Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МИКРОБИЗНЕСА / НАЛОГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕДОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Н. Г., Типалина М. В.

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы налогообложения самозанятых граждан в Российской Федерации. Целью данного исследования являются анализ действующей практики налогообложения самозанятых граждан, выявление актуальных проблем, возникающих при реализации эксперимента по применению налога на профессиональный доход (далее - НПД), и поиск подходов к их решению. Проведен анализ статистических данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации о количестве зарегистрированных плательщиков НПД, их распределении по регионам, налоговым поступлениям в соответствующие бюджеты, достоинствах и недостатках НПД, правовом закреплении статуса самозанятых граждан. Формулируются предложения, способствующие повышению эффективности налогового режима. Необходимо дальнейшее развитие экспериментального режима налогообложения самозанятых граждан. Полученные результаты могут быть использованы при выработке решений по совершенствованию НПД по окончании экспериментального периода и разработке законопроектов по модернизации положений налоговой политики государства, касающихся самозанятых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS OF TAX ON PROFESSIONAL INCOME APPLICATION

The article discusses debatable issues of taxation of self-employed citizens in the Russian Federation. The purpose of the study is to analyze the current practice of taxation of self-employed citizens, identify urgent problems that arise during implementation of the experiment on professional income tax application, and search for approaches to their solution. The statistical data of the Federal Tax Service of the Russian Federation on the number of registered tax payers and their distribution by region have been analyzed as well as of tax revenues to the respective budget, advantages and disadvantages of similar system, and legal consolidation of the status of self-employed citizens. Ideas on how to improve efficiency of the tax regime have been generated. The study concludes that the experimental taxation regime for self-employed citizens has to be developed further. The results obtained can be used in the development of decisions to improve tax on professional income at the end of the experimental period and in development of draft laws to improve provisions of the state tax policy relating to self-employed citizens.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД»

УДК 336.221.4

JEL E62

DOI 10.26425/1816-4277-2023-6-162-170

Современные проблемы и перспективы применения налога на профессиональный доход

Морозова Надежда Григорьевна

Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0003-3599-4618, e-mail: mng14@mail.ru

Типалина Мария Валерьевна

Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0002-9984-1891, e-mail: mv_tipalina@guu.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы налогообложения самозанятых граждан в Российской Федерации. Целью данного исследования являются анализ действующей практики налогообложения самозанятых граждан, выявление актуальных проблем, возникающих при реализации эксперимента по применению налога на профессиональный доход (далее — НПД), и поиск подходов к их решению. Проведен анализ статистических данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации о количестве зарегистрированных плательщиков НПД, их распределении по регионам, налоговым поступлениям в соответствующие бюджеты, достоинствах и недостатках НПД, правовом закреплении статуса самозанятых граждан. Формулируются предложения, способствующие повышению эффективности налогового режима. Необходимо дальнейшее развитие экспериментального режима налогообложения самозанятых граждан. Полученные результаты могут быть использованы при выработке решений по совершенствованию НПД по окончании экспериментального периода и разработке законопроектов по модернизации положений налоговой политики государства, касающихся самозанятых граждан.

Ключевые слова

Налог на профессиональный доход, самозанятые граждане, налоговая система, налоговое администрирование, цифровизация налогообложения, цифровая трансформация микробизнеса, налоговое сопровождение, реализация передовых управленческих концепций

Для цитирования: Морозова Н.Г., Типалина М.В. Современные проблемы и перспективы применения налога на профессиональный доход//Вестник университета. 2023. № 6. С. 162—170.

© Морозова Н.Г., Типалина М.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Modern problems and prospects of tax on professional income application

Nadezhda G. Morozova

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Accounting, Audit and Taxation Department ORCID: 0000-0003-3599-4618, e-mail: mng14@mail.ru

Mariya V. Tipalina

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Accounting, Audit and Taxation Department ORCID: 0000-0002-9984-1891, e-mail: mv_tipalina@guu.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

The article discusses debatable issues of taxation of self-employed citizens in the Russian Federation. The purpose of the study is to analyze the current practice of taxation of self-employed citizens, identify urgent problems that arise during implementation of the experiment on professional income tax application, and search for approaches to their solution. The statistical data of the Federal Tax Service of the Russian Federation on the number of registered tax payers and their distribution by region have been analyzed as well as of tax revenues to the respective budget, advantages and disadvantages of similar system, and legal consolidation of the status of self-employed citizens. Ideas on how to improve efficiency of the tax regime have been generated. The study concludes that the experimental taxation regime for self-employed citizens has to be developed further. The results obtained can be used in the development of decisions to improve tax on professional income at the end of the experimental period and in development of draft laws to improve provisions of the state tax policy relating to self-employed citizens.

Keywords

Professional income tax, self-employed citizens, tax system, tax administration, digitalization of taxation, digital transformation of micro-business, tax support, implementation of advanced management concept

For citation: Morozova N.G., Tipalina M.V. (2023) Modern problems and prospects of tax on professional income application. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 162—170.

© Morozova N.G., Tipalina M.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС РФ) постоянно совершенствует процесс налогового администрирования, обеспечивает процесс интеграции различных источников информации о налогоплательщиках в единую информационную систему с последующим анализом данных на основе современных информационных технологий.

Цифровые технологии способствовали развитию возможностей учета самозанятых граждан, а в дальнейшем их налогообложению. В условиях цифровизации финансовые потоки бизнеса и граждан характеризуются большей прозрачностью и позволяют налоговым органам предварительно оценивать уровень доходов потенциальных или реальных налогоплательщиков с помощью электронной обработки.

Несмотря на успешный опыт налогообложения самозанятых граждан, сохраняются проблемы, требующие научного и практического обоснования:

— отсутствует законодательное закрепление термина «самозанятые граждане»;

— применение специального налогового режима (далее — спецрежим) «Налог на профессиональный доход» (далее — НПД) не предполагает обязанности по уплате страховых взносов (далее — СВ), их уплата предусматривается на добровольной основе, но не предоставляется возможность уменьшения налога на данные суммы;

— не предусмотрен необлагаемый минимальный доход.

В связи с этим в данном исследовании поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть официальные толкования понятия «самозанятые граждане»;

2) провести анализ статистических данных ФНС РФ о количестве зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход, их распределении по регионам, налоговым поступлениям в соответствующие бюджеты;

3) проанализировать проблемы налогообложения самозанятых граждан в условиях цифровизации налогового администрирования;

4) предложить направления трансформации системы налогообложения самозанятых граждан, способствующие повышению ее эффективности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

Явление самозанятости граждан и цифровизации налогообложения в РФ стало активно обсуждаться на федеральном уровне в последние годы в связи с приобретением большей массовости.

Точное количество самозанятых не всегда представляется возможным оценить, в зависимости от источника оценки показатели могут варьироваться, поскольку данная категория граждан может вести бизнес нелегально (без официальной регистрации) и не уплачивать налоги с получаемых доходов [1, 2].

В настоящее время физические лица, не являясь наемными работниками, могут легально получать доход в следующих статусах:

1) индивидуального предпринимателя (далее — ИП) после соответствующей регистрации в инспекции ФНС;

2) физического лица, декларирующего годовой доход по форме 3-НДФЛ и уплачивающего на ее основании налог;

3) физического лица, оказывающего услуги другим физическим лицам для личных и домашних нужд, например, услуги репетитора, сиделки, помощника по хозяйству и т.д. (при этом физическое лицо не имеет статуса ИП и наемных работников);

4) налогоплательщика НПД после регистрации на сайте ФНС, в банке или мобильном приложении «Мой налог».

Актуален вопрос о необходимости установления правового статуса самозанятых граждан, поскольку данное понятие не получило официального определения ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве, несмотря на активное использование термина.

Подходы к определению содержатся в межгосударственном стандарте, посвященном вопросам безопасности труда, где самозанятое лицо определяется как человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства [3].

В рамках выполнения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмотрен учет количества самозанятых, в связи с чем ФНС РФ был опубликован приказ с методикой расчета данного показателя. Как следствие самозанятые граждане — физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели — перешли на спецрежим «Налог на профессиональный доход» [4].

Фонд пенсионного и социального страхования РФ (до 01.01.2023 г. — Пенсионный фонд РФ) на своем официальном сайте выделяет самозанятых в отдельную категорию и определяет их в качестве индивидуальных предпринимателей, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся ИП, а также лиц, уплачивающих НПД [5].

Особое внимание уделено плательщикам НПД, которым напоминают, что свои пенсионные права они могут реализовать только в случае вступления в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию после уплаты страховых взносов.

Таким образом, термин «самозанятый гражданин» в российском законодательстве размыт и не закреплен официально. Его возникновение, вероятно, связано с заимствованного из английского языка понятия self-employed, которое можно перевести как работающий не по найму или в современной трактовке самозанятый.

ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ И МИРЕ

Странами Европы, Соединенными Штатами Америки (далее — США), Канадой накоплен интересный опыт налогообложения самозанятого населения.

В Европе программы по стимулированию самозанятости граждан возникли в период 1970-1980-х гг., основная задача которых состояла в поддержке населения, планирующего осуществлять самостоятельно предпринимательскую деятельность без наемных работников, т.е. в помощи безработным в создании своего дела, а не легализации деятельности.

В США в 1980-е гг. с применением опыта и данных европейских стран были разработаны социальные программы по обеспечению занятости населения, в том числе безработных, желающих создать свой бизнес. В США отмечается постоянный рост доли самозанятых граждан, уплачивающих self-employment tax (налог на самозанятость) в размере 15,3% дохода, из которых 12,4% зачисляются в систему социального страхования, 2,9% — в систему медицинского страхования. К самозанятости в упомянутом государстве относится также домашний бизнес, управляемый из домовладения и дающий право привлечения до 25 работников [6, 7]. Следует отметить, что в США и Великобритании самозанятые граждане являются плательщиками взносов по обязательному социальному страхованию.

Проблема учета и оценки количества самозанятых в различных странах связана с разными критериями отнесения физических лиц к данной категории и особенностями национального законодательства.

По оценкам экспертов, на ноябрь 2019 г. самозанятые составляли в целом по миру 33,7% от общего числа занятых. Их доля варьируется по разным странам в зависимости от уровня их экономического развития. Например, в США самозанятость составила 3,8%, в Германии — 5,3%, во Франции — 7,2%, в Испании — 10,6%. Значительно больше их в Иране — 36,2%, а также в Индии— 62,2% [8].

Действующая практика государственного регулирования деятельности самозанятых в зарубежных странах сложилась в рамках трех направлений:

1) политика невмешательства — не применяются специальные инструменты регулирования деятельности самозанятых, правовые нормы не содержат никаких особенностей (Чехия, Бразилия, Индия, Кения, Бангладеш);

2) общие правила налогообложения и неналоговое регулирование — отсутствуют особые условия налогообложения для данных налогоплательщиков, но самозанятым оказываются иные виды помощи финансового, инфраструктурного и иного характера (Австралия, Франция, Китай, Польша, Южная Корея, Япония, Германия);

3) специальное налогообложение — в законодательстве прописаны особенности регистрации самозанятых, особых порядок налогообложения их доходов (США, Великобритания, Латвия) [9].

В РФ функционировать в режиме самозанятости могут все граждане независимо от региона проживания, а также иностранные граждане из стран Евразийского экономического союза, то есть граждане

Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, а также физические лица — в том числе ИП — Украины, ДНР и ЛНР, в качестве плательщиков НПД.

Попытки провести подсчет самозанятых в РФ, легализовать их доходы предпринимались и до введения спецрежима [10].

Физические лица, не зарегистрированные как ИП, не имеющие наемных работников и оказывающие услуги по ведению домашнего хозяйства и уходу за больными, услуги репетитора и иные услуги для личных нужд физических лиц, могли освобождаться от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по полученным доходам за период 2017—2019 гг., но обязательно должны были уведомить инспекцию ФНС.

Данные мероприятия не увенчались успехом, поскольку количество граждан, уведомивших ФНС, всего по стране по состоянию на 01.01.2018 г. составило 939 человек; на 01.01.2019 г. — 3 062; на 01.01.2020 г. — 4 676; на 01.01.2021 г. — 3 911; на 01.01.2022 г. — 3 932. Более 80% из них занимались репетиторством или ведением домашнего хозяйства [11].

Следующим шагом стал эксперимент по введению нового специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», стартовавший 01.01.2019 г. в четырех субъектах РФ. С 01.01.2020 г. он был введен в еще девятнадцати субъектах РФ соответствующим законом, а с 01.07.2020 г. — на территории всех остальных субъектов. Действие эксперимента предусматривает запрет на увеличение ставок и уменьшение размера предельного дохода до 31.12.2028 г.

Поступления от НПД зачисляются в бюджеты соответствующих субъектов в размере 63%, а 37% составляют отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее — ФФОМС).

НПД представляет собой налог для самозанятых граждан, однако в соответствующем федеральном законе термин «самозанятый» не используется, а применяется понятие «налогоплательщики налога на профессиональный доход», под которым понимаются физические лица, в том числе ИП, перешедшие на спецрежим [12].

Применение НПД предоставляет гражданам возможность законно заниматься собственным делом (без регистрации в качестве ИП), упрощенно регистрироваться в качестве самозанятых и уплачивать налоги, избегая штрафов за нелегальную предпринимательскую деятельность, развивать бизнес, официально подтверждая доходы и имея возможность пользоваться банковскими кредитами.

Для применения нового спецрежима разработано мобильное приложение ФНС России «Мой налог». Приложение представляет собой простой и удобный сервис для самозанятых, позволяющий регистрироваться, формировать чеки и уплачивать налог без личного обращения в инспекцию ФНС и сдачи отчетности, т.е. выступает инструментом бесконтактного транзакционного налогообложения.

К плательщикам НПД относятся физические лица, не имеющие наемных работников, регулярно получающие доход от оказания услуг либо от использования личного имущества в размере до 2,4 млн руб. в год, но не трудоустроенные официально и не зарегистрированные в качестве ИП, соответственно, не уплачивающие налоги с указанных доходов. Например, лица, оказывающие в частном порядке бытовые услуги, переводчики, репетиторы, няни, домработницы, дизайнеры, портные, фотографы, парикмахеры, личные спортивные тренеры, блогеры, частные водители, лица, сдающие недвижимость в аренду и т.п.

Также в законодательстве содержатся ограничения на применение НПД по совершаемым операциям и выделены доходы, которые не признаются объектом налогообложения. Например, не имеют право применять спецрежим лица, занимающиеся перепродажей товаров, ведущие деятельность в интересах другого лица по договорам комиссии и т.д. Объектом налогообложения не признаются доходы от оказания услуг по гражданско-правовым договорам бывшим работодателям, если они были таковыми менее двух лет назад.

Новый налоговый режим является добровольным и предусматривает налоговые ставки в размерах 4% при поступлении оплаты от физических лиц и 6% — от юридических лиц и ИП.

Для снижения нагрузки на плательщиков НПД предусмотрен налоговый вычет в размере 10 000 руб., рассчитываемый нарастающим итогом. Благодаря его применению уменьшается сумма налога к уплате, рассчитанная по алгоритму, предусмотренному законодательством.

Ставки НПД (наиболее актуальная для самозанятых — 4%) ниже ставок по альтернативному НДФЛ (13%) и упрощенной системе налогообложения (6%), т.е. применение НПД позволяет уплачивать налоги в меньших размерах.

По состоянию на 30.11.2022 г. в Российской Федерации зарегистрировано 6 320 223 человек, уплачивающих НПД, из которых 95% — физические лица, 5% — ИП.

Максимальное число плательщиков (35%) приходится на Центральный федеральный округ (далее — ФО) — 1 205 084 человек в Москве, на втором месте — Московская область с 466 307 человек. Затем распределение следующее:

- 16% в Приволжский ФО с максимальным количеством плательщиков в Республике Татарстан (227 663 человек);

- 11% в Северо-Западный ФО с максимальным количеством плательщиков в Санкт-Петербурге (417 021 человек);

- 11% в Южный ФО с максимальным количеством плательщиков в Краснодарском крае (280 853 человек);

- 9% в Сибирский ФО с максимальным количеством плательщиков в Новосибирской области (131 322 человек);

- 8% в Северо-Кавказский ФО с максимальным количеством плательщиков в Республике Дагестан — 197 660 человек;

- 7% в Уральский ФО с максимальным количеством плательщиков в Свердловской области (174 776 человек);

- 3% в Дальневосточный ФО с максимальным количеством плательщиков в Приморском крае (55 242 человек).

По состоянию на 31.12.2021 г. в РФ было зарегистрировано 3 862 114 плательщиков НПД; на 31.12.2020 г. - 1 603 638 человек.

За 2021 г. поступления НПД в России составили 21 322 388 тыс. руб., из которых 7 889 286 тыс. руб. поступили в бюджет ФФОМС. Поступления от НПД по отношению ко всем налоговым доходам составили 0,08%.

За 2020 г. поступления НПД в России составили 3 308 899 тыс. руб., из которых 1 224 297 тыс. руб. поступили в бюджет ФФОМС. Поступления от НПД по отношению ко всем налоговым доходам составили 0,02% [13].

Таким образом, НПД действительно не позволяет существенно пополнять налоговые доходы бюджетов. Его основное предназначение состоит в выводе из тени самозанятых граждан, легализации их доходов, обеспечении исполнения конституционных обязанностей граждан и соблюдении принципа справедливости налогообложения, т.е. обязанности всех субъектов платить налоги, исходя из реальной платежеспособности.

Плательщики НПД не являются плательщиками страховых взносов, соответственно, с их стороны не подразумеваются отчисления на обязательное пенсионное страхование, трудовой стаж и пенсионные накопления (баллы) также не формируются по данным видам деятельности.

Пенсионные права данных лиц возникают в случае вступления в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплаты страховых взносов.

Минимальный размер определяется как произведение 22% и МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются СВ, увеличенное в 12 раз. Максимальный размер при этом не может превышать произведение 22% и восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются СВ, и увеличенного в 12 раз [14].

По многочисленным запросам налогоплательщиков расширен функционал приложения «Мой налог», предоставляющий теперь возможности уплаты добровольных страховых взносов единовременным платежом или произвольной суммой и доступ к информации о состоянии лицевого счета.

Кроме того, Министерством труда и социальной защиты РФ (далее - Минтруд РФ) разработана модель добровольного социального страхования для самозанятых. В декабре 2022 года проходило общественное обсуждение соответствующего законопроекта, предполагающего добровольную уплату взносов на социальное страхование через приложение «Мой налог». При этом предполагается возможность уплачивать взносы равными платежами в течение года с использованием автоплатежа, для того чтобы иметь право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Также действенной мерой представляется введение необлагаемого минимума доходов, соответствующего величине прожиточного минимума, что способствовало бы реализации конституционного принципа равенства, а также регулирующей и социальной функции налогов. Целесообразно индексировать необлагаемый минимум ежегодно в соответствии с текущим уровнем инфляции.

Учитывая цели увеличения доли налогоплательщиков, уплачивающих налоги с доходов и вступающих в отношения добровольного страхования, а также небольшие суммы доходов самозанятых граждан, вопросы о размере добровольных платежей и порядке их уплаты, наличии/отсутствии вычета вызывают дискуссию.

Все эти механизмы должны вписываться в реализуемую цифровизацию налогового администрирования, не вызывать сложности в толковании законодательства и дополнительные трудности для плательщиков, помимо увеличения налогового бремени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве преимуществ НПД как режима для не высокодоходных видов деятельности отмечаются:

1) простота регистрации и наличие цифровых технологий, позволяющих добросовестным налогоплательщикам взаимодействовать с налоговыми органами без посещений инспекции ФНС;

2) освобождение физических лиц от обязанностей по уплате НДФЛ с доходов, облагаемых НПД, и страховых взносов (можно перечислить добровольно);

3) отсутствие необходимости предоставления налоговых деклараций и прочей отчетности;

4) наличие однократного налогового вычета в размере 10 000 руб.;

5) стабильность налоговых ставок на период до 2029 года.

Как видно из проанализированных данных, число самозанятых показывает положительную динамику, однако, несмотря на очевидные выгоды спецрежима, сохраняется существенная доля не зарегистрированных официально и не уплачивающих НПД лиц. В качестве недостатков НПД следует отметить:

1) нерешенность вопросов с социальными СВ;

2) неопределенность правового статуса самозанятых граждан;

3) отсутствие необлагаемого минимального дохода;

4) невозможность уменьшения сумм налога при добровольной уплате СВ;

5) наличие цифрового барьера для граждан, не использующих цифровые технологии (компьютеры, смартфоны, мобильные приложения и т.д.).

Регистрироваться в качестве самозанятых, переходить на уплату НПД физические лица и ИП готовы в случае, если будет очевидность не только экономической выгоды по налоговым ставкам, но и гарантий социальной защищенности.

Есть несколько вариантов решения вышеприведенных вопросов.

1. С целью упрощения налогового администрирования НПД и недопущения роста налоговой нагрузки на самозанятых граждан возможно перераспределение сумм поступлений НПД. Поскольку задача увеличения доходности бюджетов не ставилась ФНС РФ изначально и очевидна несущественность поступающих сумм от НПД, представляется целесообразным поступления от НПД распределять не только в бюджеты соответствующих субъектов и ФФОМС, но и в Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Распределение позволило бы гражданам производить пенсионные накопления и формировать трудовой стаж. В противном случае граждане не видят целесообразности добровольной легализации получаемых доходов, особенно в условиях отсутствия возможности официального трудоустройства.

2. Установление пониженных тарифов СВ для самозанятых.

3. Для поддержки самозанятых, уплачивающих СВ добровольно, может применяться вычет в размере минимального размера уплачиваемых СВ. Можно сохранить действующий порядок применения вычета, не производя существенных обновлений приложения. В рамках действующего механизма налог уменьшается на вычет не более 10 000 руб. нарастающим итогом. Сумма вычета зависит от ставки налога: при ставке 4% сумма состоит 1% от дохода, при ставке 6% — 2% от дохода.

Таким образом, помимо действующего вычета появится еще один в пределах уплачиваемых добровольно СВ в минимальном размере.

По аналогии с УСН (объект «доходы») и патентной системой налогообложения можно предусмотреть вычет, позволяющий снизить сумму НПД к уплате (уменьшение суммы налога на сумму уплаченных расходов не более чем на 50%).

Минусом данного варианта будет являться тот факт, что потребуется обновление функционала приложения «Мой налог».

В случае принятия модели Минтруда РФ в части добровольного социального страхования следует синхронизировать порядок и сроки уплаты добровольных взносов.

Выбор варианта может осуществляться после дополнительного анализа количества самозанятых, уплачивающих добровольно СВ, принятия/непринятия модели Минтруда РФ и временных затрат на внесение изменений в приложение «Мой налог».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ожидается, что по итогам эксперимента по введению НПД правовой статус самозанятых граждан закрепится в гражданском или налоговом законодательстве, что позволит избежать разночтений в подходах к определению данного понятия.

Для обеспечения эффективности процесса вывода из тени самозанятых граждан необходимо фокусировать работу налоговых органов на предоставлении льгот и выгодных условий с целью повышения их заинтересованности.

Дальнейшее развитие НПД следует направить на решение вопросов с социальными СВ, определением правового статуса самозанятых граждан, установлением необлагаемого минимального дохода, уменьшением сумм НПД при добровольной уплате СВ, снижением цифровых барьеров для граждан и обеспечением доступа к цифровым технологиям.

Рекомендации, выработанные по итогам проведенного исследования, могут быть предложены налоговым органам и органам государственного управления для внедрения полученных результатов в практику налогообложения и налогового администрирования самозанятых граждан с учетом налогового поведения населения и преимуществ цифровизации экономики.

Библиографический список

1. Рогуленко Т.М., Карп М.В., Агеева О.А. [и др.]. Разработка стратегииразвитияучета, аудита, налогообложения и финансовой отчетности в условиях глобализации экономики: монография. Москва: Русайнс; 2022. 252 с.

2. Зуева Е.Н., Морозова Н.Г. Тренды налогового администрирования и контроля. Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов, представленных на 7-й национальной научно-практической конференции в Российском государственном университете нефти и газа (Национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 17 марта 2022 г. М.: Русайнс; 2022. С. 177-180.

3. Росстандарт. ГОСТ 12.0.004-2015. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.. М.: Стандартинформ; 2016.

4. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Приказ ФНС России от 02.07.2021 № ЕД-7-20/620@ «Обутверждении Методики расчета показателя «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"» федерального проекта "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами"». http://wwwconsultant.rn/cons/cgi/onlme. cgi?req=card&md=sPWiBg#div (дата обращения: 08.04.2023).

5. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Самозанятым. https://sfr.gov.ru/branches/ tyumen/info/~2022/09/02/7670 (дата обращения: 08.04.2023).

6. Грабова О.Н., Суглобов А.Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления. Экономика. Налоги. Право. Экономика иуправление. 2017;6:108-116.

7. Чебанова Е.А. Налог на самозанятость в Америке и России. Сравнительно-правовой анализ. Закон и право. 2020;5:55-57.

8. Зыбуновская Н.В., Покида А.Н. Регулирование деятельности самозанятых граждан. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020;1:60-85.

9. Пьянова М.В. Зарубежный опыт налогового регулирования самозанятости. Налоги и налогообложение. 2022;2:47-71. DOI https://doi.org/10.7256/2454-065X.2022.2.37727

10. Типалина М.В. Первые итоги эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Материалы 3-ой международной научно-практической конференции в Государственном ^университете управления «Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа, контроля и налогообложения в условиях цифровизации экономики», Москва, 16-17 апреля 2019 г. М: ГУУ; 2019. С. 365-368.

11. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Статистика и аналитика. https://www.nalog.gov.ru/rn77/ related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed// (дата обращения: 08.04.2023).

12. Российская Федерация. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима 'Налог на профессиональный доход"» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (последняяредакция). http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=card&md=sPWiBg#div (дата обращения: 08.04.2023).

13. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». https://rmsp.nalog.ru/statistics2. html?t=1672929371059 (дата обращения: 08.04.2023).

14. Российская Федерация. Федеральный закон «Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция). http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=card&md=sPWiBg#div (дата обращения: 08.04.2023).

References

1. Rogulenko T.M., Karp M.V, Ageeva O.A. [et al.] Development of a strategy for the development of accounting, audit, taxation, and financial reporting in globalized economy: monograph. Moscow: RuScience; 2022. 252 p. (In Russian).

2. Zueva E.N., Morozova N.G. Trends in tax administration and control. Interuniversity collection of scientificpapers and results of joint research projects presented at the 7th National Scientific and Practical Conference at the Gubkin Russian State University of Oil and Gas (NationalResearch University), 17March 2022. Moscow: RuScience; 2022. Pp. 177—180. (In Russian).

3. Ros standart. GOST 12.0.004-2015. The system of occupational safety standards. Organization of occupational safety training. General provisions. Moscow: Standartinform; 2016. (In Russian).

4. Federal Tax Service of the Russian Federation. Order of the Federal Tax Service of Russia dated2 July 2021 No. ED-7-20/620@ "On approval of the methodology for calculating the "Number of self-employed citizens who have fixed their status and appliedfor the special tax regime Professional Income Tax special tax regime " indicator of the Creatingfavorable conditionsfor self-employed citizens to carry out activities federal project". http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&rnd=sPWiBg#div (accessed 08.04.2023). (In Russian).

5. Pension and Social Insurance Fund of the Russian Federation. For self-employed. https://sfr.gov.ru/branches/tyumen/in-fo/~2022/09/02/7670 (accessed 08.04.2023).

6. Grabova O.N., Suglobov A.E. The problems of "de-shadowing" of self-employed people in Russia: Risks and coping mechanisms. Economy. Taxes. Law. Economics and management. 2017;6:108-116. (In Russian).

7. Chebanova E.A. Tax on self-employment in America and Russia. Comparative legal analysis. Law and Legislation. 2020;5:55-57. (In Russian).

8. Zybunovskaya N.V, Pokida A.N.Regulation of self-employed citizens' activity. Public administration issues. 2020;1:60-85. (In Russian).

9. Pianova M.V Foreign experience of tax regulation of self-employment. Taxes and taxation. 2022;2:47-71. DOI https://doi. org/10.7256/2454-065X.2022.2.37727 (In Russian).

10. Tipalina M.V. The first results of the experiment on the establishment of the Professional Income Tax special tax regime. Materials of the «Actual problems of accounting, analysis, control and taxation in the conditions of digitalization of the economy» 3rd International Scientific and Practical Conference at the State University of Management Moscow, 16—17 April 2019. Moscow: State University of Management Publ. House; 2019. Pp. 365-368. (In Russian).

11. The Federal Tax Service of the Russian Federation. Statistics and analytics. https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/selfemployed// (accessed 08.04.2023).

12. Russian Federation. Federal Law dated 27 November 2018 No. 422-FZ "On conducting an experiment to establish the Professional Income Tax special tax regime" (latest version). http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&rnd=sPWiBg#div (accessed 08.04.2023). (In Russian).

13. Federal Tax Service of Russia. Statistics for the "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative"national project. https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html?t=1672929371059 (accessed 08.04.2023). (In Russian).

14. Russian Federation. Federal Law dated 15 December 2001 No. 167-FZ "On Compulsory Pension Insurance in the Russian Federation" (latest version). http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=card&rnd=sPWiBg#div (accessed 08.04.2023). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.