В.Н Фадина - студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected],
V.N. Fadina - student, Financial University under the Government of the Russian Federation;
М.В Филь - студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected],
M.V. Fil - student, Financial University under the Government of the Russian Federation;
Научный руководитель: И.В. Мамонова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы», Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected],
Scientific adviser: I.V. Mamonova - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ: ОЦЕНКА РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА SPECIAL TAX REGIMES FOR THE SELF-EMPLOYED: ASSESSMENT OF RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE
Аннотация. В статье обусловлена необходимость повышения эффективности налоговой системы и возможности роста уровня доходов бюджетов посредством налогообложения самозанятых граждан, представлен обзор нормативно-правовой базы налогообложения деятельности самозанятых в России, отражена статистика уже зарегистрировавшихся физических лиц по видам деятельности. Проведен сравнительный анализ отечественной и зарубежной практики применения специальных налоговых режимов для самозанятых. Рассмотрены условия налогообложения самозанятых лиц в Армении, Азербайджане, Грузии, Великобритании, Северной Ирландии, Дана оценка результативности применения и распространения в России специального налогового режима для самозанятых, представлены как преимущества, так и недостатки налога на профессиональный доход, правила его расчета, порядок взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами при регистрации и получении доходов, выявлены проблемные вопросы применения данного режима и предложены направления их решения.
Abstract. The article explains the need to improve the efficiency of the tax system and the possibility of increasing the level of budget revenues through taxation of self-employed citizens, provides an overview of the regulatory framework for taxation of self-employed people in Russia, and reflects statistics of individuals who have already registered by type of activity. A comparative analysis of domestic and foreign practice of applying special tax regimes for the self-employed is carried out. The conditions of taxation of self-employed persons in Armenia, Azerbaijan, Georgia, great Britain, Northern Ireland, evaluated the effectiveness of the application and the proliferation of special tax regime for self-employed, presents both advantages and disadvantages of a tax on professional income, its calculation rules, the order of interaction of taxpayer with the tax authorities in the registration and the receipt of income, revealed the problems of implementing the regime and proposed directions for their solution.
Ключевые слова: специальный налоговый режим, самозанятость
Keywords: special tax regime, self-employment
Развитие и функциональность налоговой системы должны быть направлены на развитие бизнеса, социальную сферу и на каждого члена общества. Последние годы в социальной и экономической сферах страны произошли существенные изменения: система налогообложения стала эффективнее, собираемость налогов повысилась, расширился налоговый инструментарий [11]. Но остается серьезная проблема нормативно-правовой базы, высока налоговая и бюрократическая нагрузка на граждан [19].
Налоговая система является одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономическое развитие территорий (страны, региона, муниципального образования) [5, 7] и социально-экономический рост в стране [14]. Неэффективность налоговой системы может стать дестабилизирующим фактором для развития экономики и привести к росту теневого сектора, что является прямой угрозой стабильному экономическому функционированию страны [12]. Уклонение от уплаты налогов значительно снижает доходную часть государственного бюджета, не позволяет государству полностью финансировать социальные, инвестиционные, оборонные и правоохранительные программы и, в конечном итоге, создает угрозу социальной стабильности в обществе [3, 6].
Решение проблемы самозанятых в мире путем внедрения практики специального налогообложения демонстрирует положительные результаты: дополнительный доход в государственный бюджет [8], стимулирование предпринимательской деятельности [16] и сокращение теневого сектора в экономике [10].
Самозанятость — форма получения вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков, в отличие от наёмной работы [15]. Понятие «самозанятость» появилось в российском законодательстве в 2017 году. С 1 июля 2017 года няни, сиделки, репетиторы, переводчики, уборщики, гиды и некоторые другие лица могут зарегистрироваться в качестве самозанятых. В законе нет списка доступных сфер деятельности для специального режима налогообложения, но есть ряд ограничений. «Налог на профессиональный доход» не может применяться, если в сферу деятельности входит: реализация подакцизных товаров; перепродажа товаров; добыча полезных ископаемых [4].
Налог на профессиональный доход — это не дополнительный налог, а новый специальный налоговый режим [1]. Переход на него осуществляется добровольно. У тех налогоплательщиков, которые не перейдут на
этот налоговый режим, остается обязанность платить налоги с учетом других систем налогообложения, которые они применяют в обычном порядке. Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые переходят на новый специальный налоговый режим (самозанятые), могут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке — 4 или 6% [1]. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
В Российской Федерации, согласно Федеральному закону 422-ФЗ РФ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима», гражданин обязан сообщить налоговой службе занятости о работе на себя, сделать это можно по месту пребывания или лично, также зарегистрироваться можно через своего представителя, имеющего доверенность [1].
Объектом налогообложения является доход «самозанятого». Персональный доход - это денежная сумма, зарабатываемая человеком, прилагающим только собственными силы - без привлечения рабочей силы. Ставки на доходы «самозанятых» в РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ставки налога на профессиональный доход [17]
Лицо, получающее услугу «самозанятого» Ставка, %
Физическое лицо 4
Юридическое лицо или ИП 6
Таким образом, величина налогового платежа зависит от того, кому была продана услуга или товар. Для больших компаний, ведущих бизнес с участием самозанятых лиц, большим преимуществом является то, что услуги, оказанные «самозанятыми», не облагаются налогом. Таким образом, налоговая база компании снижается [9]. Ограничения, которые действуют при применении исследуемого налогового режима:
- самозанятые не могут нанимать сотрудников;
- самозанятые получают доход не более 2400 тыс. руб. за год, а если доход превышает эту сумму, то самозанятые обязаны оформить ИП.
Спецрежим не предназначен для торговли алкоголем и другими подакцизными товарами, также не предусматривается деятельность адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих [1].
Закон о самозанятых лицах в РФ является следствием процесса глобализации и унификации по всему миру. Ключевые налоговые элементы налогообложения «самозанятых» в Великобритании и Северной Ирландии отображены в таблице 2.
Таблица 2. Налогообложение «самозанятых» в Великобритании и Северной Ирландии [2]
Налоговая база (выручка), фунты стерлингов Ставка, %
5965 > х < 8060 280 ф/ст. в неделю
8060 > х < 42385 9
42385 < х 2
Из таблицы 2 видно, что ставки в данном случае регрессивные: чем выше доход, тем ниже ставка. Отчисления в национальную систему страхования этих стран представлены в табл. 3.
Таблица 3. Взносы в систему страхования в Великобритании и Северной Ирландии [2]
Налоговая база (прибыль), фунты стерлингов Ставка
х<10600 -
10600 > х < 31785 20%
31785> х<150000 40%
150000< х 45%
Взносы выплачиваются путём самостоятельной оценки. В страховой системе же наблюдаются прогрессивные ставки. Другими словами, чем выше доход (прибыль), тем выше ставка. В Грузии, например, все самозанятые обязательно регистрируются. Но пока они находятся в таком статусе, то есть пока они не пользуются наемной рабочей силой, они не платят налоги.
Самозанятые лица исчисляют и уплачивают в таможенные или налоговые органы налог на добавленную стоимость и акцизный налог за ввоз товаров на территорию Республики Армения, а также налог на землю и налог на имущество, подлежащие уплате в муниципальный бюджет, в порядке и сроки, установленные законом. Налоговой льготой могут воспользоваться те самозанятые лица, чья выручка по линии всех видов деятельности (за исключением тех работ, где они являлись наемными работниками) за предыдущий год не превысила 9 млн дра-мов, а также те, кто в своей деятельности не использует труд не являющихся частными предпринимателями иных физических лиц. Налоговые льготы получают самозанятые лица, которые производят и ремонтируют обувь, кожгалантерею, одежду, головные уборы, ковры, деревянные изделия, мебель, недорогие украшения, осуществляют ремонт и программное обеспечение компьютерной техники, телевизоров, стиральных машин, кондиционеров и другой бытовой техники, ремонт велосипедов, инвалидных колясок, других предметов личного пользования, хозяйственной или декоративной керамики, часов, музыкальных инструментов.
Освобождаются от налога те, кто организует обучение узкоспециальным предметам, языкам, занимается репетиторством, обучает танцам, пению, исполнительскому искусству, творческой деятельности, спорту, оказывает услуги тамады, а также услуги в частных домашних хозяйствах, работает в кузнице, предоставляет гостиничные услуги, сдавая гостевые дома.
Сегодня граждане Азербайджана, которые зарабатывают свыше 170 манатов в месяц, должны выплачивать налоги в государственную казну. По официальной информации, на сегодняшний день в республике средняя заработная плата составляет около 525 манатов. Зарплата до 2500 манатов облагается налогом в 14%, при превышении 2500 манатов подоходный налог исчисляется в размере 25%. Для граждан, которые зарабатывают несколько сотен манатов в месяц 14% — это достаточно много. Ставка по упрощенному налогу для лиц, представляющие товары или услуги в Баку - 4 %, в других районах — 2 %. Лица, осуществляющие пассажирские перевозки облагаются налогом в 1,8 маната за одно сидячее место. Лица, занимающиеся перевозкой людей на такси платят 9 манатов, за перевозку грузов налог составляет 1 манат за каждую тонну [10].
Таким образом, зарубежный опыт показывает, что многие страны уже давно ввели такой налог и считают его нужным и эффективным для вывода доходов населения «из тени». Составим сравнительную таблицу 4 условий налогообложения самозанятых в РФ и других странах.
Таблица 4. Сравнительный анализ налога на самозанятых [2, 10]
Параметры сравнения РФ Грузия Азербайджан Армения
Уровень налогообложения 4-6% 0% До 4% Налог на самозанятых, НДС, акцизы, налог на землю, налог на имущество
Предельный доход 2 400 тыс. руб. Без ограничений Без ограничений 9 млн. драмов
Наемные рабочие отсутствуют отсутствуют Отсутствуют отсутствуют
Таким образом, самой привлекательной для самозанятых является система налогообложения в Грузии, наименее привлекательной - в Армении. Сравнительный анализ показал, что в РФ принятые условия налога на самозанятость характеризуются средней налоговой нагрузкой среди изученных стран.
Развитие налогообложения самозанятых будем рассматривать в контексте реформирования НДФЛ и перспектив развития налогообложения именно самозанятых. С 01. 01. 2019 года на территории Москвы и Московской области, республики Татарстан и Калужской области в качестве эксперимента был введен «Налог на профессиональный доход». Данный проект будет реализовываться в течение 10 лет, т. е. до 31. 12. 2028 года.
С 1 июля 2020 годы все регионы РФ могут вводить на своей территории налог на профессиональный доход. Например, на территории Краснодарского края он действует именно с этой даны на основании закона от 27.05.2020 № 4292-КЗ «О введении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на территории Краснодарского края».
При уплате налога на профессиональный доход, налогоплательщик получает ряд преимуществ, отраженных на рис. 1.
Во-первых, процедура перехода на данный налоговый режим максимально простая, ее можно осуществить с помощью приложения «Мой налог», которое было специально разработано ФНС для самозанятых. В этом приложении можно полностью управлять всей налоговой отчетностью и решать вопросы, связанные с уплатой данного налога, более того приложение в автоматическом режиме ведет учет всех доходов, исчисляет сумму налога с учетом соответствующей налоговой
ставки и применения налогового вычета, формирует чеки для клиентов и всю информацию отправляет в налоговые органы. В век новых технологий и отсутствия свободного времени для
походов в налоговую инспекцию, приложение «Мой налог» является крайне актуальной и удачной разработкой, которая существенно облегчает налогоплательщикам процедуру решения
всех вопросов, связанных с ФНС.
Во-вторых, для данных субъектов налогообложения установлены специальные льготные налоговые ставки: 4% и 6%. Ставка 4% предусмотрена для доходов, полученных в результате сделок с физическими лицами, в то время, как ставка 6% установлена на доходы от сделок, осуществляемых с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В-третьих, станет возможным легально заниматься бизнесов и не получать штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность, к тому же не надо будет составлять отчеты и декларацию, платить страховые взносы, так как плательщик НПД автоматически становится участником системы обязательного медицинского страхования и имеет право получать бесплатную медицинскую помощь. К тому же, субъекту налогообложения предоставляется налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей, ставка 4% может быть снижена до 3%, а ставка 6%-до 4%.
Рисунок 1. Преимущества самозанятости в РФ
Еще одним преимуществом является то, что данный вид деятельности официально разрешено совмещать с постоянной работой по найму и при расчете налога на профессиональный доход сумма зарплаты по трудовому договору не учитывается, а трудовой стаж, формируемый на постоянном месте работы не прерывается.
Несмотря на такое большое количество преимуществ, существуют и ограничения СНР для самозанятых в РФ: рис. 2.
Так как самозанятые не уплачивают страховые взносы, в том числе и в Пенсионный фонд, то они не могут рассчитывать в дальнейшем на получение пенсии, также не формируется трудовой стаж. Однако налоговые органы предоставляют возможность самозанятым гражданам добровольно платить страховые взносы, тогда период, за который они будут перечислены, зачтется как трудовой стаж, следовательно, станет возможным начисление пенсии
лица, уплачивающие налог на профессиональный доход, не имеют права
использовать другие налоговые режимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД и т.д.) к.
Рисунок 2. Ограничения СНР для самозанятых в РФ
В таблице 5 для наглядного сравнения представлена информация о численности физических лиц на апрель 2019 года.
Таблица 5. Сведения о численности самозанятых физических лиц по состоянию на 01.04.2019 г. [17]
Категории самозанятых Численность физических лиц, состоящих на учете по данному основанию (человек)
Всего в т. ч. иностранные граждане
Самозанятые граждане, представившие в налоговые органы уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу - всего по видам оказываемых услуг: 3 572 420
по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации 543 81
по репетиторству 2 373 91
по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства 646 272
иные виды услуг, установленные законом субъекта РФ 255 2
Таким образом, исходя из данных таблицы 5 видно, что больше всего самозанятых занято в сфере репетиторства (2373 человека), затем следует уборка жилых помещений (646 человек). Иностранные граждане в большей степени заняты в области уборки помещений (272 человека).
Таким образом, практика специальных налоговых режимов для самозанятых соответствует современным трансформационным процессам в социально-экономических системах. Учитывая то, что по оценкам экспертов, значительная доля экономики РФ находится «в тени», введение налога позволит снизить этот процент. Тем не менее, пока не будет создан механизм выявления неплательщиков налогов, налогообложение самозанятых будет работать только на сознательных гражданах, прочая же часть населения продолжит уклоняться от налогов.
Источники:
1. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "налог на профессиональный доход" Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/
2. Бондаренко В.А. Развитие самозанятости в странах Европейского Союза и США // Глобальный информационно -аналитический центр. Режим доступа: http://giac.ru/content/document_r _A4F92072-2395-4116-96E5-EE76169118C74
3. Государственные и муниципальные финансы // Под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова. М.: Экономист, 2006. - 763 с.
4. Жигалова К.С., Игнатова М.М., Левшукова О.А. Перспективы развития налогообложения самозанятых граждан в РФ. // Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2019. - С. 60-65.
5. Игонина Л.Л. Развитие налогового потенциала регионов в детерминантах модернизационных процессов // Налоги и финансовое право. 2012. № 3. С. 197-202.
6. Игонина Л.Л. О подходах к оценке эффективности бюджетно-налоговой политики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3-1. С. 54-58.
7. Игонина Л.Л. Проблемы и перспективы укрепления финансовых основ местного самоуправления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 124-128.
8. Игонина Л.Л. Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики: ретроспективный и целеориентированный подходы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. № 28 (265). С. 2-10.
9. Игонина Л.Л., Мамонова И.В., Сулейманов М.М. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот в системе управления региональными финансами // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 (48). С. 180-192.
10. Каплина М.С., Зиро А.И. Налогообложение самозанятых: опыт применения зарубежными странами и отечественная практика. // Экономика и управление. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-тилетию образования экономического факультета Новочеркасского инженерно-мелиоративного института, 2019. - С. 25-30.
11. Мамонова И.В. Инструментарий налоговой политики в современных условиях // Налоги. 2019. № 5. С. 3-6.
12. Налоговые системы. Методология развития / Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Алексеев И.В., Алиев Б.Х., и др. - М.: Юнити-Дана, 2012 - 464 с.
13. Нечеухина Н.С. Современные подходы к определению понятия налоговой нагрузки // Экономика и право : история, современность, перспективы развития : сб. научн. Теор. - Екатеринбург, 2016. - Вып. 5. - С. 229-233.
14. Постмодерновый мир и Россия / Осипов Ю.М., Гиренок Ф.И., Дугин А.Г., Колганов А.И. и др. - Волгоград: Издательство ВГУ, 2004. - 676 с.
15. Потенциал и перспективы экономического развития России в условиях модернизации / Под редакцией Г.Б. Клей-нера, О.Ю. Мамедова, В.В. Сорокожердьева. М.: Издательство Современная экономика и право, 2012. - 426 с.
16. Российская экономическая модель: содержание и структура / Акинин П.В., Антошкиева Т.М., Белкина Е.Н., Бо-джаева В.В. и др. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. - 519 с.
17. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт. Режим доступа: https://nalog.ru/
18. Фискальный федерализм. Проблемы и перспективы развития / Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Баннова К.А., и др. -М.: Юнити-Дана, 2015 - 415 с.
19. Экономико-правовые проблемы осуществления модернизации России / Под редакцией Р.М. Качалова, В.Н. Овчинникова, В.В. Сорокожередьева. Краснодар: ООО «Граф Колесник», 2013. - 367 с.
References:
1. Federal Law of 27.11.2018 N 422-FZ "On conducting an experiment to establish a special tax regime" tax on professional income "Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/
2. Bondarenko V.A. The development of self-employment in the countries of the European Union and the USA // Global Information and Analytical Center. Access mode: http://giac.ru/content/document_r _A4F92072-2395-4116-96E5-ЕЕ76169118С74
3. State and municipal finance // Edited by S.I. Lushina, V.A. Slepov. M .: Economist, 2006 .-- 763 p.
4. Zhigalova K.S., Ignatova M.M., Levshukova O.A. Prospects for the development of taxation of self-employed citizens in the Russian Federation. // Organizational-economic and innovative-technological problems of modernization of the Russian economy. Collection of articles of the IX International Scientific and Practical Conference. - Penza, 2019 .-- S. 60-65.
5. Igonina L.L. Development of the tax potential of regions in the determinants of modernization processes // Taxes and financial law. 2012. No. 3. S. 197-202.
6. Igonina L.L. On approaches to assessing the effectiveness of fiscal policy // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. No. 3-1. S. 54-58.
7. Igonina L.L. Problems and Prospects for Strengthening the Financial Foundations of Local Self-Government // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. No. 8-1. S. 124-128.
8. Igonina L.L. Evaluating the effectiveness of fiscal policy: retrospective and goal-oriented approaches // National interests: priorities and security. 2014. T. 10.No. 28 (265). S. 2-10.
9. Igonina L.L., Mamonova I.V., Suleimanov M.M. Assessment of the effectiveness of incentive tax incentives in the regional finance management system // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2016. No. 6 (48). S. 180-192.
10. Kaplina M.S., Ziro A.I. Taxation of the Self-Employed: Experience of Application by Foreign Countries and Domestic Practice. // Economics and Management. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 45th anniversary of the formation of the Faculty of Economics of the Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute, 2019. - pp. 25-30.
11. Mamonova I.V. Toolkit of tax policy in modern conditions // Taxes. 2019. No. 5. S. 3-6.
12. Tax systems. Development methodology / Mayburov I.A., Ivanov Y.B., Alekseev I.V., Aliev B.Kh., et al. - M .: Unity-Dana, 2012 - 464 p.
13. N.S. Necheukhina Modern approaches to defining the concept of tax burden // Economics and law: history, modernity, development prospects: collection of articles. scientific. Theor. - Yekaterinburg, 2016. - Issue. 5. - S. 229-233.
14. Postmodern world and Russia / Osipov Yu.M., Girenok F.I., Dugin A.G., Kolganov A.I. and others - Volgograd: Voronezh State University Publishing House, 2004. - 676 p.
15. Potential and Prospects of Russia's Economic Development in the Context of Modernization / Edited by G.B. Kleiner, O.Yu. Mamedova, V.V. Sorokozherdieva. Moscow: Publishing House Modern Economics and Law, 2012. - 426 p.
16. Russian economic model: content and structure / Akinin P.V., Antoshkieva T.M., Belkina E.N., Bodzhaeva V.V. and others -Krasnodar: Education-South, 2012 .-- 519 p.
17. Federal Tax Service. Official site. Access mode: https://nalog.ru/
18. Fiscal federalism. Problems and development prospects / Mayburov I.A., Ivanov Y.B., Bannova K.A., et al. - M .: Unity-Dana, 2015 - 415 p.
19. Economic and legal problems of the modernization of Russia / Edited by R.M. Kachalova, V.N. Ovchinnikova, V.V. So-rokozheredyev. Krasnodar: OOO "Graf Kolesnik", 2013. - 367 p.
О.И. Швырева - профессор кафедры аудита, кандидат экономических наук, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
O.I. Shvyreva - Professor of the Department of Audit, PhD of Economics, Kuban State Aagrarian University;
В.Р. Кругляк - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V.R. Kruglyak - undergraduate, Kuban State Agrarian University.
ВЛИЯНИЕ СПОСОБОВ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЗАПАСОВ НА РЕЛЕВАНТНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ IMPACT OF INVENTORY ACCOUNTING AND VALUATION METHODS ON THE FINANCIAL INFORMATION'S RELEVANCE
Аннотация. Достоверная финансовая информация о запасах имеет основополагающее значение для приемлемости управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, поскольку напрямую влияет на показатели финансового характера (структуру баланса, финансовую устойчивость, полную себестоимость и, как следствие, все показатели прибыли), а также аналитическую ценность расчетных показателей эффективности использования материальных оборотных средств.
В статье выделены технико-организационные факторы обеспечения процесса генерирования финансовой информации о запасах в отчетности. Вместе с тем, доказано, что определяющее значение на величину остатка запасов и себестоимость продаж влияют способы первоначальной и последующей оценки этих оборотных активов. В связи со вступлением в силу нового стандарта учета запасов возникает потребность в актуализации учетной политики именно в отношении их последующей оценки (оценки на отчетную дату), а также способа формирования резерва под обесценение стоимости материальных запасов.
В статье даны рекомендации по реинжинирингу учетной политики в связи с реформированием стандарта учета запасов и необходимостью повышения полезности информации об этих активах в отчетности.
Abstract. Reliable financial information about inventory is fundamental to the acceptability of management decisions, since it directly affects financial indicators (balance sheet structure, financial stability, total cost and, as a result, all profit indicators), as well as the analytical value of calculated indicators of efficiency in the use of working capital.
The article highlights the technical and organizational factors for ensuring the process of generating financial information about inventories in the reporting. At the same time, it is proved that the determining value of the remaining inventory and the cost of sales is influenced by the methods of initial and subsequent evaluation of these current assets. Due to the entry into force of the new inventory accounting standard, there is a need to update the accounting policy specifically with respect to their subsequent valuation (valuation at the reporting date), as well as the method of creating a provision for impairment of inventory.
The article provides recommendations for reengineering accounting policies in connection with the reform of the inventory accounting standard and the need to increase the usefulness of information about these assets in reporting.
Ключевые слова: запасы, обесценение, бухгалтерская отчетность, аналитическая ценность, достоверность.
Keywords: inventory, depreciation, accounting reporting, analytical value, reliability.
Под релевантностью в экономической науке понимается степень соответствия найденных (предоставленных) пользователю данных его информационным потребностям.
Как следует из таблицы 1, генерируемая экономическими субъектами, в частности аграрного сектора, финансовая и нефинансовая информация имеет риски существенного искажения. Базирование на этих данных при принятии решений может приводить к их неадекватности, к неполучению ожидаемого результата [1].