научный журнал
УДК 331.5.024.54
Щетинина А.Р.
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия
НОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ
ГРАЖДАН В РОССИИ
Аннотация: С 1 января 2019 года в России функционирует новый налоговый режим — налог на профессиональный доход или другими словами налог на самозанятых граждан. В статье рассматриваются особенности данного нововведения. Актуальность исследования заключается в том, что остро стоит вопрос уменьшения доли теневой экономики, новый налоговый режим требует разъяснений. В статье проводится анализ социологического исследования экономического поведения самозанятого населения России, проведенного компанией «Online Market Intelligence», рассматриваются особенности нового режима налогообложения для самозанятых граждан Российской Федерации, анализируется отношение граждан к нововведению, а также даются рекомендации для совершенствования законодательной инициативы. Помимо всего прочего, в статье подробно рассматриваются риски самозанятых и государства, связанные с введением данной законодательной инициативы, особенности контроля за исполнением нового режима, а также ограничения по его использовнию. Также даются промежуточные итоги по количеству зарегистрированных самозанятых на начало мая текущего года. Делается вывод, что повышать ответственность за теневую деятельность можно лишь в том случае, если налоговый режим для самозанятых будет привлекательным как для предпринимателей, так и для государства.
Ключевые слова: рынок труда, рабочая сила, безработица, самозанятость, налог, предпринимательство.
Одной из весомых проблем, негативно влияющих на развитие рынка труда в Российской Федерации, является высокий объем теневой экономики. По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2018 г. данный показатель превысил 20 трлн. руб. [1] Существует отдельная категория «самозанятых» граждан, которые не работают официально, однако получают регулярный доход от своей деятельности и претендуют на пенсии, пособия и медицинское обслуживание. Спектр активности таких граждан разнообразен: фриланс, услуги репетиторов, сиделок, личных косметологов, тренерство и др.
Подобное положение дел искажает официальную статистику, касающуюся мониторинга рынка труда, противоречит Налоговому кодексу РФ, поскольку доход, получаемый самозанятыми, не облагается налогами, и приводит к недополучению Федеральным бюджетом, Пенсионным фондом (ПФР) и Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) значительных денежных средств [2, с. 114]. Кроме того, «самозанятые» предприниматели не могут отстаивать свои права в суде.
Все вышеперечисленные обстоятельства привели к появлению реестра самозанятых и введению, (пока что в качестве эксперимента), закона о специальном режиме налогообложения для данной категории трудящихся. «Закон о самозанятых» вступил в силу 01.01.2019 г. и действует на территории Москвы, Московской и Калужской областей и республики Татарстан. Окончание данного эксперимента запланировано на декабрь 2028 г. Для российской экономики этот экспериментальный закон стал очередной попыткой по снижению доли теневого сектора [3, с. 223].
Упомянутый закон определяет «самозанятых» как граждан России, самостоятельно осуществляющих на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг или выполнению работ, направленную на систематическое получение прибыли» [4]. Налоговая ставка для самозанятых варьируется от 4 - до 6% от стоимости, для оказывающих услуги и продающих товары физическим лицам, или юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) соответственно. В рамках данного закона предусмотрены преференции для предпринимателей в виде освобождения от уплаты НДФЛ и НДС, (за исключением ввоза товаров на территорию России). Для потребителей Министерство финансов РФ предлагает возможность вернуть часть средств.
Специальный режим налогообложения не могут использовать предприниматели, которые получают доход более 2,4 млн. руб. в год, реализуют подакцизные и маркированные товары, занимаются перепродажами, добывают, реализуют полезные ископаемые, работают в качестве посредников, доставляют товары с приемом платежей в пользу других лиц, применяют другие режимы налогообложения [3, с. 220].
Для полноты исполнения «Закона о самозанятых» Налоговой службой РФ (ФНС) планируется введение контроля за доходами через кассовые аппараты, электронные платежные средства и т.п. За нарушение порядка или сроков передачи сведений в инспекцию установлен штраф до 20% суммы расчета, а при повторном нарушении штраф составляет уже полную сумму расчета.
Оценка результативности меры по институционализации самозанятых носит неоднозначный характер. До введения экспериментального закона, в мае 2018 г. компанией «Online Market Intelligence» (OMI) было проведено социологическое исследование экономического поведения самозанятого населения России, (выборка составляла около 550 тыс. чел.) [5].
Треть опрошенных (32,6%) «признали» себя полностью или частично самозанятыми. Однако, согласно итоговым данным исследования, численность самозанятых в Российской Федерации варьируется от 15 -
25% трудоспособного населения, что приблизительно составляет 11 - 18 млн. человек.
■ Намерены
развивать
бизнес(зарегестр
10% ировать свою
15% компанию)
А г ■ Хотели бы
1 г 1 работать по
15% найму
60%
^ ¥ ■ Не хотят
^ V выходить из
"тени"
Рисунок 1 - Стремление самозанятых к выходу из тени
Вместе с тем, 15% опрошенных респондентов намерены развивать бизнес и в какой-то момент легализовать свою собственную компанию (см. рисунок 1). Ещё 15% хотели бы найти место в качестве наёмного сотрудника в организации. Однако большинство самозанятых (60% респондентов) не желает легализовать свою деятельность.
4%
Успешный пример коллег
22%
Штраф
50%
Недоверие клиентов
24% ш
■ Другое
Рисунок 2 - Мотивация самозанятых к выходу из тени
Согласно другому социальному исследованию, содержащему вопрос: «Что бы могло мотивировать вас на официальное оформление своей деятельности?», - большинство респондентов выбрали ответ - «успешная легализация у коллег» (50,3%), затем «возможность штрафа» (23,8%) и
последние - «возможное недоверие со стороны клиентов» (22,3%) (см. рисунок 2). Половина респондентов сказали, что считают уплату налогов своей обязанностью, а 38,8% готовы платить налоги, если будут уверены, что государство тратит их на разумные цели. Средняя оценка приемлемого суммарного уровня налоговой нагрузки составляет 6,5%. Иными словами, основным мотивом регистрации самозанятых выступают не репрессивные меры (отрицательные стимулы), а истории успеха.
Процесс выхода самозанятых из тени сопряжен с определенными рисками, причем как со стороны самих самозанятых, так и со стороны государства [6, с. 111-112].
Таблица 1 Риски самозанятых и государства, в том числе налоговых органов
Риски самозанятых Риски государства, в том числе налоговых органов
Риски потери собственности (в материальной или вещественной форме) Риск сворачивания бизнеса самозанятых (из-за жестких норм законодательства)
Риски привлечения к ответственности за правонарушения Социальные риски (недовольство значительной части населения)
Риски высоких издержек налогового и неналогового администрирования
Риск увеличения нагрузки на бюджет (рост социальных обязательств государства)
В таблице 1 представлены некоторые риски самозанятых, а также государства с точки зрения двойственной природы экономико-правовых отношений. На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что необходим гибкий подход государства к осуществлению различных мер по привлечению самозанятых к выходу из тени. Повышать ответственность за теневую деятельность можно лишь в том случае, если налоговый режим для самозанятых будет привлекательным, поскольку при одновременном повышении налоговых ставок и ужесточении наказания за теневую деятельность существует угроза закрытие данного вида бизнеса.
Согласно данным ФНС РФ, на начало мая текущего года, в качестве самозанятых зарегистрировались чуть более 80 тыс. чел., преимущественно из Москвы и Московской области. Поэтому новый экспериментальный закон требует значительных доработок [7, 8]. В связи с этим, представляется возможным предложить ряд мер по совершенствованию экономической составляющей данного закона.
научный журнал
В первую очередь необходимо формирование структур, которые могли бы заниматься обучением самозанятых и повышать их квалификацию, поскольку большинство самозанятых испытывает трудности в поиске клиентов и развитии своего дела из-за отсутствия необходимых знаний и ресурсов.
Ещё одним методом, который поспособствовал бы выходу самозанятых из тени, является развитие безналичного расчета. К выходу из тени и уплате налогов, также может стимулировать наличие стабильных заказов и желание участвовать в муниципальных конкурсах, признание самозанятого потенциально добросовестным заемщиком наравне с остальными категориями населения [9, с. 118].
Наряду с вышеперечисленными мерами существует необходимость упрощения процедуры оформления документов [10, с. 42-43], а также создание специальных норм, регулирующих деятельность самозанятых.
Библиографический список
1. Финансовая разведка оценила в Р20 трлн объем теневой экономики в России. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee (дата обращения: 15.05.2019).
2. Каминова А. Ю., Захарьева Д. Г. Анализ введения в РФ налогового режима для самозанятых граждан // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №1. - С. 110-114.
3. Швец Н. Е. Самозанятость как способ ведения предпринимательской деятельности: особенности правового статуса, перспективы развития // Молодой ученый. - 2018. - № 48. - С. 220-224.
4. ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Online Market Intelligence. URL: http://www.omirussia.ru/ (дата обращения: 09.05.2019).
6. Грабова О. Н., Суглобов А. Е. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Экономика.Налоги. Право. - 2017. - №1. - С. 108-116.
7. Количество самозанятых россиян удвоилось с марта. Вести. Экономика. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/118954 (дата обращения: 10.05.2019).
8. Назаров В.С. Налоговая услуга: как заставить самозанятых выйти из тени. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/15/03/2019/5c8a1f419a7947ede48a7741 (дата обращения: 10.05.2019).
9. Долинская В. В., Долинская Л. М. Проблемы правового статуса самозанятых // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2018. - №1. - С.113-129.
10 Малис Н. И. Новые правила налогообложения микробизнеса должны способствовать росту налоговых поступлений // Налоги и финансы. - 2017. - №4. -С.40-45
научный журнал
i: Shchetinina A.R.
;: New tax regime for self-employed citizens in Russia Summary: Since January 1, 2019, a new tax regime has been functioning in
Russia - a tax on professional income or in other words a tax on self-employed citizens. The article discusses the features of this innovation. The relevance of the :: study is that there is an acute issue of reducing the share of the shadow economy, the new tax regime requires clarification. The article analyzes the sociological study of the economic behavior of the self-employed population of Russia, conducted by the «Online Market Intelligence» company, discusses the features of :: the taxation regime for self-employed citizens of the Russian Federation, analyzes the attitude of citizens to innovation, and provides recommendations for improving the legislative initiative. In addition, the article discusses in detail the risks of self; employed and the state associated with the introduction of this legislative initiative, the features of control over the implementation of the new regime, as well as restrictions on its use. Intermediate results in the number of registered self-employed as of the beginning of May of the current year are also given. It is concluded that it is possible to increase responsibility for shadow activities only if the tax regime for the self-employed is attractive both for entrepreneurs and for the
s
state.
Keywords: labor market, labor, unemployment, self-employment, tax, business.
Научный руководитель: Фенин Кирилл Вячеславович, ассистент кафедры экономической теории и национальной экономики, экономический факультет, ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».