Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ'

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онопюк Елена Юрьевна

В статье рассматриваются факторы, влияющие на неформальную занятость, и ее легализация посредством введения в действие налога на профессиональный доход для самозанятых граждан, рассмотрены проблемы и результаты первого года существования налога. Проблема теневой экономики в сфере самозанятых граждан всегда рассматривалась Правительством России как мощный финансовый ресурс в условиях недостаточности финансовых средств в бюджете государства. Введение нового режима позволяет надеяться, что государство создает все необходимые условия для увеличения числа физических лиц, которые являются самозанятыми и будут готовы платить налог на профессиональный доход. Предлагаются направления совершенствования стимулирования легализации самозанятых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFORMAL EMPLOYMENT LEGALIZATION IN RUSSIA

The article examines the factors that affect informal employment and its legalization through the introduction of professional income tax for self-employed citizens. It considers the problems and the first-year results of the tax policy implementation. The problem of the shadow economy in regard to self-employment has always been considered by the Government of Russia as a powerful financial resource in conditions of insufficient financial resources in the state budget. The introduction of the new regulations will, hopefully, create all the necessary conditions to increase the number of individuals who are self-employed and ready to pay the professional income tax. The ways of improving the stimulation of the self-employment legalization are proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ»

DOI: 10.6060/ivecofin.2021482.537

УДК: 336

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Е.Ю. Онопюк

Елена Юрьевна Онопюк

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, пр. Ленина, 43, Иваново, 15300, Россия E-mail: onopyuk88@gmail.com

В статье рассматриваются факторы, влияющие на неформальную занятость, и ее легализация посредством введения в действие налога на профессиональный доход для самозанятых граждан, рассмотрены проблемы и результаты первого года существования налога. Проблема теневой экономики в сфере самозанятых граждан всегда рассматривалась Правительством России как мощный финансовый ресурс в условиях недостаточности финансовых средств в бюджете государства. Введение нового режима позволяет надеяться, что государство создает все необходимые условия для увеличения числа физических лиц, которые являются самозанятыми и будут готовы платить налог на профессиональный доход. Предлагаются направления совершенствования стимулирования легализации самозанятых граждан.

Ключевые слова: самозанятые, неформальная занятость, специальные налоговые режимы, налог на профессиональный доход.

ANALYSIS OF THE INFORMAL EMPLOYMENT LEGALIZATION IN RUSSIA

E.Yu. Onopiuk

Elena Yu. Onopiuk

Plekhanov Russian University of Economics, Lenina Ave., 43, Ivanovo, 15300, Russia E-mail: onopyuk88@gmail.com

The article examines the factors that affect informal employment and its legalization through the introduction of professional income tax for self-employed citizens. It considers the problems and the first-year results of the tax policy implementation. The problem of the shadow economy in regard to self-employment has always been considered by the Government of Russia as a powerful financial resource in conditions of insufficient financial resources in the state budget. The introduction of the new regulations will, hopefully, create all the necessary conditions to increase the number of individuals who are self-employed and ready to pay the professional income tax. The ways of improving the stimulation of the self-employment legalization are proposed.

Keywords: self-employed, informal employment, special tax regulations, professional income tax.

Для цитирования:

Онопюк Е.Ю. Анализ процесса легализации неформальной занятости в России. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2021. №02(48). С. 72-78. DOI 10.6060/ivecofin.2021482.537 For citation:

Onopiuk E. Yu. Analysis of the informal employment legalization in Russia. Ivecofin. 2021. № 02(48). С. 72-78. DOI 10.6060/ivecofin.2021482.537 (in Russian)

ВВЕДЕНИЕ

Исследование вопросов неформально занятых граждан и легализация их доходов связано с такими понятиями как «налоговое бремя», «налоговое противодействие» и «налоговая мораль».

Краткое рассмотрение этих понятий позволяет раскрыть специфику механизма налогообложения доходов самозанятых граждан. Понятие «налоговое бремя» в теории различают как с экономической, так и с психологической точки зрения. Исследование этого понятия с обеих то-

чек зрения необходимо, о чем свидетельствуют публикации [7], поскольку в настоящее время в стране расширяется тенденция «избежание» уплаты налогов физическими лицами и уклонение от уплаты налогов юридическими лицами в виде «оптимизации». Именно объединение в единое этих двух точек зрения в исследовании налогообложения физических лиц поможет найти пути в совершенствовании налогов, которым не будут «противиться» граждане.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

С экономической точки зрения это показатель отражает уровень уплаченных налогов в общей сумме доходах экономических субъектов. С психологической точки зрения, под налоговым бременем понимается ощущение человеком обязанности регулярно выплачивать государству часть своих доходов [13].

Анализ экономических и социологических опросов о налогообложении граждан, проводимые как в России, так и за рубежом показывают, что только отдельный контингент налогоплательщиков представляют примерные размеры причитающихся выплат в форме налога на доходы и косвенного налога. Особое негативное восприятие вызывает налогообложение доходов, в то время как психологическое восприятие бремени косвенных налогов с ростом доходов у налогоплательщиков снижается. Это можно объяснить снижением доли косвенных налогов при росте прямых налогов в объеме доходов. Негативность данного восприятия связана с тем, что население с низким и средним уровнем дохода, которых все больше становится в стране в условиях кризисных событий, воспринимает оплачиваемые налоги как слишком завышенные. Нежелание платить налоги можно объяснить и тем, что по мнению граждан они получают неадекватный объем благ от государства сумме уплаченных налогов. Именно поэтому самозанятые граждане стараются не лега-лизовывать свои доходы.

Второе понятие - «налоговое противодействие» трактуется с психологической точки зрения как совокупность реакций и действий человека в стремление избежать налогов в открытой и скрытой форме [13]. Налоговое противодействие выражается в виде открытого уклонения от уплаты (в виде незаконного использования налоговых льгот или несвоевременной уплаты налога) и уход от налогов, когда имеет место сокрытие источника дохода. Для физических лиц это наиболее явно проявляется в сокрытии факта предоставления услуг другим физическим лицам, поскольку эти отношения в большинстве случает не оформляются какими-либо договорами.

Понятие «налоговая мораль» является производной от понятия морали общества и отражает позицию гражданина к налоговым правонарушениям, которые считает допустимыми при определенных обстоятельствах. Анализ существующих исследований отношения граждан как с экономической, так и с психологической точек зрения к налогам, проведенные в России, привели к следующим характеристикам налоговой морали:

• система налогообложения воспринимается налогоплательщиками как несправедливая, но налоги принимаются как неизбежное и объективное явление экономической жизни;

• граждане хотят иметь информацию о распределении налоговых средств, но не имеют представления о принципах существующей системы налогообложения;

• по мнению граждан, справедливое налогообложение должно учитывать соотношение доходов и расходов с соответствующими показателями других налогоплательщиков;

• моральным обоснованием уклонения от налогов считается возможность за счет неуплаченных налогов получить то, что не додает государство.

Причины оправдания неуплаты налогов в регионах России выявлены Фондом общественного мнения [11], связаны в основном с низким уровнем доходов больше части опрошенных и большой вероятностью невыплаты зарплаты (потеря работы).

Неформальная занятость в России получила широкое распространение в последние годы. Поэтому Правительство страны видит направление в снижении неформальной занятости физических лиц посредством низкого уровня налогообложения их доходов. Доля самозанятых в общей численности занятого населения во втором квартале 2019 г. выросла почти на 1,5 млн человек (по сравнению с предыдущим кварталом) и составила 21,3% от общей численности занятых, а в 2019 г. составила 22,4% (в 2016 г. - 24%) [18]. В абсолютных значениях - это около 16-17 млн человек, подпадающих под государственное регулирование в области самозанятости. Отмечается, что 53,3% самозанятых официально не оформляют свою деятельность по основной работе, а по дополнительной - 72,8%, по всем самозанятым этот показатель составляет 64,1%, что соответствует примерно 10-11 млн граждан [26].

С конца 2019 г. численность неформально занятых постепенно снижалась, однако в марте 2020 г. увеличилась на 5,3% к предыдущему месяцу (до 14,5 млн человек, причем сразу на 151 тыс. выросло число совмещающих официальную и неофициальную работу - люди искали возможности для подработок). Введение самоизоляции снизило число самозанятых на 10,8%

(сразу на 1,56 млн человек, до 12,93 млн). В мае по мере снятия карантинных ограничений неформальная занятость вновь увеличилась - на 5,8% (до 13,68 млн человек), а в июне сократилась месяц к месяцу на 0,8% (до 13,57 млн человек). Таким образом, за период коронавирусных ограничений с марта по июнь 2020 г. неформальная занятость снизилась на 925 тыс. человек, а ее доля в общей занятости - почти на 1% [5].

Надо отметить, что самозанятость граждан за рубежом также имеет распространение, но их уровень в общей численности занятых не столь велик как в России. Доля самозанятости в общей численности трудоспособных граждан по странам

- членам ЕС в 2014 г. составляла - в Германии -4,2%, в Великобритании -14,9%, во Франции -4,0%, в Польше - 7,3%, в Румынии- 7,6%, в Греции

- 9,6%, в Финляндии -5,3%, а ЕС - всего - 5,6% [8].

Проблема теневой экономики в сфере самозанятых граждан всегда рассматривалась Правительством России как мощный финансовый ресурс в условиях недостаточности финансовых средств в бюджете государства. Существующий порядок налогообложения не приносил желаемых результатов. В соответствии со ст. 228 НК РФ граждане обязаны подавать декларации о полученных доходах от представленных услуг физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд. Данные о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд по состоянию на 01.2021 г. представлена в табл. 1.

Таблица 1. Численность физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд в 2019-2020 гг. [22] Table 1. The number of individuals engaged in providing services to individuals for personal, household and other similar needs in 2019-2020 [22]

Показатели самозанятых Численность физических лиц, состоящих на учете по данному основанию (человек)

01.07.2019 01.01.2020 01.01.2021

Самозанятые граждане, представившие в налоговые органы уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу - всего по видам оказываемых услуг: 3 914 4676 3911

по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации 572 629 318

по репетиторству 2 550 3047 2460

по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства 690 754 580

иные виды услуг, установленные законом субъекта РФ 364 539 198

По статистике ФНС число самозанятых граждан в целом по стране, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическим лицам на бездоговорных условиях в 2017 г. составляло 939 чел., а в 2018 - 2123 чел. [22]. Как следует из табл. 1 за 2019 г. количество физических лиц, оказывающих услуги другим физическим лицам выросло и составило на 01.01.2020 г. 4676 чел. Введенные ограничения по коронавирусу в 2020 г. привели к снижению численности до 3911 чел. на 01.01.2021 г. Таким образом, из табл. 1 следует, что официальное декларирование доходов самозанятых до 2019 г. было незначительным, что составляло мизерную долю от неформально занятых, отраженных в статистических данных.

Для легализации доходов неформально занятых граждан в России принят Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ [23], который привел к положительным результатам. С распространением с 01.2020 г. эксперимента по введению налога на профессиональный доход для самозанятых граждан на все регионы РФ произошел существенный рост зарегистрированных физических лиц - самозанятых. По сообщению ФНС в России к ноябрю 2020 г. насчитывалось 1,3 млн человек и ежедневная регистрация увеличивал их количество на 5 тыс. человек. На конец 2020 г. число зарегистрированных составило уже 1,5 млн человек. В 2019 г., когда налог на профессиональный доход был введен только в

Москве, Московской области, Татарстане и Калуге, число ежедневно регистрировавшихся составляло примерно 1,3 тыс. самозанятых. С начала 2019 г. по конец 2020 г. в приложении «Мой налог» было зарегистрировано доходов более 220 млрд рублей и уплачено налогов около 4,5 млрд года руб. [4]. В Ивановской области зарегистрировано около 8,5 тыс. самозанятых [3].

К сожалению, в официальных источниках ФНС отсутствует статистика по НПД, поэтому в анализе использовались данные из Интернет-источников для проведения исследования.

Однако, как считают экономисты, результаты от введения налога на профессиональный доход (далее НПД) пока не столь велики, как планировалось. По мнению Л. Александрова [9] со временем процесс роста регистрации самозанятых граждан в приложении «Мой налог» станет тормозиться, когда зарегистрированные самозанятые и не желающие регистрироваться приблизительно сравняются в количестве. Такой быстрый рост, а в последствие и замедление роста числа зарегистрированных самозанятых, частично можно объяснить тем, что, во-первых, в результате анализа данных о зарегистрированных в качестве самозанятых выяснилось, что многие предприятия, оптимизируя свой бизнес, «искусственно» превращают своих работников в самозанятых, тем самым снижают налогообложение бизнеса. Однако, в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 6 Закона № 422 ФЗ самозанятым нельзя работать на своего работодателя или бывшего работодателя, если с момента прекращения трудового договора не прошло 2 года. При этом ФНС России предупредила, что у налоговых органов есть инструменты по выявлению незаконных случаев массового перевода сотрудников в самозанятые, которые работают на бывшего работодателя [20].

Во-вторых, это связано с изменением режима налогообложения ИП. В связи с тем, что статья 4 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ не указывает виды деятельности, к которым применяется специальный налоговый режим - НПД, а содержит только перечень ограничений по видам деятельности, то многие индивидуальные предприниматели стали переходить с существующих режимов на налогообложение самозанятых граждан. Так с января по июль 2020 г. в Ивановской области добровольно закрылись 2683 ИП, что составляет 10% от общего количества. Это больше, чем за аналогичный период 2019 г. [2].

Еще одним фактором, влияющим на рост зарегистрированных самозаняты по НПД, является то, что с 1 января 2021 г. отменен специальный налоговый режим ЕНВД, на котором нахо-

дились большинство индивидуальных предпринимателей, и они вынуждены были перейти на другой режим. С 2021 г. налогообложение доходов граждан осуществляется по двум специальным налоговым режимам - НПД и Патентная система налогообложения (далее ПСН). С 1 января 2021 г. в ПСН по разрешенным видам деятельности будут применяться условия аналогичные ЕНВД. Сравнительная характеристика элементов налогообложения специальных налоговых режимов, применяемых с 01.01 2021 г. для физических лиц, представлена в табл. 2.

Рассмотрим конкретнее принципиальные особенности применении специального налогового режима НПД, которые отличают его от ПСН:

1. Отсутствие необходимости государственной регистрации. В соответствии с законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ физические лица при применении специального налогового режима могут вести виды деятельности, доходы от которых облагаются НПД, без государственной регистрации в качестве ИП, кроме видов деятельности, которые требуют обязательной регистрации в качестве ИП в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

2. Отсутствие наемных работников. «Профессиональный доход - это доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества». [24]. Законом предусматривается, что в течение 10 лет проведения эксперимента, не могут вноситься изменения в части увеличения налоговых ставок и уменьшения предельного размера доходов. На опасения граждан, что Правительство может повысить ставку налога до истечения срока эксперимента, в сети Интернет появились разъяснения - на зарегистрировавшихся в 2019 г. налогоплательщиков изменения не будут распространяться. [10] Не изменились ставки налогов и в 2021 г., таким образом граждане могут не опасаться, что Правительство не выполнит обязательства в течение 10 лет.

3. Ограничения по видам деятельности. Их нет, установлен лишь перечень доходов, которые не признаются объектами налогообложения. Объектом налогообложения при НПД признаются любые доходы от реализации товаров, работ, услуг, и имущественных прав. По информации ФНС в приложении «Мой налог» зарегистрировались физические лица, выбравшие как основной вид деятельности: перевозка пассажиров -около 20%, сдача квартир в аренду - 7,1%, оказание консультаций - 5,3%, осуществление репетиторства - 4,5% и по 2,2% - маркетинговые и рекламные услуги. Но более 58% не указали вид деятельности [6].

Таблица 2. Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов,

применяемых для физических лиц [12, 24] Table 2. Comparative analysis of special tax regimes applied to individuals [12, 24]

Элементы налогообложения Патентная система Налогообложения (ПСН) Налог на профессиональный Доход (НПД)

Налогоплательщики Индивидуальный предприниматель Физические лица и индивидуальные предприниматели

Виды деятельности Перечислены 80 видов деятельности Перечислены ограничение видов деятельности при регистрации в качестве налогоплательщика

Объект налогообложения Потенциально возможный к получению годовой доход Доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Наемные рабочие Есть Нет

Ставка налога 6 % 1) 4 % в отношении доходов, полученных от физических лиц; 2) 6 % в отношении доходов, полученных от индивидуальных предпринимателей для использования при ведении предпринимательской деятельности и от юридических лиц.

Налоговый период Месяц Месяц

Особые условия Доходы от реализации по всем видам предпринимательской деятельности не превышают 60 млн руб. Доходы, учитываемые при определении налоговой базы, не превышают в текущем календарном году 2,4 млн руб.

Налоговый вычет Нет В размере не более 10 тыс. руб., рассчитанных нарастающим итогом

Вычитаемые расходы по социальным отчислениям Есть Нет

Налоговая декларация Нет Нет

• Налоговый вычет. Самозанятые один раз в год могут получить налоговый вычет в сумме не более 10 тыс. рублей. Налоговые органы самостоятельно рассчитывают сумму налога с применением налогового вычета. Сумма вычета, на которую уменьшается налог, рассчитывается путем уменьшения налога на 1% при ставке налога 4% и 2% - при ставке налога 6% до достижения суммы в 10 тыс.руб.

4. Отсутствие необходимости применения кассовых аппаратов. При осуществлении платежей покупателем или заказчиком, самозанятый - налогоплательщик через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную организацию, осуществляющих информационный обмен с ФНС России, должен передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю или заказчику.

5. Партнеры ФНС по налогообложению самозанятых. С целью исключения проблемы, связанной с блокировкой счетов коммерческими банками по противодействию легализации (отмываю) доходов, к платформе ФНС подключено 48 партнеров, среди которых 17 ведущих банков России. Перечень кредитных организаций, осу-

ществляющих информационный обмен с ФНС России размещен на портале [21].

Неспешность физических лиц регистрироваться в качестве самозанятых вполне объяснима. За первый год проведения эксперимента по применению специального налогового режима НПД, выявилось ряд недоработок:

• налог уплачивается с любого получаемого дохода в месяц, но не более 2,4 миллиона рублей в год и нижняя планка необлагаемого дохода не определена. Налоговый вычет в размере 10 тыс. руб. в год слишком маленькая сумма. Для более разумного налогообложения нужно ввести необлагаемый минимум при работе с физическими и юридическими лицами, только после достижения которого следующий доход будет облагаться налогом (например, минимальный прожиточный минимум по региону);

• самозанятые производители продукции уплачивают налог как при Упрощенной системе налогообложения по ставке 6% с выручки, а не с дохода, тем самым не учитываются материальные расходы, которые могут составлять до 50% стоимости продукции;

• налог на профессиональный доход поступает только в два бюджетных фонда - 37% в ФОМС и 63% — в региональный бюджет (нет отчислений в ПФР) [1];

• самозанятым не учитывается трудовой стаж если они не уплачивают взносы в ПФР и идет минимальный пенсионный стаж, при этом они смогут получать при достижении пенсионного возраста только социальную пенсию, которая начисляется при отсутствии необходимого страхового стажа -15 лет [17]. Для получения страховой пенсии самозанятые должны вступить в добровольное пенсионное страхование ПФР для уплаты страховых взносов и формирования страховой пенсии. Страховой взнос в 2020 г. установлен в размере фиксированного платежа 32 448 руб. за полный календарный год. В этом случае в страховой стаж засчи-тывается один год [19]. Минимальный размер страховых взносов для самозанятых не установлен, но в случае уплаты меньше, чем вышеуказанная сумма, в страховой стаж будет засчитан период, пропорциональный уплаченным страховым взносам. При этом, уплаченная сумма страховых взносов не вычитается из суммы НПД.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что налоговый вычета в размере не более 10 тыс. руб. в год настолько мал, что не покроет не только материальные затраты за год, но и добровольное пенсионное страхование, суммы которого вычитаются при уплате ПСН также, как и ранее плательщиками ЕНВД [14].

Следует отметить, что Правительство в период ограничений в связи с пандемией в 2020 г. оказало самозанятым, зарегистрированные в мобильном приложении «Мой налог», финансовую поддержку от государства как малому бизнесу. Всем самозанятым в мобильном приложении «Мой налог» начислен дополнительный налоговый бонус в размере одного МРОТ (12 130 рублей), который в 2020 г. был автоматически списан в счет уплаты налога, задолженности или пени по НПД. Дополнительно в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 783 от 29 мая 2020 г. № 783 [15] всем самозанятым была выплачена субсидия в размере налога, уплаченного за 2019 г. Субсидия выплачивалась на банковскую карту, привязанную в мобильном приложении «Мой налог» без заявления налогоплательщика [25].

Меры по поддержке физических лиц, применяющих специальный налоговый - режим НПД и зарегистрированные в приложении «Мой налог», были включены в госпрограммы РФ,

ЛИТЕРАТУРА

1. Бюджетный кодекс РФ. http://www.consultant.ru/ (!оси-шеп^сош_<!ос_ЬЛ'№_19702/.

2. В Ивановской области закрываются ИП и регистрируются самозанятые. http://www.mkivanovo.ru.

3. В Ивановской области зарегистрировано около 8,5 тысяч самозанятых. http://www.xn--37-6kchb7a0bib.xn--p1ai.

4. В России зарегистрировались 1,5 млн самозанятых. http://www.nalog.ru.

5. Выход из тени: неформальная занятость в период пандемии сократилась почти на миллион человек. http://www.finexpertiza.ru; Исследование: неформальная

госпрограммы субъектов РФ и муниципальные программы. Кроме того, Постановление Правительства РФ от 29.09.2020 № 1563 [151 официально распространило на самозанятых мероприятия по поддержке, предусмотренные национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которые включают:

• бесплатное получение консультаций экспертов по вопросам, связанными с кредитованием бизнеса и налогообложением;

• доступ к займам от государственных МФО — для самозанятых эта сумма составляет до 1 млн руб.;

• возможность получения гарантийной помощи от фондов содействия кредитованию. Предусмотрено, что Корпорация МСП будет ранжировать региональные гарантийные компании и в качестве критериев будут учитываться финансовое состояние и итоги работы этих компаний;

• отдельно предусмотрены меры поддержки для занятых ремесленным делом и сельскохозяйственной деятельностью.

Проведенное исследование легализации самозанятых граждан в России посредством введения налога на профессиональный доход, который отличается от существующих специальных налоговых режимов для физических лиц в сторону благоприятствования, свидетельствует, что при всех положительных аспектах, система налогообложения требует совершенствования в части справедливости для всех налогоплательщиков. В частности, изменения в сторону учета в налоговых вычетах сумм, связанных с платежами в Пенсионный фонд; исключения из налогооблагаемого дохода материальных расходов, связанных с производственной деятельностью.

Введение во время пандемии мер по поддержке физических лиц, применяющих специальный налоговый - режим НПД позволяет надеяться, что государство создает все необходимые условия для увеличения числа физических лиц, которые являются самозанятыми и будут готовы платить налог на профессиональный доход. Однако без решения проблем, отмеченных выше в пользу налогоплательщиков, будут тормозить выход «из тени» самозанятых граждан.

REFERENCES.

1. Budget Code of the Russian Federation. http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/. (in Russian).

2. Individual entrepreneurs close down and self-employed are getting registered in the Ivanovo region. http://www.mkivanovo.ru. (in Russian).

3. About 8,500 self-employed are registered in the Ivanovo region. http: //www.xn--37-6kchb7a0bib.xn--p1ai. (in Russian).

4. 1.5 million of self-employed registered in Russia. http://www.nalog.ru. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Way out of the shadows: informal employment during the pandemic decreased by almost a million. http://www.fin-

занятость в период пандемии сократилась на 925 тыс. человек. http://www.banki.ru.

6. Городской портал Москва Online. http://mockwa.com/news/block-

8740/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_re ferrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews.

7. Гришанова О.А. Психология самозанятых граждан России при налогообложении. https://app-c.ru/kouching/ sta-ti/psihologiya-samozanyatyh-grazhdan-rossii-pri-nalogo-oblozhenii/.

8. Грабова О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления. https://elibrary.ru/item.asp?id=32332083.

9. Александров Л. Число самозанятых в России приблизилось к двум миллионам. http://www.ati.su.

10. Налог для самозанятых. Это хорошо или плохо? https://svoedelo.blog/laifkhaki/nalog-dlia-samozaniatykh-eto-khorosho-ili-plokho/.

11. Налоговая культура Россиян: ключевые проблемы. https://fom.ru/special.html.

12. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 29.09.2019). http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/b0850a397891a74 ad37a0dda8f29ddb551665940/.

13. Основные понятия налоговой психологии. https://cribs.me/ekonomicheskaya-psikhologiya/osnovnye-ponyatiya-nalogovoi-psikhologii.

14. Патентная система налогообложения. https://www.na-log.ru/rn77/taxation/taxes/patent/.

15. Постановление Правительства РФ № 1563 от 29.09.2020. http://www.consultant.ru/.

16. Постановление Правительства РФ № 783 от 29.05.2020 г. http://www.consultant.ru/.

17. Разъяснения ПФР: пенсионные права для самозанятых граждан. https://pfr.gov.ru/branches/altaikr/news/- 2020/ 06/11/207377.

18. Росстат сообщил о росте неформальной занятости в России. https://www.rbc.ru/economics/05/09/2019/5d6e74fb 9a794709eeba4f8c.

19. Самозанятые могут платить взносы на пенсию через мобильное приложение «Мой налог». https://pfr.gov.ru/ press_center/~2020/03/23/202150?p=1210&utm_source=ya ndex&utm_medium=organic&utm_referer=yandex.ru%2Fcl ck%2Fjsredir&utm_startpage=kontur. ru%2Farticles%2F 583 3 &utm_orderpage=kontur. ru%2Farticles%2F5833.

20. Силуанов предупредил об ответственности для нанимающих самозанятых фирм. https://www.rbc.ru/ economics/23/10/2019/5db0241 c9a794731 d3ed8864.

21. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан: Налог на профессиональный доход. http://www.nalog.ru.

22. Статистика о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. http://www.nalog.ru.

23. Федеральный закон № 428-ФЗ от 15.12.2019. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340170

24. Федеральный закон № 422-ФЗ от 27.11.2018. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977

25. ФНС России начала выплаты субсидий и налоговых бонусов самозанятым. http://www.nalog.ru.

26. Эксперты оценили число самозанятых россиян. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d66f3ac9a794780e015e739.

expertiza.ru; Research: Informal employment during the pandemic decreased by 925 thousand. http://www.banki.ru. (in Russian).

6. Moscow Online. http://mockwa.com/news/block-8740/?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https %3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews. (in Russian).

7. Grishanova O.A. Psychology of self-employed citizens of Russia towards taxation. https://app-c.ru/kouching/ sta-ti/psihologiya-samozanyatyh-grazhdan-rossii-pri-nalogoob-lozhenii/. (in Russian).

8. Grabova O.N., Suglobov A.E. Problems of emerging self-employed "shadow" people in Russia: risks and ways to overcome them. https://elibrary.ru/item.asp?id=32332083. (in Russian).

9. Alexandrov L. The number of self-employed in Russia approached two million. http://www.ati.su. (in Russian).

10. Tax for self-employed. Is this good or bad? https://svoedelo.blog/laifkhaki/nalog-dlia-samozaniatykh-eto-khorosho-ili-plokho/. (in Russian).

11. Tax culture of Russians: key problems. https://fom.ru/special.html. (in Russian).

12. Tax Code of the Russian Federation (part two) N 117-ФЗ dated 08.05.2000 (as amended on 09/29/2019). http://www.consu-ltant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/b0850a397891 a74ad 37a0dda8f29ddb551665940/. (in Russian).

13. Basic concepts of tax psychology. https://cribs.me/ ekonomicheskaya-psikhologiya/osnovnye-ponyatiya-nalogovoi-psikhologii. (in Russian).

14. Patent taxation system. https://www.na-log.ru/rn77/ taxation/taxes/patent/. (in Russian).

15. Decree of the Government of the Russian Federation N 1563 dated 29.09.2020. http://www.consultant.ru/. (in Russian).

16. Resolution of the Government of the Russian Federation N 783 dated 29.05.2020. http://www.consultant.ru/. (in Russian).

17. PFR explains: pension rights for self-employed citizens. https://pfr.gov.ru/branches/altaikr/news/~2020/06/11/207377. (in Russian).

18. Rosstat reported an increase in informal employment in Russia. https: //www.rbc.ru/economics/05/09/2019/5d6e 74fb9a794709eeba4f8c. (in Russian).

19. Self-employed can pay pension contributions through the mobile app "My Tax". https://pfr.gov.ru/press_center/ -2020/03/23/202150?p=1210&utm_source=yandex&utm_ medium=organic&utm_referer=yandex.ru% 2Fclck% 2Fjsredir & utm_startpage = kontur.ru% 2Farticles% 2F5833 & utm_orderpage = kontur.ru% 2Farticles% 2F5833. (in Russian).

20. Siluanov warned about liability for self-employed firms hiring. https://www.rbc.ru/economics/23/10/2019/5db0241 c 9a794731d3ed8864. (in Russian).

21. Special tax regime for self-employed citizens: Tax on professional income. http://www.nalog.ru. (in Russian).

22. Statistics on the applications submitted by individuals to the tax authorities about the implementation of activities to provide services to individuals for personal, home and (or) other similar needs. http://www.nalog.ru. (in Russian).

23. Federal Law N 428-ФЗ dated 15.12.2019. http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_340170/. (in Russian).

24. Federal Law N 422-ФЗ dated 27.11.2018. http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/. (in Russian).

25. The Federal Tax Service of Russia has started paying subsidies and tax bonuses to self-employed. http://www.nalog.ru. (in Russian).

26. Experts estimated the number of self-employed Russians. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d66f3ac9a794780e015e739. (in Russian).

Поступила в редакцию 26.02.2021 Принята к опубликованию 12.03.2021

Received 26.02.2021 Accepted 12.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.