Научная статья на тему 'Правовой статус самозанятых как налогоплательщиков'

Правовой статус самозанятых как налогоплательщиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОЗАНЯТЫЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / BUSINESS LAW / TAXATION / INDIVIDUAL / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / SELFEMPLOYED PERSONS / THE LEGAL STATUS / PROFESSIONAL INCOME / TAX ON PROFESSIONAL INCOME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Апресова Н. Г.

В статье рассмотрен правовой статус самозанятых лиц как налогоплательщиков в связи с изменениями в 2016 г. в Налоговом кодексе РФ и в 2017 г. в Гражданском кодексе РФ. Проведен анализ законодательства, регулирующего налогообложение самозанятых в России. Дана характеристика осуществляемой деятельности самозанятых в сравнении с индивидуальными предпринимателями. Характеризуются основные критерии отнесения лиц, осуществляющих какую-либо деятельность, к самозанятым. Отмечена вторичность налоговых правоотношений, которые являются следствием каких-либо правоотношений и для наступления которых имеет существенное значение определение правового статуса самозанятого как налогоплательщика. Анализируются правовые особенности специального налогового режима, введенного в порядке эксперимента с 1 января 2019 г. в Москве и других регионах для самозанятых в виде налога на профессиональный доход. Дана характеристика налога на профессиональный доход. Рассмотрены основные направления взаимодействия самозанятых с налоговыми органами. Перечислены кредитные организации, с помощью которых реализуется возможность получения услуги по постановке самозанятых на налоговый учет с помощью мобильного приложения. Приведены статистические данные социальных опросов. Предложено направление совершенствования законодательства по рассмотренным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED AS A TAXPAYER

The article examines the legal status of self-employed persons as taxpayers in connection with the changes in the Tax code in 2016 and in the Civil code in 2017. The analysis of the legislation regulating taxation of the self-employed in Russia. The characteristic of the self-employed in comparison with individual entrepreneurs is given. The main criteria for classifying persons engaged in any activity as self-employed are described. The author notes the secondary nature of tax relations that are the result of any legal relations and for the occurrence of which it is essential to determine the legal status of the self-employed as a taxpayer. Analyzes the legal features of the special tax regime, introduced as an experiment from January 1, 2019 in Moscow and other regions for self-employed persons in the form of a tax on professional income. The characteristic of the tax on professional income is given. The basic directions of interaction between the self-employed and tax authorities are considered. The list of credit organizations that provide the opportunity to obtain services for registering the self-employed for tax purposes using a mobile app. Statistical data from social surveys are provided. The authors of the article revealed some contradictions in legal acts and proposed improvements to the legislation on the issues under discussion.

Текст научной работы на тему «Правовой статус самозанятых как налогоплательщиков»

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Нана Гурамовна АПРЕСОВА,

доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент ngapresova@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

правовой статус самозанятых

как налогоплательщиков

Аннотация. В статье рассмотрен правовой статус самозанятых лиц как налогоплательщиков в связи с изменениями в 2016 г. в Налоговом кодексе РФ и в 2017 г. в Гоажданском кодексе РФ. Проведен анализ законодательства, регулирующего налогообложение самозанятых в России. Дана характеристика осуществляемой деятельности самозанятых в сравнении с индивидуальными предпринимателями. Характеризуются основные критерии отнесения лиц, осуществляющих какую-либо деятельность, к самозанятым. Отмечена вторич-ность налоговых правоотношений, которые являются следствием каких-либо правоотношений и для наступления которых имеет существенное значение определение правового статуса самозанятого как налогоплательщика. Анализируются правовые особенности специального налогового режима, введенного в порядке эксперимента с 1 января 2019 г. в Москве и других регионах для самозанятых в виде налога на профессиональный доход. Дана характеристика налога на профессиональный доход. Рассмотрены основные направления взаимодействия самозанятых с налоговыми органами. Перечислены кредитные организации, с помощью которых реализуется возможность получения услуги по постановке самозанятых на налоговый учет с помощью мобильного приложения. Приведены статистические данные социальных опросов. Предложено направление совершенствования законодательства по рассмотренным вопросам. Ключевые слова: предпринимательское право, налогообложение, физические лица, предпринимательская деятельность, самозанятые, правовой статус, профессиональный доход, налог на профессиональный доход.

DOI: 10.17803/2311-5998.2020.71.7.130-137

© Н. Г. Апресова, 2020

N. G. APRESOVA, Associate Professor of the Department of Business and Corporate Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law), Associate Professor ngapresova@msal.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 THE LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED AS A TAXPAYER Abstract. The article examines the legal status of self-employed persons as taxpayers in connection with the changes in the Tax code in 2016 and in the Civil code in 2017. The analysis of the legislation regulating taxation of the self-employed in Russia. The characteristic of the self-employed in compari-

УНИВЕРСИТЕТА Правовой статус самозанятых как налогоплательщиков ' '

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

son with individual entrepreneurs is given. The main criteria for classifying persons engaged in any activity as self-employed are described. The author notes the secondary nature of tax relations that are the result of any legal relations and for the occurrence of which it is essential to determine the legal status of the self-employed as a taxpayer. Analyzes the legal features of the special tax regime, introduced as an experiment from January 1, 2019 in Moscow and other regions for self-employed persons in the form of a tax on professional income. The characteristic of the tax on professional income is given. The basic directions of interaction between the self-employed and tax authorities are considered. The list of credit organizations that provide the opportunity to obtain services for registering the self-employed for tax purposes using a mobile app. Statistical data from social surveys are provided. The authors of the article revealed some contradictions in legal acts and proposed improvements to the legislation on the issues under discussion. Keywords: business law, taxation, individual, entrepreneurial activity, self-employed persons, the legal status, professional income, tax on professional income.

Вопросам самозанятых как субъектов экономической деятельности посвящено много научных работ. Еще с начала 2000-х гг. самозанятые широко изучались экономистами1. Юристы же редко обращались к исследованию этого явления. Принятие отдельных нормативных актов2 позволило обратить более серьезное внимание на него ученых-правоведов3.

Появились самозанятые еще в прошлом веке. Как отмечают В. В. Долинская и Л. М. Долинская, так называемых самозанятых (лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой) стали выделять среди лиц, создающих валовой национальный продукт, занимающихся экономической деятельностью, очередной

См., например: Кремнёва В. И. Самозанятость: особенности становления и перспективы развития в современной экономике России : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Ростов н/Д, 2002. 146 с. ; Максимович Л. В. Самозанятость населения в российской экономике: формирование и регулирование : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Саратов, 2006.

180 с. ; Бухтаяров А. А. Трансформация рынка труда на мезоуровне : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Краснодар, 2008. 170 с.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ; Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального g значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». ^ См., например: Ершова И. В., Трофимова Е. В. Самозанятость: реперные точки фор- ^ мирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. № 3. С. 3—12 ; Ershova I. V., Trofimova E. V., Davtyan-Davudova D., Kochetkova S. Y. Legal Routes of Legitimation of Self-employed Citizens and Other Business Entities in the Context of the Public Services Digitization // Studiesin Computational Intelligence, 2019. Vol. 826, 153—162.

2

3

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

всплеск интереса к ним вызвали изменения в НК РФ и ГК РФ4. По поводу вопроса о законности деятельности самозанятых высказался Конституционный Суд РФ5.

Чтобы более детально разобраться в порядке налогообложения самозанятых, на наш взгляд, следует выяснить, какова же правовая природа этого явления. По своей сути, самозанятые занимают промежуточное положение между индивидуальными предпринимателями и наемными работниками. Выяснить, что роднит эти явления и чем они различаются, также важно для определения правовой природы самозанятого как налогоплательщика.

С индивидуальными предпринимателями самозанятых объединяет ведение предпринимательской деятельности, но со своими особенностями. Важным различием между ними является не только их правовое положение, но и порядок осуществления социального обеспечения.

Ученые стали уделять больше внимания самозанятым именно сейчас, так как вопрос необходимости более интенсивного пополнения бюджета страны встал более остро. Ведь не секрет, что осуществление экономической деятельности без уплаты налогов весьма привлекательно. Многие перестали всерьез думать о том, что, достигнув пенсионного возраста, они перестанут работать и будут жить на пенсионное обеспечение, и предпочитают осуществлять предпринимательские отношения, уходя от налоговых правоотношений.

Стоит отметить, что налоговые правоотношения всегда вторичны. Их порождают, например, гражданские, трудовые правоотношения. В нашем случае речь идет о правоотношениях, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В первую очередь хочется обратить внимание, что обязанность уплатить какой-либо налог может вытекать из отношений по выполнению условий любого предпринимательского договора и, соответственно, получения дохода или прибыли6. Учитывая виды деятельности, которые могут осуществлять самозанятые, можно предположить, что они могли бы участвовать, например, в деятельности, связанной с государственными закупками.

Минфином РФ разработан проект постановления Правительства РФ, которым предусмотрено внесение изменений в отдельные правовые акты. Так, например, новым пунктом планируется дополнить постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в целях приведения его положений в соответствие с ч. 15 ст. 8 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» — самозанятые смогут участво-

4 Долинская В. В., Долинская Л. М. Проблемы правового статуса самозанятых // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Юриспруденция». 2018. № 1. С. 113—129.

5 Постановление Конституционного суда РФ от 23 апреля 2012 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е. Н. Эрлих» // СПС «КонсультантПлюс».

6 В данном случае следует иметь в виду именно доход, так как речь ведется о физическом лице.

УНИВЕРСИТЕТА Правовой статус самозанятых как налогоплательщиков

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

вать в закупках по данному Закону на равных условиях с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). А в качестве документа, который может подтвердить соответствие критериям отнесения к самозанятым, предложено считать справку о постановке на налоговый учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход, которая формируется в мобильном приложении «Мой налог»7.

Также планируется предусмотреть возможность участия самозанятых в закупках по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»8. В единую информационную систему (ЕИС) в целях участия в закупках должна включаться информация о применении специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», включая дату постановки на учет в налоговом органе. Есть предположение, что такая информация будет сформирована в реестре участников закупок автоматически на основании сведений об ИНН физического лица9.

Чтобы все эти изменения появились в законодательстве, необходимо четко определить правовой статус самозанятых либо путем принятия специального закона, либо путем внесения изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В июне 2018 г. Минюстом РФ был вынесен на общественное обсуждение законопроект, определяющий правовой статус самозанятых граждан, в соответствии с которым они должны быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, представив в налоговый орган уведомление о начале ведения деятельности в этом качестве10. В проекте были даны критерии определения самозанятых:

— осуществляют основанную исключительно на личном участии предпринимательскую деятельность по продаже произведенных ими товаров, оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору;

— не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;

Сайт ФНС России. URL: https://npd.nalog.ru/app/. СПС «КонсультантПлюс».

Такие изменения предложено внести в Правила регистрации участников закупок в ЕИС и ведения единого реестра участников закупок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1752 // URL: http://www.garant.ru/ news/1364426/#ixzz6L5bThuqQ.

Следует напомнить, что в июле 2017 г. Минюст России уже выносил на общественное g

обсуждение законопроект, предусматривающий критерии самозанятых граждан. В отличие от данного законопроекта предыдущий предполагал закрепление таких критериев ^ в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Феде- ^ рации». Кроме того, среди критериев было предусмотрено и возрастное ограничение — достижение гражданином возраста 16 лет. Также в нем отсутствовали положения о том, что при соблюдении определенных условий самозанятые граждане могут относиться к субъектам МСП (URL: http://www.garant.ru/news/1201077/#ixzz6L5cA9we3).

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

— представили уведомления об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством о налогах и сборах11. Остался неясным вопрос гражданства самозанятого. А ведь от этого может

зависеть его статус как налогоплательщика — резидента или нерезидента, что, соответственно, влечет разные налоговые обязанности. Сегодня законодатель определяет самозанятого лишь как физическое лицо. Означает ли это, что речь идет о физическом лице — гражданине РФ? Остается пока невыясненным12.

Безусловно, после законодательного закрепления обозначенных критериев необходимо будет изменить и дополнить некоторые другие нормативные акты (Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.).

В июле 2018 г. Министерство труда РФ разместило на федеральном портале нормативных правовых актов уведомление о разработке поправок в Трудовой кодекс РФ, регулирующих деятельность данной категории работников.

В пояснительных материалах было написано, что работа физических лиц, оказывающих услуги другим физическим лицам (например, помощь в ведении хозяйства, уходе за детьми или пожилыми людьми, репетиторство), является предметом регулирования трудового законодательства. Но трудовые отношения в этом случае не оформляются должным образом. Соответственно, нет нормативно закрепленного порядка оформления таких отношений, нет и контроля за соблюдением трудового законодательства в отношении самозанятых.

Министерство труда РФ намерено исправить ситуацию и ввести в правовое поле правовой статус «самозанятый». Думается, что такие изменения произойдут после закрепления правового статуса самозанятых в гражданском законодательстве и определения самого понятия «самозанятый», ведь пока ни один российский нормативный акт такого понятия не содержит.

Как отмечают в своей статье В. В.Долинская и Л. М. Долинская, в налоговом законодательстве уже выделены признаки самозанятых, хоть законодатель и не использует непосредственно этот термин13:

— только физическое лицо;

— не являющееся индивидуальным предпринимателем;

— оказывающее без привлечения наемных работников услуги;

— деятельность оказывается физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд14.

Следует согласиться с этими авторами и в том, что непонятно, почему законодатель сузил эти признаки такими ограничениями, как оказание только услуг

11 С текстом законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу определения статуса самозанятых граждан» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (Ю: 01/05/05-18/00080737).

12 Подробнее см.: Долинская В. В., Долинская Л. М. Указ. соч.

13 Долинская В. В., Долинская Л. М. Указ. соч.

14 Налоговый кодекс РФ. П. 7.3. ст. 83 // СПС «КонсультантПлюс».

УНИВЕРСИТЕТА Правовой статус самозанятых как налогоплательщиков

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

(без учета производства, продажи товаров и выполнения работ) и в качестве контрагентов указал только физических лиц15.

А ведь предусмотренные ставки налога на профессиональный доход, который и был введен для самозанятых, распространяются на осуществление деятельности по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) по отношению и к индивидуальным предпринимателям, и к юридическим лицам16.

Согласно статистическим данным, число самозанятых россиян сегодня составляет примерно 16—17 млн человек, а это почти четверть всех работающих граждан России. В общей численности занятого населения доля самозанятых составляет 22,4 %. При этом следует отметить, что 53,3 % из них не оформляют свою деятельность по основной работе, а 72,8 % — по дополнительной17.

Как показал соцопрос, большинство самозанятых граждан осуществляют деятельность в сферах торговли (10 %), строительства (10 %), а также рынка недвижимости (7 %) и репетиторства (7 %). Помимо этого, самозанятые россияне занимаются авторемонтом (6 %), частным извозом (5 %) и ремонтом бытовой и компьютерной техники (5 %). При этом 2/3 респондентов сообщили, что их дополнительная занятость соответствует основной. Минэкономразвития РФ подсчитано, что, если легализовать самозанятых, можно увеличить число предпринимателей на 2,4 млн человек18.

Как сообщил руководитель ФНС России Даниил Егоров, число зарегистрировавшихся в качестве самозанятых с начала 2020 г. выросло почти на 40 % и составило более 465 тыс. человек19.

Есть предположение, что это связано именно с введением налога на профессиональный доход. В конце декабря 2019 г. ФНС РФ сообщила, что в 2019 г. в качестве самозанятых зарегистрировались более 330 тыс. человек, которые заплатили более 1 млрд руб. налогов20.

Изначально специальный налоговый режим для самозанятых, или налог на профессиональный доход, был введен в 2019 г. в четырех регионах: Москве, Татарстане, Московской области и Калужской области21. Он предусматривает

15 Долинская В. В., Долинская Л. М. Указ. соч.

16 Налоговый кодекс РФ. Ст. 10 // СПС «КонсультантПлюс».

17 Это следует из данных соцопроса Центра социально-политического мониторинга института общественных наук РАНХиГС, поступившего в РБК // URL: https://www.rbc.ru/rbcfre enews/5d66f3ac9a794780e015e739.

18 Опрос проводился с 15 по 23 мая 2019 г. среди 1 215 совершеннолетних граждан, проживающих в 27 субъектах России // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d66f3ac9a7947 80e015e739.

19 UPL: https://finance.rambler.ru/economics/43713529-stalo-izvestno-chislo-samozanyatyh-v-rossii/#.

20 18% зарегистрированных в качестве самозанятых оказывают услуги такси, 9,85% — сдают в аренду квартиры, 5,7% — занимаются репетиторством, 4,8% — заняты в сфере ^ маркетинга и рекламы (UPL: https://tass.ru/ekonomika/7406941). ^

21 Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в

Республике Татарстан (Татарстан)». ПРАКТИКА

5

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

налоговую ставку 4 % при получении доходов с физических лиц и 6 % — с юридических лиц.

Применение этого режима позволяет гражданам вести профессиональную деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также без представления отчетности и без применения кассовой техники. Одно из главных условий — доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. в год, он не должен состоять в трудовых отношениях с работодателями или сотрудниками.

Как отмечает О. С. Соболь, применительно к постановке на учет лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход в полной мере реализован концептуальный подход к цифровизации экономики в РФ22. Ведь постановка на налоговый учет осуществляется дистанционно посредством самостоятельной установки мобильного приложения «Мой налог» и последующей регистрации в качестве налогоплательщика. Услуги по постановке на налоговый учет оказывают кредитные организации23 (см. таблицу).

Перечень кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России

№ п/п ИНН Юридическое названии организации Торговое название организации Сайт партнера с информацией о проекте

1 7728168971 АО «Альфа-Банк» Альфа-Банк https://alfabank.ru

2 7707083893 ПАО «Сбербанк России» Сбербанк https://www.sberbank.ru

3 1653001805 ПАО «АК Барс» БАНК АК Барс Банк https://www.akbars.ru

4 3123011520 АО «Киви банк» КИВИ Банк, Рокетбанк https://samozanyat. roketbank.ru

5 7414006722 Банк «Куб» (АО) Просто Банк https://prostobank.onlain

6 6027006032 Инвестиционный банк «Веста» (ООО) Веста Банк https://bankvesta.ibv.ru

В данном вопросе банки и ФНС России руководствуются приказом ФНС РФ от 29 ноября 2011 г. № ММВ-7-6/901@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения задачи "Передача в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представление банками

22 Соболь О. С. Налог на профессиональный доход в системе специальных налоговых режимов: эксперимент правового обеспечения // Вестник Университета имени О.Е. Ку-тафина (МГЮА). 2019. № 7. С. 104—111.

23 Перечень кредитных организаций, оказывающих данную функцию, т.е. осуществляющих информационный обмен с ФНС России, см. на сайте Банка России: UPL: https://cbr.ru/ development/feddc/fns/.

в

ЕСТНИК Апресова Н. Г.

УНИВЕРСИТЕТА Правовой статус самозанятых как налогоплательщиков

137

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"» («Банк-Обмен») и Порядком информационного взаимодействия налоговых органов при направлении в банк (филиал банка), учреждение Банка России электронных документов, утвержденным этим приказом24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С января 2020 г. указанный режим распространили еще на 19 регионов25. А с 1 июля 2020 г. и в остальных субъектах РФ специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вводится в действие законами субъектов РФ. Эксперимент проводится до 31 декабря 2028 г. включительно. В течение всего периода введения этого режима элементы закона о налоге остаются без изменений.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бухтаяров А. А. Трансформация рынка труда на мезоуровне : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. — Краснодар, 2008. — 170 с.

2. Долинская В. В., Долинская Л. М. Проблемы правового статуса самозанятых // Вестник Московского государственного областного унаверситета. — Серия «Юриспруденция». — 2018. — № 1. — С. 113—129.

3. Ершова И. В., Трофимова Е. В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. — 2017. — № 3. — С 3—12.

4. Кремнёва В. И. Самозанятость: особенности становления и перспективы развития в современной экономике России : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. — Ростов н/Д, 2002. — 146 с.

5. Максимович Л. В. Самозанятость населения в российской экономике: формирование и регулирование : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. — Саратов, 2006. — 180 с.

6. Соболь О. С. Налог на профессиональный доход в системе специальных налоговых режимов: эксперимент правового обеспечения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 7. — С. 104—111.

7. Ershova I. V., Trofimova E. V., Davtyan-Davudova D., Kochetkova S. Y. Legal Routes of Legitimation of Self-employed Citizensand Other Business Entities in the Context of the Public Services Digitization // Studies in Computational Intelligence. 2019. Vol. 826. P. 153—162.

24 UPL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70002066/.

25 Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в Феде- д ральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового

режима 'Налог на профессиональный доход' в городе федерального значения Москве, в ^

Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"» ; Фе- ^

деральный закон от 1 апреля 2020 № 101-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима 'Налог на профессиональный доход' в городе федерального значения Москве,

в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)"». ПРАКТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.