Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ, САМООЦЕНКА И ПСИХОЛОГИЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ОПТИМИЗАЦИЯ, САМООЦЕНКА И ПСИХОЛОГИЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ОПТИМИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЛУШАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радченко Юрий Иванович, Шевченко Валерий Евгеньевич, Тренин Валерий Геннадьевич

В статье рассматриваются понятие «профессионально-психологическое сопровождение образовательного процесса» и компоненты разработанной системы такого сопровождения. Представлены результаты функционирования системы профессионально-психологического сопровождения в Военной академии Генерального штаба. На основе результатов анализа социологических опросов слушателей и научно-педагогического состава академии выработаны пути оптимизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радченко Юрий Иванович, Шевченко Валерий Евгеньевич, Тренин Валерий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION, SELF-ESTEEM AND PSYCHOLOGY THE SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A MILITARY UNIVERSITY

The article discusses the concept of «professional psychological support of the educational process» and the components of the developed system of such support. The results of the functioning of the system of professional psychological support in the Military Academy of the General Staff are presented. Based on the results of the analysis of sociological surveys of students and the scientific and pedagogical staff of the academy, ways to optimize the educational process have been developed.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ, САМООЦЕНКА И ПСИХОЛОГИЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Ю.И.РАДЧЕНКО, В.Е. ШЕВЧЕНКО, В.Г. ТРЕНИН

Yu.I. RADCHENKO, V.E. SHEVCHENKO, V.G. TRENIN

ОПТИМИЗАЦИЯ, САМООЦЕНКА И ПСИХОЛОГИЯ

OPTIMIZATION, SELF-ESTEEM AND PSYCHOLOGY

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

THE SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A MILITARY UNIVERSITY

Сведения об авторах: Радченко Юрий Иванович - начальник научно-практического центра (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (г. Москва. E-mail: vagsh@mil.ru);

Шевченко Валерий Евгеньевич - начальник научно-исследовательской лаборатории 1 НИО научно-практического центра (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, кандидат социологических наук (г. Москва. E-mail: vagsh@mil.ru);

Тренин Валерий Геннадьевич - старший научный сотрудник 1 НИО научно-практического центра (военно-профессиональной ориентации и отбора на военную службу) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, кандидат психологических наук (г. Москва. E-mail: vagsh@mil.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются понятие «профессионально-психологическое сопровождение образовательного процесса» и компоненты разработанной системы такого сопровождения. Представлены результаты функционирования системы профессионально-психологического сопровождения в Военной академии Генерального штаба. На основе результатов анализа социологических опросов слушателей и научно-педагогического состава академии выработаны пути оптимизации образовательного процесса.

Ключевые слова: мониторинг, оптимизация, самооценка, профессионально важные качества, компетенции, профессионально-психологическое сопровождение, слушатели.

Information about the authors: Yury Radchenko - head of the scientific and practical center (military professional orientation and selection for military service) of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow. E-mail: vagsh@mil.ru);

Valery Shevchenko - Head of Research Laboratory 1 of the Research and Development Center of the Scientific and Practical Center (Military Professional Guidance and Selection for Military Service) of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Sociological Sciences (Moscow. E-mail: vagsh@mil.ru);

Valery Trenin - Senior Researcher of the 1st Research and Development Center of the Scientific and Practical Center (Military Professional Orientation and Selection for Military Service) of the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences (Moscow. E-mail: vagsh@mil.ru).

Summary. The article discusses the concept of «professionalpsychological support of the educational process» and the components of the developed system of such support. The results of the functioning of the system of professional psychological support in the Military Academy of the General Staff are presented. Based on the results of the analysis of sociological surveys of students and the scientific and pedagogical staff of the academy, ways to optimize the educational process have been developed.

Keywords: monitoring, optimization, self-assessment, professionally important qualities, competencies, professional and psychological support, listeners.

В условиях проведения специальной военной операции ВС РФ на территории Украины по её демилитаризации и денацификации подготовка высокопрофессиональных военачальников стратегического уровня, способных быстро, умело и оперативно ориентироваться в сложной и напряжённой военно-политической обстановке, приобретает особое значение и выдвигает повышенные требования к образовательному процессу в военном вузе. Усиление внимания к совершенствованию профессионально важных качеств слушателей, ориентация обучения на максимальный учёт индивидуальных особенностей каждого обучаемого, мониторинг динамики развития требуемых компетенций стоят в центре внимания образовательной деятельности.

Актуальность профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса в военном вузе обуславливается необходимостью обеспечения качества реализуемого высшего образования оперативно-стратегического уровня, созданием условий для эффективного функционирования подсистемы внутренней оценки качества образовательной деятельности вуза со стороны обучающихся, мониторинга психологического состояния научно-педагогического состава и слушателей. Профессионально-психологическое сопровождение образовательного процесса в академии проводится в соответствии с требованиями и рекомендациями Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации. В целях чёткой

структуризации деятельности должностных лиц в академии разработаны положения о профессионально-психологическом сопровождении личного состава вуза и об оценивании слушателями образовательного процесса. Кроме того, ежегодно разрабатывается Дорожная карта выполнения мероприятий профессионально-психологического сопровождения.

Профессионально-психологическое сопровождение представляет собой комплекс мероприятий психологической работы, направленных на оптимизацию деятельности всех участников образовательного процесса, создание благоприятных социально-психологических условий учебной и профессиональной деятельности, выявление и профилактику возможных депрессивных состояний, оказание психологической помощи при затруднении в адаптации к условиям образовательной среды, развитие профессионально важных качеств и компетенций, психологической готовности к самореализации.

В ходе профессионально-психологического сопровождения решаются следующие задачи:

• изучение социально-психологических и психологических особенностей лиц, отобранных на обучение, кандидатов на замещение вакантных должностей, прогнозирование успешности обучения и профессиональной деятельности;

• формирование психологической устойчивости к учебным и служебным нагрузкам, обучение приёмам психической саморегуляции;

• диагностика функционального состояния личного состава, выработка индивидуальных рекомендаций, проведение мероприятий по психологической профилактике отклоняющегося поведения, психологической коррекции;

• изучение социально-психологических условий образовательной среды и психологического климата в коллективах, выявление факторов риска, выработка рекомендаций для предотвращения и разрешения конфликтов;

• организация и проведение психологического консультирования, оказание помощи в совершенствовании профессионально важных качеств и компетенций;

• анализ отзывов о служебной деятельности выпускников, выработка рекомендаций по внесению изменений в учебные планы и рабочие программы дисциплин (модулей).

Академическая система профессионально-психологического сопровождения представлена на схеме.

Сопровождение участников образовательного процесса проводится на этапах контроля (входного, промежуточного, итогового): изучения социально-психологических и психологических особенностей военнослужащих -кандидатов на обучение, на военную службу и гражданского персонала на работу по трудовому договору (входной контроль); адаптации к условиям учебной и профессиональной деятельности, совершенствования профессионально важных качеств и компетенций (промежуточный контроль); самореализации,

Схема. Система профессионально-психологического сопровождения в ВАГШ ВС РФ

профессиональной и личностной идентичности (итоговый контроль).

Сопровождение в процессе обучения направлено на совершенствование у слушателей профессионально важных качеств и компетенций, формирование и развитие мотивационных установок к освоению образовательных программ, психологической готовности к дальнейшей военно-профессиональной деятельности. Важность мероприятий процесса сопровождения заключается в том, что это позволяет выявить условия оптимизации и совершенствования профессиональных компетенций слушателей, достаточно точно выявить тенденции, условия и факторы, влияющие на него, а также спрогнозировать положительную направленность и результативность военно-профессиональной деятельности выпускников.

Анализ результатов социологических опросов и психологических обследований слушателей, проведённых научно-практическим центром академии за последние пять лет, позволяет представить сформированный обобщённый профессионально-психологический портрет (модель) выпускника ака-

демии, изучить, проанализировать их мнения и оценки по наиболее важным проблемам организации учебного процесса и его качества в вузе, оценить образовательную, методическую, научную и воспитательную работу кафедр, выявить доминирующие профессиональные мотивы деятельности, основные ценностные ориентации слушателей, их взгляды на перспективы своей дальнейшей службы и другим проблемам.

На основании анализа результатов мониторинга уровня развития требуемых компетенций оценивается степень реализации личностного интеллектуального и адаптационного потенциалов.

В обобщённом виде алгоритм проведения мероприятий сопровождения в академии выглядит следующим образом:

• создание социально-психологического портрета слушателя;

• выявление проблем образовательного процесса, исследование степени удовлетворённости обучением;

• выявление тенденций формирования мнения слушателей-выпускников об академии, о подготовке, реализуемой кафедрами, оценивание качества проведения занятий

преподавателями и в целом образовательного процесса;

• исследование направленности ценностных ориентаций, анализ динамики и полноты формирования компетенций и качеств выпускников;

• оценка результативности образовательного процесса, которая основывается на исследовании мотивации на получение образования оперативно-стратегического уровня, потребности в совершенствовании компетенций, отношения выпускников к перспективам своей службы, степени готовности к военно-профессиональной деятельности и результатах самооценки личной подготовленности.

В процессе профессионально-психологического сопровождения на этапе заключительной профессиональной самоидентификации в академии ежегодно проводится исследование ценностных ориентаций и уровня освоения требуемых компетенций у выпускников. Ежегодно со слушателями выпускного курса проводится анонимное анкетирование, для этого применяются разработанные в научно-практическом центре академии специализированные методики (см. фото).

Фото. Слушатели выпускного курса академии участвуют в анкетировании

Определение вектора ценностных ориентаций выпускников необходимо для оценки и прогнозирования их военно-профессиональной направленности. Знание достигнутого уровня освоения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций важно для проведения сравнительного анализа и определения необходимости внесения корректирующих изменений в программы подготовки или курсы отдельных дисциплин. Сведения по результатам опросов слушателей представляются руководящему составу академии, начальникам структурных подразделений для получения внутренней оценки качества образовательной деятельности вуза со стороны обучающихся, т.н. «обратной связи».

По результатам профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса в академии последних лет определено, что «Служение Отечеству» является одним из ведущих мотивов, оказывающих влияние на личность слушателя. Можно констатировать, что выпускники академии XXI века придерживаются примерно одних и тех же фундаментальных нематериальных ценностей, которые определяют их направленность и сознание. Эти ценности исходят из высоконравственных (жертвенных) идеалов: реализации своего призвания, осознания причастности и принадлежности, основанных на традициях, в т.ч. династических, которые способствуют взаимопониманию в воинских коллективах, эффективному слаживанию боевых и специализированных подразделений, успешному решению поставленных задач. Всё это подтверждается высоким уровнем положительного восприятия и доверия общества к армии в целом.

Другой важнейшей стороной профессионально-психологического сопровождения в вузе является контроль динамики совершенствования профессиональной составляющей каждого обучаемого.

Оценивание наиболее важных компетенций, качеств и уровень их достижения производится по шести основным направлениям (областям, включающим по 10 дефиниций):

I. Область общепрофессиональных компетенций (ОПК).

II. Область профессиональных компетенций (ПК).

III. Универсальные компетенции и духовно-нравственные качества (УК).

IV. Интеллектуальные качества (ИК).

V. Волевые качества (ВК).

VI. Психологические качества и особенности (ПСО).

Достоверность и репрезентативность полученных данных подтверждаются реализуемыми из года в год следующими обязательными условиями: во-первых, порядок заполнения анкет носит анонимный характер; во-вторых, обработка полученного массива данных, ответов и оценок производится по единой методике, в опросах принимает участие достаточное количество респондентов для такого рода исследований.

По результатам проведения мероприятий профессионально-психологического сопровождения в академии ежегодно издаётся информационно-аналитический сборник, который ориентирован на руководящий состав академии, научно-педагогический состав кафедр, научных сотрудников учебно-методического и науч-

но-исследовательского центров, а также научно-исследовательских лабораторий вуза. Опубликованные результаты используются для принятия решений по внесению изменений в концепцию развития академии, в систему работы должностных лиц, планы работы структурных подразделений в интересах повышения качества подготовки будущих военных руководителей оперативно-стратегического уровня, при разработке и корректировке учебных планов и программ, оптимизации организации, содержания и качества образовательного процесса в академии.

Анализ достижений выпускников 2021 г. свидетельствует о том, что практически все показатели достигнутых уровней профессионально важных качеств и компетенций 2021 г. были выше результатов 2020 г. Результаты исследований (с 2018 по 2021 г.) показывают устойчивую тенденцию увеличения процента выпускников, удовлетворённых обучением.

Таким образом разработанная и апробированная система профессионально-психологического сопровождения выступает эффективным психологическим инструментом, позволяющим формировать, оценивать и прогнозировать профессионально важные качества и компетенции обучаемых, что повышает качество образовательного процесса в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.