Научная статья на тему 'ПОБЕЖДАЯ СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ'

ПОБЕЖДАЯ СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / CREATIVE THINKING / CREATIVENESS / CONTINUITY / SUCCESSION / EDUCATION PROCESS / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Владимир Владимирович

В статье проанализированы и обобщены подходы и особенности формирования творческих способностей слушателей на ключевых исторических этапах становления и развития «школы полководцев», связанные с выбором наиболее эффективного механизма развития творческого потенциала слушателей в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING THE STEREOTYPES OF THINKING TO THE ISSUE OF FORMING CREATIVE CAPABILITIES WITH THE UNDERGRADUATES OF THE GENERAL STAFF MILITARY ACADEMY REGARDING SUCCESSION OF THE HISTORICAL TEACHINGHERITAGE

The article analyses and generalizes approaches the peculiarities of enhancing creative capabilities with the undergraduates on the key historic stages of forming and developing «the grand military leaders school»; those approaches which are connected with the choice of the most effective mechanism of development of the creative potential with the undergraduates in the nowadays environment.

Текст научной работы на тему «ПОБЕЖДАЯ СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ»



А'. i Иизй:

д

В.В. КАРПОВ

ПОБЕЖДАЯ СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

OVERCOMING THE STEREOTYPES OF THINKING

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ

ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ

ТО THE ISSUE OF FORMING CREATIVE CAPABILITIES WITH THE UNDERGRADUATES OF THE GENERAL STAFF MILITARY ACADEMY REGARDING SUCCESSION OF THE HISTORICAL TEACHINGHERITAGE

Сведения об авторе. Карпов Владимир Владимирович - доцент кафедры военного управления Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник, доктор военных наук, профессор (г. Москва. E-mail: wwu>_kkk@bk. ru).

Аннотация. В статье проанализированы и обобщены подходы и особенности формирования творческих способностей слушателей на ключевых исторических этапах становления и развития «школы полководцев», связанные с выбором наиболее эффективного механизма развития творческого потенциала слушателей в современных условиях.

Ключевые слова: творческое мышление, креативность, преемственность, образовательный процесс, профессионализм.

Information about the author. Vladimir Karpov - the docent of the department of the Military management at the General Staff Military Academy of the Russian Federation Armed Forces, colonel, military science doctor, professor (Moscow. E-mail: www_kkk@bk. ru).

Summary. The article analyses and generalizes approaches the peculiarities of enhancing creative capabilities with the undergraduates on the key historic stages of forming and developing «the grand military leaders school»; those approaches which are connected with the choice of the most effective mechanism of development of the creative potential with the undergraduates in the nowadays environment.

Keywords: creative thinking, creativeness, continuity, succession, education process, professionalism.

В военной теории и практике возникает множество разнообразных проблемных вопросов, творческое решение которых под силу лишь тому офицеру, у которого воспитано стремление работать и мыслить по-новому.

Очевидно, что зрелыми и творчески мыслящими военными управленцами не рождаются. Такими они становятся в ходе обучения, в процессе напряженной теоретической и практической деятельности.

Подготовить творчески мыслящего военного руководителя любого уровня, способного принять решение в условиях неопределенности, отказаться от сделанного в прошлом и пойти в изменившихся условиях по новому пути, предусмотреть минимальные потери с учетом непредсказуемости развития обстановки и, в конечном итоге, победить - это и есть одна из главных задач в системе военного образования.

В начале XX века крупный военный деятель и теоретик А.Е. Снесарев, будучи начальником Академии Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, определил критерии оценки государства при отстаивании своих национальных интересов по пятибалльной шкале. В соответствии с ней утрата независимости, крах государства - «1»; поражение в войне - «2»; простая победа в войне - лишь «3»; успех политики

## От командира требуется не слепое исполнение приказаний, С С а разумная самодеятельность, не ремесленная выучка, ^ ^ а подлинно художественное творчество».

в войне - «4»; успех при избежании войны - «5».

Такой подход нашел свое отражение в существующей Военной доктрине России, где одна из задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, -своевременное предотвращение войн и вооруженных конфликтов, «локализация, нейтрализация и ликвидация военных угроз». Это означает, что выпускники ВАГШ должны быть подготовлены не только к применению современных сил и средств вооруженной борьбы или управлению ими, но и к конструированию такой упреждающей военно-политической обстановки, которая снижает и устраняет военные угрозы, делает неизбежным крах военных агрессий, устанавливает персональную правовую ответственность их организаторов, настраивает на отказ от ведения военных действий.

Совмещение этих двух направлений при подготовке слушателей требует реализации их творческих способностей в ходе решения проблемных профессиональных ситуаций и задач, большей гибкости, нестандартного созидательного мышления, поиска нового, продуцирования большого числа оригинальных идей, отказа от стереотипов.

Именно такой подход к обучению слушателей был свойственен Военной академии Генерального штаба в различные исторические периоды. Дух творчества, научного поиска царил в академии с первого дня ее создания.

В течение более двадцати лет становления (1832-1853 гг.) основные усилия были направлены на приведение содержания учебных дисциплин в строгое соответствие с потребностями практической службы выпускников академии, а также на стимулирование развития самостоятельности мышления и вкуса к творчеству в военном деле.

Наиболее рельефно приоритеты при формировании творческих

способностей проявлялись в ходе практических занятий. Так, на занятиях по тактике в рамках первого курса большое внимание уделялось аналитическому разбору и описанию слушателями различного рода сражений из прошлых войн.

Каждый слушатель второго курса, в свою очередь, обязан был самостоятельно выполнить 5-6 тактических задач по корпусной и армейской тематике.

Проведенная реформа военного образования во второй половине XIX века напрямую коснулась и Императорской военной академии. В этот период было увеличено количество решаемых слушателями небольших тактических задач, что позволяло активизировать их работу по освоению необходимых в последующей службе знаний и навыков. Достижению этих же целей способствовало выполнение обучаемыми контрольных письменных работ, подводящих промежуточный итог изучению одного из разделов курса.

Новым важным явлением в обучении слушателей стали письменные курсовые работы по военной истории и стратегии, которые разрабатывались самостоятельно и защищались публично. От обучаемых требовалось не только ясное понимание уровня развития военного искусства, но и умение вскрывать ошибки и просчеты, причины поражений, а также наиболее поучительные стороны в использовании победившим своих сил и средств.

С 1855 г. для слушателей Николаевской академии Генерального штаба впервые были введены годовые сочинения по одному из трех предметов - военной истории, военной администрации и военной статистике, явившиеся прообразом

В.А. Черемисов,

генерал от инфантерии

разрабатываемых в последующем тем по военному искусству и военной истории. Их основным назначением была проверка способностей офицеров к самостоятельной творческой работе. Не довольствуясь печатными источниками, они активно использовали малоизученные документы из архивов.

В 1861 году с назначением военным министром бывшего профессора Императорской военной академии генерал-лейтенанта Д. А. Милютина был взят курс на резкое увеличение практической направленности обучения. При этом для развития творческих способностей обучаемых предписывалось:

• ставить реальные мотивированные задачи по возможности из фактических эпизодов минувшей войны;

• проводить разбор занятия с учетом взглядов всех его участников;

• обеспечить свободный обмен мнениями слушателей как между собой, так и с руководителем занятия;

• поощрять, а не подавлять «вольные» мысли;

• реализовать главенство авторитета опыта и науки, а не воинского звания и должности;

• развивать все виды военной игры на топографических картах и, главным образом, на местности;

• разрабатывать систему ведения занятий со слушателями как в аудиториях, так и в ходе проводимых учений.

Русско-японская война 19041905 гг. явилась серьезной проверкой обороноспособности России, боеспособности ее армии и флота. Опыт войны вскрыл серьезные недочеты в тактической подготовке офицеров. Это побудило педагогов

Гм I

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

## На войне исполнение стоит выше мысли, действие выше С С слова, практика выше теории».

Пенкер, генерал

академии к поиску новых форм обучения, внесению корректив в учебные курсы и приближению их к нуждам армии и задачам, которые предстоит решать выпускникам в мирное и военное время.

Основным идеологом реформирования учебного курса выступил молодой преподаватель академии профессор полковник H.H. Головин, сторонник прикладного метода обучения и получивший поддержку начальника академии генерала Д. Г. Щербачева, великого князя Николая Николаеви-ча-младшего.

В прикладном методе основной упор делался на решение тактических и стратегических задач на картах в форме военной игры. После ее окончания проводился разбор.

Стремление подготовить офицера к самостоятельной работе и притом к работе в строго ограниченное время заставило ввести в число прикладных занятий самостоятельное решение задач в классе и центр тяжести перенести на них. При этом поощрялось умение трезво смотреть на факты, оперативно принимать решение с учетом вводных и не приветствовалось решать все «по примеру прошлых лет». Говоря другими словами, обучающегося отучали от шаблона и приучали

принимать свое решение в зависимости от обстановки, т.е. приучали к свободе творчества.

В свою очередь это привело к следующим изменениям:

• преподаватели, в первую очередь профессора, должны были быть непосредственными руководителями всех видов занятий, а не только лекций;

• обучение должно вестись преимущественно на изучении и решении частных задач, конкретных ситуаций, где могут быть рассмотрены используемые приемы работы должностных лиц, органов управления, применение полученных теоретических знаний;

• придание «жизненности» практическим занятиям. Полученные знания без умения применить их на практике для военного человека ценности не имеют;

• необходимость обеспечения практической полезности и своевременности получаемых знаний для дальнейшей военной деятельности;

• предоставление обучающемуся офицеру нужного для самостоятельной работы времени под

конкретные классные занятия с соблюдением принципа доверия;

• отсутствие критики ради критики. Критика должна стать только помощником творчества;

• постепенное освобождение обучающегося от влияния руководителя, что способствует самостоятельному решению им поставленных задач.

Таким образом, высшая военная школа должна была готовить военных деятелей, а не военных ученых. Это положение включало в себя три основные идеи: стремление к развитию творческих способностей обучающегося, жизненность обучения и необходимость самостоятельной работы.

Характерным для методики подготовки слушателей в период до Великой Отечественной войны являлось предоставление им большой самостоятельности в работе.

Установленная в академии система работы слушателей вытекала из Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 23 июня 1936 года «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой». В соответствии с этим постановлением учебная нагрузка была спланирована так, что почти 60 процентов учебного времени отводилось для самоподготовки. При шестидневной рабочей неделе слушатели имели 2-3 дня, свободных от классных занятий. Полученные знания слушателей систематически проверялись путем проведения индивидуальных зачетов, контрольных летучек, бесед по прочитанной литературе.

Несмотря на кажущееся «либеральное» построение учебного процесса, слушателям приходилось планировать свой рабочий день очень жестко и заканчивать его в 23-24 часа.

Для самостоятельной работы начальники кафедр и учебных

групп давали слушателям задания и указывали перечень литературы, которую слушатели были обязаны изучить за время пребывания в академии. Для проверки этого задания обучающиеся должны были предъявлять по требованию командования академии конспекты проработанных книг.

Для отработки прикладного курса слушатели получали письменное задание от руководителей занятий, оценивали обстановку и принимали решение, которое наносили на рабочую карту и излагали в боевом приказе. Карты принятого решения и приказы высылались в соответствующий штаб военного округа, где проверялись и оценивались как с точки зрения правильности принятого решения, так и с точки зрения его штабного оформления. Руководитель занятия, изучив представленные решения, аудиторно в академии разбирал варианты принятых решений, брал одно из них за основу и на картах разыгрывал его в динамике.

Такой подход к подготовке слушателей давал возможность академии иметь связь с военными округами, устанавливать единство взглядов по важнейшим теоретическим вопросам, а командующим военными округами лично участвовать в подготовке своих будущих ближайших помощников.

Наличие тесной связи академии с Генеральным штабом, штабами военных округов и видами Вооруженных Сил расширяло кругозор преподавателей и слушателей, помогало каждому слушателю выявить слабые места в личной подготовке и устранить их путем самостоятельной работы.

В теории оперативного искусства академия не стремилась выносить жестких решений и уставных правил, а развивала творческую мысль слушателей, считая, что административные решения в теории развивают «школярство», стремление искать кафедральные решения,

убивают инициативу и веру в свои творческие силы.

Лишь тот начальник, который не скован шаблоном, способен правильно в бою и операции оценить обстановку, сделать из нее выводы и принять решение, соответствующее конкретным условиям обстановки, а догматизм в теории оперативного искусства не ведет к успеху операции. Условия для учебы в академии способствовали выработке у слушателей инициативы, самостоятельности и позволяли им в работе проявить необходимое творчество.

При этом для изучения работы штаба армии при подготовке и в ходе наступательной операции с первым курсом ежегодно проводились полевые поездки со средствами связи: в 1937 году - в Киевский военный округ, в район г. Коро-стень; в 1938 году - в Белорусский военный округ, в район г. Рогачев; в 1939 году - в Киевский военный округ, в район г. Винница; в 1940 году - в Киевский особый военный округ, в район г. Злочев.

В эти же годы было совершено несколько выездов на Балтийский и Черноморский флоты. Осенью 1940 года была проведена военно-историческая поездка на Карель-

скии перешеек, на которой слушатели детально изучали опыт прорыва советскими войсками укрепленных районов на так называемой «линии Маннергейма».

Однако настоящей школой боевого мастерства для многих слушателей явилось непосредственное участие в боевых действиях во время освободительных походов в Западную Белоруссию и Западную Украину, в Советско-финляндской войне и на р. Халхин-Гол. Возвра-тясь затем в академию, слушатели под руководством преподавателей обобщали полученный опыт и использовали его на последующих занятиях.

Таким образом, в рассматриваемый период для развития творческих навыков у слушателей было увеличено количество тактических и оперативных летучек; введены тренировочные и контрольные задачи; стали разрабатываться командно-штабные двухсторонние учения, в которых принимали участие слушатели; были введены полевые выезды и поездки с целью изучения боевой техники, а также увеличено количество решаемых задач непосредственно в полевых условиях по оперативному искусству. Весь

Г « '7

Ш Ш Искусство командира проявится в умении из многообразия С С средств, находящихся в его распоряжении, выбрать те, ^^ которые дадут наилучшие результаты в данной

обстановке и в данное время».

М.В. Фрунзе, начальник штаба РККА

этот инструментарий должен был мотивировать слушателей научиться чувствовать новое и уметь это новое привнести в военное искусство.

Преемственность в поиске новых форм и методов активизации осмысленной деятельности слушателей сохранилась и в последующие годы.

В 1943 году приказом Ставки ВГК начальником академии был назначен Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, который требовал, чтобы каждое занятие по тактике и оперативному искусству было оригинальным, не похожим одно на другое, давало новое, расширяло кругозор обучаемых, учило правильно анализировать обстановку, принимать смелые и обоснованные решения.

В годы Второй мировой войны и послевоенный период особое внимание было уделено всестороннему изучению слушателями опыта Великой Отечественной войны. При этом в равной степени изучались как положительные, так и отрицательные стороны, вскрывались допущенные ошибки в рассматриваемых операциях и боевых действиях, учились глубоко анализировать обстановку, делать правильные выводы, не допуская шаблона в принимаемых решениях, и всегда помнить то, что было правильным в одной обстановке, может оказаться совершенно неприемлемым в другой.

При решении оперативно-тактических задач каждый преподаватель требовал самостоятельных решений. Не шаблон и не ссылка на авторитеты, а свое творческое решение, соответствующее сложившейся обстановке, должно было брать верх над всем остальным.

Кроме того, слушатели, имевшие богатый боевой опыт, привлекались в качестве помощников руководителей к проведению занятий, к подготовке разборов, к разработке заданий и методичек, в качестве посредников на военных играх, лекторов по

определенным темам, знакомым им по их предыдущей служебной деятельности.

Занятия в учебных группах проходили методом штабной военной игры, растянутой по времени (периодически игра прерывалась для обсуждения отдельных важных вопросов).

Такой метод занятий приучал к ясному, сжатому командному языку, отучал от многословия. Соблюдалась полная свобода решений и мнений, что способствовало самостоятельности оперативного мышления. Слушатель не стремился «угадать» решение кафедры, а смело излагал свое личное решение. Руководитель группы должен был критически разобрать все положительные и отрицательные стороны предлагаемых слушателями решений. Это значительно оживляло занятия, развивало в слушателях творческие способности, отучало от шаблона и доктринерства.

В последующем подготовка слушателей ВАГШ характеризуется значительным расширением возможностей вовлечения новых технических средств в процесс обучения. В 1999 г. в академии впервые в истории Вооруженных Сил было проведено компьютерное командно-штабное учение под руководством Министра обороны РФ.

Новая учебно-материальная база, позволившая проводить большинство групповых занятий по прикладным задачам на учебных командных пунктах и в центре оперативной подготовки, требовала основательного уточнения методов проведения таких занятий. Усилия теории и практики стали направляться на создание условий для слушателей, при которых обу-

чаемые получали бы возможность в полной мере использовать интеллектуальные, информационные и технические ресурсы. Обеспечение эффективной информационно-методической поддержки при отработке обучаемыми прикладных оперативных задач, освоение ими новых информационных технологий позволили организовать обучение слушателей с более индивидуальным, персонифицированным подходом, развивать их аналитические и творческие способности, а также вызывать у них потребность в самостоятельной работе по обновлению имеющихся знаний.

Особенно важно было развивать у обучаемых способность предвидения на основе научно обоснованного прогноза, характеризующегося умением распознать тенденцию прогнозируемого явления, логику его развития, чтобы, в конечном счете, уменьшить влияние неопределенности будущей ситуации на результат принимаемых решений.

Один из видных военачальников Великой Отечественной войны генерал армии П. И. Батов по этому поводу писал: «Подобно всякому творению рук и воли людей, бой осуществляется дважды - сначала в мыслях, а потом в действительности. Если начальник штаба - математик операции, то командарму этого недостаточно. Он должен силой фантазии, напрягая остроту чувства предвидения, пережить этот первый мысленный бой, детали которого порой запечатлеваются в памяти, как кадры на фотопленке».

Очевидно, что при прочих равных условиях выигрывает обычно тот, кто лучше подготовлен, умеет предвидеть ход развития событий,

пп:

кто обладает творческим мышлением и на этой основе принимает наиболее оптимальное решение в сложившейся обстановке. При этом под творческим мышлением следует понимать высшую ступень в развитии военно-профессиональных способностей, позволяющих успешно решать нетипичные и сложные задачи.

Важнейшим условием творческого мышления является быстрота, мобильность познавательных процессов (восприятия, памяти, выражения) и умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации). Именно благодаря этому удается избежать при достижении поставленной цели шаблона, механического перенесения прежнего опыта в новые ситуации, эффективнее использовать имеющиеся знания, переработать большой объем информации и выработать новый способ действий.

Творчество немыслимо без инициативы, однако необходима та инициатива, которая принесет пользу при выполнении задачи. Есть здесь и весьма сложный психологический момент: инициативные и самостоятельные действия всегда требуют риска, ответственности, точного и научного расчета. Еще М. В. Фрунзе подчеркивал, что «во главе наших частей должны стоять люди, обладающие достаточной самостоятельностью, твердостью, инициативностью и смелостью; нам нужно иметь такой командный состав, который не растерялся бы ни при какой обстановке, который мог бы быстро принять соответствующее решение, неся ответственность за все его последствия».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На современном этапе академия активно участвует в обобщении имеющегося опыта формирования творческих способностей слушателей с учетом преемственности и поиске новых решений этой сложнейшей задачи.

Основными путями повышения эффективности обучения слушате-

лей могут быть: усиление мотивации слушателей и преподавателей; повышение уровня подготовленности преподавателей; внедрение новых инновационных методов обучения; комплексная информатизация процесса образовательной деятельности.

Выполняя указания начальника Генерального штаба по активизации осмысленной деятельности слушателей, в академии реализованы следующие основные приемы:

• «мини-летучки» для проверки качества усвоения полученного учебного материала, суть которых заключается в решении конкретной управленческой задачи органом военного управления в заданных условиях обстановки;

• создание проблемной ситуации в ходе учебного занятия и последующее ее решение методом «мозгового штурма»;

• «аналитический урок», в ходе которого проводится разбор работы органа военного управления по опыту мероприятий оперативной подготовки и решения задач в САР с выработкой альтернативных (нестандартных) вариантов;

• возрождение практики Николаевской академии Генерального штаба, когда слушатель после изучения темы (раздела) дисци-

плины готовил реферат (эссе) с изложением собственных взглядов на пройденный материал, предлагал свое решение существующих проблем.

Как свидетельствует богатый многолетний педагогический опыт академии, для того, чтобы слушатель стал активным участником образовательного процесса, проводником новых идей и решений, необходимо осуществлять его подготовку в так называемой креативной системе образования, то есть в системе непрерывного формирования творческого мышления и развития способностей обучаемых.

С учетом этого каждому слушателю представляется возможность не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии.

Проведенный анализ преемственности обучения слушателей ВАГШ позволил разработать методические рекомендации по стимулированию у обучаемых аналитического мышления и творческих способностей в процессе проведения основных видов занятий: • побуждение слушателей к осмысленному усвоению знаний на основе активности и самоконтроля;

Г шГЪ

• необходимо всемерно стимулировать стремление слушателя к самостоятельности при решении задач (выборе целей, средств и определении способов их достижения). Обучающийся, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности;

• ни в коем случае не подавлять интуицию слушателя, а, наоборот, следует поощрять его за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи;

• поощрение добросовестности, инициативы, разумного риска, проявленных слушателями в процессе обучения. История войн и военного искусства свидетельствует, что склонность к риску - одна из фундаментальных черт творческой личности. Однако поощряется не любой риск - не безрассудный, когда надежда возлагается на счастливый случай, ариек осознанный, имеющий в своей основе расчет, на котором и основывается вера в успех;

• нельзя допускать формирования комфортного мышления, то есть пассивного соглашательства с существующим мнением или мнением большинства;

• формирование чувствительности к противоречиям, умение обнаружить и сознательно их формулировать. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез. Это особенно наглядно проявляется в процессе обучения слушателей методологии принятия решения, основывающегося на творческом подходе к уяснению задачи и оценке обстановки;

• осуществление постоянной тренировки в целях формирования и развития навыков и умений. Сама по себе тренировка в продуцировании (то есть производстве) возможных решений (гипотез)

существенно повышает способности слушателей в гибком и оригинальном мышлении;

• организация творческих повторений изучаемого материала в постоянно изменяющихся условиях;

• опора на все виды памяти обучаемых;

• развивать предвидение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с «выдаванием» выдумки за истину;

• желательно в процессе занятий в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживание успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления;

• формировать у слушателя уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу, ведь тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех;

• реализация совместной с преподавателем исследовательской деятельности, когда решается задача, ответ на которую не знает ни слушатель, ни преподаватель. Особое значение в этой ситуации приобретают мотивы самореализации и соревнования, побуждающие продуктивную творческую деятельность «соавторов».

Выступая перед слушателями ВАГШ ВС РФ 2 сентября 2019 г., начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии В. В. Герасимов определил требования к выпускникам академии:

• владение творческим подходом, нестандартностью, новизной и оригинальностью мышления;

• постоянная готовность к решительным действиям в крайне опасной обстановке (риск в бою);

• умение применять упреждающие меры, достигать взаимности действий, захватить инициативу, поддерживать постоянную боевую активность;

• обладание разумной инициативой, стремление самостоятельно найти и применить наилучший способ выполнения боевой задачи;

• предусмотрительность, умение предвидеть развитие обстановки боя в целом.

Формирование творческого мышления - задача не одного дня, а дело всей жизни офицера. Учить мыслить гораздо труднее, чем учить уставным положениям. Недаром говорится, что первой в бой или сражение вступает мысль. Сегодня эта мысль оказывается еще и важнейшим оружием, и решающим фактором, обеспечивающим победу над противником.

Современная ситуация такова, что выпускник академии Генерального штаба должен быть экспертом высочайшего уровня и настоящим профессионалом своего дела, соединяющим в себе качества военного политика и ученого, военного организатора и дипломата. Зачастую ему приходится брать на себя решение не свойственных военным задач.

В этих условиях академия становится своего рода задающим генератором, способствующим получению не только глубоких и разносторонних знаний, но и формированию развитого оперативного мышления, что позволит выпускнику в последующем с максимальной эффективностью использовать полученный «багаж» знаний и творческий потенциал при решении профессиональных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. История Военной ордена Суворова академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР: военно-теоретический труд под председательством профессора, генерал-полковника артиллерии Фомина Н. С. -М.: ВАГШ, 1966.151 с.

2. 25 лет Военной ордена Суворова I степени академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР: сборник воспоминаний. - М.: ВАГШ, 1961.345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.