостьяновой С.А. посвящена изучению содержания данного Федерального закона, анализу практики его реализации в обозначенных субъектах Российской Федерации, выявлению положительных и отрицательных моментов при проведении эксперимента по установлению специального налогового режима, выработке своей позиции по данной проблеме. Автор рецензируемой статьи на основе общих принципов налогообложения выявляет сущность нового специального налогового режима, подробно анализирует условия для применения данного налога, характеризует налогоплательщика, раскрывает важнейшие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога и т.д. Указанный подход автора к рассмотрению проблемы правового регулирования налогообложения профессиональных доходов «самозанятых граждан», его выводы могут иметь большое теоретическое и практическое значение при решении вопроса о целесообразности введения нового

вида налогового режима в других регионах страны или о необходимости его существенной доработки с учетом реальной обстановки, сложившейся в стране.

Какие основные положения, содержащиеся в Федеральном законе №422-ФЗ, рассматривает автор в рецензируемой статье? В первую очередь автор отмечает организационные новшества, облегчающие деятельность граждан, вышедших «из тени». Так, для физических лиц при переходе на данный налоговый режим не требуется дополнительная регистрация в качестве ИП, поскольку анализируемый федеральный закон предусматривает заявительный порядок постановки на учет. При этом граждане освобождаются от обязанности сдавать декларацию о доходах и применения онлайн-кассы, могут использовать мобильное приложение «Мой налог» и при желании воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика через сеть Интернет, а также услугами кредитной организации, уполномоченными налоговыми органами на передачу данной информации. Однако автор статьи тут же справедливо отмечает, что воспользоваться указанными преимуществами смогут далеко не все граждане, находящиеся «в тени», либо в силу возраста им трудно освоить новую технологию, либо уровень их материального положения не дает возможность пока приобрести необходимые средства для телекоммуникационной связи. Далее автор в статье отмечает, что после выхода «самозанятых граждан» из «тени» они не будут платить: НДФЛ с доходов, которые в соответствии с ФЗ № 422-ФЗ облагаются налогом на профессиональный доход; НДС (за исключением «ввозного»); страховые взносы. Автор специально отмечает, что налогоплательщику доступна корректировка ранее переданных в налоговый орган данных о своих доходах, в частности, при фактическом, например, некорректном ее вводе. По мнению автора статьи, дополнительной гарантией защиты прав «самозанятых граждан» является запрет на увеличение налоговых ставок, а также на уменьшение предельного размера дохода для возможности применения налога на профессиональный доход в течение эксперимента. Важной новеллой рассматриваемого налогового режима, по мнению автора статьи, является возможность применения «самозанятыми гражданами» налогового вычета в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, который налоговый орган применяет самостоятельно при расчете данного налога. В своей статье автор рассматривает и другие положения Федерального закона № 422-ФЗ, направленные на защиту прав и интересов указанных налогоплательщиков. Автор формулирует в статьи свои предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего рассматриваемую сферу общественной жизни. Так, автор, например, совершенно справедливо считает необходимым увеличение продолжительности налогового периода до одного квартала, предлагает также введение предварительного налогового контроля для физических лиц и другие предложения. Однако в ходе рассмотрения проблемы автор статьи приходит к неутешительному выводу о том, что граждане не спешат выйти из «тени» и легализовать свою деятельность. При этом чувствуют они себя вполне комфортно, не интересуясь мерами поддержки, которые государство готово и может им оказать. И действительно в реальности складывается картина очень похожая на ту, о которой писал в известной басне И. Крылов: «А Васька слушает, да ест». Поэтому автор в статье предлагает также провести комплекс мероприятий, направленных на решение проблемы «выхода» или точнее «вывода» «самозанятых граждан» из «тени», выявления не зарегистрированных «самозанятых граждан» с целью налогообложения неучтенных доходов и направления их в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В противном случае, автор приходит к справедливому выводу, что «данный налоговый эксперимент едва ли можно будет признать удачным» (стр.8 статьи).

Рецензируемая статья подготовлена на достаточном теоретическом уровне, с необходимым использованием практического опыта и имеет не малое значение для развития науки финансового права и правоприменительной практики в области налогообложения. Выводы и предложения автора рецензируемой статьи могут быть использованы при совершенствовании правового регулировании эксперимента, проводимого в четырех субъектах Российской Федерации по введению нового специального налогового режима - налога на профессиональный доход и распространение его на другие регионы страны.

Исходя из выше изложенного, полагаю, что статья канд. юрид. наук Савостьяновой С.А. на тему «Правовое регулирование налога на профессиональный доход как специального налогового режима для физических лиц» отвечает предъявляемым требованиям к подобному виду работ и может быть рекомендована для опубликования.

профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д-р юрид. наук, профессор

Соколова Э.Д.

LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL INCOME TAX AS A SPECIAL TAX REGIME FOR INDIVIDUALS

©Savostyanova Svetlana A., PhD in Law, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation

sarudenko@inbox.ru

Abstract: the article contains a brief analysis of the tax on professional income, examines the existing legal advantages for citizens registered as self-employed, analyzes the problems of withdrawal of self-employed citizens «from the shadows» and the complexity of the introduction of the tax on professional income in practice, offers solutions to this problem. The author comes to the conclusion that the Federal law № 422-FZ needs significant improvement, since the tax on professional income as a special tax regime does not fully meet the criteria for the implementation of the state policy on the development of small business in Russia.

Keywords: Law No. 422-FZ, tax on professional income, TPI, special tax regime, «self-employed citizens», not registered citizens, «shadow» income, tax control.

Reference list:

1. Federal law No. 422-FZ «On conducting an experiment to establish a special tax regime» Tax on professional income» in the city of Federal significance in Moscow, Moscow and Kaluga regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan) dated November 27, 2018 // Assembly of legislation of the Russian Federation. - 2018. - №49 (part I). - St. 7494 // SPS Consultant.

2. Decree of the President of the Russian Federation «On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024» dated may 7, 2018 № 204 // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2018. -№ 20. - St. 2817 // SPS Consultant.

3. Letter no. 22 January 2018 from the Ministry of Finance of the Russian Federation «On informing the tax authorities of a taxpayer applying the STS on the tax consequences of noncompliance with the requirements» 03-11-11/3052 // Small accounting. - 2018. - № 1 // SPS Consultant.

4. Letter of the Federal tax service of Russia «On the provision of Bank statements (statements) on accounts of customers (individuals, SP) at the request of the tax authorities» dated June 28, 2018 № ED-4-2/12467@ // Accounting Appendix (Annex to «Economy and life»). - 2018. - № 27 // SPS Consultant.

5. Letter of the FTS of Russia, «the Review of practice of consideration by courts of cases relating to the application of chapters 26.2 and 26.5 NC» dated July 30, 2018 No. KCH-4-7/14643 (together with the «Review of practice of consideration by courts of cases relating to the application of chapters 26.2 and 26.5 of the Tax code of the Russian Federation concerning subjects of small and average business», approved. Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation July 4, 2018) // Official documents (Annex to the newspaper «Accounting, taxes, law»). - 2018. - № 31 // SPS Consultant.

6. The decision of the FTS of Russia from December 27, 2017 no. AC-3-9/8743@ // the Document was not published // SPS ConsultantPlus.

7. «The main directions of the tax policy of the Russian Federation for 2016 and the planning period of 2017 and 2018» // the Document was not published // SPS Consultant.

8. T. Gorkin. New ways of tax control of the state. What to prepare taxpayers / T. Gorkina // Financial newspaper. -2017. - № 6. - P. 5, 7.

9. Grigorieva I. Every tenth took refuge in the shadows: [Electronic resource] / I. Grigorieva // Izvestia. 07.03.2017. URL: https://iz.ru/news/669063/

10. Zhandarova I. Deducted for rent: tenants of apartments will return the taxes paid: [Electronic resource] / I. Zhandarova // Rossiyskaya Gazeta. Updated: 28.01.2018. URL: https://rg.ru/2018/01/28/nanimateliam-kvartir-vernut-uplachennye-nalogi.html

11. Rosstat: the Shadow economy in Russia is 15% of GDP: [Electronic resource] // Business News Agency. Updated: 27.02.2018. URL: https://abnews.ru/ 2018/02/27/Rosstat - the shadow-economy/

12. Smertina P. As aggregators FNS will help to withdraw self-employed from the shadows: [Electronic resource] / P. smertina, M. Podtserob // Vedomosti. Updated: 28.09.2018. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles /2018/09/28/782245-agregatori-pomogut-fns

13. Special tax regime for the business: [Electronic resource] // Sberbank. 1997-2019. URL: https://www.sberbank.ru /ru/svoedelo

14. Medina L. shadow economies around the world: what have we learned over the past 20 years? [Electronic resource] / L. Medina, F. Schneider // international monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/publications/wp/issues /2018/01/25 / shadow economy-around-the-world-what-we-learned-in-the-last-20-years-45583/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.