НАЛОГ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В.И. Прусова, канд. экон. наук, доцент Н.В. Казицкая, канд. экон. наук, доцент Т.И. Мешкова, студент
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-98-101
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная тема о специальном налоговом режиме для самозанятых граждан. Самозанятые лица, работающие по указанному режиму, должны платить налог на профессиональный доход (НПД). Введение такого режима в начале рассматривался в качестве эксперимента, но начиная с 2020 года его распространили по всем субъектам России. В статье авторы подробно рассмотрели как положительные, так и отрицательные стороны нового налогового режима, а также риски бизнеса, которые могут быть с ним связаны.
Ключевые слова: специальный налоговый режим самозанятых, теневая экономика, самозанятые лица, налог на профессиональный доход.
Проект федерального закона о новом специальном налоговом режиме самозанятых с соответствующими поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы был внесен в Госдуму 21 сентября 2018 г. Авторами законопроекта выступили зампред Совета Федерации Евгений Бушмин, сенатор Мухарабий Ульбашев, а также группа депутатов Госдумыво главе с председателем комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым.
15 ноября того же года он был принят Государственной думой, а к концу ноября -в 23 и 27 числах соответственно - одобрен Советом Федерации иподписан Президентом России.
Принятый закон устанавливал введение эксперимента в 4 регионахстраны (Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан), который, как предполагалось, продлится 10 лет: с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года. Но, к концу первого года действия эксперимента, были подведены итоги. Так, глава ФНС Михаил Мишустин в своём докладе Президенту России в середине ноября отчитался о более 284 тысячах зарегистрировавшихся, суммарный доход которых составил порядка 32,6 миллиардов рублей. Согласно статистике, большинство участвующих в эксперименте - водители такси (18%), арендодатели (7%), консультанты (5%) и
репетиторы (3%) [1].
30 октября 2019 года Министерство финансов опубликовало проект закона, предлагающий распространить действие эксперимента с 1 января 2020 года на 19 новых субъектов России.
Уже 1 ноября Минфин выступил с другой, ещё более радикальной инициативой -распространить действие эксперимента с 1 июля 2020 года навсю страну. И это уже не эксперимент, а работа.
Подобные инициативы, как представляется, подчеркивают актуальность и необходимость изучения налога для самозанятых лиц («налога на профессиональный доход»).
Самозанятые лица. Изучение вопроса налога на профессиональный доход (далее также - НПД) следует начать с понимания причин его введения. Фактически НПД -это одно из средств борьбы государства с теневой экономикой. По подсчетам экспертов, почти половина (44,8%) занятых людей так или иначе работала в тени за последние годы, из них 31,4% работают в тени постоянно. При этом совокупные потери бюджетов в связи стеневой занятостью экономически активного населения достигают огромных сумм - 1 272 миллиардов рублей [2].
Самозанятые лица - это физические лица, не являющиеся индивидуальными
предпринимателями и оказывающие услуги другимфизическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд. Но их доходы не находили отражения в бюджете. Согласно позиции
Министерства труда, таких лиц около 12 миллионов человек, а по оценкенезависи-мых экспертов - от 15 до 25 миллионов человек.
Режим налога на профессиональный доход. Что же такое НПД?
Налог на профессиональный доход, вопреки своему названию — это не новый налог, а новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан.
Прежде всего привлекательность НПД объясняется его низкими ставками: 4% при расчетах с физическими лицами и 6% при расчетах с ИП и организациями. При этом, согласно закону о введении НПД, ставки налога немогут быть изменены в течение 10 лет.
Уплата НПД освобождает физических лиц от уплаты НДФЛ, а индивидуальных предпринимателей - от уплаты НДФЛ, НДС и страховыхвзносов [3].
Также закон устанавливает условия применения НПД. Так, деятельности налогоплательщика должна осуществляться самостоятельно и врегионе проведения эксперимента. При этом деятельность не должна осуществляться на основе трудового договора или с привлечением наемныхработни-ков по трудовым договорам.
Предусмотрено законом и большое количество ограничений для применения НПД. Самым главным из них, пожалуй, можно назвать ограничение по сумме дохода. Так, НПД доход нужно будет платить, покасумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 миллионов рублей. Ограничения по сумме месячного дохода при этом нет.
Заслуживает внимания предоставление в рамках НПД налогового вычета в сумме 10 тысяч рублей. Ставка 4% таким образом уменьшается до 3%, а ставка 6% - до 4%.
Положительные и отрицательные стороны НПД. У налога на профессиональный доход, разумеется, есть как положительные, так и отрицательные стороны. К преимуществам НПД относятся, в
частности,следующие факты:
1. НПД имеет низкую ставку в сравнении с налогами, которые он заменяет;
2. Удобное «пользование»: регистрация, учет доходов, оплата
осуществляются через мобильное приложение «Мой налог» (поданалогичную систему, по заявлению Министерства финансов, планируется перевести весь малый бизнес);
3. Предоставление налогового вычета;
4. Вывод большого количества людей из теневой экономики и получение новых налоговых поступлений.
5. Вывод из тени компаний, раньше уходивших от уплаты налогов, теперь же легально работающих с самозанятыми (плательщиками НПД) [6].
Тем не менее, часто встречается критика нового налогового режима.
Среди последовательных оппонентов нововведения можно отметить председателя комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной думы Ярослава Нилова и проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова. Среди заявленных недостатков НПД:
1. Невозможность уменьшать полученные доходы на расходы. Особенно такая проблема касается тех, кто продает собственноручно изготовленныеизделия;
2. Риск ухода налогоплательщиков других режимов в режим самозанятости;
3. Риски высоких издержек администрирования деятельности самозанятых;
4. Недоверие населения: государство может изменить законодательство, заставить плательщиков НПД платить 4 налога (не только НПД, но и НДС, НДФЛ и взносы в ПФР) [4].
Риски бизнеса. Отдельный интерес представляют риски введения НПДдля бизнеса. Так, встает вопрос: как организации удостовериться, что её контрагент действительно является самозанятым (плательщиком НПД)?
ФНС для этих целей предлагает специальный реестр на своем сайте.
Однако у данного подхода существуют очевидные недостатки:
1. Во-первых, реестр придется
ежемесячно проверять, так как за прошедшее время могли отпасть основания для применения режима;
2. Во-вторых, действительная утрата статуса плательщика НПД можетпривести к:
а) признанию бывшего плательщика НПД индивидуальным предпринимателем (если ранее он имел статус ИП). В таком случае
доначисление налогов будет осуществлено в отношении индивидуального предпринимателя и не затронет организацию;
б) признанию бывшего плательщика НПД физическим лицом без статуса ИП. Тогда НДФЛ, страховые взносы и др. платежи за данного контрагента будут доначислены организации.
Другой проблемой введения НПД стал массовый перевод компаниями своих работников в категорию самозанятых. Для борьбы с этим явлением ФНС предложила ограничить список профессий для НПД. Однако, возникаетвопрос: Что в таком случае делать лицам, уже зарегистрировавшимся в качестве самозанятых?
Представляется, что перед ними встает выбор:
а) прекратить свою деятельность. Однако подобное решение можетвызвать вопросы со стороны налоговых органов, не пытается ли лицо «вернуться в тень»;
б) если лицо перешло на НПД из статуса ИП - осуществлять прежнююдеятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Однако и в данном случае
существуют риски: как правило, граждане не следят за новостями законодательства, могут узнать о прекращении своего действия врамках НПД постфактум. В таком случае доначисление НДФЛ, НДС и страховых взносов окажется для них неприятной неожиданностью [5].
Последний важный вопрос, также возникший вследствие массового перевода компаниями своих работников в категорию самозанятых - как отличить работника от самозанятого?
Закон предлагает для этого собственное решение - запрет уволившимся работникам применять НПД к доходам от бывших работодателей в течение 2 лет. Однако данный запрет легко обходится созданием сестринской компании и переводом на такую компанию всех «самозанятых», на деле являющихся работниками.
Тогда можно обратиться к предложению ФНС проверять и признавать отношения организаций с сомнительными трудовыми контрагентами.
Однако данное решение предусматривает судебный порядок, занимающий долгое время и, что более важное, препятствующий ведению хозяйственной деятельности субъектами.
Возможным решением определения фактического работника, скрывающегося за статусом плательщика НПД, является применение критерия одного заказчика, при этом «самозанятый» должен ранее бытьустроен у этого лица или его взаимозависимых лиц.
Библиографический список
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // СПС КонсультантПлюс
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // СПС КонсультантПлюс.
3. Официальная страница Федеральной Налоговой Службы в сети Интернет: https://www.nalog.ru/rn77/
4. Официальная страница налога на профессиональный доход в сети Интернет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://npd.nalog.ru
5. Налог на профессиональный доход / Прусова В.И., Краснов С.А. // В сборнике: Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Сборник трудов: XIX Международная конференция; XVII Международный конкурс научных и научно-методических работ; VII Международный конкурс. - Москва, 2021. - С. 80-82.
6. Актуальные аспекты цифровой экономики / Прусова В.И., Варфоломеева А.М. // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2021. - №4 (30).
TAX FOR THE SELF-EMPLOYED: PROBLEMS AND PROSPECTS
V.I. Prusova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.V. Kazitskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor T.I. Meshkova, Student
Moscow Automobile and Road Engineering State Technical University (Russia, Moscow)
Abstract. This article discusses the current topic of a special tax regime for self-employed citizens. Self-employed persons working under the specified regime must pay the Professional income tax (NAP). The introduction of such a regime was initially considered as an experiment, but since 2020 it has been distributed to all regions of Russia. In the article, the authors examined in detail both the positive and negative sides of the new tax regime, as well as the business risks that may be associated with it.
Keywords: special tax regime of the self-employed, shadow economy, self-employed persons, tax on professional income.