Научная статья на тему 'ОТКРЫВАЯ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ" С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

ОТКРЫВАЯ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ" С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климов Роман Станиславович, Кряжев Павел Николаевич

В статье рассматриваются возможности применения электронных образовательных ресурсов для обеспечения интерактивности процесса обучения. Описываются возможности электронного учебника по дисциплине «Государственное управление» по индивидуализации учебного процесса за счёт его мультимедийных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климов Роман Станиславович, Кряжев Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPENING UP NEW PERSPECTIVES IN LEARNING FEATURES OF TEACHING AN ACADEMIC DISCIPLIN "PUBLIC ADMINISTRATION" WITCH THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAK RESOURSCES

The article discusses the possibilities of using electronic educational resources to ensure the interactivity of the learning process. The possibilities of the electronic textbook on the discipline «Public Administration» for the individualization of the educational process due to its multimedia capabilities are described.

Текст научной работы на тему «ОТКРЫВАЯ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ" С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Р.С. КЛИМОВ, R.S. KLIMOV,

П.Н. КРЯЖЕВ P.N. KRYAZHEV

ОТКРЫВАЯ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБУЧЕНИИ

OPENING UP NEW PERSPECTIVES IN LEARNING

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

FEATURES OF TEACHING AN ACADEMIC DISCIPLIN «PUBLIC ADMINISTRATION» WITCH THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAK RESOURSCES

Сведения об авторах: Климов Роман Станиславович - заместитель начальника кафедры государственного управления и национальной безопасности Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, полковник, кандидат технических наук (г. Москва. E-mail: vagsh@mil.ru);

Кряжев Павел Николаевич - профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, генерал-майор, кандидат военных наук (г. Москва. E-mail: vagsh@mil.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения электронных образовательных ресурсов для обеспечения интерактивности процесса обучения. Описываются возможности электронного учебника по дисциплине «Государственное управление» по индивидуализации учебного процесса за счёт его мультимедийных возможностей.

Ключевые слова: образовательный процесс, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы, квалификационные требования, профессиональные компетенции.

Information about the authors: Roman Klimov - Deputy Head of the Department of Public Administration and National Security of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Colonel, Candidate of Technical Sciences (Moscow. E-mail: vagsh@mil.ru);

Pavel Kryazhev - Professor of the Department of Public Administration and National Security of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, major general, Candidate of Military Sciences (Moscow. E-mail: vagsh@mil.ru).

Summary. The article discusses the possibilities of using electronic educational resources to ensure the interactivity of the learning process. The possibilities of the electronic textbook on the discipline «Public Administration» for the individualization of the educational process due to its multimedia capabilities are described.

Keywords: educational process, electronic educational resources, electronic information resources, qualification requirements, professional competencies.

Сегодня информационные (цифровые) технологии используются практически во всех сферах жизнедеятельности человека, что требует от выпускника

Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации способностей самостоятельно ориентироваться в современной военно-политиче-

ской и стратегической обстановке, выявлять проблемы в вопросах обеспечения национальной безопасности и обороны государства, вырабатывать пути их решения,

используя для этого информационные технологии.

Информационные технологии быстро распространяются и обновляются, открывают неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам, материалам и сервисам, становятся важнейшим компонентом современных образовательных систем. Новые компьютерные технологии дают возможность усовершенствовать существующие образовательные технологии либо разрабатывать новые и активно внедрять их в учебный процесс.

Обучающиеся и преподаватели получают беспрецедентный ранее контроль над своим информационным пространством и его совместным использованием. Расширились возможности обучающимся для само- и взаимоконтроля, формирования устойчивого интереса к получению знаний.

Информационные технологии - это не просто инструмент в современном мире, но и новая среда существования человека, которая открывает обширные возможности для обучения.

Современная система образования должна обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, поэтому одним из перспективных направлений её развития является внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

Информационные технологии, дополняя возможности образовательных технологий ВАГШ ВС РФ, открывают новые перспективы для повышения качества образовательного процесса за счёт:

• повышения мотивации к активной познавательной деятельности обучающихся;

• перехода от пассивного к активному обучению;

• формирования информационной культуры, особенно в отношении способности пользоваться компьютерными технологиями;

• повышения роли самостоятельной работы в достижении поставленных образовательных целей;

• обеспечения качества преподавания;

• обеспечения гибкого доступа обучающихся к учебным материалам как во внешних ресурсах

(сайт ВАГШ ВС РФ в домене Министерства обороны Российской Федерации, электронные библиотеки и др.), так и во внутренних (локальная вычислительная сеть вуза).

Среди информационных технологий, используемых в образовании, наибольшее значение имеют электронные образовательные ресурсы, которые являются важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного педагога, способствуют оптимизации и интеграции учебной деятельности.

К электронным образовательным ресурсам относят электронные учебники, в том числе базовые электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы, электронные обучающие курсы, электронные тесты, аудио- и видеозаписи, справочная и научная литература в электронном виде, иные учебно-методические материалы, использующие информационные технологии.

Применение электронных учебников в образовательном

Рис. 1. Возможности электронного учебника

Рис. 2. Применение видеоматериалов в электронном учебнике

процессе создаёт условия для индивидуализации учебного процесса за счёт:

• многообразия форм и способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук);

• интерактивного взаимодействия между пользователем и средствами информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе и дистанционно;

• возможности сопровождения и поддержки преподавателем учебной деятельности каждого обучающегося.

Учебная дисциплина «Государственное управление» в военных образовательных организациях преподаётся только в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации в рамках подготовки кадров высшей военной оперативно-стратегической подготовки, представителей органов государственной власти, а также иностранных военных специалистов в области национальной безопасности и обороны государства.

При изучении учебной дисциплины «Государственное управление» наряду с традиционными средствами обучения используется электронный учебник, представляющий собой интерактивный комплект учебных материалов и средств, содержащий системное и полное изложение учебной дисциплины в соответствии с образовательной программой, поддерживающий основные звенья дидактического цикла процесса обучения, доступ к которым можно получать через мультимедийное устройство (см. рис. 1).

Содержание электронного учебника по дисциплине «Государственное управление» отражает основные вопросы государственного управления в области обороны, системы государственной службы, а также особенности деятельности органов государственного и военного управления Российской Федерации по реализации своих полномочий в области обеспечения национальной безопасности и обороны государства.

Учебный материал в электронном учебнике излагается в логически связанной и доступной форме, от простого к сложному,

обобщает теорию государственного управления с положениями законодательных и нормативных актов Российской Федерации, способствует развитию у обучающихся государственного стиля мышления.

Педагогами во взаимодействии с центральными органами военного управления и федеральными органами исполнительной власти регулярно вносятся в электронный учебник новые материалы, в их основе лежит анализ деятельности органов государственной власти и органов военного управления в области обеспечения национальной безопасности и обороны государства. В учебнике большое внимание уделяется зарубежному опыту государственного управления в области обороны.

В целом заложенный в электронном учебнике подход к изложению учебного материала позволяет формировать у обучаемых системное представление о теории и практике государственного управления, компетенции в соответствии с квалификационными требованиями.

Форма и содержание электронного учебника соответствуют современным требованиям,

< ас »овьют ли ни»* СМНЫ

ггиц ¿1 ч™ и*

ЕЦЦДШ гзодлктгеи™ э(Я1МОГ|1 В «М1и ЯК«>*|

Г Г 3 1 [цпш

Гшиа 1} .....ч

1ачияч^*

*ПТЦ»111 Л*™

С-Л

»ЧИНИ

! конституция российской дедвчии

? ФЫВИ1И ч^гшисмтдианньнзатш я 30 ¡мдрй 200? г » I -ДКа "О военная дплримцГ 1 »»Й^^ЧННйВДЧ™** 91.« йвЙ^ИИ.' М^Ж^йШЛПЧМаМДЙРЙ»« «Цитс* а акаинааш-и «нааны.щд ДЙ »д^ :

I Р? г^Фира!^ 135? Г. К з !-ФЭ *0 гчирГреч и № России? до Фсжрлцик"

Л '{«цдаи^^.Я*. I ■ N 194.ФЗ/0Ц рЗмин сршни-Мч^ ЗШЯНВ&СШ I к

кк- п «VI орт-яюр Фмвряш1*"

* 13 июня !ЯМ Г ТЭв ийю^гегь,^ прда и ярей и^агтлй в

[чцадчитдцщ! гсоч^^ж^.г^ира^.к » тон ОТ 7ВЯШМ ТОМ г т ^-азто^щапапияпт ппдиаоиим в Нкнше.ом дм ргл.м!Г

13 Фвдцшъяы* рт & ош^бря ¡035' N 1Э 1.-ФЗ та о4ищ» чрчпфшпя чниншм&м "встцяр.сячетрввренмн ■ РткиР«^ 15 оедцил»*»« рт 2? «>9ГИ дач г И "О ¿«лЛИ^ | и«^ гршщчсию.сгцгжбв РЗДг^рч

и леичг.31да»ерр щш^афЕиияямаим ■■еидац^г

1* три Р* ТВ длвгря 2(>10.Г N "О йидаснчси:

1» (р» рт ¡1 шита 20и г К ? и-Ф5 ЛЭ6 «чм* сйцес<мнчср щтрви* п Росс1и;щй

17 оспДмг>.-1ч.' 1.^ -11 О- 'I 20» г N З^аа 41 ггсттимдяктоич тезяос«™у Т)ЛГ,Н а- г ГИ

ДмрднлыЯдмся от д |шлаЯ)16г N 71В-ФЭЮ«и*дд ннуоямцнвйгми»« РюснШадй ДимммиГ Я дыирцалыйлмл рт 7 Февраля ЗОН г М ад310 иоммим'

1" п- г М1Ш1Т нт.пгинд II -(■гг.пт.зд.! гтигож.ч.цуц.и СИЛ№ЦЧ плтод^таи

МШИШХГ

п шш ивпй И М I Ч ПК Книц обмкмчегр щи ЛДГЛ ■ Ро^иНпрИ Д^пдршлц'

1Д11ГЧ 7 'МП тр пдплицситсгзи диттигд«-

Рис. 3. Реализация доступа к информационно-правовой системе «Гарант»

предъявляемым к электронному образовательному ресурсу. Основной материал представлен в гипертекстовой и мультимедийной форме. Визуальный ряд представлен реалистическими графическими изображениями и синтезированными объектами статической и динамической графики, видеороликами, которые дополнительно способствуют усвоению материала (см. рис. 2).

Дополнительный материал (выдержки из нормативных правовых актов, архивные документы, комментарии к законодательству и др.) связан с основным удобной системой навигации и служит для расширения и углубления базовых знаний, полученных при изучении основного материала. Пояснительные тексты сопровождают ключевые термины и все графические изображения, не являющиеся элементами оформления.

Навигационный аппарат электронного учебника интуитивно понятен и обеспечивает быстрый поиск информации, мгновенный переход к нужной части основного материала, правовому документу или справочным материалам. Также реализована

возможность перехода к информационно-правовой системе «Гарант» для обращения к актуальному нормативно-правовому акту Российской Федерации, что сокращает время обучаемому для поиска необходимой информации (см. рис. 3).

Особое внимание в электронном учебнике уделено организации контроля усвоения учебного материала, реализованного на основе тестовых контрольных заданий и предполагающего автоматическую проверку результатов обучения. Тестирование построено на основе выбора правильного ответа из нескольких допустимых вариантов и исключает возможность неоднозначного толкования.

Использование электронного учебника по учебной дисциплине «Государственное управление» в образовательном процессе ВАГШ ВС РФ позволяет сократить время и усилия:

• преподавателя по созданию условий для своевременной актуализации информации; организации управляемой и контролируемой самостоятельной учебной деятельности обучающихся; сбору и обработке статистической

информации о ходе и результатах образовательного процесса;

• обучающегося на осуществление поиска информации (в том числе дополнительной) в большом её массиве; получение индивидуализированной поддержки (от преподавателя или программного средства); поддержку функции самоконтроля (за счёт его автоматизации).

Таким образом, XXI век предъявляет всё более высокие требования к обучению и образовательным результатам. Повышение качества подготовки выпускников ВАГШ ВС РФ сегодня во многом обусловлено комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы ВУЗа, поможет для каждого обучающегося сформировать индивидуальную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.