Научная статья на тему 'АНАЛИТИЧЕСКИЙ УРОК ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОГО УРОКА'

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УРОК ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОГО УРОКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / АНАЛИТИЧЕСКИЙ УРОК / ИСТОРИЯ ВОЕННОГО ИСКУССТВА / ELECTRONIC TEXTBOOK / ANALYTICAL LESSON / HISTORY OF MILITARY ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасичник Сергей Иванович, Колесников Дмитрий Николаевич

В статье раскрываются опыт и особенности применения электронного учебника на аналитическом уроке по дисциплине «История военного искусства» со слушателями Общевойсковой ордена Жукова академии ВС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасичник Сергей Иванович, Колесников Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL LESSON USING AN ELECTRONIC TEXTBOOK FOR CONDUCTING AN ANALYTICAL LESSON

The article reveals the experience and features of using an electronic textbook in an analytical lesson on the discipline «History of military art» with students of The combined arms order of Zhukov Academy of the Russian armed forces.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИЧЕСКИЙ УРОК ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОГО УРОКА»

С.И. ПАСИЧНИК, Д.Н. КОЛЕСНИКОВ

S.I.PASICHNIK, D.N. KOLESNIKOV

АНАЛИТИЧЕСКИМ УРОК

ANALYTICAL LESSON

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОГО УРОКА

USING AN ELECTRONIC TEXTBOOK FOR CONDUCTING AN ANALYTICAL LESSON

Сведения об авторах: Пасичник Сергей Иванович - заместитель начальника ВУНЦ СВ «Общевойсковая ордена Жукова академия ВС РФ», генерал-майор, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: ovavcrf@mil. ru);

Колесников Дмитрий Николаевич - заместитель начальника кафедры истории военного искусства ВУНЦ СВ «Общевойсковая ордена Жукова академия ВС РФ», полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Москва. E-mail: kolesnikovdmit@yandex. ru).

Аннотация. В статье раскрываются опыт и особенности применения электронного учебника на аналитическом уроке по дисциплине «История военного искусства» со слушателями Общевойсковой ордена Жукова академии ВС РФ.

Ключевые слова: электронный учебник, история военного искусства.

аналитический урок,

Information about the authors: Sergey Pasichnik - Deputy head of VUNTS SV «combined arms order of Zhukov Academy of the armed forces of the Russian Federation», major General, candidate of military Sciences, associate Professor (Moscow. E-mail: ovavcrf@mil. ru);

Dmitry Kolesnikov - Deputy head of the Department of history of military art of the VUNTS SV «combined arms order of Zhukov Academy of the Russian armed forces», Colonel, candidate of technical Sciences, associate Professor (Moscow. E-mail: kolesnikovdmit@yandex. ru).

Summary. The article reveals the experience and features of using an electronic textbook in an analytical lesson on the discipline «History of military art» with students of the combined arms order of Zhukov Academy of the Russian armed forces.

Keywords: electronic textbook, analytical lesson, history of military art.

В настоящее время одним из ключевых направлений совершенствования педагогики высшей военной школы является развитие средств и технологий обучения. Большое значение для образовательного процесса сегодня имеют электронные учебники, и необходимость их применения на учебных занятиях бесспорна. Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир

Владимирович Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию указал, что разработка и применение новых информационных технологий должны стать в качестве приоритетных направлений развития государства. Очевидно, что совершенствование образовательных информационных технологий позволяет преподавателю и слушателю более мотивированно подходить к процессу обучения, сконцентрироваться обучающему-

ся на усвоении учебного материала в доступных ему формах, времени, с учётом особенностей его способностей и памяти.

Основной задачей, которая должна решаться при разработке и использовании электронных учебников по военно-историческим дисциплинам, является обеспечение работы слушателя с максимально возможным объёмом различных исторических материалов при минимальных затратах учебного

времени на их поиск и освоение. Содержание электронного учебника по истории военного искусства, применяемого в образовательном процессе, не ограничивается традиционными материалами из литературных источников. В интересах обеспечения необходимой степени объективности суждений при анализе изучаемых операций и боёв учебник содержит также архивные данные и данные из дополнительных источников.

В образовательном процессе нашей академии электронный учебник нашёл широкое применение при проведении аналитического урока. Аналитический урок, как один из видов учебных занятий при изучении истории военного искусства, был внедрён в практику учебного процесса более двадцати лет назад, после соответствующего решения учёного совета академии. Правомерность и необходимость аналитического урока определяются достижени-

Рис. 1. Доля аналитических уроков в учебной дисциплине

ем целей изучения дисциплины. Прошедшие годы подтвердили целесообразность этого вида занятий в образовательном процессе.

Основное назначение аналитического урока - привитие обучающимся навыков анализа конкретных операций и боёв прошедших войн и вооружённых

конфликтов. На основе анализа слушатели приобретают опыт выявления сильных сторон и недостатков при подготовке к боевым действиям и применении сил и средств, учатся определять те стороны боевого опыта, которые сохраняют значение в современных условиях вооружённой борьбы.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА

1. Уяснение задачи армии (корпусу, дивизии, бригаде, полку)

- боевая задача;

- пространственные и временные показатели размаха операции (боя) - протяженность назначенной полосы обороны, глубина полосы (зоны) ответственности

2. Результаты операции (боя)

- фактическая продолжительность операции (боя);

- положение формирований по окончанию операции (боя);

- средние темпы наступления противника;

- факт выполнения (невыполнения) боевой задачи,

- успешность операции (боя)

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАЦИИ (БОЯ)

3. Причины достигнуты* результатов 3.1. Решение командующего (командира)

целесообразность избранного направления сосредоточения основных усилий; решительность массирования сил и средств на важнейших направлениях;

■ целесообразность оперативного построения армии (боевого порядка корпуса, дивизии); целесообразность спланированного огневого поражения противника;

целесообразность системы противотанковой обороны;

■ целесообразность состава и характера системы рубежей (полос), позиций и районов и др.

3. Причины достигнутых результатов 3.2. Действия соединений, частей и подразделений

эффективность огневой контрлодготовки; эффективность огневого поражения противника перед передним краем и в глубине обороны; стойкость при удержании переднего края обороны, назначенных оборонительных позиций и полос; эффективность проведения контратак и контрударов; оперативность и эффективность маневра силами и средствами на угрожаемые направления; эффективность ведения боевых действий в окружении; организованность отхода частей и подразделений и др.

Главная цель разбора операции (боя) — выявление причин достигнутых результатов операции (боя): временные показатели удержания занимаемых позиций и полос, достижения {недостижения} устойчивости обороны, выполнения (невыполнения) боевой задачи, темпы наступления противника в назначенной полосе

ИТОГ АНАЛИТИЧЕСКОГО УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДОВ

Выявление основных причин изменения тактики и оперативного искусства оборонительной операции (боя) II Формулировка поучительных исторических уроков, актуальных для современного военного искусства

Рис. 2. Структура основной части аналитического урока

■ < > -/

© история военного ■> *щаь ] О Nevi (est В полосе обороны 316 сд противник прорвал ТЗО к исходу:

Первого дня наступления

Второго дня наступления

Третьего дня наступления

Рис. 3. Программа тестирования электронного учебника

A ОТ

"★ЛТI

i штаг

Проведение аналитического урока направлено на освоение слушателями профессиональных компетенций, которые заключаются в способности использовать отечественный и зарубежный опыт подготовки и ведения боевых действий для обоснования решений, принимаемых в их профессиональной деятельности.

На аналитические уроки в учебной программе выделяется значительный объём времени. На базе фактологического материала, изложенного в учебнике, слушатели в ходе учебного занятия анализируют решение командиров и командующих, действия сил и средств при выполнении поставленных задач. Принципиальное отличие аналитического урока от семинара состоит в том, что на уроке рассматривается конкретная наступательная или оборонительная операция. Главным для обсуждения на занятии являются причины достигнутых результатов боевых действий в изучаемой операции. По завершении изучения операций и боёв читаются лекции и проводятся семинары, на которых обобщается опыт боевых действий, определяются направления развития военного искусства в конкретных исторических периодах.

Примерная структура основной части аналитического урока на примере оборонительной операции показана на рис. 2. Прежде всего преподаватель добивается единого понимания задачи армии на оборону и результатов оборонительной операции. Основное же время занятия посвящается выявлению и обсуждению причины достигнутых результатов. Главное внимание при этом обращается на анализ решения командующего армией и применение сил и средств на этапах ведения оборонительной операции. В целом, в результате обсуждения слушатели должны выявить и сформулировать причины роста устойчивости обороны

советских войск. При этом обучающиеся не только анализируют и изучают исторический опыт, но и формулируют выводы, актуальные для современного военного искусства.

Для достижения целей и задач аналитического урока и эффективного его проведения этап самостоятельной подготовки слушателей к данному занятию важен как никогда. Объективный анализ вопросов подготовки и ведения операции возможен только при твёрдом усвоении их содержания.

Практика образовательного процесса показывает, что установочную консультацию слушателям по теме аналитического урока следует проводить не позднее, чем за 3-4 дня до занятия. Это способствует заблаговременной подготовке слушателя к занятию и ориентирует его об объёме предстоящей работы. В ходе консультации необходимо оказать помощь слушателям в уяснении цели занятия, отдать указания о содержании подготовки к занятию (что и в каком объёме должно быть изучено, какие теоретические положения необходимо повторить, к каким действиям быть готовым). Рекомендовать обучаемым в рабочих тетрадях сформулировать основные выводы по результатам изучения учебной литературы. При необходимости следует разъяснить слушателям наиболее сложные положения, ответить на неясные

вопросы. Одновременно преподаватель доводит слушателям, какие материалы электронного учебника позволят качественно подготовиться к занятию. По сути он презентует электронный учебник и его возможности по теме занятия.

Слушатель на самостоятельной подготовке использует все возможности электронного учебника. Каждый слушатель академии обеспечен персональным компьютером на период обучения, куда уже загружены электронные учебники. Текстовый материал по теме предстоящего занятия в учебнике дополняется иллюстрациями, табличными справочными данными и, самое главное, цветными схемами, выполненными преподавателями кафедры на основе материалов архива Министерства обороны Российской Федерации, на базе реальных электронных топографических карт. На схемах в масштабе показаны состав и положение противника, возможный характер его действий, решение командующего на оборону, действия войск при выполнении боевых задач в тактической и оперативной глубине. Для слушателя текстовый материал с подобными схемами более понятен для восприятия и позволяет подключать зрительную память. Он как бы мысленно становится участником тех событий. Уже при изучении материала слушатель начинает его анализировать и задаваться вопросом о причинах принятия командирами разного уровня именно таких решений.

Наряду с основным содержанием учебного материала слушатели могут просматривать видеофайлы, прикреплённые по теме учебного занятия, познакомиться с составом наступавших войск противника, техническими характеристиками его вооружения и военной техники, используемых в этой операции, содержанием военных терминов, в том числе по смежным учебным дисциплинам, биографическими данными военачальников, принимавших участие в данной опе-

рации, составом и боевым путём оборонявшихся фронтовых объединений, армий и дивизий и многое другое, что позволяет использовать учебник в качестве хрестоматии военного искусства.

По завершении изучения раздела слушатель имеет возможность самостоятельно проверить свои знания, используя программу тестирования, и, проанализировав ошибки, вернуться и доработать учебный материал. Таким образом применение электронного учебника при подготовке к занятию позволяет слушателю качественно и без значительных затрат учебного времени не только подготовиться к занятию, но и расширить свой кругозор по исторической тематике.

Во вступительной части аналитического урока возможности электронного учебника целесообразно использовать на этапе проверки готовности слушателей к занятию. Для этого слушатели по команде преподавателя выполняют электронное тестирование в отведённое время. Тестовое приложение учебника выдаёт слушателям вопросы для контроля знаний из ранее загруженной базы. Как правило, количество вопросов не превышает десяти. Оценка каждому слушате-

лю определяется автоматически по окончании теста. Преподавателю остаётся записать их в рабочую ведомость в разделе «готовность к занятию». Несомненно, эта оценка не является определяющей и может быть изменена в ходе занятия. Вместе с тем, исходя из результатов тестирования и готовности учебной группы, преподаватель имеет возможность скорректировать методы и педагогические приёмы для достижения целей занятия. Опыт показывает, что тестирование слушателей при помощи электронного учебника позволяет более чем в 2 раза сократить учебное время, отводимое на получение результатов входного контроля, по сравнению с решением и проверкой рукописных бланков тестов.

В ходе занятия слушатели используют материалы учебника на своём рабочем месте. Преимущество заключается в том, что основные слайды презентации преподавателя в виде фотоизображений уже загружены в учебник и сопровождают текстовый материал. На этапе уяснения задачи армии на оборону и результатов оборонительной операции, когда один слушатель докладывает у экрана преподавателя, у остальных эта же схема находится

Фото 2. Схема решения командующего 16-й армией

перед глазами. Это особенно удобно при рассмотрении карт и схем мелкого масштаба, особенно для слушателей, расположенных на удалении от экрана. При необходимости масштаб изображения в учебнике можно увеличить. Также слушатели могут одновременно просматривать табличные справочные данные и текстовый материал, в готовности дополнить ответ докладчика.

Итогом данной части занятия для всех слушателей должно стать ясное понимание результата оборонительной операции армии и степени устойчивости её обороны. К примеру, войска 16-й армии в битве под Москвой в ноябре 1941 г. не смогли остановить наступление противника и удержать назначенную полосу обороны. Вместе с тем устойчивость обороны армии в тактическом масштабе существенно возросла по сравнению с ранее изученными операциями начала Великой Отечественной войны. Именно причины роста устойчивости обороны и становятся предметом последующего обсуждения.

В ходе непосредственного анализа решения командующего (командира) основными методами проведения занятия, как правило, являются постановка и обсуждение проблемных вопро-

сов и дискуссия. Вывод о целесообразности решения командующего на оборону делается слушателями на основе всесторонней оценки основных его составляющих, таких, как: избранное направление сосредоточения основных усилий, состав оперативного построения армии, планируемое огневое поражение противника, характер противотанковой обороны и другие. Избранный метод проведения занятия позволяет слушателям обмениваться мнениями о целесообразности принятого решения, факторах, повлиявших на этот выбор, и, оперируя фактами, изложенными в учебнике, обосновывать свою точку зрения.

В содержании учебника отсутствуют готовые оценки целесообразности принятых решений, формулировки выводов и уроков из рассматриваемого боевого опыта. В учебнике даётся содержание решения на оборону и её построение, с детальным указанием количественных и пространственных показателей обороняющихся, состава и достигнутых тактических и оперативных плотностей сил и средств. Слушатели с помощью преподавателя и методики анализа учатся анализировать опыт проведённой операции (боя), выявлять поучительные стороны и формулировать выводы.

Фото 3. Разбор решения командующего 16-й армией

Итогом обсуждения элементов решения на оборону становится его общая оценка. Формулируется вывод о сильных сторонах решения, позволивших повысить устойчивость обороны, и просчётах, допущенных штабом при планировании операции, в силу объективных или субъективных факторов.

Одной из основных форм изучения операций является их сравнительный анализ. Для этой задачи электронный учебник подходит лучше всего. Он позволяет при необходимости без затрат времени осуществить переход к ранее изученным оборонительным операциям, к примеру, сравнить содержание предвоенных взглядов на оборону армии, например, с решением генерала Рокоссовского в битве под Москвой.

Подобным образом осуществляется анализ применения сил и средств при ведении оборонительной операции. При рассмотрении этого учебного вопроса основное внимание слушателей обращается на те стороны в действиях войск, которые определяли итоги операции, например, активность обороны, упорство в удержании оборонительных позиций, эффективность проведения контратак, бой в окружении и выход из него, стойкость и героизм наших воинов и другие.

Несомненно, наглядность учебных материалов, оперативность работы с ними и само наличие этих материалов в объёме одного электронного учебника повышают эффективность рассмотрения учебных вопросов и качества учебного занятия в целом.

Следующим полезным на аналитических уроках функционалом электронного учебника является создание и работа с заметками. По аналогии - это работа с полями в тетради, куда можно записать информацию для последующего быстрого поиска. Возможность создавать в учебнике заметки позволяет слушателям с разной

Фото4. Использование функции «заметки» электронного учебника

степенью усвоения материала осваивать навыки анализа боевого опыта. Заметки позволяют записывать выводы из проведённого анализа, количественные показатели, на которых преподаватель ставит акценты, оставлять себе подсказки, помечать вопросы, чтобы вернуться к необходимому разделу на самоподготовке и доработать его, то есть подстраивать учебный материал под себя. Заметки формируются в рамках одного параграфа учебника, окно заметок автоматически открывается при возвращении к этому параграфу из другого места учебника, что значительно упрощает работу с ними в последующем.

В настоящее время некоторым сегодняшним слушателям проще и удобней работать с компьютером нежели с тетрадью. При соответствующей доработке данной функции заметки могут выглядеть как электронный конспект, вести который можно прямо в учебнике. Краткие записи в заметках позволяют слушателю на этапе семинара, когда обобщается опыт изученных операций, либо уже во время подготовки к экзамену по дисциплине, совершив переход на необходимый параграф учебника,

освежить в памяти необходимые показатели и выводы.

В заключительной части занятия каждому слушателю выставляется оценка за его работу. Основными показателями для получения хорошей и отличной оценки являются: готовность к занятию по результатам теста, владение методикой анализа, умение обосновывать и отстаивать своё мнение, правильно формулировать выводы, активность на аналитическом уроке.

При постановке задач на подготовку к следующему занятию использование электронного учебника позволяет в условиях ограниченного времени сориентировать слушателей не только по теме следующего занятия, но и нацелить на особенности подготовки к нему. Здесь же слушатель снова может воспользоваться функцией заметок и записать, на какие элементы подготовки или ведения операции необходимо обратить особое внимание.

Таким образом, использование электронного учебника на аналитических уроках позволяет повысить качество образовательного процесса. Главным условием для этого становится системный подход

всего преподавательского состава кафедры к разработке электронного учебника и наполнению его материалами, необходимыми слушателю.

Текущие возможности электронного учебника предоставляют преподавателям и слушателям следующие преимущества:

• электронный учебник объединяет в себе учебный материал из основной и дополнительной литературы, справочные данные, определения, термины и понятия, в том числе и по смежным учебным дисциплинам;

• высокая наглядность учебника за счёт его наполнения иллюстративным и мультимедийным материалом;

• использование гиперссылок повышает оперативность работы с учебником при необходимости перехода к другим разделам и параграфам;

• тестовая часть учебника позволяет проводить объективное тестирование слушателей как в рамках одного занятия, так и по всей изученной теме.

В итоге работа с электронным учебником позволяет совершенствовать образовательные технологии для повышения эффективности обучения слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.