Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киришева Ангелина Владимировна, Киселица Елена Петровна

Попытки узаконить стихийную предпринимательскую деятельность и легализовать теневой бизнес в России продолжаются много лет. Целью введения специального налогового режима для самозанятых граждан является сокращение теневого сектора экономики и легализация доходов самозанятого населения: в среднем каждый квартал регистрируется около 100 тыс. чел. новых самозанятых граждан. Выполненные авторами исследования позволили оценить имеющуюся практику по использованию этого налогового режима, выявить следующие проблемы, с которыми столкнулись самозанятые граждане, а так же оценить перспективы его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL TAX REGIME FOR SELF-EMPLOYED: PRACTICES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Attempts to legitimize spontaneous entrepreneurial activity and legalize shadow business in Russia have been going on for many years. The purpose of introducing a special tax regime for self-employed citizens is to reduce the shadow sector of the economy and legalize the income of the self-employed population: on average, about 100 thousand people are registered each quarter. new self-employed citizens. The research carried out by the authors made it possible to evaluate the existing practice of using this tax regime, to identify the following problems faced by self-employed citizens, as well as to assess the prospects for its improvement.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Научная статья УДК 336.221.4

doi:10.51608/23058641_2022_1_36

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ангелина Владимировна Киришева1, Елена Петровна Киселица2

1 ООО «Центр Налоговой Помощи», Москва, Россия

2 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

1 kirisheva@cnp72.ru

2 e.p.kiselica@utmn.ru

Аннотация. Попытки узаконить стихийную предпринимательскую деятельность и легализовать теневой бизнес в России продолжаются много лет. Целью введения специального налогового режима для самозанятых граждан является сокращение теневого сектора экономики и легализация доходов самозанятого населения: в среднем каждый квартал регистрируется около 100 тыс. чел. новых самозанятых граждан. Выполненные авторами исследования позволили оценить имеющуюся практику по использованию этого налогового режима, выявить следующие проблемы, с которыми столкнулись самозанятые граждане, а так же оценить перспективы его совершенствования.

Ключевые слова: самозанятость, специальный налоговый режим для самозанятых

Для цитирования: Киришева А.В., Киселица Е.П. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан: практика и перспективы развития // Основы экономики, управления и права. 2022. № 1 (32). С. 36-40. ^10.51608/23058641 2022 1 36.

Попытки узаконить стихийную предпринимательскую деятельность и легализовать теневой бизнес в России продолжаются много лет. В этой связи начат эксперимент (с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года) в Москве, Московской и Калужской областях, а также республике Татарстан, а с 2020 года еще в нескольких регионах, заключающийся во введении специального налогового режима на профессиональную деятельность (СНР) для самозанятых граждан. Его целью является сокращение теневого сектора экономики и легализация доходов самозанятого населения.

Динамика изменения занятых в теневом секторе экономики [6] представлена на рисунке 1.

В России неформальная занятость растет: в конце 2020 года данная доля равна 23,1% от всех занятых, к середине 2019 года доля работающих неофициально достигла 21,3%. Эксперты связывают это с сокращением малого бизнеса и миграцией предпринимателей в ИП или самозанятых.

Анализ практики использования СНР позволил констатировать положительную динамику зарегистрированных пользователей СНР [6] (рис. 2).

© Киришева А.В., Киселица Е.П., 2022

В среднем каждый квартал регистрируется около 100 тыс. чел. новых самозанятых граждан. С учетом введения данного налогового режима в других регионах, кроме регионов-экспериментаторов, в 2020 году наблюдается значительный прирост данной категории налогоплательщиков в сравнении с 2019 годом. В 2021 году, несмотря на меры пандемии COVID-2019, количество зарегистрированных самозанятых граждан с начала 2020 г. года увеличилось на 530 тыс. чел. [6].

Рассмотрим виды деятельности средиса-мозанятых граждан, применяющих СПР, по наиболее популярным направлениям [5] (см. таблицу).

Несмотря на то, что в приложении «Мой налог» в видах деятельности для самозанятых предусмотрен раздел 21, включающий в себя 138 направлений деятельности, основные отмеченные профессии являются преимущественно женскими.

Исходя из видов деятельности, заявленных самозанятыми гражданами самостоятельно, доля лиц осуществляющих перевозку пассажиров (водитель) варьируется от 7,6 % в г. Москва до 15,6 % в Калужской области,

fi

Основы экономики, управления и права 2021

Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (31)

25

20

15

10

2018

1 квартал

2019

2 квартал

3 квартал

2020 4 квартал

Рис. 1. Доля занятых в неформальном секторе экономики, %*

* Составлено авторами.

5

0

3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

lili

2019 2020 2021

■ 1 квартал ■ 2 квартал ■ 3 квартал ■ 4 квартал

Рис.2. Зарегистрированные самозанятые граждане 2019-2021 гг., тыс. чел.*

* Составлено авторами.

Виды деятельности среди зарегистрированных самозанятых граждан за 2019 г. тыс, чел.*

Вид деятельности Количество

Присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению мед.организации 203

Репетиторство 697

Уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства 163

Иные виды услуг, установленные законом субъекта РФ 8

Всего 1071

* Составлено авторами.

стан до 5,6 % в г. Москва, занятые маркетингом и рекламой - от 1,7 % в Калужской области до 3,5 % в г. Москва, обучением и репетиторством -с 2 % в Калужской области до 2,6 % в Московской области, консультированием — от 3,3 % в Калужской области до 4,2 % в г. Москва [2]. Таким образом, данные виды деятельности не имеют существенной динамики роста или снижения доли по сравнению с 2019 годом.

Основными итогами проведения программы за первый год работы в четырех субъектах Российской Федерации являются: более 57 млн. сформированных чеков; более 60 млрд. рублей - суммарный доход, полученный самозанятыми гражданами; около 120 тыс. рублей -средняя выручка на каждого самозанятого гражданина; более 8,5 млрд. рублей — налоговая нагрузка самозанятых граждан [6].

При анализе случаев, при которых самозанятые граждане после перехода на режим НПД в 2019 году выполняли работу (оказывали услуги) для юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, являвшихся их работодателями в 2018 году, установлено, что 1234 налогоплательщика в течение 2019 года оказывали такие услуги, что составляет 0,38 % от всех самозанятых граждан, применявших режим НПД в течение 2019 года [2].

Режим становится популярным на территории РФ не только благодаря расширению списка регионов, применяющих его. Этому также способствует решение государства об отмене системы налогообложения Единого налога на вменённый доход (ЕНВД). Многие налогоплательщики-индивидуальные предприниматели с 1 января 2021 года перешли с ЕНВД на НПД.

По информации ФНС России, расчетный размер потерь Пенсионного фонда Российской Федерации в 2019 году от введения специального налогового режима НПД составил 1866 млн рублей, Фонда социального страхования Российской Федерации — 74 млн рублей. При этом в результате введения специального налогового режима НПД прирост поступлений в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования составил 1067 млн рублей [2].

Выполненные авторами исследования позволили выявить следующие проблемы, с которыми столкнулись самозанятые граждане, использующие СНР:

1. Отсутствие полноценной регулирующей базы для самозанятых граждан, применяю-

щих СНР. Данный фактор является результатом того, что предпринимательство и законные доходы от бизнеса являются социально справедливыми. Закон о занятости населения в РФ не регулирует вопрос о наличии в деятельности самозанятых признаков предпринимательской деятельности также не получает ответа. При этом в ст. 2 данного Закона указано, что индивидуальные предприниматели также являются занятыми гражданами. В абз. 2 ст. 2 приведен перечень субъектов, деятельность которых относится к предпринимательской, однако граждане, имеющие признаки самозанятых, применяющих НПД, не входят в этот перечень.

В этой связи серьезная часть граждан России (порядка 3 млн человек) не решаются узаконить свою деятельность, так как нет определенного понятия самозанятости и целостного воздействия на субъекты хозяйствования с целью оказания влияния на них. Соответственно, недоимка в местных бюджетах субъектов РФ за 2020 год составляет около 3,5 млн рублей из-за теневого сектора [3].

2. Несовершенство формирования гражданско-правовых отношений с ЮЛ/ИП. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, использующие другую систему налогообложения, обходят стороной самозанятых граждан, так как сомневаются в легитимности отношений. Около 2,4 млн рублей в год с начала действия Налога на профессиональный доход потеряло государство на осторожности участников данных отношений [3].

3. Неполная легализация самозанятых граждан: лица, которые официально могут быть признаны самозанятыми, обязаны зарегистрироваться в налоговом органе и приобрести патент на осуществление предпринимательской деятельности. Однако в период 2017—2019 гг. они были освобождены от уплаты налогов на основании п. 70 ст. 217 НК РФ и на основании подп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ.

Более того, введение налогового эксперимента в виде СНР предоставляет физическим лицам возможность уплатить с полученных доходов от 4 % до 6 % налога, не переходя при этом в категорию индивидуальных предпринимателей. Дополнительным стимулом для использования этой возможности являются законодательные ограничения на неизменность положений о величине ставки налога. Однако ограничение полученного дохода суммой 2,4 млн рублей в год не позволит в должной мере расширить собственную деятельность, по-

ф

Основы экономики, управления и права 2021

Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (31)

скольку в этом случае физические лица должны будут регистрироваться как индивидуальные предприниматели, к деятельности которых применяются иные режимы налогообложения.

Неполная легализация приводит к недоимке в местные бюджеты субъектов РФ, также за счет страховых взносов ИП и ЮЛ, за 2020 год было упущено около 3,5 млн рублей из-за теневого сектора [3].

4. Уязвимость страховых взносов самозанятых граждан на СНР. Индивидуальные предприниматели, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения СНР, что приводит к невозможности получения в будущем пенсионных выплат для самозанятых лиц [4]. Государство в этой связи так же теряет около 4 млн рублей [3].

Практике ведения СНР всего два года, а до 2029 года он не подлежит изменениям, поэтому перспективы его развития пока представляется сложным оценить.

Однако, учитывая накопленный опыт, плюс опыт развитых стран можно предположить следующее.

Во-первых, серьезный прирост численности самозанятых граждан, применяющих СНР. Министерство финансов РФ рассчитывает, что уже к 2024 году количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус с учетом введения СНР, увеличится до 4,4 млн по сравнению с 250 тыс. в 2019 году [1].

Во-вторых, следует ожидать рост социально-экономического развития за счет прогнозируемого существенного увеличения числа увеличения самозанятых граждан.

В-третьих, произойдет легализация большей части теневого бизнеса: планируется, что только за 5 лет эксперимента до 2024 года 2,2 млн человек легализуют свою деятельность.

В-четвертых, введение системы, позволяющей отслеживать товарооборот самозанятых граждан. Уже к 2024 г. Правительство Российской Федерации планирует создать специальную электронную платформу, призванную отслеживать оборот товаров от производителя до его потребителя. Оператором системы станет Центр развития перспективных технологий, со-

зданныи на основе государственно-частного партнерства.

Благодаря этому можно будет отследить товар, а также улучшить защиту легального бизнеса и бренд добросовестного производителя и покупателя.

В-пятых, кредитование самозанятых граждан, применяющих СНР, т.к. многие самозанятые столкнулись с проблемои нежелания банков инвестировать в нестабильныи бизнес физических лиц. Поэтому изменения в финансовом секторе краИне необходимы.

Таким образом, несмотря на недолгую практику налога на профессиональныи доход, уже наработаны направления, в которых следует двигаться государству и самозанятым гражданам в сторону развития и улучшения данного специального режима. Государство делает возможное для того, чтобы большая часть вышла из теневого сектора и стала вести свою деятельность уверенно и «чисто», а также уменьшить конкуренцию МСП. Установлены благоприятные условия для ведения деятельности, а также развития бизнеса.

Библиографический список

1. Минтруд спрогнозировал увеличение числа самозанятых к 2024 году до 6 млн. URL: https://www.interfax.ru/business/788293

2. Отчет о результатах экспертно-анали-тического мероприятия «Анализ практики проведения эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход». URL: https://ach. gov.ru/upload/iblock/8a8/8a81af65e339601a9904 6d58a3540a69.pdf

3. Покида А.Н. «Теневой» рынок труда: состояние и особенности формирования. URL: http://www.ramepa.ru/images/News/2016-06/09-06-2016-pokida-opros.pdf

4. Тропская, С.С. Налогообложение самозанятых и цифровая экономика: налог на профессиональный доход / С.С. Тропская // Финансовое право. 2019. № 5. С. 22-26.

5. Федеральная налоговая служба РФ. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_analytics/selfemployed/

6. Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 15.02.2022.

Review article

SPECIAL TAX REGIME FOR SELF-EMPLOYED: PRACTICES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Angelina Vladimirovna Kirisheva1, Elena Petrovna Kislitsa2

1 LLC "Tax Assistance Center", Moscow, Russia

2 Tyumen State University, Tyumen, Russia

1 kirisheva@cnp72.ru

2 e.p.kiselica@utmn.ru

Annotation. Attempts to legitimize spontaneous entrepreneurial activity and legalize shadow business in Russia have been going on for many years. The purpose of introducing a special tax regime for self-employed citizens is to reduce the shadow sector of the economy and legalize the income of the self-employed population: on average, about 100 thousand people are registered each quarter. new self-employed citizens. The research carried out by the authors made it possible to evaluate the existing practice of using this tax regime, to identify the following problems faced by self-employed citizens, as well as to assess the prospects for its improvement.

Keywords: self-employment, special tax regime for self-employed

For citation: Kirisheva A.V., Kiselitsa E.P. Special tax regime for self-employed: practices and prospects of development // Economy, Governance and Law Basis. 2022. №» 1 (32). P. 36-40. doi:10.51608/23058641_2022_1_36.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 15.02.2022.

© Kirisheva A.V., Kiselitsa E.P., 2022

40 © АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.