Научная статья на тему 'ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЁБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ'

ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЁБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / АЛГОРИТМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ГИПЕРССЫЛКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Владимир Федорович, Велесов Сергей Леонидович

В статье рассматриваются особенность методики использования электронного учебника при подготовке и проведении учебных занятий и разработки слушателем самостоятельного электронного опорного конспекта, а также порядок самоконтроля усвоения учебного материала слушателями путем проведения тестирования после его изучения. Предлагается к использованию слушателями при их обучении по программам магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченко Владимир Федорович, Велесов Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN IMPORTANT COMPONENT OF LEARNING USING AN ELECTRONIC TEXTBOOK AS PART OF PREPARATION WORK AND DURING LESSONS

The article presents the feature of the method of using the electronic textbook as part of preparation work and during the lessons. It also deals with the development electronic basic outline by undergraduates as well as the self-control of the material by testing after learning. It is offered for using it in their master's degree programs by undergraduates.

Текст научной работы на тему «ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЁБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»

В.Ф. САВЧЕНКО, V.F. SAVCHENKO,

С .Л. ВЕЛЕСОВ S.L. VELESOV

ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ УЧЁБЫ

AN IMPORTANT COMPONENT OF LEARNING

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

USING AN ELECTRONIC TEXTBOOK AS PART OF PREPARATION WORK

AND DURING LESSONS

Сведения об авторах: Савченко Владимир Федорович - заместитель начальника Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации по учебной работе, генерал-лейтенант, кандидат военных наук, доцент (г. Москва);

Велесов Сергей Леонидович - преподаватель кафедры истории войн и военного искусства Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, доцент (г. Москва).

Аннотация. В статье рассматриваются особенность методики использования электронного учебника при подготовке и проведении учебных занятий и разработки слушателем самостоятельного электронного опорного конспекта, а также порядок самоконтроля усвоения учебного материала слушателями путем проведения тестирования после его изучения. Предлагается к использованию слушателями при их обучении по программам магистратуры.

Ключевые слова: методика, алгоритм, электронный учебник, электронный опорный конспект, тестирование, гиперссылки.

Information about the authors: Vladimir Savchenko - deputy Head of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation for Academic Affairs, Lieutenant General, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Moscow);

Sergey Velesov - teacher of the Department of History of Wars and Military Art of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Major General of the Reserve, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Moscow).

Summary. The article presents the feature of the method of using the electronic textbook as part of preparation work and during the lessons. It also deals with the development electronic basic outline by undergraduates as well as the self-control of the material by testing after learning. It is offered for using it in their masters degree programs by undergraduates.

Keywords: method, algorithm, an electronic textbook, electronic basic outline, testing, hyperlinks.

Высокие темпы развития 1Т-технологий открыли неограниченные возможности доступа к информации различной направленности. Данные процессы особенно заметно сказываются на образовательной деятельности военных учебных заведений. Ситуация, когда Министерство обороны

Российской Федерации создало систему «Электронный вуз», объединившую информационную среду военных учебных заведений, научно-исследовательских организаций и государственных библиотек, предопределило необходимость поиска новых форм, способов и приёмов её оптимального использования.

Разработка и широкое внедрение в учебный процесс электронных учебников вносят свои коррективы в методику подготовки и проведения всех видов занятий.

С данной проблемой столкнулись и научно-педагогические работники Военной академии Генерального штаба Вооружённых

Рис. 1

Сил Российской Федерации. В результате анализа методических рекомендаций статс-секретаря -заместителя Министра обороны Российской Федерации 2016 г. по применению интерактивных электронных учебников на учебных занятиях мы уточнили некоторые подходы к их использованию и утвердились в правильности выбранного направления.

В настоящее время разработано достаточное количество электронных учебников. Только в академии их издано 64, которые регулярно совершенствуются. Но, к сожалению, если мы не научимся эффективно использовать такие учебники в ходе занятий, то они останутся лишь электронной книгой с большим объёмом информации и облегчённым доступом к ней на самоподготовке.

На форуме «АРМИЯ-2020», на примере дисциплины «История войн и военного искусства», был показан мастер-класс методики использования электронных учебников в образовательной деятельности, получивший поддержку ряда представителей военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. На рассмотрение и обсуждение читателей предлагается алгоритм работы слушателя и преподавателя в ходе подготовки и проведения учебных занятий.

Сотрудниками академии в ходе практической работы установлено,

что для повышения эффективности использования электронного учебника (ЭУ) он должен рассматриваться как важнейший компонент информационно-образовательной среды (ИОС) академии, которая должна обеспечить взаимосвязь входящих в её состав электронно-образовательного ресурса (ЭОР) и электронного учебно-методического комплекса. Помимо использования информационного контура академии обучающиеся и преподаватели имеют возможность доступа и к электронной информации Министерства обороны Российской Федерации (см. рис. 1).

Это позволит слушателю на базе электронного учебника обращаться ко множеству информационных ресурсов, в том числе по смежным учебным дисциплинам.

Таким образом, данная информационная система имеет перспективы своего использования, но только при наличии и владении методикой работы с электронным учебником при подготовке и в ходе проведения учебных занятий. В Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации установлена поэтапная подготовка к учебным занятиям. В ходе практической деятельности по обучению слушателей мы пришли к выводу о целесообразности её деления на три этапа. Первый - предварительная подготовка к учебным занятиям (поиск и подготовка исходных данных), второй - разработка электронного опорного конспекта («домашняя заготовка») и третий -личная самостоятельная проверка степени готовности слушателей к занятиям (см. рис. 2).

Наличие в электронных учебниках технологических возможностей по выделению частей текста и их копирование позволяют обучающимся наглядно акцентировать своё внимание на наиболее значимой, актуальной или необходимой информации. В таком режиме они получают возможность проработать больше материала по сравнению с чтением обычных учебников, это положительно скажется на навыках смыслового чтения слушателей.

Практика показала, что активная работа с электронным учеб-

Рис. 2

ником при подготовке к занятию позволяет слушателям готовить свои презентации к выступлениям на учебном занятии. В результате коррекции их презентаций мы пришли к выводу о возможности их оформления как электронных опорных конспектов к занятию. Таким образом, прекрасная идея известного народного учителя В.Ф. Шаталова по использованию опорных конспектов обучающимися на занятиях получила дальнейшее развитие в современных условиях при использовании электронных информационных технологий. В ходе разработки электронного опорного конспекта на базе электронного учебника обучающимся целесообразно соблюдать семь основных положений типового алгоритма, представленных на рис. 3.

Эксперимент, проводимый в академии по использованию электронных опорных конспектов, разработанных слушателями на базе ЭУ при подготовке и в ходе занятий по дисциплине «История войн и военного искусства», позволил констатировать более высокое качество усвоения материала, а сам процесс позиционировать как новый вид в образовательной деятельности для интенсификации обучения. Существенным здесь представляется перераспределение времени с поиска информации на её усвоение, а также активизацию самостоятельной

Рис. 3

деятельности слушателя при подготовке к занятиям. В этом случае значительно повышается инициативность слушателя, что ведёт к активизации их общения с преподавателем по возникающим проблемным вопросам. При таком подходе центр тяжести обучения переносится с консультаций, планируемых преподавателем, на коррекцию преподавателем самостоятельной образовательной деятельности обучающихся по инициативе последнего. Таким образом, составление электронных опорных конспектов по изучаемой теме приучает слушателей к самостоятельной работе, повышает их инициативу, учит выделять главное, самостоятельно выходить на формирование проблем, сжимать и разворачивать текст, представлять его в виде блок-схем.

Рис. 4

Возможность индивидуализации образовательной деятельности слушателей за счёт выбора каждым из них при работе с учебником и разработке электронного опорного конспекта своего представления информации в виде текстовой, символьной, визуальной, схематичной и др. позволяет наилучшим образом соответствовать его познавательному стилю. Слушатель больше не заучивает в старом смысле слова, а именно мыслит, и мыслит «объёмно», аналитически выделяя главное, представляя его как общее и частное в их взаимосвязях.

Включенный в электронный учебник контрольный блок для самоконтроля слушателем при самостоятельном изучении материала за счёт контрольных вопросов и системы электронных тестов позволяет формировать статистику выполнения заданий и изучения материала. В целом данная методика даёт слушателю представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал.

Использование тестовых заданий для самопроверки позволит слушателю осуществлять поэтапную систему самоконтроля и полноту усвоения материала, определять вопросы, требующие более пристального внимания, и объектив-

Рис. 5

но оценивать уровень собственных знаний.

Таким образом, главным предназначением ЭУ и ЭОК является использование их в ходе самостоятельной работы слушателями при подготовке к учебным занятиям, в том числе и в ходе дистанционного обучения, а также возможность проведения с ними текущего (рубежного) контроля. Алгоритм (модель) работы с ЭУ при проведении самостоятельной работы с осуществлением самоконтроля, а также текущего контроля преподавателем уровня усвоения материала слушателями (с документированным подтверждением по разделам пройденного материала) представлен в виде структуры, показанной на рис. 4.

Практика образовательной деятельности в академии с использованием электронных опорных конспектов на базе ЭУ показала повышение качества усвоения материала и наглядность представляемой информации в ходе проведения учебных занятий.

Анализируя целесообразность использования электронного учебника в ходе учебных занятий, необходимо отметить следующее: с одной стороны, его использование опосредованно через электронные опорные конспекты слушателей («домашняя заготовка») для повышения качества ответа за счёт структурирования,визуализации и наглядного подтверждения обоснования ответов, с другой - для последующей корректировки самого электронного учебника после всестороннего обсуждения выступлений, развёрнутых дискуссий и обоснованных новых находок слушателей.

Блок-схема методики рассмотрения учебных вопросов на занятии с использованием электронного учебника представлена на рис. 5.

Для примера рассмотрим вариант раскрытия позиции № 2 (Событие) в качестве элемента опорного

конспекта (см. рис. 6). Так, например, взяв для обсуждения за событие Курскую битву Великой Отечественной войны (5 июля -23 августа 1943 г.), можно выделить шесть уровней получаемой о событии информации. В последующем можно наращивать детализацию по содержанию уже каждой фронтовой операции за счёт проведённых армейских операций, а также имеется возможность наполнять для повышения визуализации опорного конспекта рисунками, схемами, фрагментами видеофильмов.

В ходе учебного занятия преподаватель после обсуждения рассматриваемого вопроса может провести сравнительный анализ однородных процессов, действий, фактов и положений на основе электронного

учебника с закладками либо подготовленного им к учебному занятию собственного электронного опорного конспекта.

Система разрабатываемых слушателями персональных опорных конспектов к каждому очередному учебному занятию после их обсуждения, например, на семинаре, позволяет проводить их уточнение и корректировку. Таким образом, по итогам обучения представляется возможным получить каждому слушателю собственный электронный учебник, лично разработанный и с неограниченной возможностью его последующего наращивания (см. рис. 7).

Таким образом, базируясь на высоком профессионализме поступающих на учёбу слушателей, принципом нашей академии в ходе

Рис. 6

Рис. 7

ill : \\Щ\)

обучения является взаимодействие «Учитель - ученик-соратник». Более того, этот принцип позволяет обучающимся не только получать знания, но и добывать знания самому и делиться своими профессиональными знаниями с окружающими и педагогом. Поэтому в результате каждого занятия по предлагаемой методике обучения электронный учебник постоянно обогащается новой информацией, новыми находками слушателей, уточняется и корректируется преподавателем и разработчиком для выпуска его обновлённых версий.

В целом использование электронного учебника позволяет не только облегчить усвоение учебного текстового материала за счёт представления его в виде конкретных образов, но и обогатить

ответ слушателя визуализацией иллюстраций и демонстрационного материала. Кроме того, данная методика позволяет в короткие сроки обновлять необходимую учебную информацию как с по-

мощью электронных опорных конспектов слушателей, уточнённых на занятии, так и электронной информационной среды и академии, и внешних источников.

В результате подготовки обучаемыми ЭОК на базе ЭУ в системе «Электронный вуз» обеспечивается наиболее эффективное взаимодействие между преподавателем и слушателями. Основным подходом к использованию ЭУ на занятии будут являться творчество, самоанализ и переосмысление, как важнейшие компоненты учебной деятельности обучающихся, что реально повышает уровень понимания в изучении предмета. Сокращаются затраты времени на поиск и изучение информации и увеличивается объём времени на практическую и аналитическую работу слушателя.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать -электронный учебник в системе «Электронный вуз» в отличие от бумажной версии переходит из разряда «Хранителя знаний» в «Созидателя знаний». При этом одновременно обучающиеся получают практические навыки поиска информации, а информационные технологии, позволяющие совмещать ЭУ с тренажёрами, симулято-рами, расчётными задачами и т.п., дополнительно формируют, закрепляют и совершенствуют умения и навыки (см. рис. 8).

Военная академия Генерального штаба продолжает развивать приёмы и способы реализации возможностей системы Вооружённых Сил Российской Федерации «Электронный вуз», делится с вами своими достижениями и приглашает уважаемых читателей к дискуссии по этой проблематике на страницах журнала «Вестник военного образования». "Ф"

Рис. 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.